Распоряжение Мингосимущества РФ от 23.04.1999 N 592-р
МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 апреля 1999 г. N 592-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИВАТИЗАЦИИ
И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОРЯДОК
РАЗГРАНИЧЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, СОБСТВЕННОСТЬ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3595):
утвердить Разъяснения о применении законодательства о приватизации и нормативных правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Министр
Ф.ГАЗИЗУЛЛИН
РАЗЪЯСНЕНИЯ
О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИВАТИЗАЦИИ
И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОРЯДОК
РАЗГРАНИЧЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, СОБСТВЕННОСТЬ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
1. В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон о приватизации) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации о вопросах, которые согласно Федеральному закону о приватизации регулируются другими федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих федеральных законов в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
2. Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона о приватизации установлено, что определение льгот работникам государственных и муниципальных унитарных предприятий, преобразуемых в акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот содержатся в федеральном законе о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации (далее именуется - Государственная программа приватизации).
До принятия Государственной программы приватизации применяются варианты льгот членам трудового коллектива, установленные пунктом 3.4.1 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535 <*> (далее именуются - Основные положения), в части, не противоречащей Федеральному закону о приватизации.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1478.
Поскольку безвозмездная передача привилегированных акций работникам приватизируемых предприятий противоречит статье 1 Федерального закона о приватизации, первый вариант льгот не применяется.
При использовании второго варианта льгот следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона о приватизации продажа акций открытого акционерного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями.
3. Пунктом 11 статьи 15 Федерального закона о приватизации установлено, что в плане приватизации определяется начальная цена объекта приватизации.
В соответствии с пунктом 3.5 Основных положений и Типовым планом приватизации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.92 N 547 <*>, в качестве начальной цены объекта приватизации в планах приватизации, утвержденных до выхода Федерального закона о приватизации, следует рассматривать указанную в них общую стоимость акций, входящих в пакет, предназначенный для продажи, исходя из номинальной стоимости акций.
--------------------------------
<*> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 386.
4. Пункт 3 статьи 31 Федерального закона о приватизации определяет, что все "Золотые акции" созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ являются предусмотренным статьей 5 Федерального закона о приватизации специальным правом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами. Действие указанного пункта распространяется исключительно на "Золотые акции", срок закрепления которых не истек на момент вступления в силу Федерального закона о приватизации. Акции, выпущенные до введения в действие Федерального закона о приватизации как "Золотые акции", подлежат приватизации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Соответствующие изменения должны быть внесены в учредительные документы открытых акционерных обществ, в отношении которых было принято решение о выпуске "Золотой акции".
В случае, если срок закрепления "Золотой акции" истек на момент вступления в силу Федерального закона о приватизации, при принятии решения о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций (в том числе одной акции, выпущенной до введения в действие Федерального закона о приватизации как "Золотая акция") в соответствии со статьей 5 указанного Закона может быть принято решение об использовании специального права на участие в управлении соответствующим открытым акционерным обществом без указания срока прекращения этого права.
5. В соответствии со статьей 3 Федерального закона о приватизации на приватизацию земли его действие не распространяется. Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется другими федеральными законами.
Приватизация земельных участков под объектами недвижимого имущества регулируется разделом 4 Основных положений, Указами Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 198 <*> "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности" и от 16.05.97 N 485 <**> "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.97 N 319 <***> "О порядке определения нормативной цены земли" с учетом Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <****>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 8, ст. 740.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 20, ст. 2240.
<***> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1539.
<****> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813.
6. Пункт 3.6.2 Основных положений противоречит статьям 294 и 295 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона о приватизации пункт 3.6.2 Основных положений после выхода указанного Закона не применяется.
7. Пункт 4.5 Основных положений в части продажи недвижимости (за исключением земельных участков) и пункт 4.9 противоречат статьям 15 и 26 Федерального закона о приватизации, Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также главе 19 Гражданского кодекса Российской Федерации в части продажи недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона о приватизации указанные пункты Основных положений после выхода Федерального закона о приватизации не применяются.
8. Объекты, перечисленные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 <*> (в том числе и встроенно - пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально - культурного и бытового назначения), относятся к муниципальной собственности.
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1992, N 3, ст. 89.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 до момента внесения объектов в реестр муниципальной собственности документами, подтверждающими право собственности муниципального образования на отдельные объекты, являются перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 <*> "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп <**>, а также иные документы, предусмотренные указанными нормативными актами.
--------------------------------
<*> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5071.
<**> Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 13, ст. 697.
Таким образом, органы местного самоуправления подтверждают соответствие конкретных объектов требованиям приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 путем регистрации перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, в порядке, установленном указанными нормативными актами.
9. Федеральным законом о приватизации не предусматривается взимание специального сбора при подаче заявки на приватизацию. Согласно статье 14 указанного Закона форму заявки на приватизацию государственного имущества устанавливает федеральный орган по управлению государственным имуществом (форма заявки утверждена распоряжением Мингосимущества России от 05.06.98 N 468-р <*>). Временное положение о порядке подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на приватизацию государственного, муниципального предприятия в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66 <**>, не применяется в части взимания специального сбора при подаче заявки на приватизацию и утверждения формы заявки на приватизацию.
--------------------------------
<*> Письмом от 09.07.98 N 4530-ВЭ Минюст России сообщил, что распоряжение в государственной регистрации не нуждается.
<**> Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 7, ст. 312.