Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение Минтранса России от 05.05.2012 N ИЛ-62-р

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 мая 2012 г. N ИЛ-62-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ

ЛИЦ, ПОДАВШИХ ЗАЯВКУ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН В ОБЛАСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ЭКСПЛУАТАНТА

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК,

И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕРТИФИКАТ ЭКСПЛУАТАНТА

И ВЫПОЛНЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

В целях усиления контроля за финансовой устойчивостью эксплуатантов коммерческой гражданской авиации:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки.

2. Отменить распоряжение Минтранса России от 1 апреля 2010 г. N ИЛ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки".

Министр

И.Е.ЛЕВИТИН

Утверждены

распоряжением Минтранса России

от 5 мая 2012 г. N ИЛ-62-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ

ЛИЦ, ПОДАВШИХ ЗАЯВКУ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН В ОБЛАСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ЭКСПЛУАТАНТА

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК,

И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕРТИФИКАТ ЭКСПЛУАТАНТА

И ВЫПОЛНЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки (далее - Методические рекомендации), предназначены для оценки финансово-экономического состояния юридических лиц, подавших заявку на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки (далее - эксплуатанты).

2. Оценка финансово-экономического состояния эксплуатантов осуществляется в целях защиты интересов пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей и предупреждения действия на рынке воздушных перевозок финансово несостоятельных хозяйствующих субъектов в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246 (зарегистрирован Минюстом России 7 октября 2015 г., регистрационный N 39163) (далее - Федеральные авиационные правила).

Результаты оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов формируются для использования уполномоченным органом в области гражданской авиации для реализации в установленном порядке закрепленных за ним функций и мер, предусмотренных Федеральными авиационными правилами.

Для целей оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов уполномоченный орган в области гражданской авиации является заинтересованным пользователем информации о финансовом положении эксплуатантов и финансовых результатов их деятельности. Для указанной оценки следующие отдельные показатели активов и обязательств эксплуатантов являются существенными:

основные средства;

дебиторская задолженность;

запасы;

прочие оборотные активы;

нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);

заемные средства (краткосрочные и долгосрочные);

кредиторская задолженность;

доходы будущих периодов;

оценочные обязательства (долгосрочные и краткосрочные);

прочие обязательства.

3. Оценка и анализ финансово-экономического состояния эксплуатанта в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил включает:

подготовку эксплуатантом необходимых финансово-экономических и статистических данных по установленным формам бухгалтерской и государственной статистической отчетности и действующего бизнес-плана эксплуатанта, разработанного им ранее в случаях, предусмотренных Федеральными авиационными правилами, содержащего информацию, необходимую для оценки хода реализации бизнес-плана и перспективного финансово-экономического состояния;

расчет показателей (характеристик) деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатанта, отражающих его возможности по стабильному финансовому обеспечению деятельности, регламентированной действующими сертификационными требованиями к эксплуатантам;

анализ достигнутых и прогнозируемых показателей (характеристик) деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатанта, включая характеристику выявленных тенденций и обусловивших их факторов и причин, выявление рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта;

подготовку заключения по результатам проведенного анализа (далее - заключение), соответствующего требованиям настоящих Методических рекомендаций.

4. Содержание заключения:

4.1. В заключении рекомендуется отражать общую информацию об эксплуатанте, дату проведения оценки, цели оценки (оценка текущего финансово-экономического состояния по данным отчетности эксплуатанта либо оценка перспективного финансово-экономического состояния по прогнозным данным бизнес-плана), основные производственные показатели эксплуатанта, показатели (характеристики) его финансово-экономического состояния, выявленные тенденции и обусловившие их факторы и причины, основные финансово-экономические факторы, обусловившие платежеспособность или неплатежеспособность эксплуатанта, рекомендации по устранению выявленных недостатков и преодолению кризисной ситуации.

4.2. Заключение для целей оценки текущего финансово-экономического состояния по данным отчетности эксплуатанта должно содержать выводы о наличии или отсутствии у эксплуатанта достаточных финансовых ресурсов, о возможных рисках ухудшения финансового состояния эксплуатанта и потенциальных возможностях восстановления его платежеспособности, о нахождении эксплуатанта в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии в случаях, указанных в пункте 40, а также при наличии дефицита финансовых ресурсов о наличии рисков нарушения требований безопасной эксплуатации авиационной техники и поддержания требуемого уровня летной годности воздушных судов.

II. Данные, используемые для оценки

финансово-экономического состояния эксплуатантов

5. Оценка финансово-экономического состояния эксплуатантов основывается:

на данных бухгалтерской и статистической отчетности эксплуатантов за период не менее 24 месяцев (охватывает два предшествующих завершенных отчетных периода (года) и отчетный период текущего (незавершенного) года) - по фактическим (отчетным) данным;

на результатах расчетов бизнес-планов хозяйственной деятельности, формируемых в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил, на перспективу не менее 24 месяцев - по прогнозным (планируемым в рамках бизнес-планирования) данным.

6. Перечень форм бухгалтерской отчетности и государственной статистической отчетности, используемой для оценки и анализа финансово-экономического состояния эксплуатантов, состоит из форм:

бухгалтерский баланс;

отчет о прибылях и убытках;

отчет об изменениях капитала;

отчет о движении денежных средств;

приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее - пояснения) в соответствии с приложением N 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";

отчет о целевом использовании полученных средств;

форма N 67-ГА "Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта".

Эксплуатанты - субъекты малого предпринимательства представляют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках с учетом положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности, в т.ч. сумма дебиторской задолженности со сроком погашения свыше 12 месяцев и задолженность учредителей по взносам в уставный капитал, а также суммы начисляемых по основным средствам амортизационных начислений (с учетом учетной политики эксплуатанта), суммы дивидендов, начисленных за предыдущий год, и промежуточных дивидендов отчетного периода, отнесенных в учете эксплуатанта на уменьшение капитала и резервов (строка 1370 "Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)" баланса) в отчетном периоде.

Аналогичную информацию представляют эксплуатанты, использующие в соответствии с установленным порядком упрощенную систему налогообложения (УСНО) и практикующие распределение дивидендов между учредителями (бухгалтерская отчетность по формам бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках применяется ими при взаимодействии с налоговыми органами и банками при определении размеров (распределении) дивидендов между учредителями).

Другие эксплуатанты, в том числе функционирующие в организационно-правовой форме государственных учреждений и не формирующие в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - эксплуатанты, не формирующие стандартные для коммерческих организаций формы бухгалтерской отчетности), проходят оценку финансово-экономического состояния по сокращенному перечню показателей в соответствии с пунктом 41 настоящих Методических рекомендаций.

7. Перечень форм государственной статистической отчетности, рекомендуемых к использованию для анализа в рамках оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов, состоит из:

формы N 12-ГА "Сведения о перевозках пассажиров и грузов";

формы N 15-ГА "Сведения об объемах перевозок через аэропорты" (для объединенных авиаотрядов, осуществляющих аэропортовую деятельность);

формы N 32-ГА "Сведения о парке воздушных судов";

формы N 33-ГА "Сведения о работе воздушных судов";

формы N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников";

информации учета ресурсного состояния воздушных судов в соответствии с частью ГЗ перечня разделов заявки на сертификацию, указанного в приложении к Федеральным авиационным правилам.

8. Эксплуатанты вправе представлять дополнительные сведения и информацию о финансово-хозяйственной деятельности, в том числе: сведения о размере дебиторской задолженности со сроком погашения свыше 12 месяцев; о задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал; о сумме дивидендов, начисленных за предыдущий год, и промежуточных дивидендов отчетного периода, отнесенных в учете эксплуатанта на уменьшение капитала и резервов; аудиторское заключение.

Специалисты органов сертификации эксплуатантов или привлекаемые в рамках процедур сертификации специалисты-эксперты при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями при выявлении противоречий в представленной эксплуатантами отчетности (в том числе в части начисления амортизационных начислений, любых расхождений между данными форм бухгалтерского учета и формы государственной статистической отчетности N 67-ГА) могут запросить в связи с этим у эксплуатантов необходимые пояснения для учета при формировании соответствующих выводов и заключения.

III. Характеристика основных

финансово-экономических показателей оценки достаточности

финансовых ресурсов эксплуатанта

9. Оценка финансово-экономического состояния эксплуатантов включает получение результатов объективного анализа показателей их ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, финансовой нагрузки по обслуживанию заемных средств, рентабельности (экономической эффективности деятельности) и располагаемых инвестиционных возможностей (включая собственные и привлекаемые инвестиционные ресурсы).

10. Показатели используются для обоснования выводов о наличии или отсутствии у эксплуатанта достаточных финансовых ресурсов, наличия рисков ухудшения финансового состояния эксплуатанта и потенциальных возможностях восстановления его платежеспособности.

11. Выводы о наличии у эксплуатанта необходимых финансовых ресурсов на основании оценки данных текущей бухгалтерской и статистической отчетности эксплуатантов формируются на основе предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями значений соответствующих аналитических показателей и включают отнесение эксплуатанта к одной из четырех групп по уровню риска потери текущей платежеспособности (возникновения банкротства) в соответствии с пунктами 40 и 47 настоящих Методических рекомендаций.

12. Выводы по прогнозной оценке наличия у эксплуатанта необходимых финансовых ресурсов формируются в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями на основании оценки и анализа соответствующих прогнозных показателей бизнес-плана.

13. Выводы о наличии рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта формируются на основе анализа показателей экономической эффективности деятельности, уровня кредиторской задолженности и уровня финансовой нагрузки по обслуживанию заемных средств, а также динамики объемных показателей производственной деятельности эксплуатанта.

14. Выводы о наличии потенциальных возможностей восстановления платежеспособности эксплуатанта формируются на основе анализа величины дефицита необходимых финансовых ресурсов по данным текущей бухгалтерской и статистической отчетности, показателей экономической эффективности деятельности и прогнозных показателей бизнес-плана, подготовленных с учетом планов собственников и инвесторов, предусматривающих инвестиции, финансовую поддержку и взносы в уставный капитал эксплуатанта (при необходимости у эксплуатантов могут быть запрошены необходимые подтверждения).

15. Показатели ликвидности и платежеспособности позволяют определить способность эксплуатанта оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода (года). Наиболее важными из них для анализа финансово-экономического состояния эксплуатанта являются следующие:

чистый оборотный капитал;

коэффициент текущей (общей) ликвидности;

период оборота (погашения) кредиторской задолженности.

16. Чистый оборотный капитал () рассчитывается как разность между текущими активами эксплуатанта (из которых исключается дебиторская задолженность со сроком погашения свыше 12 месяцев и задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал <*>) и его краткосрочными обязательствами (за вычетом доходов будущих периодов и краткосрочных оценочных обязательств).

--------------------------------

<*> Сведения о дебиторской задолженности со сроком погашения свыше 12 месяцев и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал входят в состав пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Для целей расчета чистого оборотного капитала специалистам органов сертификации эксплуатантов или привлекаемым в рамках процедур сертификации специалистам-экспертам рекомендуется дополнительно запрашивать у эксплуатантов пояснения к промежуточной (квартальной) бухгалтерской отчетности в части расшифровки состава дебиторской задолженности по срокам погашения и раскрытия информации о задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, если такие расшифровки или информация в составе представленной отчетности отсутствуют.

При отсутствии в составе промежуточной (квартальной) бухгалтерской отчетности информации о составе дебиторской задолженности по срокам погашения и информации о задолженности учредителей по взносам в уставный капитал специалисты органов сертификации эксплуатантов или привлекаемые в рамках процедур сертификации специалисты-эксперты вправе для целей расчета чистого оборотного капитала использовать данные о доле дебиторской задолженности со сроком погашения свыше 12 месяцев, а также данные о размере задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, указанные в пояснениях к бухгалтерской отчетности эксплуатанта за прошедший год.

Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости эксплуатанта, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что эксплуатант не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем.

Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности эксплуатанта, в том числе от объема реализации, скорости оборота материально-производственных запасов и дебиторской задолженности, условий предоставления кредитов, хозяйственной конъюнктуры.

На финансовом положении эксплуатанта может отрицательно сказываться как недостаток, так и излишек чистого оборотного капитала.

Недостаток этих средств может привести эксплуатанта к финансовой неустойчивости и ограниченной платежеспособности в связи с неспособностью своевременно погасить краткосрочные обязательства. Недостаток может быть вызван убытками в хозяйственной деятельности, возрастанием суммы просроченной дебиторской задолженности, приобретением дорогостоящих объектов основных средств без соответствующих долгосрочных источников финансирования, финансовой неподготовленностью к погашению долгосрочных обязательств.

Значительное превышение чистого оборотного капитала над реальной потребностью в нем может свидетельствовать о неэффективном использовании ресурсов.

17. Коэффициент текущей ликвидности () является наиболее применяемым показателем при рассмотрении угрозы возможного банкротства, рассчитывается как частное от деления величины оборотных средств (из которых исключается дебиторская задолженность со сроком погашения свыше 12 месяцев и задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал <*>) на краткосрочные обязательства (без учета доходов будущих периодов и краткосрочных оценочных обязательств) и показывает, достаточно ли у эксплуатанта средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение предстоящего года. Данный показатель характеризует возможности эксплуатанта по оплате его текущих обязательств за счет мобилизации всех располагаемых оборотных средств.

--------------------------------

<*> Аналогично примечанию к пункту 16 настоящих Методических рекомендаций.

Рекомендуемые для эксплуатантов значения показателя превышают 1,15 и зависят от оборачиваемости основных видов активов. Существенное превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами является нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. Снижение данного показателя за анализируемый период свидетельствует о снижении уровня ликвидности активов или о росте убытков эксплуатанта.

18. Период оборота (погашения) кредиторской задолженности () характеризует средний срок оборачиваемости текущей задолженности (включая краткосрочные заемные средства и краткосрочные прочие обязательства) эксплуатанта и рассчитывается как отношение средней величины текущей кредиторской задолженности предприятия, включая краткосрочные заемные средства и краткосрочные прочие обязательства, за отчетный период, умноженной на количество месяцев отчетного периода, к сумме себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, с учетом изменения стоимости запасов за отчетный период.

Данный показатель позволяет судить о том, сколько в среднем требуется месяцев эксплуатанту для погашения счетов кредиторов.

19. Финансовая устойчивость эксплуатанта определяет степень его зависимости от заемных средств. В качестве основного показателя финансовой устойчивости эксплуатанта в настоящих Методических рекомендациях используется показатель стоимости чистых активов.

20. Стоимость чистых активов () для целей настоящих Методических рекомендаций рассчитывается как разница между активами эксплуатанта (без учета собственных акций, выкупленных у акционеров, и суммы задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал) и суммой долгосрочных и краткосрочных обязательств, включающими обязательства эксплуатанта перед пассажирами и грузоотправителями, уменьшенными на сумму доходов будущих периодов.

Данный показатель характеризует отраженный в бухгалтерском учете эксплуатанта объем собственных источников финансирования деятельности (с учетом доходов будущих периодов), его динамика зависит от экономической эффективности деятельности (прибыльности или убыточности). Значение показателя сравнивается с размером уставного капитала эксплуатанта для определения его соответствия требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

21. Показатели рентабельности показывают, насколько экономически эффективна деятельность эксплуатанта. Наиболее важными среди них для анализа финансово-экономического состояния эксплуатанта являются следующие:

рентабельность (убыточность) продаж по балансовой (до налогообложения) прибыли;

общая доходность (убыточность) продаж;

рентабельность (убыточность) продаж по EBITDA;

чистый денежный поток среднемесячный.

22. Рентабельность (убыточность) продаж по балансовой прибыли () рассчитывается как отношение балансовой (до налогообложения) прибыли (+) или убытка (-) к выручке от реализации продукции эксплуатанта, в процентах. Данный показатель характеризует политику ценообразования и способность эксплуатанта контролировать себестоимость реализованных воздушных перевозок, а также прочие расходы, т.е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов и т.д.

23. Общая доходность (убыточность) продаж () рассчитывается как отношение чистого располагаемого дохода за отчетный период к выручке от реализации продукции эксплуатанта, в процентах. Данный показатель отражает величину чистого финансового результата от деятельности эксплуатанта в отчетном периоде, приходящуюся на единицу реализованной в отчетном периоде продукции.

При этом чистый располагаемый доход следует увеличивать на величину дивидендов, начисленных за предыдущий год, и промежуточных дивидендов отчетного периода, отнесенных в учете эксплуатанта на уменьшение капитала и резервов (строка 1370 "Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)" баланса) в отчетном периоде <*>.

--------------------------------

<*> Источником данных об указанных дивидендах служат пояснения эксплуатанта аналогично примечанию к пункту 16 настоящих Методических рекомендаций.

24. Рентабельность (убыточность) продаж по EBITDA () рассчитывается как отношение суммы доналогового располагаемого дохода за отчетный период (прибыль до вычета процентных расходов за использование заемных средств, уплаты налогов на прибыль и амортизационных отчислений) к выручке от реализации продукции эксплуатанта. Показатель характеризует эффективность основной деятельности эксплуатантов.

25. Чистый располагаемый доход среднемесячный () рассчитывается как сумма начисленных амортизационных отчислений по внеоборотным активам в отчетном периоде и нераспределенной прибыли (+) или убытка (-) отчетного периода, отнесенная к количеству месяцев в отчетном периоде, и отражает среднемесячный чистый финансовый результат от деятельности эксплуатанта в отчетном году в денежном выражении. Значение показателя указывает на темпы формирования в отчетном периоде запасов (либо дефицита) собственных источников финансирования текущей деятельности эксплуатантов и их инвестиций.

При расчете прогнозного чистого располагаемого дохода используемые в расчетах отчетные данные целесообразно при наличии соответствующей информации корректировать (очищать) от влияния имевших место в ретроспективе нерегулярных (не связанных напрямую с регулярной производственной деятельностью и, соответственно, не гарантированных на прогнозный период) дополнительных доходов, прибылей, безвозмездного внесения имущества, безвозмездной финансовой поддержки и взносов, а также начисленных в рассматриваемом отчетном периоде сумм дивидендов, отнесенных в учете эксплуатанта на уменьшение капитала и резервов (строка 1370 "Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)" баланса) в отчетном периоде <*>.

--------------------------------

<*> Источником данных об указанных дивидендах служат пояснения эксплуатанта аналогично примечанию к пункту 16 настоящих Методических рекомендаций.

26. Показатели уровня перспективной платежеспособности и финансовой нагрузки по обслуживанию заемных средств позволяют анализировать возможности эксплуатанта по надежному обслуживанию финансовых обязательств по займам и кредитам и включают коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам и краткосрочным заемным средствам, показатели удельного веса (отношения) процентных платежей к EBITDA и к выручке, а также индекс перспективной платежеспособности.

27. Коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам и краткосрочным заемным средствам () характеризует долговую нагрузку по кредитам и займам на финансовую систему эксплуатанта и вычисляется как частное от деления суммы долгосрочных обязательств и краткосрочных кредитов и займов на конец отчетного периода на среднемесячную выручку. Анализируется с учетом динамики объемов производства, величины долговой нагрузки (с учетом сроков ее погашения) и удельного веса процентных платежей в выручке и в доналоговом денежном потоке, определяемом как прибыль до вычета процентных расходов, уплаты налогов на прибыль и амортизационных отчислений (EBITDA).

28. Показатель удельного веса (отношения) процентных платежей к выручке () определяется отношением суммы процентных платежей к выручке от реализации продукции эксплуатанта, в процентах. Показатель характеризует риски потери платежеспособности эксплуатантов, связанные с уровнем процентных платежей по обслуживанию взятых кредитов и займов.

29. Показатель удельного веса (отношения) процентных платежей к EBITDA () определяется отношением суммы процентных платежей к сумме прибыли до налогообложения, процентных расходов и амортизационных отчислений, выраженном в процентах. Показатель характеризует возможности выполнения обязательств по процентным платежам, связанным с кредитами и займами эксплуатантов.

30. Индекс перспективной платежеспособности - показатель (), являющийся дискриминантной функцией, построенной на основе данных финансовой отчетности эксплуатанта, обеспечивающей относительно высокую надежность разбиения авиакомпаний на группы, соответственно, с прогнозируемым низким или высоким риском "потери" действующего сертификата эксплуатанта. Выводы по значению показателя делаются с учетом фактора сезонности, корректировка показателя с учетом фактора сезонности осуществляется аналогично изложенной в п. 36.1 корректировке (средневзвешенной оценке ) показателя (см. ).

31. Показатели деловой активности позволяют анализировать, насколько эффективно эксплуатант использует свои активы (средства). Скорость оборота средств (т.е. скорость превращения их в денежную форму) оказывает непосредственное влияние на его платежеспособность. Выбранный по данной группе анализируемый показатель учитывает, что основной составляющей оборотных активов эксплуатантов в Российской Федерации является дебиторская задолженность.

32. Период оборота (погашения) дебиторской задолженности () рассчитывается (в днях) как отношение средней величины дебиторской задолженности за отчетный период к среднедневной выручке от реализации продукции эксплуатанта за отчетный период. Данный показатель отражает, насколько быстро эксплуатант получает платежи по счетам дебиторов, т.е. показывает средний период погашения счетов дебиторов.

33. Выручка среднемесячная () рассчитывается как отношение суммы выручки от реализации продукции эксплуатанта к количеству месяцев в отчетном периоде.

34. На основании параметров рассчитываемых показателей финансово-экономического состояния эксплуатантов формулируется вывод о достаточности или недостаточности располагаемых эксплуатантом финансовых ресурсов.

35. Показатель наличия (+) или недостаточности (-) финансовых ресурсов () обеспечения текущей деятельности отражает величину наличия или дефицита финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности эксплуатанта на конец отчетного периода, определяется сравнением значений показателей (чистый оборотный капитал) и (стоимость чистых активов) и соответствует наименьшему из сравниваемых значений.

При положительном значении показателя наличия или недостаточности финансовых ресурсов () эксплуатант характеризуется наличием финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности, при отрицательном значении - недостаточностью финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности.

36. Наиболее важным показателем оценки текущего финансово-экономического состояния эксплуатанта является "Уровень наличия (+) или дефицита (-) финансовых ресурсов ()", рассчитываемый как отношение суммы наличия (дефицита) финансовых ресурсов () на конец отчетного периода и полугодового (шестимесячного) чистого располагаемого дохода эксплуатанта () к среднемесячной выручке от реализации продукции эксплуатанта (). Данный показатель отражает прогнозируемый на перспективу шести месяцев уровень наличия (дефицита) финансовых ресурсов по отношению к среднемесячной выручке.

36.1. В целях учета влияния фактора сезонности в деятельности эксплуатанта на результаты проведенной оценки следует корректировать показатель , определенный по итогам истекшего отчетного периода, на , определенный по итогам истекшего календарного года.

Указанная корректировка осуществляется по формуле средневзвешенной:

при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам календарного года сезонный фактор не учитывается;

при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам I квартала текущего года:

;

при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам II квартала:

;

при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам III квартала:

.

37. Методика расчета, характеристика применяемых при оценке эксплуатантов показателей, а также используемые при этом источники информации указаны в таблице приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

38. С учетом анализа статистических данных по основным показателям финансово-экономического состояния эксплуатантов, отражающим текущее состояние рынка воздушных перевозок, ниже сформулированы качественные характеристики основных рассматриваемых в настоящих Методических рекомендациях показателей, которые служат информационной основой подготовки заключений по оценке финансово-экономического состояния эксплуатантов.

39. Качественная характеристика основных показателей финансово-экономического состояния эксплуатантов представлена в таблицах 1 и 2 приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

40. Выводы по результатам оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов включают отнесение эксплуатанта к одной из четырех групп по уровню риска потери текущей платежеспособности на основе значений скорректированного в соответствии с пунктом 36.1 показателя уровня наличия (+) или дефицита (-) финансовых ресурсов (К0 взвеш) и периода оборота (погашения) кредиторской задолженности (К3) предприятия в соответствии с таблицей 1:

I группа - стабильная текущая платежеспособность;

II группа - текущая платежеспособность находится на приемлемом уровне;

III группа - текущая платежеспособность нестабильна;

IV группа - текущая платежеспособность крайне нестабильна.

Таблица 1

Определение группы риска потери текущей платежеспособности эксплуатантов по показателям К0 взвеш и К3

К3 3

3 < К3 5

5 < К3

0,3 К0 взвеш

I

III

III <*>

-0,3 К0 взвеш < 0,3

II

III

IV <*>

-1,5 К0 взвеш < -0,3

III <*>

III <*>

IV <*>

К0 взвеш < -1,5

IV <*>

IV <*>

IV <*>

--------------------------------

<*> В указанных случаях выводы по результатам оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов включают помимо отнесения эксплуатанта к одной из четырех групп по уровню риска потери текущей платежеспособности дополнительное указание на нахождение эксплуатанта в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии.

41. Финансово-экономическая оценка и анализ эксплуатантов, не формирующих стандартные для коммерческих организаций формы бухгалтерской отчетности (пункт 6 настоящих Методических рекомендаций), осуществляется по показателям и . Отнесение указанных эксплуатантов к одной из четырех групп по уровню риска потери текущей платежеспособности осуществляется на основе значений показателя период оборота кредиторской задолженности предприятия - с базовыми (пороговыми) значениями (пункты 37 и 39 настоящих Методических рекомендаций), соответственно, 1,5 месяца, 3 месяца и 5 месяцев.

42. В итоговом заключении отражаются значения указанных в настоящей главе показателей, их качественная оценка на основании настоящих Методических рекомендаций и рекомендуемые в связи с результатами оценки меры в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил.

IV. Оформление результатов проведения оценки и анализа

финансово-экономического состояния эксплуатантов

43. Проведение оценки и анализа финансово-экономического состояния эксплуатантов позволяет сформировать аналитический материал на конкретную отчетную дату.

44. Аналитические материалы и заключение на основе отчетных данных и на основе прогнозных данных бизнес-плана включают:

таблицы с отчетными (фактическими) данными и рассчитанными на их основе показателями финансово-экономического состояния эксплуатанта (приложение N 3 к настоящим Методическим рекомендациям). Допускается вместо таблиц с отчетными (фактическими) данными прикладывать копии соответствующих форм отчетности, на основе которых определяются показатели приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям;

анализ по результатам оценки показателей финансово-экономического состояния эксплуатанта в динамике, в т.ч. с учетом хода реализации ранее принятых авиакомпанией бизнес-планов.

На основе данных статистической отчетности также рекомендуется анализировать динамику объемных показателей производственной деятельности эксплуатанта (тоннокилометраж, пассажирооборот, количество перевезенных пассажиров и др.), эффективность использования парка воздушных судов (налет и другие показатели по эксплуатируемым и арендуемым типам воздушных судов), распределение основных производственно-экономических показателей по видам деятельности и направлениям (международные перевозки, внутренние перевозки и т.д.), выявленные тенденции изменения показателей деятельности эксплуатанта сравниваются с тенденциями на рынке;

заключение, включающее выводы и рекомендации по оценке финансово-экономического состояния эксплуатанта, ходу реализации (достижению целей) ранее принятых авиакомпанией бизнес-планов, а также наличию рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта.

45. К расчетам по фактическим данным прилагаются материалы форм бухгалтерской и статистической отчетности, использованные при подготовке заключения.

46. К прогнозным расчетам в предусмотренных Федеральными авиационными правилами случаях прикладываются бизнес-планы и другие необходимые обосновывающие и прогнозные материалы.

47. Исключен. - Распоряжение Минтранса России от 27.07.2016 N МС-103-р.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

(п. 37)

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОЦЕНКЕ

ЭКСПЛУАТАНТОВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭТОМ

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Сокращения, применяемые в таблице:

ф. ББ - форма бухгалтерского баланса

ф. ОПБ - форма отчета о прибылях и убытках

ф. 67 - форма 67-ГА "Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта"

Поясн. - пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Таблица

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

(п. 39)

Качественная характеристика

основных показателей финансово-экономического

состояния эксплуатантов

Таблица 1

Качественная характеристика

основных показателей финансово-экономического

состояния эксплуатантов

Таблица 2

Приложение N 3

к Методическим рекомендациям

(п. 44)

ТАБЛИЦЫ

С ОТЧЕТНЫМИ (ФАКТИЧЕСКИМИ) ДАННЫМИ И РАССЧИТАННЫМИ

НА ИХ ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТАНТА

Раздел 2

Производственно-хозяйственная характеристика

Данные по разделам 2.1 - 2.8 формируются на основе информации форм и пояснений бухгалтерского баланса в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н (форма отчетности - годовая)

2.1. Основные средства

2.1.1. Наличие и движение основных средств (тыс. руб.)

2.1.2. Незавершенные капитальные вложения (тыс. руб.)

2.1.3. Изменение стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации (тыс. руб.)

2.1.4. Иное использование основных средств (тыс. руб.)

2.2. Финансовые вложения

2.2.1. Наличие и движение финансовых вложений (тыс. руб.)

2.2.2. Иное использование финансовых вложений (тыс. руб.)

2.3. Дебиторская и кредиторская задолженность

2.3.1. Наличие и движение дебиторской задолженности (тыс. руб.), в т.ч. долгосрочной

2.3.2. Просроченная дебиторская задолженность (тыс. руб.)

2.3.3. Наличие и движение кредиторской задолженности (тыс. руб.)

2.3.4. Просроченная кредиторская задолженность (тыс. руб.)

2.4. Обеспечения обязательств

2.5. Затраты на производство

2.6. Государственная помощь

Данные пп. 2.7 - 2.8 формируются на основе информации статистической формы отчетности N 67-ГА "Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта"

2.7. Объем работ, выручка (без НДС) и финансовые результаты от реализации по видам деятельности

Таблица 2.7

--------------------------------

<*> Предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность (в т.ч. объединенные авиаотряды), представляют дополнительно данные о структуре соответствующих работ (п. 2.4.1).

2.7.1. Объем работ по аэропортовому обслуживанию

Таблица 2.7.1

Вид аэропортового обслуживания

Отчетный период

доходы

расходы

объем работ

всего

в т.ч. по

обслуживанию ВС сторонних

предприятий

всего

в т.ч. по

обслуживанию ВС сторонних

предприятий

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

ед. изм.

ед. изм.

стр. 400

стр. 280

стр. 280 - 390

стр. 370

стр. 370 - 371

Взлет-посадка

Авиационная безопасность

Пользование аэровокзалом

Обслуживание

пассажиров

Обработка грузов

Оперативное ТО

Прочая авиационная деятельность

Прочая неавиационная деятельность

2.8. Расходы по деятельности эксплуатанта (по элементам затрат), тыс. руб.

Таблица 2.8

2.9. Труд и заработная плата

Данные п. 2.9 формируются в рамках представляемой предприятием информации об исполнении обязательств перед персоналом по оплате труда на основе показателей форм статистической отчетности ("Сведения о численности, заработной плате и движении работников" форма П-4, "Сведения о численности и заработной плате работников" форма 1-Т).

Таблица 2.9

Наименование показателя

Отчетный период

...

...

1

2

3

1. Среднесписочная численность работников, чел.

2. Численность совместителей и работников по договорам гражданско-правового характера, чел.

3. Фонд зарплаты, всего, тыс. руб.

4. Средняя заработная плата, тыс. руб./чел.

5. Выплаты социального характера, всего, тыс. руб.

6. Средняя величина социальных выплат, тыс. руб./чел.

7. Средний доход работников, тыс. руб./чел.

Раздел 3

Финансово-экономическое состояние эксплуатанта

Данные п. 3.1 формируются на основе информации формы "Бухгалтерский баланс"

3.1. Структура активов и пассивов (тыс. руб.)

Таблица 3.1

Примечание: в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (по заключению Минюста России от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК в государственной регистрации не нуждается), показатели об отдельных активах, обязательствах могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

3.2. Отчет о прибылях и убытках (тыс. руб.)

Данные п. 3.2 формируются на основе информации формы "Отчет о прибылях и убытках"

Таблица 3.2

Примечания:

1. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (по заключению Минюста России от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК в государственной регистрации не нуждается), показатели об отдельных доходах и расходах могут приводиться в отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

2. Совокупный финансовый результат периода определяется как сумма строк "Чистая прибыль (убыток)", "Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода" и "Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода".

Раздел 4

Показатели оценки и анализа деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатанта

Другие документы по теме
"О внесении изменений в распоряжение ФТС России от 23 октября 2015 г. N 324-р"
(ред. от 25.12.2015) <Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договорам сельскохозяйственного страхования в области животноводства>
<О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01.07.2013 N 1111-р>
"Об отмене ограничения размера заработка, на который начисляются районные коэффициенты и коэффициенты за работу в особо тяжелых условиях"
Ошибка на сайте