Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 09.03.2000 N ГКПИ00-154

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 9 марта 2000 г. N ГКПИ 00-154

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе С. о признании частично недействительными пунктов 32, 39, 41, 48, 49, 50, 53 Инструкции по применению Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 декабря 1997 г. N 860,

установил:

пунктом 32 Инструкции по применению Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 декабря 1997 г. N 860, в редакции от 30 июня 1998 г. (далее - Инструкция), предусмотрено, что кандидатам в водители, сдавшим необходимые экзамены, на основании протокола выписываются водительские удостоверения и временные разрешения, серии и номера которых записываются в реестр выдачи водительских удостоверений и временных разрешений на право управления транспортными средствами.

Пункты 39, 41, 48, 49, 50 и 53 Инструкции устанавливают порядок выдачи гражданам водительских удостоверений и временных разрешений и регламентируют основания их замены.

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными с момента принятия пунктов 32, 39, 41, 48, 49, 50 и 53 Инструкции в части выдачи гражданам дополнительно к водительскому удостоверению временного разрешения на право управления транспортными средствами.

В обоснование жалобы заявитель указал, что законодательство, действующее в сфере дорожного движения, предусматривает выдачу гражданам временного разрешения на право управления транспортными средствами лишь в двух случаях (при проведении проверки и при изъятии водительского удостоверения) и на срок, не превышающий двух месяцев. Выдача одновременно с водительским удостоверением в обязательном порядке временного разрешения неправомерно возлагает на граждан обязанность, не предусмотренную законом.

В судебное заседание заявитель направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Быченкова И.В. и Кириллов Д.В., Министерства юстиции Российской Федерации Чижикова Т.Ю. просили суд отказать заявителю в удовлетворении жалобы ввиду ее необоснованности.

Заслушав объяснения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Астафьева С.Т., полагавшего отказать в удовлетворении жалобы, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба С. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 244 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях при совершении нарушения, за которое в соответствии с настоящим Кодексом может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, у водителя (судоводителя) изымается водительское удостоверение, о чем делается запись в протоколе о правонарушении, а также во временном разрешении на право управления транспортными средствами. После уплаты штрафа водительское удостоверение возвращается владельцу. Изъятие удостоверения производится в порядке, установленном соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством речного флота РСФСР, Министерством жилищно - коммунального хозяйства РСФСР.

Таким образом, Федеральным законом (КоАП РСФСР) предусмотрена возможность наличия у водителей такого документа, как временного разрешения на право управления транспортными средствами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из указанного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах отсутствие в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения" термина (понятия) "временное разрешение на право управления транспортными средствами" само по себе не может служить доказательством неправомерности выдачи гражданам таких разрешений.

С доводами заявителя о том, что действующее законодательство предусматривает возможность выдачи гражданам временных разрешений на право управления транспортными средствами лишь в двух случаях (при проведении проверок и при изъятии водительских удостоверений), суд согласиться не может.

Как уже отмечалось, законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит, помимо федеральных законов, из иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

К числу таких правовых актов относятся Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, а также дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для проверки водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение.

Анализ приведенного положения правового акта однозначно свидетельствует о том, что временное разрешение должно быть у водителя наряду с водительским удостоверением. Следовательно, оно должно выдаваться одновременно с водительским удостоверением.

Не противоречит данному выводу и положение п. 41 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396, о том, что в случае проведения соответствующих проверок (при представлении документов, вызывающих сомнение в их подлинности, при наличии оснований полагать, что водитель лишен права управления транспортными средствами, и других) заявителю может выдаваться на срок до 2 месяцев временное разрешение на право управления транспортными средствами соответствующих категорий.

Приведенная норма расположена в разделе 7 (Замена водительских удостоверений) Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений и предусматривает возможность выдачи гражданам временного разрешения на право управления транспортными средствами на срок до 2 месяцев лишь при необходимости проведения органами ГИБДД соответствующих проверок. В этих случаях до окончания проверок водительское удостоверение гражданам не выдается, а их право на управление транспортными средствами подтверждается временным разрешением.

С учетом вышеизложенного жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

С. в удовлетворении жалобы отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения заявления об отмене некоторых положений Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста РФ от 30.07.2001 N 224>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 2 абзаца восьмого раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 865, и подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 Инструкции о выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, а также ежемесячного пособия или пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию после увольнения со службы в таможенных органах, утв. Приказом ФТС РФ от 31.08.2005 N 810>
<О признании недействующими пунктов 7.3, 24, 45 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Приказом Минрегиона России N 58, Минздравсоцразвития России N 403 от 26.05.2006>
Ошибка на сайте