Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2013 N 760-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 мая 2013 г. N 760-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Минобрнауки России.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 153481,435 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 8 мая 2013 г. N 760-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ
И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ"
НА 2014 - 2020 ГОДЫ
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, одними из главных направлений по обеспечению государственной безопасности в качестве безусловных приоритетов являются инновационное развитие национальной экономики, фундаментальная и прикладная наука, образование.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы, ключевым фактором успешного функционирования которой является эффективная система воспроизводства конкурентоспособных на мировом уровне кадров научной и научно-образовательной сферы, включающая механизмы выявления и закрепления в науке талантливой молодежи, обеспечения повышения качества подготовки кадров высшей квалификации, в том числе в рамках научных и научно-образовательных структур вузов и научных организаций, эффективной внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров и развития сети ведущих вузов России.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах отмечается, что бюджетная политика должна быть нацелена, в том числе на стимулирование инновационного развития страны, а также указывается на недостаточность средств федерального бюджета, направляемых на реализацию проектов в сфере образования и науки. В условиях возможных ограничений, связанных с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, расходы на образование и науку должны быть приоритетными и их доля в общих расходах бюджетной системы должна увеличиваться.
Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа) направлена на решение установленных Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года задач развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, а также формирования сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок. Вместе с тем Программа обеспечит условия для предусматриваемой Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года модернизации кадровой политики российского сектора исследований и разработок, в том числе путем создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности.
Программа разрабатывается в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие науки и технологий", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 2433-р, и является продолжением федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
В настоящее время на федеральном и региональном уровне реализуется ряд мероприятий, направленных на развитие научных и научно-педагогических кадров и обеспечивающих адресную поддержку отдельных групп исследователей, научных коллективов, студентов и молодых ученых. Действующие механизмы развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы нуждаются в дополнении новыми институтами развития и механизмами поддержки эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров для достижения наибольшего эффекта реализации государственной политики в этой области.
Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы стала первым этапом в формировании системы общефедерального комплекса мер по развитию научных и научно-педагогических кадров, обнаружила свою высокую популярность в научном и научно-образовательном сообществе, позволила апробировать перечень ранее не применявшихся механизмов поддержки научно-образовательных структур, разноформатных по составу научных коллективов и индивидуальных исследователей.
Практика реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы позволила охватить государственной поддержкой основные стадии процесса подготовки и развития современных исследователей, формирования и укрепления ведущих научных коллективов, а также стала логическим продолжением и дополнением тех мер, которые осуществляются для подготовки и рационального использования научных и научно-педагогических кадров в национальной инновационной системе.
Новым этапом является Программа, которая направлена на усиление государственной поддержки в отношении наиболее успешных научных коллективов посредством увеличения объемов финансирования и продолжительности исследовательских проектов.
Программа опирается на результаты федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, а также на достижения в области развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы в рамках других государственных программ и проектов.
Необходимость реализации Программы определяется высокой социальной значимостью решаемых проблем и невозможностью их комплексного решения вне Программы в сроки, отвечающие задачам укрепления национальной безопасности в сфере науки, образования и инновационного производства.
Выбор программно-целевого метода решения проблемы по развитию кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы является целесообразным в связи с несбалансированностью государственной политики и действий коммерческого сектора в области развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы, множественностью сегментов государственного сектора исследований и разработок и высшего профессионального образования и позволяет эффективнее расходовать средства федерального бюджета. Кроме того, значительная текущая зависимость системы подготовки научных и научно-педагогических кадров от государственного финансирования не позволяет рассчитывать на ее самостоятельное целостное развитие в рамках сохраняющейся структуры экономики Российской Федерации.
III. Анализ предварительных итогов реализации федеральной
целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009 - 2013 годы
Целью федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы являлось создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, а также сохранения преемственности поколений в этой сфере.
В 2009 - 2012 годах в реализации программных мероприятий по направлению, касающемуся стимулирования закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, ежегодно принимало участие в среднем 58,7 тыс. человек. Только в 2012 году число участников составило около 63,5 тыс. человек, из которых 48,5 процента - исследователи с ученой степенью доктора и кандидата наук, 23,6 процента - аспиранты и 27,9 процента - студенты.
В рамках программного мероприятия по проведению научных исследований коллективами научно-образовательных центров осуществлялось финансирование за счет средств федерального бюджета более 1300 научно-образовательных центров по 1781 исследовательскому проекту в размере 13,9 млрд. рублей. Помимо научных исследований по широкому кругу научных направлений в рамках этого мероприятия осуществлялось финансирование за счет средств федерального бюджета 35 исследовательских проектов научно-образовательных центров, принявших участие в 7-й рамочной программе научных исследований и технологического развития Евросоюза в области технических и естественных наук, в размере 321,25 млн. рублей, 5 исследовательских проектов в области системной биологии, биоинформатики и промышленной биотехнологии совместно с научными организациями Германии в размере 42,2 млн. рублей, а также 24 исследовательских проектов, выполняемых научно-образовательными центрами совместно с малыми инновационными предприятиями, в размере 217,56 млн. рублей.
Предварительный анализ показывает высокую разнородность научно-образовательных центров, обусловленную как дисциплинарными направлениями исследований, так и кадровым, материально-техническим потенциалом и результативностью.
В настоящее время большое значение для поддержки состоявшихся и молодых исследователей, а также их коллективов имеют мероприятия по проведению научных исследований научными группами под руководством докторов наук, кандидатов наук, а также исследований молодыми учеными - кандидатами наук и целевыми аспирантами.
В 2009 - 2012 годах осуществлялось финансирование за счет средств федерального бюджета 6727 исследовательских проектов в размере 12,1 млрд. рублей. Благодаря проектам, выполненным за 4 года реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, удалось закрепить в сфере науки, образования и высоких технологий около 17 тыс. студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей. На 2014 - 2020 годы в Программе эти мероприятия также будут предусмотрены, но с большим акцентом на исследовательские проекты, ориентированные на молодых ученых и специалистов и обеспечивающие выявление, вовлечение и закрепление в научной и научно-образовательной сфере талантливой молодежи.
Мероприятие по проведению научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей показало достаточно высокую результативность с точки зрения освоения молодыми учеными, аспирантами и студентами современных методов и практик научных исследований в процессе реализации совместных с приглашенными исследователями научных проектов. В 2009 - 2012 годах осуществлялось финансирование за счет средств федерального бюджета 708 исследовательских проектов в размере 1,4 млрд. рублей. Руководство научными проектами осуществляли 581 приглашенный исследователь из 47 стран мира, в том числе США, Германии, Великобритании, Франции, Израиля, Канады и Швеции. На 2014 - 2020 годы в Программе предусматривается продолжение этого мероприятия с увеличением количества и стоимости поддерживаемых исследовательских проектов, а также новые мероприятия по развитию международной мобильности молодых исследователей, позволяющие им повышать свой квалификационный уровень и приобретать научный опыт.
В целом в 2009 - 2011 годах научным персоналом, участвующим в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, опубликовано около 56 тыс. статей (из них 17 процентов - в высокорейтинговых зарубежных научных изданиях, что составило около 10 процентов общего количества публикаций российских авторов, получено около 500 патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец и селекционное достижение, около 300 свидетельств о регистрации базы данных, программы для электронно-вычислительных машин и свидетельств на топологию интегральной схемы. В 2009 - 2012 годах проведено 814 всероссийских и международных научных конференций и школ, 109 всероссийских и международных олимпиад и конкурсов.
За период реализации отобранных на конкурсной основе в 2009 - 2010 годах программ развития ведущих университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", увеличилось более чем в 1,5 раза в среднем по сети национальных исследовательских университетов (по сравнению с 2009 годом) количество публикаций научно-педагогических работников национальных исследовательских университетов в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (WEB of Science, Scopus, Российский индекс цитирования), возросла в 1,5 раза в среднем по сети национальных исследовательских университетов (по сравнению с 2009 годом) доля иностранных обучающихся из дальнего и ближнего зарубежья в общем количестве обучающихся в национальных исследовательских университетах, увеличился в 1,7 раза в среднем по сети национальных исследовательских университетов (по сравнению с 2009 годом) доход от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из всех источников. В 2013 году завершается поддержка программ развития 14 национальных исследовательских университетов, в 2014 году - 15 национальных исследовательских университетов.
Состоявшийся ввод в эксплуатацию новых общежитий позволил повысить обеспеченность общежитиями студентов и аспирантов соответствующих университетов, а также обновить состав научно-педагогических работников за счет предоставления привлеченным молодым ученым и преподавателям возможности проживания.
Организован выход тематических публикаций в еженедельных газетах и ежемесячных журналах, популяризирующих результаты деятельности научных организаций и высших учебных заведений, серии из 12 научно-популярных программ, пропагандирующих результаты научно-технического творчества студентов и школьников.
Достижение плановых значений целевых индикаторов и показателей за период реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы свидетельствует о высокой степени реализации поставленных задач и цели. По итогам 2010 года и 2011 - 2012 годов из 11 целевых индикаторов и показателей плановые значения достигнуты соответственно по 9 и 10 позициям.
В 2012 году фактическое финансирование реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы составило 29186,41 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 24460,41 млн. рублей, из внебюджетных источников - 4726 млн. рублей. Средства на капитальные вложения в общем объеме средств составили 3785,62 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 9242,68 млн. рублей, прочие нужды - 16154,3 млн. рублей.
IV. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода, включающие
сведения о действующих расходных обязательствах Российской
Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований
в указанной сфере
Благодаря реализуемому в последние годы комплексу мер по поддержке научных и научно-педагогических кадров в рамках федеральных целевых программ, системы исследовательских грантов и других проектов удалось практически преодолеть тенденцию неуклонного снижения численности занятых в секторе исследований и разработок.
Острую актуальность приобретает проблема соответствия квалификации научных и научно-педагогических кадров России современному мировому уровню, что непосредственно отражается на конкурентоспособности организаций сектора исследований и разработок, в том числе российских университетов, в проводимых научных исследованиях и получаемых результатах.
Осуществляемое преимущественно за счет средств федерального бюджета развитие приборной базы научных исследований не подкрепляется в достаточном объеме подготовленными высококвалифицированными кадрами, способными эффективно использовать возможности современного исследовательского оборудования, которое с течением времени морально устаревает.
Сформировать устойчивую широкую профессиональную среду для вовлечения, развития и закрепления молодых научных и научно-педагогических кадров не позволяет дефицит дееспособных и результативных научных и научно-образовательных структурных подразделений организаций сектора исследований и разработок, в том числе в перспективных научных областях и по актуальным научным проблемам, где российская наука недостаточно конкурентоспособна. Осуществление в рамках Программы поддержки исследовательских проектов наиболее успешных научных коллективов, ведущих научных и научно-образовательных структур обеспечит в среднесрочной перспективе стабильное воспроизводство квалифицированных научных и научно-педагогических кадров.
Отсутствие программно-целевого метода решения проблем, предусмотренных Программой, не позволит обеспечить динамику позитивных изменений, соответствующую темпам социально-экономических преобразований, развитию производственного сектора, интеграции экономики России в мировую экономическую систему, и приведет к дефициту высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, невосполнимому за счет внутренних источников.
Зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, недостаточно высокий уровень ориентированности регионов и муниципальных образований на воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, сконцентрированных преимущественно в организациях предпринимательского сектора науки и организациях государственного сектора науки с федеральным подчинением, в целом не позволяют считать расходы региональных и местных бюджетов значительно влияющими на воспроизводство и развитие научных и научно-педагогических кадров.
V. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы
Существует 3 основных варианта решения проблемы - регрессивный, инерционный и интенсивный.
Регрессивный вариант предполагает, что после завершения федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы ее продолжение не предусматривается, а финансовое обеспечение соответствующих мероприятий будет осуществляться через другие действующие программы и проекты, в рамках которых предусмотрены меры, прямо или косвенно имеющие отношение к подготовке научных и научно-педагогических кадров. Регрессивный вариант предусматривает также развитие сети ведущих университетов России, которые в программах развития своих университетов будут реализовывать различные инструменты поддержки подготовки и закрепления научных и научно-педагогических кадров.
Основные риски регрессивного варианта связаны с ослаблением государственной поддержки создания, развития и воспроизводства устойчивых высококвалифицированных научных коллективов, развития кадрового научного потенциала в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также с несистемным выделением финансовых ресурсов, дублированием и недостаточно эффективным их использованием.
Инерционный вариант предполагает реализацию в 2014 - 2020 годах комплекса мероприятий, аналогичных федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, при одновременном сохранении существующей системы мер и объемов бюджетного финансирования государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ, механизмов повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий в рамках иных бюджетных и внебюджетных программ и проектов.
Основное преимущество инерционного варианта заключается в отработанности механизмов реализации и мониторинга мероприятий Программы.
Основные риски инерционного варианта обусловлены снижением возможности решать актуальные задачи поддержки и воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, а также повышения результативности их научной деятельности.
Выбор этого варианта не позволит осуществить такие значимые мероприятия, как поддержка проведения научных исследований в ведущих лабораториях вузов, учреждений государственных академий наук, государственных научных центров, поддержка исследовательских проектов, стимулирующих мобильность молодых исследователей с ученой степенью, присужденной в течение 4 лет, предшествующих моменту начала участия в соответствующем проекте, а также поддержка стажировок молодых исследователей в ведущих мировых научно-образовательных центрах.
Интенсивный вариант предусматривает разработку и утверждение Программы, учитывающей опыт реализации и предварительные итоги федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы. При этом, как и в инерционном варианте, сохраняется существующая система мер и объемов финансирования за счет средств федерального бюджета государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ, создания устойчивого программного механизма повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий в рамках иных бюджетных и внебюджетных программ и проектов.
Основными преимуществами интенсивного варианта являются:
развитие и совершенствование механизмов государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров с учетом результатов федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы;
координация мероприятий Программы с задачами инновационного и экономического развития страны и ее интеграцией в мировую среду;
существенный вклад Программы в решение новых задач и реализацию мер государственной политики в области образования и науки, реализацию приоритетов и механизмов развития российской экономики.
Интенсивный вариант в свою очередь предусматривает 2 сценария реализации Программы - базовый и дополнительный. Ресурсное обеспечение выбранного варианта с указанием объемов финансирования по предлагаемым сценариям указано в разделе VIII настоящей Концепции.
В настоящее время назрела необходимость смещения акцентов с массовости на результативность и адресность, дополнения системы целевых индикаторов и показателей в целях оценки достижения нового качественного уровня в результативности научной деятельности, а также повышения эффективности финансовых затрат путем отказа от неэффективных механизмов государственной поддержки, дифференциации критериев отбора и финансовых объемов поддержки отдельных ученых и научных коллективов.
Основной риск интенсивного варианта состоит в возможности возникновения бюджетных ограничений, связанных с макроэкономической нестабильностью.
Анализ совокупности преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности интенсивного варианта ее решения, который в наибольшей степени соответствует реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
VI. Ориентировочные срок и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Мероприятия Программы предполагается осуществить в 2014 - 2020 годах. Программа должна быть выстроена в соответствии с планами по реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Реализация мероприятий в рамках Программы обусловлена непрерывностью процесса подготовки, закрепления и развития научных и научно-педагогических кадров. Реализация Программы предусматривается в 2 этапа:
I этап - 2014 - 2017 годы;
II этап - 2018 - 2020 годы.
На I этапе в рамках комплекса мероприятий Программы по поддержке проведения научных исследований предполагается активизация вовлечения и закрепления в науке молодых научных и научно-педагогических кадров, повышение их профессионального уровня, в том числе в рамках ведущих лабораторий вузов, государственных академий наук и государственных научных центров, научных коллективов под руководством кандидатов и докторов наук.
На II этапе в рамках комплекса мероприятий Программы по поддержке проведения научных исследований предполагается опережающее повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, обеспечение соответствия их квалификации мировому уровню и потребностям инновационной экономики, в том числе за счет организации эффективной международной и внутрироссийской мобильности. На этом этапе в полной мере проявится результативность реализации в 2014 - 2017 годах мероприятий Программы.
Программа предусматривается таким образом, чтобы по окончании ее работы были обеспечены все условия и предпосылки для продолжения процесса расширенного воспроизводства высококвалифицированных кадров с высоким инновационным потенциалом при непосредственном участии заинтересованных организаций сектора исследований и разработок.
VII. Предложения по цели и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход реализации Программы по годам
Программа определяет систему мер, обеспечивающих воспроизводство, развитие и повышение конкурентоспособности кадрового потенциала в научной и научно-образовательной сфере Российской Федерации до 2020 года за счет притока и закрепления молодых исследователей, а также задает ориентиры профессионального роста, повышения результативности и конкурентоспособности кадрового потенциала.
Целью Программы является развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессионального кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы и повышение его конкурентоспособности на мировом уровне.
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
развитие системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров;
повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности;
развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров;
развитие сети национальных исследовательских университетов.
Целевые индикаторы и показатели Программы (базовый сценарий) приведены в приложении N 1.
Целевые индикаторы определены с учетом федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2012 г. N 2006-р.
Система целевых индикаторов позволяет оценить кадровый потенциал и результативность научных коллективов - участников Программы, уровень мобильности научных и научно-педагогических кадров, а также развитие сети национальных исследовательских университетов.
Достижение цели Программы к концу 2020 года позволит Российской Федерации иметь конкурентоспособный кадровый потенциал научной и научно-образовательной сферы, квалификация и результативность которого будут соответствовать потребностям инновационной экономики и мировому уровню.
Направленный на решение поставленных задач комплекс мероприятий Программы в совокупности с внепрограммными мерами по развитию кадрового потенциала в научной и научно-образовательной сфере образует эффективную систему воспроизводства конкурентоспособного на мировом уровне кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы, включающую механизмы выявления и закрепления в науке талантливой молодежи, обеспечения повышения качества подготовки кадров высшей квалификации, в том числе в рамках научно-образовательных центров, кафедр, научных лабораторий, эффективной внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров и развития сети национальных исследовательских университетов.
VIII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений
на вариантной основе
Ресурсное обеспечение Программы в части финансирования обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на достижение ее цели и задач.
Прогнозный объем финансирования Программы на 2014 - 2020 годы по базовому сценарию интенсивного варианта составляет 201018,935 млн. рублей, из которых средства федерального бюджета составят 153481,435 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 47537,5 млн. рублей (в ценах соответствующих лет). Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников (базовый сценарий) приведены в приложении N 2.
Количество поддерживаемых по программным мероприятиям проектов, их продолжительность и стоимость определены с учетом состава целевых групп научных и научно-педагогических кадров, в отношении которых реализуются программные мероприятия, и обусловлены необходимостью поддержки результативных научных коллективов, привлечения и закрепления в научной и научно-образовательной сфере талантливой молодежи из обучающихся по программам магистратуры, аспирантов и молодых кандидатов наук, а также необходимостью развития эффективной внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров в целях повышения научного уровня и освоения ими современных технологий. Финансовое обеспечение программного мероприятия по поддержке программ развития национальных исследовательских университетов за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств обусловлено государственным приоритетом развития вузовского сектора науки, повышением уровня научных исследований и необходимостью обеспечения международной конкурентоспособности ведущих высших учебных заведений России.
В соответствии со структурой бюджетного финансирования Программы в 2014 - 2020 годах удельный вес бюджетного финансирования по мероприятиям Программы направления, касающегося воспроизводства и повышения конкурентоспособности научных и научно-педагогических кадров, стимулирования их мобильности, составляет 92,6 процента, в том числе 45,8 процента бюджетного финансирования направляется на поддержку проведения научных исследований ведущими лабораториями вузов, учреждений государственных академий наук и государственных научных центров, 27,4 процента бюджетного финансирования - на поддержку проведения научных исследований под руководством кандидатов и докторов наук, 19,4 процента бюджетного финансирования - на развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров.
Объем средств из внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы составляет 23,7 процента.
Уменьшение объемов бюджетного финансирования является нецелесообразным, поскольку может привести к невыполнению задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
При наличии дополнительного финансирования Программы может быть реализован дополнительный сценарий.
Целевые индикаторы и показатели Программы (дополнительный сценарий) приведены в приложении N 3.
Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников (дополнительный сценарий) приведены в приложении N 4.
Дополнительный сценарий предполагает по сравнению с базовым сценарием увеличение объемов бюджетного финансирования Программы на 103,54 млрд. рублей и внебюджетного финансирования на 20,7 млрд. рублей.
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Эффективность Программы оценивается ежегодно на основании сравнения фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их планируемыми значениями, приведенными в приложении N 1 к настоящей Концепции, в соответствии с методикой оценки эффективности Программы, приведенной в приложении N 5.
Ожидаемые результаты реализации Программы позволят создать необходимые условия для укрепления и развития конкурентоспособности национальной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров для инновационного экономического развития России.
По прогнозным оценкам, реализация предусмотренных Программой мероприятий позволит обеспечить к концу 2020 года достижение следующих результатов:
воспроизводство кадров в научной и научно-образовательной сфере Российской Федерации за счет притока и закрепления молодых высококвалифицированных специалистов;
стабилизация возрастных и квалификационных характеристик кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы;
рост эффективности и результативности труда ученых и преподавателей за счет развития кадрового потенциала науки ведущих вузов и повышения уровня фундаментальных научных исследований;
рост востребованных экономикой компетенций сотрудников научных организаций и учреждений высшего профессионального образования, в том числе в результате развития эффективных каналов внутрироссийской и международной мобильности.
Реализация Программы в полном объеме позволит повысить основные показатели эффективности научной работы, ее итоги будут определять интеллектуальные возможности страны на долгосрочную перспективу и создадут основу для равноправного участия Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции.
Согласно прогнозным оценкам к 2015 году общее количество публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), составит порядка 2,75 млн. единиц, из которых объем публикаций российских исследователей должен составить не менее 67 тыс. единиц, или 2,44 процента. В соответствии с задачей об увеличении публикационной активности, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Программа направлена на повышение результативности научной деятельности научных и научно-педагогических кадров, и в 2015 году ожидаемое количество публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), подготовленных по результатам научных исследований в рамках программных мероприятий, составит около 3 тыс. единиц.
Эффективность расходования финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, определяется тем, что ее реализация обеспечит необходимое воспроизводство научных и научно-педагогических кадров при относительной стабилизации их численности, привлечение и закрепление молодежи в научной и научно-образовательной сфере, повышение результативности и конкурентоспособности кадрового потенциала.
X. Предложение по участию федерального органа
исполнительной власти, ответственного за формирование
и реализацию Программы
Предлагается определить федеральным органом исполнительной власти, ответственным за формирование и реализацию Программы, Министерство образования и науки Российской Федерации.
XI. Предложение по государственному заказчику
и разработчику Программы
Государственным заказчиком и разработчиком Программы предлагается определить Министерство образования и науки Российской Федерации.
XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам
реализации Программы на вариантной основе
В рамках интенсивного варианта решения проблемы разработаны базовый и дополнительный сценарий.
Базовый сценарий рассчитан на 2014 - 2020 годы. Предлагаемый комплекс программных мероприятий предусматривает поддержку проведения научных исследований ведущими лабораториями организаций сектора исследований и разработок, в рамках которых осуществляется воспроизводство и развитие научных и научно-педагогических кадров, а также поддержку создания новых исследовательских коллективов под руководством кандидатов и докторов наук. Одновременно реализуются мероприятия, направленные на стимулирование внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров.
В рамках базового сценария сквозной характер программных мероприятий обусловлен непрерывностью процесса подготовки, развития и закрепления научных и научно-педагогических кадров.
Основными преимуществами реализации базового сценария являются:
долгосрочность поддерживаемых проектов и увеличенные объемы их финансирования, образующие благоприятную среду для воспроизводства, закрепления и качественного роста научных и научно-педагогических кадров;
одновременность реализации мероприятий по воспроизводству и стимулированию мобильности научных и научно-педагогических кадров, позволяющая ускорить позитивные изменения в их возрастных и квалификационных характеристиках;
поддержка начинающих исследователей высшей квалификации, стимулирующая мобильность научных и научно-педагогических кадров;
максимальное соответствие реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Основными недостатками реализации базового сценария являются:
охват относительно неширокого круга потенциальных участников Программы, который оставляет за рамками государственной поддержки перспективные научные и научно-педагогические кадры, не отличающиеся в настоящее время высокой результативностью;
повышенный акцент на стимулировании академической мобильности научных и научно-педагогических кадров.
Дополнительный сценарий рассчитан на 2014 - 2020 годы с учетом привлечения дополнительных объемов ресурсов, предусмотренных государственной программой "Развитие науки и технологий". Дополнительный сценарий будет дополнен мероприятиями Программы по поддержке проведения научных исследований коллективами в ведущих университетах, что позволит укрепить цепочку воспроизводства научных и научно-педагогических кадров "магистрант - аспирант - молодой кандидат наук - высококвалифицированный руководитель научной группы" и повысить их результативность.
Этапы реализации дополнительного сценария соответствуют этапам реализации базового сценария.
Основными преимуществами реализации дополнительного сценария являются масштабность мероприятий по эффективному и последовательному развитию научных и научно-педагогических кадров.
Реализация Программы по базовому сценарию будет осуществляться по следующим направлениям:
воспроизводство и повышение конкурентоспособности научных и научно-педагогических кадров, стимулирование их мобильности, направленные:
на развитие ведущих лабораторий вузов, учреждений государственных академий наук и государственных научных центров посредством поддержки проведения научных исследований;
на проведение научных исследований под руководством кандидатов и докторов наук;
на развитие мобильности научных и научно-педагогических кадров, включая проведение научных исследований с привлечением начинающих исследователей высшей квалификации, проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей и поддержку стажировок молодых исследователей в ведущих образовательных, научных и инновационных центрах мира;
на научно-методическое обеспечение повышения эффективности воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров;
популяризация среди молодежи научной и творческой деятельности, а также выявление талантливой молодежи, направленные:
на организацию и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ;
на организацию и проведение всероссийских и международных молодежных олимпиад и конкурсов;
на развитие информационной инфраструктуры воспроизводства и повышения конкурентоспособности кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы;
на информационное обеспечение реализации Программы;
поддержка программ развития национальных исследовательских университетов;
инвестиции, обеспечивающие государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров, направленные на строительство общежитий в целях развития инфраструктуры, обеспечивающей подготовку, академическую мобильность и закрепление в науке научных и научно-педагогических кадров;
обеспечение управления реализацией Программы, направленное:
на организационно-техническое сопровождение конкурсных процедур и реализации проектов;
на мониторинг и аналитическое обеспечение реализации Программы.
На I этапе реализации Программы будут обеспечены:
поддержка системы механизмов, направленных на развитие научных и научно-педагогических кадров, включая поддержку проведения научных исследований ведущими лабораториями вузов, учреждений государственных академий наук и государственных научных центров, поддержку проведения научных исследований научными коллективами под руководством кандидатов и докторов наук, поддержку исследовательских проектов с участием на условиях срочных трудовых договоров начинающих молодых исследователей, имеющих ученую степень;
стимулирование притока талантливой молодежи и ее закрепление в сфере науки, образования и высоких технологий по приоритетным для Российской Федерации направлениям развития научно-технологического комплекса.
На II этапе реализации Программы предусматривается повышение результативности труда ученых и преподавателей, занятых в секторе исследований и разработок и высшего профессионального образования для успешного функционирования инновационной экономики.
XIII. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы
Мероприятия Программы формируются государственным заказчиком Программы - Министерством образования и науки Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Оценка степени соответствия мероприятий, предлагаемых для включения в Программу, ее цели и задачам осуществляется государственным заказчиком Программы.
Комплекс мероприятий для включения в Программу формируется исходя из необходимости достижения поставленных целей и решения задач с учетом объемов финансирования, ограничений статей расходов и сроков.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы будет осуществляться в основном посредством предоставления грантов и субсидий юридическим лицам, а также посредством заключения государственных контрактов.
Реализация мероприятий Программы осуществляется по ряду направлений.
В рамках направления по воспроизводству и повышению конкурентоспособности научных и научно-педагогических кадров и стимулированию их мобильности предусматривается:
осуществление поддержки проведения научных исследований ведущими лабораториями вузов, учреждений государственных академий наук и государственных научных центров;
стимулирование образования новых научных коллективов и повышение их исследовательской активности, в том числе за счет закрепления в научной и научно-образовательной сфере молодых ученых высшей квалификации, аспирантов и обучающихся по программам магистратуры.
В рамках направления по популяризации среди молодежи научной и творческой деятельности и выявлению талантливой молодежи мероприятия направлены на активизацию работы и развитие существующей системы выявления, поощрения и поддержки научного и научно-технического творчества талантливой молодежи. Реализация мероприятий этого направления позволит достичь следующих результатов:
повышение роли издательской системы научных и образовательных учреждений как средства оповещения научного и образовательного сообщества о полученных в ходе реализации Программы результатах и закрепления приоритета в исследованиях;
осуществление популяризации научных коллективов - участников Программы в средствах массовой информации, а также на различных международных научных форумах и выставках;
создание специализированных интернет-порталов и баз данных о состоянии кадрового потенциала молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий и об их уровне подготовки, в том числе в целях формирования кадрового резерва для указанной сферы.
В рамках направления по поддержке национальных исследовательских университетов в 2014 году предусматривается адресная государственная поддержка программ развития университетов, в отношении которых в 2010 году по результатам конкурсного отбора была установлена категория "национальный исследовательский университет".
В рамках направления, касающегося инвестиций, обеспечивающих государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров, предусматривается в 2014 - 2015 годах завершение строительства дополнительно включенных в 2011 году в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568, общежитий университетов для временного проживания студентов, молодых ученых, а также приглашенных преподавателей и исследователей, в том числе для поддержки развития академической мобильности научных и научно-педагогических кадров. За указанный период реализации мероприятия предполагается завершение строительства 3 общежитий суммарной площадью 137 тыс. кв. метров.
В рамках направления по обеспечению управления реализацией Программы будут проведены работы по организации и сопровождению конкурсов по Программе, сбору, систематизации и анализу статистической и текущей информации о реализации мероприятий Программы, подготовке прогноза динамики кадровой ситуации в сфере образования, науки и высоких технологий.
Права на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые в рамках работ, предусмотренных мероприятиями Программы, будут распределяться между заказчиком и исполнителем в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и заключенными государственными контрактами (соглашениями).
Результаты интеллектуальной деятельности, полученные по итогам выполнения проектов в рамках мероприятий Программы, могут использоваться федеральными органами исполнительной власти при реализации других федеральных целевых программ.
XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы
Программа является инструментом реализации основного мероприятия по развитию системы эффективного воспроизводства кадрового потенциала в сфере науки, образования и высоких технологий государственной программы "Развитие науки и технологий". Программа полностью соответствует направлениям и принципам указанного основного мероприятия, скоординирована с другими основными мероприятиями подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы "Развитие науки и технологий" с учетом механизмов грантовой и стипендиальной поддержки молодых российских ученых и аспирантов, в том числе с учетом поддержки грантами Президента Российской Федерации молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук, поддержки стипендиями Президента Российской Федерации молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики.
Принципами управления реализацией Программы являются следующие:
обеспечение правового, методического и информационного единства Программы;
представительство в органах управления Программой государственного заказчика Программы, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, деловых кругов и общественных организаций, научных организаций, технологических платформ, учреждений высшего профессионального образования и независимых экспертов.
Реализация Программы осуществляется на основе соглашений и государственных контрактов, заключаемых с исполнителями мероприятий Программы. Финансовое обеспечение работ осуществляется по результатам конкурсного отбора в установленном порядке.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование на всех стадиях реализации Программы системы экспертизы, позволяющей отбирать наиболее перспективные для финансирования проекты, проводить объективную оценку конкурсных заявок в целях выявления исполнителей, обладающих наиболее высокой квалификацией и предложивших лучшие условия исполнения соглашений, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов.
Оперативная информация о ходе выполнения мероприятий Программы, о нормативных актах, касающихся управления реализацией Программы, и об условиях проведения конкурсов размещается на официальном сайте государственного заказчика Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на специализированном сайте Программы.
Министр образования и науки Российской Федерации является руководителем Программы, несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств и определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Министерство образования и науки Российской Федерации в ходе выполнения Программы:
осуществляет планирование, организацию и контроль реализации Программы;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий реализации Программы;
подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год;
представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом, сведения о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы соглашениях на финансовое обеспечение мероприятий Программы из внебюджетных источников, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд;
представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств;
организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о досрочном прекращении ее реализации (при необходимости);
по завершении Программы представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;
в случае сокращения объемов бюджетного финансового обеспечения работ по Программе разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, а также в установленные сроки и при необходимости предложения по их корректировке;
вносит предложения по уточнению целевых индикаторов реализации Программы и расходов на реализацию ее мероприятий, а также по совершенствованию механизма реализации Программы;
разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
обеспечивает эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы;
организует ведение ежеквартальной отчетности реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы;
осуществляет управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения мероприятий Программы;
осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг) и поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, а также получателей грантов в форме субсидий для юридических лиц и заключение соглашений;
осуществляет информационное обеспечение реализации Программы.
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается научно-координационный совет Программы, формируемый из представителей государственного заказчика Программы, иных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, технологических платформ, учреждений высшего профессионального образования и независимых экспертов. Привлечение специалистов для работы в научно-координационном совете Программы осуществляется на общественных началах.
Научно-координационный совет Программы возглавляет председатель - Министр образования и науки Российской Федерации. Положение о научно-координационном совете Программы и его персональный состав утверждаются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Организационное и методическое сопровождение деятельности научно-координационного совета Программы осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Научно-координационный совет Программы осуществляет следующие функции:
выработка предложений по тематике заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также по поддержке в рамках мероприятий Программы и объемам их финансового обеспечения;
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
инициирование проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств;
подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее реализации и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;
выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы;
рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов, предлагаемых для реализации в очередном году;
согласование состава экспертов для проведения экспертизы при конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий для юридических лиц в рамках реализации Программы.
В целях проведения конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий для юридических лиц на поддержку научных исследований при реализации Программы создаются конкурсные комиссии, формируемые из представителей государственного заказчика Программы, научных организаций, учреждений высшего профессионального образования и технологических платформ.
До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;
механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе ее реализации;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации мероприятий Программы и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
Функции по текущему управлению реализацией Программы могут осуществляться государственным заказчиком Программы либо специальной организацией, отбираемой на конкурсной основе.
На указанную организацию могут возлагаться следующие функции:
организация независимой содержательной научно-технической экспертизы конкурсных заявок и результатов выполненных проектов по мероприятиям Программы;
осуществление мониторинга выполнения мероприятий, показателей и индикаторов Программы в целом;
ведение базы данных по соглашениям на получение грантов в форме субсидий для юридических лиц в рамках Программы;
выполнение иных функций, возложенных на нее государственным заказчиком.
Возможен вариант, когда на организацию, специально созданную для текущего управления федеральными целевыми программами в сфере науки, технологий и техники, а также в сфере подготовки высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, будут возложены функции оперативного управления 2 или несколькими федеральными целевыми программами, государственным заказчиком которых является Министерство образования и науки Российской Федерации. Преимуществом этого варианта является возможность комплексной оценки ресурсов, направляемых государственным заказчиком в научно-техническую сферу, и результатов осуществления государственной научно-технической политики в рамках программ. Кроме того, это позволит в значительной степени унифицировать формы и методы текущего управления (процедуры, формы отчетности и др.), сформировать единую базу данных по программам и другое.
Для осуществления организационно-технического сопровождения процедур рассмотрения результатов выполненных работ в рамках Программы, выполнения ряда функций по мониторингу выполнения Программы в целом предполагается привлечение организации-монитора.
Приложение N 1
к Концепции федеральной
целевой программы "Научные
и научно-педагогические
кадры инновационной России"
на 2014 - 2020 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ
И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ"
НА 2014 - 2020 ГОДЫ (БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ)
--------------------------------
<1> Определено по итогам реализации за 2012 год федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы.
<2> Соответствующие наблюдения в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы не проводились.
<3> На подготовку публикации в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), как правило, требуется не менее 1 года.
<4> Цитирование статей, опубликованных в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), происходит с временным лагом 1 - 2 года.
<5> Мониторинг реализации программ развития национальных исследовательских университетов предполагается завершить в 2019 году.
Приложение N 2
к Концепции федеральной
целевой программы "Научные
и научно-педагогические
кадры инновационной России"
на 2014 - 2020 годы
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ
И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ"
НА 2014 - 2020 ГОДЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ (БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 3
к Концепции федеральной
целевой программы "Научные
и научно-педагогические
кадры инновационной России"
на 2014 - 2020 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ
И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ"
НА 2014 - 2020 ГОДЫ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ)
--------------------------------
<1> Определено по итогам реализации за 2012 год федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы.
<2> Соответствующие наблюдения в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы не проводились.
<3> На подготовку публикации в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), как правило, требуется не менее 1 года.
<4> Цитирование статей, опубликованных в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), происходит с временным лагом 1 - 2 года.
<5> Мониторинг реализации программ развития национальных исследовательских университетов предполагается завершить в 2019 году.
Приложение N 4
к Концепции федеральной
целевой программы "Научные
и научно-педагогические
кадры инновационной России"
на 2014 - 2020 годы
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ
И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ"
НА 2014 - 2020 ГОДЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 5
к Концепции федеральной
целевой программы "Научные
и научно-педагогические
кадры инновационной России"
на 2014 - 2020 годы
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ
И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ"
НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Эффективность федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы оценивается ежегодно на основании сравнения фактически достигнутых значений целевых индикаторов и показателей согласно приложению N 1 к Концепции федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2013 г. N 760-р (далее - Концепция), с их планируемыми значениями в процентах по формуле:
,
где:
n - количество целевых индикаторов;
- планируемое значение i-го целевого индикатора, приведенного в приложении N 1 к Концепции;
- фактически достигнутое значение i-го целевого индикатора.
Если фактически достигнутое значение целевого индикатора, предусмотренного позицией 1 приложения N 1 к Концепции, меньше соответствующего планируемого значения указанного индикатора, значение разности планируемого значения i-го целевого индикатора и фактически достигнутого значения i-го целевого индикатора принимается равным нулю.
Если фактически достигнутые значения целевых индикаторов, предусмотренных позициями 2 - 10 приложения N 1 к Концепции, больше соответствующих планируемых значений указанных индикаторов, значение разности планируемого значения i-го целевого индикатора и фактически достигнутого значения i-го целевого индикатора принимается равным нулю.
Оценка эффективности Программы осуществляется по группам целевых индикаторов и позволяет оценить ее эффективность по следующим направлениям:
улучшение возрастных и повышение квалификационных характеристик научных и научно-педагогических кадров (в формуле используются фактически достигнутые и планируемые значения целевых индикаторов, предусмотренных позициями 1 - 3, 5 и 9 приложения N 1 к Концепции);
привлечение и закрепление молодых научных и научно-педагогических кадров (в формуле используются фактически достигнутые и планируемые значения целевых индикаторов, предусмотренных позициями 4 и 6 приложения N 1 к Концепции);
повышение качества и результативности научной деятельности научных и научно-педагогических кадров (в формуле используются фактически достигнутые и планируемые значения целевых индикаторов, предусмотренных позициями 7 и 8 приложения N 1 к Концепции);
развитие сети национальных исследовательских университетов (в формуле используется фактически достигнутое и планируемое значение целевого индикатора, предусмотренного позицией 10 приложения N 1 к Концепции).