Решение Верховного Суда РФ от 19.04.2010 N ВКГПИ10-14
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2010 г. N ВКГПИ10-14
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.,
при секретаре Д.,
с участием старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б., представителей Министерства обороны Российской Федерации полковника юстиции Ш. и Министерства юстиции Российской Федерации Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. и Ж. об оспаривании пункта 7 "Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Порядка), утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 г. N 115 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 28 апреля 2009 г. N 13862, в части, ограничивающей право военнослужащих, находящихся в распоряжении командиров (начальников), на получение дополнительных выплат по результатам исполнения обязанностей военной службы, направленных на материальное стимулирование военнослужащих,
установила:
Л. и Ж., обратившись в Верховный Суд Российской Федерации с названным заявлением, указывают, что пункт 7 "Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 28 марта 2009 г. N 115 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 28 февраля 2009 г. N 13862, не соответствует Указу Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти".
По мнению заявителей, названный Указ Президента Российской Федерации предусматривает обеспечение качественного выполнения возложенных на федеральные органы исполнительной власти функций и задач, совершенствование денежного довольствия военнослужащих путем установления дополнительной выплаты, направленной на материальное стимулирование военнослужащих в зависимости от выполнения обязанностей военной службы, при этом не выделяет среди них отдельные категории.
Как считают авторы заявления, содержание Указа Президента Российской Федерации свидетельствует о том, что установленная им выплата зависит лишь от выполнения обязанностей военной службы всеми военнослужащими, в том числе и находящимися в распоряжении командиров (начальников).
Одновременно они указывают, что согласно пунктам 3 и 4 статьи 12 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а Министерством обороны определяется только порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих.
По утверждению Л. и Ж., пункт 7 Порядка, установивший возможность материального стимулирования военнослужащих только в зависимости от результатов выполнения должностных обязанностей, за исключением военнослужащих, находящихся в распоряжении соответствующих командиров (начальников), является незаконным.
Поскольку указанная выплата осуществляется из разницы между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на денежное довольствие всех военнослужащих на соответствующий год, и средствами, предназначенными для содержания фактической численности военнослужащих на 1 января соответствующего года, эта разница подлежит пропорциональному распределению между военнослужащими всех категорий, в том числе и находящимися в распоряжении.
В заключение заявители просят признать пункт 7 Порядка не соответствующим Указу Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" и пунктам 3, 4 статьи 12 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в части, ограничивающей право военнослужащих, находящихся в распоряжении соответствующих командиров (начальников), на материальное стимулирование по результатам исполнения служебных обязанностей, поскольку он нарушает принцип справедливого вознаграждения за труд по сравнению с военнослужащими, проходящими военную службу на воинских должностях.
В возражениях на заявление представители Министерства обороны РФ и Министерства юстиции РФ, полагая, что оспариваемый пункт Порядка не противоречит названным Указу Президента Российской Федерации и Федеральному закону Российской Федерации, просили суд отказать в удовлетворении требований Ж. и Л.
Заявители, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли и просили рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснение представителя Министерства обороны и заключение представителя Министерства юстиции о законности и обоснованности оспариваемого нормативно-правового акта, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований Ж. и Л. за необоснованностью, Военная коллегия приходит к следующим выводам.
Пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" предоставил Министру обороны РФ право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил РФ, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, Правительству Российской Федерации предписано привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом и при необходимости принять решения, направленные на его реализацию.
Вопреки мнению заявителей, анализ положений Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 свидетельствует о том, что он не устанавливает какие-либо дополнительные выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, а лишь определяет меры по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти.
Принимая во внимание, что названным Указом Президента Российской Федерации к компетенции Министра обороны РФ отнесено право на сокращение численности военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и на установление порядка расходования высвобождающихся в результате сокращения средств федерального бюджета на материальное стимулирование военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ по результатам службы (работы), следует прийти к выводу о поощрительной природе таких выплат, которые не относятся к обязательным дополнительным выплатам, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Положение оспариваемого пункта 7 Порядка об установлении конкретных размеров материального стимулирования в пределах объемов бюджетных средств в зависимости от результатов исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей полностью согласуется с пунктом 9 статьи 13 названного Федерального закона об установлении надбавок и дополнительных выплат дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, который определяет, что нахождение военнослужащего в распоряжении соответствующего командира (начальника) не является прохождением военной службы на воинской должности.
При таких обстоятельствах следует признать, что пункт 7 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 28 марта 2009 г. N 115, вопреки утверждению Ж. и Л., не противоречит Указу Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459, пунктам 3 и 4 статьи 12, статье 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и другим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и во взаимосвязи с положением Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ обоснованно предусматривает материальное стимулирование по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей и не нарушает принцип справедливого вознаграждения за труд.
Так как оспариваемый Приказ в части определения порядка материального стимулирования военнослужащих за счет средств федерального бюджета, высвобождаемых в результате сокращения численности военнослужащих, издан Министром обороны РФ в пределах прав, предоставленных ему подпунктами 7 и 43 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459, его следует признать законным и обоснованным, а требования Ж. и Л. не подлежащими удовлетворению.
Что касается заявленного в ходе подготовки дела к судебному разбирательству требования Ж. и Л. о признании их субъективного права на получение предусмотренного оспариваемым Приказом Министра обороны РФ материального стимулирования на основании приказов командира войсковой части 52192, то оно не подлежит рассмотрению Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции в порядке требований главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
В удовлетворении заявления Ж. и Л. о признании пункта 7 "Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 г. N 115 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не соответствующим Указу Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" и пунктам 3 и 4 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и не действующим в части, ограничивающей право военнослужащих, находящихся в распоряжении соответствующих командиров (начальников), на получение дополнительных выплат по результатам исполнения обязанностей военной службы, направленных на материальное стимулирование военнослужащих, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.КОРОНЕЦ