Решение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N АКПИ14-1395
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. N АКПИ14-1395
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства о признании частично недействующими подпунктов 30 и 34 пункта 2 Изменений в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 339,
установил:
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 339 внесены изменения в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - Изменения). Изменения зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 сентября 2014 г., регистрационный N 33938, и опубликованы 8 октября 2014 г. в "Российской газете".
Подпунктом 30 пункта 2 Изменений Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 (далее - Методика), дополнена главой X "Порядок разработки величин НДС для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение", в частности пунктами 83 и 84.
Пунктом 83 установлено, что организация, осуществляющая водоотведение, размещает значения допустимых концентраций нормируемых веществ, для расчета абонентами нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (НДС), на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По письменному запросу абонента, заключившего с этой организацией договор водоотведения, представляет ему указанные значения в 10-дневный срок любым доступным способом. Определение значений Сндс абонентами организаций, осуществляющих водоотведение, производится в порядке, указанном в приложении 4 к Методике.
В силу пункта 84 НДС разрабатываются абонентами на срок действия НДС для выпуска организации, осуществляющей водоотведение. Информация о сроке действия НДС для выпуска организации, осуществляющей водоотведение, размещается этой организацией на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Подпунктом 34 пункта 2 Изменений Методика дополнена приложением 4, пунктом 8 которого установлено, что определение значений показателей Q, Qпр, Qж, Qпов, Сж, Спов, Срас выполняется организациями, осуществляющими водоотведение, и публикуется на официальном сайте этих организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (далее - МУП "ВОДОКАНАЛ") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпунктов 30 и 34 пункта 2 Изменений в части, дополняющей Методику пунктами 83 и 84, а также пунктом 8 приложения 4, ссылаясь на их противоречие пункту 9 части 1 статьи 4, статье 34, части 6 статьи 42 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ), Стандартам раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6 (далее - Стандарты). Заявитель полагает, что установленные названными положениями требования о размещении информации о значениях допустимых концентраций нормируемых веществ на сайте в сети Интернет, а также предоставление такой информации по письменному запросу абонента нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и возлагают на хозяйствующего субъекта дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральным законом.
В судебном заседании представитель заявителя Т. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения возлагают на заявителя дополнительные финансовые затраты, связанные с предоставлением информации по письменным запросам абонента.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) в письменных возражениях на заявление указало, что Изменения в оспариваемой части соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя. Оспариваемые положения не возлагают на организацию, осуществляющую водоотведение, дополнительные обязанности ввиду того, что установление для заявителя нормативов допустимых сбросов абонентов является обязательной в силу закона.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) признало обоснованными заявленные требования, полагая, что законодательством Российской Федерации об окружающей природной среде и природных ресурсах не предусмотрено требование к организациям, осуществляющим водоотведение, размещать на сайте значения допустимых концентраций нормируемых веществ для расчета абонентами нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, а также предоставлять указанные значения по письменному запросу абонента, заключившего с этой организацией договор водоотведения, в 10-дневный срок любым доступным способом.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя Минприроды России И., представителя Минюста России С., исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 данного закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 1). Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (часть 2). Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3).
Правительство Российской Федерации в постановлении от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" дало поручение Министерству природных ресурсов Российской Федерации утвердить в 3-месячный срок по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (пункт 2).
Во исполнение предоставленных полномочий по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Министерством природных ресурсов Российской Федерации утверждена Методика.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Министерство природных ресурсов Российской Федерации преобразовано в Минприроды России, которому переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (пункт 7).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в соответствии с которым Минприроды России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления.
Реализуя предоставленные полномочия, Минприроды России утвердило Изменения. Таким образом, оспариваемый акт издан в пределах компетенции Минприроды России, зарегистрирован в Минюсте России и опубликован в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Статьей 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (пункт 1). Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 22 названного закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а именно нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Пунктом 1 статьи 23 этого закона предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (часть 1 статьи 27). Согласно части 4 указанной нормы порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и данным федеральным законом.
В соответствии с Правилами установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 393 (далее - Правила), нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы для абонентов устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) (пункт 2).
Пункт 3 Правил возлагает на абонента обязанность для установления НДС представить в Росприроднадзор расчет собственного НДС в соответствии с Методикой.
Из содержания приведенных норм следует, что абонентам для расчета собственного НДС веществ и микроорганизмов необходимо получать информацию о значениях НДС, установленных для организации, осуществляющей водоотведение.
Таким образом, обязанность организации, осуществляющей водоотведение, предоставлять абонентам информацию о значениях НДС согласуется с требованиями приведенных выше федеральных законов от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ и от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, предусматривающих обязательность установления нормативов сбросов загрязняющих веществ.
Оспариваемыми пунктами Изменений не возлагаются на организацию, осуществляющую водоотведение, дополнительные обязанности, поскольку установление для таких организаций НДС является обязательным в силу закона.
Не могут быть признаны обоснованными доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений пункту 9 части 1 статьи 4 и статье 34 Федерального закона N 416-ФЗ и Стандартам.
Указанным федеральным законом определены общие положения о стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения и порядок контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации.
Стандартами устанавливается состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, а также органами регулирования тарифов.
Сведения о значениях НДС, установленных для организаций, осуществляющих водоотведение, не относятся к информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами.
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, а также Стандарты не содержат запрета на публикацию информации, указанной в оспариваемых положениях Изменений.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления МУП "ВОДОКАНАЛ" следует отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства о признании частично недействующими подпунктов 30 и 34 пункта 2 Изменений в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 339, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА