Разъяснение ФАС России
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РАЗЪЯСНЕНИЕ
ПО ВОПРОСУ
ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕОБОСНОВАННО ВЫСОКОЙ
И НЕОБОСНОВАННО НИЗКОЙ ЦЕНЫ УСЛУГИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Федеральная антимонопольная служба по вопросу применения Методики определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации, утвержденной приказом ФАС России от 24.08.2012 N 548, на основании пункта 2 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), (далее - Методика) в части определения затрат на оказание банковских услуг сообщает.
В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Закона о защите конкуренции под необоснованно высокой, низкой ценой финансовой услуги понимается цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию.
Методика определяет базовые критерии и методы выявления необоснованно высокой, необоснованно низкой цены услуги кредитной организации и, в частности, выявления существенного отличия исследуемой цены кредитной организации от конкурентной цены услуги.
Как следует из норм пункта 12 статьи 4 Закона о защите конкуренции, устанавливать наличие одновременно всех указанных в нем факторов при выявлении необоснованно высокой, необоснованно низкой цены финансовой услуги не требуется.
В то же время необходимо принимать во внимание, что все определенные пунктом 12 статьи 4 Закона о защите конкуренции составляющие необоснованно высокой, необоснованно низкой цены финансовой услуги доминирующей финансовой организации с экономической точки зрения являются взаимозависимыми и в большинстве случаев имеют причинно-следственную связь.
Так, в качестве негативных последствий для конкуренции Закон о защите конкуренции выделяет недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках в результате нарушения установленных этим законом запретов.
С учетом конкретных обстоятельств и, в частности, общего состояния конкуренции на товарном рынке установление доминирующей финансовой организацией цены услуги на уровне существенно ниже конкурентного может затруднять появление на товарном рынке новых участников и, соответственно, препятствовать усилению (возникновению) конкуренции.
Одновременно подобные действия доминирующей финансовой организации могут стать причиной сокращения числа участников товарного рынка, что, в свою очередь, исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является одним из признаков ограничения конкуренции.
Еще одним признаком ограничения конкуренции является рост цены финансовых услуг, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке. Данное обстоятельство может быть вызвано, в том числе, установлением доминирующей финансовой организацией цены финансовой услуги, которая существенно превышает конкурентную цену этой услуги.
Согласно пункту 10 Методики отличие исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги признается существенным, если отклонение в большую или меньшую сторону составляет не менее 20%. Такое отличие свидетельствует о необоснованно высокой или необоснованно низкой цене на банковские услуги кредитной организации соответственно.
В то же время, исходя из пункта 10 Методики, существенное отличие исследуемой цены банковской услуги от ее конкурентной цены не влечет признание исследуемой цены банковской услуги необоснованно высокой, если эта цена не превышает сумму необходимых для ее оказания расходов кредитной организации.
Из изложенного следует, что информация о сумме расходов на оказание банковской услуги сама по себе не может являться доказательством установления кредитной организацией, занимающей доминирующее положение, необоснованно высокой цены банковской услуги и, соответственно, нарушения пункта 7 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Напротив, указанная информация может свидетельствовать о том, что, несмотря на существенное отклонение цены банковской услуги, установленной кредитной организацией, занимающей доминирующее положение на рынке, данная кредитная организация не нарушает пункта 7 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание изложенное, ФАС России полагает, что в целях принятия обоснованного решения о наличии либо об отсутствии нарушения пункта 7 части 1 статьи 10 названного закона у антимонопольных органов есть основания запросить у кредитной организации информацию о сумме ее расходов на оказание той или иной банковской услуги, а также документы и сведения, необходимые для подтверждения достоверности такой информации.
Право антимонопольного органа при наличии мотивов запросить у хозяйствующих субъектов необходимую для осуществления возложенных на него функций информацию, порядок и условия его реализации, а также обязанность участников рынка предоставить такую информацию по запросу антимонопольного органа установлены статьями 25, 25.4, 44 и 45 Закона о защите конкуренции.
При этом согласно статьям 5, 10 и 43 Закона о защите конкуренции кредитные организации вправе предоставлять в антимонопольный орган доказательства того, что их положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим, их действия не могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство или могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями статьи 13 данного закона.
При отсутствии таких доказательств, включая доказательства того, что цена исследуемой банковской услуги не превышает сумму необходимых для ее оказания расходов, у антимонопольного органа, в том числе, в случае выявления существенного отклонения исследуемой цены такой услуги от ее конкурентной цены, существуют основания для принятия решения о наличии в действиях кредитной организации, занимающей доминирующее положение на рынке, выразившихся в установлении этой цены, нарушения пункта 7 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.