"Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по повышению эффективности реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан на
Утверждены
приказом Федерального агентства
по делам национальностей
от 29.12.2022 N 199
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. приказа ФАДН России от 22.12.2023 N 211)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по повышению эффективности реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 62 раздела VII плана мероприятий по реализации в 2022 - 2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 3718-р, на основе результатов анализа деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере.
2. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью повышения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан и направлены на обеспечение единых подходов к реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан, а также носят рекомендательный и разъяснительный характер.
3. Методические рекомендации разработаны с учетом следующих положений:
Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ);
Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ);
Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации);
Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.";
Указа Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы" (далее - Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации);
распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2577-р "Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации";
приказа Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам);
приказа ФАДН России от 17 ноября 2020 г. N 142 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации");
иных нормативных правовых актов.
4. С учетом внесенных Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. N 342 значительных изменений в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации, "содействие адаптации иностранных граждан" рекомендуется использовать в качестве синонима "социальной и культурной адаптации иностранных граждан".
5. Социальная и культурная адаптация (содействие адаптации) иностранных граждан в Российской Федерации (далее - социальная и культурная адаптация, содействие адаптации) представляет собой систему организационных, просветительских, образовательных, воспитательных, трудовых (профессиональных), экономических и иных мер, направленных на обеспечение конструктивного приспособления иностранных граждан к новым для них условиям жизни и общественным отношениям, стимулирующих их правопослушное и культурно-адекватное поведение в российском обществе, способствующих реализации ими в соответствии с законодательством Российской Федерации своих прав и обязанностей.
6. Социальная и культурная адаптация (содействие адаптации) осуществляется в целях установления иностранными гражданами социальных отношений, способствующих бесконфликтному проживанию в российском обществе, профилактики их социальной изоляции, а также обеспечения государственной и общественной безопасности.
7. Основными задачами социальной и культурной адаптации (содействия адаптации) иностранных граждан и их несовершеннолетних детей являются:
а) создание условий, способствующих:
успешному освоению ими русского языка;
усвоению ими общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития) с учетом социальных и культурных особенностей территорий, на которых они проживают;
формированию у них присущих российскому обществу правосознания и правовой культуры;
приобщению их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям;
б) принятие мер, направленных на недопущение любых форм дискриминации иностранных граждан по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности, их социальной исключенности, маргинализации и пространственной сегрегации;
в) формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальную и культурную адаптацию (содействие адаптации) иностранных граждан;
г) обеспечение равного доступа иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации, к государственным и муниципальным услугам;
д) совершенствование взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества и бизнес-структурами с целью социальной и культурной адаптации (содействия адаптации) иностранных граждан и членов их семей, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ.
II. Рекомендации органам государственной власти субъектов
Российской Федерации, органам местного самоуправления
по повышению эффективности реализации государственной
политики в сфере социальной и культурной адаптации
иностранных граждан
8. С целью повышения эффективности реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации (содействия адаптации) иностранных граждан в субъектах Российской Федерации рекомендуется определить орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за осуществление мер по социальной и культурной адаптации иностранных граждан (далее - уполномоченный орган), предусмотрев закрепление соответствующих полномочий в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации.
Уполномоченному органу рекомендуется:
8.1. На системной основе организовывать совещания с представителями органов местного самоуправления, в ходе которых рассматривать результаты текущей деятельности в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан, имеющиеся проблемные вопросы, лучшие практики и т.п.;
8.2. Ввести в практику работы совещательно-координационных органов при высших должностных лицах обсуждение актуальных вопросов социальной и культурной адаптации иностранных граждан с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, национально-культурных автономий, общественных объединений, образовательных, религиозных организаций, и работодателей;
8.3. Разработать и утвердить региональные стандарты организации деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, в которых будут четко обозначены цели, задачи, направления деятельности в данной сфере;
8.4. Ежегодно разрабатывать и утверждать региональные планы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, включающие конкретные мероприятия, ответственных исполнителей, сроки исполнения, а также предусматривать мониторинг результатов их исполнения;
8.5. Организовать мониторинг соответствия деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления положениям Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, региональному стандарту, настоящим Методическим рекомендациям и Методическим рекомендациям "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан Российской Федерации";
8.6. Использовать потенциал региональных научных и научно-образовательных учреждений с целью экспертного сопровождения реализации государственной политики по социальной и культурной адаптации иностранных граждан на уровне субъекта Российской Федерации;
8.7. Осуществлять методическую поддержку проектной деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций, национально-культурных автономий и общественных организаций, реализующих мероприятия в сфере социальной и культурной адаптации (содействия адаптации) иностранных граждан, с целью ее приведения в соответствие с содержанием, целями и задачами деятельности по данному направлению, обозначенными в пунктах 5, 6 и 7 настоящих Методических рекомендаций;
8.8. Исключить проведение мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, в рамках деятельности по социальной и культурной адаптации иностранных граждан;
8.9 Учитывать, что в целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся, слабо владеющих или не владеющих русским языком, образовательные организации вправе включать в учебный план общеобразовательной программы курсы, дисциплины (модули), реализовывать дополнительные общеобразовательные программы по изучению русского языка в объеме, необходимом для освоения основных общеобразовательных программ, а также для определения потребности в организации курсов, дисциплин (модулей), в реализации дополнительных общеобразовательных программ по изучению русского языка проводить диагностику обучающихся на уровень владения русским языком в порядке, установленном локальным правовым актом образовательной организации <1>;
--------------------------------
<1> Пункт 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. N 115 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2021 г., регистрационный N 63180).
8.10 Организовать мониторинг реализации общеобразовательными организациями в которых обучаются несовершеннолетние иностранные граждане права по проведению диагностики обучающихся на уровень владения русским языком;
8.11 Организовать мониторинг включения общеобразовательными организациями в учебный план общеобразовательной программы курсов, дисциплин (модулей), а также реализации дополнительных общеобразовательных программы по изучению русского языка в объеме, необходимом для освоения основных общеобразовательных программ обучающихся, слабо владеющих или не владеющих русским языком;
8.12 Учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 33, пунктом 1 статьи 42 и пунктом 43 статьи 44 Федерального закона N 414-ФЗ полномочия по осуществлению мер по социальной и культурной адаптации иностранных граждан относятся к основным полномочиям высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а также к полномочиям совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
9. С целью повышения эффективности реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации рекомендуется:
9.1. Принять во внимание, что в соответствии с подпунктом 16 пункта 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации реализация государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации мигрантов определена одним из механизмов достижения целей обеспечения государственной и общественной безопасности;
9.2. Учитывать, что государственные программы субъектов Российской Федерации должны быть направлены на достижение целей и приоритетов, содержащихся в документах стратегического планирования;
9.3. Учитывать необходимость решения задач по социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории Российской Федерации при разработке раздела, отвечающего за целеполагание (определение направлений, целей и приоритетов работы региона, в том числе в части обеспечения национальной безопасности Российской Федерации), в программном документе субъекта Российской Федерации;
9.4. Разработать и включить раздел, направленный на достижение целей социальной и культурной адаптации иностранных граждан, (далее - профильный раздел) в программный документ субъекта Российской Федерации, в котором будут четко обозначены цели, задачи, направления деятельности субъекта Российской Федерации в данной сфере, а также учтены все целевые группы иностранных граждан (иностранные трудовые мигранты, студенты, несовершеннолетние иностранные граждане и т.д.);
9.5. При разработке профильного раздела программного документа субъекта Российской Федерации руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями и Методическими рекомендациями "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации";
9.6. Разработать комплекс мероприятий в рамках программного документа субъекта Российской Федерации, способствующих достижению поставленных целей, задач и соответствующий направлениям, обозначенным в профильном разделе;
9.7. При разработке мероприятий учитывать целевую группу, ее особенности и характеристики (иностранные трудовые мигранты, студенты, несовершеннолетние иностранные граждане и т.д.);
9.8. Принять во внимание, что социальная и культурная адаптация иностранных граждан направлена исключительно на иностранных граждан;
9.9. При разработке комплекса мероприятий учитывать комплексность и межведомственный характер задач, решаемых в рамках реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан;
9.10. Предусмотреть финансовое обеспечение мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан;
9.11. При подготовке перечня мероприятий в программный документ субъекта Российской Федерации руководствоваться прилагаемым к настоящим Методическим рекомендациям примерным перечнем рекомендуемых мероприятий в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан.
10. Органам местного самоуправления при реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан рекомендуется:
10.1. Учитывать, что в соответствии с пунктом 6.2 части 1 статьи 15 и пунктом 7.2 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ разработка и осуществление мер, направленных на обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, относятся к вопросам местного значения муниципального района, муниципального и городского округа;
10.2. Принимать решение о необходимости разработки профильного раздела в программном документе органа местного самоуправления, количества включенных в него мероприятий и объема финансирования, исходя из комплексного анализа миграционной обстановки (количества мигрантов в муниципальном образовании по отношению к местному населению, уровня социальной напряженности, состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, процентного соотношения количества несовершеннолетних иностранных граждан, обучающихся в образовательной организации (отдельном классе), к количеству несовершеннолетних граждан Российской Федерации, наличия мест компактного проживания иностранных граждан и т.д.);
10.3. При разработке профильного раздела в программном документе органа местного самоуправления руководствоваться рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации обозначенных в пункте 9 настоящих Методических рекомендаций, а также Методическими рекомендациями "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации".
ФАДН России
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
для органов государственной власти
субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления
по повышению эффективности реализации
государственной политики в сфере
социальной и культурной адаптации
иностранных граждан на территории
Российской Федерации
(утв. Приказом ФАДН России
от 29.12.2022 N 199)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ
АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Наименование мероприятия
Содержание
Мероприятия, рекомендуемые к реализации на региональном и муниципальном уровнях
1. Образовательные мероприятия
1. Организация и проведение занятий по изучению русского языка как иностранного;
2. Организация и проведение занятий по изучению особенностей культуры и традиций региона пребывания и Российской Федерации;
3. Организация и проведение занятий по изучению правил (ответственности за совершение административных правонарушений, миграционного и уголовного законодательств) и норм поведения (правил общежития) в российском обществе, в том числе особенностей отправления религиозных обрядов в Российской Федерации;
4. Организация и проведение занятий по профилактике экстремизма и идеологии терроризма;
5. Организация и проведение занятий по вопросам адаптации иностранных граждан в трудовом коллективе;
6. Организация и проведение занятий по вопросам действий иностранных граждан в экстренных ситуациях.
2. Мероприятия консультативного характера
1. Оказание помощи в оформлении различных видов документов;
2. Организация и проведение консультаций о порядке получения государственных и муниципальных услуг в сферах здравоохранения, образования, социального обеспечения, миграции и т.д.;
3. Организация и проведение юридических консультаций по вопросам защиты трудовых и иных прав иностранных граждан;
4. Оказание помощи в поиске жилья, работы.
3. Проведение тематических встреч по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, миграционного законодательства, правил и норм поведения в российском обществе, особенностей отправления религиозных обрядов и т.д.
1. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями органов государственной власти и местного самоуправления;
2. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями подразделений МВД России по вопросам миграции;
3. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями религиозных организаций;
4. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями национальных объединений;
5. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями общественных организаций.
4. Мероприятия в информационной сфере
1. Разработка и распространение в социальных сетях и иных каналах распространения информации в среде иностранных граждан материалов о законодательстве Российской Федерации, правилах и нормах поведения, особенностях отправления религиозных обрядов, полезных адресах и контактных данных муниципальных и региональных органов власти, учреждений здравоохранения, миграционных центров, региональных национально-культурных автономий, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, оказывающих помощь иностранным гражданам, и другой необходимой информации.
5. Мероприятия в сфере научно-методического сопровождения
1. Разработка и распространение методических материалов для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, работников образовательных организаций, представителей религиозных организаций и т.д. по различным аспектам осуществления деятельности в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан.
2. Проведение круглых столов, секций в рамках форумных мероприятий по вопросам социальной и культурной адаптации иностранных граждан с привлечением представителей научного сообщества, специализирующихся в указанной теме;
3. Привлечение представителей научных и научно-образовательных организаций к сопровождению деятельности по социальной и культурной адаптации иностранных граждан;
4. Проведение исследований по изучению характеристик структуры миграционного потока;
5. Проведение социологических исследований, направленных на изучение возникающих барьеров и потребностей иностранных граждан в процессе их социальной и культурной адаптации;
6. Проведение социологических исследований, направленных на изучение жизненных стратегий и мотиваций иностранных граждан, практик их жизни, формируемых ими сетей;
7. Составление социального портрета среднестатистического мигранта (иностранного гражданина) в субъекте;
8. Проведение социологических исследований, направленных на изучение интеграционного потенциала принимающего сообщества.
Мероприятия рекомендуемые к реализации на муниципальном уровне
6. Мероприятия, направленные на включение иностранных граждан в среду принимающего сообщества (для отдельных категорий мигрантов)
1. Проведение командных спортивных мероприятий с участием представителей принимающего сообщества и иностранных граждан (в составе смешанных команд);
2. Привлечение иностранных граждан к мероприятиям, организуемым на уровне территориального общественного самоуправления (благоустройство территории, праздники, конкурсы и т.д.);
3. Привлечение иностранных граждан к участию в мероприятиях, направленных на укрепление единства российской нации;
4. Привлечение иностранных граждан к волонтерской деятельности для помощи соотечественникам.