Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2013 N 37-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 января 2013 г. N 37-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы".
2. Определить государственным заказчиком федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) Минсельхоз России.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 76,02 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минсельхозу России подготовить и внести в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, в части увеличения на 14 млрд. рублей объемов финансирования Программы за счет перераспределения объемов финансирования указанной Государственной программы между ее мероприятиями без изменения общего объема финансирования.
5. Минсельхозу России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 января 2013 г. N 37-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ РОССИИ
НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Государственная программа), к первому уровню приоритетов государственной политики в сфере развития производственного потенциала относятся мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий.
В мировой практике сельскохозяйственного производства комплексная мелиорация земель, включающая наряду с гидромелиорацией агролесомелиорацию, культуртехническую, биологическую мелиорацию и другие мелиоративные мероприятия, в сочетании с применением наукоемких аграрных технологий и технических средств, высокопродуктивных культур, сортов и гибридов, расчетных доз удобрений и средств защиты растений является решающим условием стабильно высокого производства сельскохозяйственной продукции. В Китае доля мелиорированных земель достигает 44,4 процента, в Индии - 35,9 процента, в США - 13,2 процента. В России даже в период подъема мелиорации ее доля в площади сельскохозяйственных угодий не превышала 10 процентов, в настоящее время площадь мелиорированных земель составляет 7,9 процента от площади пашни.
В засушливые и в избыточно влажные годы не реализуется потенциал высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, интенсивных аграрных технологий и адаптивно-ландшафтных систем земледелия. В условиях глобальных изменений климата, связанных с часто повторяющимися засушливыми или переувлажненными годами, наиболее действенным средством обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства является водная мелиорация - орошение и осушение земель. Однако имеющаяся сегодня в стране площадь мелиорированных земель при невысокой их продуктивности (из-за почти полной амортизации гидромелиоративных систем, достигающей 70 процентов и выше, и снижения культуры земледелия) не может оказать решающего влияния на нейтрализацию риска неблагоприятных погодных условий и обеспечение населения страны продовольствием.
В 2010 году вследствие аномальных климатических условий пострадали 43 региона Российской Федерации. Из-за засухи убытки понесли 25173 хозяйства. Гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади более 13,3 млн. гектаров, что составляет 29 процентов от площади посевов сельскохозяйственных культур в этих регионах и 17 процентов от общей посевной площади. Производство зерновых культур снизилось на 35 процентов, страна потеряла почти 15 млн. тонн зерна, 36 млн. тонн кормовых единиц кормов, 1,9 млн. тонн овощей. В то же время на орошаемых землях урожайность снизилась лишь на 10 - 12 процентов.
Нанесенный засухой ущерб показывает необходимость восстановления и дальнейшего развития мелиоративного комплекса - надежного средства противостояния аномальным проявлениям климата, что будет способствовать увеличению и стабильности производства продукции.
При этом развитие мелиоративного комплекса непосредственно влияет на увеличение ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель, предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий, защиту земель от водной и ветровой эрозии, опустынивания, затопления и подтопления. Также следствием развития мелиоративного комплекса является улучшение социальной обстановки на селе за счет сохранения существующих и создания новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений.
В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в целях повышения конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства средствами комплексной мелиорации в условиях глобальных и региональных изменений климата и природных аномалий за счет реконструкции и строительства мелиоративных систем, эффективного использования природных ресурсов, повышения урожайности и расширения посевов сельскохозяйственных культур разработана Концепция федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" (далее соответственно - Концепция, Программа), являющаяся программно-целевым инструментом решения задачи развития производственного потенциала.
Эффект от реализации Программы в засушливые годы для экономики страны возрастает в геометрической прогрессии. Выход продукции с орошаемого гектара в 2 - 5 раз выше, чем с богарного, а производительность труда, эффективность использования природных и материально-технических ресурсов, в том числе удобрений, увеличиваются в 2 - 3 раза. При этом следует отметить, что статистические данные свидетельствуют о том, что на мелиорированных землях, составляющих 7,9 процента от площади пашни, производится 50 процентов овощей, до 20 процентов кормов и весь рис.
Восстановление и дальнейшее развитие мелиоративного комплекса, имеющего на своем балансе крупные гидротехнические сооружения, будут способствовать не только увеличению валового производства продукции, но и обеспечат надежность и безопасность работы таких гидротехнических сооружений, предотвратят возможность возникновения чрезвычайных ситуаций в зоне влияния крупных сооружений.
Выполнение комплекса мелиоративных мероприятий, предлагаемых Концепцией, позволит повысить продуктивность сельскохозяйственных угодий, расширить посевы сельскохозяйственных культур за счет ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель и обеспечить устойчивость производства сельскохозяйственной продукции независимо от климатических изменений и природных аномалий.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Мировой опыт в области природопользования показывает, что проблема развития мелиоративного комплекса является межотраслевой и межведомственной проблемой, требующей значительных объемов бюджетных средств, относится к компетенции органов государственной власти и не может быть выполнена в пределах одного года.
Разрабатываемая Концепция обеспечивает связь стратегических целей и задач Правительства Российской Федерации с развитием мелиорации земель сельскохозяйственного назначения. Эффективность государственной поддержки развития мелиоративного комплекса возможна только при условии использования программно-целевого метода, в рамках которого реализуется комплексная оценка необходимости и возможности решения конкретной проблемы в соответствии с потребностями и возможностью решения общегосударственных проблем более высокого уровня.
Концепция предполагает проведение комплекса взаимосвязанных технических, организационных, экологических, технологических и хозяйственных мероприятий с соответствующим финансовым, материально-техническим, научным и информационным обеспечением с учетом соблюдения законодательства Российской Федерации.
Программно-целевой метод решения проблемы развития мелиорации в системе агропромышленного комплекса позволяет сформировать схему планирования и управления реализацией Программы в следующей последовательности:
формулирование целей и задач Программы в соответствии с требованиями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации;
обоснование и выбор основных вариантов развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения и определение потребности в финансировании мероприятий Программы;
определение объема планируемых мероприятий (техническое перевооружение, реконструкция и новое строительство площадей оросительных и осушительных систем и проведение других видов мелиорации), целевых индикаторов и показателей Программы;
разработка организационно-экономического механизма реализации и мониторинга, форм и методов управления реализацией Программы.
Использование программно-целевого метода разработки и реализации Концепции позволит:
обеспечить взаимосвязь всех действий финансово-экономического, организационного, государственно-административного, правового, научно-методического и технологического характера для достижения поставленных целей путем последовательного решения конкретных задач;
включить в Программу мероприятия, обеспечивающие максимально эффективное использование бюджетных средств для реализации задач и достижения ее целей.
III. Предварительный анализ итогов реализации
федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление
плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения
и агроландшафтов как национального достояния России
на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года"
Проведен предварительный анализ итогов реализации федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года" (далее - программа "Плодородие"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 99.
В рамках программы "Плодородие" за период 2006 - 2013 годов с учетом прогноза на 2012 - 2013 годы выполнение важнейших целевых индикаторов и показателей составит:
предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий - 6,79 млн. гектаров (122 процента к плану);
вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий - 4,77 млн. гектаров (149 процентов);
внесение минеральных удобрений - 15,1 млн. тонн действующего вещества (100 процентов);
вовлечение в интенсивный сельскохозяйственный оборот земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, - 232,15 тыс. гектаров (в 3,5 раза больше);
защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления - 548,91 тыс. гектаров (в 2,9 раза больше);
защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания - 1201,32 тыс. гектаров (168 процентов);
ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель - 436,3 тыс. гектаров (121 процент).
В 2006 - 2011 годах в рамках программы "Плодородие" осуществлялись строительство и реконструкция более 380 мелиоративных и водохозяйственных объектов, из них уже введено в эксплуатацию свыше 230 объектов, в том числе 47 объектов в 2011 году.
В 2012 году в рамках программы "Плодородие" осуществлялись строительство и реконструкция 103 мелиоративных и водохозяйственных объектов, из них 41 объект запланирован к вводу в эксплуатацию.
В 2013 году планируется проведение реконструкции и строительства около 75 мелиоративных и водохозяйственных объектов, из них 56 объектов запланировано ввести в эксплуатацию.
Введены в эксплуатацию важнейшие для сельского хозяйства объекты, такие, как Тиховский гидроузел в Краснодарском крае, Каргалинский гидроузел в Республике Дагестан, Ассиновский гидроузел в Республике Ингушетия, Алхан-Чуртская плотина на р. Терек в Республике Северная Осетия - Алания, водный тоннель Невинномысского канала и Ногайский водный тракт в Ставропольском крае, защитные дамбы в Славском районе Калининградской области и другие объекты мелиоративного и водохозяйственного назначения.
Проведенными работами по реконструкции объектов обеспечена бесперебойная подача воды на межрегиональное распределение для водоснабжения населения и орошения сельскохозяйственных культур. Осуществлен отвод избыточной влаги с осушаемых угодий и значительно снижены риски аварийности на гидротехнических сооружениях при чрезвычайных ситуациях.
Коммерческая эффективность (прирост суммарного чистого дисконтированного дохода за расчетный период) составит 228,9 млрд. рублей.
Бюджетная эффективность мероприятий программы "Плодородие" с учетом периода времени после ее реализации составит 258,5 млрд. рублей.
Общественная эффективность программы "Плодородие" составит 487,4 млрд. рублей.
Экологическая эффективность проявляется как результат восстановления и сохранения плодородия почв на площади 6,79 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий на сумму не менее 26,28 млрд. рублей.
Социальную эффективность программы "Плодородие" планируется обеспечить путем сохранения существующих и создания 114,7 тыс. новых рабочих мест.
IV. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода
Проблема повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий и обеспечения населения продуктами питания отечественного производства в России решается различными методами, в том числе освоением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, внедрением прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, травопольных, пропашных и других севооборотов, мелиорацией земель, химизацией и механизацией сельскохозяйственного производства.
В 1990 году площадь мелиорированных сельскохозяйственных угодий достигла своего максимума и составила 11,5 млн. гектаров, в том числе площадь орошаемых земель - 6,1 млн. гектаров, осушаемых земель - 5,4 млн. гектаров, а по состоянию на 1 января 2012 г. площадь мелиорированных сельскохозяйственных угодий сократилась до 9,1 млн. гектаров, в том числе орошаемых - до 4,3 млн. гектаров, осушаемых - до 4,8 млн. гектаров.
Основные фонды осушительных и оросительных систем в среднем по Российской Федерации изношены более чем на 60 процентов. Наиболее изношены водоприемники, коллекторная и регулирующая сети. Так, например, износ оросительных систем до 77,6 процента отмечен в Северо-Западном федеральном округе и до 72,6 процента в Южном федеральном округе и Северо-Кавказском федеральном округе. Коэффициент полезного действия инженерных оросительных систем, построенных, как правило, до 1980 года, остается низким и составляет менее 0,65 на 40 процентах общей площади орошения, 0,65 - 0,8 - на 26 процентах и более 0,8 - только на 9 процентах площадей орошаемого клина, что вызывает существенные потери воды. Так, потери воды в оросительной сети, являющиеся одной из основных причин ухудшения экологической обстановки на орошаемых землях, составляют 25 - 60 процентов от величины водозабора на орошение. Более 70 процентов оросительных и осушительных систем нуждаются в проведении работ по модернизации, техническому улучшению, перевооружению и восстановлению. В исправном состоянии находится не более 50 процентов широкозахватной дождевальной техники.
Реконструкция гидромелиоративных систем выполняется не более чем на 5 - 10 процентов площадей от потребности. На федеральном балансе остались только крупные гидротехнические сооружения, магистральные каналы и межхозяйственные системы, а мелиоративные системы общего и индивидуального пользования, находящиеся в зоне их влияния, перешли в пользование субъектов Российской Федерации и сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые оказались неготовыми к эффективному использованию ранее мелиорированных земель и квалифицированной эксплуатации мелиоративных систем.
Фактически мелиоративные системы общего и индивидуального пользования пришли в упадок, в том числе в связи с тем, что у сельхозпроизводителей не хватает средств на их восстановление. При наметившихся тенденциях сельскохозяйственное производство на орошаемых площадях в количестве 2,2 млн. гектаров и осушаемых - на площади 0,9 млн. гектаров без проведения мероприятий по восстановлению и реконструкции инженерных гидромелиоративных систем может привести к их выбытию из сельскохозяйственного оборота, что повлечет полную утрату инвестиций прошлых лет в систему мелиорации.
Указанные обстоятельства привели к тому, что орошаемые и осушаемые земли используются недостаточно эффективно. В настоящее время на значительной части мелиорированных земель, составляющей свыше 9 млн. гектаров, наблюдается неудовлетворительное состояние, вызванное заболачиванием (833 тыс. гектаров), подтоплением и затоплением земель (1291 тыс. гектаров), вторичным засолением и осолонцеванием (364 тыс. гектаров), зарастанием кустарником и сорняком (700 тыс. гектаров), а также повышенной кислотностью почв (1680 тыс. гектаров).
Показатели наличия орошаемых и осушенных земель и состояния оросительных и осушительных систем на 1 января 2012 г. приведены в приложениях N 1 и 2.
Развитие животноводства требует создания гарантированной кормовой базы. По состоянию на 1 января 2012 г. сельхозпредприятиями производится чуть больше 17 млн. тонн кормовых единиц грубых и сочных кормов, в то время как предусмотренные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года объемы производства мяса и молока требуют увеличения производства грубых и сочных кормов в 5 раз - до 87,7 млн. тонн кормовых единиц.
Такие показатели могут быть достигнуты в том числе при восстановлении мелиоративного комплекса и последующем внедрении инновационных аграрных технологий. Продуктивность кормовых, зерновых, овощных и плодово-ягодных культур при недостаточной площади орошаемых и осушенных земель будет характеризоваться низкой устойчивостью, а урожайность - сильной зависимостью от складывающихся погодных условий.
Затраты на выполнение всего комплекса мероприятий программы "Плодородие" с 2006 по 2013 год с учетом прогноза на 2012 - 2013 годы составят 508,5 млрд. рублей, в том числе ассигнования федерального бюджета - 79,4 млрд. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 70,8 млрд. рублей и средства внебюджетных источников - 358,3 млрд. рублей.
Финансирование и реализация мелиоративных мероприятий в настоящее время осуществляются в рамках федеральных целевых программ "Плодородие", "Юг России (2008 - 2013 годы)", "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года, а также бюджетных ассигнований, направляемых в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, расположенные на территории Чеченской Республики, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы.
Объемы финансирования указанных федеральных целевых программ в 2012 году составят за счет ассигнований федерального бюджета порядка 6,53 млрд. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 5,80 млрд. рублей и за счет внебюджетных источников - 6,05 млрд. рублей. Кроме того, в 2012 году предусмотрена поддержка реализации мелиоративных мероприятий в рамках экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации в виде предоставления субсидий за счет ассигнований федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению до 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, в объеме 1,268 млрд. рублей.
В 2013 году на реализацию мелиоративных мероприятий, предусмотренных в рамках федеральных целевых программ, планируются расходные обязательства Российской Федерации в объеме 8,2 млрд. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 7,3 млрд. рублей и за счет внебюджетных источников - 6,05 млрд. рублей. Финансирование мелиоративных мероприятий вне рамок действующих федеральных целевых программ расходными обязательствами Российской Федерации, а также расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не предусматривается.
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе подтопления и затопления территорий, а также наводнений, представляющих угрозу жизни и имуществу людей, является одним из важнейших приоритетных направлений программы "Плодородие" и Программы.
Засухи и процессы опустынивания, которые наиболее характерны для Республики Калмыкия, Волгоградской и Астраханской областей, наносят ущерб агропромышленному комплексу страны. Существующая оросительная сеть не обеспечивает своевременные и качественные поливы сельскохозяйственных культур. В этой связи реконструкция и техническое перевооружение изношенных более чем на 60 процентов гидротехнических сооружений (дамб, каналов и насосных станций) и мелиоративных систем являются основными мероприятиями Программы.
Основываясь на анализе и прогнозе сложившейся ситуации в мелиоративном комплексе, можно предположить, что без государственной поддержки аварийная опасность на гидротехнических сооружениях, построенных до 90-х годов прошлого века, будет увеличиваться, что может привести к непредсказуемым чрезвычайным ситуациям и техногенным катастрофам, а без восстановления существующих мелиоративных систем, их реконструкции и модернизации ежегодный ущерб от недобора продукции будет составлять не менее 20 млрд. рублей, а в засушливые годы - до 50 млрд. рублей.
При отсутствии программно-целевого подхода к развитию мелиорации и предлагаемым Концепцией мероприятиям по техническому перевооружению, реконструкции существующих мелиоративных систем, а также увеличению площадей орошаемых и осушаемых земель в комплексе с другими видами мелиорации земель ситуация будет характеризоваться дальнейшим износом основных фондов мелиоративных и водохозяйственных объектов и снижением уровня безопасности гидротехнических сооружений.
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы
Реализация Программы позволит повысить продуктивность и устойчивость сельскохозяйственного производства независимо от глобальных и региональных изменений климата и природно-ресурсного потенциала. С учетом объемов финансирования, предусмотренных в Государственной программе, в Концепции рассмотрены варианты, обеспечивающие снижение удельного веса импортной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов.
В Концепции рассматриваются три варианта развития мелиоративного комплекса России до 2020 года. Общие объемы финансирования за счет всех источников составляют:
по инерционному варианту - 141,16 млрд. рублей;
по базовому варианту - 185,78 млрд. рублей;
по устойчиво безопасному варианту - 560 млрд. рублей.
Инерционный вариант предусматривает восстановление мелиоративного комплекса только за счет технического перевооружения действующих мелиоративных систем путем замены существующей поливной техники и средств механизации поливов на современные. Техническое перевооружение проводится на мелиоративных системах за счет ассигнований федерального бюджета, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Инновацией является использование технологий точечного орошения, микроорошения и дифференцированного внесения с поливной водой удобрений, микроэлементов и средств защиты растений. При реализации указанного варианта будут обеспечены повышение технического уровня мелиоративных систем, экономия водных и энергетических ресурсов до 20 процентов, повышение производительности труда на 20 - 30 процентов. Продуктивность мелиорируемых угодий увеличится до 5 тонн кормовых единиц на 1 гектар на орошении и до 3 тонн кормовых единиц на 1 гектар на осушении.
Всего к 2020 году площадь мелиорируемых земель, введенных в эксплуатацию в результате технического перевооружения мелиоративных систем, составит 1059,9 тыс. гектаров.
Площади мелиорируемых земель, предусмотренные к вводу в эксплуатацию по инерционному варианту, приведены в приложении N 3.
Техническое перевооружение мелиоративных систем позволит частично восстановить существующий мелиоративный комплекс и обеспечить повышение эффективности использования водных и земельных ресурсов.
Реализация инерционного варианта возможна только при условии высокой технической готовности мелиоративных систем, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Учитывая, что в настоящее время износ мелиоративных систем составляет более 70 процентов, выбор указанного варианта нецелесообразен.
Базовый вариант предусматривает проведение за счет ассигнований федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников комплекса мелиоративных мероприятий, включающего строительство, реконструкцию оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также культуртехнические, агролесомелиоративные, фитомелиоративные, противопаводковые мероприятия и мелиоративные мероприятия на рыбоводных прудах.
Кроме того, предусматривается выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение до 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке.
По результатам реализации базового варианта площадь мелиорируемых земель за счет проведения строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем составит 840,96 тыс. гектаров. Продуктивность мелиорируемых угодий увеличится при проведении реконструкции на орошаемых землях до 7 тонн кормовых единиц на 1 гектар и на осушаемых землях - до 5 тонн кормовых единиц на 1 гектар.
Достижение планируемой продуктивности мелиорируемых земель обеспечивается помимо внедрения инновационных технологий строительства и эксплуатации реконструируемых мелиоративных систем внедрением инновационных агротехнологий, использованием достижений агрохимии, средств защиты и селекции культур растениеводства.
Планируемая к введению в 2020 году за счет технического перевооружения, реконструкции и строительства новых систем площадь мелиорируемых земель составит 840,96 тыс. гектаров, в том числе орошаемых - 466,74 тыс. гектаров, осушаемых - 374,22 тыс. гектаров. Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления выполняется на площади 500 тыс. гектаров, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания выполняется на площади 1000 тыс. гектаров.
Площади мелиорируемых земель, предусмотренные к вводу в эксплуатацию по базовому варианту, приведены в приложении N 4.
Дополнительно к комплексу мелиоративных мероприятий, проводимых на орошаемых и осушаемых площадях, планируется выполнение культуртехнических мероприятий на площади 330 тыс. гектаров, фитомелиоративных и агролесомелиоративных мероприятий на других сельскохозяйственных угодьях на площади 1000 тыс. гектаров.
Преимущество базового варианта заключается в том, что в нем предусмотрено проведение комплекса мелиоративных мероприятий (строительство, реконструкция, техническое перевооружение, противопаводковые мероприятия и другие мероприятия), в результате которых будет создана социально-экономическая база для инновационных преобразований в сфере мелиорации с учетом ее развития в долгосрочной перспективе, поэтому указанный вариант представляется наиболее оптимальным для реализации по сравнению с инерционным вариантом.
Устойчиво безопасный вариант направлен на повышение уровня безопасности гидротехнических сооружений и мелиоративных систем путем проведения реконструкции инженерных сооружений, повышения экономической эффективности земледелия на мелиорированных землях за счет введения в эксплуатацию объектов нового строительства федеральной собственности, а также строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Основные ассигнования федерального бюджета будут направлены на реконструкцию особо опасных и аварийных гидротехнических сооружений и мелиоративных систем, степень износа которых превышает 70 процентов, а также на проведение противопаводковых мероприятий, что обеспечит защиту населения от затопления, подтопления сельскохозяйственных угодий и других чрезвычайных ситуаций.
Планируемая к 2020 году площадь реконструкции составит 3125,04 тыс. гектаров, площадь нового строительства - 32,42 тыс. гектаров, площадь технического перевооружения - 80,56 тыс. гектаров. Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления выполняется на площади 1500 тыс. гектаров, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания будет выполняться на площади 1000 тыс. гектаров.
Площади мелиорируемых земель, предусмотренные к вводу в эксплуатацию по устойчиво безопасному варианту, приведены в приложении N 5.
Вместе с тем устойчиво безопасный вариант может быть осуществлен только при увеличении бюджетных ассигнований на его реализацию из всех источников финансирования. Так, по сравнению с базовым вариантом увеличение ассигнований федерального бюджета только по направлению "капитальные вложения" составит 91,9 млрд. рублей. При этом средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации увеличатся на 121,9 млрд. рублей, а средства внебюджетных источников - на 160,2 млрд. рублей. Учитывая, что реализация мероприятий устойчиво безопасного варианта сопряжена с увеличением объемов финансирования, оптимальным для реализации представляется базовый вариант.
Реализация приведенных в Концепции вариантов развития мелиоративного фонда сопряжена с рисками, влияющими на достижение целевых показателей по объемам производства сельскохозяйственной продукции, площадям мелиорируемых земель, техническому уровню систем, потребности в финансовых и материально-технических ресурсах и других показателей.
К основным рискам относятся:
природные и техногенные риски, обусловленные природными явлениями, в том числе изменением климата, наличием и доступностью природных ресурсов, высокой степенью морального старения и физического износа мелиоративного фонда;
макроэкономические риски, вызванные снижением темпов экономического развития страны, конъюнктуры и цен на производимую продукцию, кризисом и низкой эффективностью банковской системы;
операционные риски, обусловленные несовершенством реализации системы контроля и управления программой мелиорации, несоблюдением рекомендованных технологий, авариями и отказами оборудования, производственным браком и другими явлениями, недостаточным финансированием, материально-техническим и кадровым обеспечением научных исследований и научно-технических инновационных разработок, дефицитом государственной поддержки или изменением государственной политики по поддержке мелиоративного комплекса и сельскохозяйственных товаропроизводителей на мелиорируемых землях;
социальные риски, связанные с недостатком трудовых ресурсов и квалифицированных кадров.
Предложенные варианты развития мелиоративного комплекса России подвержены макроэкономическим рискам в связи с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики и высокой инфляцией, природным рискам в связи с максимальными затратами водно-энергетических ресурсов, социальным рискам в связи со значительными затратами трудовых и материальных ресурсов на производство, хранение и переработку продукции, финансовым рискам в связи с возможными изменениями конъюнктуры рынка, возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования, увеличением нагрузки на федеральный бюджет в связи с сокращением финансирования из региональных и местных бюджетов по причине снижения уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
По сравнению с инерционным и устойчиво безопасным вариантами базовый вариант является наиболее устойчивым к природным, техногенным и социальным рискам. Базовый вариант также отличают оптимальные сроки окупаемости затрат, интенсификация производства, обеспечивающая максимальный удельный (на 1000 рублей инвестиций) объем производства сельскохозяйственной продукции, снижение потребности в земельных ресурсах и меньшая потребность в воде для орошения по сравнению с инерционным вариантом, оптимальные трудоемкость и энергозатраты на производство продукции растениеводства.
С учетом изложенного в Концепции предлагается реализация базового варианта. Сравнительная характеристика показателей вариантов развития мелиоративного комплекса России приведена в приложении N 6.
VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Концепция в соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации решает проблему повышения конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства средствами комплексной мелиорации в условиях глобальных и региональных изменений климата и природных аномалий за счет эффективного использования природных ресурсов и повышения продукционного потенциала земель.
В составе Государственной программы предусматривается завершение программы "Плодородие" в 2013 году.
В 2014 - 2016 годах в рамках Программы, разработанной в развитие программы "Плодородие", будут продолжены мероприятия по вводу в действие объектов программы "Плодородие". Мероприятия этого этапа предусматривают анализ существующего мелиоративного фонда в целях выбора наиболее перспективных с точки зрения эколого-экономической и социальной эффективности объектов и разработку для них проектно-сметной документации, в значительной мере направленной на создание условий, необходимых для эффективной реализации мероприятий Программы, создание нормативно-правового и научного обеспечения инновационного социально ориентированного развития мелиоративного комплекса.
В 2017 - 2020 годах намечены продолжение работ по реконструкции, техническому перевооружению мелиоративных систем, строительству новых систем мелиорации, в том числе пилотных объектов мелиорации, разработке и внедрению инновационных технологий и новых высокоэффективных технических средств, повышению безопасности гидротехнических сооружений и водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения, а также дальнейшее развитие научных исследований.
VII. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход реализации Программы по годам на вариантной основе
Инновационно ориентированное развитие мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса относится к национальным стратегическим приоритетам России по обеспечению продовольственной безопасности страны и сохранению природных ресурсов для будущих поколений.
Целями Программы являются повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях глобальных и региональных изменений климата и природных аномалий, повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов.
Основные задачи Программы:
восстановление мелиоративного фонда (мелиорируемых земель и мелиоративных систем), реализация мер по орошению и осушению земель;
повышение водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение процессов подтопления, затопления и опустынивания территорий;
достижение экономии водных ресурсов за счет повышения коэффициента полезного действия мелиоративных систем, внедрения микроорошения и водосберегающих аграрных технологий, использование на орошение животноводческих стоков и сточных вод с учетом их очистки и последующей утилизации отходов;
предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения;
создание новых и сохранение существующих рабочих мест;
создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в мелиоративной отрасли агропромышленного комплекса Российской Федерации.
Для достижения целей и решения задач необходимо проведение следующих мероприятий:
строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем путем модернизации технических элементов гидромелиоративной сети, включая оснащение современной мелиоративной и поливной техникой с применением новых технологий и средств механизации, а также современных материалов;
создание малоэнергоемких технологий и новых технических средств для восстановления и эксплуатации мелиоративных систем;
научно-техническое обеспечение проведения комплекса мелиоративных мероприятий на землях, выбывших из сельскохозяйственного оборота, в целях их вовлечения в сельскохозяйственный оборот;
разработка технологий и систем поддержки принятия решений, обеспечивающих эффективное управление водораспределением на мелиоративной системе;
разработка методов и механизмов обеспечения экологически благоприятного и экономически эффективного функционирования мелиоративного комплекса в составе агропромышленного комплекса;
культуртехнические, агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия для повышения плодородия почв и устойчивости агроландшафтов;
противопаводковые мероприятия для обеспечения безаварийного пропуска паводковых вод, защиты сельскохозяйственных угодий и сельских населенных пунктов от подтопления и затопления;
мелиоративные мероприятия на рыбоводных прудах, находящихся в зоне действия мелиоративных систем.
Оценка выполнения мероприятий Программы будет проводиться ежегодно по контролируемым значениям целевых индикаторов и показателей, охватывающих все мероприятия, намеченные к выполнению, - организационные, технические и технологические, в том числе:
ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых гидромелиоративных систем (тыс. гектаров);
предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ (тыс. гектаров);
защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления (тыс. гектаров);
защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания (тыс. гектаров);
сохранение существующих и создание новых рабочих мест.
Базовые значения целевых индикаторов и показателей, используемых для оценки реализации Программы, отражающие текущее состояние мелиоративных систем и мелиорируемых земель, формируются нарастающим итогом по годам реализации Программы.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложениях N 7 - 9.
VIII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений
на вариантной основе
Финансирование мероприятий Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе региональных программ развития мелиорации сельскохозяйственных земель региона на период с 2014 по 2020 год и соглашений (договоров) о реализации Программы, заключаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых будут предусматриваться:
обязательства сторон по финансированию мероприятий Программы за счет ассигнований федерального бюджета, средств регионального и (или) местного бюджетов и средств внебюджетных источников;
фиксированные целевые индикаторы и показатели, которые будут достигнуты в результате реализации мероприятий Программы;
последствия неисполнения своих расходных обязательств по инвестициям мероприятий Программы.
Софинансирование мероприятий Программы за счет ассигнований федерального бюджета осуществляется исключительно при условии выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников. При уменьшении согласованных объемов финансирования субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями пропорционально сокращаются и ассигнования федерального бюджета.
В Программе предусматриваются следующие направления финансирования и мероприятия:
капитальные вложения, предусмотренные на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также средств из внебюджетных источников, направляемых на объекты соответствующих форм собственности;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, осуществляемые за счет ассигнований федерального бюджета по заказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на конкурсной основе (перечень мероприятий по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет ассигнований федерального бюджета на 2014 - 2020 годы приведен в приложении N 10), а также за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по тематике научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ регионального значения;
прочие расходы, включающие в себя проведение фитомелиоративных и агролесомелиоративных мероприятий, проведение культуртехнических мероприятий, проведение противопаводковых мероприятий, проведение мероприятий на рыбоводных прудах, а также субсидии на возмещение до 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке.
Правила предоставления и распределения ассигнований федерального бюджета по направлению "прочие расходы" будут определены в Программе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем в Программе предусматриваются строительство и реконструкция крупных водохозяйственных объектов комплексного назначения, кроме объектов, имеющих важное социально-экономическое значение в водоресурсном обеспечении различных сфер экономики страны, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, включенных в федеральную целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350.
Общий объем финансирования Программы в 2014 - 2020 годах составит 185,78 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 76,02 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 46 млрд. рублей, из внебюджетных источников - 63,76 млрд. рублей.
Объемы инвестиций на развитие мелиоративного комплекса, дифференцированные по источникам и направлениям финансирования, приведены на вариантной основе в приложении N 11.
Основные объемы инвестиций в размере 131,85 млрд. рублей будут направлены на реконструкцию, техническое перевооружение и строительство мелиоративных систем на площади 840,96 тыс. гектаров мелиорируемых земель, в том числе орошаемых - на площади 466,74 тыс. гектаров.
Финансирование мероприятий Программы, дифференцированное по направлениям и источникам финансирования, представлено на вариантной основе в приложениях N 12 - 15.
В ходе реализации отдельных мероприятий Программы объемы, направления и источники финансирования подлежат уточнению и корректировке.
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация Программы по принятому базовому варианту позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей, обеспечив следующие производственные и социально-экономические результаты:
ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых гидромелиоративных систем на площади 840,96 тыс. гектаров;
предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ на площади 330 тыс. гектаров;
защита земель от затопления и подтопления на площади 500 тыс. гектаров;
защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания на площади 1000 тыс. гектаров;
сохранение существующих и создание новых 92,89 тыс. рабочих мест;
увеличение средней продуктивности кормовых культур с 2,9 до 7 тонн кормовых единиц на 1 гектар на орошаемых землях и на осушаемых - с 2,1 до 5 тонн кормовых единиц на 1 гектар, овощных - до 30 тонн на 1 гектар, а плодово-ягодных культур - до 25 тонн на 1 гектар.
Совокупная экономическая эффективность Программы к периоду завершения реконструкции мелиоративного комплекса в 2020 году составит около 3,75 млрд. рублей при росте в период эффективного функционирования мелиоративных объектов до 18,14 млрд. рублей за счет следующих показателей:
выручка от реализации продукции в размере 28,9 млрд. рублей;
увеличение налоговых поступлений в бюджет в объеме 63,38 млрд. рублей;
экологический эффект от восстановления почвенного плодородия, составляющий 2,55 млрд. рублей;
предотвращенный ущерб от затопления и подтопления прилегающих земель в объеме не менее 10 млрд. рублей.
Срок окупаемости совокупных капитальных вложений по Программе по приросту дисконтированного сальдо денежного потока от инвестиционной и операционной деятельности составит не более 8 лет.
Расчеты коммерческой эффективности свидетельствуют о необходимости государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в части компенсации их затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и новое строительство мелиоративных систем, так как срок окупаемости совокупных капитальных вложений без государственной поддержки увеличивается с 5 до 8 лет, что снижает инвестиционную привлекательность Программы для потенциальных инвесторов.
X. Предложения по участию федеральных органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы
Ответственным за формирование и реализацию Программы является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ответственными за реализацию мероприятий Программы являются Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также организации различных форм собственности. Координацию и управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
XI. Предложения по государственным заказчикам Программы
и разработчикам Программы
Государственным заказчиком и разработчиком Программы является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам
реализации Программы на вариантной основе
Сроки реализации Программы предусматриваются с 2014 по 2020 год.
Выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией, предлагается в 2 этапа:
первый этап - с 2014 по 2016 год;
второй этап - с 2017 по 2020 год.
Мероприятия первого этапа (2014 - 2016 годы) предусматривают проектирование, строительство и реконструкцию объектов мелиорации, создание нормативно-правового и научного обеспечения инновационного социально ориентированного развития мелиоративного комплекса, анализ существующего мелиоративного фонда в целях выбора объектов наиболее перспективных с точки зрения эколого-экономической и социальной эффективности, разработку проектно-сметной документации, в значительной мере направленной на создание условий, необходимых для эффективной реализации мероприятий Программы. В качестве первоочередных мероприятий первого этапа планируется проведение мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, а также реконструкция мелиоративных систем, повышение водообеспеченности, выбор и проектирование новых мелиоративных объектов с преимущественным проведением гидротехнических мелиораций. Также будут проводиться работы по повышению плодородия почв путем проведения культуртехнических, агролесомелиоративных и других мероприятий.
В ходе второго этапа (2017 - 2020 годы) намечено продолжение работ по реконструкции и техническому перевооружению мелиоративных систем, строительству мелиоративных систем нового поколения, повышению безопасности гидротехнических сооружений и водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения, противопаводковым, противоэрозионным и другим мероприятиям, обеспечивающим предотвращение деградационных процессов и устойчивость агроландшафта, а также дальнейшее развитие научных исследований, разработка и внедрение инновационных технологий и новых высокоэффективных технических средств.
XIII. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы
Механизм реализации Программы предусматривает, что на стадии ее разработки планируемые объемы производства сельскохозяйственной продукции и развития мелиоративного фонда по субъектам Российской Федерации предлагается формировать на основе предложений высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
После согласования целевых индикаторов и показателей Программы с учетом определенных объемов по всем источникам финансирования формируется перечень первоочередных объектов капитального строительства Программы, находящихся в федеральной собственности. Формирование перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется государственным заказчиком с учетом предложений федеральных государственных бюджетных учреждений по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, выполняющих функции заказчиков строительства и реконструкции строек и объектов, находящихся на их балансе или в оперативном управлении.
Государственный заказчик по результатам интегральной оценки представленных указанными федеральными государственными бюджетными учреждениями обосновывающих материалов, характеризующих экономическую и социально-экологическую эффективность, а также инвестиционную привлекательность объекта, предлагаемого к строительству, реконструкции и техническому перевооружению, формирует перечень объектов капитального строительства Программы.
Исполнитель научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по результатам размещения государственного заказа на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет ассигнований федерального бюджета или консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с последующим заключением государственного контракта (договора).
Финансирование мероприятий Программы за счет ассигнований федерального бюджета по направлению "прочие расходы" осуществляется государственным заказчиком на основании соглашений о реализации мероприятий Программы, заключаемых с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации только на условиях софинансирования. Соглашения предусматривают обязательства субъектов Российской Федерации по финансированию мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и привлеченных внебюджетных средств, а также по выполнению субъектами Российской Федерации показателей мероприятий Программы. Субъекты Российской Федерации на основе Программы разрабатывают и утверждают региональные программы развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на 2014 - 2020 годы.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы определяются Правительством Российской Федерации.
XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является государственным заказчиком и в ходе выполнения Программы:
осуществляет координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
осуществляет нормативное, правовое и методическое обеспечение реализации мероприятий Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы и достижение ее результатов;
организует текущее управление и обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
анализирует эффективность использования в ходе реализации Программы ассигнований федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и средств внебюджетных источников;
организует мониторинг хода реализации Программы и достижения ее целевых индикаторов и показателей;
подготавливает и направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации ежеквартальные и ежегодные доклады о ходе реализации Программы;
осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям предоставления субъектам Российской Федерации ассигнований федерального бюджета для реализации Программы и взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, механизм ее реализации и состав исполнителей, а также при необходимости вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) предложения о ее корректировке, продлении срока ее реализации или прекращении ее выполнения.
После завершения Программы государственный заказчик подготавливает доклад о выполнении Программы и об эффективности использования средств за весь период ее реализации и представляет его до 1 марта 2021 г. в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации.
Приложение N 1
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ПОКАЗАТЕЛИ
НАЛИЧИЯ ОРОШАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ И СОСТОЯНИЯ ОРОСИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
НА 1 ЯНВАРЯ 2012 Г.
(тыс. гектаров)
Приложение N 2
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ПОКАЗАТЕЛИ
НАЛИЧИЯ ОСУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ И СОСТОЯНИЕ ОСУШИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
НА 1 ЯНВАРЯ 2012 Г.
(тыс. гектаров)
Приложение N 3
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ПЛОЩАДИ
МЕЛИОРИРУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ К ВВОДУ
В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПО ИНЕРЦИОННОМУ ВАРИАНТУ
(тыс. гектаров)
Приложение N 4
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ПЛОЩАДИ
МЕЛИОРИРУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ К ВВОДУ
В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПО БАЗОВОМУ ВАРИАНТУ
(тыс. гектаров)
Приложение N 5
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ПЛОЩАДИ
МЕЛИОРИРУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ К ВВОДУ
В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПО УСТОЙЧИВО БЕЗОПАСНОМУ ВАРИАНТУ
(тыс. гектаров)
Приложение N 6
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ МЕЛИОРАТИВНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Приложение N 7
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
РОССИИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (ИНЕРЦИОННЫЙ ВАРИАНТ)
--------------------------------
<*> Нарастающим итогом.
Приложение N 8
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
РОССИИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (БАЗОВЫЙ ВАРИАНТ)
--------------------------------
<*> Нарастающим итогом.
Приложение N 9
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ РОССИИ
НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (УСТОЙЧИВО БЕЗОПАСНЫЙ ВАРИАНТ)
--------------------------------
<*> Нарастающим итогом.
Приложение N 10
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ ЗА СЧЕТ АССИГНОВАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2014 - 2020 ГОДЫ
(млн. рублей, с учетом прогноза
цен на соответствующие годы)
Приложение N 11
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ОБЪЕМЫ ИНВЕСТИЦИЙ
НА РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАТИВНОГО КОМПЛЕКСА, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ
ПО ИСТОЧНИКАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
(млн. рублей)
Приложение N 12
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ФИНАНСИРОВАНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ РОССИИ
НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (ИНЕРЦИОННЫЙ ВАРИАНТ)
(млн. рублей)
Приложение N 13
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ФИНАНСИРОВАНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ РОССИИ
НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (БАЗОВЫЙ ВАРИАНТ)
(млн. рублей)
Приложение N 14
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ФИНАНСИРОВАНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ РОССИИ
НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (УСТОЙЧИВО БЕЗОПАСНЫЙ ВАРИАНТ)
(млн. рублей)
Приложение N 15
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы"
ФИНАНСИРОВАНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ РОССИИ
НА 2014 - 2020 ГОДЫ" ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
(млн. рублей)