Распоряжение Правительства РФ от 03.07.2014 N 1216-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. N 1216-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года.
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением, при разработке государственных программ Российской Федерации и иных программных документов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением, при разработке региональных целевых программ и иных программных документов.
4. Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и утвердить до 30 ноября 2014 г. план мероприятий по реализации Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 июля 2014 г. N 1216-р
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Положения настоящей Стратегии определяют приоритеты и основные направления государственной политики и нормативно-правового регулирования в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также целевые показатели, задачи и мероприятия для долгосрочного развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации, устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, а также для сохранения их биологического разнообразия.
Настоящая Стратегия основывается на принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных законах, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и иных документах долгосрочного стратегического планирования.
Основными принципами настоящей Стратегии являются:
обеспечение прав человека на благоприятную окружающую среду;
управление охотничьими ресурсами на основании данных их мониторинга;
соблюдение баланса экономических, социальных и природоохранных интересов общества и государства.
II. Современное состояние и комплексные проблемы
охотничьего хозяйства в Российской Федерации
Охотничье хозяйство представляет собой сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в этой сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
В настоящей Стратегии под термином "охотничьи животные" понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
Охотничьи животные являются неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Российской Федерации. В настоящее время на территории Российской Федерации обитает 228 видов охотничьих животных. Ряд видов охотничьих животных, обитающих преимущественно на территории Российской Федерации, являются уникальными - соболь, сибирская косуля, кабарга, марал, изюбрь, таймырская и саянская популяции дикого северного оленя, сибирский горный козел и росомаха. Охотничьи животные являются важной частью природного капитала Российской Федерации и обеспечивают формирование экосистемных услуг потребительского и средообразующего характера.
Охотничьи угодья в Российской Федерации занимают площадь около 1,5 млрд. гектаров и значительно превосходят по площади охотничьи угодья других стран мира. По данным государственного охотхозяйственного реестра, доля площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения либо в отношении которых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выданы долгосрочные лицензии на пользование животным миром, составляет 54 процента общей площади охотничьих угодий в Российской Федерации. Они предоставлены в пользование 4450 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность в 6050 охотничьих угодьях (на их территории сосредоточено кабанов - 91 процент, лосей - 75 процентов и косуль - 61 процент общей численности учтенных охотничьих животных указанных видов). Общедоступные охотничьи угодья составляют почти половину (46 процентов) охотничьих угодий в Российской Федерации и являются государственным резервным фондом охотничьих угодий.
Стоимостная оценка охотничьих животных, обитающих на территории Российской Федерации, превышает 87 млрд. рублей. Суммарный годовой оборот в сфере охотничьего хозяйства Российской Федерации оценивается в 80 - 100 млрд. рублей, из которых 16 млрд. рублей приходится на продукцию охоты и услуги в этой сфере.
Состояние большинства видов охотничьих животных в Российской Федерации характеризуется устойчивой численностью, однако темпы прироста важнейших видов диких копытных животных не соответствуют их биологической продуктивности и составляют всего 1 - 3 процента в год. Фактическая численность многих важнейших видов охотничьих животных может быть значительно выше существующей (экологическая емкость охотничьих угодий в Российской Федерации позволяет увеличить численность диких копытных животных в 6 раз, водоплавающей дичи - в 4 раза). Тем не менее численность некоторых хищных видов охотничьих животных (волк, лисица, шакал, американская норка) возросла и необходимо регулирование их численности.
В сфере охотничьего хозяйства постоянно или временно заняты более 80 тыс. работников. По данным субъектов Российской Федерации, их средняя заработная плата в 2012 году составила 11272 рубля в месяц. Большая часть работников проживает в сельской местности, отдаленных и труднодоступных районах.
Расходы федерального бюджета на осуществление субъектами Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих животных, связанных с контролем, надзором, выдачей разрешений на добычу охотничьих животных и заключением охотхозяйственных соглашений, предусматриваются в размере 1,27 млрд. рублей. На указанные цели из бюджетов субъектов Российской Федерации ежегодно выделяется дополнительное финансирование (в 2012 году, например, в размере 2,4 млрд. рублей).
Ущерб от незаконной добычи охотничьих животных превышает объем легальной добычи охотничьих животных и составляет ежегодно около 18 млрд. рублей. Браконьерство относится к одному из основных факторов, сдерживающих рост численности охотничьих животных.
Причинами низкой доступности охоты для населения являются дефицит охотничьих животных, высокая стоимость услуг и отсутствие конкуренции в сфере охотничьего хозяйства.
Отсутствие единой системы государственного управления ресурсами животного мира и средой его обитания на федеральном и региональном уровнях, соответствующих федеральных планов управления мигрирующими видами охотничьих животных, а также отсутствие международного сотрудничества и международного квотирования приводят к их истощительному и неэффективному использованию.
Низкий уровень охотничьей культуры и этики является одной из основных проблем нарушения правил охоты.
Дефицит кадров в сфере охотничьего хозяйства, имеющих профильное образование, и научных разработок является одним из основных факторов сдерживания экономического роста.
Охотничье хозяйство в Российской Федерации характеризуется высокой степенью экстенсивности, инерционностью развития, консерватизмом используемых методов работы и неравномерностью использования охотничьих животных особенно на территории Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
III. Целевые показатели развития охотничьего хозяйства
в Российской Федерации на долгосрочный период
К основным целевым показателям развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации относятся:
увеличение численности важнейших видов охотничьих животных (лось, косули, кабан, дикий северный олень, благородный олень, снежный баран, туры, сибирский козерог, соболь, зайцы, лисица, утки, гуси, лысуха, глухарь, тетерев, рябчик, белая и тундряная куропатки, вальдшнеп) до уровня, соответствующего экологической емкости среды их обитания;
увеличение торгового оборота в сфере охотничьего хозяйства до 0,6 процента внутреннего валового продукта, оценочной стоимости охотничьих животных до 550 млрд. рублей и оценочной стоимости продукции охотничьего хозяйства до 120 млрд. рублей;
обеспечение деятельности не менее 3 государственных охотничьих инспекторов в каждом муниципальном районе, на территории которого имеются охотничьи угодья;
снижение уровня незаконной добычи охотничьих животных не менее чем в 2,5 раза;
максимальное освоение установленных лимитов добычи охотничьих животных (диких копытных животных - не менее чем 80 процентов, медведей - не менее чем 60 процентов);
увеличение доли площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения;
увеличение количества охотничьих хозяйств, занятых разведением охотничьих животных для увеличения продуктивности угодий и обеспечения доступности охоты для населения.
IV. Цель и показатели развития охотничьего хозяйства
в Российской Федерации
Целью настоящей Стратегии является обеспечение устойчивого развития отрасли охотничьего хозяйства и доступности охоты для граждан посредством увеличения численности охотничьих животных при сохранении устойчивости экологических систем.
Достижение поставленной цели возможно в результате формирования правовых, социально-экономических и культурных условий, обеспечивающих:
в экономической сфере - развитие предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также создание эффективных механизмов государственного управления;
в социальной сфере - повышение доступности охоты для населения;
в экологической сфере - обеспечение и поддержание видового разнообразия охотничьих животных в экологических системах наряду с увеличением численности охотничьих животных.
Показателями развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации и достижения цели настоящей Стратегии являются:
доля видов охотничьих животных (в том числе широко мигрирующих), учет численности которых ведется в рамках государственного и международного мониторинга охотничьих животных и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих животных, обитающих на территории Российской Федерации в целом, а также на территориях субъектов Российской Федерации;
доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, в отношении которых вынесены постановления о привлечении к административной и уголовной ответственности, в общем количестве выявленных нарушений;
индекс численности пушных животных (отношение численности пушных животных по окончании охотничьего сезона в текущем году к их численности по окончании охотничьего сезона 2012/13 года) по таким видам охотничьих животных, как волк, шакал, енотовидная собака, лисица и американская норка;
индекс численности охотничьих животных в охотничьих хозяйствах (отношение численности охотничьих животных по окончании охотничьего сезона в текущем году к их численности по окончании охотничьего сезона 2012/13 года) по таким видам диких животных, как лось, кабан, косули, благородный олень, дикий северный олень, соболь и бурый медведь;
отношение фактической добычи охотничьих животных к установленным лимитам их добычи по таким видам охотничьих животных, как лось, косули, благородный олень, дикий северный олень, соболь и бурый медведь;
доля площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения, в общей площади охотничьих угодий Российской Федерации;
показатель фактической численности охотничьих животных в сравнении с их потенциальной (соответствующей экологической емкости среды обитания) численностью (в сравнении с базовым 2013 годом);
численность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства (в сравнении с базовым 2013 годом);
численность работников, занятых в сфере охотничьего хозяйства (в сравнении с базовым 2013 годом).
V. Основные направления государственной политики в сфере
охотничьего хозяйства в Российской Федерации
В целях реализации настоящей Стратегии определены следующие основные направления государственной политики в сфере охотничьего хозяйства в Российской Федерации:
обеспечение сохранности естественных экологических систем и природных комплексов, а также охраны и расширенного воспроизводства охотничьих животных;
развитие малого и среднего предпринимательства (повышение экономической привлекательности) в сфере охотничьего хозяйства наряду с повышением социальной ответственности представителей бизнес-сообщества;
совершенствование нормативно-правового регулирования в области охраны и использования животного мира и среды его обитания (в том числе путем снижения административных барьеров);
информатизация в сфере охотничьего хозяйства;
осуществление научных исследований в сфере сохранения, расширенного воспроизводства и устойчивого использования охотничьих животных, а также совершенствование системы профильного образования и научных разработок;
внедрение интенсивных форм ведения охотничьего хозяйства, в том числе разведение охотничьих животных (копытных животных, водоплавающей и иной дичи) с целью восстановления их численности;
развитие международного сотрудничества в сфере охотничьего хозяйства.
Реализация указанных направлений государственной политики в сфере охотничьего хозяйства осуществляется в рамках специально разработанных и научно обоснованных мероприятий и программ в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
VI. Задачи развития охотничьего хозяйства
в Российской Федерации
Достижение цели настоящей Стратегии и реализация основных направлений государственной политики в сфере охотничьего хозяйства обеспечиваются решением следующих задач:
увеличение численности охотничьих животных до уровня экологической емкости среды их обитания, поддержание видового и генетического разнообразия животного мира на территории Российской Федерации, а также снижение нелегальной добычи охотничьих животных;
обеспечение доступности охоты для населения, поддержка общественных объединений и коллективов охотников;
повышение информационной и научной обеспеченности органов государственной власти для принятия решений в сфере охотничьего хозяйства и реализации принципов настоящей Стратегии;
обеспечение заинтересованности осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также охотников в расширенном воспроизводстве и долгосрочном устойчивом использовании охотничьих животных;
сохранение и развитие традиционных видов охоты;
сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
VII. Основные мероприятия по развитию охотничьего хозяйства
в Российской Федерации
При решении задачи увеличения численности охотничьих животных до уровня экологической емкости среды их обитания, поддержания видового и генетического разнообразия животного мира на территории Российской Федерации, а также перевода нелегальной добычи охотничьих животных в легальную предусматривается:
совершенствование условий предоставления в пользование охотничьих животных, при которых основным критерием оценки осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является состояние численности охотничьих животных в охотничьих угодьях и освоение квот добычи в целях обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих животных и среды их обитания;
совершенствование системы платежей за использование охотничьих животных и размера ставок сборов за виды охотничьих животных, а также создание механизма адресного финансирования сферы охотничьего хозяйства, предусматривающего покрытие затрат, необходимых для развития охотничьего хозяйства, посредством создания экологических фондов, обеспечивающих государственный и общественный контроль за целевым использованием финансовых средств;
совершенствование системы охраны охотничьих животных на территории Российской Федерации, предусматривающей постоянное осуществление федерального государственного охотничьего надзора и производственного охотничьего контроля уполномоченными лицами;
совершенствование параметров осуществления охоты (регулирование нормативов допустимого изъятия и норм допустимой добычи охотничьих животных, сроков охоты, добычи охотничьих животных определенных возрастных и половых групп исходя из естественных возможностей популяций и влияния лимитирующих факторов, эпизоотической ситуации в местах их обитания), направленных на сохранение и воспроизводство охотничьих животных;
согласование правовых норм лесного и охотничьего законодательства Российской Федерации;
регулирование численности отдельных видов охотничьих животных (волк, шакал, енотовидная собака, лисица, американская норка, при необходимости и другие), направленное на поддержание устойчивости экологических систем (в том числе с учетом эпизоотической ситуации в местах их обитания);
расширенное воспроизводство охотничьих животных посредством проведения комплекса биотехнических мероприятий, восстановления исторических ареалов отдельных видов охотничьих животных, искусственного расселения, дичеразведения, а также посредством борьбы с болезнями диких животных;
совершенствование распределения полномочий на федеральном и региональном уровнях;
обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных конвенций, соглашений и членства Российской Федерации в международных организациях, а также активизация международного сотрудничества в области устойчивого использования мигрирующих видов диких животных.
При решении задач обеспечения доступности охоты для населения, поддержки общественных объединений и коллективов охотников предусматривается:
совершенствование механизма закрепления охотничьих угодий за местными общественными объединениями, основной уставной деятельностью которых является реализация прав охотников;
совершенствование принципов распределения разрешений на добычу охотничьих животных между охотниками на территории государственного резервного фонда охотничьих угодий;
совершенствование нормативно-правовой базы, предусматривающей право граждан на осуществление охоты.
При решении задач повышения информационной и научной обеспеченности органов государственной власти для принятия решений в сфере охотничьего хозяйства и реализации принципов настоящей Стратегии предусматривается:
инвентаризация современного состояния охотничьих животных и среды их обитания на единой методологической основе с использованием передовых технологий и научных достижений на федеральном уровне, а также определение экологической емкости среды обитания в отношении важнейших видов охотничьих животных;
проведение научно-исследовательских работ по определению целевых прогнозных показателей и оценки социально-экономической роли охотничьего хозяйства в Российской Федерации;
установление целевых прогнозных показателей увеличения и поддержания численности важнейших видов охотничьих животных в масштабе охотничьего угодья и масштабе субъекта Российской Федерации;
государственная поддержка профильных научных учреждений и развитие науки в сфере охотничьего хозяйства;
развитие системы подготовки кадров, повышения квалификации специалистов и руководителей органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области охоты и сохранения охотничьих животных;
ведение государственного охотхозяйственного реестра на единой технологической основе, предусматривающей возможность оперативного сбора и анализа сведений о состоянии ведения охотничьего хозяйства в субъектах Российской Федерации;
осуществление мониторинга численности охотничьих животных, состояния среды их обитания с использованием данных дистанционного зондирования поверхности Земли из космоса, а также данных авиаучетов;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование методического и технического обеспечения мониторинга численности охотничьих животных, оценки состояния среды их обитания, в том числе международного мониторинга и квотирования широко мигрирующих видов охотничьих животных;
создание единого информационного федерального центра, осуществляющего мониторинг охотничьих животных и среды их обитания, ведение кадастра диких животных и кадастра охотничьих угодий в формате многоуровневой геоинформационной системы, предусматривающей оперативный сбор и анализ поступающих сведений со всей территории Российской Федерации и последующее предоставление этих данных заинтересованным лицам;
проведение комплексной интегральной оценки социально-экономической роли охотничьего хозяйства, учитывающей сопутствующую экономическую активность.
При решении задачи обеспечения заинтересованности осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также охотников в расширенном воспроизводстве и долгосрочном устойчивом использовании охотничьих животных планируется:
внедрение передовых технологий в сфере охотничьего хозяйства, а также распространение практики ведения охотничьего хозяйства государственных опытных охотничьих хозяйств;
совершенствование нормативно-правовой базы в части гармонизации прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по сохранению и устойчивому использованию охотничьих животных;
предоставление лицам, добросовестно исполнявшим обязанности в соответствии с охотхозяйственным соглашением в течение срока его действия, права на продление срока действия охотхозяйственного соглашения;
введение ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за невыполнение условий охотхозяйственного соглашения, а также за нарушение правил пользования охотничьими животными и нанесение вреда среде их обитания;
установление возможности внесения изменений в охотхозяйственное соглашение;
создание правовых условий для заявительного порядка предоставления охотничьих угодий, находящихся в государственном резервном фонде охотничьих угодий, посредством проведения открытого аукциона в соответствии со схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации;
сокращение административных барьеров при содержании и разведении охотничьих животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в целях сохранения и расширенного воспроизводства охотничьих животных исходя из экологической емкости охотничьих угодий;
стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения устойчивого и экономически эффективного использования охотничьих животных;
разработка и введение системы получения охотничьего билета по результатам обучения граждан и проверки их знания законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы охоты и сохранения охотничьих ресурсов, требований охотничьего минимума, в том числе требований техники безопасности при осуществлении охоты, а также основ биологии диких животных;
развитие охотничьего туризма, в том числе связанного с посещением Российской Федерации иностранными охотниками, развитие трофейной охоты и охотничьего собаководства.
При решении задач сохранения и развития традиционных видов охоты, а также сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации предполагается:
поддержка и развитие традиционных видов охоты с использованием ловчих и манных (подсадных) птиц, а также с использованием охотничьих собак;
развитие экологического туризма, в том числе в местах проживания указанных коренных малочисленных народов;
популяризация культуры охоты через средства массовой информации, организацию и проведение тематических выставок, форумов и конференций с привлечением широкого круга общественности.
VIII. Сроки и этапы реализации основных мероприятий,
предусмотренных настоящей Стратегией
Настоящая Стратегия осуществляется в соответствии с планом мероприятий по ее реализации в 3 этапа.
В ходе I этапа реализации основных мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией (2014 - 2017 годы), осуществляются подготовительные мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правового регулирования в рамках поставленных задач, в том числе снижение административных барьеров для всех участников отношений в сфере охотничьего хозяйства.
В ходе II этапа реализации основных мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией (2018 - 2020 годы), осуществляются практические мероприятия, направленные на инвентаризацию охотничьих животных и среды их обитания, совершенствование системы охраны охотничьих животных, регулирование численности отдельных видов охотничьих животных, расширенное воспроизводство охотничьих животных и создание информационной платформы в сфере охотничьего хозяйства.
В ходе III этапа реализации основных мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией (2021 - 2030 годы), продолжается осуществление практических мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач, связанных с улучшением ресурсной базы охотничьего хозяйства.
Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, осуществляется в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации на соответствующий год, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников.
Финансовое обеспечение научных исследований осуществляется в соответствии с государственными заданиями, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти соответствующим подведомственным учреждениям, с использованием механизмов грантовой поддержки в научно-технической сфере, а также путем размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд.
IX. Ожидаемые результаты реализации основных мероприятий,
предусмотренных настоящей Стратегией
Ожидаемыми результатами реализации основных мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, являются:
увеличение численности основных видов охотничьих животных не менее чем в 2 раза по сравнению с их фактической численностью в базовом 2013 году при соблюдении баланса, направленного на устойчивое использование всех видов охотничьих животных в природных экологических системах;
создание единого реестра охотников на единой технической основе с возможностью использования в оперативном режиме заинтересованными должностными лицами уполномоченных органов государственной власти;
создание и обеспечение функционирования единой информационной системы охотничьего хозяйства в Российской Федерации, предусматривающей возможность предоставления широкому кругу лиц сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, заключивших охотхозяйственные соглашения, границах охотничьих угодий, особо охраняемых природных территориях, численности и распространении охотничьих животных, а также возможность получения документа на право осуществлять охоту;
достижение целевых показателей развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации на долгосрочный период, предусмотренных настоящей Стратегией.
Качественными результатами реализации настоящей Стратегии станут:
гарантированное сохранение на всей территории Российской Федерации биологического разнообразия;
удовлетворенность населения доступностью охоты и услугами в сфере охотничьего хозяйства;
ответственное отношение к охотничьим животным и среде их обитания;
сокращение административных барьеров для развития дичеразведения и расширенного воспроизводства охотничьих животных;
предоставление государственных гарантий и обеспечение инвестиционной привлекательности предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
развитие науки, повышение качества системы профильного образования и формирование кадрового потенциала в сфере охотничьего хозяйства;
развитие международного сотрудничества в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.