"Рекомендации саморегулируемым организациям аудиторов по организации обучения аудиторов в связи с принятием Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций"
Одобрены
Советом по аудиторской деятельности
20 декабря 2012 г., протокол N 7
РЕКОМЕНДАЦИИ
САМОРЕГУЛИРУЕМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ АУДИТОРОВ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АУДИТОРОВ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
КОДЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АУДИТОРОВ И ПРАВИЛ
НЕЗАВИСИМОСТИ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Общие положения
Для организации обучения аудиторов в связи с принятием новой редакции Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемым организациям аудиторов необходимо, учитывая положения рекомендаций, разработать и утвердить:
- новую редакцию программы повышения квалификации аудиторов "Профессиональная этика аудиторов";
- программу повышения квалификации аудиторов "Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций";
- комплексную программу повышения квалификации аудиторов, объединяющую программы "Профессиональная этика аудиторов" и "Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций";
- порядок прохождения аудиторами обучения по комплексной программе.
Указанные материалы должны быть доведены до сведения аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов, в том числе путем размещения на Интернет-сайте саморегулируемой организации аудиторов.
Организация, формы и продолжительность обучения и контроль
за обучением и его результатами
Целью изучения Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций является познание и овладение их положениями настолько глубоко, чтобы органично применять в повседневной практической деятельности.
Для достижения поставленной цели процесс изучения Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций должен быть подразделен на этапы.
На первом этапе каждому аудитору целесообразно самостоятельно изучить и осмыслить текст новой редакции Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Для этого рекомендуется, чтобы аудитор, изучая своды этических правил, сопоставлял содержащиеся в них нормы с реальным содержанием собственной практической деятельности. Все непонятные ему этические правила, а также ситуации из его практической деятельности, которые он не может самостоятельно соотнести с этическими правилами, аудитор должен фиксировать. Это необходимо для того, чтобы впоследствии возникшие вопросы можно было обсудить на втором этапе обучения.
Только после добросовестного прохождения первого этапа обучения аудитору целесообразно посетить аудиторные занятия, которые могут проводиться в двух формах:
традиционной форме, когда обучение проводится в образовательных учреждениях, аккредитованных саморегулируемой организацией аудиторов для ежегодного обучения по программам повышения квалификации;
внутрикорпоративная форма обучения, когда обучение организуется саморегулируемой организацией аудиторов, проводится в саморегулируемой организации аудиторов с привлечением для проведения обучения аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов.
Аудиторные занятия и при традиционной форме обучения, и при внутрикорпоративной форме могут проводиться с применением лекций, дискуссий, опросов, разбора кейсов, тестирования.
В целях достижения адекватного понимания и интерпретации норм Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций целесообразно обучение начать с 2-часовой лекции, в рамках которой после изложения каждого существенного вопроса преподаватель посредством опроса должен убедиться в наличии у слушателей адекватного понимания рассмотренных ключевых вопросов.
После проведения лекции целесообразно провести дискуссию (2 часа), в рамках которой должны быть обсуждены и решены вопросы, возникшие у слушателей на этапе самообучения.
После разрешения частных вопросов слушателей целесообразно провести семинар (4 часа) с разбором кейсов, иллюстрирующих конкретные ситуации выявления и оценки угроз, мер по их минимизации, поведения аудитора при решении конкретных этических конфликтов с учетом специфики осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации с точки зрения требований Кодекса профессиональной этики аудиторов.
На завершающем этапе занятий целесообразно провести итоговое тестирование (2 часа) участников курсов повышения квалификации, а также могут быть предложены иные варианты итогового контроля знаний.
Для организации предлагаемого процесса обучения саморегулируемая организация аудиторов должна:
- Обеспечить выдвижение из числа членов саморегулируемой организации аудиторов - экспертов (профессионалов, имеющих как практический аудиторский, так и преподавательский (лекторский) опыт, с таким расчетом, чтобы они могли охватить всех членов саморегулируемой организации аудиторов для проведения внутрикорпоративных семинаров;
- Обсудить с уполномоченными образовательными учреждениями предполагаемый план проведения занятий для слушателей - членов саморегулируемой организации аудиторов - аудиторов, избравших традиционную форму обучения;
- Разработать (возможно, с привлечением уполномоченных образовательных учреждений) тесты, кейсы для проведения внутрикорпоративных семинаров, а также для проведения итогового контроля знаний;
- Разработать рабочие документы для оформления хода проведения внутрифирменного обучения и его результатов, которые раздать для составления экспертам.
Предлагаемая организация процесса обучения позволит в относительно короткий срок охватить всех членов саморегулируемой организации аудиторов профессионально грамотным изучением системы этических требований у профессии аудиторов и тем самым создать необходимые условия для реального вступления в силу Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций с 1 января 2013 года.
Приложение 1
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ АУДИТОРОВ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ЭТИКА АУДИТОРОВ"
Цель программы - углубленное изучение основных принципов профессиональной этики, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении аудиторской деятельности, и формирование навыков применения концептуального подхода к соблюдению этих норм.
Тема 1. Общая характеристика Кодекса профессиональной
этики аудиторов
Кодекс профессиональной этики аудиторов: значение и место в системе регулирования аудиторской деятельности.
Обязательность соблюдения основных принципов профессиональной этики аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении аудиторской деятельности.
Правовые основы профессиональной этики аудиторов: Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Кодекс профессиональной этики аудиторов, стандарты аудиторской деятельности.
Порядок принятия Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Права саморегулируемой организации аудиторов в отношении Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Международной Федерации Бухгалтеров.
Тема 2. Основные принципы профессиональной этики
и концептуальный подход к их соблюдению
Основные принципы профессиональной этики: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение.
Концептуальный подход к соблюдению основных принципов профессиональной этики. Идентификация аудитором различных видов угроз нарушения основных принципов профессиональной этики и оценка их значимости.
Примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы нарушения основных принципов профессиональной этики, в частности, угрозы личной заинтересованности, угрозы самоконтроля, угрозы заступничества, угрозы близкого знакомства, угрозы шантажа. Ответные действия в отношении таких угроз.
Недопустимость деятельности, несовместимой с основными принципами профессиональной этики.
Тема 3. Меры предосторожности для устранения угроз
нарушения основных принципов профессиональной этики
Меры предосторожности, установленные аудиторской профессией, нормативными правовыми актами.
Меры предосторожности, обусловленные рабочей средой: общие внутрифирменные меры и меры, относящиеся к конкретному аудиторскому заданию.
Меры предосторожности, заложенные в системах и процедурах клиента.
Тема 4. Разрешение этических конфликтов
Конфликты, возникающие из применения основных принципов профессиональной этики.
Оценка факторов, связанных с этическим конфликтом. Возможность привлечения третьих лиц к разрешению этических конфликтов. Соблюдение конфиденциальности.
Действия аудитора в случае невозможности разрешения этического конфликта.
Тема 5. Концептуальный подход к соблюдению основных
принципов профессиональной этики при заключении договора
оказания профессиональных услуг
Приемлемость отношений с клиентом, оценка приемлемости задания. Смена аудитора. Конфликт интересов. Второе мнение. Вознаграждение аудитора. Реклама и предложение профессиональных услуг. Подарки и знаки внимания. Принятие на хранение активов клиента.
Тема 6. Соблюдение принципа объективности при оказании всех
видов услуг
Выявление угроз нарушения принципа объективности при предоставлении любых профессиональных услуг. Оценка значимости таких угроз. Меры предосторожности для устранения этих угроз или сведения их до минимума.
Взаимосвязь требований независимости и основных принципов этики в аудиторской деятельности.
Приложение 2
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ АУДИТОРОВ "ПРАВИЛА НЕЗАВИСИМОСТИ
АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
Цель программы - углубленное изучение Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, обязательных при осуществлении ими аудиторской деятельности, и формирования навыков применения концептуального подхода к соблюдению этих правил.
Тема 1. Общая характеристика Правил независимости аудиторов
и аудиторских организаций
Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций: значение и место в системе регулирования аудиторской деятельности.
Обязательность соблюдения правил независимости аудиторами и аудиторскими организациями при осуществлении ими аудиторской деятельности.
Независимость аудитора: независимость мышления, независимость поведения.
Обстоятельства, создающие угрозы независимости.
Правовые основы независимости аудиторов и аудиторских организаций: Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекс профессиональной этики аудиторов, стандарты аудиторской деятельности.
Порядок принятия правил независимости.
Права саморегулируемой организации аудиторов в отношении Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Международная практика в отношении обеспечения независимости аудиторов и аудиторских организаций.
Тема 2. Концептуальный подход к соблюдению независимости
Концептуальный подход к соблюдению требований к независимости аудиторов и аудиторских организаций: выявление угроз независимости, оценка их значимости (количественные и качественные факторы), принятие мер предосторожности.
Особенности концептуального подхода к соблюдению требований к независимости по отдельным направлениям: сети аудиторских организаций и сетевые организации; общественно значимые хозяйствующие субъекты; связанные стороны; представители собственника; документирование; период выполнения задания; слияния и поглощения; прочие соображения.
Тема 3. Применение концептуального подхода к соблюдению
требований к независимости
Конкретные обстоятельства и взаимоотношения, которые создают или могут создавать угрозы независимости.
Потенциальные угрозы и виды мер предосторожности, которые могут быть уместными для устранения этих угроз или сведения их до приемлемого уровня.
Случаи, при которых не существует мер, которые могли бы свести угрозы до приемлемого уровня.
Виды угроз независимости.
Тема 4. Примеры возможных обстоятельств
и взаимоотношений, которые создают или могут создать угрозы
независимости при выполнении аудитором заданий,
обеспечивающих уверенность
Финансовая заинтересованность.
Займы и поручительства.
Деловые взаимоотношения.
Родство и личные взаимоотношения.
Трудовые отношения с аудируемым лицом.
Временные назначения.
Недавнее оказание услуг аудируемому лицу.
Трудовые отношения с аудируемым лицом в качестве директора или должностного лица.
Продолжающееся взаимодействие старшего персонала аудита с аудируемым лицом (включая вопросы ротации руководителей заданий по аудиту).
Особенности возникновения угроз независимости с аудируемыми лицами, которые являются общественно значимыми хозяйствующими субъектами, при выполнении заданий, обеспечивающих уверенность.
Тема 5. Примеры возможных обстоятельств и взаимоотношений,
которые создают или могут создать угрозы независимости
при выполнении заданий, не обеспечивающих уверенность
Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Оценочная деятельность.
Услуги по налоговому консультированию: общие положения, составление налоговых деклараций, расчет налогов для целей подготовки учетных записей: аудируемые лица, налоговое планирование и прочее налоговое консультирование, помощь при разрешении налоговых споров.
Услуги, связанные с внутренним аудитом.
Услуги, связанные с информационными системами.
Услуги, связанные с судебными разбирательствами.
Юридические услуги.
Услуги по найму персонала.
Услуги, связанные с корпоративными финансами.
Особенности возникновения угроз независимости с аудируемыми лицами, которые являются общественно значимыми хозяйствующими субъектами, при выполнении заданий, не обеспечивающих уверенность.
Тема 6. Возможные обстоятельства и взаимоотношения,
которые создают или могут создать угрозу независимости
в зависимости от суммы и порядка оплаты вознаграждения
Сравнительный размер вознаграждений (общие положения; аудируемые лица, являющиеся общественно значимыми хозяйствующими субъектами), задержка выплаты вознаграждения, условное вознаграждение.
Принципы осуществления компенсационных выплат.
Подарки и знаки внимания.
Судебное разбирательство, существующее или возможное.
Особенности возникновения угрозы независимости с аудируемыми лицами, которые являются общественно значимыми хозяйствующими субъектами.
Тема 7. Аудиторское заключение, включающее указание
на ограничение его использования и распространения
Особенности требований к независимости, когда аудиторское заключение содержит указание на ограничение его использования и распространения.
Допущение отступлений от требований отдельных правил независимости в определенных случаях, в том числе:
аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов,
связанные стороны,
сети и сетевые организации,
финансовая заинтересованность, займы и поручительства; деловые взаимоотношения, родство,
трудовые отношения с аудируемым лицом,
оказание услуг, связанных с выполнением заданий, не обеспечивающих уверенность.
Тема 8. Соблюдение принципа объективности при оказании всех
видов услуг
Взаимосвязь требований независимости и основных принципов профессиональной этики в аудиторской деятельности.
Приложение 3
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ АУДИТОРОВ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
И ПРАВИЛА НЕЗАВИСИМОСТИ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ" (КОМПЛЕКСНАЯ)
Цель программы - углубленное изучение основных принципов профессиональной этики и правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, обязательных при осуществлении аудиторской деятельности, и формирования навыков применения концептуального подхода к соблюдению таких принципов и правил в своей деятельности.
Тема 1. Общая характеристика Кодекса
профессиональной этики аудиторов и Правил независимости
аудиторов и аудиторских организаций
Значение и место в системе регулирования аудиторской деятельности.
Обязательность применения принципов профессиональной этики и правил независимости аудиторами и аудиторскими организациями при осуществлении аудиторской деятельности.
Правовые основы: Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Кодекс профессиональной этики аудиторов, Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, федеральные стандарты аудиторской деятельности.
Право саморегулируемой организации аудиторов на включение в принимаемые ею Кодекс профессиональной этики аудиторов и Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций дополнительных требований.
Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Международной Федерации Бухгалтеров. Опыт применения. Стратегия совершенствования.
Тема 2. Основные принципы профессиональной этики
и концептуальный подход к их соблюдению
Основные принципы этики (честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение) и раскрытие их содержания.
Концептуальный подход к соблюдению основных принципов профессиональной этики. Идентификация аудитором различных видов угроз нарушения основных принципов профессиональной этики и оценка их значимости.
Примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы нарушения основных принципов профессиональной этики, в частности, угрозы личной заинтересованности, угрозы самоконтроля, угрозы заступничества, угрозы близкого знакомства, угрозы шантажа.
Недопустимость деятельности, несовместимой с основными принципами профессиональной этики.
Меры предосторожности как ответные действия в отношении таких угроз.
Меры предосторожности: установленные аудиторской профессией, нормативными правовыми актами; обусловленные рабочей средой: общие внутрифирменные меры и меры, относящиеся к конкретному аудиторскому заданию; заложенные в системах и процедурах клиента.
Тема 3. Разрешение этических конфликтов
Конфликты, возникающие из применения основных принципов профессиональной этики.
Оценка факторов, связанных с этическим конфликтом. Возможность привлечения третьих лиц при условии соблюдения конфиденциальности.
Действия аудитора в случае невозможности разрешения этического конфликта.
Тема 4. Концептуальный подход к соблюдению
основных принципов этики при заключении договора оказания
профессиональных услуг
Приемлемость отношений с клиентом, оценка приемлемости задания. Смена аудитора. Конфликт интересов. Второе мнение. Вознаграждение аудитора. Реклама и предложение профессиональных услуг. Подарки и знаки внимания. Принятие на хранение активов клиента.
Тема 5. Концептуальный подход к соблюдению независимости
Концептуальный подход к соблюдению требований к независимости аудиторов и аудиторских организаций: выявление угроз независимости, оценка их значимости (количественные и качественные факторы), принятие мер предосторожности.
Независимость аудитора: независимость мышления, независимость поведения.
Особенности концептуального подхода к соблюдению требований к независимости по отдельным направлениям: сети аудиторских организаций и сетевые организации; общественно значимые хозяйствующие субъекты; связанные стороны; представители собственника; документирование; период выполнения задания; слияния и поглощения; прочие соображения.
Конкретные обстоятельства и взаимоотношения, которые создают или могут создавать угрозы независимости.
Потенциальные угрозы и виды мер предосторожности, которые могут быть уместными для устранения этих угроз или сведения их до приемлемого уровня.
Случаи, при которых не существует мер, которые могли бы свести угрозы до приемлемого уровня.
Виды угроз независимости.
Тема 6. Примеры возможных обстоятельств и взаимоотношений,
которые создают или могут создать угрозы независимости
Примеры возможных обстоятельств и взаимоотношений, которые создают или могут создать угрозы независимости:
при выполнении заданий, обеспечивающих уверенность,
при выполнении заданий, не обеспечивающих уверенность.
Возможные обстоятельства и взаимоотношения, которые создают или могут создать угрозу независимости в зависимости от суммы и порядка оплаты вознаграждения.
Особенности возникновения угроз независимости с аудируемыми лицами, которые являются общественно значимыми хозяйствующими субъектами.
Тема 7. Аудиторское заключение, включающее указание
на ограничение его использования и распространения
Особенности требований к независимости, если аудиторское заключение содержит указание на ограничение его использования и распространения.
Допущение отступлений от требований от отдельных правил независимости в определенных случаях, в том числе:
аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов,
связанные стороны,
сети и сетевые организации,
финансовая заинтересованность, займы и поручительства; деловые взаимоотношения, родство,
трудовые отношения с аудируемым лицом,
оказание услуг, связанных с выполнением заданий, не обеспечивающих уверенность.
Тема 8. Взаимосвязь требований независимости и основных
принципов профессиональной этики в аудиторской деятельности
Выявление угроз нарушения принципа объективности при предоставлении любых профессиональных услуг.
Концептуальный подход как способ соблюдения аудитором этических требований Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.
Применимость данного подхода в любых обстоятельствах, которые могут создавать угрозы независимости и/или угрозы нарушения основных принципов профессиональной этики как перечисленные, так и не перечисленные в Кодексе профессиональной этики аудиторов и Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций.