Решение Верховного Суда РФ от 07.07.2003 N ВКПИ03-50
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2003 г. N ВКПИ 03-50
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Руденского Владислава Валентиновича о признании незаконными (недействующими) со дня принятия абзацев 15 и 16 раздела 2 Приложения 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления срока, с которого служба на территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается в выслугу лет на льготных условиях со слов "на остальной территории края - с 1 января 1985 года",
установила:
Руденский В.В. обратился в Верховный Суд с вышеуказанными требованиями считая, что установленный Советом Министров - Правительством Российской Федерации временной период, с которого военная служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях для назначения пенсии, нарушает федеральные законы Российской Федерации, его права и законные интересы, предусмотренные ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 39, ст. ст. 55 и 56 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, по мнению заявителя, Законами Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1 Правительству Российской Федерации не предоставлено право устанавливать временной период, с которого служба в Приморском и Хабаровском краях должна засчитываться в выслугу лет на льготных условиях.
Заявитель Руденский В.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть заявление без его участия.
Представитель Председателя Правительства Российской Федерации Батурин Ю.П. с требованиями заявителя не согласился и просил в удовлетворении заявления Руденского В.В. отказать, пояснив, что на основании ст. 114 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ, вопреки доводам заявителя, Правительство Российской Федерации, принимая нормативный правовой акт, регулирующий порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, действовало в пределах предоставленных ему Законом полномочий и исключительной компетенции.
Решения Правительства о введении льгот по исчислению выслуги лет на пенсию за службу в отдаленных местностях и другие особые условия службы принимались с конкретных сроков, исходя из экономических возможностей государства и с учетом стоящих перед Вооруженными Силами задач на тех или иных этапах их преобразования.
Выслушав представителя Председателя Правительства Российской Федерации Батурина Ю.П., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П., полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требований, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Руденского В.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и время начала льготного исчисления) лицами, проходившими военную службу, согласно частям 2 и 3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации.
Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий является Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 и Приложения N N 1 и 2 к нему.
Согласно Приложению N 1 в Перечень местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, включены Приморский и Хабаровский края.
При этом служба в указанных краях согласно абзацам 15 и 16 раздела II Перечня для военнослужащих на остальной территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за полтора с 1 января 1985 года.
Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что установление срока, с которого служба на территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, не нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.
Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.
Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма не противоречит Конституции Российской Федерации, Законам Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1, так как определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных условиях для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, Военная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что в соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, имеющие право на различные государственные пенсии, обладают правом выбора пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
Руденскому Владиславу Валентиновичу в удовлетворении заявления о признании незаконными (недействующими) со дня принятия абзацев 15 и 16 раздела 2 Приложения 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления срока, с которого служба на территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается в выслугу лет на льготных условиях со слов "на остальной территории края - с 1 января 1985 года" отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ