Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2015 N АКПИ14-1450

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 февраля 2015 г. N АКПИ14-1450

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Б.А.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Б.Н. о признании частично недействующим пункта 15.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, и абзаца пятого приложения N 2 к Правилам,

установил:

постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 утверждены Правила дорожного движения (далее - Правила). Постановление официально опубликовано в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 22 ноября 1993 г. N 47.

Согласно пункту 15.1 Правил водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).

Приложение N 2 к Правилам (далее - Приложение) регламентирует дорожную разметку и ее характеристики. Раздел 1 Приложения содержит правовое регулирование горизонтальной разметки, к которой отнесены линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части, устанавливающие определенные режимы и порядок движения либо содержащие иную информацию для участников дорожного движения (абзац первый). Горизонтальная разметка 1.2.1 (сплошная линия) - обозначает край проезжей части. Горизонтальная разметка 1.2.2 (прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) - обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах (абзац пятый).

Б.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 15.1 Правил в части, устанавливающей возможность пересечения железнодорожных путей водителями транспортных средств только по железнодорожным переездам, ссылаясь на его несоответствие предмету правового регулирования, определенного пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". По мнению заявителя, Правила, регулирующие отношения, возникающие в пределах дорог, не могут содержать норму, запрещающую движение транспортных средств через железнодорожные пути вне дорог.

Также заявитель просит признать недействующим абзац пятый Приложения, обосновывая свои требования тем, что из Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст (далее - Национальный стандарт), указанного в заголовке Приложения и устанавливающего требования к разметке, Изменением N 3 ГОСТ Р 522892004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным и введенным в действие 28 февраля 2014 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2013 г. N 2221-ст, исключена горизонтальная разметка 1.2.1 и 1.2.2 и введена разметка 1.2, что вводит в заблуждение участников дорожного движения и создает угрозу безопасности дорожного движения.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 6 декабря 2014 г. N СП-П9-9004), которое в письменных возражениях указало, что оспариваемые положения действующему законодательству не противоречат, прав и законных интересов заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения заявителя, представителей Правительства Российской Федерации М.Г. и М.Д.В, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).

Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).

Таким образом, Правила приняты высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации на основании указанного законом положения, в соответствии с его полномочиями и в форме, которые предусмотрены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Постановление опубликовано в установленном законом порядке.

Пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ на всех участников дорожного движения возложена обязанность выполнять требования этого закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьей 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда.

Таким образом, пункт 15.1 Правил в оспариваемой части фактически воспроизводит приведенные выше нормы федерального законодательства.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ определяет, что дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (статья 2).

По смыслу, вытекающему из положений статьи 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пересечение автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне и представляет собой железнодорожный переезд.

Аналогичное понятие железнодорожного переезда приводится в пункте 1.2 Правил (пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне).

Порядок пересечения железнодорожных путей транспортными средствами урегулирован оспариваемыми положениями Правил в целях безопасности движения.

Таким образом, устанавливая в Правилах порядок движения через железнодорожные переезды, Правительство Российской Федерации не вышло за пределы своих полномочий при регулировании общественных отношений в сфере дорожного движения. Положение пункта 15.1 Правил не противоречит законодательству Российской Федерации, прав заявителя и его законных интересов не нарушает.

Конвенция о дорожных знаках и сигналах (г. Вена, 8 ноября 1968 г.) (далее - Конвенция) закрепляет, что обозначения на проезжей части (разметка дорог) применяются в тех случаях, когда компетентные органы считают это необходимым с целью регулирования движения, предупреждения или ориентировки пользователей дороги. Эти обозначения могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими дорожными сигнальными знаками с тем, чтобы усилить или уточнить их указания (статья 25); продольная разметка, состоящая из сплошной линии, проведенной по проезжей части, означает, что всем транспортным средствам запрещается переезжать через нее или наезжать на нее; равным образом, когда разметка разделяет оба направления движения, она означает, что ни одно транспортное средство не должно следовать с той стороны разметки, которая является для водителя противоположной краю проезжей части, соответствующей направлению движения. Продольная разметка, состоящая из двух сплошных линий, имеет аналогичное значение (пункт 1 статьи 26). Согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 26 Конвенции продольная разметка, состоящая из прерывистой линии, проведенной по проезжей части дороги, не имеет значения запрещения, но предназначена: i) либо для разграничения полос движения, а также для разделения направления потоков движения; ii) либо для предупреждения о приближении к сплошной линии и об устанавливаемом ею запрещении или о приближении к другому участку, представляющему особую опасность; b) отношение длины расстояния между чертами к длине черты должно быть значительно меньшим в прерывистых линиях, которые используются в целях, изложенных в подпункте "a(ii)" этого пункта, чем в линиях, которые используются в целях, изложенных в подпункте "a(i)" этого же пункта.

Указанная в абзаце пятом Приложения дорожная разметка в полной мере согласуется с приведенными нормами международного права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) национальные стандарты и предварительные национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном данным федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. При этом национальный стандарт и предварительный национальный стандарт применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.

Согласно пункту 1 Национального стандарта данный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.

Пунктом 1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" установлено, что стандарт устанавливает группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и дорогах с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний. Стандарт также устанавливает требования к световозвращающим материалам для знаков.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний", согласно его пункту 1, распространяется на дорожные светофоры (далее - светофоры), предназначенные для регулирования движения транспортных средств и пешеходов.

Абзацем первым раздела 1 Приложения установлено, что горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения.

В силу пункта 1.3 Правил участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им (пункт 1 Правил).

Таким образом, из анализа приведенных норм в их совокупности следует, что требования стандартов на участников дорожного движения не распространяются и носят рекомендательный характер. Положения абзаца пятого Приложения не создают угрозу безопасности дорожного движения, прав и законных интересов заявителя не нарушают, а лишь описывают внешний вид разметки, подлежащий соблюдению участниками дорожного движения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Б.Н. о признании частично недействующим пункта 15.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, и абзаца пятого приложения N 2 к Правилам отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
"О внесении дополнений в Список организаций, на которых распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации в 2012 году"
"О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации"
"О корректировке ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении соевого шрота"
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзаца первого пункта 7, подпунктов "в", "г" пункта 52, пунктов 92 и 92 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307>
Ошибка на сайте