"Разъяснение практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность (ППЗ 12 - 2017) "Об определении лица, отвечающего за корпоративное управление, в ходе оказания аудиторски
Одобрено
Советом по аудиторской деятельности
22 декабря 2017 г., протокол N 37
РАЗЪЯСНЕНИЕ
ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТ
АУДИТОРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(ППЗ 12 - 2017)
"ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ
ЛИЦА, ОТВЕЧАЮЩЕГО ЗА КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, В ХОДЕ
ОКАЗАНИЯ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ"
В соответствии с Международным стандартом аудита 260 "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление" (МСА 260), введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 9 ноября 2016 г. N 207н, аудиторская организация <1> обязана обеспечивать информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, в ходе аудита его бухгалтерской (финансовой) отчетности.
--------------------------------
<1> Настоящее Разъяснение применимо также в отношении деятельности индивидуальных аудиторов.
Согласно МСА 260 аудиторская организация при взаимодействии с лицами, отвечающими за корпоративное управление, должна информировать их о своих обязанностях в отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности; предоставлять краткую информацию о запланированном объеме и сроках проведения аудита, что включает в себя сообщение сведений о значимых рисках, выявленных ими; доводить до сведения свое мнение о значительных качественных аспектах учетной практики организации, оценочные значения и раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности; информацию о значительных трудностях, с которыми они столкнулись в ходе аудита; обстоятельства, влияющие на форму и содержание аудиторского заключения; прочие значимые вопросы, возникшие в ходе аудита, которые, согласно профессиональному суждению, имеют значение для надзора за процессом подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности; и др.
В соответствии со Словарем терминов [МСА] <2> и МСА 260 лица, отвечающие за корпоративное управление, - лицо (лица) или организация (организации) (например, доверительный управляющий), которые несут ответственность за надзор за стратегическим направлением деятельности организации и имеют обязанности, связанные с обеспечением подотчетности организации. К таким обязанностям относится надзор за составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности.
--------------------------------
<2> Размещен на официальном Интернет-сайте Минфина России в разделе "Аудиторская деятельность/Стандарты и правила аудита" в рубрике "Международные стандарты аудита/Документы МСА".
В целях исполнения требований МСА 260 и обеспечения эффективного взаимодействия аудиторской организации с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, аудиторская организация совместно с лицом, с которым заключен договор оказания аудиторских услуг, должна определить лиц, отвечающих за корпоративное управление аудируемого лица. В случае если при заключении договора оказания аудиторских услуг данный вопрос не решен, аудиторской организации необходимо запросить лицо, с которым заключен договор оказания аудиторских услуг, с кем следует осуществлять информационное взаимодействие в ходе оказания аудиторских услуг аудируемому лицу (с предоставлением контактной информации).
При определении лица, отвечающего за корпоративное управление, необходимо исходить из:
1) содержательного наполнения понятия "лица, отвечающие за корпоративное управление", предусмотренного Словарем терминов [МСА] и МСА 260;
2) структуры и полномочий органов управления аудируемого лица, установленных применимым законодательством Российской Федерации, учредительными документами аудируемого лица и иными его организационно-распорядительными документами;
3) конкретных условий деятельности аудируемого лица.
Например, лицом, отвечающим за корпоративное управление, может быть:
1) в акционерном обществе - Совет директоров (наблюдательный совет) общества (определение приоритетных направлений деятельности общества, утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества);
2) в обществе с ограниченной ответственностью - Совет директоров (наблюдательный совет) общества (определение основных направлений деятельности общества, утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества));
3) в унитарном предприятии - собственник имущества унитарного предприятия (определение цели, предмета, видов деятельности унитарного предприятия, утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетов унитарного предприятия);
4) в фонде - высший коллегиальный орган фонда (определение приоритетных направлений деятельности фонда, утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда);
5) в автономной некоммерческой организации - коллегиальный высший орган управления организации (определение приоритетных направлений деятельности организации, утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации);
6) в публично-правовой компании - наблюдательный совет публично-правовой компании (утверждение стратегии развития публично-правовой компании, утверждение годового финансового плана (бюджета) публично-правовой компании);
7) в государственной корпорации - высший орган управления государственной корпорации (утверждение долгосрочной программы деятельности и развития корпорации и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определение порядка использования прибыли корпорации).