Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 14.12.2004 N ГКПИ04-1436

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 14 декабря 2004 г. N ГКПИ04-1436

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общероссийской общественной организации "НАЦИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РУССКОГО БОУЛИНГА" о признании недействующим пункта первого Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей",

установил:

общероссийская общественная организация "НАЦИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РУССКОГО БОУЛИНГА" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта первого Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей".

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат законодательству Российской Федерации и нарушают права НАЦИОНАЛЬНОЙ ФЕДЕРАЦИИ РУССКОГО БОУЛИНГА (сокращенное наименование "НФРБ").

В суде представители "НФРБ" Нельга И.В., Ефремов Д.Е., Александров М.Е., а также представитель третьего лица на стороне заявителя ЗАО "Интерлот" Красный В.И. поддержали заявленные требования и пояснили, что являются организаторами негосударственных лотерей и Форма отчетности, утвержденная пунктом первым Приказа Минфина России от 9 августа 2004 г. N 66н, возлагает на организатора лотереи обязанность предоставлять в уполномоченный исполнительный орган сведения о проведении лотереи, не предусмотренные перечнем сведений о проведении лотереи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338.

Представители заинтересованных лиц Минфина России Кучаев С.А., Панченко М.В., Уварова М.М., Минюста России Давыдовский И.Н., Буланов А.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права организаторов лотерей.

Выслушав объяснения представителей заявителя общественной организации "НФРБ" Нельга И.В., Ефремова Д.Е., Александрова М.В., представителя третьего лица на стороне заявителя ЗАО "Интерлот" Красного В.И., представителей заинтересованных лиц Минфина России Кучаева С.А., Панченко М.В., Уваровой М.М., Минюста России Давыдовского И.Н., Буланова А.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

Согласно статье 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей" утверждены:

1. Формы и сроки предоставления отчетности о лотереях (приложение N 1);

2. Правила проведения негосударственной лотереи (приложение N 2);

3. Форма выписки из государственного реестра всероссийских лотерей (приложение N 3);

4. Правила проведения стимулирующей лотереи (приложение N 4).

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6014 и опубликован в "Российской газете" N 206, 21.09.2004, Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 38, 20.09.2004.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О лотереях" государственное регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, включает в себя:

1) выдачу разрешений на проведение международных и всероссийских лотерей и проведение лотерей на территориях нескольких субъектов Российской Федерации;

2) ведение единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей;

3) издание в установленном порядке нормативных правовых актов, регулирующих организацию лотерей и проведение лотерей;

4) контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

5) установление форм и сроков представления отчетности о лотереях. Государственное регулирование отношений по установлению форм и сроков представления отчетности о лотереях осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" установлено, что Министерство финансов Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию лотерейной деятельности, а также методологическое обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 настоящего Постановления).

Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, предусматривает, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения лотерей.

Следовательно, Министерство финансов Российской Федерации, установив Приказом от 9 августа 2004 г. N 66н формы и сроки предоставления отчетности о лотереях, действовало в пределах полномочий данного государственного органа, что не оспаривается общественной организацией "НФРБ".

Доводы заявителя о том, что форма отчетности о проведении негосударственной лотереи содержит сведения, не предусмотренные перечнем сведений о проведении лотерей, подлежащих предоставлению организатором и (или) оператором лотереи в Федеральную налоговую службу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338, и незаконно возлагает на организатора лотереи обязанность представлять сведения о проведении лотереи, являются несостоятельными.

Как пояснили в суде представители Минфина России Кучаев С.А., Панченко М.В., отчетность, утвержденная Приказом Минфина России от 9 августа 2004 г. N 66н, и перечень сведений, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 338, являются различными самостоятельными методами государственного регулирования лотерейной деятельности, которые обеспечивают выполнение отдельных норм Федерального закона "О лотереях".

Поскольку государственное регулирование лотерейной деятельности включает в себя контроль за проведением лотереи (пункт 4 части 1 статьи 4 Федерального закона "О лотереях"), то часть 2 статьи 21 Федерального закона "О лотереях" устанавливает, что по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи или получивших уведомление о проведении стимулирующей лотереи, организатор лотереи и оператор лотереи обязаны предоставить сведения о проведении лотереи. Перечень таких сведений утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Перечень сведений о проведении лотерей, подлежащих представлению организатором и (или) оператором лотереи в Федеральную налоговую службу, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях".

Утвержденные Приказом Минфина России от 9 августа 2004 г. N 66н Формы и сроки предоставления отчетности о лотереях являются самостоятельным способом государственного регулирования отношений, возникающих в области организации лотерей и их проведения, предоставляются ежеквартально и ежегодно.

Форма отчетности о проведении негосударственной лотереи в пункте 3 устанавливает представление в уполномоченный исполнительный орган сведений о выручке от продажи лотереи, в том числе: по выпускам (тиражам).

Из объяснений представителя Минфина России Панченко М.В. в суде следует, что представление сведений о выручке от проведения лотереи вытекает также из пункта 7 Перечня сведений о проведении лотерей, подлежащих представлению организатором и (или) оператором лотереи в Федеральную налоговую службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338. Более того, уже на стадии получения разрешения на проведение лотереи организатор лотереи к заявлению о предоставлении разрешения на проведение лотереи среди необходимых документов прилагает технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи.

В пункте 4 формы отчетности о проведении негосударственной лотереи предусмотрено представление сведений о сформированном призовом фонде, в том числе: по выпускам (тиражам).

Федеральным законом "О лотереях" установлены определенные обязательства для организатора лотереи, нарушение которых для виновного лица влечет наступление ответственности.

Так, пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона к обязательным нормативам лотереи относится размер призового фонда лотереи, который по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов, но не более чем 80 процентов.

Форма отчетности о проведении негосударственной лотереи в пункте 8 предусматривает обязанность организатора лотереи предоставить сведения о затратах, связанных с проведением лотереи, всего (тыс. руб.) в том числе:

изготовление лотерейных билетов, затраты по реализации, реклама, погашение кредитов, выплата процентов по кредитам, другие затраты (расшифровать).

Представитель Минфина России Панченко М.В. пояснила в судебном заседании, что в уполномоченный исполнительный орган организатор негосударственной лотереи предоставляет сведения о затратах, связанных с проведением лотереи, а не о хозяйственной деятельности, и предоставление этих сведений предусмотрено пунктом 6 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338.

Пункт 9 формы отчетности устанавливает представление сведений о перечисленных целевых средствах. Размер целевых отчислений от лотереи относится к обязательным нормативам лотереи и предусмотрен пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О лотереях".

Пункт 10 формы отчетности устанавливает предоставление сведений о валовой прибыли организатора, полученной в результате проведения лотереи (тыс. руб.), а пункт 11 - предоставление сведений о чистой прибыли организатора, полученной в результате проведения лотереи (тыс. руб.).

Представляемые в соответствии с данными пунктами формы отчетности сведения, по объяснениям представителей Минфина России Кучаева С.А., Панченко М.В., позволяют проконтролировать возможность выполнения организатором лотереи обязательств, предусмотренных Федеральным законом, а также осуществить сравнительный анализ показателей, заявленных в технико-экономическом обосновании, и реальных показателей при проведении лотереи. Кроме того, согласно статьям 251, 252 Налогового кодекса РФ, расходы, связанные с перечислением целевых отчислений от лотереи в порядке, предусмотренном статьей 11 Федерального закона "О лотереях", не уменьшают налоговой базы и должны осуществляться за счет чистой прибыли, поэтому показатель чистой прибыли позволяет проконтролировать возможность уплаты организатором лотереи целевых отчислений.

Пункт 15 формы отчетности о проведении негосударственной лотереи устанавливает предоставление в уполномоченный орган документа из кредитной организации, подтверждающего сумму призового фонда и общий объем средств, полученных от проведения лотереи.

По объяснениям представителей заинтересованного лица, представление такого документа позволяет документально подтвердить показатели, отраженные в пунктах 3 и 4 формы отчетности.

Кроме того, представление подобного документа предусмотрено пунктом 7 Перечня сведений о проведении лотерей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 338, в соответствии с которым организатор лотереи представляет в Федеральную налоговую службу документ, выданный кредитной организацией, который подтверждает сумму призового фонда и общий объем полученных от проведения лотереи средств на конкретную дату.

Форма отчетности о проведении негосударственной лотереи в пункте 16 устанавливает представление данных об изготовителе лотерейных билетов (наименование, местонахождение, номер и дату лицензии, наименование лицензирующего органа).

Представление образца лотерейного билета с описанием элементов защиты установлено пунктом 17 формы отчетности.

Федеральный закон "О лотереях" в статье 12 определяет обязательные реквизиты, которые должны содержать лотерейные билеты. Пункт 18 формы отчетности возлагает на организатора лотереи обязанность по представлению сведений о месте и годе изготовления тиража лотерейных билетов. В случае ввоза на территорию Российской Федерации лотерейных билетов пункт 19 формы отчетности устанавливает представление копии грузовой таможенной декларации, заверенной на таможне.

Федеральный закон "О лотереях" определяет лотерейный билет как документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией (статья 2 Закона).

Полиграфическая деятельность в силу статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществляется на основании лицензии.

По объяснениям представителя Минфина России Кучаева С.А., представление организатором лотереи копии грузовой таможенной декларации является единственным документом, подтверждающим законность ввоза на территорию Российской Федерации полиграфической продукции (лотерейных билетов).

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Форма отчетности о проведении негосударственной лотереи, утвержденная Приказом Минфина России от 9 августа 2004 г. N 66н, устанавливает срок представления квартальной формы отчетности до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Федеральный закон "О лотереях", определяя правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, определил, что сроки предоставления отчетности о лотереях устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Минфин России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации проведения лотерей, обязан при решении вопроса о сроках предоставления формы отчетности учитывать требования действующего законодательства о бухгалтерском учете.

В силу статьи 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон "О лотереях" не установил иные сроки представления квартальной отчетности, поэтому представление квартальной формы отчетности о проведении негосударственной лотереи до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, не соответствует действующему законодательству и нарушает права организатора лотереи. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление общероссийской общественной организации "НАЦИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РУССКОГО БОУЛИНГА" о признании недействующим пункта первого Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей" - удовлетворить частично: признать не действующими со дня вступления в законную силу решения суда положения Формы отчетности о проведении негосударственной лотереи, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н (приложение N 1), в части предоставления срока квартальной отчетности - до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 8, 9 описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828>
<О признании частично недействующим абзаца первого пункта 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439>
<О признании недействующим абзаца 13 раздела "В целях применения статьи 171 НК РФ" Приложения к письму ФНС РФ от 19.10.2005 N ММ-6-03/886>
"О ввозе ограниченных партий биологически активных добавок к пище, специального спортивного питания и лекарственных препаратов (лекарственных средств), предназначенных для обеспечения национальных спортивных сборных команд государств - членов Таможенного союза"
Ошибка на сайте