Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 14.11.2007 N ГКПИ07-1046

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 ноября 2007 г. N ГКПИ07-1046

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Тихоновой А.Н.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коммерческого банка "Русский банк делового сотрудничества" (общество с ограниченной ответственностью) о признании недействующими пункта 2 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409118 "Данные о крупных кредитах" и пункта 2 графы 1 раздела 1 Сведений о резервах на возможные потери Приложения N 1 к Указанию Центрального банка Российской Федерации от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации",

установил:

в Приложении N 1 к Указанию Центрального банка Российской Федерации от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (в ред. от 18 июня 2007 года) установлены формы отчетности кредитных организаций и порядок их составления и представления в Центральный банк Российской Федерации.

Пунктом 2 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409118 "Данные о крупных кредитах" установлено, что в качестве кредита в Отчете отражается совокупность ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности, определяемых в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, средств, размещенных на корреспондентских счетах, долговых ценных бумаг, приобретенных для инвестирования, а также иных требований, которым присущ кредитный риск, в соответствии с пунктами 2.2 - 2.4, подпунктом 3.1.1, пунктом 5.1 Положения Банка России от 20 марта 2006 года N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2006 года N 7741.

Формой отчетности, приведенной в разделе 1 Сведений о возможных потерях (код формы 0409155), предусмотрено, что по пункту 2 графы 1 в составе элементов расчетной базы резерва на возможные потери отражаются средства, размещенные на корреспондентских счетах.

Коммерческий банк "Русский банк делового сотрудничества" (общество с ограниченной ответственностью) обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 2 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409118 в части, предусматривающей отражение в качестве кредита в Отчете совокупности ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности, средств, размещенных на корреспондентских счетах, а также пункта 2 графы 1 раздела 1 по коду формы 0409155, включающего в элементы расчетной базы резерва на возможные потери средства, размещенные на корреспондентских счетах.

Свои требования заявитель мотивировал тем, что находящиеся и размещенные средства на счете различаются по своей правовой природе, размещенные денежные средства не могут отражаться в балансе банка на корреспондентском счете, являются кредитом, который числится на иных балансовых счетах; в статьях 689 - 695 Гражданского кодекса РФ под договором ссуды понимается передача вещи, безналичные денежные средства, находящиеся на корреспондентском счете, не обладают признаками вещи, кредитные организации не занимаются сделками по передаче по договору ссуды вещей в безвозмездное пользование ссудополучателю и такая банковская операция в статье 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не упомянута; в соответствии со статьями 807 - 820, 845, 854 названного Кодекса денежные средства на корреспондентских счетах не могут быть признаны ни кредитом, ни займом; в силу статей 1 - 5, 9, 13, 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет является первичным, составляется в соответствии с Положением Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", а отчетность банка - вторична; оспариваемые нормативные положения противоречат указанным нормам Гражданского кодекса РФ и Федеральных законов, употребленные Банком России формулировки не соответствуют закону и фактическому содержанию установленных им норм, что приводит к неправильному их применению, искажению отчетности, вследствие чего нарушаются права кредитных организаций.

Центральный банк Российской Федерации в письменных возражениях указал на то, что отношения, связанные с составлением названной заявителем отчетности, регулируются банковским законодательством, эти отношения не являются гражданско-правовыми и не относятся к области бухгалтерского учета, поскольку отчетность составляется и представляется в Банк России в порядке осуществления банковского контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций в целях получения информации обо всех крупных активах, финансовых инструментах, которым присущ кредитный риск.

Выслушав объяснения президента Коммерческого банка "Русский банк делового сотрудничества" Таболина С.В., поддержавшего заявленное требование, возражения представителей Банка России Будановой И.Н., Крутовой Е.М., Тимербаевой С.М., Ханачевской А.Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, главными целями которых являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов (статья 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 26 апреля 2007 г.)).

Отношения между Банком России и кредитными организациями в сфере банковского регулирования и банковского контроля основаны на властном подчинении одной стороны другой, поэтому в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство к данным отношениям не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Следовательно, при оценке законности оспариваемых заявителем нормативных положений необходимо, в первую очередь, исходить из правовых норм, регулирующих отношения в сфере банковской деятельности.

В соответствии со статьей 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. В частности, в силу части четвертой статьи 72 Закона о Банке России кредитная организация обязана отразить размер собственных средств (капитала), определенный Банком России, в своей бухгалтерской и в иной отчетности.

Из содержания указанных норм видно, что Банк России наделен правом устанавливать не только правила бухгалтерского учета, но и правила представления иной отчетности и информации, предусмотренной федеральными законами.

Отчетность по формам 0409118 "Данные о крупных кредитах" и 0409155 "Сведения о резервах на возможные потери", утвержденным Указанием Банка России от 16 января 2004 г. N 1376-У, содержит сведения о кредитах в пользу одного клиента (группы связанных заемщиков), а также об иных требованиях, которым присущ кредитный риск. Данная отчетность представляется кредитными организациями не в порядке бухгалтерского учета, а в соответствии с Положениями Банка России от 20 марта 2006 г. N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" для проведения Банком России, его территориальными учреждениями и уполномоченными представителями оценки активов и пассивов кредитной организации, как это предусмотрено частью четвертой статьи 72 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Исходя из этого, нельзя признать обоснованными ссылки представителя заявителя на нормы Федерального закона "О бухгалтерском учете", который не распространяется на отношения, регулируемые оспариваемыми нормами.

Нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой, которыми было бы установлено другое содержание отчетности, чем предусмотрено утвержденными Банком России формами 0409118 и 0409155, не имеется. Учитывая это, Банк России был правомочен самостоятельно определить содержание сведений, представляемых в целях осуществления банковского надзора.

Довод заявителя о том, что употребленные Банком России формулировки не соответствуют закону, обоснован ссылками на нормы гражданского законодательства, не подлежащие применению к рассматриваемым отношениям, и опровергается относительно неправильного применения понятий "ссуда и ссудная задолженность" содержанием статьи 69 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также статьи 292 Налогового кодекса РФ, определяющей расходы на формирование резервов банков, в которых указанные понятия используются в другом смысле, чем в статьях 689 - 695 Гражданского кодекса РФ.

Что касается нормы, предписывающей отражать в качестве кредита средства, размещенные на корреспондентских счетах, то исходя из предназначения составляемой и представляемой кредитными организациями отчетности (в порядке осуществления банковского надзора), Банк России вправе был включить в состав представляемых сведений не только суммы выданных кредитов, но и иные требования кредитного характера, в отношении которых существуют финансовые риски. Такой вывод следует из анализа взаимосвязанных положений статей 62, 64, 72 Закона о Банке России. Денежное требование кредитной организации о возврате средств, размещенных на корреспондентском счете другого банка, который в силу пункта 2 статьи 845 Гражданского кодекса РФ вправе использовать имеющиеся на счете денежные средства, не всегда может быть удовлетворено, в частности, вследствие отзыва у банка лицензии на осуществление банковской деятельности. Следовательно, в отношении таких средств существуют финансовые риски их невозврата.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Коммерческого банка "Русский банк делового сотрудничества" (общество с ограниченной ответственностью) отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Другие документы по теме
<О признании недействующими Писем Минфина РФ от 12.03.2007 N 03-11-02/66 и от 08.05.2007 N 03-11-02/124, направленных Письмом ФНС РФ от 21.05.2007 N ММ-6-02/406@>
"О внесении дополнений в Список организаций, на которых распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации в 2012 году"
"О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011)"
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконным Постановления Правительства РФ от 03.09.1998 N 1027 "О внесении изменений в Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин...">
Ошибка на сайте