"МР 2.3.0167-20. 2.3. Гигиена. Гигиена питания. Подготовка и проведение мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
А.Ю.ПОПОВА
20 марта 2020 г.
2.3. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР 2.3.0167-20
I. Общие положения и область применения
1.1. Целями государственной политики в области здорового питания в рамках национального проекта "Демография" являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием, повышение устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Реализация национального проекта "Демография" вместе с проектом "Здравоохранение" должна обеспечить увеличение продолжительности и качества жизни населения России, что не представляется возможным без активной профилактики заболеваний на всех этапах онтогенеза.
Здоровое питание детей является необходимым условием обеспечения здоровья детского населения, устойчивости к воздействию неблагоприятной внешней среды, формирования пищевого поведения, сохраняющегося на всю последующую жизнь, профилактики алиментарно-зависимых заболеваний: ожирения, сахарного диабета, остеопороза, болезней органов пищеварения и патологии сердечно-сосудистой системы.
В последние годы сохраняется высокая распространенность алиментарно-зависимых заболеваний среди детского населения. Заболевания, связанные с нарушениями в питании, имеют 21,1% детей 3 - 6 лет, 24,7% детей 7 - 11 лет и 30,4% детей 12 - 13 лет. Причинами служат нарушения в организации питания детей, в том числе в детских организованных коллективах.
Назрела необходимость систематической оценки и мониторирования питания детей и подростков в общеобразовательных организациях, что позволит не только выявлять и устранять нарушения санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, но и осуществлять наблюдение за организованными коллективами в динамике, направлять и совершенствовать работу по организации питания, изучать распространенность избыточной массы тела и ожирения, оценивать эффективность профилактических мероприятий, проводимых в организованных коллективах в рамках национального проекта "Демография".
1.2. В настоящих методических рекомендациях <1> (далее - МР) использованы следующие термины и определения:
--------------------------------
<1> Настоящие МР введены взамен МР 2.3.0152-19 "Подготовка и проведение мониторинга состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах", утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2019.
здоровое питание - питание, ежедневный рацион которого основывается на принципах здорового питания, отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений;
принципы здорового питания - основные правила и положения, способствующие укреплению здоровья человека и будущих поколений, снижению риска развития заболеваний и включающие в себя:
- обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья потребителей пищевых продуктов по отношению к экономическим интересам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с изготовлением и оборотом пищевой продукции;
- соответствие энергетической ценности рационов энергозатратам;
- соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма человека в макро- (белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, углеводы) и микронутриентах (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологически активные вещества);
- наличие в составе рациона пищевых продуктов со сниженным содержанием насыщенных жиров (включая трансизомеры жирных кислот), простых сахаров и поваренной соли, а также пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами;
- обеспечение рациона здорового питания максимально разнообразным питанием с оптимальным его режимом;
- применение технологической и кулинарной обработки пищевых продуктов, обеспечивающей сохранность их исходной пищевой ценности;
- обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на всех этапах обращения пищевых продуктов;
- исключение использования фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий;
горячее питание - здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
1.3. В МР представлены материалы по подготовке и проведению мониторинга состояния питания детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях, для систематизированного сбора, анализа и интерпретации информации об их питании.
1.4. В МР представлены подходы <2> к подготовке и проведению мониторинга состояния питания детей школьного возраста в рамках реализации федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография" для систематизированного сбора, анализа и интерпретации описательной информации о питании детей, посещающих организованные коллективы.
--------------------------------
<2> Методика проведения испытания одобрена этическим комитетом ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии", протокол от 30.04.2019 N 5.
1.5. МР предназначены для специалистов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Московской области, городу Москве, Ленинградской области, Мурманской области, городу Санкт-Петербургу, Краснодарскому краю, Ростовской области, Республике Северная Осетия - Алания, Ставропольскому краю, Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Пермскому краю, Самарской области, Свердловской области, Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу, Красноярскому краю, Омской области, Приморскому краю, Хабаровскому краю, Чукотскому автономному округу (далее - управления Роспотребнадзора) и ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Северная Осетия - Алания", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чукотском автономном округе" (далее - федеральные бюджетные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии) и научно-исследовательских организаций в целях проведения в 2020 году мониторинговых исследований качества и безопасности пищевой продукции и определения доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов.
II. Мониторинг состояния питания обучающихся
в общеобразовательных организациях
2.1. Задачи мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях:
- оценка организации питания в организованных коллективах по отдельным показателям (охват обучающихся питанием по приемам пищи: завтраки, обеды, полдники; в том числе горячим питанием; охват бесплатным питанием, стоимость питания);
- анализ меню школьной столовой по показателям пищевой и энергетической ценности, а также частоте включения отдельных блюд;
- оценка основных параметров здоровья, антропометрических характеристик обучающихся;
- оценка качества и удовлетворенности питанием в образовательных организациях детьми и их родителями;
- оценка частоты потребления отдельных продуктов детьми путем опроса обучающихся и их родителей (оценка питания частотным методом в организованных коллективах и дома).
Подготовка к мониторингу состояния питания обучающихся
в общеобразовательных организациях
2.2. Формирование выборки организаций осуществляется ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора на основании реестра всех общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации и доводится до сведения и исполнения управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. В выборку включаются организации, имеющие следующие коды ОКВЭД:
- 85.13 Образование основное общее. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению);
- 85.14 Образование среднее общее. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Для обеспечения надежности выборки в каждом субъекте независимо от общего числа образовательных организаций должно быть отобрано 100 организаций для оценки организации питания в общеобразовательной организации и для опроса детей и родителей по питанию.
Подготовительный этап
2.3. Исследованию предшествует информирование органов управления образованием субъектов Федерации о проведении опросов в общеобразовательных организациях (приложение 1 к настоящим МР).
2.4. Подготовка к исследованию предусматривает:
- формирование коллектива исследователей в соответствии с приказом Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации. В число исследователей включают сотрудников управлений Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и его территориальных отделов, сотрудников организаций, подведомственных Роспотребнадзору (ФБУЗ, ФБУН, НИО), или вузов;
- назначение лица, ответственного за обучение группы исследователей, приказом Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
- обучение коллектива исследователей, знакомство с инструкцией интервьюера;
- согласование исследования с руководителями регионов и региональных органов управления образованием (министерств, департаментов, управлений и др.);
- сверку адресов общеобразовательных организаций;
- установление контакта с руководством общеобразовательных организаций;
- тиражирование анкет для общеобразовательных организаций и детей и подростков;
- тиражирование информированных согласий об исследовании для детей и родителей;
- знакомство с программой ввода данных.
Формирование выборки детей
2.5. Обследованию подлежат обучающиеся 3 возрастных групп: 2-й класс (7 - 8 лет), 5-й класс (10 - 11 лет), 10-й класс (15 - 16 лет). Предварительно из утвержденного списка образовательных организаций осуществляется подвыборка школ (расчет на 1-ю, 2-ю, 3-ю). В первой школе обследованию подлежат обучающиеся 2-х классов, во второй - 5-х и третьей - 10-х.
При наличии нескольких классов в параллели выбирается один класс методом случайной выборки. Если в школе только один класс нужной возрастной группы, то обследование проводится в нем. Обследуется весь класс. Если в школе отсутствует нужный класс, заполняется только анкета по организации питания; опрос обучающихся с родителями не проводят.
2.6. В малокомплектных школах обследуются все обучающиеся младших, средних или старших классов (в зависимости от того, какая возрастная группа попала в обследование), а также заполняются анкеты по организации питания в школе.
2.7. Обучающиеся всех классов опрашиваются вместе с родителями.
Сроки проведения мониторинга питания обучающихся
в общеобразовательных организациях
2.8. Данные собирают только за текущий учебный год. Желательно проведение сбора данных в сжатые сроки - 4 недели (при максимально отведенном сроке сбора данных 10 недель).
2.9. Оценку питания обучающихся необходимо осуществлять ежегодно.
Организация проведения мониторинга
2.10. Проведение мониторинга питания в общеобразовательной организации включает (приложение 2 к настоящим МР):
- визит в школу: информирование руководства и педагогического коллектива о проведении исследования, его целях и задачах, дизайне, временных параметрах, исполнителях;
- заполнение интервьюером соответствующей анкеты об организации питания в общеобразовательной организации (приложение 4 к настоящим МР) при содействии директора/заместителя директора общеобразовательной организации, работников, участвующих в организации питания. Опрос организаторов питания проводится интервьюером в соответствии с приложением 6 к настоящим МР;
- анализ меню общеобразовательной организации с расчетом пищевой ценности и калорийности рациона, а также частоты встречаемости отдельных блюд в циклическом меню. При проведении этого анализа необходимо обратить особое внимание на соответствие энергетической ценности меню содержанию основных пищевых веществ в среднем за 5 дней.
Каждая анкета по оценке организации питания имеет уникальный код, состоящий из двузначной цифры кода субъекта Российской Федерации и кода школы, который соответствует порядковому номеру школы в выборке. Каждая заполненная анкета вводится в соответствующую форму (ссылка на форму ввода представляется ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора). Качество ввода данных имеет критическое значение, поэтому ввод данных должен осуществляться при участии двух сотрудников - один из них вводит, другой контролирует введенные данные. Подтверждение введения данных делается только в том случае, если сотрудники уверены в правильности введенных данных.
2.11. Оценка питания обучающихся включает:
- контакт с классными руководителями (кураторами) выбранных классов;
- информирование (с участием куратора класса) обучающихся и их родителей/законных представителей о целях и задачах исследования; возможность обеспечить контакт с семьей обучающегося: приглашение родителей на собрание, личные контакты, общение по телефону и др.;
- получение информированного согласия всех родителей/законных представителей обучающегося, а также обучающихся старше 14 лет (приложение 3 к настоящим МР) с привлечением кураторов классов, включенных в исследование;
- проведение интервью родителей с обучающимися и заполнение анкеты (приложение 5 к настоящим МР): сбор информации об антропометрических параметрах ребенка и его состоянии здоровья, организации питания, отношении к питанию в школе и дома, частоте потребления основных продуктов и блюд. Опрос родителей с обучающимся проводится интервьюером в соответствии с приложением 7 к настоящим МР;
- контроль за количеством розданных и возвращенных анкет.
Каждая анкета по оценке питания детей и каждое информированное согласие нумеруется. Нумерация анкет и номера всех связанных с ними информированных согласий должны быть идентичными. Нумерация анкет в каждой образовательной организации начинается с N 1.
Данные каждой анкеты вводятся в соответствующую форму (ссылка на форму ввода представляется ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора). Подтверждение введения данных делается только в том случае, если сотрудники уверены в правильности введенных данных.
Заполненные анкеты и согласия родителей хранятся в территориальном органе Роспотребнадзора вместе с анкетами оценки организации питания в образовательной организации в течение 5 лет.
Приложение 1
к МР 2.3.0167-20
Рекомендуемый образец
Информирование
органов управления образованием субъектов
Российской Федерации о проведении опросов
в общеобразовательных организациях
Проект Письма
Министерство (департамент) образования
Об оказании содействия реализации федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография"
Уважаемые коллеги!
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) утвержден паспорт Национального проекта "Демография", в рамках которого предусмотрена реализация федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)". Соисполнителем указанного федерального проекта назначен Роспотребнадзор (руководитель А.Ю. Попова).
Федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" предусматривает разработку и внедрение системы мониторинга за состоянием питания различных групп населения в регионах, основанной на результатах научных исследований в области нутрициологии, диетологии и эпидемиологии, во взаимосвязи здоровья населения со структурой питания и качеством пищевой продукции (пункт 1.5 Плана мероприятий по реализации федерального проекта), - мониторинг фактического питания.
Частью этого мониторинга должна явиться система выборочных наблюдений за состоянием питания и здоровьем обучающихся в общеобразовательных организациях, которая будет включать как оценку организации питания в общеобразовательных организациях, так и состояния здоровья и питания этих детей на основании опроса вместе с родителями. Одновременно в рамках данного федерального проекта разворачивается разработка обучающих программ и мероприятий по вопросам здорового питания для детей и взрослых.
В связи с этим результаты наблюдений за состоянием питания обучающихся в общеобразовательных организациях, с одной стороны, послужат основой для совершенствования системы организации питания в организациях и разработки рекомендаций по оптимизации питания детей и подростков с учетом региональных особенностей, а с другой - обеспечат контроль за эффективностью внедряемых образовательных программ.
Принимая во внимание несомненный интерес Министерства (Департамента) образования к результатам этого мониторинга, считаем целесообразным участие ваших специалистов в его проведении.
Просим вас оказать содействие в доступе наших представителей в общеобразовательные организации для проведения исследований по изучению организации питания, в т.ч. анкетирования родителей по вопросам питания их детей после подписания с ними информированного согласия.
Руководитель
Приложение 2
к МР 2.3.0167-20
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮЕРА
Уважаемый интервьюер!
Вы являетесь участником эпидемиологического исследования, цель которого - мониторинг состояния питания детей и подростков школьного возраста.
В период опроса именно интервьюер является основным исполнителем работ и обеспечивает качество конечных результатов исследования. От Вашей добросовестности и ответственности зависят полнота и точность полученных данных.
Содержание анкеты и особенности проведения интервью должны быть тщательно изучены интервьюером до начала полевых работ и учитываться в процессе опроса.
Интервьюеру следует, прежде всего, представиться, предъявить удостоверение и сообщить о целях своего визита.
Задача интервьюера при знакомстве с обучающимися и родителями - создать доброжелательную, спокойную атмосферу для предстоящей беседы, убедить в важности и необходимости участия в опросе.
В случае категорического отказа респондента от участия в опросе интервьюер должен выразить сожаление, извиниться за причиненное беспокойство и попрощаться. Однако такого рода случаи должны быть сведены к минимуму.
В своей работе интервьюер исходит из принципа, что он должен выяснять и учитывать подлинные мнения, настроения, пожелания опрашиваемых. Поэтому предложите респондентам отнестись серьезно к тем вопросам, которые ему будут заданы, и попросите их быть откровенными.
После выполнения всего объема задания интервьюер должен лично сдать работу руководителю полевого этапа. Комплект сдаваемых материалов включает в себя:
- заполненные анкеты;
- неиспользованные (запасные) бланки документов.
Приложение 3
к МР 2.3.0167-20
Приложение 4
к МР 2.3.0152-19
1.
Субъект Федерации ____________________ Код Субъекта Федерации ________
2.
Код образовательной организации ______________________________________
3.
В школе имеются:
1
1 - 4 классы.......................................................................
ДА
НЕТ
2
5 - 9 классы......................................................................
1
2
3
10 - 11 классы...................................................................
1
2
4
Классы с углубленным изучением отдельных предметов........................................................................
1
2
5
Группы продленного дня
1
2
4.
Проектная вместимость школы ________________________________________
5.
Количество детей разного возраста, обучающихся в школе:
- 1 - 4 классы
_______________, чел.
- 5 - 9 классы
_______________, чел.
- 10 - 11 классы
_______________, чел.
6.
Количество смен в школе _____________________________
7.
Количество обучающихся детей в:
- 1-ю смену _______________________________, чел.
- 2-ю смену _______________________________, чел.
- количество детей, учащихся в первую смену
и посещающих группу продленного дня _______, чел.
8.
Тип столовой в образовательной организации:
ДА
НЕТ
1
Работает на продовольственном сырье.........
1
2
2
Работает на полуфабрикатах..........................
1
2
3
Реализует готовые блюда................................
1
2
4
Столовой нет....................................................
1
-
5
Другое (указать) _____________________________________________
9.
Вид организации питания:
1. - организация работает самостоятельно
2. - заключен договор на аутсорсинг
10.
Информация об услугах по организации питания детей:
1. - имеется меню на официальном сайте
2. - меню представлено на информационном стенде
3. - меню представлено на сайте и стенде
4. - отсутствует
11.
Имеется ли оборудованное место для мытья и сушки рук?
1. - ДА
2. - НЕТ
12.
Количество посадочных мест в обеденном зале столовой __________________
13.
Количество умывальников при обеденном зале столовой ____________________
14.
Количество детей с отказом от питания
- 1 - 4 классы
_______________, чел.
- 5 - 9 классы
_______________, чел.
- 10 - 11 классы
_______________, чел.
15.
На какой перемене предусмотрен завтрак для:
- 1 - 4 классов
_______________
- 5 - 9 классов
_______________
- 10 - 11 классов
_______________
16.
Указать интервалы между школьным завтраком и обедом для:
- 1 - 4 классов
_______________, мин
- 5 - 9 классов
_______________, мин
- 10 - 11 классов
_______________, мин
17.
Указать продолжительность перемен(ы), отведенной для:
- завтрака
_______________, мин
- обеда
_______________, мин
- полдника
_______________, мин
18.
Есть ли в школе:
ДА
НЕТ
1
Вендинговый автомат
1
2
2
Буфет
1
2
19.1
Укажите ассортимент продукции, реализуемый в буфете:
ДА
НЕТ
1
Выпечка (пироги, пицца и др.).......................................
1
2
2
Бутерброды, хот-доги.......................................................
1
2
3
Шоколад и изделия из него,
шоколадные батончики...................................................
1
2
4
Овощные салаты, овощи, готовые к употреблению.....
1
2
5
Молочные продукты, в том числе напитки..................
1
2
6
Соки фруктовые, фруктово-овощные............................
1
2
7
Сокосодержащие напитки с добавлением сахара, в том числе нектары и морсы...................................................
1
2
8
Сладкие газированные напитки.....................................
1
2
9
Вода питьевая бутилированная......................................
1
2
10
Печенье сдобное, в том числе глазированное, вафли
1
2
11
Печенье галетное............................................................
1
2
12
Батончики злаковые и фруктово-злаковые..................
1
2
13
Зефир, пастила, мармелад.............................................
1
2
14
Фрукты............................................................................
1
2
15
Другое (указать) _______________________________________
19.2
Укажите ассортимент продукции, реализуемый в вендинговом аппарате:
ДА
НЕТ
1
Выпечка (пироги, пицца и др.)........................................
1
2
2
Бутерброды, хот-доги........................................................
1
2
3
Шоколад и изделия из него, шоколадные батончики....
1
2
4
Овощные салаты, овощи, готовые к употреблению.......
1
2
5
Молочные продукты, в том числе напитки....................
1
2
6
Соки фруктовые, фруктово-овощные..............................
1
2
7
Сокосодержащие напитки с добавлением сахара, в том числе нектары и морсы..............................................
1
2
8
Сладкие газированные напитки.......................................
1
2
9
Вода питьевая бутилированная........................................
1
2
10
Печенье сдобное, в том числе глазированное, вафли....
1
2
11
Печенье галетное...............................................................
1
2
12
Батончики злаковые и фруктово-злаковые.....................
1
2
13
Зефир, пастила, мармелад................................................
1
2
14
Фрукты................................................................................
1
2
15
Другое (указать) ________________________________________
20.
Имеется ли у учащихся свободный доступ к питьевой воде?
ДА
НЕТ
1
Вода находится в кулерах в коридорах..........................
1
2
2
Вода находится в кулерах в столовой.............................
1
2
3
Вода находится в кулерах в классе.................................
1
2
4
Есть фонтанчики с питьевой водой...............................
1
2
5
Кипяченая вода находится в баках в буфете/столовой
1
2
6
Не предусмотрен ни один вышеуказанный вариант....
1
2
7
Другой вариант (указать) _________________________________
21.
Укажите, какие варианты получения питания предусмотрены в столовой школы
ДА
НЕТ
1
Бесплатное питание в столовой
1
2
2
Есть возможность купить комплексный завтрак, обед, полдник и др.
1
2
3
"Свободный выбор" (предусмотрена возможность купить одно блюдо на выбор в какой-либо прием пищи)
1
2
4
Предусмотрена возможность выбора из нескольких альтернативных комплексных меню в отдельный прием пищи
1
2
5
Не предусмотрено питание, но организован перекус/чаепитие
1
2
22.
Участвует ли школа в реализации образовательных программ по здоровому питанию?
1. ДА
2. НЕТ
23.
Если школа участвует в реализации образовательных программ, то каких?
ДА
НЕТ
1
"Школьное молоко"...........................................................
1
2
2
"Разговоры о правильном питании".................................
1
2
3
Уроки в рамках ЗОЖ.........................................................
1
2
4
Другие (впишите) ______________________________________
24.
Какие классы включены в образовательные программы по здоровому питанию
ДА
НЕТ
1
Начальные
1
2
2
Средние
1
2
3
Старшие
1
2
Классы
Общее количество детей, получающих завтраки
Количество детей, питающихся бесплатно
1 - 4 классы
5 - 9 классы
10 - 11 классы
Классы
Общее количество детей, получающих обед
Количество детей, питающихся бесплатно
1 - 4 классы
5 - 9 классы
10 - 11 классы
Классы
Общее количество детей, получающих полдник
Количество детей, питающихся бесплатно
1 - 4 классы
5 - 9 классы
10 - 11 классы
Классы
Общее количество детей, получающих завтрак и обед
Количество детей, питающихся бесплатно
1 - 4 классы
5 - 9 классы
10 - 11 классы
Классы
Общее количество детей, получающих завтрак, обед и полдник
Количество детей, питающихся бесплатно
1 - 4 классы
5 - 9 классы
10 - 11 классы
Классы
Стоимость, руб.
Завтрак
Обед
Полдник
Полная стоимость приема пищи
1 - 4 классы
5 - 9 классы
10 - 11 классы
Стоимость льготного приема пищи
1 - 4 классы
5 - 9 классы
10 - 11 классы
Пищевые вещества
Завтрак, г
Обед, г
Полдник, г
Итого за ____ приема пищи, г
Белок, в среднем
Жир, в среднем
Углеводы, в среднем
Энергетическая ценность, в среднем
Пищевые вещества
Завтрак, г
Обед, г
Полдник, г
Итого за ____ приема пищи, г
Белок, в среднем
Жир, в среднем
Углеводы, в среднем
Энергетическая ценность, в среднем
Пищевые вещества
Завтрак, г
Обед, г
Полдник, г
Итого за ____ приема пищи, г
Белок, в среднем
Жир, в среднем
Углеводы, в среднем
Энергетическая ценность, в среднем
Пищевые вещества
Завтрак, г
Обед, г
Полдник, г
Итого за ____ приема пищи, г
Белок, в среднем
Жир, в среднем
Углеводы, в среднем
Энергетическая ценность, в среднем
Продукты и блюда
Частота в анализируемом меню
Завтрак
Обед
Полдник
Хлеб, закуски/салаты
Хлеб
Масло сливочное
Колбаса (в составе бутерброда)
Сыр (в составе бутерброда)
Салаты из свежих овощей (огурцы, помидоры, капуста и др.)
Салаты из отварных овощей (винегрет и др.)
Молочные продукты и блюда из яиц
Блюда из творога (запеканки и другие)
Блюда из яиц (омлет)
Жидкие молочные (кисломолочные) продукты
Первые блюда
Первые блюда зерновые (из круп, макарон)
Первые блюда овощные (в том числе на мясном бульоне)
Вторые блюда
Блюда из мяса (рагу, рубленые, запеканки, плов)
Блюда из птицы (рагу, рубленые, запеканки, плов)
Блюда из рыбы (рубленные, запеченные)
Колбасные изделия (сосиски, сардельки)
Гарниры
Блюда из макаронных изделий
Блюда из круп (гарниры, каши)
Блюда из бобовых
Овощные блюда (гарниры)
Картофель (гарниры - пюре, отварной)
Десерты
Выпечка (сдобная, пироги и др.)
Фрукты
Кондитерские изделия
Напитки
Соки
Нектары
Чай
Кофейный напиток или какао
Компоты, кисель, шиповник
Продукты и блюда
Частота в анализируемом меню
Завтрак
Обед
Полдник
Хлеб, закуски/салаты
Хлеб
Масло сливочное
Колбаса (в составе бутерброда)
Сыр (в составе бутерброда)
Салаты из свежих овощей (огурцы, помидоры, капуста и др.)
Салаты из отварных овощей (винегрет и др.)
Молочные продукты и блюда из яиц
Блюда из творога (запеканки и другие)
Блюда из яиц (омлет)
Жидкие молочные (кисломолочные) продукты
Первые блюда
Первые блюда зерновые (из круп, макарон)
Первые блюда овощные (в том числе на мясном бульоне)
Вторые блюда
Блюда из мяса (рагу, рубленые, запеканки, плов)
Блюда из птицы (рагу, рубленые, запеканки, плов)
Блюда из рыбы (рубленные, запеченные)
Колбасные изделия (сосиски, сардельки)
Гарниры
Блюда из макаронных изделий
Блюда из круп (гарниры, каши)
Блюда из бобовых
Овощные блюда (гарниры)
Картофель (гарниры - пюре, отварной)
Десерты
Выпечка (сдобная, пироги и др.)
Фрукты
Кондитерские изделия
Напитки
Соки
Нектары
Чай
Кофейный напиток или какао
Компоты, кисель, шиповник
Приложение 5
к МР 2.3.0167-20
АНКЕТА
по оценке питания обучающегося
в общеобразовательных организациях
(для родителей и детей)
Уважаемые родители, в рамках национального проекта "Демография" проводится опрос по питанию обучающихся в общеобразовательных организациях с целью выявления возможности его качественного улучшения. Просим вас заполнить анкету, указав в большинстве вопросов один вариант ответа, который лучше всего отражает фактическую ситуацию, связанную с питанием вашего ребенка. Вся полученная информация является конфиденциальной и будет использоваться только в обобщенном виде.
Спасибо за сотрудничество!
1. N анкеты
2. Место проживания
Код региона ________
3. Школа
Код школы _________
4. Класс
5. Дата заполнения
дата
месяц
год
6. Дата рождения ребенка
дата
месяц
год
7. Возраст (полных лет)
8. Укажите пол Вашего ребенка
1. мальчик
2. девочка
9.
Состав семьи
1. полная (два родителя)
2. неполная (один родитель)
97. затрудняюсь ответить
98. отказ от ответа
10.
Образование мамы
1. среднее
2. среднее профессиональное
3. высшее
4. имеется ученая степень
97. затрудняюсь ответить
98. отказ от ответа
11.
Образование папы
1. среднее
2. среднее профессиональное
3. высшее
4. имеется ученая степень
97. затрудняюсь ответить
98. отказ от ответа
12.
Оцените уровень доходов Вашей семьи
1. низкий уровень
2. ниже среднего
3. средний
4. выше среднего
5. высокий уровень
97. затрудняюсь ответить
98. отказ от ответа
13.
В какую смену учится Ваш ребенок
1. первую
2. вторую
14.
Сколько времени обычно ребенок проводит в школе? ________________ часов
ДА
НЕТ
Затрудняюсь ответить
Отказ
Посещает группу продленного дня
1
2
97
98
Посещает дополнительные занятия/кружки
1
2
97
98
Уходит домой сразу после уроков
1
2
97
98
15.
Укажите, сколько месяцев назад проводили измерение веса и роста у ребенка
затрудняюсь ответить _________ 97
16.
Укажите, какой был при последнем измерении вес и рост ребенка
1. вес ребенка ____________, кг
2. рост ребенка ____________, см
3. затрудняюсь ответить ____________ 977
4. отказ от ответа ____________ 988
17.
Укажите на момент исследования данные матери:
1. вес матери ____________, кг
2. рост матери ____________, см
3. затрудняюсь ответить ____________ 977
4. отказ от ответа ____________ 988
18.
Укажите на момент исследования данные отца:
1. вес отца ____________, кг
2. рост отца ____________, см
3. затрудняюсь ответить ____________ 977
4. отказ от ответа ____________ 988
19.
Имеются ли у Вашего ребенка следующие хронические заболевания?
ДА
НЕТ
Затрудняюсь ответить
Отказ
1.
Сердечно-сосудистой системы.........................
1
2
97
98
2.
Органов дыхания................................................
1
2
97
98
3.
Органов пищеварения........................................
1
2
97
98
4.
Нарушение осанки (сколиоз), плоскостопие..
1
2
97
98
5.
Избыточный вес или ожирение.......................
1
2
97
98
6.
Железодефицитная анемия...............................
1
2
97
98
7.
Болезни щитовидной железы...........................
1
2
97
98
8.
Другие, указать _______________________
20.
Как часто Ваш ребенок болел ОРЗ за последние 12 месяцев?
Не болел.....................................
1
1 - 3 раза................................
2
4 и более раз..........................
3
Затрудняюсь ответить..........
97
Отказ от ответа.....................
98
21.
Знакомы ли Вы и Ваша семья с принципами здорового питания?
ДА.........................................
1
НЕТ.......................................
2
Затрудняюсь ответить..........
97
Отказ от ответа....................
98
22.
Справедливы ли для Вашей семьи указанные подходы к организации питания дома?
ДА
НЕТ
Затрудняюсь ответить
Отказ
1
Овощные блюда (не включая картофельные) используются в 2 и более приемах пищи ежедневно (овощные супы, салаты, гарниры и др.)
1
2
97
98
2
Фрукты ежедневно присутствуют в рационе питания членов семьи в количестве не менее 250 - 300 г (средний вес яблока, груши, апельсина - 120 - 130 г)
1
2
97
98
3
При выборе хлеба и хлебобулочных изделий вы отдаете приоритет продуктам из муки 2 сорта, с присутствием цельных злаков, отрубей и проч.
1
2
97
98
4
Блюда из рыбы присутствуют в рационе еженедельно
1
2
97
98
5
Ежедневно в питании используются 2 - 3 молочных продукта (включая молочные блюда и напитки)
1
2
97
98
23.
Откуда Вы получаете информацию о принципах здорового питания?
(выберите два наиболее значимых для вас источника информации)
От врача или других медицинских работников.....
1
Телевидение............................................................
2
Интернет-сайты......................................................
3
Научные печатные издания....................................
4
Журналы, газеты и др. печатные издания...............
5
Родственники, знакомые.........................................
6
Затрудняюсь ответить............................................
97
Отказ от ответа......................................................
98
24.
Сколько раз в день Ваш ребенок принимает пищу в учебные дни?
_____________________ раз
Затрудняюсь ответить......................
97
Отказ от ответа................................
98
25.
Сколько раз в день Ваш ребенок принимает пищу в выходные?
_____________________ раз
Затрудняюсь ответить......................
97
Отказ от ответа................................
98
26.
Ребенок завтракает дома перед уходом в школу?
Всегда...............................................
1
Не всегда..........................................
2
Не завтракает...................................
3
Затрудняюсь ответить.....................
97
Отказ от ответа................................
98
27.
Питается ли Ваш ребенок в школьной столовой?
Всегда...............................................
1
Не всегда..........................................
2
Не питается.....................................
3 (переход к вопросу 36)
Затрудняюсь ответить......................
97 (переход к вопросу 36)
Отказ от ответа................................
98 (переход к вопросу 36)
28.
Укажите интервал между завтраком дома и первым приемом пищи в школе?
Менее 2 часов...................................
1
Составляет 2 - 3 часа........................
2
Составляет 3 - 4 часа........................
3
Составляет 4 - 6 часов......................
4
Более 6 часов....................................
5
Затрудняюсь ответить......................
97
Отказ от ответа................................
98
29.
Если ребенок питается в школьной столовой, укажите, что он ест?
(можно выбрать несколько вариантов ответов)
Бесплатный горячий завтрак..................
1
Платный горячий завтрак.......................
2
Бесплатный горячий обед.......................
3
Платный горячий обед............................
4
Бесплатный полдник...............................
5
Платный полдник....................................
6
Покупает еду в буфете............................
7
Покупает еду в вендинговом аппарате..
8
Затрудняюсь ответить.............................
97
Отказ от ответа.......................................
98
30.
Где Ваш ребенок обедает?
ДА
НЕТ
Затрудняюсь ответить
Отказ
1
В школьной столовой..............................
1
2
97
98
2
Покупает продукцию из школьного буфета.....................................
1
2
97
98
3
Покупает продукцию в вендинговом аппарате....................................................
1
2
97
98
4
Берет еду с собой.....................................
1
2
97
98
5
Дома..........................................................
1
2
97
98
6
Не обедает................................................
1
2
97
98
На вопрос 31 отвечают те, кто обедает в школьной столовой
31.
Обед из трех блюд...................................
1
Только первые блюда (суп).....................
2
Только вторые блюда...............................
3
Только салат............................................
4
Первое блюдо + салат..............................
5
Первое блюдо + салат + напиток............
6
Второе блюдо + салат..............................
7
Второе блюдо + салат + напиток............
8
Первое блюдо + второе блюдо................
9
Другое блюдо...........................................
10
Затрудняюсь ответить.............................
97
Отказ от ответа.......................................
98
32.
Полностью ли съедает ребенок порцию завтрака/обеда/полдника в школе?
(Ответить на вопрос, если ребенок в школе завтракает, обедает или полдничает). Если нет какого-либо приема пищи - строку оставить незаполненной.
ДА
Не всегда
НЕТ
Затрудняюсь ответить
Отказ от ответа
Завтрак
1
2
3
97
98
Обед
1
2
3
97
98
Полдник
1
2
3
97
98
33.
Хватает ли Вашему ребенку выданной порции в школьной столовой?
(Вопрос задается, если ребенок питается в школьной столовой, см. вопрос 27)
ДА.....................................................
1
Не всегда..............................................
2
НЕТ...................................................
3
Затрудняюсь ответить......................
97
Отказ от ответа................................
98
34.
Считает ли Ваш ребенок достаточной длительность перерыва между уроками для приема пищи?
ДА.....................................................
1
НЕТ...................................................
2
Затрудняюсь ответить......................
97
Отказ от ответа................................
98
35.
Нравится ли ребенку обстановка в школьной столовой?
Да, там чисто, уютно, хорошая сервировка стола.........
1
Нет, в столовой грязно, неуютно....................................
2
Тесно, много детей, мало места для приема пищи.......
3
Приходится долго ждать, чтобы получить еду..............
4
Затрудняюсь ответить...................................................
97
Отказ от ответа.............................................................
98
36.
ДА
НЕТ
Затрудняюсь ответить
Отказ
1
Из-за отсутствия столовой в образовательной организации.................
1
2
97
98
2
Из-за плохого качества питания в столовой...................................................
1
2
97
98
3
Берет еду с собой.....................................
1
2
97
98
4
Дорого.......................................................
1
2
97
98
5
По состоянию здоровья (требуется специальная диета)..................................
1
2
97
98
6
Другие причины.......................................
1
2
97
98
7
Указать какие ________________________________________
37.
Как оплачивается питание (завтрак/обед) ребенка в школе:
ДА
НЕТ
Затрудняюсь ответить
Отказ
Питается бесплатно (получает льготу на питание)
1
2
97
98
Комбинированная оплата (льгота + доплата родителей)
1
2
97
98
Полная оплата питания родителями
1
2
97
98
38.
Пользуется ли Ваш ребенок школьным буфетом или вендинговым аппаратом?
Регулярно...................................
1
Иногда........................................
2
Не пользуется.............................
3
Буфета в школе нет....................
4
Вендингового аппарата нет.........
5
Затрудняюсь ответить................
97
Отказ от ответа..........................
98
39.
Какую продукцию покупает Ваш ребенок в буфете/вендинговом аппарате?
ДА
НЕТ
Затрудняюсь ответить
Отказ
1
Выпечка (пироги, пицца и др.)..................
1
2
97
98
2
Бутерброды, хот-доги..............................
1
2
97
98
3
Шоколад и изделия из него, шоколадные батончики................................................
1
2
97
98
4
Овощные салаты, овощи, готовые к употреблению..........................................
1
2
97
98
5
Молочные продукты, в том числе напитки....................................................
1
2
97
98
6
Соки фруктовые, фруктово-овощные.......
1
2
97
98
7
Сокосодержащие напитки с добавлением сахара, в том числе нектары и морсы......
1
2
97
98
8
Сладкие газированные напитки................
1
2
97
98
9
Вода питьевая бутилированная................
1
2
97
98
10
Печенье сдобное, в том числе глазированное, вафли...............................
1
2
97
98
11
Печенье галетное....................................
1
2
97
98
12
Батончики злаковые и фруктово-злаковые..................................
1
2
97
98
13
Зефир, пастила, мармелад.......................
1
2
97
98
14
Фрукты...................................................
1
2
97
98
15
Другое (указать) ____________________________________
40.
Удовлетворяет ли Вас ассортимент буфетной продукции?
ДА.....................................................
1
НЕТ...................................................
2
Затрудняюсь ответить......................
97
Отказ от ответа................................
98
41.
Пьет ли ребенок в школе питьевую воду?
ДА, ежедневно..................................
1
Редко................................................
2
Не пьет.............................................
3
Затрудняюсь ответить.....................
97
Отказ................................................
98
42.
Принимает ли Ваш ребенок витаминно-минеральные комплексы, БАДы к пище?
ДА.....................................................
1
НЕТ...................................................
2
Затрудняюсь ответить......................
97 (переход к 43 вопросу)
Отказ от ответа................................
98 (переход к 43 вопросу)
43.
Как часто Ваш ребенок принимает витаминно-минеральные комплексы?
Постоянно....................................
1
2 - 3 раза в полгода курсами........
2
1 - 2 раза в год курсами..............
3
Принимает не регулярно............
4
Затрудняюсь ответить................
97
Отказ...........................................
98
44.
Оцените уровень физической активности Вашего ребенка (с учетом занятий физической культурой в школе, танцами, в спортивных секциях, активными играми)
Менее 60 минут в день ежедневно...............................................................
1
Менее 60 минут 2 - 3 раза в неделю............................................................
2
Ежедневно не менее 60 минут в день (подвижные игры и др.).................
3
Посещает спортивные секции 2 раза в неделю, ежедневная физическая активность не менее 60 минут.....................................................................
4
Посещает спортивные секции с занятиями высокой интенсивности 3 и более раза в неделю....................................................................................
5
Спортом не занимается...............................................................................
6
Затрудняюсь ответить.................................................................................
97
Отказ от ответа...........................................................................................
98
45. Как часто Ваш ребенок дома и в школе употребляет следующие группы продуктов (выбрать один из ответов по каждому пункту):
Пункт
Наименование группы продуктов
Каждый день
3 - 4 раза в неделю
1 раз в неделю
2 - 3 раза в месяц
1 раз в месяц
Не употребляет
Затрудняюсь ответить
Отказ от ответа
a
Каши и блюда из зерновых
b
Макароны
c
Мясо говядины, свинины и др.
d
Мясо птицы: курица, индейка и др.
e
Молоко, кефир, ряженку и др. жидкие молочные продукты
f
Творог и блюда из него (запеканки, суфле, сырники и др.)
g
Творожные сырки, сладкие молочные десерты
h
Рыбу и блюда из рыбы
i
Овощи (кроме картофеля)
i
Картофель
k
Фрукты
l
Колбасу, сосиски, сардельки
m
Яйца и блюда из яиц
n
Продукты фастфуда (гамбургеры, пицца, шаверма и др.)
o
Чипсы, сухарики
p
Кетчуп
q
Майонез
r
Сдобную выпечку и пироги
s
Торты и пирожные
t
Шоколад, шоколадные конфеты, батончики ("Марс", "Твикс" и др.)
u
Карамель, зефир, пастила и др.
v
Сладкие газированные напитки
w
Соки фруктовые
x
Напитки с добавлением сахара (компот, кисель, морс и др.)
y
Питьевую воду
z
Сколько чайных ложек или кусков сахара обычно ребенок добавляет на чашку (стакан) чая или другого напитка?
0...1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
(обвести нужную цифру)
46. Ваша оценка организации питания в школе:
Хорошо..............................................
1
Удовлетворительно...........................
2
Плохо................................................
3
Затрудняюсь ответить.....................
97
Отказ................................................
98
47. Ваши предложения по улучшению организации питания детей в школе
1. _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
48. Ф.И.О. интервьюера ___________________________________________________
Подпись ____________________________
Приложение 6
к МР 2.3.0167-20
УКАЗАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
На вопросы отвечает исследователь/интервьюер
Вопрос 1.
Запишите название Федерального округа Российской Федерации. Запишите код субъекта Российской Федерации по ОКТМО (1, 2 знаки кодов ОКТМО)
Вопрос 2.
Запишите код общеобразовательной организации в соответствии с инструкцией в МР (п. 2.10), код школы должен соответствовать ее порядковому номеру в выборке и быть представлен в формате 001, 020, 101
Вопрос 3.
Выберите ответ для каждого предложенного варианта
Вопрос 4.
Впишите проектную вместимость школы
Вопрос 5.
Впишите фактическое количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы), обучающихся в школе
Вопрос 6.
Запишите количество смен в школе
Вопрос 7.
Запишите фактическое количество детей, обучающихся в 1-ю и 2-ю смены
Вопрос 8.
Для каждого варианта выберите ответ "Да" или "Нет"
Вопрос 9.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 10.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 11.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 12.
Запишите количество посадочных мест в обеденном зале столовой
Вопрос 13.
Запишите количество умывальников при обеденном зале в столовой
Вопрос 14.
Впишите количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы) с отказом от питания
Вопрос 15.
Впишите, на какой перемене предусмотрен завтрак для 1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классов
Вопрос 16.
Запишите интервал (время) в минутах между школьным завтраком и обедом для 1 - 4 классов, 5 - 9 классов, 10 - 11 классов
Вопрос 17.
Впишите продолжительность перемен(ы), отведенной для завтрака, обеда, полдника
Вопрос 18.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 19.1
Для каждого варианта выберите ответ "Да" или "Нет"
Вопрос 19.2
Для каждого варианта выберите ответ "Да" или "Нет"
Вопрос 20.
Для каждого варианта выберите ответ "Да" или "Нет"
Вопрос 21.
Для каждого варианта выберите ответ "Да" или "Нет"
Вопрос 22.
Выберите один из вариантов. При выборе варианта ответа 1 перейдите к вопросу 23
Вопрос 23.
Для каждого варианта выберите ответ "Да" или "Нет" или впишите название образовательной программы по питанию
Вопрос 24.
Для каждого варианта выберите ответ "Да" или "Нет"
Вопрос 25.
Впишите в таблицу "Охват детей завтраком" количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы), получающих завтраки, и количество детей, получающих бесплатные завтраки.
Оценивается только для учащихся первой смены
Вопрос 26.
Впишите в таблицу "Охват детей обедом" количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы), получающих обеды, и количество детей, получающих бесплатные обеды.
Оценивается только для учащихся первой смены
Вопрос 27.
Впишите в таблицу "Охват детей полдником" количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы), получающих обеды, и количество детей, получающих бесплатные обеды.
Оценивается только для учащихся первой смены
Вопрос 28.
Впишите в таблицу "Охват детей завтраком и обедом" количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы), получающих завтраки и обеды, и количество детей, получающих бесплатные завтраки и обеды.
Оценивается только для учащихся первой смены
Вопрос 29.
Впишите в таблицу "Охват детей завтраком, обедом и полдником" количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы), получающих завтраки, обеды, полдники, и количество детей, получающих бесплатные завтраки, обеды, полдники.
Оценивается только для учащихся первой смены
Вопрос 30.
Впишите в таблицу стоимость (руб.) завтрака, обеда и полдника для детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы). Если в школе имеется льготное меню, укажите в соответствующих графах его стоимость
Вопрос 31.
Рассчитайте и впишите количество белков, жиров, углеводов (г) и энергетическую ценность (ккал) за прием пищи, используя меню-раскладку для учащихся 1 - 4 классов, в среднем за 5 предшествующих дней (заполняется для меню полной стоимости)
Вопрос 32.
Рассчитайте и впишите количество Б, Ж, У (г) и энергетическую ценность (ккал) за прием пищи, используя меню-раскладку для учащихся 5 - 9 классов, в среднем за 5 предшествующих дней (заполняется для меню полной стоимости)
Вопрос 33.
Рассчитайте и впишите количество Б, Ж, У (г) и энергетическую ценность (ккал) за прием пищи, используя меню-раскладку для учащихся 10 - 11 классов, в среднем за 5 предшествующих дней (заполняется для меню полной стоимости)
Вопрос 34.
Рассчитайте и впишите количество Б, Ж, У (г) и энергетическую ценность (ккал) за прием пищи, используя меню-раскладку для меню за льготную стоимость, в среднем за 5 предшествующих дней (заполняется в том случае, если в школе такое меню имеется)
Вопрос 35.
Например: меню составлено на 10 дней, в обед рыбу давали за эти 10 дней 2 раза; записываем в графе "рыба" в столбце "Обед" цифру "2".
Хлеб давали па завтрак каждый день; записываем в графе "хлеб" в столбце "Завтрак" цифру "10".
Укажите, за сколько дней Вы оценивали меню
Вопрос 35.1
Если в школе больше чем одно льготное меню для разных возрастных групп, для ответа на данный вопрос выберите только одно меню.
Таблица заполняется аналогично п. 35
Вопрос 36.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 37.
Поставьте дату заполнения анкеты
Вопрос 38.
Впишите Ф.И.О. исследователя/интервьюера полностью
Вопрос 39.
Подпись ставит исследователь/интервьюер
Приложение 7
к МР 2.3.0167-20
УКАЗАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ
АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
На вопросы отвечают родители совместно с обучающимися
Вопрос 1.
Впишите номер анкеты. Нумерация анкет ведется в каждой школе с первого номера быть в формате 01, 12, 25
Вопрос 2.
Впишите код субъекта Российской Федерации по ОКТМО (1, 2 знаки кодов ОКТМО)
Вопрос 3.
Запишите код общеобразовательной организации в соответствии с инструкцией в МР (п. 2.10), код школы должен соответствовать ее порядковому номеру в выборке и быть представлен в формате 001, 020, 101
Вопрос 4.
Впишите класс, в котором учится ребенок
Вопрос 5.
Впишите дату заполнения анкеты
Вопрос 6.
Впишите дату рождения обучающегося
Вопрос 7.
Впишите возраст обучающегося (сколько ребенку полных лет на момент заполнения)
Вопрос 8.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 9.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 10, 11
Выберите один вариант ответа
Вопрос 12.
Выберите один вариант ответа. Ответ выбирается на основе самооценки уровня дохода самими родителями
Вопрос 13.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 14.
Укажите, сколько времени ребенок чаще всего проводит в школе (количество часов), для каждого варианта выберите наиболее подходящий ответ
Вопрос 15.
Впишите, сколько месяцев назад проводили измерение веса и роста ребенка
Вопрос 16.
Запишите вес и рост ребенка
Вопрос 17.
Запишите вес и рост мамы на момент исследования
Вопрос 18.
Запишите вес и рост папы на момент исследования
Вопрос 19.
Выберите для каждого заболевания вариант ответа. В пункте 8 запишите вариант, который не указан в п.п. 1 - 7
Вопрос 20.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 21.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 22.
Выберите для каждого пункта один вариант ответа
Вопрос 23.
Выберите два наиболее значимых для Вас источников информации из предложенных вариантов ответа
Вопрос 24.
Напишите наиболее типичное для вашего ребенка число приемов пищи
Вопрос 25.
Напишите наиболее типичное для вашего ребенка число приемов пищи
Вопрос 26.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 27.
Выберите один вариант. При выборе ответа 3 или "затрудняюсь ответить" и "отказ" перейдите к вопросу 36
Вопрос 28.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 29.
Выберите один или несколько вариантов ответа
Вопрос 30.
Выберите один или несколько вариантов ответа.
Вопрос 31.
Выберите один вариант ответа. На вопрос 31 отвечают те, кто обедает в столовой
Вопрос 32.
Необходимо поставить галочки на пересечении приема пищи (завтрак, обед и полдник - по горизонтали) и предложенных вариантов ответа (по вертикали), если ваш ребенок завтракает, обедает или получает полдник в школьной столовой
Вопрос 33.
Выберите один вариант ответа, если ребенок питается в школьной столовой
Вопрос 34.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 35.
Выберите один или несколько вариантов ответа
Вопрос 36.
Выберите один или несколько вариантов, если ребенок не питается в школьной столовой
Вопрос 37.
Для каждого варианта выберите ответ "Да" или "Нет", "затрудняюсь ответить", "отказ". Ответ дается только в отношении основного приема пищи (завтрака или обеда)
Вопрос 38.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 39.
Для каждого варианта выберите ответ "Да" или "Нет", "затрудняюсь ответить", "отказ" или впишите другое
Вопрос 40.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 41.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 42.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 43.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 44.
Выберите один из вариантов ответа. Необходимо учесть все возможные виды физической активности ребенка: уроки физкультуры в школе, спортивные секции, занятия танцами, подвижные игры, физически активный труд
Вопрос 45.
Заполните таблицу.
Необходимо поставить галочки на пересечении граф по горизонтали (предложенных продуктов, блюд) и по вертикали (частоты их употребления)
Вопрос 46.
Выберите один вариант ответа
Вопрос 47.
Впишите пожелания и предложения по организации питания в вашем образовательной организации (кратко, несколько слов)
Вопрос 48.
Впишите Ф.И.О. интервьюера полностью. Подпись ставит интервьюер
Методические рекомендации разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (И.Г. Шевкун, Е.В. Бобылева), ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора (В.Ю. Ананьев, Е.А. Кузьмина, Г.Д. Щербаков), ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (Д.Б. Никитюк, А.К. Батурин, Е.А. Смирнова, Е.А. Пырьева, М.В. Гмошинская, Э.Э. Кешабянц, А.Н. Мартинчик, А.И. Сафронова, С.Ю. Мкоян, Е.А. Нетунаева).