Рейтинг@Mail.ru

Разъяснение Росаккредитации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

О ЗАПОЛНЕНИИ

ОБЛАСТИ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ В ЧАСТИ

ДОКУМЕНТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕКТАМ

ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

В связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, заявителей, экспертов по аккредитации и иных заинтересованных лиц, связанными с оформлением области аккредитации органа по сертификации, Росаккредитация с учетом позиций Минэкономразвития России, Минпромторга России, Росстандарта информирует о следующем.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации. Под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (пункт 9 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) под органом по сертификации понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации. При этом сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Образец области аккредитации органа по сертификации, утвержденный приказом Минэкономразвития России <1>, предусматривает указание в области аккредитации наименования объекта подтверждения соответствия (столбец 2) и соответствующих такому объекту подтверждения соответствия технических регламентов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к объектам подтверждения соответствия, и (или) требований к объектам подтверждения соответствия (столбец 5).

--------------------------------

<1> Приказ Минэкономразвития России от 23.05.2014 N 288 "Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации".

С учетом изложенного для органов по сертификации, испрашивающих аккредитацию на выполнение работ по обязательной сертификации, в столбце 5 области аккредитации необходимо указывать:

1) в отношении продукции, обязательная сертификация которой осуществляется в соответствии с положениями технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза):

наименование технического регламента (технических регламентов) Евразийского экономического союза (Таможенного союза) - во всех случаях;

наименование документов в области стандартизации, устанавливающих требования к продукции, - если компетентность органа по сертификации на применение таких документов в процессе сертификации подтверждена (подтверждается) в ходе процедуры аккредитации (расширения области аккредитации, подтверждения компетентности). Указанные документы приводятся из числа указанных в перечнях международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, утверждаемых Евразийской экономической комиссией для каждого технического регламента.

Обращаем внимание, что отсутствие в области аккредитации указания на упомянутые документы в области стандартизации не позволяет органу по сертификации применить положения пункта 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014), согласно которому применение на добровольной основе соответствующих стандартов, включенных в указанные перечни, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента Союза. В этом случае орган по сертификации не вправе подтверждать соответствие продукции требованиям названных документов по стандартизации и осуществляет оценку соответствия требованиям технического регламента Союза на основе анализа рисков (пункт 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза). При этом в поле 12 "Дополнительная информация" сертификата соответствия требованиям технического регламента ЕАЭС указанные стандарты приводиться не могут.

В случае отсутствия в области аккредитации таких документов орган по сертификации осуществляет оценку соответствия требованиям технического регламента Союза на основе анализа рисков (пункт 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза).

В случае внесения изменений и дополнений в перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов решение о возможности применения для целей подтверждения соответствия данных стандартов без расширения области аккредитации может приниматься на основании отдельных разъяснений Росаккредитации.

2) в отношении продукции, обязательная сертификация которой осуществляется в соответствии с положениями технических регламентов Российской Федерации:

наименование технического регламента (технических регламентов) Российской Федерации - во всех случаях;

наименование документов в области стандартизации, устанавливающих требования к продукции, - если компетентность органа по сертификации на применение таких документов в процессе сертификации подтверждена (подтверждается) в ходе процедуры аккредитации (расширения области аккредитации, подтверждения компетентности). Указанные документы приводятся из числа указанных в перечнях документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, утверждаемых Росстандартом для каждого технического регламента.

Обращаем внимание, что отсутствие в области аккредитации указания на упомянутые документы в области стандартизации не позволяет органу по сертификации применить положения части 4 статьи 16.1 Федерального закона N 184-ФЗ, согласно которой применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанные перечни, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В этом случае орган по сертификации не вправе подтверждать соответствие продукции требованиям названных документов по стандартизации и осуществляет оценку соответствия требованиям технического регламента Российской Федерации, применяя предварительные национальные стандарты Российской Федерации, стандарты организаций и (или) иные документы (часть 4 статьи 16.1 Федерального закона N 184-ФЗ).

3) в отношении продукции, обязательная сертификация которой осуществляется в соответствии с положениями пункта 1 и пункта 6.2 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" <2>, - наименование документа в области стандартизации, иного документа, указанного в пункте 1 или пункте 6.2 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ, устанавливающего обязательные требования к объекту технического регулирования до дня вступления в силу технического регламента. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 перечень указанных документов публикуется на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае наличия в указанном перечне документов в области стандартизации и иных нормативных документов, не содержащих обязательные требования к продукции, однако регулирующих вопросы проведения оценки соответствия, такие документы в области аккредитации могут не приводиться, при условии, что они включены в качестве обязательных к применению органом по сертификации в руководство по качеству органа по сертификации.

--------------------------------

<2> Перечень такой продукции определен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".

При определении информации, подлежащей включению в столбец 5 области по аккредитации для органов по сертификации, испрашивающих аккредитацию на выполнение работ по добровольной сертификации, следует учитывать следующее.

Статья 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" относит к документам в области стандартизации документы национальной системы стандартизации, общероссийские классификаторы, стандарты организаций, в том числе технические условия, своды правил, а также документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией.

Общероссийские классификаторы требования к продукции не содержат.

Таким образом, в столбце 5 для указанных органов могут приводиться документы национальной системы стандартизации и (или) стандарты организаций, в том числе технические условия, своды правил, с указанием реквизитов указанных документов. При этом в область аккредитации не включаются документы, устанавливающие не требования к объектам подтверждения соответствия, а процедуру ее проведения.

Упоминание стандартов, а также конкретных документов, которые не являются документами национальной системы стандартизации, не допускается. Обращаем внимание, что в случае невозможности определения на момент заявления области аккредитации конкретного документа в области стандартизации, в т.ч. технического условия, договора и т.п., в столбце 5 могут указываться конкретные требования к объектам подтверждения соответствия.

С учетом изложенного в столбце 5 области аккредитации органа по сертификации, работающего как в обязательной, так и в добровольной сфере подтверждения соответствия, не допускается указывать формулировки:

"и другие документы, представленные заявителем, содержащие требования к объекту подтверждения соответствия";

"и другие НД (ТУ), нормативные правовые акты на продукцию";

"документы, включенные в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза (Таможенного союза)";

иные аналогичные формулировки.

Указанное разъяснение одобрено на заседании межведомственной рабочей группы при Федеральной службе по аккредитации по вопросам выработки рекомендаций по применению требований технических регламентов и документов по стандартизации аккредитованными лицами (протокол от 11 августа 2017 г. N 05-АХ/199-пр). С протоколом указанного заседания можно ознакомиться в разделе Протоколы координационных и совещательных органов.

Другие документы по теме
"По вопросу открытия счета эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве"
"По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 11.10.2017 N 20)
"По вопросу, связанному с обозначением признака рубля в номере лицевого счета"
Ошибка на сайте