Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2025 N 253-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 февраля 2025 г. N 253-р
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 38, ст. 6481; 2023, N 50, ст. 9093).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 февраля 2025 г. N 253-р
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
1. В разделе I:
1) после абзаца пятого дополнить текстом следующего содержания:
"В рамках Стратегии предусмотрены следующие варианты развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов:
базовый вариант, который предполагает к 2030 году рост объемов производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25 процентов и экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2021 года;
консервативный вариант, который подразумевает среднегодовой рост объемов производства продукции агропромышленного комплекса на уровне 1,5 процента при реализации текущих программ Минсельхоза России;
целевой вариант в отношении показателей "Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств" и "Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах", которые содержатся в государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - государственная программа развития сельских территорий).";
2) абзац четырнадцатый исключить;
3) после абзаца пятнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации";";
4) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ о национальных целях);";
5) абзац двадцатый изложить в следующей редакции:
"государственная программа развития сельских территорий;";
6) абзац двадцать восьмой изложить в следующей редакции:
"стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2023 г. N 3309-р;";
7) абзацы тридцать второй и тридцать третий изложить в следующей редакции:
"устойчивая и динамичная экономика (национальная цель N 5);
технологическое лидерство (национальная цель N 6);";
8) после абзаца тридцать третьего дополнить абзацем следующего содержания:
"цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы (национальная цель N 7).".
2. Раздел II изложить в следующей редакции:
"II. Текущее состояние агропромышленного
и рыбохозяйственного комплексов
С 2010 года осуществляется прорыв, связанный со строительством новых сельскохозяйственных производственных объектов, с внедрением на них современной техники и оборудования. Кроме того, Российская Федерация входит в десятку стран мира по величине добавленной стоимости, произведенной в сельском хозяйстве.
За последние 10 лет производство сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации выросло более чем на 30 процентов, продуктов питания - на 25 процентов, что позволило обеспечить продовольственную самообеспеченность Российской Федерации и нарастить экспорт. По основным группам продовольствия внутренний рынок полностью обеспечен продовольствием собственного производства, а по отдельным позициям (например по зерну и подсолнечному маслу) спрос обеспечен с избытком, в связи с чем возник очень высокий экспортный потенциал Российской Федерации.
С 2020 года Российская Федерация является нетто-экспортером продукции агропромышленного комплекса.
По данным Росстата, индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2022 и 2023 годах составил 111,3 процента и 100,2 процента соответственно.
Урожай зерновых в 2023 году стал вторым по объему в новой истории Российской Федерации после рекордного урожая 2022 года. По данным Росстата, в 2023 году (без учета новых субъектов Российской Федерации) валовой сбор зерна в весе после доработки составил 145 млн. тонн, что ниже уровня 2022 года на 8 процентов (157,6 млн. тонн), валовой сбор масличных культур составил рекордные 29,9 млн. тонн, что больше его производства в 2022 году на 2,7 процента (29,1 млн. тонн).
Валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий в 2023 году составил 20,2 млн. тонн (в 2022 году - 18,8 млн. тонн), овощей - 13,8 млн. тонн (в 2022 году - 13,6 млн. тонн), из них в защищенном грунте произведено 2,2 млн. тонн (в 2022 году - 2,3 млн. тонн), плодов и ягод - 4,2 млн. тонн (в 2022 году - 4,2 млн. тонн).
В сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей валовой сбор картофеля в 2023 году составил рекордные за последние 30 лет 8,6 млн. тонн (в 2022 году - 7,3 млн. тонн), овощей - рекордные 7,5 млн. тонн (в 2022 году - 7,3 млн. тонн), в том числе овощей защищенного грунта - 1,6 млн. тонн (в 2022 году - 1,6 млн. тонн), плодов и ягод - рекордные за всю историю 1,9 млн. тонн (в 2022 году - 1,7 млн. тонн).
Кроме того, по данным органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации, в 2023 году сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели рекордные 5,271 млн. тонн в действующем веществе минеральных удобрений, что на 25,8 тыс. тонн в действующем веществе больше, чем в 2022 году (5,245 млн. тонн в действующем веществе).
В животноводстве, по данным Росстата, в 2023 году производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий составило 16,5 млн. тонн, что на 2,2 процента (+350 тыс. тонн) больше уровня 2022 года, в том числе производство крупного рогатого скота на убой (в живом весе) увеличилось на 2,4 процента до 2,9 млн. тонн, свиней - на 4,9 процента до 6,1 млн. тонн. Вместе с тем производство овец и коз на убой (в живом весе) снизилось на 1,3 процента до 443,9 тыс. тонн, а производство птицы сохранилось на уровне предыдущего года и составило 7 млн. тонн.
Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2023 году увеличилось на 2,5 процента (+826,9 тыс. тонн) к уровню 2022 года.
Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях вырос по сравнению с 2022 годом на 471 кг (+6,3 процента) и составил 7911 кг.
Производство яиц в хозяйствах всех категорий в 2023 году составило 46,7 млрд. штук, что на 1,2 процента (+553,7 млн. штук) больше уровня 2022 года. В частности, в сельскохозяйственных организациях производство яиц увеличилось на 2 процента до 38,5 млрд. штук. В крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, производство яиц увеличилось на 0,2 процента до 596,8 млн. штук, в хозяйствах населения - снизилось на 2,4 процента до 7,6 млрд. штук. Средняя яйценоскость 1 курицы-несушки в сельскохозяйственных организациях (кроме субъектов малого предпринимательства) в 2023 году составила 313 штук против 314 штук в 2022 году.
В себестоимости производства продукции животноводства корма занимают более 70 процентов. В 2023 году произведено 35175,3 тыс. тонн комбикормов, что на 2,3 процента (+805,9 тыс. тонн) выше уровня 2022 года, премиксов - 559,9 тыс. тонн, что на 6,9 процента (+36,2 тыс. тонн) выше уровня 2022 года. На сегодняшний день в Российской Федерации производится 2 кормовые аминокислоты, такие как лизин и метионин. По итогам 2023 года (по данным заводов-производителей) доля отечественного производства кормового лизина составила 57,8 процента потребности, метионина - 52,5 процента. Недостающая потребность в аминокислотах и витаминах, особенно в тех, которые не производятся на территории Российской Федерации, обеспечивается за счет ввоза импортного сырья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2023 г. N 1614 "О внесении изменений в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы" утверждена новая редакция Федеральной научно-технической программы, в рамках которой в том числе изменены целевые показатели (индикаторы) действующей подпрограммы "Развитие производства кормов и кормовых добавок для животных".
Основной задачей указанной подпрограммы является обеспечение внутренней потребности Российской Федерации в кормах и кормовых добавках, произведенных по новым (улучшенным) отечественным технологиям.
В настоящее время на территории Российской Федерации сформирована племенная база генетических ресурсов по 13 видам сельскохозяйственных животных.
Вместе с тем производство мяса птицы (бройлеров) в Российской Федерации осуществляется за счет использования собственного инкубационного яйца, а также импортируемого финального гибрида (доля использования которого имеет тенденцию снижения). Поставщиками генетического материала являются 2 ведущие транснациональные компании, которые сопровождают технологии выращивания и содержания поставляемой птицы.
В настоящее время активно ведется работа по расширению использования отечественного кросса "Смена 9" (доля рынка в Российской Федерации - около 1,7 процента).
Производство пищевого яйца осуществляется с использованием птицы 9 кроссов, из которых 2 - отечественной селекции (имеются в полном комплекте) и 6 - зарубежной селекции (с разным объемом поголовья исходных, прародительских и родительских форм).
Птицефабрики обеспечены в полном объеме инкубационным яйцом финального гибрида, произведенным в Российской Федерации. С субъектами Российской Федерации, на территории которых сконцентрирована селекционная яичная птица, ведется работа в части усиления государственной поддержки соответствующих репродукторов.
В молочном скотоводстве в 2021 и 2023 годах импорт составил 18,8 тыс. голов и 49,7 тыс. голов соответственно (93 процента - голштинская порода для комплектования производственных мощностей в рамках инвестиционных проектов).
Сохранение потребности во ввозе нетелей голштинской породы связано с отсутствием необходимого объема поголовья, полученного на территории Российской Федерации, из-за низкого показателя воспроизводства животных (выход телят - 79,5 головы), а также короткого периода их производственного использования (2,17 отела).
Для воспроизводства молочного скота осуществляется производство семени быков-производителей в Российской Федерации (7 млн. доз) и его поставка из-за рубежа (3,5 млн. доз в 2023 году, из них 99 процентов - голштинская порода).
В Российской Федерации осуществляют деятельность 95 производителей лекарственных средств для ветеринарного применения, зарегистрировано 2389 лекарственных препаратов для ветеринарного применения, из них 1507 препаратов отечественного производства (63 процента).
За 2023 год на территорию Российской Федерации импортировано 189 наименований вакцин для ветеринарного применения (далее - ветеринарные вакцины) (за 2022 год - 101 наименование ветеринарных вакцин), всего в натуральном выражении - 19,4 млрд. доз (за 2022 год - 23,1 млрд. доз).
Импорт химико-фармацевтических лекарственных препаратов для ветеринарного применения (далее - ветеринарные препараты) в 2023 году в натуральном выражении составил 11835,6 тонны (в 2022 году - 14109 тонн).
Объем производства отечественных лекарственных препаратов для ветеринарного применения в 2023 году составил:
ветеринарных вакцин - 18,7 млрд. доз;
ветеринарных препаратов - 193,5 млн. единиц.
Следует отметить, что в отношении наиболее востребованных номенклатурных позиций зарубежного производства имеются отечественные аналоги.
В 2023 году индекс производства пищевых продуктов составил 106,6 процента, напитков - 101,1 процента (в 2022 году - 101,1 процента и 106,7 процента соответственно).
В 2023 году предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности отгружено:
пищевых продуктов (выполнено работ, услуг) на сумму 10704,6 млрд. рублей (108,9 процента к уровню 2022 года);
напитков на сумму 1305,8 млрд. рублей (109,4 процента к уровню 2022 года).
В 2023 году выросло производство мясной продукции:
полуфабрикатов мясных, мясосодержащих, охлажденных, замороженных - 4727 тыс. тонн (107,5 процента к уровню 2022 года);
изделий колбасных, включая изделия колбасные для детского питания, - 2480,8 тыс. тонн (102,9 процента к уровню 2022 года).
В молочной отрасли также наблюдается рост объемов производства. В 2023 году объем производства сыров составил 800,5 тыс. тонн (117,4 процента к уровню 2022 года), молока и сливок сухих, сублимированных - 214,7 тыс. тонн (112,5 процента к уровню 2022 года).
Увеличился объем производства продукции мукомольно-крупяной отрасли. В 2023 году производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смесей составило 9829,5 тыс. тонн (101,7 процента к уровню 2022 года), крупы - 1899 тыс. тонн (107,2 процента к уровню 2022 года).
Исходя из объемов сырьевых ресурсов производство масел растительных и их фракций нерафинированных (включая кукурузное) составило 9750,8 тыс. тонн (119,6 процента к уровню 2022 года).
Производство кондитерских изделий составило 4158,9 тыс. тонн (104,2 процента к уровню 2022 года).
Быстрыми темпами развивается производство плодоовощной продукции. В 2023 году произведено картофеля переработанного и консервированного 436,9 тыс. тонн (117,5 процента к уровню 2022 года), плодоовощных консервов, включая продукцию переработки фруктов и овощей для детского питания, - 12039,9 тыс. условных банок (113,8 процента к уровню 2022 года).
Растет производство воды минеральной природной питьевой и воды питьевой, расфасованной в емкости. В 2023 году произведено 21082,6 млн. полулитров (116,7 процента к уровню 2022 года).
Производство сахара в 2023 году составило 6666,5 тыс. тонн (109,3 процента к уровню 2022 года).
Производство хлеба и хлебобулочных изделий в 2023 году осталось практически на уровне 2022 года - 6273,8 тыс. тонн (101,1 процента к уровню 2022 года).
В 2023 году общее производство комбикормов в Российской Федерации составило 35,2 млн. тонн, что на 2,3 процента выше аналогичного показателя 2022 года (34,4 млн. тонн).
Важным источником кормового белка в комбикормах являются продукты переработки масличных культур, производимые на территории Российской Федерации. В 2023 году общий объем производства шротов (жмыхов) составил 13,7 млн. тонн (121,2 процента к уровню 2022 года). По данным региональных органов управления агропромышленным комплексом, потребность в жмыхах и шротах всех видов составляет 7,5 млн. тонн, в том числе соевом шроте - 2,7 млн. тонн.
Существенный прирост объемов производства продукции агропромышленного комплекса обуславливает необходимость учета наличия и степени износа основных фондов в отрасли на текущий момент и в долгосрочной перспективе и необходимость государственной поддержки на обновление основных фондов.
В настоящее время в сельском хозяйстве сезонные полевые работы механизированы, но для их выполнения в агротехнологические сроки парк тракторов должен составлять 494,3 тыс. единиц, комбайнов - 176,5 тыс. единиц.
По состоянию на 1 октября 2024 г. у сельскохозяйственных товаропроизводителей имелось 432,5 тыс. единиц тракторов, 127,4 тыс. единиц зерноуборочных комбайнов, 15,1 тыс. единиц кормоуборочных комбайнов. Дефицит тракторов составляет порядка 62 тыс. единиц, комбайнов - 34 тыс. единиц. Доля тракторов, эксплуатируемых свыше 10 лет, составляет около 53 процентов, зерноуборочных комбайнов - 45 процентов, кормоуборочных комбайнов - 44 процента.
В целях сохранения темпов обновления парка техники и снижения доли техники, эксплуатируемой свыше 10 лет, требуется ежегодное обновление парка техники на уровне 10 процентов от числа имеющихся в наличии самоходных машин и других видов техники.
Кроме сельскохозяйственной техники, используемой для производства, заготовки и транспортировки кормов, в отрасли животноводства используется комплекс технологического оборудования, необходимого для содержания сельскохозяйственных животных и птицы (стойловое оборудование для содержания крупного рогатого скота и свиней, клеточное оборудование для содержания сельскохозяйственной птицы).
В связи с тем, что оборудование постоянно находится под воздействием агрессивной среды (вода, углекислота, аммиак и др.), оно имеет относительно непродолжительный срок использования и постоянно требуется его обновление. Увеличение стоимости металла и изделий из него является существенным риском для производства продукции в отрасли животноводства.
Кроме того, высокая доля оборудования, используемого при содержании сельскохозяйственных животных и птицы, импортируется. По данным отраслевых союзов, доля импорта оборудования для кондиционирования и вентиляции составляет около 50 процентов, программного обеспечения и управления - около 50 процентов, станкового оборудования - около 25 процентов, оборудования для комбикормовых заводов - 30 процентов.
Локализация данных производств на территории Российской Федерации потребует дополнительных капитальных затрат.
Кроме того, высокая степень износа характерна для помещений, в которых содержатся сельскохозяйственные животные и птица. Несмотря на высокие темпы строительства и модернизации производственных животноводческих объектов, около половины объема молока производится на молочных фермах, износ которых составляет более 60 процентов. По данным региональных органов управления агропромышленным комплексом, 40 процентов яиц производится на птицефабриках с уровнем износа от 40 до 60 процентов, 30 процентов яиц - на птицефабриках с уровнем износа более 60 процентов.
По данным Росстата, степень износа основных фондов в целом по отраслям пищевой промышленности с 2017 по 2020 год увеличилась на 4,9 процента (с 46,7 процента до 51,6 процента), в том числе машин и оборудования - на 4 процента (с 58,3 процента до 62,3 процента), производства напитков - на 3 процента (с 61,1 процента до 64,1 процента), в том числе машин и оборудования - на 2,4 процента (с 72,8 процента до 75,2 процента).
Требуются модернизация, а также строительство новых предприятий, отвечающих требованиям передовых промышленных зарубежных технологий, что создаст предпосылки для роста производства и обеспечит возможность экспорта продукции агропромышленного комплекса.
Развитие мелиоративно-водохозяйственного комплекса направлено на решение следующих задач:
повышение эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности Российской Федерации;
удовлетворение потребностей сельского населения, объектов агропромышленного комплекса в качественных водных ресурсах;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
защита населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод на основе сбалансированного решения социально-экономических проблем;
сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, особенно в части сохранения и повышения плодородия почв, а также сохранения природных водных объектов.
В 2023 году в рамках федеральных проектов "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения" и "Экспорт продукции АПК" введено в эксплуатацию за счет гидромелиоративных мероприятий 67 тыс. гектаров земель, вовлечено в оборот за счет культуртехнических мероприятий 167,3 тыс. гектаров земель.
Рыбная отрасль динамично развивалась в 2023 году, демонстрируя положительную динамику многих показателей.
В соответствии с данными статистической отчетности общий объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов в 2023 году российскими пользователями во всех районах Мирового океана составил 5369 тыс. тонн, что на 449 тыс. тонн, или на 9 процентов, выше уровня 2022 года.
Производство рыбы и продуктов рыбных, переработанных, консервированных, по данным Росстата, за 2023 год, в сравнении с 2022 годом, увеличилось на 7,2 процента, или на 298,9 тыс. тонн, и составило 4453,7 тыс. тонн.
Вместе с тем с 2000 года количество рыбопромысловых судов сократилось на 45 процентов, флот практически не обновлялся. При этом слабо развивалась и береговая переработка. В 2005 году состав рыболовных судов насчитывал почти 3 тыс. единиц. Но к 2017 году ввиду морального и физического старения (возраст судов - 30 - 40 лет) из состава флота выбыло почти 600 единиц.
Строительство нового флота на отечественных верфях не осуществлялось ввиду более конкурентных условий европейских и азиатских верфей по срокам, стоимости и компетенциям.
В соответствии с принятыми на заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса в 2015 году решениями в рыбной отрасли продолжается реализация механизма государственной поддержки привлечения инвестиций в отрасль в виде инвестиционных квот на строительство судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих заводов.
По состоянию на начало 2024 года в рамках первого этапа механизма инвестиционных квот заключено 64 договора на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов (36 - для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна и 28 - для Северного рыбохозяйственного бассейна) с объемом инвестиций около 204,7 млрд. рублей, 42 договора на строительство судов-краболовов с объемом инвестиций порядка 66,8 млрд. рублей и 25 договоров на строительство новых рыбоперерабатывающих заводов (14 - на Дальнем Востоке и 11 - на Севере) стоимостью около 23,75 млрд. рублей. В 2023 году в целях дальнейшего интенсивного обновления производственных фондов рыбохозяйственного комплекса началась реализация второго этапа механизма инвестиционных квот.
Согласно предъявляемым требованиям суда строятся на территории Российской Федерации и в основном должны быть оснащены новым оборудованием для пищевой и перерабатывающей промышленности, выпускающим продукцию с высокой степенью переработки.
Российская Федерация достигла значений продовольственной безопасности практически по всем ключевым направлениям - по зерну, растительному маслу, сахару, мясу и мясопродуктам, рыбе и рыбопродуктам, картофелю. Практически достигнуто пороговое значение по овощам.
По данным Росстата и Минсельхоза России, в 2023 году уровень самообеспечения (продовольственной независимости) Российской Федерации составил:
по зерну - 173,5 процента, что в 1,8 раза выше порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 95 процентов);
по мясу и мясопродуктам - 101,7 процента, что на 16,7 процентных пункта выше порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 85 процентов);
по сахару - 114,2 процента, что на 24,2 процентных пункта выше порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 90 процентов);
по маслу растительному - 245,4 процента, что в 2,7 раза выше порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 90 процентов);
по картофелю - 101 процент, что на 6 процентных пунктов выше порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 95 процентов);
по рыбе и рыбопродуктам - 152,9 процента, что в 1,8 раза выше порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 85 процентов);
по овощам и бахчевым культурам - 89,1 процента, что на 0,9 процентных пункта ниже порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 90 процентов);
по молоку и молокопродуктам - 86 процентов, что на 4 процентных пункта ниже порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 90 процентов);
по фруктам и ягодам - 44,6 процента, что на 15,4 процентных пункта ниже порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 60 процентов).
Экспорт российской продукции агропромышленного комплекса является одной из ключевых составляющих мировой продовольственной безопасности.
В соответствии с данными ФТС России и Росстата экспорт продукции агропромышленного комплекса в 2023 году составил 37,6 млрд. долларов США в сопоставимых ценах (ценах 2020 года), 43,5 млрд. долларов США в номинальных ценах.
Вместе с тем негативные факторы, связанные с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, нарастающим дисбалансом в мировой экономике и кардинальными изменениями логистических цепочек поставок продукции, потребовали пересмотра приоритетных направлений развития экспорта продукции агропромышленного комплекса. С учетом сложившихся тенденций в качестве приоритетных направлений развития экспорта продукции агропромышленного комплекса выделяются страны Содружества Независимых Государств, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, а также Китайская Народная Республика и Республика Индия.
Значимую роль в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации, развитии отраслей агропромышленного комплекса играют мероприятия, направленные на развитие сельских территорий и сельских агломераций. В Российской Федерации насчитывается более 153 тыс. сельских населенных пунктов, что составляет 98,5 процента всех населенных пунктов страны. На 1 января 2024 г. численность населения сельских территорий и сельских агломераций составила 50,7 млн. человек (или 34,7 процента общей численности населения Российской Федерации). Учитывая усиливающуюся на протяжении ряда лет поляризацию сельских поселений по численности населения, приводящую к изменению исторически сложившейся сети расселения, а также старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение численности населения трудоспособного возраста, сохранение миграции из сельских населенных пунктов в города, амбициозной задачей является сохранение доли населения сельских территорий и сельских агломераций в общей численности населения страны.".
3. В разделе III:
1) абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:
"При этом развитие агропромышленного комплекса напрямую связано с качеством и уровнем жизни населения сельских территорий и сельских агломераций, их демографическим и экономическим потенциалом.
Государственная политика в агропромышленном комплексе в среднесрочной перспективе и долгосрочной перспективе будет направлена на повышение качества жизни населения сельских территорий и сельских агломераций за счет реализации мероприятий по созданию новых субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшению жилищных условий, повышению доступности услуг на базе объектов социальной инфраструктуры, в том числе по агломерационному принципу, развитию инженерной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций, цифровых сервисов, объектов торговли, обеспечивающих физическую доступность продовольственных и бытовых товаров, повышению транспортной связности.";
2) после абзаца шестого дополнить абзацами следующего содержания:
"В части развития сельскохозяйственного производства экстенсивным способом необходима реализация мер по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения, в том числе за счет проведения культуртехнических мероприятий, реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования.
В части развития сельскохозяйственного производства интенсивными способами необходимо отметить, что, по данным Росстата, объем используемых минеральных удобрений в Российской Федерации за последние 5 лет имеет устойчивую тенденцию к росту, обеспечив за данный период прирост применения минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями на 1 гектар порядка 15 кг в действующем веществе.";
3) абзацы девятый - одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"Основу государственной политики в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, включая устойчивое развитие сельских территорий, планируется сформировать из 8 целей Стратегии, направленных на достижение национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях, а именно - национальная цель N 3 "Комфортная и безопасная среда для жизни" формирует цель Стратегии "Сохранение доли населения сельских территорий и сельских агломераций в общей численности населения Российской Федерации".
Для достижения цели Стратегии "Сохранение доли населения сельских территорий и сельских агломераций в общей численности населения Российской Федерации" решаются стратегические задачи по созданию условий для улучшения благосостояния граждан, проживающих на сельских территориях и в сельских агломерациях, улучшения их жилищных условий, развития кадрового потенциала, а также задачи по улучшению инфраструктурного благоустройства, в том числе через ускоренное развитие инфраструктуры в опорных населенных пунктах.
Для решения указанных задач реализуются:";
4) после абзаца одиннадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"в рамках государственной программы развития сельских территорий - мероприятия по улучшению жилищных условий населения сельских территорий и сельских агломераций, развитию рынка труда, созданию и развитию социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройству сельских территорий, в том числе в опорных населенных пунктах;";
5) абзацы четырнадцатый - шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"доля населения сельских территорий и сельских агломераций в общей численности населения Российской Федерации:
в 2026 году - 34,7 процента (базовый вариант), 34,6 процента (консервативный вариант);
в 2030 году - 34,7 процента (базовый вариант), 34,4 процента (консервативный вариант);";
6) после абзаца шестнадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"уровень кадровой обеспеченности предприятий агропромышленного комплекса:
в 2026 году - 90 процентов (базовый вариант), 90 процентов (консервативный вариант);
в 2030 году - 95 процентов (базовый вариант), 92 процента (консервативный вариант);";
7) абзацы восемнадцатый и девятнадцатый изложить в следующей редакции:
"в 2026 году - 66,8 процента (целевой вариант), 65,7 процента (базовый вариант), 65,2 процента (консервативный вариант);
в 2030 году - 70 процентов (целевой вариант), 67 процентов (базовый вариант), 65,2 процента (консервативный вариант);";
8) абзацы двадцать первый и двадцать второй изложить в следующей редакции:
"в 2026 году - 46 процентов (целевой вариант), 44,3 процента (базовый вариант), 42 процента (консервативный вариант);
в 2030 году - 54 процента (целевой вариант), 45,8 процента (базовый вариант), 42 процента (консервативный вариант);";
9) абзацы двадцать третий - двадцать пятый исключить;
10) абзацы двадцать шестой - двадцать восьмой изложить в следующей редакции:
"количество объектов сельского туризма, реализуемых с помощью государственной поддержки (нарастающим итогом) (базовый и консервативный варианты):
в 2026 году - 354 единицы;
в 2030 году - 626 единиц.";
11) абзацы двадцать девятый, тридцать второй - сорок седьмой исключить;
12) абзац сорок восьмой изложить в следующей редакции:
"Национальная цель N 5 "Устойчивая и динамичная экономика" формирует цели Стратегии "Увеличение произведенной добавленной стоимости" и "Увеличение физического объема инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах".";
13) абзацы пятьдесят первый - шестидесятый изложить в следующей редакции:
"Показателями (индикаторами), отражающими эффективность цели "Увеличение произведенной валовой добавленной стоимости", являются:
достижение значения произведенной валовой добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве:
в 2026 году - 5708,6 млрд. рублей (базовый вариант), 5480,9 млрд. рублей (консервативный вариант);
в 2030 году - 6551,9 млрд. рублей (базовый вариант), 6073,5 млрд. рублей (консервативный вариант);
достижение значения произведенной валовой добавленной стоимости при производстве пищевых продуктов, напитков, табачных изделий:
в 2026 году - 3761,2 млрд. рублей (базовый вариант), 3153 млрд. рублей (консервативный вариант);
в 2030 году - 4427,4 млрд. рублей (базовый вариант), 3957,7 млрд. рублей (консервативный вариант);
в целях отражения изменений масштабов производства агропромышленного комплекса, включающего сельское хозяйство, производство пищевых продуктов и производство напитков, в Стратегию включен целевой показатель - индекс производства продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) к уровню 2021 года. Наращивание объемов выпуска продукции по всем перечисленным отраслям позволит достичь следующих значений показателя:
в 2026 году - 113,8 процента (базовый вариант), 105,5 процента (консервативный вариант);
в 2030 году - 125 процентов (базовый вариант), 113,5 процента (консервативный вариант);";
14) абзацы шестьдесят второй и шестьдесят третий изложить в следующей редакции:
"в 2026 году - 95,1 кг/га (базовый вариант), 78,5 кг/га (консервативный вариант);
в 2030 году - 115,6 кг/га (базовый вариант), 81,7 кг/га (консервативный вариант);";
15) абзацы шестьдесят четвертый - шестьдесят шестой исключить;
16) абзацы шестьдесят седьмой - семьдесят второй изложить в следующей редакции:
"объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов:
в 2026 году - 5126 тыс. тонн (базовый вариант), 4950 тыс. тонн (консервативный вариант);
в 2030 году - 5500 тыс. тонн (базовый вариант), 5150 тыс. тонн (консервативный вариант);
объем производства продукции товарной аквакультуры (рыбоводства), включая посадочный материал:
в 2026 году - 432 тыс. тонн (базовый вариант), 420 тыс. тонн (консервативный вариант);
в 2030 году - 618 тыс. тонн (базовый вариант), 502 тыс. тонн (консервативный вариант).";
17) абзацы семьдесят восьмой - восемьдесят шестой изложить в следующей редакции:
"индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" по полному кругу организаций к уровню 2020 года:
в 2026 году - 105,5 процента (базовый вариант), 104,8 процента (консервативный вариант);
в 2030 году - 112,2 процента (базовый вариант), 107 процентов (консервативный вариант);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Производство пищевых продуктов" по полному кругу организаций к уровню 2020 года:
в 2026 году - 104,1 процента (базовый вариант), 100,6 процента (консервативный вариант);
в 2030 году - 120,6 процента (базовый вариант), 112,3 процента (консервативный вариант);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Производство напитков" по полному кругу организаций к уровню 2020 года:
в 2026 году - 140 процентов (базовый вариант), 135,2 процента (консервативный вариант);
в 2030 году - 160,2 процента (базовый вариант), 147,5 процента (консервативный вариант).";
18) абзацы восемьдесят девятый и девяностый изложить в следующей редакции:
"Основным приоритетом является поддержка предпринимательской инициативы путем предоставления различных мер государственной поддержки, в том числе льготное кредитование на цели строительства, реконструкции, модернизации и технического перевооружения комплексов (ферм), объектов животноводства, приобретения племенной продукции (материала) крупного рогатого скота молочных пород, строительства селекционно-генетических центров, приобретения технологического оборудования для селекционно-генетических центров.
Также в дальнейшем планируется распространить возмещение прямых понесенных капитальных затрат в том числе на строительство питомников по выращиванию рыбопосадочного материала.";
19) абзац девяносто второй изложить в следующей редакции:
"Национальная цель N 5 "Устойчивая и динамичная экономика" формирует также цели Стратегии "Обеспечение продовольственной безопасности" и "Увеличение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса".";
20) абзацы девяносто девятый - сто первый исключить;
21) абзац сто второй изложить в следующей редакции:
"уровень самообеспечения Российской Федерации (базовый и консервативный варианты):";
22) абзац сто четвертый изложить в следующей редакции:
"2026 год - 95 процентов;";
23) абзац сто седьмой изложить в следующей редакции:
"2026 год - 90 процентов;";
24) абзац сто десятый изложить в следующей редакции:
"2026 год - 90 процентов;";
25) абзац сто тринадцатый изложить в следующей редакции:
"2026 год - 95 процентов;";
26) абзац сто шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"2026 год - 89,4 процента;";
27) абзацы сто девятнадцатый и сто двадцатый изложить в следующей редакции:
"2026 год - 47 процентов;
2030 год - 50 процентов;";
28) абзац сто двадцать второй изложить в следующей редакции:
"2026 год - 85 процентов;";
29) абзацы сто двадцать пятый и сто двадцать шестой изложить в следующей редакции:
"2026 год - 86,5 процента;
2030 год - 88 процентов;";
30) абзац сто двадцать восьмой изложить в следующей редакции:
"2026 год - 85 процентов;";
31) после абзаца сто двадцать девятого дополнить абзацами следующего содержания:
"экспорт продукции агропромышленного комплекса (в номинальных ценах):
в 2026 году - 42,2 млрд. долларов США (базовый вариант), 40,5 млрд. долларов США (консервативный вариант);
в 2030 году - 55,2 млрд. долларов США (базовый и консервативный варианты).";
32) абзац сто тридцатый изложить в следующей редакции:
"Основным ориентиром для достижения указанных целей Стратегии является централизация усилий для достижения уровня продовольственной безопасности, расширение и увеличение к 2030 году экспорта продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом.";
33) абзацы сто тридцать четвертый и сто тридцать пятый исключить;
34) абзац сто тридцать девятый изложить в следующей редакции:
"Кроме того, национальная цель N 5 "Устойчивая и динамичная экономика" формирует цель Стратегии "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения".";
35) абзац сто сорок второй исключить;
36) абзацы сто пятьдесят девятый - сто шестьдесят первый изложить в следующей редакции:
"получение достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения в отношении 100 процентов земель сельскохозяйственного назначения, включая количественные и качественные характеристики неиспользуемой пашни, планируемой к вовлечению в оборот;
вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 13234,8 тыс. гектаров;
сохранение в сельскохозяйственном обороте и повышение качественных характеристик сельскохозяйственных угодий за счет проведения мелиоративных мероприятий на площади не менее 7165,4 тыс. гектаров.";
37) абзацы сто шестьдесят второй и сто шестьдесят третий исключить;
38) абзацы сто шестьдесят шестой и сто шестьдесят седьмой изложить в следующей редакции:
"в 2026 году - 72,9 процента (базовый вариант), 73,5 процента (консервативный вариант);
в 2030 году - 100 процентов (базовый и консервативный варианты);";
39) абзацы сто шестьдесят девятый - сто семьдесят шестой изложить в следующей редакции:
"в 2026 году - 6745,4 тыс. гектаров (базовый вариант), 4242,6 тыс. гектаров (консервативный вариант);
в 2030 году - 13234,8 тыс. гектаров (базовый и консервативный варианты);
площадь земель, сохраняемых в сельскохозяйственном обороте за счет проведения мелиоративных мероприятий (базовый и консервативный варианты):
в 2026 году - 5611,7 тыс. гектаров (базовый вариант), 4219,4 тыс. гектаров (консервативный вариант);
в 2030 году - 8364,6 тыс. гектаров (базовый вариант), 7165,4 тыс. гектаров (консервативный вариант).
Для обеспечения ускоренного импортозамещения критически важных видов сельскохозяйственной продукции, а также продукции, используемой в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, национальная цель N 6 "Технологическое лидерство" формирует цель Стратегии "Повышение технологической независимости агропромышленного комплекса за счет развития селекции, генетики, биотехнологии, ветеринарных препаратов и ветеринарных вакцин".
Указанная цель предусматривает обеспечение импортозамещения и повышения эффективности производства в сфере разработки и внедрения отечественных инновационных технологий и достижений, повышения их конкурентоспособности на основе взаимодействия государства, науки и бизнеса для реализации положений Доктрины продовольственной безопасности.
Для достижения указанной цели решаются задачи, связанные с реализацией комплекса подпрограмм Федеральной научно-технической программы по обеспечению селекционной и генетической независимости агропромышленного комплекса, обеспечению агропромышленного комплекса важными пищевыми и кормовыми добавками, отечественными ветеринарными препаратами и ветеринарными вакцинами.";
40) после абзаца сто семьдесят шестого дополнить абзацами следующего содержания:
"Для решения указанных задач реализуются мероприятия по улучшению генетического потенциала в животноводстве, развитию селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур.
Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:
достигнутый уровень технологической независимости в сфере продовольственной безопасности:
в 2026 году - 49,5 процента;
в 2030 году - 66,7 процента;
доля семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции в общем объеме высева (посадок) семенного материала основных сельскохозяйственных культур на территории Российской Федерации (базовый и консервативный варианты):
в 2026 году - 65 процентов;
в 2030 году - 75 процентов;
доля производства новых отечественных конкурентоспособных кроссов мясных кур в целях получения бройлеров в общем объеме произведенных на территории Российской Федерации кроссов мясных кур в целях получения бройлеров (базовый и консервативный варианты):
в 2026 году - 16 процентов;
в 2030 году - 25 процентов;
доля производства отечественного племенного крупного рогатого скота мясных пород в общем объеме приобретенного на территории Российской Федерации поголовья крупного рогатого скота мясных пород (базовый и консервативный варианты):
в 2026 году - 99 процентов;
в 2030 году - 99 процентов;
доля производства отечественного племенного крупного рогатого скота молочных пород в общем объеме приобретенного на территории Российской Федерации поголовья крупного рогатого скота молочных пород (базовый и консервативный варианты):
в 2026 году - 68 процентов;
в 2030 году - 72,1 процента;
обеспеченность отрасли животноводства ветеринарными препаратами отечественного производства (базовый и консервативный варианты):
в 2026 году - 58 процентов;
в 2030 году - 70 процентов;
обеспеченность отрасли животноводства отечественными ветеринарными вакцинами (базовый и консервативный варианты):
до 2026 года - 35 процентов;
в 2030 году - 61 процент.
Апробация передовых технологий и их дальнейшее внедрение в агропромышленный комплекс будут способствовать снижению импортозависимости в части семенного, генетического и посадочного материала.
Для достижения указанной цели Стратегии сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса внедряются и масштабируются новые передовые инновационные решения, учитывающие применение безопасных технологий при производстве продукции, которые приводят к повышению качества и конкурентных преимуществ.
Достижение указанной цели Стратегии гарантирует увеличение конкурентных преимуществ российского агропромышленного комплекса в рамках развития экспортного потенциала.
Национальная цель N 7 "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы" формирует цель Стратегии "Цифровая трансформация агропромышленного комплекса".";
41) абзац двести второй изложить в следующей редакции:
"Целевые показатели Стратегии приведены в приложении.";
42) абзац двести третий исключить.
4. Абзац первый раздела IV изложить в следующей редакции:
"Полученный урожай и объемы животноводческой продукции позволили обеспечить большую часть внутренних потребностей страны в продовольствии, а также внести существенный вклад в обеспечение продовольственной независимости страны и импортозамещения.".
5. В разделе VI:
1) абзац второй исключить;
2) абзац третий изложить в следующей редакции:
"Базовый вариант разработан во исполнение подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 г. N Пр-616 в целях увеличения к 2030 году объемов производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25 процентов и экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2021 года.";
3) абзац четвертый исключить;
4) после абзаца пятого дополнить абзацами следующего содержания:
"В настоящее время оказываемые меры государственной поддержки достаточны для сохранения существующего уровня агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
В целях дальнейшего развития агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности с учетом геополитической обстановки в мире, в том числе проблем с логистикой и резкого повышения цен на импорт, определены следующие перспективные направления поддержки в дополнение к уже существующим:
создание новых производственных мощностей;
модернизация действующих производств по выпуску в том числе из несельскохозяйственного сырья кормовых и пищевых добавок, а также лекарственных средств для ветеринарного применения.";
5) абзацы седьмой и восьмой изложить в следующей редакции:
"Без прорывов в развитии новых технологий (новаций) крайне затруднено достижение основных целей. Для решения этой задачи планируется реализовать мероприятия, направленные на создание новых видов сортов и генов в селекции и генетике соответственно, подготовить на базе 46 подведомственных образовательных организаций высшего образования высококвалифицированные кадры.
Новые точки роста агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов:";
6) абзац девятый исключить;
7) после абзаца тринадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"биотехнологии;
ветеринарные препараты и ветеринарные вакцины;";
8) абзацы шестнадцатый - двадцатый изложить в следующей редакции:
"Факторы, которые позволят достигнуть целей Стратегии в полном объеме, обеспечив к 2030 году рост производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25 процентов и увеличение экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом:
развитие сбыта продукции пищевой и перерабатывающей промышленности как на внутреннем, так и на внешнем рынках, развитие международного сотрудничества;
обеспечение перерабатывающих предприятий современным, высокотехнологичным и производительным оборудованием;
обеспечение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности необходимым качественным сырьем, в том числе поступающим из зарубежных стран;
преодоление кадрового дефицита на предприятиях.";
9) абзацы двадцать первый - двадцать третий исключить;
10) абзацы двадцать четвертый - тридцать восьмой изложить в следующей редакции:
"Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы в 2026 году при условии сохранения экономической стабильности (по базовому варианту) достигнут следующих показателей, отражающих эффективность:
индекс производства продукции агропромышленного комплекса составит 113,8 процента по отношению к уровню 2021 года;
экспорт продукции агропромышленного комплекса (в номинальных ценах) составит 42,2 млрд. долларов США;
индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" составит 105,5 процента по отношению к уровню 2020 года;
валовая добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, составит 5708,6 млрд. рублей;
валовая добавленная стоимость производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий составит 3761,2 млрд. рублей.
У сельскохозяйственных товаропроизводителей к 2026 году появится возможность получения комплекса цифровых услуг и сервисов, позволяющих оптимизировать затраты и повысить эффективность производственных и управленческих процессов.
Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы в 2030 году при условии сохранения экономической стабильности (по базовому варианту) достигнут следующих показателей, отражающих эффективность:
индекс производства продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) составит 125 процентов по отношению к уровню 2021 года;
экспорт продукции агропромышленного комплекса (в текущих ценах) составит не менее 55,2 млрд. долларов США;
индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" составит 112,2 процента по отношению к уровню 2020 года;
валовая добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, составит 6551,9 млрд. рублей;
валовая добавленная стоимость производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий составит 4427,4 млрд. рублей.
Важнейшими задачами в рамках достижения указанных показателей и ведомственных целей до 2030 года также являются сохранение численности сельского населения, повышение уровня благоустройства домовладений, развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Решение указанных задач позволит стимулировать граждан, проживающих в сельской местности, к ведению предпринимательской деятельности посредством создания собственного хозяйства (крестьянского (фермерского) хозяйства) или присоединения к коллективной организации (сельскохозяйственному потребительскому кооперативу).
Перечень целевых показателей реализации Стратегии может уточняться по результатам мониторинга ее реализации.";
11) абзац тридцать девятый исключить.
6. Приложение к указанной Стратегии изложить в следующей редакции:
"Приложение
к Стратегии развития агропромышленного
и рыбохозяйственного комплексов
Российской Федерации
на период до 2030 года
(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 7 февраля 2025 г. N 253-р)
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО
КОМПЛЕКСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Наименование показателя
Единица измерения
Вариант
2025 год
2026 год
2027 год
2028 год
2029 год
2030 год
Индекс производства продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) к уровню 2021 года
процентов
базовый
111,7
113,8
115,8
118,5
122
125
консервативный
103,8
105,5
107,3
109,3
111,2
113,5
Объем экспорта продукции агропромышленного комплекса (в номинальных ценах)
млрд. долларов США
базовый
40,7
42,2
44
47,1
51,1
55,2
консервативный
38,5
40,5
42,6
46,1
50,6
55,2
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" по полному кругу организаций к уровню 2020 года
процентов
базовый
104,5
105,5
106,6
108,1
110
112,2
консервативный
104,3
104,8
105,4
105,9
106,4
107
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Производство пищевых продуктов" по полному кругу организаций к уровню 2020 года
процентов
базовый
99,6
104,1
107,5
111,8
116,2
120,6
консервативный
98,7
100,6
102,8
105,8
109
112,3
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Производство напитков" по полному кругу организаций к уровню 2020 года
процентов
базовый
134
140
144,5
149,6
154,8
160,2
консервативный
132,7
135,2
138,2
141,2
144,3
147,5
Валовая добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве (в текущих ценах)
млрд. рублей
базовый
5520,9
5708,6
5891,3
6079,8
6274,4
6551,9
консервативный
5342
5480,9
5623,4
5769,6
5919,6
6073,5
Валовая добавленная стоимость производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий (в текущих ценах)
млрд. рублей
базовый
3621,5
3761,2
3907,5
4070
4243,1
4427,4
консервативный
2987,2
3153
3333,4
3526,5
3733,2
3957,7
Внесено минеральных удобрений в пересчете на 100 процентов питательных веществ на 1 га посева сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях
кг/га
базовый
90,6
95,1
99,8
104,8
110,04
115,6
консервативный
77,7
78,5
79,3
80,2
81,1
81,7
Объем достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения, включая количественные и качественные характеристики сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в оборот
процентов
базовый
70,9
72,9
100
100
100
100
консервативный
71,5
73,5
75,5
84,8
90,7
100
Площадь вовлеченных в оборот земель сельскохозяйственного назначения
тыс. га
базовый
5447,5
6745,4
8043,3
9341,1
10639
13234,8
консервативный
2870,2
4242,6
5594,9
8141,5
10688,2
13234,8
Площадь земель, сохраняемых в сельскохозяйственном обороте за счет проведения мелиоративных мероприятий
тыс. га
базовый
4715,9
5611,7
6347,4
7158,5
7820,6
8364,6
консервативный
3518,7
4219,4
5072,2
5561,1
6203,1
7165,4
Уровень самообеспечения Российской Федерации зерном
процентов
базовый
95
95
95
95
95
95
консервативный
-
-
-
-
-
-
Уровень самообеспечения Российской Федерации сахаром
процентов
базовый
90
90
90
90
90
90
консервативный
-
-
-
-
-
-
Уровень самообеспечения Российской Федерации маслом растительным
процентов
базовый
90
90
90
90
90
90
консервативный
-
-
-
-
-
-
Уровень самообеспечения Российской Федерации картофелем
процентов
базовый
95
95
95
95
95
95
консервативный
-
-
-
-
-
-
Уровень самообеспечения Российской Федерации овощами и бахчевыми культурами
процентов
базовый
89,2
89,4
89,6
89,8
90
90
консервативный
-
-
-
-
-
-
Уровень самообеспечения Российской Федерации фруктами и ягодами, включая виноград
процентов
базовый
46,7
47
47,5
48
49
50
консервативный
-
-
-
-
-
-
Уровень самообеспечения Российской Федерации мясом и мясопродуктами (в пересчете на мясо)
процентов
базовый
85
85
85
85
85
85
консервативный
-
-
-
-
-
-
Уровень самообеспечения Российской Федерации молоком и молокопродуктами (в пересчете на молоко)
процентов
базовый
86,3
86,5
86,7
87
87,5
88
консервативный
-
-
-
-
-
-
Уровень самообеспечения Российской Федерации рыбой и рыбопродуктами в живом весе (весе сырца)
процентов
базовый
85
85
85
85
85
85
консервативный
-
-
-
-
-
-
Объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов
тыс. тонн
базовый
5209
5126
5355
5387
5508
5500
консервативный
5080
4950
5100
5010
5100
5150
Объем производства продукции товарной аквакультуры (рыбоводства), включая посадочный материал
тыс. тонн
базовый
420
432
479
526
573
618
консервативный
400
420
440
460
480
502
Доля семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции в общем объеме высева (посадок) семенного материала основных сельскохозяйственных культур на территории Российской Федерации
процентов
базовый
62
65
70
72
73
75
консервативный
62
65
70
72
73
75
Доля производства новых отечественных конкурентоспособных кроссов мясных кур в целях получения бройлеров в общем объеме произведенных на территории Российской Федерации кроссов мясных кур в целях получения бройлеров
процентов
базовый
15
16
17
19
21
25
консервативный
15
16
17
19
21
25
Доля производства отечественного племенного крупного рогатого скота мясных пород в общем объеме приобретенного на территории Российской Федерации поголовья крупного рогатого скота мясных пород
процентов
базовый
99
99
99
99
99
99
консервативный
99
99
99
99
99
99
Доля производства отечественного племенного крупного рогатого скота молочных пород в общем объеме приобретенного на территории Российской Федерации поголовья крупного рогатого скота молочных пород
процентов
базовый
67
68
69
70
71,1
72,1
консервативный
67
68
69
70
71,1
72,1
Достигнутый уровень технологической независимости в сфере продовольственной безопасности
процентов
базовый
47,6
49,5
52,1
55,5
59,9
66,7
Обеспеченность отрасли животноводства ветеринарными препаратами отечественного производства
процентов
базовый
54
58
62
65
68
70
консервативный
54
58
62
65
68
70
Обеспеченность отрасли животноводства отечественными ветеринарными вакцинами
процентов
базовый
32
35
39
42
45
61
консервативный
32
35
39
42
45
61
Доля населения сельских территорий и сельских агломераций в общей численности населения Российской Федерации
процентов
базовый
34,7
34,7
34,7
34,7
34,7
34,7
консервативный
34,6
34,6
34,5
34,5
34,4
34,4
Уровень кадровой обеспеченности предприятий агропромышленного комплекса
процентов
базовый
90
90
91
92
93
95
консервативный
90
90
90,5
91
91,5
92
Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств
процентов
целевой
66
66,8
67,6
68,4
69,2
70
базовый
65,7
65,7
65,7
66
66,5
67
консервативный
65,2
65,2
65,2
65,2
65,2
65,2
Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах
процентов
целевой
44
46
48
50
52
54
базовый
44,3
44,3
44,3
44,8
45,3
45,8
консервативный
42
42
42
42
42
42
Количество объектов сельского туризма, реализуемых с помощью государственной поддержки (нарастающим итогом)
единиц
базовый
292
354
416
486
556
626
консервативный
292
354
416
486
556
626
Создана и функционирует единая цифровая платформа агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
да/нет
базовый
да
да
да
да
да
да
консервативный
да
да
да
да
да
да
Создан и функционирует Ситуационный цифровой центр Минсельхоза России и Росрыболовства
процентов
базовый
100
100
100
100
100
100
консервативный
100
100
100
100
100
100
Количество отраслевых показателей, по которым собираются данные на единой цифровой платформе агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
тыс. штук
базовый
20
50
60
70
85
100
консервативный
20
50
60
70
85
100".