Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 N 2136-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 ноября 2010 г. N 2136-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция).
2. Минсельхозу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 ноября 2010 г. N 2136-р
КОНЦЕПЦИЯ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
I. Общие положения
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, определены основные цели государственной аграрной политики и развития рыбохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе, в частности устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения, включая жителей поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию.
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120, определены основные направления государственной экономической политики в области устойчивого развития сельских территорий.
В целях реализации положений указанных актов разработана Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция).
Целью разработки Концепции является определение ключевых проблем развития сельских территорий, включая поселения, имеющие рыбохозяйственную специализацию, и выработка необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Эти меры позволяют вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности.
Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан.
Понятия, используемые в Концепции, означают следующее:
"сельские территории" - территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории;
"межселенные территории" - территории, находящиеся вне границ поселений;
"сельское поселение" - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
"сельские населенные пункты" - поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, аулы, хутора и другие сельские населенные пункты, отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в субъектах Российской Федерации. В них может сезонно проживать значительное количество городских жителей;
"сельское население" - жители, постоянно проживающие во всей совокупности сельских населенных пунктов;
"устойчивое развитие сельских территорий" - стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель.
II. Современное состояние и тенденции развития
сельских территорий
Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.
Территория России превышает 17 млн. кв. километров, из которых 400 млн. гектаров (23,4 процента) составляют земли сельскохозяйственного назначения.
Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн. человек (27 процентов общей численности населения), в том числе трудовые ресурсы - 23,6 млн. человек, плотность населения низкая - 2,3 человека на 1 кв. километр. Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населенных пунктов, из которых 142,2 тыс. сельских населенных пунктов имеют постоянных жителей. В сельском расселении преобладает мелкодисперсность - 72 процента сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 2 тыс. человек составляют 2 процента.
Сельские территории как социально-территориальная подсистема общества выполняют следующие важнейшие общенациональные функции:
производственная функция, которая направлена на удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье для промышленности, продукции лесного, охотничье-промыслового и рыбного хозяйства, а также в другой несельскохозяйственной продукции;
демографическая функция, которая направлена на увеличение демографического потенциала страны;
трудоресурсная функция, которая направлена на обеспечение городов мигрировавшей из села рабочей силой (прежде всего для занятия рабочих мест, не востребованных горожанами), использование в городских организациях трудоспособного сельского населения, проживающего в пригородах, а также на привлечение трудоспособного сельского населения для работы в организациях (филиалах), размещаемых в сельской местности городскими хозяйствующими субъектами;
жилищная функция, которая направлена на размещение на сельских территориях жилых домов граждан, имеющих доходное занятие в городе, а также на предоставление им в пользование объектов сельской социальной и инженерной инфраструктуры;
пространственно-коммуникационная функция, которая направлена на размещение и обслуживание дорог, линий электропередачи, водопроводов и других инженерных коммуникаций, а также на создание условий для обеспечения жителей сельских поселений услугами связи;
социальный контроль над сельской территорией, который направлен на содействие органам государственной власти и местного самоуправления в обеспечении общественного порядка и безопасности на малолюдных территориях и в сельских поселениях, а также в охране пограничных зон.
Выполнение сельскими территориями указанных функций является важнейшим условием для успешного социально-экономического развития страны.
В структуре сельской экономики с 1992 по 2009 год произошли существенные изменения.
В отраслевой численности занятого населения доля работающих в сельском, лесном и рыбном хозяйствах сократилась с 48 процентов в 1992 году до 27 процентов в 2009 году, доля занятого населения в торговле и гостинично-бытовой сферах выросла более чем в 2 раза (до 13 процентов), в финансово-управленческих видах деятельности - в 1,3 раза (до 15 процентов), на транспорте и в связи - в 1,3 раза (до 7 процентов).
Сельское хозяйство в большинстве административных районов по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий, вследствие чего сельскую экономику можно характеризовать как моноотраслевую. Такая ситуация обусловлена низким уровнем производительности труда в отрасли (по различным оценкам, в 8 - 10 раз ниже по сравнению с наиболее развитыми странами), рост которой сдерживается не только инвестиционно-технологическими факторами, но и неразвитостью на селе альтернативной сферы деятельности, призванной сосредоточить избыточную рабочую силу, высвобождаемую из аграрного производства.
Уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов. Так, если в 1997 году среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домашних хозяйств достигали 69 процентов городского уровня, то в 2009 году они составили 61 процент.
В 2009 году среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве составила 9619 рублей (52 процента средней заработной платы по отраслям экономики).
Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал села, остается массовым явлением. Можно сказать, что бедность концентрируется на сельских территориях, на которые приходится 42 процента всего малоимущего (по располагаемым ресурсам) населения России, тогда как на долю сельского населения приходится 27 процентов общей численности населения страны.
Реализация государственных мер по обеспечению социального развития села привела к оживлению жилищного строительства и обустройства сельских поселений, улучшению качества образовательных и медицинских услуг. В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, с 2003 по 2009 год было введено 13 млн. кв. метров жилых помещений. Более 58 тыс. молодых специалистов и молодых семей на селе смогли улучшить свои жилищные условия.
Высокими темпами идет газификация сельских поселений. За последние 6 лет (2003 - 2008 годы) введено 87,1 тыс. километров газовых сетей.
Более 85 тыс. сельских учащихся начали учебу в новых современно оборудованных школах. Расширилась сеть медицинских учреждений на сельских территориях за счет ввода районных и участковых больниц на 6 тыс. коек, а также амбулаторий и поликлиник на 7,5 тыс. посещений в смену.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2006 - 2008 годах сельские школы получили более 9,8 тыс. школьных автобусов, подключены к информационно-телекоммуникационной сети Интернет более 33 тыс. школ, а 2,6 тыс. сельских школ получили комплекты специализированных компьютерных программ.
В соответствии с приоритетным национальным проектом "Здоровье" повышена заработная плата отдельным категориям сельских врачей и среднего медицинского персонала, улучшено оснащение медицинских учреждений диагностическим оборудованием, автомобилями скорой помощи и расширена диспансеризация сельского населения.
Тем не менее качественного перелома пока не произошло. Процесс сокращения показателей сельской социальной инфраструктуры приостановить не удается. Обеспеченность местами в детских садах в 2008 году составила 487 мест на 1000 детей в возрасте от 1 года до 6 лет по сравнению с 2007 годом (494 места). Сеть общеобразовательных учреждений сократилась на 1,7 тыс. единиц (4,7 процента), в 2009 году - на 2,1 тыс. единиц (6,1 процента). Сократилась мощность амбулаторно-поликлинических учреждений - на 9,4 тыс. посещений в смену, число станций скорой помощи - на 80 единиц. Из-за недостаточных объемов строительства и курса на концентрацию сети объектов образования, здравоохранения и культуры, в условиях неразвитости дорожной сети, мобильных и дистанционных форм обслуживания снижается доступность для сельского населения образовательных, медицинских, культурных, торговых и бытовых услуг. Охват детей дошкольным воспитанием составляет 41 процент (по сравнению с 65 процентами в городской местности), обеспеченность сельского населения больничными койками на 10 тыс. жителей - 37 процентов и амбулаториями - 35 процентов городского уровня.
Одна треть сельских населенных пунктов с численностью населения до 100 человек не охвачена ни стационарной, ни мобильной формой торгового обслуживания, бытовой сервис почти полностью разрушен. Остро стоит проблема обеспечения жителей сельских территорий питьевой водой, выбытие водопроводных сетей из-за плохого технического состояния опережает ввод. Телефонная плотность в сельских населенных пунктах в 2,4 раза меньше, чем в городах. Около одной трети сельских поселений еще не имеют подъездов по дорогам с твердым покрытием.
На большей части сельских территорий сложилась тревожная экологическая ситуация, чему способствовали природно-ресурсная направленность развития экономики, ее низкий технологический уровень, недостатки экологического воспитания и иммиграционные процессы. Почти четвертая часть сельскохозяйственных угодий, в том числе около 30 процентов пашни, подвержены водной и ветровой эрозии. Ежегодно в результате несельскохозяйственной деятельности разрушается около 50 тыс. гектаров земель, масштабы этих разрушений превышают площадь рекультивируемых земель. Стоки животноводческих ферм, систем орошения и поверхностные стоки с полей загрязняют водные ресурсы.
Происходит деградация лесного фонда страны, что связано не только с его нерациональным хозяйственным использованием (эрозия склонов из-за применения тяжелых гусеничных тракторов для заготовки леса, а также прорезка), но и участившимися пожарами (ежегодно на территории России происходит 20 - 25 тыс. пожаров).
Выход села из кризиса и переход в фазу устойчивого развития тормозят следующие факторы:
ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, которая доминирует в управлении социально-экономическим развитием села на федеральном, региональном и местном уровнях, узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие целостной стратегии и эффективных механизмов осуществления программ устойчивого сельского развития;
ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования;
слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности и прежде всего местного самоуправления;
недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
III. Цели, принципы и задачи государственной политики
в области устойчивого развития сельских территорий
Государственная политика в области устойчивого развития сельских территорий включает систему правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленную на повышение эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а также рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала сельских территорий.
Целями государственной политики в области устойчивого сельского развития на период до 2020 года являются:
создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития;
устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан;
повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским жизненным стандартам;
замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения;
рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды;
сохранение и приумножение культурного потенциала села.
Государственная политика в области устойчивого развития сельских территорий осуществляется в соответствии со следующими принципами:
развитие сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-экономическую, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие общенациональные функции;
обеспечение конституционных прав сельских граждан на труд с достойной оплатой, а также доступность качественного образования, медицинской помощи и других социальных услуг;
гарантирование сельским территориям государственной поддержки, обеспечивающей полное использование и развитие их природного и социально-демографического потенциала;
партнерство между государством, органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением в целях достижения устойчивого развития сельских территорий;
расширение и углубление связей села с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему на основе агропромышленной интеграции и кооперации, развития рекреационных зон для горожан, дорожно-транспортных коммуникаций, современных форм связи и создания единых систем социального обслуживания населения;
использование потенциала развития всех сельских населенных пунктов с выделением центров межселенного обслуживания;
развитие на селе местного самоуправления, институтов гражданского общества, всех форм кооперации, повышение участия сельского населения в принятии решений, связанных с доступом к природным ресурсам (земельным, водным, лесным), социальным услугам, а также с перспективами развития сельских поселений.
Достижение целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий осуществляется путем решения следующих приоритетных задач:
стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность;
диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения;
улучшение жилищных условий сельского населения;
создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.
IV. Направления государственной политики в области
устойчивого развития сельских территорий
1. Демографическая политика и создание условий
для переселения в сельскую местность
Преодоление негативных демографических процессов, происходящих на сельских территориях, требует проведения активной демографической политики, направленной на укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей, а также на повышение доступа сельского населения к услугам детских дошкольных учреждений.
В целях повышения эффективности реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, применительно к сельским территориям требуется принятие дополнительных мер, направленных:
на сокращение уровня смертности прежде всего в трудоспособном возрасте;
на сокращение уровня младенческой смертности;
на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, создание условий здорового образа жизни, а также на снижение уровня заболеваемости социально значимыми заболеваниями;
на снижение миграционного оттока населения.
В этой связи необходимо предусмотреть следующие меры:
усиление первичного звена здравоохранения в сельских поселениях;
повышение доступности лекарственного обеспечения сельских жителей;
формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, включая разработку программ, направленных на снижение потребления алкоголя и табачных изделий, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, профилактику алкоголизма, наркомании, сердечно-сосудистых и других заболеваний;
обеспечение работы центров здоровья в закрепленных за ними сельских поселениях.
Для улучшения демографической ситуации в сельской местности необходимо принять следующие меры:
повышение уровня и качества жизни на селе, а также снижение масштабов бедности;
создание новых рабочих мест;
развитие рынка доступного благоустроенного жилья и института социального найма жилья;
создание в сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям и объектам социальной инфраструктуры с учетом плотности населения.
Механизмы реализации демографической политики в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривают решение задач по улучшению демографической ситуации на сельских территориях в рамках мероприятий региональных программ демографического развития субъектов Российской Федерации, в которых должны быть учтены особенности демографической ситуации на селе.
Демографическая политика также предусматривает дополнительные меры по стимулированию внешней и внутренней миграции на селе особенно в депрессивных районах. Эти меры должны быть направлены на повышение эффективности управления миграционными процессами, нормативно-правовое регулирование распределения миграционных потоков по сельским территориям, создание организационно-экономических условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в сельское хозяйство и другие отрасли сельской экономики.
В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы в регионы, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, следует расширить доступ к рынку жилья на селе, включая развитие института социального найма жилья.
Важное значение имеет также решение проблем, возникших при перемещении мигрантов на сельских территориях, в частности упорядочение регистрации по месту пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности, защита трудовых прав и обеспечение доступности социальных услуг.
Требуют решения вопросы, касающиеся перечня возмещаемых затрат и размеров оказания финансовой помощи переселяющимся на село семьям, особенно в части профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям.
2. Диверсификация сельской экономики, политика повышения
занятости и доходов сельского населения
Одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей, в первую очередь в агропромышленном комплексе. В условиях резкого обострения ситуации в демографической и трудовой сферах села переход от существующей неэффективной отраслевой и территориальной структуры сельской экономики к новой социально и инновационно ориентированной модели развития приобретает приоритетное значение.
Необходимо разработать меры по поэтапному переходу от преимущественно монофункциональной модели сельской экономики к полифункциональной и диверсифицированной. Это предполагает создание в сельской местности максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости.
Приоритетными мерами в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда на селе являются:
восстановление и поддержание занятости населения, а также создание новых рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, обеспечивающих переход агропромышленного производства на модернизированные трудосберегающие инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;
поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства;
наращивание и модернизация рабочих мест в социальной сфере, на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции), в сельском строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на объектах транспортной и энергетической инфраструктуры;
стимулирование увеличения рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных организациях и народных промыслах, лесопромышленном, водохозяйственном и строительном комплексах, а также в производстве местных строительных материалов;
повышение эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах особенно в районах, где сельскохозяйственные организации прекратили свою деятельность, путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами.
Меры по расширению занятости сельского населения должны осуществляться одновременно с повышением территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, обеспечением сбалансированности профессионально-квалификационной подготовки работников и спроса на труд, развитием кадрового потенциала села и оптимизацией привлечения иностранной рабочей силы.
Развитие кадрового обеспечения отраслей сельской экономики предполагает комплексное решение задач по совершенствованию условий и процессов получения профессионального образования, достижению соответствия набора профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений квалификационным требованиям инновационного производства, достижению сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, а также по повышению обеспеченности организаций отраслей сельской экономики необходимыми молодыми кадрами. Достижение этих задач предусматривает реализацию следующих мер:
развитие системы мониторинга и управления кадровым обеспечением отраслей сельской экономики на основе организации регулярных мониторинговых исследований их кадрового потенциала, создания электронной системы взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и работодателей, а также совершенствования целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;
совершенствование содержания и технологий системы непрерывного профессионального образования на основе внедрения инфокоммуникационных технологий, формирования и развития инновационных образовательных и научно-производственных структур, обеспечивающих повышение практической значимости и качества подготовки кадров;
развитие ресурсных центров по подготовке кадров для сельской местности в образовательных учреждениях;
принятие мер для обеспечения функционирования учебных хозяйств образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
стимулирование закрепления в сельской местности трудоустраивающихся молодых специалистов на основе предоставления субсидируемых кредитов организациям-работодателям на строительство жилья для молодых специалистов.
Реализация указанных мер потребует разработки и принятия целевых программ по совершенствованию кадрового обеспечения отраслей сельской экономики, а также осуществления мероприятий в рамках действующих целевых программ, в том числе в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568.
В рамках государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства для стимулирования развития малого бизнеса на селе, в том числе потребительской кооперации, предусматривается реализация следующих мер:
расширение доступа субъектов малого предпринимательства к субсидируемому кредиту, в том числе предпринимателей, желающих организовать альтернативный несельскохозяйственный вид деятельности;
создание гарантийных и залоговых фондов для обеспечения кредитов, привлекаемых малыми формами хозяйствования на селе, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
содействие сбыту сельскохозяйственной продукции, расширение сети приемо-заготовительных пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции, создание торговой и логистической системы на кооперативной основе и содействие организации кооперативных рынков;
расширение участия субъектов малого предпринимательства на селе в реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства;
расширение сети информационно-консультационных служб для предоставления правовых, экономических и технологических консультаций сельским предпринимателям;
содействие продвижению на рынок продукции сельского хозяйства, ремесел и народных промыслов под местными торговыми марками;
снижение административных барьеров в продвижении продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничную сеть организаций торговли и общественного питания;
обеспечение широкого доступа к обучению новым профессиям и основам малого предпринимательства лиц, высвобождаемых из сельскохозяйственного производства.
В целях стимулирования сбыта сельскохозяйственной продукции предполагается создание специализированных центров, осуществляющих посреднические функции между малыми и средними сельскохозяйственными организациями, иными хозяйствующими субъектами и личными подсобными хозяйствами, с одной стороны, и торговыми сетями, с другой стороны. Такие центры позволят осуществлять закупку и переработку сельскохозяйственной продукции, формирование товарных партий для реализации через торговые сети, что будет способствовать решению целого ряда проблем, существующих сегодня в отношениях между сельскохозяйственными организациями и крупными торговыми сетями.
Вовлечение граждан в обустройство сельских территорий в рамках реализации грантовых программ будет также способствовать повышению уровня занятости сельского населения.
Государственная политика в области доходов сельского населения направлена на повышение их уровня и диверсификацию источников, сокращение уровня бедности, преодоление локализации низкодоходных групп населения в сельском хозяйстве и сельских поселениях, выравнивание среднедушевых доходов на селе и в городе, выполнение ими стимулирующей, воспроизводственной, социально-защитной и социально-этической функций, снижение социально и экономически необоснованной территориальной, межхозяйственной и социально-групповой дифференциации, создание материальных условий для улучшения демографической ситуации, повышение привлекательности сельского труда, а также привлечение и закрепление молодежи на селе.
3. Улучшение жилищных условий сельского населения, развитие
социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры
Государственная политика в области развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий ориентируется на кардинальное улучшение социальной среды обитания лиц, проживающих в сельской местности, повышение доступности социально-культурных и торгово-бытовых услуг на основе развития дорожно-транспортных коммуникаций, стационарных, мобильных и дистанционных форм обслуживания.
При разработке в регионах схем территориального планирования и планов развития сельских территорий необходимо ориентироваться на создание в сельских поселениях социальных кластеров, обеспечивающих в полном объеме удовлетворение минимальных потребностей населения в социальных услугах с учетом нормативных радиусов их пешеходно-транспортной доступности и развития мобильных форм сервиса.
Планы развития сельских территорий должны быть направлены на решение задачи по обустройству не только сельских населенных пунктов, но и территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в части развития инженерной инфраструктуры.
В жилищной политике необходимо ориентироваться на удовлетворение потребностей всех групп сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни, на основе:
развития рыночных механизмов и кредитно-финансовой поддержки государства в реализации конституционного права сельских граждан на жилище;
формирования на селе фонда социального жилья, предоставляемого малообеспеченным сельским семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основе договора найма;
стимулирования инвестиционной активности организаций-работодателей, прежде всего сельскохозяйственных товаропроизводителей, в жилищной сфере;
расширения доступа сельского населения, проживающего в ветхом, аварийном и требующем капитального ремонта жилье, к средствам Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
организации системы земельно-ипотечного кредитования строительства и покупки жилья на селе;
преференций для молодых специалистов и молодых семей в обеспечении благоустроенным жильем с целью активизации их репродуктивного поведения;
стимулирования привлечения граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность и не имеющих жилья, в рамках реализации региональных программ развития жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования, в том числе в сельской местности;
улучшения проектирования сельского жилища, развития и модернизации жилищно-строительной индустрии, снижения стоимости сельского жилищного строительства, широкого применения автономных систем инженерного оборудования сельского жилища;
упрощения процедуры предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе отмены требования о проведении торгов (конкурсов, аукционов), для граждан, проживающих в сельской местности, кроме пригородных районов, и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также переселяющихся для постоянного проживания и работы в сельскую местность, и установления механизма бесплатного однократного предоставления земельных участков указанным категориям граждан.
На селе предстоит сформировать первичный рынок жилья, расширить ипотечное жилищное кредитование населения и накопительные схемы строительства (приобретения) жилья при государственной поддержке особенно молодых и малоимущих семей.
В целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования на селе, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в учреждения высшего и среднего специального образования предусматривается осуществление мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р, в том числе повышение квалификации сельских работников образования, грантовая поддержка выпускников вузов для работы в сельских школах и создание условий для организации профильного обучения.
В целях повышения эффективности реализации указанных мер применительно к сельским учреждениям образования необходимо ориентироваться:
на создание на региональном и муниципальном уровнях базовых школ и определение транспортных схем доставки обучающихся, использование передвижных учебных лабораторий, внедрение новых моделей образовательных и социокультурных комплексов, интеграцию и кооперацию образовательных учреждений различных типов и ступеней;
на развитие сети образовательных учреждений с учетом демографических факторов, а также на обеспечение пешеходной доступности для детей начальной школы и организацию подвоза детей на специализированных автобусах к основной и средней школе в пределах 30-минутной транспортной доступности;
на восстановление и развитие сети детских дошкольных учреждений и малокомплектных школ на основе создания учреждений образования типа "детский сад - школа", детских дошкольных учреждений семейного типа, групп кратковременного пребывания в детском дошкольном учреждении для подготовки детей к школе, разновозрастных групп и других вариативных форм дошкольного образования;
на улучшение материально-технической оснащенности сельских школ, в том числе спортивным инвентарем и оборудованием, завершение их компьютеризации, а также на развитие дистанционного обучения и других современных технологий образования и воспитания, в том числе с использованием сети Интернет;
на восстановление и развитие в сельской школе функции профессиональной ориентации и трудовой подготовки для работы в сельском хозяйстве и других значимых на селе сферах деятельности;
на реконструкцию и строительство пришкольных спортивных комплексов и площадок.
В области медицинского обслуживания предполагается расширить доступ для сельского населения квалифицированной первичной, скорой и специализированной медицинской помощи на основе развития фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц, создания амбулаторий общей врачебной практики с учетом территориальных особенностей, укрепления материально-технической базы районных, центральных районных больниц и межрайонных центров с использованием телемедицины, а также обеспечения транспортной доступности для сельского населения межрайонных центров, областных, республиканских и федеральных учреждений здравоохранения. Предполагается развитие службы скорой медицинской помощи, аптечной сети, развитие выездных форм оказания специализированной медицинской помощи и применение дистанционных форм диагностики. Все сельское население должно быть охвачено диспансерным наблюдением.
В целях популяризации здорового образа жизни и привлечения сельских жителей к занятиям физической культурой и спортом предполагается осуществление развития сети спортивных сооружений и площадок.
Для улучшения культурного обслуживания сельского населения, сохранения и развития культурного наследия и повышения творческого потенциала сельских жителей необходимо ориентироваться на решение следующих задач:
создание многофункциональных культурных центров путем реструктуризации учреждений культуры с обеспечением доступа к электронным базам данных и оцифрованным библиотечным и музейным фондам учреждений культуры, библиотечного и музейного обслуживания, кинопоказа, доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
создание и внедрение мобильных многофункциональных культурных центров с возможностями обеспечения цифрового контента, доступа к библиотечным и музейным фондам, а также организация профессиональных и любительских творческих коллективов;
восстановление имеющих культурно-историческое значение усадеб и других архитектурных и природных памятников, создание музеев, усадебно-этнографических комплексов и прочих объектов инфраструктуры сельского туризма и другие мероприятия.
В целях улучшения торгового и бытового обслуживания сельского населения необходимо ориентироваться на создание благоприятных условий:
для развития в системе потребительской кооперации и частного сектора в сельских населенных пунктах мелкорозничных торговых предприятий, лавок на дому, торгующих товарами первой необходимости, или обслуживания сельских жителей автомагазинами, организации торговли по образцам и предварительным заказам с доставкой на дом, а также для развития сети организаций розничной торговли, в том числе торгово-бытовых центров, обеспечивающих предоставление сельскому населению широкого ассортимента продуктов и товаров, осуществляющих наряду с торговлей продажу лекарственных средств, прием заказов на бытовые услуги и закупку у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, вторичного и кожевенного сырья и изделий народного промысла;
для развития ориентированных на различные группы потребителей сети организаций общественного питания;
для развития комплексной системы бытового обслуживания, включающей дома бытовых услуг в районных центрах, стационарные мастерские и цеха в крупных селах, а также прием заказов на бытовые услуги, организованный магазинами, в мелких сельских населенных пунктах.
В области инженерной и транспортной инфраструктуры села предусматривается:
улучшить электроснабжение производственных организаций и населения на основе обеспечения надежности электросетевого комплекса, снижения затрат на передачу и распределение электроэнергии за счет внедрения передовых технологий эксплуатационного обслуживания и ремонта электросетевого оборудования, а также перевода на более высокий класс напряжения распределительных сетей;
повысить уровень обеспечения сельского населения теплом на основе повышения эффективности использования источников теплоснабжения (угля, газа, электроэнергии) с учетом природно-климатических условий и природно-ресурсной базы регионов;
обеспечить сельское население питьевой водой нормативного качества на основе реконструкции и развития централизованных систем водоснабжения, установки контейнерных сооружений водоподготовки и повышения санитарной надежности водозаборных сооружений;
улучшить дорожно-транспортное обслуживание сельского населения путем обеспечения сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, увеличения количества сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами, количества и протяженности автобусных маршрутов, количества автобусов и обновления автобусного парка, а также более активного использования имеющейся сети железных дорог и водного транспорта;
преодолеть неравенство сельского населения в сфере создания цифровой среды путем полного охвата радио- и телевизионным вещанием, обеспечения услугами электросвязи и почтовой связи всех жителей, включая объекты социальной сферы, обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и предоставления государственных услуг сельскому населению в электронном виде.
В целях формирования позитивного отношения к сельскому образу жизни предполагается активизировать действия в области популяризации здорового образа жизни, патриотического воспитания и повышения нравственности сельской молодежи, а также повышения информированности населения о позитивных переменах, происходящих на селе.
4. Политика сельского расселения
Главная цель государственной политики в области сельского расселения заключается в создании благоприятных предпосылок для выполнения селом его производственной, социально-демографической, культурной и других функций, а также для улучшения условий жизни сельского населения на основе развития горизонтальных и вертикальных хозяйственных и социальных связей сельских поселений.
Политика сельского расселения предусматривает решение следующих задач:
сохранение существующих сельских поселений во всем многообразии сложившихся форм сельского расселения - от мелкопоселковых до крупноселенных в зависимости от конкретных условий и особенностей региона, а также создание во всех сельских поселениях минимальных базовых условий социального комфорта;
формирование в сельских поселениях опорных пунктов, выполняющих роль центров социально-культурного и торгово-бытового обслуживания группы населенных мест;
преодоление изолированности сельских поселений, обеспечение их взаимосвязи между собой, с центрами муниципальных районов, а также малыми и средними городами для улучшения социального обслуживания населения;
оптимизация расселения на сельских территориях с учетом необходимости устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
создание в отдаленных регионах, особенно в Сибири, благоприятных условий для развития относительно автономных сел для выполнения ими важнейших общенациональных функций;
разработка механизмов перевода поселков постоянного проживания, возникших на месте дачных и садовых некоммерческих объединений граждан, в сельские населенные пункты.
5. Экологическая политика
Основными задачами экологической политики являются экологическая реабилитация сельских территорий и экологизация основных сфер сельской экономики.
Важными задачами являются совершенствование нормативной правовой базы, касающейся снижения антропогенного воздействия на природную среду в процессе производства и жизнедеятельности людей и совершенствование административных и экономических методов управления этими процессами.
Предстоит провести инвентаризацию экологического состояния сельских территорий, разработать их экологические паспорта и эколого-экономические карты, а также систему оценочных социально-эколого-экономических критериев, позволяющих решать вопросы экологически обоснованного размещения производительных сил, создать методическое обеспечение, которое даст возможность принимать оптимальные решения при формировании природоохранных проектов, распределении природоохранных инвестиций между отдельными сельскими территориями и объектами и размещении производственных объектов.
С целью развития производства экологически чистой продукции предполагается разработать новые стандарты экологически безопасного сельскохозяйственного производства, провести сертификацию сельскохозяйственных производителей, усовершенствовать систему сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также меры финансовой поддержки производства экологически чистой продукции.
Важным направлением экологической политики является развитие безотходных технологий. Основная задача в этой области состоит в создании принципиально новых технологических процессов, обеспечивающих минимизацию образования отходов в процессе производства и их утилизацию. С этой целью необходимо создание условий для развития малоотходных и безотходных технологий, совершенствование соответствующих технологических процессов и оборудования, а также содействие кооперации организаций промышленности и сельского хозяйства в более полном использовании сырья и отходов.
Для комплексного решения проблем в области экологической реабилитации сельских территорий необходимо разработать региональные программы, содержащие систему природоохранных мероприятий в сельской местности, включая мероприятия по инвентаризации и ликвидации существующих свалок, а также по организации систем обращения и удаления твердых бытовых отходов на территории сельских муниципальных образований.
6. Особенности комплексного развития поселений, имеющих
рыбохозяйственную специализацию
В экономике страны рыбохозяйственный комплекс играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции.
Организации рыбного хозяйства являются градообразующими во многих приморских регионах страны и обеспечивают занятость населения. Особое значение это имеет для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где рыбный промысел является основным источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных малочисленных народов.
Рыбохозяйственный комплекс включает широкий спектр видов деятельности от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в России и за рубежом. Так, в общем объеме промышленного производства Дальнего Востока рыболовство и переработка рыбы составляют порядка 15 - 17 процентов. При этом для ряда субъектов Российской Федерации этот показатель значительно выше (50 - 60 процентов).
Рыбохозяйственный комплекс имеет сложный состав и многоотраслевую структуру. Кроме собственно рыбопромышленных подотраслей и производств (рыбодобыча, рыбопереработка, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов) этот комплекс включает целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей и производств, а также элементы производственной и социальной инфраструктуры. Наиболее важными из них являются судоремонт, строительство, транспорт, портовое хозяйство, тарное и сетевязальное производства.
Несмотря на существующие сложности, рыбная отрасль продолжает играть значительную экономическую и социальную роль в России. Так, в рыбохозяйственном комплексе Дальнего Востока традиционно занято около 3 процентов общего количества работающих на этой территории (примерно 150 тыс. человек), составляя более 40 процентов общей занятости по отрасли в России. В отдельных муниципальных образованиях рыбное хозяйство является одним из основных видов экономической деятельности и составляет основу жизнедеятельности местного населения, что способствует уменьшению оттока населения из этих мест.
В поселениях, имеющих рыбохозяйственную специализацию, не менее половины численности населения составляют работники поселкообразующих рыбохозяйственных организаций и совместно проживающие с ними члены семей.
Государственная политика в области развития поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию, ориентируется как на улучшение уровня жизни проживающих в них граждан, так и на повышение эффективности работы предприятий отрасли в целом. Основными критериями здесь являются, в частности, увеличение объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов и выпускаемой продукции рыбохозяйственными организациями, расположенными на территориях этих поселений, а также рост уровня доходов сотрудников, работающих в этих организациях, и членов их семей.
Достижение целей будет осуществляться посредством:
совершенствования нормативной правовой базы в области рыбного хозяйства, соответствующей его эффективному развитию;
государственной поддержки строительства и модернизации рыбопромыслового флота;
создания новых технологий добычи водных биологических ресурсов, глубокой и комплексной переработки сырья;
развития рыбоперерабатывающих мощностей.
V. Механизмы реализации политики устойчивого развития
сельских территорий
1. Правовое обеспечение
Эффективное государственное регулирование устойчивого развития сельских территорий потребует разработки ряда мер, обеспечивающих правовой аспект реализации социальных, экономических и экологических проблем сельских территорий.
На сегодняшний момент на федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт, в полном объеме регламентирующий все аспекты политики устойчивого развития сельских территорий.
В Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства" заявлено, но не раскрыто устойчивое развитие сельских территорий как одно из направлений государственной аграрной политики.
В этой связи представляется целесообразным вопросы устойчивого развития сельских территорий выделить в самостоятельную статью указанного Федерального закона, в которой предполагается уточнить понятия "сельские территории" и "устойчивое развитие сельских территорий", определить цели и задачи государственной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий.
В целях правового обеспечения эффективного государственного регулирования устойчивого развития сельских территорий необходимо внести изменения в земельное, лесное, водное, градостроительное, жилищное законодательство Российской Федерации и иные сферы законодательства Российской Федерации в части регулирования устойчивого сельского развития.
Отдельным важным направлением является разработка природоохранной законодательной базы, усиление административной, уголовной и имущественной ответственности за причиненный ущерб окружающей среде.
Развитие сельской инфраструктуры потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность субъектов естественных монополий в сфере связи, транспорта, энергосбережения и иных сферах.
2. Организационное обеспечение
Реализацию основных направлений государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять до 2013 года в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, с учетом ее пролонгации до 2013 года, а с 2014 года - в рамках предлагаемой к разработке федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий на 2014 - 2017 годы с учетом ее пролонгации до 2020 года, а также в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446, а с 2013 года - в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждение которой на очередной 5-летний период предусмотрено Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", которые предусматривают мероприятия по следующим направлениям:
диверсификация сельской экономики, повышение занятости и доходов сельского населения;
развитие малого бизнеса, в том числе в альтернативных сферах занятости;
улучшение жилищных условий сельского населения, повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских территорий, в том числе развитие и модернизация учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и других учреждений;
комплексная компактная застройка сельских поселений;
поощрение гражданских инициатив, направленных на создание условий для устойчивого развития сельских территорий, путем предоставления грантов, включая грантовую поддержку социально значимых творческих проектов;
развитие информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;
создание позитивного отношения к сельскому образу жизни;
проведение научно-исследовательских работ, разработка системы и проведение мониторинга в сфере развития сельских территорий.
Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации должны быть разработаны региональные и муниципальные программы развития сельских территорий.
Основой разработки таких программ должны стать стратегии социально-экономического развития сельских поселений, которые определяют потенциал сельского поселения и перспективы его социально-экономического развития. Стратегии социально-экономического развития сельских поселений должны содержать меры по повышению потенциала сельских поселений и развитию их социально-экономического положения.
Необходимо создать межведомственные советы (комиссии), обеспечивающие координацию на федеральном и региональном уровнях между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для преодоления межведомственной разобщенности в области устойчивого развития сельских территорий требуется расширение полномочий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в части наделения функциями координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти по реализации ими мероприятий в области развития сельских территорий. Это позволит во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями вырабатывать и принимать эффективные управленческие решения, направленные на достижение целей и задач по устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренных Концепцией. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию направлений Концепции, предполагается осуществлять на основе соглашений, заключаемых с ними Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в целях выработки согласованных позиций по осуществлению государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий.
В целях координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти предполагается создание при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации межведомственного координационного совета по вопросам устойчивого развития сельских территорий.
3. Финансовое обеспечение
В целях диверсификации сельской экономики необходимо расширить доступ юридических и физических лиц к субсидируемым кредитам на развитие альтернативных видов деятельности на селе и установить для них преференции, направленные на создание привлекательных условий для осуществления указанных видов деятельности.
Расширению доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам будут способствовать расширение финансовых услуг сельским жителям на основе развития банковской сети и кредитных кооперативов в сельской местности, а также организации предоставления банковских услуг через сельские отделения почтовой связи.
Важным направлением является создание системы грантового поощрения инициатив сельских сообществ по благоустройству сельских поселений, развитию физической культуры и спорта, детского и молодежного досуга, народного искусства и творчества, сохранению местного культурного и исторического наследия, окружающей среды.
Реализацию направлений государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств внебюджетных источников, в том числе средств субъектов, хозяйствующих на селе, и средств сельского населения.
Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией за счет средств федерального бюджета, должно осуществляться в пределах средств, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый период.
4. Научное и кадровое обеспечение
Необходимо расширить и углубить научные исследования в области устойчивого развития сельских территорий и усилить научно-методическую поддержку органов управления развитием сельских территорий на федеральном, региональном и местном уровнях. Для кадрового обеспечения управления развитием сельских территорий необходимо разработать образовательные программы и организовать подготовку специалистов в этой области для работы в органах власти и органах местного самоуправления на всех уровнях, а также в системе информационно-консультационного обслуживания сельского населения.
Также необходимо разработать образовательные программы в области устойчивого развития сельских территорий для специалистов крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, а также для самих сельских жителей.
5. Информационное обеспечение и мониторинг
В целях совершенствования информационного обеспечения политики сельского развития необходимо повышение доступа к имеющейся статистической информации, а также проведение дополнительных статистических разработок и обследований.
Необходимо организовать периодическое проведение выборочных обследований доходов и условий жизни сельского населения, а также расширить сеть сельских домашних хозяйств, обследуемых Росстатом при проведении обследования бюджетов домашних хозяйств на постоянной основе.
Одним из направлений является совершенствование муниципальной статистики в целях более полного отражения состояния отдельных сельских территорий и их вклада в развитие сельской экономики.
Учитывая многоплановость устойчивого развития сельских территорий, объектами статистического наблюдения должны выступать как сельская территория в целом, так и сельское население. В связи с этим потребуются:
разработка и законодательное закрепление регламента ведения похозяйственных книг сельских (поселковых) администраций как важнейшего источника информации о сельских домашних хозяйствах;
расширение использования географических информационных систем, что позволит получать сведения с учетом географических идентификаторов;
использование существующих административных регистров (сведений о записях актов гражданского состояния, сведений миграционных служб и другое).
Мониторинг развития сельских территорий должен также включать наблюдение за состоянием окружающей среды с оценкой причиненного ущерба, создание электронных эколого-экономических карт сельских территорий и прогноз антропогенного воздействия на природную среду сельского хозяйства, промышленности и других отраслей экономики.
Проведение мониторинга развития сельских территорий предлагается закрепить за Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, выполняющим функции федерального органа исполнительной власти, координирующего этот процесс.
VI. Основные этапы реализации государственной политики
в области устойчивого развития сельских территорий
Реализация государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года будет осуществляться в 2 этапа.
На I этапе (2011 - 2013 годы) предполагается реализовать меры, направленные на совершенствование нормативно-правового, организационного, научного, кадрового и программного обеспечения сельских территорий.
На II этапе (2014 - 2020 годы) предполагается рост ресурсного обеспечения развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и развития всей сельской экономики, повышения налогооблагаемой базы сельского развития и финансовых основ местного самоуправления, общего экономического роста и усиления государственной поддержки села в рамках предлагаемой к разработке федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий на 2014 - 2017 годы с учетом ее пролонгации до 2020 года. Это позволит к концу II этапа значительно повысить уровень занятости и доходов сельского населения, снизить распространение бедности, улучшить среду обитания и на этой основе замедлить процессы депопуляции и расширить количество регионов со стабильным и растущим сельским населением.
План мероприятий по реализации Концепции приведен в приложении.
Приложение
к Концепции устойчивого
развития сельских территорий
Российской Федерации
на период до 2020 года
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА