Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 19.08.2011 N ГКПИ11-829

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 августа 2011 г. N ГКПИ11-829

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Н. о признании недействующими абзацев первого и четвертого подпункта "а" пункта 28 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56 (далее - Временные критерии),

установил:

в соответствии с абзацами первым и четвертым подпункта "а" пункта 28 Временных критериев 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случае, если пострадавший может выполнять работу по профессии с незначительным снижением объема профессиональной деятельности (снижение нормы выработки на 1/3 часть прежней загрузки).

Гражданин С.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзацев первого и четвертого подпункта "а" пункта 28 Временных критериев по мотиву их противоречия Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилам установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789. Оспариваемые положения нормативного правового акта позволяют устанавливать пострадавшему при повторном освидетельствовании степень утраты профессиональной трудоспособности ниже той, что была установлена при первоначальном освидетельствовании, при том, что реабилитационные мероприятия в отношении пострадавшего не проводились.

С.Н. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

В суде адвокат Шенкман С.В., представляющий интересы С.Н., поддержал заявленные требования.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации С.М., Министерства юстиции Российской Федерации Ж. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют законодательству Российской Федерации, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти и не нарушают права граждан на социальное обеспечение.

Выслушав объяснения адвоката Шенкмана С.В., представляющего интересы С.Н., представителей Минздравсоцразвития России С.М., Минюста России Ж., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон) порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 утверждены Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила). Пунктом 2 названного Постановления Министерству труда и социального развития Российской Федерации было поручено по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации утвердить критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 эти полномочия осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации).

Во исполнение предписания высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации утвердило Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 августа 2001 г., регистрационный номер 2876, опубликован в "Российской газете" от 29 августа 2001 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 36, 3 сентября 2001 г.

Федеральный закон под профессиональной трудоспособностью понимает способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества, а степень утраты профессиональной трудоспособности - это выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая (абзацы семнадцатый и восемнадцатый статьи 3).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (статья 11).

В соответствии с пунктом 3 Правил одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации согласно пункту 21 Правил составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Таким образом, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исходит из того, что назначение реабилитационных мероприятий, результаты которых впоследствии подлежат обязательному учету при переосвидетельствовании, осуществляется при наличии оснований установления специалистами учреждения медико-социальной экспертизы нуждаемости пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

Абзац первый подпункта "а" пункта 28 Временных критериев определяет установление 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности и соответствует пункту 17 Правил, предусматривающему установление степени утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов в случае, если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде. При этом следует отметить, что абзац первый подпункта "а" пункта 28 Временных критериев применяется в системном единстве с положениями абзацев второго - четвертого пункта 28 Временных критериев, содержащих конкретные случаи, при которых устанавливается 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности.

Так, в соответствии с абзацем четвертым подпункта "а" пункта 28 Временных критериев 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случае, если пострадавший может выполнять работу по профессии с незначительным снижением объема профессиональной деятельности (снижение нормы выработки на 1/3 часть прежней загрузки). Данная норма Временных критериев была предметом судебного контроля, ее законность подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2011 г. по делу N ГКПИ11-230 по заявлению С.В. о признании недействующим абзаца четвертого подпункта "а" пункта 28 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56.

Абзацы первый и четвертый подпункта "а" пункта 28 Временных критериев не регулируют вопрос учета при установлении пострадавшему 30 процентов утраты трудоспособности результатов реабилитационных мероприятий.

Предусмотренное пунктом 19 Правил требование о том, что при повторном освидетельствовании пострадавшего учитываются результаты проведенных в отношении него реабилитационных мероприятий, закреплены в пункте 33 Временных критериев.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление С.Н. о признании недействующими абзацев первого и четвертого подпункта "а" пункта 28 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
<О признании недействующим Письма ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19713 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" по вопросу размещения заказа на строительство объекта "под ключ">
"О порядке введения в действие технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012)"
"О внесении изменения в перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру"
(утв. Решением Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Протокол N 09/-07 от 26.09.2007)
Ошибка на сайте