Распоряжение Минтранса РФ от 19.05.2003 N ОС-435-р
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 мая 2003 г. N ОС-435-р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
"ОДМ. МЕТОДИКА РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ПРОЕЗД
ПО ПЛАТНЫМ АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ И ДОРОЖНЫМ ОБЪЕКТАМ.
ПОРЯДОК ЕЕ ВЗИМАНИЯ И ПЕРЕСМОТРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА"
В целях методического обеспечения деятельности дорожных организаций, уполномоченных управлять федеральными автомобильными дорогами, и организаций, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог:
1. Ввести в действие и рекомендовать к применению с 1 июня 2003 года "ОДМ. Методика расчета размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам. Порядок ее взимания и пересмотра. Определение потребительского спроса" (далее - Методика).
2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей организовать использование и внедрение Методики, указанной в п. 1 настоящего распоряжения.
3. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать распространение Методики в организациях, упомянутых в п. 2 распоряжения, с использованием электронной почты.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
О.СКВОРЦОВ
Введена в действие
распоряжением Минтранса России
от 19 мая 2003 г. N ОС-435-р
ОДМ. МЕТОДИКА
РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ПРОЕЗД
ПО ПЛАТНЫМ АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ И ДОРОЖНЫМ ОБЪЕКТАМ.
ПОРЯДОК ЕЕ ВЗИМАНИЯ И ПЕРЕСМОТРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА
Предисловие
Настоящая "Методика расчета размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам. Порядок ее взимания и пересмотра. Определение потребительского спроса" (далее по тексту - Методика) разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.99 N 973 "Об утверждении Временных правил организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов и Временных правил определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств".
1. Область применения
Методика рекомендуется для использования проектными организациями при разработке обоснований инвестиций в создание платных автомобильных дорог и платных дорожных объектов, относящихся к федеральной государственной собственности, а также при расчете размера платы за проезд организациями (далее по тексту - эксплуатирующие организации), осуществляющими в соответствии с договором, заключенным с Росавтодором или уполномоченной им организацией, эксплуатацию платных автомобильных дорог или платных дорожных объектов, относящихся к федеральной государственной собственности.
2. Нормативные ссылки
В настоящей Методике использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 47754-80. Гарантийная наработка шин для легковых и грузовых автомобилей.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-97)*1, утверждены Минтрансом РФ 18 февраля 1997 г.
Письмо Минфина СССР от 25 марта 1975 г. N 23В "О нормах затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин".
Правила эксплуатации автомобильных шин, утвержденные Минпромом РФ 26 декабря 1996 г., Минтрансом РФ 16 июня 1997 г.
Инструкция по учету потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий ВСН 3-81.
Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, МДС 81-4.99.
3. Особенности определения размера платы за проезд
по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам
Плата взимается с пользователей за услуги проезда по платным дорожным объектам.
Стоимость проезда должна соответствовать объему и качеству услуг, предоставляемых пользователю платной автомобильной дороги или дорожного объекта, и учитывать необходимость полного, а когда это невозможно - частичного покрытия затрат на строительство (реконструкцию) автомобильной дороги или дорожного объекта и затрат на их эксплуатацию, а также получения прибыли организацией, эксплуатирующей платную автомобильную дорогу или дорожный объект.
Преимущества пользователей платных автомобильных дорог и дорожных объектов определяются:
экономией эксплуатационных затрат (транспортных расходов) при проезде по платной автомобильной дороге или дорожному объекту за счет снижения расхода горюче-смазочных материалов, износа шин, расходов на ремонт и расходов по другим статьям эксплуатационных затрат;
экономией времени доставки грузов и пассажиров, повышением комфорта и безопасности движения.
Максимальный размер платы за проезд по платной автомобильной дороге или дорожному объекту не должен превышать предельного (максимального) уровня, соответствующего расчетной величине получаемой пользователями этих автомобильной дороги и дорожного объекта экономии.
Плата за проезд дифференцируется в зависимости от типа и грузоподъемности транспортных средств. Классификация транспортных средств представлена в таблице 1.
Таблица 1
Для каждой из указанных четырех групп определен характерный представитель группы: ГАЗ-3110, ЗиЛ-4505, КАМАЗ-5520, Икарус-255 соответственно. Расчеты экономии, достигаемой при проезде по платному маршруту в сравнении с альтернативным, выполняются для указанных типичных представителей группы, и полученные значения принимаются для всей группы.
4. Основные этапы расчета размера платы за проезд
и составления прейскуранта
Процесс расчета размера платы за проезд и составления прейскуранта состоит из следующих этапов:
1) сбор и подготовка исходных данных;
2) расчет величины экономии, получаемой пользователями при проезде по платной автомобильной дороге и дорожному объекту по сравнению с альтернативным бесплатным маршрутом;
3) определение потребительского спроса на услуги проезда по платным дорожным объектам;
4) определение оптимального значения размера платы за проезд;
5) составление прейскуранта.
Далее подробно рассматриваются мероприятия, осуществляемые в рамках каждого этапа.
4.1. Сбор и подготовка исходных данных
Результаты выполнения работ первых двух этапов представляются, как правило, в приведенной ниже табличной форме.
Для выполнения расчетов необходимы следующие исходные данные:
1) интенсивность и структура транспортного потока с разбивкой по группам, рекомендуемым в разделе 3 настоящей Методики;
2) протяженность платного и альтернативного маршрутов;
3) средняя скорость движения по каждой группе транспортных средств по платному и альтернативному маршрутам;
4) средние тарифы на пробег 1 км и тарифы на 1 час работы транспортных средств (характерных представителей) в районе тяготения трассы;
5) статистические данные за предшествующий год об аварийности на платной и альтернативной дороге и дорожном объекте (для действующих дорог и объектов);
6) средний размер материального ущерба от ДТП.
Источниками исходных данных являются:
по пунктам 1, 2 и 3 - данные дорожных организаций или проектно-сметная документация (для строящихся дорог и объектов);
по пункту 4 - данные автотранспортных предприятий;
по пункту 5 - карточки учета ДТП ГИБДД;
по пункту 6 - расчет среднего значения материального ущерба от ДТП рекомендуется выполнять в соответствии с "Инструкцией по учету потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий", ВСН 3-81.
При невозможности получить приемлемые исходные данные по пункту 5 экономия, обусловленная повышением безопасности движения, при первоначальном определении размера платы за проезд в расчет не принимается. Данная экономия может быть учтена при последующем пересмотре размера платы за проезд.
Исходные данные заносятся в таблицу 2.
Таблица 2
На основании исходных данных, приведенных в таблице 2, рассчитывается время в пути по платному и альтернативному маршрутам, экономия времени для каждой группы транспортных средств (таблица 3).
Таблица 3
В столбцы 2, 3, 4 и 5 заносятся соответствующие исходные данные, значения столбцов 6, 7 и 8 рассчитываются следующим образом:
(6) = (2) / (4)
(7) = (3) / (5)
(8) = (7) - (6).
4.2. Расчет величины экономии, получаемой пользователями при проезде по платной автомобильной дороге и дорожному объекту по сравнению с альтернативным бесплатным маршрутом
Экономическая оценка Э SUM суммарных выгод (эффекта) пользователя платной дороги включает:
где:
Ээр - экономия затрат на эксплуатацию транспортного средства при проезде по платному дорожному объекту по сравнению с альтернативным проездом;
Эудг - экономия от ускорения доставки грузов;
Эвр - экономия от сокращения времени нахождения в пути (экономии времени);
Эб - экономия от снижения рисков дорожно-транспортных происшествий.
Экономия затрат на эксплуатацию транспортного средства при проезде по платному дорожному объекту Ээр включает:
- затраты на топливо и смазочные материалы;
- затраты на ремонт и замену шин;
- другие эксплуатационные затраты (техническое обслуживание и ремонт, амортизация, заработная плата водителей, накладные расходы).
Указанные затраты рассчитываются в соответствии с нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-97)*1, утверждены Минтрансом РФ 18 февраля 1997 г., письмом Минфина СССР от 25 марта 1975 г. N 23В "О нормах затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин", Правилами эксплуатации автомобильных шин, утвержденными Минпромом РФ 26 декабря 1996 г., Минтрансом РФ 16 июня 1997 г., Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, МДС 81-4.99.
Гарантийная наработка шин для легковых и грузовых автомобилей установлена ГОСТ 47754-80.
При расчете эксплуатационных затрат следует иметь в виду, что в их состав включаются постоянные и переменные расходы (зависящие от пробега). Определение указанных затрат производится калькуляционными методами на основе методик, принятых в экономике автомобильного транспорта. Руководитель автотранспортного предприятия, как правило, утверждает тарифы на 1 час работы и на 1 км пробега. Для целей настоящей Методики рекомендуется значения указанных тарифов для каждой группы транспортных средств определять как среднее арифметическое значений тарифов, используемых на автотранспортных предприятиях района тяготения платной дороги или платного объекта. Обозначим указанные тарифы соответственно Тч и Ткм. Тогда:
где ДЕЛЬТА t - сокращение времени в пути.
Экономия от ускорения доставки грузов Эудг.
Данная экономия выражается в том, что чем быстрее перевозятся грузы, тем больший их объем можно перевезти в единицу времени. Следовательно, повышается фондоотдача автотранспортных предприятий, увеличивается прибыль грузоперевозчика, использующего платную автодорогу. Кроме того что данный эффект проявляется у грузоперевозчиков, он возникает также у грузоотправителей в результате ускорения оборачиваемости товаров и капиталов.
Для приблизительного расчета может использоваться следующая формула:
где:
СГР - средняя стоимость перевозимых грузов, руб.;
ДЕЛЬТА t - экономия времени, час.;
Бк - ставка банковского кредита, % (в расчетах может использоваться ставка Сбербанка РФ или ставка рефинансирования ЦБ РФ + 6%);
365 и 24 - количество дней в году и часов в сутках соответственно.
Для упрощения расчетов Эудг можно принять равным 3 рублям при условии сокращения времени в пути на 1 час и средней стоимости груза 100000 рублей. Таким образом:
где:
VoT - стоимость одного часа времени;
ВВП - валовый внутренний продукт;
ЧЗ - численность занятого населения.
Для учета количества пассажиров вводится поправочный коэффициент Кп:
Кп1 = 1,0 - 1,5 - для легковых автомобилей;
Кп4 = 1,0 - 10,0 - для автобусов.
Стоимость сэкономленного времени рассчитывается только для первой и четвертой групп транспортных средств по формуле:
Экономия от повышения безопасности движения на автодороге.
Более высокая техническая категория и лучшее технико-эксплуатационное состояние платной дороги по сравнению с альтернативной приводят к снижению риска аварий автотранспорта.
Сокращение риска ДТП для пользователей дороги оценивается на основе сравнения статистических данных по ДТП по конкретной или аналогичным дорогам (платной и альтернативной).
Экономия от снижения потерь от ДТП рассчитывается для каждой группы транспортных средств по формуле (7):
где ИА и ИП - суточная интенсивность транспортного потока по группе соответственно для альтернативной и платной дороги.
5. Определение потребительского спроса на услуги проезда
по платным дорожным объектам
В качестве метода определения потребительского спроса используется опрос. Опрос - это метод социологического исследования, основанный на сборе социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирование) или непосредственного (интервью) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов.
Основными целями опроса являются:
- определение представления пользователей о наиболее приемлемом размере платы за проезд по платной дороге или дорожному объекту;
- определение оптимального значения размера платы за проезд для каждой категории транспортных средств;
- изучение и формирование общественного мнения по вопросу взимания платы за проезд;
- выявление факторов, влияющих на готовность пользователей платить за проезд;
- выявление значимости факторов экономии для различных категорий пользователей;
- подготовка рекомендаций для эксплуатирующей организации по введению различных скидок, по проведению рекламной кампании в СМИ и др.
Основными этапами проведения социологического исследования являются:
1) разработка программы;
2) подготовка плана исследования;
3) сбор, анализ и интерпретация полученных результатов.
На этапе разработки программы производится постановка проблемы (определение потребительского спроса на этапе разработки обоснования инвестиций в создание платного объекта или перевода в платную эксплуатацию действующего объекта, обоснование изменения тарифов, мониторинг общественного мнения), определяются цели и задачи исследования, производится описание объекта исследования.
Объектом исследования являются водители транспортных средств и руководители автотранспортных предприятий. Опрос водителей осуществляется путем анкетирования, руководителей автотранспортных предприятий - интервьюированием. Форма анкеты приведена в Приложении 1.
На этапе разработки программы формулируется гипотеза о наиболее приемлемых тарифах для каждой категории транспортных средств. При этом необходимо учитывать, что основная масса автовладельцев начинает пользоваться платным объектом, когда экономия от пользования платным маршрутом составит 20 - 30%. С другой стороны, реальная выгода от пользования платным объектом превышает оценки его потенциальных пользователей, данных на стадии опроса. Поэтому, как правило, фактические тарифы выше значений, выявленных в процессе опроса, так как реальную оценку всех преимуществ платного проезда пользователи дают только в процессе эксплуатации.
С учетом этих двух обстоятельств рекомендуется в анкете указывать несколько вариантов (3 - 4) значений размера платы за проезд для каждой группы транспортных средств так, чтобы эти значения составляли примерно 30, 60, 80 и 100% от экономии Э SUM, рассчитанной, как это рекомендовано в разделе 4.2. В зависимости от масштаба указанных значений они округляются до 1,5 или 10 рублей, чтобы облегчить их восприятие респондентами.
На этапе подготовки плана исследования осуществляется обоснование выборки. Так как число водителей транспортных средств весьма велико, необходимо осуществить выборку. Для обеспечения ее репрезентативности необходимо, чтобы соотношение опрошенных водителей транспортных средств установленных четырех групп соответствовало структуре транспортного потока. Число руководителей транспортных предприятий невелико, поэтому рекомендуется опросить всех или большинство из них. Общее количество анкет - 300 - 500 шт. разбивается на пять частей (четыре группы транспортных средств и пятая часть для руководителей автотранспортных предприятий). В текст шестого вопроса анкеты и в ответы на него подставляются значения, соответствующие исследуемой группе транспортных средств. В анкетах, предназначенных для руководителей автотранспортных предприятий, шестой вопрос рекомендуется излагать в следующей редакции:
"6. При проезде по платной дороге (объекту) экономия только на топливе составит для группы 1 _____ рублей;
для группы 2 _____ рублей;
для группы 3 _____ рублей;
для группы 4 _____ рублей;
экономия времени для группы 1 _____ минут (часов);
для группы 2 _____ минут (часов);
для группы 3 _____ минут (часов);
для группы 4 _____ минут (часов);
вероятность ДТП снизится на ______%. Какую сумму Вы готовы заплатить за проезд транспортного средства
группы 1 _______ рублей;
группы 2 _______ рублей;
группы 3 _______ рублей;
группы 4 _______ рублей".
На этом этапе также определяется место и время проведения опроса, персонал, проводящий опрос, а также обеспечивается поддержка подразделения ГИБДД, обслуживающего исследуемый участок дороги или дорожный объект.
Первая часть этапа сбора, анализа и интерпретации полученных результатов осуществляется непосредственно на дороге или дорожном объекте. При этом, если исследуется отношение респондентов к строящейся дороге, объектом исследования являются водители, проезжающие по тем автодорогам, транспортные потоки которых предполагается переориентировать на вновь построенную дорогу.
Транспортные средства останавливаются с помощью сотрудников ГИБДД, и водителям предлагается заполнить анкету. Допускается заполнение анкеты самим опрашивающим со слов водителя. На обратной стороне анкеты фиксируется дата, время опроса, пол и примерный возраст водителя, группа транспортного средства.
При обработке результатов опроса следует иметь в виду, что первые три вопроса анкеты относятся к фазе адаптации и призваны "завязать разговор". Четвертый и пятый вопросы информируют респондента о преимуществах привлечения дополнительных, небюджетных средств и об обязательном наличии бесплатного альтернативного маршрута для проезда в том же направлении. Наиболее важным является ответ на шестой вопрос. Седьмой вопрос относится к фазе снятия напряжения.
Заполненные анкеты распределяются по группам, для каждой из которых составляется следующая таблица.
Таблица 4
В столбце "Размер платы" указываются конкретные значения в рублях, следующий столбец заполняется сверху вниз нарастающим итогом. В столбце "Оценка доходности" указываются числа, равные произведению значений предыдущих столбцов той же строки. В качестве базового значения размера платы выбирается то, которому соответствует максимальное значение в столбце "Оценка доходности".
Как отмечалось ранее, фактические тарифы следует устанавливать несколько выше значений, выявленных в процессе опроса, так как реальную оценку всех преимуществ платного проезда пользователи дают только в процессе эксплуатации. Поэтому базовое значение следует увеличить на 20% при условии, что новое значение не превысит значения экономии Э SUM, рассчитанного, как это рекомендовано в разделе 4.2. В противном случае установить окончательное значение на уровне значения экономии Э SUM.
6. Составление прейскуранта платы за проезд
Размер платы за проезд должен быть дифференцированным в зависимости от типа и грузоподъемности автотранспортных средств применительно к четырем группам, как это указано в таблице 1.
Тарифы для I группы рассчитываются для ГАЗ-3110, для II группы - ЗИЛ-4505, для III группы - КАМАЗ-5320 и для IV группы - Икарус-255.
Допускается выполнить расчет только для первой группы автотранспортных средств. Для определения тарифов по остальным группам значение тарифа для первой группы умножается на поправочный коэффициент (табл. 5).
Таблица 5
Рассчитанные значения тарифов должны быть округлены до 1 рубля при значении более 10 рублей и до 50 коп. при значении менее 10 рублей.
Округление значения платы за проезд используется для составления прейскуранта платы за проезд по дорожному объекту. Форма прейскуранта приведена в Приложении 2.
7. Определение платы за проезд по тарифным участкам
Плату за проезд следует выражать в расчете на 1 или 100 км.
Удельные значения используются для расчета платы за проезд по тарифным участкам.
Тарифными участками являются перегоны дороги между пунктами взимания платы за проезд.
В прейскуранте следует указывать стоимость проезда по всему платному объекту, по тарифным участкам, а также удельную стоимость проезда.
8. Пример расчета экономии, достигаемой при проезде
по платной дороге или дорожному объекту
В примере приведены условные цифры, предназначенные для иллюстрации расчетов.
Предположим, что альтернативный маршрут проходит по множеству населенных пунктов, имеется значительное количество светофорных объектов, пересечений и примыканий, дорога соответствует третьей технической категории. Платная дорога - первой технической категории, все развязки выполнены в двух уровнях, освещены в темное время суток, светофоры отсутствуют. Исходные данные представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты расчета экономии времени представлены в таблице 7.
Таблица 7
Для расчета экономии Э SUM подготовим таблицу 8, в которую по мере вычислений будем подставлять значения ДЕЛЬТА Зэ, Эудг, Эвр и Эб.
Таблица 8
В районе прохождения автодороги средние тарифы на эксплуатацию характерных представителей каждой группы следующие (таблица 9):
Таблица 9
По формуле ДЕЛЬТА Зэ = Тч x ДЕЛЬТА t + Ткм(Sа - Sпл) определим экономию эксплуатационных затрат для каждой группы, полученные значения подставим во второй столбец таблицы 8.
По формуле Эудг = ДЕЛЬТА t x 3 определим экономию за счет ускорения доставки грузов (только для группы Г2 и Г3) и подставим значения в третий столбец таблицы 8.
Стоимость сэкономленного времени определяется только для группы Г1 и Г4 по формуле: Эвр = Кп x ДЕЛЬТА t x VoT.
Зададим коэффициенты Кп1 = 1,0, Кп4 = 2,0.
ВВП за 2001 год составил 9041 млрд. руб., при численности работающих 64,5 млн. чел. VoT = 69,52 рубля. Подставим эти значения, результаты запишем в четвертый столбец таблицы 8.
Для расчета экономии от повышения безопасности движения воспользуемся таблицей 10. Полученные значения подставим в пятый столбец таблицы 8.
Таблица 10
Просуммировав значения 2, 3, 4 и 5 столбцов по каждой строке таблицы 8, получим значения экономии Э SUM.
Значения шестого столбца используются для расчета вариантов размера платы за проезд, как это указано в разделе 5 Методики.
Приложение 1
Просим ответить на вопросы анкеты.
Сначала прочитайте предложенные варианты ответов. Выберите подходящий для Вас ответ и обведите кружочком цифру, которая соответствует Вашему мнению. Если ни один из имеющихся в анкете ответов не отражает Вашу точку зрения, то напишите свой ответ на свободной строке. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса.
Подписывать анкету не нужно
Заранее благодарим Вас за участие!
1. Как часто Вы проезжаете в данном направлении?
А) не чаще одного раза в месяц;
Б) 2 - 3 раза в месяц;
В) по выходным дням;
Г) практически каждый день;
Е) _______________________
2. Какую часть участка Вы обычно проезжаете?
А) весь участок;
Б) примерно половину;
В) _______________________
3. Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять в первую очередь для улучшения условий движения?
А) отремонтировать покрытие;
Б) обеспечить освещение развязок;
В) восстановить разметку проезжей части;
Г) построить площадки для стоянки;
Д) построить АЗС, кафе, магазин;
Е) _______________________
4. Считаете ли Вы целесообразным для ускорения (завершения) строительства привлечение в дорожное строительство частного капитала при условии, что построенные дороги будут государственной собственностью?
А) да, считаю;
Б) да, но только российского частного капитала;
В) нет, дороги надо строить только за счет налогов;
Г) _______________________
5. В случае привлечения частного капитала считаете ли Вы оправданным взимание платы за проезд при наличии бесплатного проезда в том же направлении?
А) да, конечно;
Б) да, но в разумных пределах;
В) нет, проезд должен быть бесплатным;
Г) _______________________
6. При проезде по платной дороге (объекту) экономия только на топливе составит _____ рублей, экономия времени - ____ минут (часов), вероятность ДТП снизится на ____%. Какую сумму Вы готовы заплатить за проезд?
А) _______ рублей;
Б) _______ рублей;
В) _______ рублей;
Г) _______ рублей;
Д) не готов, буду пользоваться другой, бесплатной дорогой.
7. Приходилось ли Вам в России или за рубежом платить за проезд по автомобильной дороге?
А) нет, не приходилось;
Б) да, несколько раз;
В) да, довольно часто;
Г) _______________________
Приложение 2
"УТВЕРЖДАЮ"
Заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
ПРЕЙСКУРАНТ
Плата за проезд по участку км ______ - км ______ автомобильной дороги ______________
Действителен с "__"___________ 200_ года
9. Порядок взимания и пересмотра размера платы за проезд
по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам
9.1. Общие положения
Настоящий "Порядок взимания и пересмотра размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам" (далее по тексту - Порядок) разработан в соответствии со следующими правовыми и нормативными актами:
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.99 N 973 "Об утверждении Временных правил организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов и Временных правил определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств";
- "Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1038;
- другими действующими правовыми и нормативными актами.
Настоящий Порядок является обязательным для применения организациями (далее по тексту - эксплуатирующие организации) независимо от форм собственности, осуществляющими в соответствии с договором, заключенным с Росавтодором или уполномоченной им организацией, эксплуатацию платных автомобильных дорог или платных дорожных объектов, относящихся к федеральной собственности.
9.2. Область применения
Действие настоящего Порядка распространяется на организацию взимания платы за проезд, а также на изменение действующих размеров платы за проезд по платным автомобильным дорогам или платным дорожным объектам, относящимся к федеральной собственности.
9.3. Взимание платы за проезд
9.3.1. Взимание платы за проезд осуществляется на основании договора, заключенного эксплуатирующей организацией с Росавтодором или уполномоченной им организацией.
9.3.2. Эксплуатирующая организация обеспечивает круглосуточное взимание платы и использует для взимания платы персонал либо собственный, либо нанятый, прошедший специальную подготовку и имеющий соответствующую квалификацию.
9.3.3. Процесс взимания платы за проезд включает в себя:
а) собственно акт взимания платы;
б) контроль за взиманием платы, хранение и транспортировку получаемых денежных сумм и перевод их на банковский счет эксплуатирующей организации;
в) статистическую обработку информации о получаемых средствах и подготовку соответствующих отчетов.
9.4. Порядок пересмотра размера платы за проезд
9.4.1. Эксплуатирующая организация вправе обратиться в Росавтодор с предложением о пересмотре размера платы за проезд и соответствующем изменении прейскуранта при наличии одного из следующих условий:
а) введение в действие нормативных правовых актов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, которые влекут за собой изменение размера затрат, относимых на себестоимость предоставляемых услуг платного проезда, обязательных отчислений и платежей в соответствующие бюджеты;
б) изменение ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации;
в) развитие и повышение качества предоставляемых услуг;
г) возникновение не зависящих от эксплуатирующей организации факторов, вызвавших рост себестоимости услуг более чем на 5 процентов.
9.4.2. Для изменения размера платы за проезд эксплуатирующая организация представляет в Росавтодор письмо с изложением сути предложения, пояснительную записку, содержащую расчет-обоснование новых размеров платы за проезд, и прейскурант, форма которого приведена в Приложении.
9.4.3. Росавтодор в течение одного месяца рассматривает предложение и принимает решение об установлении нового размера платы за проезд и утверждает прейскурант или направляет эксплуатирующей организации мотивированный отказ по причине недостаточного обоснования введения в действие новых тарифов.
9.4.4. После утверждения в Росавтодоре нового прейскуранта он вводится в действие приказом руководителя эксплуатирующей организации.
9.4.5. Эксплуатирующая организация вправе по своему усмотрению вводить систему месячных билетов или скидок для постоянных пользователей, жетоны и иные рекламные и маркетинговые программы, которые сочтет нужными для привлечения пользователей, вводить сезонные скидки и иными способами повышать привлекательность платной дороги.
Приложение 3
"УТВЕРЖДАЮ"
Заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
ПРЕЙСКУРАНТ
Плата за проезд по участку км ______ - км ______ автомобильной дороги ______________
Действителен с "__"___________ 200_ года