Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2003 N 1493-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 октября 2003 г. N 1493-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти при планировании и осуществлении мероприятий в области государственной поддержки экспорта промышленной продукции учитывать положения Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 2003 г. N 1493-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ (ГАРАНТИЙНОЙ) ПОДДЕРЖКИ
ЭКСПОРТА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации (далее именуется - Концепция) разработана в соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2003 г. N 252-р.
Концепция определяет цели, задачи и приоритеты государственной финансовой (гарантийной) поддержки промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию.
Состояние государственной финансовой поддержки экспорта
промышленной продукции
Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.
Необходимость укрепления экспортного потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики. Российская Федерация заинтересована в оказании поддержки российским организациям - экспортерам промышленной продукции, так как это обеспечивает увеличение объемов отечественного производства, рост налоговых поступлений в бюджет и создание дополнительных рабочих мест.
В настоящее время в Российской Федерации государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции определяется приоритетами международного сотрудничества, осуществляется в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространяется в основном на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества.
Анализ состояния государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции показал, что она затрагивает небольшую долю общего объема промышленного экспорта и не распространяется на большинство российских экспортеров промышленной продукции.
К основным факторам, сдерживающим развитие отечественного экспорта промышленной продукции, относятся:
высокие риски финансовых потерь экспортеров при проведении экспортных операций;
невыгодные условия кредитования экспортных операций.
Высокие риски финансовых потерь при экспорте промышленной продукции связаны с тем, что российские компании - экспортеры промышленной продукции в значительной степени ориентированы на новые развивающиеся рынки, привлекательные для получения высокой прибыли от участия в экспортных проектах. Как правило, это рынки государств с нестабильной экономикой и социально-политической ситуацией, что предопределяет повышенные риски проведения экспортных операций. При этом процессы глобализации мировой торговой и финансовой систем приводят к расширению числа государств, привлекающих крупные иностранные кредиты для финансирования импорта промышленной продукции.
Продвижению продукции российских экспортеров на внешний рынок также препятствует наличие худших по сравнению с большинством иностранных экспортеров условий кредитования российскими банками экспортных операций (высокие процентные ставки и короткие сроки кредитов).
Для устранения подобных негативных факторов в государствах с развитой рыночной экономикой были созданы и эффективно применяются системы поддержки национального экспорта. В большинстве случаев в этих государствах образованы специализированные финансовые организации, осуществляющие кредитование экспортных проектов, гарантирование экспортных операций и возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. Ресурсная база таких организаций формируется за счет средств государственных бюджетов, а также за счет собственных и привлекаемых средств.
В Российской Федерации в целях совершенствования кредитования и гарантирования внешнеэкономических операций создано закрытое акционерное общество "Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк" (ЗАО "Росэксимбанк"), которое является агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции (далее именуется - банк-агент).
Развитие государственной финансовой (гарантийной) системы поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации предусматривает реализацию мер, соответствующих международной практике государственной поддержки экспорта и направленных на формирование благоприятных экономических, организационных и правовых условий развития российского экспорта.
Цели и задачи государственной финансовой (гарантийной)
поддержки экспорта промышленной продукции
Главными целями государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции являются усиление конкурентных позиций российских экспортеров промышленной продукции на внешнем рынке и увеличение в структуре экспорта доли изделий с высокой степенью переработки.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
создание системы государственного гарантирования политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций;
расширение долгосрочного экспортного кредитования;
создание механизма возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам российских кредитных организаций.
Сосредоточение в одной кредитной организации (банке-агенте) функций по финансовой (гарантийной) поддержке российских экспортеров должно способствовать:
оптимизации административных расходов, связанных с государственной поддержкой экспорта промышленной продукции;
упрощению процедуры подготовки, согласования и утверждения документации по экспортным проектам и сокращению отчетности по ним;
созданию единой базы данных по государственной поддержке экспорта промышленной продукции.
Меры по государственному гарантированию экспорта
промышленной продукции
Меры по государственному гарантированию экспорта промышленной продукции предполагают использование следующих форм государственных гарантий:
государственная гарантия для обеспечения платежных обязательств иностранного импортера (заемщика), правительства иностранного государства перед российским экспортером (банком-кредитором) при условии предоставления государственной гарантии иностранного государства в установленной форме;
государственная гарантия для обеспечения платежных обязательств иностранного импортера (заемщика), правительства иностранного государства перед банком-агентом в связи с предоставлением им кредита правительству иностранного государства, иностранному импортеру (или его банку) при условии предоставления государственной гарантии иностранного государства в установленной форме;
государственная гарантия для обеспечения обязательств банка-агента перед иностранными контрагентами в виде тендерных гарантий, гарантий возврата авансовых платежей и гарантий надлежащего исполнения контрактов, выданных им по обращениям российских экспортеров.
Расходы по государственному гарантированию поддержки экспорта предполагается предусматривать в федеральном бюджете на соответствующий год.
Государственное гарантирование поддержки экспорта будет распространяться на:
промышленные товары, страной происхождения которых является Российская Федерация, за исключением промышленных товаров, государственная поддержка экспорта которых признана нецелесообразной;
услуги, оказываемые резидентами Российской Федерации и являющиеся частью контрактных обязательств российских экспортеров промышленной продукции при условии, что конечными потребителями данных услуг выступают иностранные импортеры.
Категории рисков и объемы лимитов гарантирования для иностранных государств предполагается определять ежегодно. При этом размер предоставляемого гарантийного покрытия будет определяться в соответствии с категорией риска государства-заемщика в следующем соотношении: для первой категории риска - до 95 процентов, для второй категории риска - до 90 процентов, для третьей категории риска - до 85 процентов.
Координация деятельности по государственной гарантийной поддержке экспорта промышленной продукции будет осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области поддержки экспорта с привлечением федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию государственной промышленной политики и внешней политики Российской Федерации, а также других заинтересованных органов государственной власти.
Порядок предоставления государственных гарантий, предусмотренных Концепцией, и порядок исполнения обязательств по ним будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления государственных гарантий для обеспечения платежных обязательств иностранных импортеров (заемщиков), правительств иностранных государств перед российскими экспортерами (банками-кредиторами) предполагается разработать на основе следующих условий:
банк-агент осуществляет регистрацию заявлений на получение государственной гарантии, предварительную проверку заявлений, а также - при условии единогласного решения совета директоров банка-агента о целесообразности предоставления государственной гарантии по рассматриваемому заявлению - подготовку проекта договора о предоставлении государственной гарантии и соответствующего обращения в Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации проверяет соответствие условий запрашиваемых гарантий установленным требованиям и предоставляет государственные гарантии для обеспечения платежных обязательств иностранного импортера (заемщика), правительства иностранного государства перед российскими экспортерами (банками-кредиторами) по государственным гарантиям иностранных государств;
банк-агент хранит государственные гарантии иностранных государств и извещает Министерство финансов Российской Федерации об изменении обязательств, обеспеченных государственными гарантиями.
Порядок исполнения обязательств, возникающих в связи с предоставлением государственных гарантий для обеспечения платежных обязательств иностранных импортеров (заемщиков), правительств иностранных государств перед российскими экспортерами (банками-кредиторами), предполагается разработать на основе следующих условий:
банк-агент получает и регистрирует требования экспортеров (банков-кредиторов) об исполнении Министерством финансов Российской Федерации обязательств, возникающих в связи с предоставлением государственных гарантий, проводит предварительную проверку требований и направляет в Министерство финансов Российской Федерации соответствующие заключения;
Министерство финансов Российской Федерации принимает решение об удовлетворении требования по государственной гарантии и осуществляет полномочия, связанные с исполнением соответствующих обязательств при условии переуступки Министерству финансов Российской Федерации права требования экспортера (банка-кредитора) по государственной гарантии иностранного государства.
Предполагается установить аналогичный порядок предоставления других форм государственных гарантий, предусмотренных Концепцией, и исполнения обязательств по этим гарантиям.
Для предоставления экспортных кредитов правительствам иностранных государств или импортерам российской промышленной продукции (их банкам-кредиторам) банк-агент может привлекать денежные средства на внутреннем и внешнем финансовых рынках под государственные гарантии, которые предоставляются на основании решения Правительства Российской Федерации.
В рамках поддержки российских экспортеров промышленной продукции, участвующих в международных торгах, банк-агент будет предоставлять тендерные гарантии, гарантии на возврат авансовых платежей и гарантии надлежащего исполнения контрактов. Для возмещения расходов, связанных с выплатами по указанным гарантиям, предполагается предоставить банку-агенту на основании решения Правительства Российской Федерации государственные гарантии при условии переуступки Министерству финансов Российской Федерации прав требования к экспортеру.
Меры по экспортному кредитованию
В системе государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции одним из приоритетных направлений является экспортное кредитование за счет (с участием) средств федерального бюджета.
Экспортные кредиты за счет (с участием) средств федерального бюджета предполагается предоставлять как правительствам иностранных государств, так и импортерам российской промышленной продукции или их банкам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иностранным импортерам (их банкам-кредиторам) экспортные кредиты за счет (с участием) средств федерального бюджета предполагается предоставлять через банк-агент под государственные гарантии иностранных государств в установленной форме. При этом условием предоставления экспортных кредитов за счет средств федерального бюджета будет являться наличие предусмотренной в тексте государственной гарантии иностранного государства возможности безусловной переуступки банком-агентом своих прав по гарантии (полностью или частично) Правительству Российской Федерации.
В федеральном бюджете на соответствующий год предполагается предусматривать объемы и условия предоставления экспортных кредитов.
Импортерам российской промышленной продукции предполагается предоставлять экспортные кредиты за счет (с участием) средств федерального бюджета в размере до 85 процентов стоимости экспортного проекта.
При определении условий экспортного кредитования за счет (с участием) средств федерального бюджета предполагается установить следующие периоды использования и погашения кредитов в зависимости от групп экспортируемых товаров:
для потребительских товаров - период использования кредита до 6 месяцев с периодом погашения до 3,5 лет;
для машин, механизмов, оборудования и транспортных средств - период использования кредита до 1 года с периодом погашения до 5 лет;
для промышленного (комплектного) оборудования - период использования кредита до 2 лет с периодом погашения до 8 лет;
для инвестиционных проектов ("под ключ") - период использования кредита до 3 лет с периодом погашения до 10 лет.
При этом может осуществляться 100-процентное экспортное кредитование за счет средств федерального бюджета в целях реализации приоритетных экспортных проектов.
Возможно также кредитование банком-агентом российских экспортеров и кредитных организаций, участвующих в реализации экспортных контрактов и проектов (предэкспортное финансирование).
Меры по возмещению части процентных ставок по экспортным
кредитам российских кредитных организаций
Обеспечение равных условий доступа на рынки третьих стран для российских и иностранных товаров (в части размера процентных ставок привлекаемых для осуществления экспортных поставок кредитов) предполагается осуществлять путем возмещения за счет средств федерального бюджета части процентных ставок по кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями следующим заемщикам:
российским экспортерам - победителям международных конкурсов (тендеров);
правительствам иностранных государств - импортеров российской промышленной продукции;
импортерам (их банкам-кредиторам) российской промышленной продукции под государственные гарантии иностранных государств.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на возмещение части процентных ставок по кредитам российских кредитных организаций, предоставляемым российским кредитным победителям международных конкурсов (тендеров), предполагается разработать на основе следующих условий:
федеральный орган исполнительной власти в области поддержки экспорта получает и регистрирует обращения российских экспортеров, участвующих в международных конкурсах (тендерах) на поставку промышленной продукции несырьевого сектора, и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию государственной промышленной политики, принимает решение о возмещении части процентной ставки;
при принятии положительного решения о возмещении части процентной ставки необходимая сумма резервируется на срок действия конкурсного (тендерного) предложения и экспортного контракта;
возмещение части процентной ставки кредитной организации осуществляется после погашения участником международного конкурса (тендера) процентов по кредиту.
Предполагается установить аналогичный порядок предоставления средств федерального бюджета на возмещение части процентных ставок по кредитам российских кредитных организаций правительствам иностранных государств и импортерам (их банкам-кредиторам) российской промышленной продукции под государственные гарантии иностранных государств.
* * *
Создание финансовой (гарантийной) системы поддержки экспорта промышленной продукции, учитывающей нормы и правила Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития, является важным направлением экономической политики, принимая во внимание предстоящее присоединение Российской Федерации к этим организациям.
Государственная финансовая (гарантийная) поддержка позволит российским производителям более эффективно продвигать отечественную промышленную продукцию на внешний рынок, руководствуясь правовыми нормами, регламентирующими права и обязанности участников процесса экспортного кредитования и гарантирования.