Решение Верховного Суда РФ от 16.11.2009 N ГКПИ09-1367
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1367
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании частично недействующими пункта 1, абзацев первого, второго, пятого пункта 2, пункта 3 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 мая 2002 г. N 250,
установил:
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 мая 2002 г. N 250 утверждена Инструкция о порядке выплаты сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (далее - Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2002 г. N 3482 и официально опубликован в "Российской газете", N 100, 5 июня 2002 г., "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 24, 17 июня 2002 г.
Пунктом 1 Инструкции установлено, что ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 120 процентов должностного оклада (далее именуется - надбавка) устанавливается сотрудникам Государственной противопожарной службы, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным характером и специальным режимом службы (пункт 1).
Пунктом 2 Инструкции предусмотрено, что надбавка устанавливается на определенный период, как правило, не более чем на один год, приказом руководителя органа управления, учреждения, подразделения Государственной противопожарной службы или руководителя органа управления МЧС России (абзац 1); приказ руководителя об установлении надбавки издается в начале календарного года или при назначении сотрудника на должность с указанием конкретного размера надбавки и периода, на который она устанавливается (абзац 2); по окончании периода, на который была установлена надбавка, соответствующим руководителем принимается решение о продлении (прекращении) выплаты надбавки или изменении ее размера (абзац 5).
Согласно пункту 3 Инструкции руководители в отношении подчиненных им сотрудников имеют право принимать решения о прекращении выплаты надбавки или уменьшении ее размера до истечения периода, на который она установлена, в случаях изменения характера и режима службы, снижения результатов служебной деятельности, привлечения к дисциплинарной ответственности и т.п. Прекращение выплаты или снижение размера надбавки оформляется приказом руководителя с указанием в нем конкретных причин.
Н., проходящий Службу в государственной противопожарной службе МЧС России, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пункта 1, абзацев первого, второго, пятого пункта 2, пункта 3 Инструкции по тем основаниям, что данные правовые нормы противоречат пункту 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ), устанавливающему критерии, в зависимости от которых дифференцируется размер указанной ежемесячной надбавки - состав сотрудников и местность прохождения службы. Возможность разграничения размера надбавки по иным основаниям, в том числе в зависимости от уровня профессиональной подготовки, деловых качеств сотрудников, сложности и значимости выполняемых задач, характера, режима и достигнутых результатов в службе, привлечения к дисциплинарной ответственности в отношении служащих одного состава, проходящих службу в одной местности, Федеральным законом не предусмотрена.
По мнению заявителя, оспариваемые положения Инструкции вводят не предусмотренные федеральным законом дополнительные условия назначения ежемесячной надбавки и нарушают его право на получение денежного довольствия в объеме, установленном федеральным законодательством.
В судебном заседании Н. уточнил заявленные требования и просил признать недействующими пункт 1 Инструкции в части, предусматривающей установление надбавки 1 сотрудникам, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным характером и специальным режимом службы, а также допускающей установление надбавки в размере до 120 процентов; абзацы первый и второй пункта 2, предусматривающие установление надбавки в начале календарного года или при назначении сотрудника на должность не более чем на один год, с указанием конкретного размера надбавки и периода, на который она установлена; абзац пятый пункта 2, допускающий возможность по окончании периода, на который была установлена надбавка, продления (прекращения) выплаты надбавки или изменения ее размера; пункт 3, предусматривающий прекращение выплаты надбавки или уменьшение ее размера до истечения периода, на который она установлена, в случаях изменения характера и режима службы, снижения результатов служебной деятельности, привлечения к дисциплинарной ответственности и т.п.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в своем отзыве заявленные требования не признало, ссылаясь на то, что в пределах своих полномочий определило в пунктах 1, 2, 3 Инструкции порядок установления дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы и ее размера, эти пункты федеральному закону не противоречат, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Министерство юстиции Российской Федерации в своем отзыве признало обоснованными заявленные требования в части признания недействующими пункта 1, абзаца пятого пункта 2 и пункта 3 Инструкции.
Выслушав объяснения представителей Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий К.А., К.Н., Е., Министерства юстиции Российской Федерации Ж., свидетеля А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего заявление удовлетворить в части оспаривания пункта 1, абзаца пятого пункта 2 и пункта 3 Инструкции, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Инструкция утверждена Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во исполнение полномочий, предоставленных Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 204 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации".
Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ относится к дополнительным выплатам, которые составляют структуру денежного довольствия сотрудников.
Статьей 144 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абзац 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ был изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2005 г.
Согласно пункту 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ, действующему в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, дополнительные выплаты сотрудникам состоят, в частности, из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.
Таким образом, в отличие от ранее действующей редакции, с 1 января 2005 г. абзацем вторым пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ установлена не только возможность выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, но и критерии, в зависимости от которых дифференцируется размер указанной ежемесячной надбавки - состав сотрудников и местность прохождения службы, основания ее установления. Возможность разграничения размера надбавки по иным основаниям, в том числе в зависимости от характера и режима службы, результатов служебной деятельности, привлечения к дисциплинарной ответственности и т.п., данным Законом не предусмотрена.
Деловые качества конкретного сотрудника, характер его работы, сложность и значимость выполняемых им задач, достигнутые результаты в службе не влияют на размер надбавки за сложность напряженность и специальный режим службы и могут служить лишь основанием для дополнительных стимулирующих выплат, указанных в пункте 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ (премии, единовременное денежное вознаграждение).
Исходя из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы устанавливается в целях компенсации утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся в натуральной форме.
Установление надбавки, как это следует из пункта 1 Инструкции, только тем сотрудникам Государственной противопожарной службы, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным характером и специальным режимом службы, не соответствует федеральному законодательству, поскольку закон не ставит право на получение надбавки, носящей компенсационный характер, в зависимость от уровня профессиональной подготовки, деловых качеств сотрудников, сложности и значимости выполняемых задач.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что пункт 1 Инструкции в указанной части противоречит абзацу второму пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ и подлежит признанию недействующим.
Необоснованным суд считает утверждение заявителя о противоречии федеральному законодательству пункта 1 в части, устанавливающей размер надбавки до 120 процентов, поскольку именно такой предельный размер надбавки установлен абзацем вторым пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ.
Абзацы первый и второй пункта 2 Инструкции регламентируют порядок установления надбавки, сами по себе каких-либо дополнительных оснований определения размера надбавки не устанавливают, а носят организационный характер. Установление надбавки в начале календарного года на определенный период, как правило, на один год, обусловлено финансовым годом, не нарушает прав сотрудников и не противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 3 оспариваемого Приказа выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств федерального бюджета, производится в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Бюджетные ассигнования согласно Бюджетному Кодексу РФ - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (статьи 6, 12).
Не противоречит федеральному законодательству и абзац 5 пункта 2 Инструкции, устанавливающий возможность по окончании периода, на который была установлена надбавка, прекращения выплаты надбавки или изменения ее размера, т.к. такое изменение возможно в случае изменения состава сотрудников и местности прохождения службы, места жительства и места службы сотрудника, увольнения сотрудника.
Вместе с тем пункт 3 Инструкции, содержащий положение о возможном прекращении выплаты или уменьшении ее размера до истечения периода, на который она установлена, в случаях снижения результатов служебной деятельности, привлечения к дисциплинарной ответственности и т.п., противоречит пункту 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ и подлежит признанию недействующим, поскольку по сравнению с данным Законом вводит дополнительные ограничения для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.
Учитывая изложенное, суд считает, что пункт 1 в части, устанавливающей выплату, надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы лишь сотрудникам Государственной противопожарной службы, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным характером и специальным режимом службы и пункт 3 Инструкции противоречат абзацу 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ и подлежат признанию недействующими. В остальной части требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Н. удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 мая 2002 г. N 250 в части, устанавливающей выплату надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы лишь сотрудникам Государственной противопожарной службы, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным характером и специальным режимом службы; пункт 3 данной Инструкции.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.