"Рекомендации для бюро кредитных историй по проверке взаимодействия с автоматизированной системой "Центральный каталог кредитных историй" в части обработки кредитных отчетов"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ ПО ПРОВЕРКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ
КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ" В ЧАСТИ ОБРАБОТКИ КРЕДИТНЫХ ОТЧЕТОВ
1. Общие сведения
1.1. С 1 марта 2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона N 189-ФЗ от 28 июня 2014 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" бюро кредитных историй (БКИ) обязаны предоставлять Банку России по его запросу кредитные отчеты субъектов кредитных историй. Для запроса и получения у БКИ кредитного отчета (отчетов) и предоставления его специалистам Банка России будет применена автоматизированная система "Центральный каталог кредитных историй" (АС ЦККИ). Порядок взаимодействия АС ЦККИ и БКИ в части обработки кредитных отчетов описан в подразделе 2.6 проекта документа "Порядок взаимодействия автоматизированной системы "Центральный каталог кредитных историй" и бюро кредитных историй", размещенном на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Кредитные истории", в подразделе "Тестирование взаимодействия АС ЦККИ с учетом требований Федерального закона N 189-ФЗ".
1.2. БКИ рекомендуется доработать используемое для взаимодействия с АС ЦККИ программное обеспечение и проверить корректность его работы. В целях обеспечения данной проверки в Департаменте информационных технологий Банка России организован стенд АС ЦККИ, на котором развернута база данных для хранения тестовых сведений. Порядок действий по проверке, который рекомендуется выполнить с использованием стенда АС ЦККИ, приведен ниже в разделе 4 данного документа.
2. Подпись и шифрование передаваемых файлов
2.1. При обмене тестовыми сообщениями необходимо применять зашифрование и расшифрование передаваемых файлов с использованием тестовых (учебных) ключей СКЗИ "Верба-OW", которые ранее направлялись в БКИ в целях обеспечения тестирования.
2.2. В случае отсутствия в БКИ тестовых ключей их можно получить в Департаменте информационных технологий Банка России, направив соответствующий запрос по электронной почте на адрес bvl@cbr.ru.
2.3. Тестовые файлы от АС ЦККИ будут подписываться с кодом подписи 01, на ключе шифрования с номером 9980 серии 940000. Зашифрование будет выполняться на абонента "Тестовый БКИ" (номер ключа шифрования 2000, серия 940051).
2.4. Тестовые файлы от БКИ должны быть подписаны с применением СКЗИ "Верба-OW" 6.1.2 с кодом подписи 01, на ключе шифрования с номером 2000 серии 940051. Зашифрование должно быть выполнено с применением СКЗИ "Верба-OW" 6.1.2 на абонента "Тестовый ЦККИ" (номер ключа шифрования 9980, серия 940000).
3. Обмен тестовыми сообщениями
3.1. Тестовые сообщения, содержащие пакеты титульных частей, передаются из БКИ на адрес cktest@cbr.ru. Тестовые запросы кредитного отчета от АС ЦККИ с адреса crtest@cbr.ru передаются в БКИ на адрес, ранее доведенный данным БКИ в Банк России по его запросу. Ответы БКИ, содержащие запрошенные тестовые кредитные отчеты, направляются на адрес crtest@cbr.ru. Темы направляемых сообщений формируются в соответствии со сведениями, приведенными в проекте документа "Порядок взаимодействия автоматизированной системы "Центральный каталог кредитных историй" и бюро кредитных историй". Адреса cktest@cbr.ru и crtest@cbr.ru сканируются в автоматическом режиме специальным программным обеспечением АС ЦККИ с 9-30 до 17-30 московского времени по рабочим дням (в пятницу до 16-30). Если тестовое сообщение поступит в другое время, то оно сохранится в соответствующем почтовом ящике и будет обработано в течение нескольких минут после ближайшего запуска специального программного обеспечения АС ЦККИ на стенде.
3.2. На поступившие на данный адрес запросы с допустимой темой стенд АС ЦККИ сформирует и отправит ответные сообщения.
3.3. При выполнении проверок с использованием стенда АС ЦККИ бюро кредитных историй указывают в темах сообщений, а также внутри файлов сообщений свой фактический регистрационный номер (там, где это требуется форматом).
4. Порядок действий по проверке взаимодействия
4.1. БКИ однократно направляет на адрес стенда АС ЦККИ, предназначенный для титульных частей кредитных историй, тестовые данные 5 титульных частей кредитных историй физических лиц и 5 титульных частей кредитных историй юридических лиц, кредитные отчеты по которым БКИ сможет сформировать по запросу от АС ЦККИ. Титульные части направляются в режиме добавления в составе одного пакета в соответствии с правилами передачи титульных частей кредитных историй. АС ЦККИ направляет в БКИ квитанцию об успешной обработке сообщения.
4.2. АС ЦККИ направляет на адрес БКИ одиночные запросы на получение кредитного отчета по субъекту кредитной истории, в котором указывает ключевые реквизиты одной из зарегистрированных титульных частей. В ответ БКИ направляет кредитный отчет по соответствующему субъекту. АС ЦККИ направляет в БКИ квитанцию об успешной обработке сообщения.
4.3. АС ЦККИ направляет на адрес БКИ одиночные запросы на получение кредитного отчета по субъекту кредитной истории, содержащие ошибки криптографической защиты (зашифрованные с использованием некорректного открытого ключа, содержащие некорректную подпись АС ЦККИ и т.п.). В ответ БКИ направляет квитанцию о невозможности обработки запроса с указанием причины (невозможность расшифровки вложения).
4.4. АС ЦККИ направляет на адрес БКИ одиночные запросы на получение кредитного отчета по субъекту кредитной истории, формат которого не соответствует установленному. В ответ БКИ направляет квитанцию о невозможности обработки запроса с указанием причины (неверный формат).
4.5. АС ЦККИ направляет на адрес БКИ одиночные запросы на получение кредитного отчета по субъекту кредитной истории, в котором указывает ключевые реквизиты незарегистрированной в БКИ титульной части кредитной истории. В ответ БКИ направляет сообщения, в которых указано, что по запрошенному субъекту данных нет (атрибут "noReport" содержит значение "2"). АС ЦККИ направляет в БКИ квитанцию об успешной обработке сообщения.
4.6. АС ЦККИ направляет на адрес БКИ пакет запросов на получение кредитного отчета, в котором указывает ключевые реквизиты как зарегистрированных, так и не зарегистрированных в БКИ титульных частей кредитных историй юридических лиц. В ответ БКИ направляет пакет кредитных отчетов, содержащий кредитные отчеты по указанным в запросе субъектам или информацию об отсутствии данных соответственно. АС ЦККИ направляет в БКИ квитанцию об успешной обработке сообщения.
4.7. АС ЦККИ направляет на адрес БКИ пакет запросов на получение кредитного отчета с указанием кода условия предоставления отчета, в котором указывает ключевые реквизиты как зарегистрированных, так и не зарегистрированных в БКИ титульных частей кредитных историй юридических лиц. В ответ БКИ направляет пакет, содержащий для каждого запрошенного субъекта атрибут "noReport" с указанием соответствующей причины отсутствия отчета по запросу: 1 - отчет не соответствует условию предоставления отчета, указанному в запросе; 2 - информация по запрашиваемому субъекту отсутствует в БКИ. АС ЦККИ направляет в БКИ квитанцию об успешной обработке сообщения.
5. Нештатные ситуации в процессе тестирования
5.1. В случае выявления нештатных ситуаций в процессе тестирования (неполучение ответного сообщения от АС ЦККИ в течение суток при условии, что запрос был отправлен в часы работы стенда, или получение незапланированного данными рекомендациями сообщения об ошибке и др.) следует проверить выполненный тест на соответствие требованиям проекта документа "Порядок взаимодействия автоматизированной системы "Центральный каталог кредитных историй" и бюро кредитных историй", а также рекомендациям, приведенным в разделах 2 - 4 настоящих рекомендаций. Следует иметь в виду, что возможен значительный временной разрыв в отправке запроса из БКИ и получении на него ответа от АС ЦККИ в связи с тем, что стенд АС ЦККИ работает не круглосуточно (подробности приведены выше в разделе 3 настоящего документа).
5.2. В случае если не выявлено каких-либо ошибок, но положительного ответа от АС ЦККИ добиться не удается, БКИ следует обратиться в Департамент информационных технологий Банка России, направив описание возникшей проблемы на адрес bvl@cbr.ru или позвонив по телефону (495) 753-96-06.