Рейтинг@Mail.ru

<Разъяснения> Минэкономразвития РФ от 27.05.2011

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

от 27 мая 2011 года

ПОЗИЦИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ

ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 Г. N 193-ФЗ "ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ

УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА

(ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)"

Вопрос: Обязаны ли коммерческие организации закреплять деятельность по осуществлению альтернативной примирительной процедуры с участием посредников (процедуры медиации) в перечне видов экономической деятельности в уставе организации?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, у коммерческой организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, обязанность по закреплению видов деятельности, которые осуществляет эта организация, в уставе организации возникает только в том случае, если это прямо предусмотрено законом для юридических лиц соответствующего вида.

Указанная позиция, по мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, соответствует позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Вопрос: Вправе ли саморегулируемая организация (далее - СРО) медиаторов осуществлять деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации?

Ответ: Возможность создания СРО медиаторов предусмотрена Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон N 193-ФЗ). Так, в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 193-ФЗ СРО медиаторов могут создаваться в целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

В свою очередь следует отметить, что помимо норм специального закона, регламентирующих порядок создания, деятельности СРО медиаторов, а также устанавливающих права, обязанности и функции СРО медиаторов, к СРО медиаторов применяются нормы Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 6 Закона N 315-ФЗ СРО не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Учитывая цели создания СРО медиаторов, указанные в части 1 статьи 18 Закона N 193-ФЗ, деятельность СРО медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации может, Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, повлечь возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создать угрозу возникновения такого конфликта.

Вопрос: В каких организационно-правовых формах может осуществляться деятельность организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации?

Ответ: Отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, регламентируются Законом N 193-ФЗ.

В свою очередь Закон N 193-ФЗ не регламентирует порядок создания организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации. В связи с чем, по мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, лица, желающие создать организацию в целях обеспечения проведения процедуры медиации, должны руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации.

Вопрос: К какому коду (каким кодам) по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности относится деятельность медиатора и организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации?

Ответ: По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, деятельность медиатора и организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации, соответствует в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 коду 74.14 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления" в подклассе 74.1 "Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием". Указанная группировка включает предоставление услуг по рассмотрению трудовых споров и примирению: содействие в досудебном разрешении трудовых споров или посредничество с целью примирения для урегулирования спорных вопросов между работниками и руководителями, между юридическими лицами или между физическими лицами.

Вопрос: Какие дополнительные требования могут быть установлены к медиатору?

Ответ: Требования к медиаторам установлены в статьях 15 и 16 Закона N 193-ФЗ. Вместе с тем, частью 7 статьи 15 Закона N 193-ФЗ предусмотрено, что соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.

По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, такие дополнительные требования не могут противоречить требованиям, установленным Законом N 193-ФЗ.

Вопрос: Что подразумевается под родственными отношениями в пункте 3 части 6 статьи 15 Закона N 193-ФЗ?

Ответ: Определение "родственные отношения" в законодательстве Российской Федерации отсутствует.

В свою очередь следует отметить, что данный вопрос регламентируется Семейным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство, в том числе, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, по мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, при применении пункта 3 части 6 статьи 15 Закона N 193-ФЗ в части родственных отношений необходимо руководствоваться Семейным кодексом Российской Федерации.

Вопрос: Как должны исполняться медиативные соглашения?

Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 193-ФЗ медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Согласно части 4 статьи 12 Закона N 193-ФЗ медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Вопрос: Является ли отсутствие судимости обязательным требованием для осуществления деятельности медиатора на профессиональной основе?

Ответ: Общие требования к медиаторам установлены в статье 15 Закона N 193-ФЗ.

Так, согласно части 2 указанной статьи осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 Закона N 193-ФЗ.

По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, требования к медиаторам, осуществляющим деятельность на профессиональной основе, установленные статьей 16 Закона N 193-ФЗ, являются дополнительными к требованиям, установленным статьей 15 Закона N 193-ФЗ к медиаторам, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе.

Другие документы по теме
"По вопросам, связанным с исполнением Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации"
(введено в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) (ред. от 30.10.2018)
<По вопросам применения раздела V.1 Налогового кодекса РФ>
"Разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 05.11.2015 N 502-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению" (далее - Положение Банка России N 502-П)"
Ошибка на сайте