Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 10.06.2016 N АКПИ16-290

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 июня 2016 г. N АКПИ16-290

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.К.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.А. о признании недействующими абзаца восьмого пункта 1.9 главы III "Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля" санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58, абзаца восьмого пункта 5.2 главы V "Порядок освидетельствования на ВИЧ-инфекцию" санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1,

установил:

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 9 августа 2010 г., регистрационный номер 18094, и опубликованы в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" 6 сентября 2010 г., N 36.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции" (далее - СП 3.1.5.2826-10). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 24 марта 2011 г., регистрационный номер 20263, опубликован в "Российской газете" 15 апреля 2011 г., N 81.

Абзацем восьмым во взаимосвязи с абзацем вторым пункта 1.9 главы III "Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля" СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что медицинские работники проходят обследование в виде исследования крови на ВИЧ-инфекцию (в дальнейшем - один раз в год).

Абзацем восьмым во взаимосвязи с абзацем четвертым пункта 5.2 главы V "Порядок освидетельствования на ВИЧ-инфекцию" СП 3.1.5.2826-10 предписано, что обязательному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию подлежат медицинские работники в стационарах (отделениях) хирургического профиля при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раз в год.

С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца восьмого пункта 1.9 главы (по тексту заявления - раздела) III "Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля" СанПиН 2.1.3.2630-10 и абзаца восьмого пункта 5.2 главы (по тексту заявления - раздела) V "Порядок освидетельствования на ВИЧ-инфекцию" СП 3.1.5.2826-10, ссылаясь на их противоречие статьям 5, 7, 8 и 9 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", Перечню работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 877, пункту 2 Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 1017, перечню вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и перечню работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н. Свои требования административный истец мотивировал тем, что оспариваемыми нормативными положениями незаконно предусмотрено обязательное обследование на ВИЧ-инфекцию медицинских работников отделений хирургического профиля любых организаций, что ограничивает и нарушает его трудовые и профессиональные права и свободы, в частности его право как онколога на добровольность данного медицинского вмешательства и право на допуск к профессии, возлагая также дополнительную обязанность ежегодного обследования на ВИЧ-инфекцию.

В письменных объяснениях административные ответчики Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор), Минюст России, а также заинтересованное лицо Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) возражали против заявленных требований, указывая, что оспариваемые нормативные положения утверждены в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, и не противоречат законодательству Российской Федерации.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13 мая 2016 г. к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Российской Федерации.

Роспотребнадзор, уполномоченный представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменном отзыве на административное исковое заявление возразил против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на соответствие оспариваемых нормативных положений законодательству Российской Федерации.

С.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил, доказательств уважительности причины неявки не представил.

В судебном заседании представители административных ответчиков Роспотребнадзора - М., Минюста России - С.Н. не признали административный иск.

Представители заинтересованных лиц Правительства Российской Федерации - П.Ю., Минздрава России - А. возражали против удовлетворения административного иска.

Обсудив доводы административного истца С.А., в том числе изложенные в его объяснениях в судебном заседании 12 мая 2016 г., выслушав возражения представителей административных ответчиков М. и С.Н., представителей заинтересованных лиц П.Ю., А., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав представленные материалы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

В соответствии с абзацем десятым статьи 1 названного федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, является Роспотребнадзор, руководитель Роспотребнадзора является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (пункт 1, абзац второй пункта 8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322).

Абзацем третьим пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации предоставлено полномочие принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания, является основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, которое, в свою очередь, осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя помимо прочего разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил (пункт 1, абзацы первый и четвертый пункта 5 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554).

Согласно приведенному положению нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы); санитарные правила, утвержденные Роспотребнадзором, подлежат государственной регистрации.

В силу пунктов 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением - издательством "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты утверждены постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации как руководителем Роспотребнадзора в пределах предоставленных ему полномочий и изданы с соблюдением требований, установленных для их государственной регистрации и опубликования.

Осуществленное Роспотребнадзором государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование в оспариваемой части соответствует цели Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, которой, согласно его преамбуле, является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

Пунктами 1.1 и 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 определено, что они устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, и предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.

Эти санитарные правила, устанавливая в числе прочего санитарно-эпидемиологические требования к профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, обязательные для исполнения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими медицинскую деятельность, не содержат непосредственно предписаний для граждан.

В свою очередь, СП 3.1.5.2826-10 устанавливают основные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения ВИЧ-инфекции, их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1.1 и 1.2).

Анализ содержания оспариваемых нормативных положений во взаимосвязи с приведенными выше пунктами санитарных правил СанПиН 2.1.3.2630-10 и СП 3.1.5.2826-10 позволяет сделать вывод, что предусмотренные ими требования о прохождении медицинскими работниками в стационарах (отделениях) хирургического профиля обследования в виде исследования крови на ВИЧ-инфекцию и об обязательном медицинском освидетельствовании на ВИЧ-инфекцию соответственно, вопреки доводам административного истца, не противоречат Федеральному закону от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ), в том числе его статьям 5, 7, 8 и 9, а также иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из данного федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Нормы Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, предусматривая требования к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеют общий характер и регулируют отношения, в том числе связанные с предупреждением возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

ВИЧ-инфекция относится к числу инфекционных заболеваний. Следовательно, соблюдение положений этого федерального закона об организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий способствует предупреждению распространения и ВИЧ-инфекции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ), которым определено, что охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2), а профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (пункт 6 статьи 2).

Согласно приведенному федеральному закону основными принципами охраны здоровья кроме прочего являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (пункты 1, 2, 8 статьи 4), организация охраны здоровья осуществляется в том числе путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 4 части 1 статьи 29).

В свою очередь, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзацы второй и четвертый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, в силу пунктов 2, 3, 4 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними, проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), отнесена к числу социально значимых заболеваний.

Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а контроль в сфере охраны здоровья включает в себя в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 1 статьи 30, пункт 4 статьи 85 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Оспариваемые нормативные положения соответствуют перечисленным выше нормативным правовым актам и дополнительно обеспечивают цель правового регулирования Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ.

Доводы административного истца о противоречии санитарных правил СанПиН 2.1.3.2630-10 и СП 3.1.5.2826-10 в оспариваемых частях нормативным правовым актам, указанным им в административном исковом заявлении, следует признать неправильными, так как они основаны на нормативных правовых актах, действующих в области охраны труда, имеющей по сравнению со сферой охраны здоровья гражданина или обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения иной предмет регулирования.

Так, согласно части первой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 данного федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным.

Пунктом 3 статьи 9 этого же федерального закона предписано, что работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.

Аналогичная норма воспроизведена и в пункте 2 Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 1017.

Перечень работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 877.

Согласно пункту 1 названного перечня обязательному медицинскому освидетельствованию для выявления ВИЧ-инфекции при поступлении на работу и при периодических медицинских осмотрах подлежат следующие работники:

а) врачи, средний и младший медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с лицами, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, имеющие с ними непосредственный контакт;

б) врачи, средний и младший медицинский персонал лабораторий (группы персонала лабораторий), которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование крови и биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

в) научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий (производств) по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздрава России от 12 апреля 2011 г. N 302н утверждены перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - Перечень факторов), перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ), Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно пунктам 2.3, 2.5.2 Перечня факторов при наличии таких вредных и (или) опасных производственных биологических факторов, как аллергены для диагностики и леченияА, компоненты и препараты крови, иммунобиологические препаратыА, материалы, зараженные или подозрительные на заражение, в том числе вирусом СПИДа, проводятся лабораторные исследования ВИЧ (при наличии согласия работника).

Пунктом 17 Перечня работ аналогичные исследования не предусмотрены при выполнении работ медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных.

Вместе с тем указанные нормативные правовые акты Минздрава России, которые приведены административным истцом в обоснование его требований, не имеют большей юридической силы по сравнению с оспариваемыми нормативными положениями.

Предусмотренные санитарными правилами СанПиН 2.1.3.2630-10 и СП 3.1.5.2826-10 требования направлены не только на выявление заболевания у соответствующих медицинских работников и его дальнейшую профилактику, но имеют своей целью предупреждение возникновения и распространения ВИЧ-инфекции среди населения, что не снижает уровень гарантий государства, установленных статьей 4 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ, в число которых входит и эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации.

Регулирующее воздействие названных санитарных правил на отношения, возникающие в связи с осуществлением медицинской деятельности, направлено не только на проведение необходимых профилактических и противоэпидемических мероприятий, связанных с условиями и охраной труда персонала, хирургический профиль работы которого может не исключать случаев небезопасного контакта с кровью или иными материалами, зараженными вирусом иммунодефицита человека, но и на обеспечение приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи и охраны его здоровья.

Осуществляемое регулирование обеспечивает право каждого на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации) и соответствует требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.

В связи с этим являются несостоятельными доводы административного истца о противоречии оспариваемых нормативных положений статье 5 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ, закрепляющей гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, поскольку они не содержат предписаний, ограничивающих права и свободы граждан Российской Федерации в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции. Отсутствует и противоречие со статьей 8 этого же федерального закона, которая регулирует добровольное медицинское освидетельствование, включая его анонимность. Эта норма имеет общий характер и не распространяется на случаи специального правового регулирования.

В оспариваемых частях санитарные правила СанПиН 2.1.3.2630-10 и СП 3.1.5.2826-10 не содержат требований, нарушающих трудовые и профессиональные права и свободы административного истца в упоминаемых им аспектах. Кроме того, они не регулируют непосредственно вопросы приема того или иного гражданина на работу, связанную с осуществлением медицинской деятельности в стационарах (отделениях) хирургического профиля, решение которых относится к полномочиям конкретного работодателя и может быть обжаловано в суд.

Поскольку оспариваемые нормативные положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований для их признания недействующими не имеется, что в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления С.А. о признании недействующими абзаца восьмого пункта 1.9 главы III "Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля" санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58, абзаца восьмого пункта 5.2 главы V "Порядок освидетельствования на ВИЧ-инфекцию" санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

Другие документы по теме
"О классификации редуктора отбора мощности для зерноуборочных комбайнов"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца первого раздела XIY перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора и сноски <4> данного перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим подпункта "б" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров">
Ошибка на сайте