Распоряжение Минприроды России от 05.02.2020 N 5-р
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 февраля 2020 г. N 5-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ВЕДЕНИЮ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации задачи по обеспечению развития инфраструктуры методической поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации, определенной разделом I Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8791), в соответствии с пунктом 57 Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. Голиковой 20.06.2019 N 5486п-П44:
1. Утвердить Методические рекомендации по ведению добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту государственной политики и регулирования в сфере ООПТ и Байкальской природной территории (Шмакову И.В.) в месячный срок обеспечить его направление в подведомственные Министерству федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения.
Министр
Д.Н.КОБЫЛКИН
Приложение
к распоряжению Минприроды России
от 05.02.2020 N 5-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЕДЕНИЮ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по ведению добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - "Методические рекомендации"), разработаны в целях реализации задачи по обеспечению развития инфраструктуры методической поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации, определенной разделом I Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8791), а также в соответствии с пунктом 57 Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. Голиковой 20.06.2019 N 5486п-П44.
1.2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для оказания методической поддержки подведомственным Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения (далее - "особо охраняемые природные территории").
1.3. Основными документами, регулирующими вопросы осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях, являются:
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.2015 "Интеграция добровольчества в дело мира и развития: план действий на следующее десятилетие и последующий период";
- Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2019, N 30, ст. 4155);
- Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2018, N 52, ст. 8098) (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ):
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 2019, N 49, ст. 6966);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст. 7627);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1067 "О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 34, ст. 4899);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2024 N 877 "Об утверждении Правил организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды";
- Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р (далее - Концепция).
1.4. В настоящих Методических рекомендациях используются термины "благотворительная деятельность", "добровольческая (волонтерская) деятельность", "участники благотворительной деятельности", "участники добровольческой (волонтерской) деятельности", "организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности", "добровольческая (волонтерская) организация", "благополучатели", определенные Федеральным законом N 135-ФЗ.
1.5. Добровольческая (волонтерская) деятельность на особо охраняемых природных территориях осуществляется в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в предусмотренных Федеральным законом N 135-ФЗ целях:
- содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий;
- охраны окружающей среды и защиты животных;
- подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;
- содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
- поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций.
1.6. В целях планирования, организации и осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и осуществляющим управление данными территориями, рекомендуется разрабатывать и утверждать программу добровольческой деятельности на особо охраняемых природных территориях (далее - программа добровольческой деятельности), включающую в себя описание всех этапов взаимодействия с добровольцами (от этапа подготовки до этапа подведения итогов программы), а также краткосрочный или долгосрочный план, содержащий примерный перечень мероприятий по взаимодействию с добровольцами.
Рекомендуемым приложением к программе добровольческой (волонтерской) деятельности является смета предполагаемых поступлений и планируемых расходов, этапов и сроков ее реализации.
Рекомендуемый образец программы добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Рекомендуемая форма заявки на добровольческую деятельность приведена в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Комплексная программа развития добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, предусматривающая этапы организации добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществляемой на особо охраняемых природных территориях, приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
2. Основные направления и мероприятия добровольческой
(волонтерской) деятельности на особо охраняемых
природных территориях
2.1. Добровольчество (волонтерство) предполагает наращивание компетенций добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций по различным направлениям осуществляемой деятельности, предусмотренным Концепцией.
2.2. На особо охраняемых природных территориях в целях содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий рекомендуется предусматривать участие добровольцев (волонтеров) по таким направлениям, как:
- участие в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий;
- участие в организации и проведении спортивных мероприятий среди лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- участие в пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность известных спортсменов, профессиональных работников сферы физической культуры и спорта.
2.3. На особо охраняемых природных территориях в целях охраны окружающей среды и защиты животных рекомендуется предусматривать участие добровольцев (волонтеров) по таким направлениям, как:
- содействие восстановлению природных экосистем, очистке природной среды от мусора, в том числе в организации раздельного сбора отходов;
- содействие природоохранной деятельности;
- содействие формированию экологической культуры и экологического просвещения;
- участие в охране животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания;
- содействие в оказании помощи осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями учреждениям в сфере сохранения в естественном состоянии природных комплексов и содействие в работе по выявлению фактов нарушения лесного законодательства Российской Федерации;
- организация и проведение природоохранных акций, направленных на сохранение природных комплексов и объектов (в том числе, но не ограничиваясь акциями, такими, как "Ель", "Первоцвет");
- проведение обучающих семинаров для государственных инспекторов федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями;
- осуществление специальных биотехнических мероприятий в целях повышения численности объектов животного мира, в том числе, редких и находящихся под угрозой исчезновения;
- проведение научных исследований, в том числе ведение Летописи природы;
- проведение учета диких животных;
- сбор данных о состоянии экосистем, подвергающихся антропогенному воздействию, а также данных о состоянии популяций редких видов растений и животных, ценных охотничье-промысловых видов животных, иных видов, имеющих существенную хозяйственную или биологическую значимость;
- проведение работ в питомниках по разведению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений;
- организация и проведение научных конференций, симпозиумов, семинаров и иных мероприятий;
- проведение профилактических мероприятий, направленных на поддержание условий, обеспечивающих санитарную безопасность;
- организация и проведение природоохранных акций, направленных на очистку природной территории от мусора (в том числе, но не ограничиваясь такими акциями, как массовые акции "Марш парков", "Чистый берег", "Зеленая весна");
- организация и проведение массовых природоохранных мероприятий, в том числе международных (включая, но не ограничиваясь, такими мероприятиями, как День Земли, Международный день биологического разнообразия, Международный день водно-болотных угодий, День тигра, День птиц), и иных событий, важных для пропаганды идей заповедного дела;
- восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов, обеспечивающее сохранение биологического разнообразия лесов и полезных функций лесов, путем посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений;
- уход за посадками лесных растений;
- восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
- благоустройство территории;
- мероприятия по сохранению в естественном состоянии природных комплексов.
Указанные мероприятия на особо охраняемых природных территориях необходимо осуществлять с учетом требований законодательства Российской Федерации по сохранению среды обитания объектов животного мира, охране редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требований по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.
2.4. На особо охраняемых природных территориях в целях подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев, участие добровольцев (волонтеров) рекомендуется предусматривать в таких мероприятиях, как:
- популяризация и освоение с участием добровольцев (волонтеров) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и пожаров, основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- развитие наставничества, предполагающего участие профессиональных спасателей и работников профессиональной пожарной охраны в обучении спасателей-добровольцев и добровольных пожарных.
2.5. По направлению "участие добровольцев (волонтеров) в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" на особо охраняемых природных территориях участие добровольцев (волонтеров) рекомендуется предусматривать в таких мероприятиях, как:
- содействие в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
- содействие в поиске пропавших людей, а также содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в добровольных народных дружинах.
3. Меры по организации добровольческой
(волонтерской) деятельности
3.1. При организации и планировании федеральным государственным бюджетным учреждением добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществляемой на особо охраняемой природной территории, целесообразно выделять три этапа:
1) создание условий для деятельности добровольцев и добровольческих организаций;
2) сопровождение деятельности добровольцев и добровольческих организаций;
3) подведение итогов и оценка результатов добровольческой деятельности.
3.2. На этапе создания условий для деятельности добровольцев и добровольческих организаций рекомендуется осуществлять:
- планирование добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории, исходя из потребностей федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией, в добровольцах для реализации мероприятий, в которых предусматривается их участие;
- подготовку информации о возможностях участия граждан и организаций в добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории, о целях, задачах и содержании добровольческой деятельности, а также о поддержке, которая предоставляется добровольцам в виде питания, специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в виде возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;
- распространение информации о добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (включая интернет-сайт организатора добровольческой деятельности, единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) "ДОБРО.РФ"), а также другие информационные ресурсы;
- разработку мер мотивирования добровольцев и добровольческих организаций;
- свод заявок на участие в добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории, их анализ и отбор необходимого количества кандидатов в добровольцы, исходя из их мотивации, компетенции, наличия профессиональных знаний и других показателей, а также посредством проведения собеседований, анкетирования, конкурсных процедур;
- формирование добровольческих программ, включающих мероприятия по основным направлениям добровольческой деятельности, указанным в разделе 2 настоящих Методических рекомендаций, и утверждение программы добровольческой деятельности, включая подготовку и утверждение сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов;
- материально-техническое обеспечение планируемой добровольческой деятельности, в том числе подготовка необходимых инструментов, техники, расходных материалов, организация питания, обеспечение проживания, обеспечение транспортом, бытовыми условиями, медицинским обслуживанием, связью, в том числе посредством телекоммуникационной сети "Интернет" и другими информационными ресурсами;
- подготовку добровольцев и добровольческих организаций к добровольческой деятельности, в том числе проведение инструктажа по технике безопасности, ознакомление с правами и обязанностями, объемом запланированных работ, обучение добровольцев необходимым навыкам.
3.3. На этапе сопровождения деятельности добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций рекомендуется осуществлять:
общую координацию и организацию работы добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций, их консультирование;
предоставление информации об условиях осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, включая информацию о требованиях и ограничениях, в том числе правового характера, и о рисках, связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности;
материально-техническое обеспечение деятельности добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций, в том числе необходимыми инструментами, техникой, расходными материалами, транспортом, обеспечение питания, проживания, обеспечение бытовыми условиями, медицинским обслуживанием, связью, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
обеспечение безопасности работы добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций, в том числе не рекомендуется допускать добровольцев (волонтеров) к работе: в ночное время; в местах повышенного риска; требующей специальной профессиональной подготовки; без инструктажа по технике безопасности; без средств индивидуальной защиты; по исполнению должностных обязанностей оплачиваемого персонала учреждения, связанных с необходимостью осуществления таких обязанностей должностными лицами;
контроль за выполнением работ добровольцами (волонтерами) и добровольческими (волонтерскими) организациями;
мотивирование добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17.4 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти может осуществляться в следующих формах:
1) финансовая поддержка;
2) имущественная поддержка, в том числе предоставление помещений в безвозмездное пользование;
3) организационная поддержка;
4) информационная поддержка;
5) методическая поддержка;
6) консультационная поддержка.
При разработке системы мер поддержки добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями (далее - ФГБУ ООПТ, ООПТ), рекомендуется предусматривать все указанные в настоящем пункте формы поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности с учетом целей и задач добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ, наличия у ФГБУ ООПТ инфраструктуры для ведения добровольческой (волонтерской) деятельности, партнерских организаций, осуществляющих поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ, запросов добровольческих (волонтерских) организаций, занимающихся организацией и развитием добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ, а также наличия физических и возрастных особенностей добровольцев (волонтеров).
К финансовой и имущественной формам поддержки следует относить:
страхование жизни и здоровья волонтеров на период осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ;
компенсацию финансовых затрат, связанных с проездом добровольцев (волонтеров) до места осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности и обратно ("волонтерский проездной");
предоставление объектов туристской инфраструктуры, расположенных на ООПТ, в том числе визит-центров, информационных центров, музеев, во временное пользование на безвозмездной основе для проведения мероприятий по поддержке добровольчества (волонтерства), в том числе с целью проведения обучающих мероприятий (лекций, семинаров, тренингов, мастер-классов и другое), осуществления выставочно-экспозиционной деятельности в целях популяризации добровольчества (волонтерства) на ООПТ;
предоставление бесплатных билетов на общероссийские, межрегиональные и региональные эколого-просветительские мероприятия;
предоставление бесплатных билетов в музеи, театры, на выставки, а также в иные учреждения культуры;
предоставление приглашений на обучающие и научно-практические мероприятия экологической направленности (лекции, конференции, форумы, семинары);
предоставление возможности бесплатного участия в походах, экспедициях, экскурсиях на ООПТ;
предоставление пропусков на бесплатное посещение экологических троп и маршрутов на ООПТ, на бесплатное проживание на объектах туристской инфраструктуры, расположенных на ООПТ;
содействие включению добровольцев (волонтеров), осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность на ООПТ на регулярной основе, в стипендиальные программы, учитывающие добровольчество (волонтерство) в качестве основных критериев оценки деятельности претендентов на получение стипендии;
обеспечение сувенирной, подарочной и полиграфической продукцией ФГБУ ООПТ и партнерских организаций;
вручение сертификатов на приобретение сувенирной, подарочной и полиграфической продукции об ООПТ;
обеспечение форменной одеждой с символикой ООПТ, а также предметами, необходимыми для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ.
К организационной форме поддержки следует относить:
вручение почетных грамот, дипломов, благодарностей и благодарственных писем от ФГБУ ООПТ;
направление благодарственных писем и рекомендаций в целях поощрения по результатам добровольческой (волонтерской) деятельности по месту учебы или работы добровольцев (волонтеров), учредителям организаций, занимающихся развитием добровольческой (волонтерской) деятельности;
осуществление записи в личную книжку добровольца (волонтера), в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) "ДОБРО.РФ";
организацию просветительских мероприятий, способствующих формированию сообщества добровольцев (волонтеров), осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность на ООПТ на постоянной основе, в том числе с участием сотрудников ФГБУ ООПТ;
организацию досуговой и эколого-просветительской программы для добровольцев (волонтеров) как на ООПТ, так и за пределами ООПТ;
проведение обучающих мероприятий, в том числе программ дополнительного профессионального образования, необходимых для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ;
организацию встреч добровольцев (волонтеров) со специалистами государственных органов исполнительной власти, общественными деятелями, деятелями науки, культуры и спорта, а также представителями коммерческих организаций, занимающихся деятельностью в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;
направление представления о награждении добровольца (волонтера) нагрудным знаком "Доброволец России" в случаях и порядке, предусмотренных Правилами поощрения и награждения за добровольческую (волонтерскую) деятельность нагрудным знаком "Доброволец России", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2024 N 552, а также применение иных мер поощрения в отношении добровольца (волонтера), установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ;
формирование баз данных добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций, осуществляющих поддержку ФГБУ ООПТ;
организацию и проведение ФГБУ ООПТ конкурса "Доброволец года".
К информационной форме поддержки следует относить:
размещение информации о добровольцах (волонтерах), добровольческих (волонтерских) организациях и их деятельности в поддержку ООПТ в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с использованием цифровых технологий, в социальных сетях и мессенджерах;
обеспечение участия добровольцев (волонтеров), представителей добровольческих (волонтерских) организаций в телевизионных передачах, на радио и в других средствах массовой информации, а также в социальной рекламе с целью обмена опытом добровольческой (волонтерской) деятельности и популяризации добровольчества (волонтерства) на ООПТ;
обеспечение на безвозмездной основе создания в средствах массовой информации отдельной тематической рубрики, посвященной ведению добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ, в целях популяризации результатов деятельности добровольцев (волонтеров);
разработку эколого-просветительских, информационно-аналитических и научно-методических материалов о добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ, информационно-методических сборников лучших добровольческих (волонтерских) практик на ООПТ, в том числе создание видеороликов о деятельности добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций на ООПТ.
К методической и консультационной формам поддержки следует относить:
проведение ФГБУ ООПТ семинаров, вебинаров, круглых столов, тренингов для добровольцев (волонтеров), для специалистов региональных ресурсных центров добровольчества (волонтерства) и иных организаций, занимающихся развитием добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ, в том числе по обмену опытом ведения добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ и лучшими практиками по вовлечению добровольцев (волонтеров);
содействие в реализации добровольческих (волонтерских) проектов и программ в области корпоративного добровольчества (волонтерства) на ООПТ.
3.4. На этапе подведения итогов и оценки результатов добровольческой деятельности целесообразно осуществлять:
- обобщение сведений о добровольцах, включая сведения о количестве привлеченных добровольцев и добровольческих организаций, а также количестве часов/дней отработанных каждым добровольцем;
- обобщение сведений о количестве мероприятий, акций, программ, реализованных с участием добровольцев;
- определение эффективности добровольческой деятельности с учетом затрат федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией, на организацию добровольческой деятельности, условной стоимости работ, выполненных добровольцами, а также объема и качества выполненных работ.
3.5. Положительным итогом добровольческой деятельности целесообразно считать:
- увеличение количества граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности на особо охраняемых природных территориях;
- увеличение количества направлений и мероприятий добровольческой деятельности на особо охраняемых природных территориях, к участию в которых привлекаются добровольцы;
- увеличение количества особо охраняемых природных территорий, в границах которых реализуется добровольческая деятельность;
- расширение межсекторного и межведомственного взаимодействия, увеличение количества субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых реализуется добровольческая деятельность на особо охраняемых природных территориях;
- улучшение качества окружающей среды;
- улучшение уровня знаний в области охраны окружающей среды и обеспечение преемственности между поколениями природоохранных ценностей добровольчества в области охраны окружающей среды.
3.6. Федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, рекомендуется организовывать добровольческую деятельность, предусмотренную настоящими методическими рекомендациями, за счет внебюджетных источников.
4. Информационное сопровождение добровольческой
(волонтерской) деятельности на особо охраняемых
природных территориях
Сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях включаются в Единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства), ведение которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1067 "О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)".
5. Международное сотрудничество в сфере добровольчества
(волонтерства) на особо охраняемых природных территориях
Развитие добровольчества (волонтерства) на особо охраняемых природных территориях предполагает открытость к международному сотрудничеству и осуществляется, в том числе, с учетом положений международных договоров, соглашений и иных документов международного характера.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по ведению добровольческой
(волонтерской) деятельности
на особо охраняемых природных
территориях федерального значения,
находящихся в ведении Министерства
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ
ПРОГРАММЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
"УТВЕРЖДАЮ"
Директор Учреждения
дата
ПРОГРАММА
"Название"
с ... по ...
на базе учреждения
Дата
Время
Мероприятие
Организатор
Встреча участников
Размещение участников и организация завтрака участников
Знакомство.
- Вводный инструктаж. Представление куратора. Правила поведения и пребывания на ООПТ, ознакомление с распорядком дня.
- Презентация об особо охраняемой природной территории.
- Основные направления работы волонтеров.
- Знакомство участников.
- Анкетирование.
- Распределение на группы.
- Вопросы участников к организаторам.
Обед.
Выезд на участок работы. Знакомство с фронтом работ.
Экскурсия по территории.
Ужин.
Волонтерский досуг (экологические игры, общение по интересам, спортивные соревнования и др.).
День 2
Завтрак.
Волонтерский труд.
Обед.
Волонтерский отдых.
"Волонтерская школа", обучение волонтеров:
- Лекция.
- Лабораторная работа.
- Практикум.
Волонтерский труд.
Ужин.
Волонтерский досуг (экологические игры, общение по интересам, спортивные соревнования и др.). Подведение итогов, мыслеобраз - 2-го дня.
Завтрак.
Волонтерский труд. Завершение работ.
Волонтерский отдых.
Обед.
Подведение итогов. Обратная связь: обмен впечатлениями участников о работе, анкетирование, мини-опрос. "Дерево плодов ожиданий" и др.
Коллективное фото.
Отъезд.
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по ведению добровольческой
(волонтерской) деятельности
на особо охраняемых природных
территориях федерального значения,
находящихся в ведении Министерства
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ЗАЯВКИ НА ДОБРОВОЛЬЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Наименование ФГБУ, осуществляющего
управление особо охраняемой
природной территорией
Дата подачи заявки
ФИО заявителя <*>
Пол
Возраст
Место проживания
Навыки и умения, включая знание языков
Образование
Опыт добровольческой деятельности
Наличие рекомендаций
Имеете ли Вы ограничения по физическим нагрузкам или хронические заболевания?
Территория, на которой Вы хотели бы работать (если учреждением предлагается несколько вариантов)
Вид работ, которые Вы готовы выполнять
Когда и на какой период Вы готовы приехать?
Другая информация и дополнительные комментарии
Контактная информация (телефон, адрес электронной почты)
--------------------------------
<*> При подаче заявки от группы информацию рекомендуется предоставлять о каждом участнике, а в графе "другая информация" - указывать группу, в составе которой приезжает доброволец.
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по ведению добровольческой
(волонтерской) деятельности
на особо охраняемых природных
территориях федерального
значения, находящихся в ведении
Министерства природных ресурсов
и экологии Российской Федерации
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение
Добровольческая (волонтерская) деятельность в Российской Федерации активно развивается. Основой для формирования системного подхода к развитию добровольчества (волонтерства) и осуществления всесторонней поддержки добровольческих (волонтерских) проектов и инициатив являются следующие документы:
- Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";
- постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями";
- постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1067 "О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)";
- Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р;
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2019 N 2705-р;
По данным социологических опросов наиболее актуальными направлениями добровольческой (волонтерской) деятельности являются социальное и экологическое направления.
Добровольческая (волонтерская) деятельность на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - ООПТ), является самостоятельным направлением экологического добровольчества (волонтерства) и направлена на осуществление безвозмездной помощи федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление ООПТ (далее - ФГБУ ООПТ), в целях охраны окружающей среды и защиты животных.
Организация добровольческой (волонтерской) деятельности в целях охраны окружающей среды и защиты животных, осуществляемой на ООПТ, включает следующие этапы.
1. Подготовительный этап.
1.1. Планирование.
1.1.1. Постановка целей и задач осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ.
1.1.2. Оценка ресурсных возможностей ФГБУ ООПТ по ведению и развитию добровольческой (волонтерской) деятельности.
1.1.3. Формирование программы развития добровольческой деятельности с учетом различных форм добровольческой (волонтерской) деятельности (научное, событийное, корпоративное, дистанционное и другие).
1.1.4. Составление плана добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на год (рекомендуемый образец приведен в Приложении к настоящей комплексной программе развития добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации).
1.1.5. Определение работников ФГБУ ООПТ, отвечающих за развитие добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с добровольцами (волонтерами), обучение работников ФГБУ ООПТ работе с добровольцами (волонтерами).
1.1.6. Разработка мер мотивирования добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций (поощрительные программы: формы материального и нематериального поощрения).
1.1.7. К мерам мотивирования добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций целесообразно относить благодарности, дипломы, свидетельства, рекомендации, поощрение сувенирной и полиграфической продукцией об ООПТ, бесплатное посещение эколого-просветительских и культурных мероприятий, организуемых ФГБУ ООПТ, запись в личную книжку добровольца (волонтера), бесплатное участие в культурно-досуговой программе для добровольцев (волонтеров) и другие меры.
1.1.8. Определение критериев для отбора добровольцев (волонтеров), исходя из их мотивации, компетенции, наличия профессиональных знаний, состояния здоровья и других показателей.
1.1.9. Разработка досуговой эколого-просветительской программы для добровольцев (волонтеров) (игры на командообразование, лекции, мастер-классы, кино и видео показы и прочее).
1.1.10. Разработка гражданско-правового договора с добровольцем (волонтером).
1.2. Информирование.
1.2.1. Формирование коммуникационной программы в целях информирования добровольцев (волонтеров) о возможностях осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности.
1.2.2. Создание алгоритма взаимодействия с добровольцами (волонтерами), в том числе дистанционного добровольчества (волонтерства).
1.2.3. Распространение информации о добровольческих (волонтерских) программах на официальном сайте и социальных медиа ФГБУ ООПТ, через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
1.2.4. Информация должна содержать следующие сведения: возможности участия граждан и организаций в добровольческой (волонтерской) деятельности, цели, задачи, содержание добровольческой (волонтерской) деятельности, меры поддержки добровольцев (волонтеров) в виде предоставления питания, специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг.
1.3. Административно-хозяйственная деятельность.
1.3.1 Материально-техническое обеспечение, в том числе подготовка необходимых инструментов, техники, расходных материалов, организация питания, обеспечение проживания, обеспечение транспортом, бытовыми условиями, медицинским обслуживанием, связью, в том числе информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет".
1.3.2 Привлечение партнерских организаций к реализации добровольческой (волонтерской) программы.
1.3.3 Укрепление взаимовыгодного сотрудничества с организациями, работающими в сфере добровольчества (волонтерства) (подписание соглашений о сотрудничестве, договоров на осуществление совместной деятельности).
1.3.4 Привлечение внешних ресурсов, в том числе внебюджетных, необходимых для реализации программы добровольческой (волонтерской) деятельности (изготовление или приобретение сувенирной и полиграфической продукции, проведение досуговых мероприятий и прочее).
1.4. Привлечение добровольцев (волонтеров).
1.4.1 Разработка и распространение анкеты-заявки для сбора информации о потенциальных добровольцах (волонтерах).
1.4.2 Проведение индивидуальных собеседований и анкетирования потенциальных добровольцев (волонтеров).
1.4.3 Ведение базы данных добровольцев (волонтеров). Создание и ведение единой базы добровольцев (волонтеров) для всех ФГБУ ООПТ (например, на портале https://dobro.ru/) позволит:
- расширить программу лояльности для мотивированных добровольцев (волонтеров);
- использовать возможность приоритетного одобрения заявок добровольцев (волонтеров) с высоким рейтингом, определенными компетенциями и прочее;
- осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность на ООПТ, определяемой по выбору добровольца (волонтера);
- запланировать участие добровольцев (волонтеров) в эколого-просветительских мероприятиях (обучение, тренинги, программы) по специальному приглашению от ФГБУ ООПТ.
1.5. Набор и отбор добровольцев (волонтеров).
1.5.1 Сбор заявок на участие в добровольческой (волонтерской) деятельности.
1.5.2 Анализ и отбор кандидатов в добровольцы (волонтеры).
1.5.3 Заключение договора на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности.
2. Практический этап. Сопровождение деятельности добровольцев (волонтеров).
2.1 Организация встречи, размещение и отъезда добровольцев (волонтеров).
2.2 Ресурсное обеспечение добровольческой (волонтерской) деятельности.
2.3 Проведение инструктажа по технике безопасности, ознакомление с территорией, с правами и обязанностями добровольцев (волонтеров), объемом запланированных работ, распорядком дня и прочее.
2.4 Проведение мероприятий по командообразованию.
2.5 Обучение добровольцев (волонтеров) навыкам, необходимым для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности.
2.6 Консультирование и тренинг (по необходимости) по этапам прохождения программы добровольческой (волонтерской) деятельности.
2.7 Координация деятельности добровольцев (волонтеров) на протяжении всей программы добровольческой (волонтерской) деятельности.
2.8 Осуществление досуговой эколого-просветительской программы для добровольцев (волонтеров).
3. Завершающий этап. Оценка эффективности.
3.1 Организация публичных мероприятий, популяризирующих результаты добровольческой (волонтерской) деятельности и достижений добровольцев (волонтеров), в том числе посредством организации торжественных мероприятий по награждению лучших добровольцев (волонтеров).
3.2 Получение обратной связи от добровольцев (волонтеров) (анкетирование, опрос, интервью и прочее).
3.3 Подготовка аналитического отчета по итогам добровольческой (волонтерской) деятельности.
3.4 Обобщение сведений по итогам добровольческой (волонтерской) деятельности, включая сведения о количестве привлеченных добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций, а также количестве часов/дней, отработанных каждым добровольцем (волонтером).
3.5 Обобщение сведений о количестве мероприятий, акций, программ, реализованных с участием добровольцев (волонтеров).
3.6 Определение экономической эффективности добровольческой (волонтерской) деятельности с учетом затрат ФГБУ ООПТ на материально-техническое обеспечение деятельности добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций, в том числе необходимыми инструментами, техникой, расходными материалами, транспортом, обеспечение питания, проживания, обеспечение бытовыми условиями, медицинским обслуживанием, связью, в том числе информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет", себестоимости работ, выполненных добровольцами (волонтерами), а также объема и качества выполненных работ.
4. Межсезонный этап. Формирование лояльности добровольцев (волонтеров) в периоды между добровольческими (волонтерскими) проектами, осуществляемыми на ООПТ.
Данный этап нацелен на формирование постоянного круга высокомотивированных и подготовленных участников добровольческих (волонтерских) программ ФГБУ ООПТ, формирование и развитие постоянного сообщества добровольцев (волонтеров) ООПТ.
На данном этапе целесообразно:
- предусмотреть осуществление проектов по развитию дистанционного добровольчества (волонтерства);
- организовать проведение обучающих мероприятий для добровольцев (волонтеров) в формате онлайн и офлайн (лекций, интерактивных занятий и прочее на площадках и ресурсах ФГБУ ООПТ, регулярных встреч добровольцев (волонтеров) для обмена опытом, а также способствовать созданию клубов добровольцев (волонтеров) ООПТ;
- предусмотреть участие добровольцев (волонтеров) в эколого-просветительских мероприятиях ФГБУ ООПТ в течение года, в том числе участие в проведении событийных мероприятий, направленных на поддержку и развитие добровольчества (волонтерства) (например, День добровольца (волонтера) (5 декабря), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 27.11.2017 N 572, Международный день благотворительности (5 сентября), Весенняя неделя добра, Всемирный день вторичной переработки (15 ноября) и прочее).
Приложение
к комплексной программе развития
добровольческой (волонтерской)
деятельности на особо охраняемых
природных территориях федерального
значения, находящихся в ведении
Министерства природных ресурсов
и экологии Российской Федерации
от 26.10.2022 N 31-р
Рекомендуемый образец
План
добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
План добровольческой деятельности на
(период реализации программы)
(наименование федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление особо охраняемыми природными территориями)
Цель:
N п/п
Форма добровольческой (волонтерской) деятельности (научное, событийное, корпоративное, дистанционное и другие)
Наименование мероприятия
Содержание (характеристика осуществляемых работ или услуг)
Сроки реализации
Ответственный (координатор добровольческой (волонтерской) деятельности)
Ожидаемый результат
Задача 1. Наименование
1.1.
1.2.
Задача 2. Наименование
2.1.
2.3.
Задача ...