Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 164-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 февраля 2011 г. N 164-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы.
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) - Минобрнауки России;
государственными заказчиками Программы - Минобрнауки России и Россотрудничество.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 2179,1 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минобрнауки России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 февраля 2011 г. N 164-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2011 - 2015 ГОДЫ
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
Концепция федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2008 г. N ВП-П44-5840 и в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, отмечается, что поддержка российской культуры и русского языка, национальных культур и языков народов Российской Федерации является ключевым фактором гармоничного развития человека, реализации его духовного потенциала и сохранения единства российского общества. Необходимо использовать культурный потенциал России для формирования положительного образа страны за рубежом. С этой целью будут поддерживаться программы, направленные на продвижение ценностей российской культуры и популяризацию русского языка за рубежом, а также на расширение содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации.
Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. 12 июля 2008 г., рассматривает многомиллионную русскую диаспору - Русский мир - в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры, и предусматривает содействие изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента межнационального общения.
II. Предварительный анализ итогов реализации федеральной
целевой программы "Русский язык (2006 - 2010 годы)"
Предварительный анализ итогов реализации предыдущих федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы (далее - Программа на 2002 - 2005 годы) и "Русский язык (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа на 2006 - 2010 годы) показал расширение числа и масштабности реализованных мероприятий, полностью отвечающих поставленным задачам.
Объем финансирования Программы на 2002 - 2005 годы за счет средств федерального бюджета составил 128,15 млн. рублей (в том числе расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составили 7,25 млн. рублей и на прочие нужды - 120,9 млн. рублей).
Объем финансирования Программы на 2006 - 2010 годы за счет средств федерального бюджета составил 1210 млн. рублей (в том числе расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составили 11,8 млн. рублей и на прочие нужды - 1198,2 млн. рублей).
Реализация Программы на 2006 - 2010 годы осуществлялась по следующим основным направлениям:
проведение региональных, всероссийских и международных мероприятий (олимпиады, форумы, конгрессы, образовательные и книжные выставки, научно-методические семинары), издание сборников материалов по итогам мероприятий;
разработка электронных образовательных ресурсов (мультимедийные практикумы, электронные библиотеки, информационно-справочные интернет-ресурсы).
Реализация стратегических задач Программы на 2006 - 2010 годы позволила добиться значимых результатов, которые выражаются в увеличении:
количества субъектов Российской Федерации, в которых действуют нормативные правовые акты, обеспечивающие бесконфликтное функционирование русского языка как государственного;
количества образовательных учреждений с этнокультурным компонентом;
количества региональных средств массовой информации, в которых соблюдаются нормы русского литературного языка;
численности детей беженцев и вынужденных переселенцев, изучающих русский язык и литературу;
количества образовательных учреждений общего образования, реализующих образовательные программы по культуре речи и риторике;
численности выпускников образовательных учреждений общего и профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком;
численности граждан Российской Федерации, получающих консультационные услуги по вопросам функционирования русского языка;
количества изданных и распространенных программ и учебных комплексов по русскому языку и литературе с лингвокультурологическим компонентом;
численности участников просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России (олимпиады, конкурсы, фестивали, праздники и др.);
численности лиц, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии, изучающих русский язык и культуру России;
численности лиц, получающих образование на русском языке в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии;
количества программ телерадиовещания на русском языке в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии;
численности потребителей образовательных программ дистанционного обучения русскому языку и литературе в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии;
численности лиц, проживающих за рубежом и изучающих русский язык и культуру России;
численности лиц, проживающих за рубежом и владеющих русским языком;
численности участников кружков и курсов русского языка для соотечественников (детей и взрослых), проживающих за рубежом;
количества программ дистанционного обучения русскому языку и приобщения к культуре России.
Эти результаты привели к созданию полноценных условий для развития русского языка, обеспечения наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, а также для поддержки русского языка и культуры в зарубежных странах.
Эффективность реализации Программы на 2006 - 2010 годы подтверждается достижением плановых значений большинства показателей и индикаторов. Так, благодаря эффективному выполнению мероприятий указанной Программы в отведенные сроки были разработаны новые учебники по русскому языку, отвечающие требованиям государственных образовательных стандартов, продолжено построение системы государственного тестирования по русскому языку, необходимой для определения уровня владения русским языком лицами, желающими приобрести российское гражданство. Комплекс мероприятий Программы на 2006 - 2010 годы, проведенных в зарубежных странах, обеспечил поддержку устойчивого интереса к русскому языку и экспорта российского образования за рубеж, а также развитие культурных и экономических связей с представителями русской диаспоры.
Выполненные работы в целом соответствуют ожидаемым результатам. Результаты научно-исследовательских работ были положены в основу многих практических разработок, осуществленных в рамках мероприятий Программы на 2006 - 2010 годы (учебные и учебно-методические пособия, интернет-системы сетевого обучения и мониторинга качества владения русским языком, справочные системы, методические документы, проекты нормативных актов и др.), и явились научным заделом для Программы.
Сравнительный анализ Программы на 2006 - 2010 годы и Программы на 2002 - 2005 годы показал, что был создан эффективный механизм реализации указанных программ, включающий:
следование поэтапной схеме реализации указанных программ, включающей этап создания методологической и научно-методической базы, этап целевого применения на практике новых концепций и технологий и этап завершения работ и анализа результатов;
территориально-адресное разделение сфер приложения программных мероприятий в Российской Федерации, государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии и дальнего зарубежья;
пропорциональное и относительно равномерное распределение по годам объемов финансового обеспечения реализации указанных программ.
Преемственность Программы по отношению к Программе на 2006 - 2010 годы выражается в том, что:
распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации сменилось на обеспечение его эффективного функционирования в этом качестве;
осуществлен переход от решения задачи укрепления позиций русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии к решению задачи обеспечения его эффективного функционирования как основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и поддержки русского языка в странах Балтии;
задача по расширению влияния русского языка в сфере международного общения трансформировалась в задачу по обеспечению распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах, а также по обеспечению наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом.
Разрабатываемая Программа базируется на опыте реализации Программы на 2002 - 2005 годы и Программы на 2006 - 2010 годы. Настоящая Концепция усиливает содержательный, методологический и организационный заделы указанных программ.
III. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
В настоящее время для эффективного решения проблемы обеспечения распространения, сохранения и укрепления позиций русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции России с дружественными государствами, вхождения ее в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство (далее - проблема) уже недостаточно использовать традиционные механизмы. В связи с этим только применение программно-целевого метода позволит рационально использовать выделенные ресурсы и обеспечить комплексное решение проблемы.
Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным и интегрирующим характером, что позволяет концентрировать ресурсы на следующих приоритетных направлениях поддержки русского языка:
создание условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности России;
проведение единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;
поддержка русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии;
укрепление позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами и русскими диаспорами в них;
формирование положительного отношения к России в мировом сообществе.
IV. Характеристика и прогноз решения проблемы
без использования программно-целевого метода, включающие
сведения о расходных обязательствах Российской Федерации,
а также о расходных обязательствах субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
в рассматриваемой сфере
Анализ развития складывающейся в результате выполнения Программы на 2002 - 2005 годы и Программы на 2006 - 2010 годы ситуации в сфере сохранения и распространения русского языка, укрепления его позиций в Российской Федерации и за рубежом показывает, что поставленные задачи удалось решить не в полной мере.
Реализация Программы без использования институциональных подходов, предусмотренных программно-целевым методом, может привести к следующим последствиям:
угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации;
ущемление прав личности российских граждан, касающихся дискриминации по языковому признаку;
ослабление национальной самоидентификации россиян;
снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии;
снижение престижа России в мировом сообществе.
Спецификой реализации Программы является то, что мероприятия проводятся на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Расходные обязательства в сфере поддержки русского языка по состоянию на 1 августа 2010 г. состояли:
из расходных обязательств Российской Федерации в размере 1005 млн. рублей, в том числе расходных обязательств по Программе на 2006 - 2010 годы - 255 млн. рублей и расходных обязательств по фонду "Русский мир" - 750 млн. рублей;
из расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе расходных обязательств муниципальных образований, в размере 52,9 млн. рублей.
Изучение современного мирового опыта, связанного с развитием механизмов привлечения некоммерческих, общественных и профессиональных организаций к вопросам продвижения русского языка и культуры, нашло отражение в деятельности фонда "Русский мир", созданного в 2007 году в рамках Года русского языка.
Работая над решением задач продвижения русского языка и культуры, фонд стимулирует общественные инициативы, используя как потенциал российского гражданского общества, так и потенциал соотечественников, проживающих за рубежом, их неформальных объединений и общественных организаций. Важнейшим инструментом в деятельности фонда являются грантовые программы. Фонд предоставляет гранты как организациям, так и физическим лицам в России и за рубежом.
Следует заметить, что результаты деятельности фонда "Русский мир", направленной на содействие в осуществлении тех российских и зарубежных проектов, которым необходима оперативная поддержка, и результаты реализации Программы дополняют друг друга.
Финансирование фонда "Русский язык" за счет средств федерального бюджета в 2011 - 2013 годах предполагается в размере 500 млн. рублей ежегодно.
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения
Для решения проблемы может применяться планово-нормативный метод, при котором государство планирует и устанавливает различные, в том числе отраслевые и внутриотраслевые, нормы и нормативы.
В то же время в условиях рыночной экономики, а тем более в условиях экономики инновационной, планово-нормативный метод не может рассматриваться как единственно возможный. В противном случае поддержка русского языка будет осуществляться в основном экстенсивно, утратится логика преемственности разрабатываемой Программы по отношению к Программе на 2006 - 2010 годы.
Одним из серьезных рисков применения планово-нормативного метода является риск неэффективного использования финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на поддержку русского языка.
Принципиально отличным от указанного варианта решения проблемы является вариант, предполагающий использование программно-целевого метода.
Программно-целевой метод предполагает разработку важнейших социально-экономических и иных целевых программ. Он основан на подчинении распределения ресурсов намечаемых мероприятий на каждом уровне планирования и управления достижения определенной цели. В то же время использование этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками.
Одним из рисков является сокращение предусмотренного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет корректировать Программу. При этом придется пересмотреть (исходя из новых бюджетных параметров) задачи Программы с точки зрения их сокращения или снижения ожидаемых эффектов. Решение о сокращении бюджета Программы независимо от времени его принятия приведет к снижению эффективности расходов Программы.
Одним из последствий результатов структурных и содержательных изменений в Программе станут сложности в ее управлении, что негативно скажется на ее эффективности в целом.
К рискам программно-целевого метода следует также отнести управленческие риски (риски неэффективного управления Программой). Управленческие риски включают в том числе:
риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы;
риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы.
Неэффективное управление Программой может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, предусмотренных Программой в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Среди рисков использования программно-целевого метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько стратегических задач могут быть решены не полностью в связи с возможным сокращением численности лиц, заинтересованных в изучении русского языка и получении образования на русском языке.
В результате невыполнения задачи "Обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации" не будет реализована или реализована не в полной мере функция русского языка как государственного.
В случае если не будет решена задача "Создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации", русский язык может перестать быть средством общения между народами, проживающими в различных республиках на территории России. В результате этого появятся серьезные проблемы в сфере сохранения культурного и политического единства Российской Федерации.
Риск того, что не будет решена задача "Поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств", повлияет на ослабление мер по поддержке русского языка в сопредельных государствах. Это также негативно скажется на интенсивности интеграционных процессов между Россией и государствами - участниками Содружества Независимых Государств и приведет к ослаблению позиций Российской Федерации в международной политической, экономической, культурной, образовательной и духовной сферах.
В результате невыполнения задачи "Удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом" велики риски потери исторических и культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и представителями русской диаспоры в зарубежных странах, что негативно отразится на политическом имидже Российской Федерации перед мировым сообществом.
Невыполнение отдельных задач Программы помимо прямых экономических потерь, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, существенно снизит положительные эффекты, достигнутые за счет выполнения Программы на 2006 - 2010 годы.
Нерешенность хотя бы одной из задач Программы приведет к невозможности достижения ее цели. Это будет означать, что Программа не выполнена.
Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации само по себе является существенным фактором риска.
Отдельно следует остановиться на группе рисков, связанных с результатами реализации Программы. Социально-экономические эффекты ее реализации должны быть ясны и понятны. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, неприятие и негативное отношение как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам.
Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа, информирование общества о целях, задачах и ходе реализации Программы. Кроме того, необходимо проведение социологических исследований.
Для предотвращения указанных рисков необходимо осуществлять мониторинг языковой ситуации, в ходе проведения которого планируется учитывать внешние факторы функционирования системы поддержки русского языка, своевременно проводить оценку возникших перемен и адаптировать задачи Программы к меняющимся условиям.
Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы будут предприняты в том числе следующие меры:
мониторинг хода мероприятий Программы и выполнения Программы в целом;
привлечение общественности, ученых и представителей экспертного сообщества к разработке Программы, а также к оценке результатов ее реализации;
публичность отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы.
При оценке указанных рисков учитываются организационные недостатки в управлении Программой, изменение принципов регулирования в сфере государственного управления и международного сотрудничества, вытекающих из документов Правительства Российской Федерации и планов его деятельности, а также возможные различия в объемах финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета.
В качестве возможных рассматриваются 3 различных варианта решения проблемы.
Первый вариант решения проблемы является инерционным. Он заключается в сохранении созданной инфраструктуры (концептуально-методологическое и информационное обеспечение, формы проведения мероприятий, механизмы организационного управления), которая продолжает активно работать и эволюционно развиваться в условиях программных ограничений.
Второй вариант решения проблемы является экстенсивным. В этом случае центр тяжести решения проблемы переносится на дальнейшее расширение и развитие инструментального и институционального обеспечения, актуализацию баз данных и создание более совершенных научно-методических средств, увеличение масштабов подготовки профессионалов высокого уровня, расширение территориальной составляющей Программы (увеличение числа и мощности центров активности, рост количества охваченных Программой стран и регионов), а также совершенствование средств языкового и культурного воздействия. При этом продолжает использоваться сложившийся способ реализации программно-целевого управления со свойственными ему достоинствами и недостатками.
Суть третьего варианта решения проблемы заключается в использовании программно-целевого метода. Этот вариант представляется оптимальным вариантом решения проблемы.
На обновленной организационно-управленческой основе в свою очередь должна базироваться логика формирования всего содержательного наполнения Программы.
Инерционный вариант решения проблемы характеризуется высокой вероятностью реализации мероприятий Программы (наименьшими рисками), так как он фактически сводится к естественной пролонгации осуществления уже апробированных мероприятий. Однако этому же методу будет свойственна низкая эффективность, так как дальнейшее повышение значений целевых показателей будет достигаться только при условии нелинейного роста необходимых финансовых ресурсов.
Инерционный вариант предполагает следующие риски:
отсутствие новизны и инновационных подходов при разработке и реализации Программы и, как следствие, консервация сформированного и задействованного инструментального и институционального пространства решения проблемы;
недостижимость заданного темпа решения проблемы и, как результат, недостижимость заданных целевых показателей;
высокая зависимость от внешних факторов.
Экстенсивный вариант решения проблемы предполагает максимальные риски в отношении успешного решения задач, предусмотренных Программой. Высокий уровень рисков недостижения цели при реализации этого варианта будет связан с тем, что в 2002 - 2010 годах уже были задействованы наиболее доступные инструменты решения проблемы. По этой причине все направления экстенсивного развития (новые регионы, новые социальные прослойки, новые продукты) потребуют увеличения объемов ресурсов для их освоения и сроков для их реализации. Вместе с тем использование сложившейся модели управления Программой со свойственными ей недостатками еще более повысит риски недостижения цели.
Экстенсивный вариант решения проблемы предполагает наличие следующих рисков:
чрезмерное увеличение количества структур, занимающихся решением проблемы, и продукции (словари, учебники, учебные пособия и др.);
снижение качества управления Программой, координации и реализации мероприятий и соблюдения графика их финансирования.
Оптимальный вариант решения проблемы предусматривает необходимость создания развитой системы программно-целевого управления, с одной стороны, и проектов поддержки русского языка, которые становятся эффективно управляемыми и реализуемыми благодаря качественно осуществленному этапу разработки Программы, с другой стороны.
VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Предполагается, что проблема решается программно-целевым методом за период с 2011 по 2015 год.
Решение проблемы предлагается осуществить в 2 этапа.
В течение I этапа решения проблемы (2011 - 2012 годы) предполагается сосредоточить основные усилия на обеспечении разработки:
методики выполнения функции русского языка как государственного языка Российской Федерации;
методики создания условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;
методики обеспечения распространения и сохранения русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции России и иностранных государств.
На I этапе предполагается разработать грамматики, словари и справочники, отражающие нормы современного русского литературного языка, а также справочно-информационные ресурсы по вопросам функционирования русского языка как государственного.
Кроме того, предстоит провести исследования, касающиеся отношения к русскому языку соотечественников, проживающих за рубежом, их потребности в изучении русского языка и получении образования на русском языке, а также касающиеся тенденций развития русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и перспектив изучения и функционирования русского языка как иностранного за рубежом. Результатом указанных исследований должны стать аналитические материалы и рекомендации по развитию культурных и профессиональных связей соотечественников, проживающих за рубежом, с Россией, укреплению позиций русского языка для развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также по продвижению русского языка как языка международного общения. Планируется разработать учебники нового поколения по русскому языку и литературе для образовательных учреждений всех уровней, программно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения русскому языку за рубежом и необходимые учебно-методические комплексы для глобальной системы дистанционного обучения русскому языку.
Создание координационно-методических центров глобальной системы дистанционного обучения русскому языку предполагает взаимодействие российских вузов, выполняющих роль научно-координационных центров, по вопросам формирования учебно-методических объединений и редакционных коллегий, разработки учебных программ, учебно-методических и научно-методических материалов для системы дистанционного обучения. В рамках Программы предусматривается формирование сетевой инфраструктуры за рубежом на базе российских центров науки и культуры, включающей поставку компьютерного оборудования и программного обеспечения, учебно-методическое обеспечение (организация обучающих семинаров для повышения компетенций сотрудников российских центров науки и культуры в области информационно-коммуникационных технологий).
При этом под формированием инфраструктуры понимается:
реализация проектов по формированию материально-технической базы системы дистанционного обучения, включая закупку, поставку и осуществление пусконаладочных работ по введению в эксплуатацию оборудования для организации аппаратно-программной части системы дистанционного обучения;
разработка и инсталляция программных инструментов;
разработка инструментальных средств по интеграции и информационно-технологическому взаимодействию системы дистанционного обучения и внешних образовательных ресурсов;
технологическое сопровождение системы дистанционного обучения и информационно-аналитическая поддержка мониторинга ее функционирования;
выполнение работ по оптимизации информационно-логической структуры системы дистанционного обучения и расширению ее функциональных возможностей за счет разработки дополнительных инструментов и модулей;
развитие методической составляющей системы сетевого дистанционного обучения;
формирование каталога электронных курсов, учебно-методических комплексов и учебных пособий.
В течение II этапа решения проблемы (2013 - 2015 годы) предполагается апробация разработанных на I этапе методик и других результатов.
Предусматривается проведение исследования потребностей центров русского языка в зарубежных странах в преподавателях, ведущих обучение на русском языке, и русскоязычных диаспор - в методическом обеспечении преподавания русского языка и реализации образовательных программ на русском языке в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, странах Балтии и дальнего зарубежья. Кроме того, предполагается выполнить научно-исследовательские работы, провести научно-методические мероприятия в области русского языка как неродного (конгрессы, конференции, семинары), культурно-просветительские мероприятия, направленные на продвижение и укрепление позиций русского языка (фестивали, конкурсы, олимпиады, дни русского языка), образовательные и научно-методические мероприятия, направленные на популяризацию российской науки, культуры и образования в мире, а также повышение квалификации и переподготовка кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и русским языком обучения в странах ближнего и дальнего зарубежья.
На II этапе будет завершено формирование инфраструктуры и основного содержательного наполнения системы дистанционного обучения русскому языку на базе российских центров науки и культуры и партнерских организаций за рубежом.
За период реализации Программы предполагается осуществлять поддержку изучения русского языка и культуры как в России, так и за рубежом, в том числе в среде соотечественников, проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья.
VII. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход ее реализации по годам на вариантной основе
Целью Программы является поддержка, сохранение и распространение русского языка (в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом).
В Российской Федерации задачами Программы являются:
обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации;
создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации.
В зарубежных странах задачами Программы являются:
поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом.
При разработке предложений по критериям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основе, учтено, что оценки должны основываться на целостной системе индикаторов и показателей.
При формировании системы показателей и индикаторов Программы используется программно-целевой метод, предполагающий ориентацию на конечные результаты соответствующих процессов и постоянный мониторинг качества выполнения мероприятий. В качестве единиц измерений для показателей и индикаторов принимаются конкретные величины, применяемые для отражения количественных изменений соответствующего показателя.
В качестве вариантов можно предложить следующие системы показателей и индикаторов реализации Программы.
При условии 100-процентного объема финансирования Программы ее реализация будет оцениваться с помощью целевых индикаторов и показателей, приведенных в приложении N 1.
При условии 75-процентного объема финансирования Программы ее реализация будет оцениваться с помощью целевых индикаторов и показателей, приведенных в приложении N 2.
При условии 50-процентного объема финансирования Программы ее реализация будет оцениваться с помощью целевых индикаторов и показателей, приведенных в приложении N 3.
Целевые индикаторы и показатели соответствуют целям и задачам Программы. Они являются достоверными и доступными для определения, совместимыми с показателями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Система индикаторов и показателей включает измеряемые индикаторы и показатели, раскрывающие планируемые расходы ресурсов для реализации Программы и подлежащие установлению в качестве программных на период ее реализации.
Методика сбора исходной информации и формирования отчетной информации о реализации Программы приведена в приложении N 4.
VIII. Предложения по объемам и источникам финансового
обеспечения Программы в целом и отдельных ее направлений
на вариантной основе
Финансовое обеспечение реализации Программы предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников.
Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию Программы определен в ценах соответствующих лет исходя из необходимости выполнения мероприятий и с учетом их параметров (масштабность мероприятий, сроки реализации и др.).
Уровень финансового обеспечения Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, составляющий примерно 10 процентов общего объема ее финансового обеспечения, определяется тем обстоятельством, что мероприятия ориентированы в основном на поддержку русского языка и формирование устойчивого интереса к русской культуре в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Поэтому для выполнения цели Программы планируется привлекать финансовые средства коммерческих и некоммерческих организаций, фондов, поддерживающих культурные и образовательные проекты, и иную спонсорскую помощь.
Существует 3 возможных варианта реализации Программы, отличающихся объемами и источниками финансового обеспечения.
В случае выбора первого варианта реализации Программы ее финансовое обеспечение составит 100 процентов запланированных объемов финансирования по направлениям расходов "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" и "Прочие нужды", предлагаемого в настоящей Концепции. Утверждение Программы при таком объеме финансового обеспечения позволит достичь заявленной цели. С большой степенью вероятности все программные мероприятия будут реализованы, что позволит достигнуть значений целевых индикаторов и показателей реализации Программы также в полном объеме.
В случае выбора второго варианта реализации Программы ее финансовое обеспечение составит 75 процентов запланированных объемов финансирования по направлениям расходов "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" и "Прочие нужды".
По этому варианту предполагается организовать работу таким образом, чтобы в рамках Программы были объединены основные ресурсы, которые Российская Федерация тратит на решение проблем в области поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и развития русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации, включая развитие системы обучения русскому языку как иностранному.
Такой вариант не предусматривает кардинального изменения принципов реализации Программы, при этом ряд приоритетных для Российской Федерации направлений научных исследований будет реализован не в полном объеме. Также в сфере международного сотрудничества возможно сужение географии использования системы дистанционного обучения русскому языку за рубежом и сокращение количества координационно-методических центров глобальной системы дистанционного обучения русскому языку.
В случае выбора третьего варианта реализации Программы ее финансовое обеспечение составит 50 процентов запланированных объемов финансирования по направлениям расходов "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" и "Прочие нужды".
При сохранении сложившейся ситуации и подходов к финансовому обеспечению Программы получит свое развитие практика поддержки отдельных мероприятий и проектов. При этом набор отдельных мероприятий и проектов не сформирует целостного системного подхода к указанным проблемам. Также существует вероятность потери достигнутых позиций в области пропаганды русского языка и российской культуры в зарубежных странах.
Предлагаемый прогнозный объем финансового обеспечения Программы в ценах соответствующих лет составит:
за счет средств федерального бюджета - 2179,1 млн. рублей, в том числе по направлениям бюджетных ассигнований:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 89 млн. рублей;
прочие нужды - 2090,1 млн. рублей;
за счет привлекаемых средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 142,16 млн. рублей, в том числе по направлениям бюджетных ассигнований:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 2,52 млн. рублей;
прочие нужды - 139,64 млн. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 205,4 млн. рублей, в том числе по направлениям бюджетных ассигнований:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 10,4 млн. рублей;
прочие нужды - 195 млн. рублей.
Общий объем финансового обеспечения Программы составит 2526,66 млн. рублей.
Объемы финансового обеспечения Программы приведены в приложениях N 5 - 7.
Объемы финансового обеспечения по задачам Программы приведены в приложениях N 8 - 10.
Объемы финансового обеспечения из федерального бюджета по задачам и государственным заказчикам Программы приведены в приложениях N 11 - 13.
Реализация Программы осуществляется в установленном порядке на основе государственных контрактов.
При недостаточности средств внебюджетных источников расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета.
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности основываются на системе целевых индикаторов и показателей.
По прогнозным оценкам, к концу 2015 года реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность по отношению к базовому 2010 году:
в 3,5 раза возрастет объем информационных ресурсов по русскому языку;
в 3,6 раза увеличится количество преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
в 4 раза увеличится количество преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного;
в 3,5 раза увеличится количество учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе;
в 1,9 раза увеличится численность лиц, прошедших тестирование по русскому языку;
в 6 раз увеличится численность участников культурно-просветительских мероприятий, связанных с русским языком, литературой и культурой России за рубежом;
в 2,9 раза увеличится количество поставленных в российские центры науки и культуры в государствах - участниках Содружества Независимых Государств учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России.
Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности реализации Программы, проведенная с использованием показателей социально-экономической эффективности, приведенных в приложении N 14, и на основе методики оценки эффективности, приведенной в приложении N 15, показала планируемую высокую эффективность Программы.
X. Предложения по участию федеральных органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы
Ответственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
XI. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственными заказчиками Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
Разработчиками программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам
реализации Программы на вариантной основе
Направления реализации Программы определяются ее задачами.
Предлагается 2 сценария определения сроков и этапов Программы.
Первый сценарий предполагает реализацию Программы в 2011 - 2015 годах в 2 этапа.
В течение I этапа (2011 - 2012 годы) по первому сценарию предусматривается:
формирование системы научно-информационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (разработка словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, проведение методических мероприятий для преподавателей и учителей российских школ и вузов);
создание системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (подготовка учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений разных видов и типов, переподготовка и повышение квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики);
разработка комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;
проведение исследований, касающихся отношения к русскому языку соотечественников, проживающих за рубежом, и подготовка аналитических материалов и рекомендаций по развитию культурных и профессиональных связей соотечественников, проживающих за рубежом, с Россией;
проведение исследований, касающихся тенденций развития русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, перспектив изучения и функционирования русского языка как иностранного за рубежом;
разработка и апробация национально-, социально- и профессионально ориентированных учебников и учебно-методических пособий, справочно-информационных материалов для различных форм обучения русскому языку и российской литературе в странах ближнего и дальнего зарубежья;
разработка и апробация программно-методического обеспечения системы дистанционного обучения русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы дистанционного обучения русскому языку на базе российских вузов и сетевой инфраструктуры за рубежом на базе российских центров науки и культуры.
На реализацию I этапа выполнения Программы по первому сценарию планируется затратить 863,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
В течение II этапа (2013 - 2015 годы) реализации Программы по первому сценарию предусматривается:
развитие системы научно-информационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (апробация и тиражирование словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, развитие практики проведения мероприятий научно-методического характера, направленных на повышение квалификации российских специалистов-словесников, организация мероприятий, способствующих укреплению позиций русского языка как государственного языка Российской Федерации);
развитие системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (апробация, тиражирование и внедрение учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений разных видов и типов, проведение мероприятий по переподготовке и повышению квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики);
реализация комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;
методическое обеспечение преподавания русского языка и на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в среде соотечественников, проживающих за рубежом (поставка учебно-методических материалов, организация комплекса научно-методических мероприятий, тиражирование и поставка разработанных учебно-методических и справочно-информационных материалов по русскому языку, российской литературе и культуре);
проведение комплекса мероприятий, направленных на продвижение и поддержку русского языка, а также популяризацию российской науки, культуры и образования в мире;
развитие инфраструктуры и содержания системы дистанционного обучения русскому языку за рубежом через выполнение проектов культурно-просветительского, образовательного и научно-методического характера.
На реализацию II этапа реализации Программы по первому сценарию планируется затратить 1315,6 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
Второй сценарий предполагает реализацию Программы в 3 этапа.
На I этапе реализации Программы (2011 - 2012 годы) по второму сценарию будут решены следующие вопросы научно-методического обеспечения функционирования русского языка как государственного и как объединяющего элемента многонационального российского общества, а также вопросы научно-информационного сопровождения создания дистанционной системы обучения русскому языку за рубежом:
проведение научно-исследовательских работ в сфере функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как средства межнационального общения народов России;
разработка и апробация грамматик, словарей, справочно-информационных ресурсов по русскому языку;
подготовка и апробация учебников нового поколения по русскому языку и литературе для российских образовательных учреждений всех уровней;
организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение квалификации и переподготовку в сфере преподавания русского языка как родного и как неродного;
организация мероприятий, способствующих укреплению позиций русского языка как государственного языка Российской Федерации;
разработка и апробация программно-методического обеспечения системы дистанционного обучения русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы дистанционного обучения русскому языку на базе российских вузов.
На I этап реализации Программы по второму сценарию планируется затратить из средств федерального бюджета 764,5 млн. рублей.
На II этапе реализации Программы (2013 - 2014 годы) по второму сценарию предполагается осуществление следующего комплекса мер, направленных на популяризацию русского языка, поддержку его преподавания и изучения в мире:
проведение исследований, касающихся отношения к русскому языку в среде соотечественников, проживающих за рубежом, их потребностей в изучении русского языка и получении образования на русском языке;
проведение исследований, касающихся тенденций развития русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, перспектив изучения и функционирования русского языка как иностранного за рубежом;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;
научно-методическое обеспечение преподавания русского языка и на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья (разработка, тиражирование и поставка национально-, социально- и профессионально ориентированных учебно-методических и справочно-информационных материалов по русскому языку, российской литературе, культуре, а также поставка учебно-методических материалов и организация комплекса научно-методических мероприятий);
проведение мероприятий культурно-просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение русского языка в странах дальнего зарубежья, сохранение и укрепление его позиций в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также на популяризацию российской науки, культуры и образования в мире;
формирование и развитие сетевой инфраструктуры системы дистанционного обучения русскому языку за рубежом на базе российских центров науки и культуры;
обеспечение русскоязычных диаспор методическими пособиями для реализации образовательных программ на русском языке в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, странах Балтии и дальнего зарубежья.
На II этап реализации Программы по второму сценарию планируется затратить 842,4 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
На III этапе реализации Программы (2015 год) по второму сценарию предусматривается осуществление мероприятий, направленных на завершение работ, начатых в период предыдущих 2 этапов и практическое внедрение и распространение результатов, полученных в эти периоды.
На III этап реализации Программы по второму сценарию планируется израсходовать 572,2 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
Из заявленных сценариев определения сроков и этапов реализации Программы логика первого сценария представляется более целесообразной с точки зрения равномерного распределения внутрироссийских и международных мероприятий в рамках определенных временных отрезков, а также более масштабного распространения хорошо зарекомендовавших себя подходов по поддержке, сохранению и продвижению русского языка.
XIII. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы
Формирование мероприятий Программы осуществляется по 4 задачам.
В рамках задачи "Обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации" предусматриваются следующие мероприятия:
разработка и экспертиза грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации;
разработка и апробация справочно-информационных ресурсов по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
организация и проведение мероприятий по повышению квалификации и переподготовке преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
обеспечение управления реализацией Программы.
В рамках задачи "Создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации" предусматриваются следующие мероприятия:
разработка и внедрение учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на русском (неродном) и родном (нерусском) языках;
разработка и апробация учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для детей мигрантов и вынужденных переселенцев;
организация и проведение повышения квалификации и переподготовки по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях разных типов и видов.
В рамках задачи "Поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств" предусматриваются следующие мероприятия:
разработка и апробация справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России для граждан государств - участников Содружества Независимых Государств;
организация поставок в российские центры науки и культуры в государствах - участниках Содружества Независимых Государств учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России;
подготовка и проведение комплексных мероприятий культурно-просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также популяризацию российской науки, культуры и образования в мире;
разработка, апробация, тиражирование и поставка комплектов учебников, учебных пособий, методических и справочно-информационных материалов по русскому языку, российской литературе и культуре с учетом этнокультурных, социальных и профессиональных особенностей целевых аудиторий в странах дальнего и ближнего зарубежья (для различных форм дополнительного обучения, самостоятельного изучения и повышения квалификации);
организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку для различных категорий граждан стран дальнего и ближнего зарубежья;
мероприятия по повышению квалификации и переподготовке кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В рамках задачи "Удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом" предусматриваются следующие мероприятия:
разработка и апробация справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в зарубежных странах;
организация и проведение научно-методических, образовательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на сохранение русского языка в среде соотечественников, проживающих за рубежом;
поставка в российские центры науки и культуры за рубежом учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературы и мультимедийных изданий для обеспечения культурных и образовательных потребностей соотечественников и их детей, проживающих за рубежом;
разработка, апробация и внедрение программно-методического обеспечения системы дистанционного обучения русскому языку за рубежом;
создание координационно-методических центров глобальной системы дистанционного обучения русскому языку за рубежом и обеспечение их функционирования.
XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы
Предлагается следующий вариант управления реализацией Программы.
Министр образования и науки Российской Федерации является руководителем Программы и несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы средств, определяет формы и методы управления ее реализацией, а также возглавляет научно-координационный совет Программы.
Министерство образования и науки Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы в ходе выполнения Программы осуществляет следующие полномочия:
координирует деятельность государственных заказчиков Программы;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Программы;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
составляет организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы;
готовит с учетом реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год;
представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;
представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о выполнении работ, предусмотренных Программой, результатах и эффективности использования средств;
инициирует при необходимости экспертные проверки реализации отдельных мероприятий Программы;
вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о прекращении ее выполнения (при необходимости);
представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о реализации Программы и эффективности использования средств за весь период ее реализации.
Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству как государственные заказчики Программы осуществляют следующие полномочия:
представляют предложения по формированию детализированного организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;
в случае сокращения средств федерального бюджета на финансирование работ, предусмотренных Программой, разрабатывают дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости разрабатывают предложения по их корректировке;
уточняют ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств в установленном порядке целевые показатели Программы и необходимые затраты, а также механизм реализации Программы и состав исполнителей;
разрабатывают перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы;
организуют экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
управляют деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения ее мероприятий;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг) и поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, заключение государственных контрактов;
организуют применение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения, обеспечение размещения в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом ее выполнения, а также других материалов, связанных с Программой.
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству как государственный заказчик Программы осуществляет следующие полномочия:
согласует с государственным заказчиком - координатором Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансового обеспечения;
представляет государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы и предложения о продлении срока либо о прекращении реализации Программы;
представляет ежегодно, до 15 января, по установленной форме доклад о ходе выполнения работ, предусмотренных Программой, а также о результатах и эффективности использования средств.
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается научно-координационный совет, формируемый из представителей государственного заказчика - координатора Программы, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, образовательных учреждений высшего профессионального образования и независимых экспертов. Привлечение специалистов для работы в научно-координационном совете осуществляется на общественных началах.
Научно-координационный совет возглавляет председатель - Министр образования и науки Российской Федерации или один из его заместителей. Положение о научно-координационном совете и его персональный состав утверждаются приказом Министра образования и науки Российской Федерации. Организационное и методическое сопровождение деятельности научно-координационного совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Научно-координационный совет осуществляет следующие функции:
выработка предложений по тематике мероприятий Программы и объемам финансового обеспечения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках указанных мероприятий;
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
организация проверок выполнения мероприятий Программы, а также целевого и эффективного использования средств;
подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее реализации и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;
выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы;
рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов, предлагаемых для реализации в очередном году.
До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации разрабатывает и утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;
механизм корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
процедуру обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах мониторинга ее выполнения, а также об условиях участия в Программе исполнителей.
Приложение N 1
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015
ГОДЫ (ПРИ УСЛОВИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В РАЗМЕРЕ 100 ПРОЦЕНТОВ
ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ)
Приложение N 2
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015
ГОДЫ (ПРИ УСЛОВИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В РАЗМЕРЕ 75 ПРОЦЕНТОВ
ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ)
Приложение N 3
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015
ГОДЫ (ПРИ УСЛОВИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В РАЗМЕРЕ 50 ПРОЦЕНТОВ
ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ)
Приложение N 4
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
МЕТОДИКА
СБОРА ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОЙ
ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
I. Общие положения
Целевые индикаторы и показатели федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) являются инструментом объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий Программы, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам. Показатели и индикаторы запланированы по годам реализации Программы с количественно заданными и измеряемыми значениями.
При формировании системы показателей и индикаторов Программы используется программно-целевой метод, предполагающий ориентацию на конечные результаты соответствующих процессов и постоянный мониторинг качества выполнения мероприятий Программы, основанный на системе показателей, отражающих стратегическую цель, поставленную в Программе.
В качестве основных тезисов настоящей методики используются положение о существовании языка в единстве с материальным носителем, что позволяет связать положительный эффект Программы в целом с ростом уровня владения русским языком его носителями в России и их количеством (а также уровня владения) за рубежом, а также положение о формировании носителями русского языка особой социально-культурной общности со свойственным ей проявлением специфических лингвокультурологических проявлений, на измерение которых направлена соответствующая группа индикаторов.
II. Методика сбора исходной информации
Концепция федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы (далее - Концепция) разрабатывается с учетом новых подходов к программно-целевому управлению, что предопределило наличие исчисляемых количественных показателей и индикаторов ее реализации.
Учитывая масштабы реализуемых мероприятий Программы и их влияние на функционирование русского языка не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами, сбор и обработка данных о результатах реализации Программы является достаточно трудоемкой задачей. При этом возникает необходимость систематизации и вывода результатов проведенного мониторинга по субъектам Российской Федерации и иностранным государствам в разрезе задач и мероприятий Программы.
Результаты мониторинга являются основой для оценки качества реализации Программы, контроля расходования средств, корректировки ее мероприятий и системы целевых показателей и индикаторов.
III. Цель и задачи проведения мониторинга
Целью мониторинга хода выполнения Программы является повышение эффективности контроля реализации Программы и управления реализацией Программы за счет получения полной объективной информации для принятия своевременных и обоснованных решений по ее корректировке.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
поддержание единой базы данных о Программе, ее структуре, ходе и результатах реализации;
разработка унифицированных форм сбора информации как в виде электронных документов, так и в виде форм для дистанционного ввода информации в зависимости от способа сбора данных;
планирование и управление процессом мониторинга;
сбор и обработка данных мониторинга;
формирование отчетов о ходе и результатах реализации Программы;
размещение информации о ходе и результатах реализации Программы.
IV. Участники проведения мониторинга и их функции
Государственный заказчик Программы осуществляет следующие функции:
осуществляет управление и общий контроль за сбором данных о ходе и результатах реализации Программы;
обеспечивает организацию сбора и обработку данных мониторинга;
организует взаимодействие с внешними участниками по сбору данных о конечных результатах реализации Программы;
обеспечивает бесперебойное функционирование, поддержку, настройку и модернизацию системы мониторинга;
обеспечивает ввод информации в систему данных мониторинга;
на основе собранных данных мониторинга формирует ежеквартальные отчеты о ходе и результатах реализации Программы.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, вводят информацию в систему данных о реализации проектов поддержки функционирования русского языка на территориях соответствующих регионов и муниципальных образований.
Под внешними участниками в настоящей Концепции понимаются органы исполнительной власти и организации, являющиеся источниками информации о конечных результатах реализации Программы. К ним относятся международные организации, российские центры науки и культуры за рубежом и др. Взаимодействие с ними осуществляется путем направления им государственными заказчиками официальных запросов.
V. Подготовка мониторинга
Подготовка проведения мониторинга заключается в формировании входных электронных форм, проектов текстов официальных запросов, шаблонов выходных электронных форм и других видов информационного обеспечения процедуры проведения мониторинга в соответствии со сроками, установленными в организационном плане его проведения.
VI. Управление проведением мониторинга
Государственный заказчик осуществляет стратегическое управление проведения мониторинга и контроль за указанным проведением и результатами реализации Программы, а также обеспечивает текущее управление ходом мониторинга и технический контроль за сбором данных.
VII. Процедура проведения мониторинга
Выделяется 6 основных этапов мониторинга.
На I этапе осуществляется ввод основных данных и плановых показателей на очередной год.
На II этапе осуществляется учет заключенных государственных контрактов и регистрация пользователей.
На III этапе осуществляется подготовка процедуры мониторинга.
На IV этапе осуществляется сбор информации о результатах выполнения Программы за отчетный период.
На V этапе осуществляется обработка данных мониторинга за отчетный период и размещение информации в сети Интернет.
На VI этапе осуществляется формирование отчетной информации о ходе реализации Программы.
Первые 2 этапа являются подготовительными. В ходе их выполнения формируется основная статистическая информация о ходе реализации Программы на текущий год. Работы, предусмотренные для осуществления на I этапе, выполняются 1 раз в начале очередного года, а при необходимости корректировки планов - в течение года. Работы, предусмотренные для осуществления на II этапе, ведутся в течение года по мере заключения государственных контрактов.
На III - VI этапах осуществляется регламентация задач, решаемых в рамках одного отчетного периода - квартала.
VIII. Результаты мониторинга и формы их представления
Результаты мониторинга оформляются в виде отчетов, которые представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, и внешними участниками государственному заказчику в печатном виде в составе отчетов по результатам работ в рамках проекта мониторинга в соответствии со сроками, установленными в государственном контракте. Отчеты в электронном виде также доступны для загрузки на сайте поддержки системы мониторинга ее пользователям с соответствующими правами доступа.
IX. Организационный план проведения мониторинга
Организационный план проведения мониторинга в соответствии с Программой включает 6 этапов. Каждый из этапов включает в себя реализацию ряда задач. Для каждой из них в рамках организационного плана проведения мониторинга определяются сроки и исполнители. Типовой организационный план проведения мониторинга, включая подготовительные этапы, приведен в приложении N 1.
X. Методика сбора и обработки данных мониторинга
На основании организационного плана проведения мониторинга, указанного в разделе IX настоящей методики, можно сформулировать методики сбора и обработки данных мониторинга. Задачи сбора решаются на I - IV этапах, а задачи обработки данных - на V - VI этапах этого плана.
XI. Методика сбора данных
Методика реализации задач сбора (ввода в систему мониторинга) данных для каждой из задач, решение которых предусмотрено на I - IV этапах, приведена в приложении N 2.
ХII. Методика обработки полученных данных
Методика реализации задач обработки данных и формирования выходных отчетов для каждой из задач, решение которых предусмотрено на V и VI этапах, приведена в приложении N 3.
Приложение N 1
к методике сбора исходной
информации и формирования отчетной
информации о реализации федеральной
целевой программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ТИПОВОЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
Приложение N 2
к методике сбора исходной
информации и формирования отчетной
информации о реализации федеральной
целевой программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ СБОРА ДАННЫХ
Приложение N 3
к методике сбора исходной
информации и формирования отчетной
информации о реализации федеральной
целевой программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Приложение N 5
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015
ГОДЫ (ПРИ УСЛОВИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В РАЗМЕРЕ 100 ПРОЦЕНТОВ
ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 6
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015
ГОДЫ (ПРИ УСЛОВИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В РАЗМЕРЕ 75 ПРОЦЕНТОВ
ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 7
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015
ГОДЫ (ПРИ УСЛОВИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В РАЗМЕРЕ 50 ПРОЦЕНТОВ
ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 8
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПО ЗАДАЧАМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2011 - 2015 ГОДЫ (ПРИ УСЛОВИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В РАЗМЕРЕ
100 ПРОЦЕНТОВ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 9
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПО ЗАДАЧАМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2011 - 2015 ГОДЫ (ПРИ УСЛОВИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В РАЗМЕРЕ
75 ПРОЦЕНТОВ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 10
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПО ЗАДАЧАМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2011 - 2015 ГОДЫ (ПРИ УСЛОВИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В РАЗМЕРЕ
50 ПРОЦЕНТОВ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 11
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ ПО ЗАДАЧАМ
И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ (ПРИ УСЛОВИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
В РАЗМЕРЕ 100 ПРОЦЕНТОВ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ
ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 12
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ ПО ЗАДАЧАМ
И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ (ПРИ УСЛОВИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
В РАЗМЕРЕ 75 ПРОЦЕНТОВ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ
ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 13
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ ПО ЗАДАЧАМ
И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ (ПРИ УСЛОВИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
В РАЗМЕРЕ 50 ПРОЦЕНТОВ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ
ЗНАЧЕНИЙ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 14
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ХОД И КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Приложение N 15
к Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
Целью федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) является поддержка, сохранение и распространение русского языка (в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом). Социально-экономическая эффективность реализации Программы характеризуется показателями, отражающими их влияние на достижение цели.
Оценка реализации Программы проводится на основе сопоставления планируемого и фактически достигнутого показателя социально-экономической эффективности реализации мероприятий по поддержке русского языка.
Степень достижения запланированных результатов предполагается оценивать на основании сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов и показателей с их плановыми значениями.
Оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле:
,
где:
E - показатель эффективности реализации Программы;
- оценка достижения запланированных значений показателей;
- оценка полноты использования бюджетных средств.
Оценка достижения запланированных значений показателей () рассчитывается по формуле:
,
где:
- фактически достигнутые значения показателей;
n - количество фактически достигнутых показателей;
- плановые значения показателей;
m - количество плановых показателей.
Оценка полноты использования бюджетных средств () рассчитывается по формуле:
,
где:
- фактическое использование бюджетных средств по отдельным мероприятиям Программы;
- плановое использование бюджетных средств;
k - количество мероприятий Программы.
Оценка эффективности реализации Программы (E) будет тем выше, чем выше уровень достижения показателей и меньше уровень использования бюджетных средств, при этом E > 1,4 характеризует очень высокую эффективность реализации Программы (значительно превышает плановые значения показателей), 1 < E < 1,4 - высокую эффективность реализации Программы (превышение значений показателей), 0,5 < E < 1 - низкую эффективность реализации Программы (не в полной мере достигнуты плановые значения показателей), E < 0,5 - крайне низкую эффективность реализации Программы (не достигнуты плановые значения показателей более чем в 2 раза).