Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2006 N 1188-р

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 августа 2006 г. N 1188-р

1. Одобрить прилагаемую Программу координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации.

2. Минобрнауки России:

обеспечить совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями реализацию Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации;

представлять ежегодно, начиная с 2007 года, во II квартале доклад в Правительство Российской Федерации о ходе и результатах реализации указанной Программы.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Одобрена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 25 августа 2006 г. N 1188-р

ПРОГРАММА

КООРДИНАЦИИ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ

И НАНОМАТЕРИАЛОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Введение

Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации (далее - Программа) разработана в соответствии с решением Правительства Российской Федерации и направлена на реализацию новых подходов к преобразованию российской промышленности.

Ускоренное развитие работ в области нанотехнологий и наноматериалов призвано обеспечить реализацию стратегических приоритетов Российской Федерации, изложенных в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

II. Основное назначение и принципы Программы

Основное назначение Программы - достижение целей, определенных Концепцией развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года.

Программа представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение координации работ по созданию и развитию научной, технической и технологической базы в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, а также на объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и организаций в интересах ускоренного формирования наноиндустрии в Российской Федерации, и является важнейшим организационным инструментом реализации указанной Концепции.

Основными принципами Программы являются:

системный подход к решению задач развития наноиндустрии, включающий межотраслевую координацию работ федеральных органов исполнительной власти и организаций по реализации программ и проектов в этой области;

коллегиальность принятия решений, связанных с реализацией Программы, а также широкое использование независимой и межведомственной экспертизы в этих целях;

направление значительной части средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников на решение приоритетных задач в области развития наноиндустрии и создание системы контроля эффективности их расходования;

межведомственная открытость для обсуждения достигнутых результатов и эффективных механизмов организации работ.

Состав участников Программы формируется из федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, субъектов инновационной системы, негосударственных организаций наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики и других организаций.

Участники Программы самостоятельно реализуют исследовательские, образовательные, инфраструктурные или производственные проекты в области наноиндустрии, а также согласовывают механизм обмена информацией о своей деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

III. Цель и задачи Программы

Целью Программы является достижение и поддержание паритета с развитыми странами мира в приоритетных направлениях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, создании экологически адаптированных современных промышленных производств, здравоохранении, производстве продуктов питания, качестве и уровне жизни населения, а также в обеспечении необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации за счет повышения координации и результативности работ в области нанотехнологий и наноматериалов.

Основными задачами Программы являются:

развитие высокотехнологичных секторов экономики на базе широкого внедрения нанотехнологий и наноматериалов, обеспечивающее повышение конкурентоспособности и расширение присутствия Российской Федерации на мировом рынке наукоемкой высокотехнологичной продукции;

повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств за счет согласованных действий участников Программы в области нанотехнологий и наноматериалов;

снижение уровня угроз террористических актов, техногенных катастроф и других факторов неблагоприятных внешних воздействий путем широкого внедрения специальной наносистемной техники;

совершенствование вооружения, военной и специальной техники на основе использования достижений в области нанотехнологий и наноматериалов;

профилактика, диагностика и лечение заболеваний путем внедрения в сферу здравоохранения методов, лекарственных средств и медицинской техники, полученных в результате использования достижений в области нанотехнологий и наноматериалов;

повышение уровня экологической безопасности и улучшение среды обитания за счет применения наносистемной техники для мониторинга и защиты окружающей среды.

Для достижения цели Программы предусматриваются:

определение приоритетных направлений развития нанотехнологий и наноматериалов, ресурсного обеспечения форм межведомственного взаимодействия;

учет, планирование и оптимизация расходуемых бюджетных средств в области нанотехнологий и наноматериалов;

формирование национальной нанотехнологической сети;

распределение компетенции по вопросам проведения исследований и разработок в области нанотехнологий и наноматериалов, распространение полученных результатов в отраслях экономики и стимулирование спроса на продукцию наноиндустрии;

координация и совершенствование процедур трансфера нанотехнологий и наноматериалов;

совершенствование механизмов защиты интеллектуальной собственности при вовлечении ее в хозяйственный оборот.

Основными направлениями координации работ в рамках Программы являются:

создание и совершенствование исследовательской и инновационной инфраструктуры по развитию работ в области нанотехнологий и наноматериалов;

широкомасштабное развитие фундаментальных исследований по перспективным направлениям науки, определяющим прогресс в области нанотехнологий и наноматериалов, а также долгосрочная государственная поддержка прикладных исследований, нацеленных на коммерциализацию разработок;

развитие международного взаимовыгодного сотрудничества в области наноиндустрии;

подготовка, привлечение и закрепление кадров (прежде всего молодых специалистов) для использования в различных сферах деятельности в области нанотехнологий и наноматериалов, а также повышение их квалификации.

IV. Направления развития нанотехнологий

и наноматериалов и мероприятия Программы

Перспективными направлениями развития нанотехнологий и наноматериалов являются:

создание научно-технологической и метрологической базы наноиндустрии;

разработка наноинженерии и наносистемной техники;

создание функциональных и конструкционных наноматериалов;

разработка нанобиотехнологии;

осуществление подготовки и переподготовки кадров для наноиндустрии.

Для реализации Программы утверждается план мероприятий, включающий следующие направления работ:

организация научно-технического прогноза в области нанотехнологий и наноматериалов, определение места Российской Федерации на мировом рынке продукции наноиндустрии;

определение и согласование приоритетов и компетенции участников Программы, в том числе по развитию инфраструктуры наноиндустрии;

согласование тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по которой участниками Программы планируется выполнение или размещение заказа;

информирование участников Программы о направлениях, партнерах и результатах международного научно-технического сотрудничества в области нанотехнологий и наноматериалов;

обмен результатами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и деятельности в сфере коммерциализации технологий наноиндустрии, обеспечение трансфера разработанных технологий в промышленность, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации;

инвентаризация научного, технического, технологического и производственного потенциала Российской Федерации в области нанотехнологий и наноматериалов;

определение показателей и индикаторов Программы.

План действий по стимулированию развития наноиндустрии в Российской Федерации представлен в приложении.

V. Система управления реализацией Программы

Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации.

Координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Управление реализацией Программы производится на основе соглашений координатора Программы с каждым из ее участников.

Для реализации Программы координатор Программы:

разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий, в том числе совместно с иными участниками Программы, нормативные акты, необходимые для реализации Программы;

планирует экспертные проверки выполнения отдельных мероприятий участниками Программы;

представляет участникам Программы в соответствии с двусторонними соглашениями статистическую, справочную и аналитическую информацию о выполнении мероприятий Программы;

дает заключение по предложениям главных распорядителей бюджетных средств - участников Программы, связанным с вопросами увеличения финансирования мероприятий Программы;

готовит ежегодный доклад Правительству Российской Федерации о ходе и результатах реализации Программы.

Координационно-коллегиальным органом является Межведомственный научно-технический совет по проблеме нанотехнологий и наноматериалов. В его состав входят представители главных распорядителей бюджетных средств - участников Программы, ученые, а также представители крупных бизнес-сообществ, заинтересованные в развитии российской наноиндустрии.

Технический координатор Программы - Федеральное агентство по науке и инновациям выполняет следующие функции:

организация взаимодействия участников Программы с головной научной организацией Программы и головными организациями отраслей, установленными в настоящем разделе;

организация внедрения информационных технологий в целях управления реализацией Программы и обеспечение размещения в сети Интернет материалов о реализации Программы, финансировании мероприятий Программы и привлеченных внебюджетных средствах;

организация и ведение мониторинга реализации Программы;

информационно-аналитическое обеспечение подготовки ежегодного доклада Правительству Российской Федерации о реализации Программы;

представление координатору Программы статистической, справочной и аналитической информации о реализации Программы.

В рамках Программы осуществляют деятельность следующие субъекты инновационной системы:

головная научная организация Программы;

головные организации отраслей;

научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов страны;

центры коллективного пользования научным оборудованием;

центры трансфера технологий;

венчурные фонды и иные специализированные финансовые институты, включая фонд развития наноиндустрии;

негосударственные организации - участники Программы.

Головная научная организация Программы, определяемая координатором Программы на конкурсной основе, выполняет следующие функции:

осуществляет научное и методическое обеспечение координации исследований и разработок для формирования технологической базы в рамках Программы;

осуществляет комплексную научную и технологическую экспертизу мероприятий Программы в области соответствующих исследований и разработок, включая экспертизу достигнутых результатов и определение потенциала их производства и продажи;

осуществляет научное и методическое обеспечение координации проектов международного научно-технического сотрудничества;

оценивает перспективы и вырабатывает рекомендации по использованию результатов исследований и разработок гражданского, военного и двойного назначения (по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти);

обеспечивает взаимодействие с головными организациями отраслей по вопросам научных исследований, коммерциализации технологий, организации серийного производства;

осуществляет научное и методическое обеспечение подготовки специалистов.

Организация, претендующая на получение статуса головной научной организации Программы, должна осуществлять:

разработку новых технологий, применение которых возможно во многих отраслях экономики;

разработку принципиально новых технологий, обеспечивающих развитие новых секторов экономики.

Головные организации отраслей - организации, уполномоченные федеральными органами исполнительной власти - участниками Программы на осуществление научно-методического сопровождения следующих направлений деятельности:

решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и освоения секторов наукоемкой продукции мирового рынка;

координация разработок конкурентоспособных на мировом рынке коммерческих технологий, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;

координация проектов международного научно-технического сотрудничества в сфере компетенции федеральных органов исполнительной власти по направлениям Программы;

координация проектов трансфера нанотехнологий;

интеграция научной и образовательной деятельности в целях развития соответствующей отрасли и подготовки специалистов для этой отрасли;

отраслевой мониторинг мероприятий Программы, включая сбор информации о производстве и продаже продукции наноиндустрии.

Руководители федеральных органов исполнительной власти -участников Программы в рамках своей компетенции несут персональную ответственность за ее реализацию и конечные результаты.

Организация, претендующая на получение статуса головной организации отрасли, должна осуществлять в рамках отрасли разработку новых технологий, конкурентоспособных на мировом рынке.

Создание фонда развития наноиндустрии как специализированного института будет содействовать совершенствованию механизма коммерциализации разработок и финансирования производственных проектов в области нанотехнологий и наноматериалов.

Отдельные негосударственные организации - участники Программы осуществляют научные исследования и разработки, подготовку и переподготовку специалистов, проектирование и выпуск серийной продукции по направлениям Программы.

Для оперативного и достоверного информирования участников Программы создается система обмена результатами, полученными в рамках ее реализации. Указанная система включает в себя:

подсистему информационных обменов участников Программы;

подсистему управления, экспертизы и контроля реализации Программы;

подсистему информационной поддержки процесса коммерциализации нанотехнологий и наноматериалов;

подсистему международных научно-технических обменов в области нанотехнологий и наноматериалов;

подсистему популяризации достижений в области нанотехнологий и наноматериалов.

VI. Ресурсное обеспечение реализации Программы

Мероприятия Программы финансируются ее участниками в установленном порядке за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. В качестве источников финансирования мероприятий Программы могут учитываться средства целевых программ, средства, выделенные на содержание учреждений, подведомственных главным распорядителям бюджетных средств, а также на реализацию внепрограммных мероприятий, включая средства государственных научных фондов.

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы устанавливаются и корректируются ее участниками ежегодно, после утверждения каждым участником годового плана работы, в пределах имеющихся бюджетных и иных средств, но не позднее II квартала каждого года.

VII. Критерии оценки эффективности и ожидаемые

конечные результаты реализации Программы

Критериями оценки эффективности реализации Программы являются:

достижение реальных результатов в экономике Российской Федерации на базе реализации продукции наноиндустрии;

рост объема продаж продукции наноиндустрии на внешнем и внутреннем рынках;

рост числа патентов, договоров об уступке патента и лицензионных договоров в области нанотехнологий и наноматериалов;

расширение частно-государственного партнерства в процессе реализации Программы и рост объемов привлеченных внебюджетных средств;

увеличение количества публикаций российских ученых в журналах мирового уровня, а также докладов, связанных с тематикой Программы, на международных конференциях.

В результате реализации Программы предполагается:

повышение уровня и качества жизни населения Российской Федерации;

повышение уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

диверсификация и рост конкурентоспособности российской экономики, увеличение доли мирового рынка продукции наноиндустрии, снижение доли сырьевого сектора в экономике страны, улучшение структуры экспорта за счет роста в нем высокотехнологичной продукции;

достижение мирового уровня исследований и разработок, обеспечивающего развитие и реализацию российского потенциала наноиндустрии и активное участие России в международной научно-технической кооперации.

Приложение

к Программе координации работ

в области нанотехнологий

и наноматериалов в

Российской Федерации

ПЛАН

ДЕЙСТВИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ

НАНОИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Другие документы по теме
<О внесении изменений в Распоряжение ГТК РФ от 08.06.98 N 01-14/611>
(ред. от 06.06.2002) <О грантах Правительства Российской Федерации в сфере средств массовой информации>
<О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации>
"Об организации подготовки кадров управляющих и специалистов для инвестиционных фондов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.1993 N 197)
Ошибка на сайте