Распоряжение Минтранса России от 24.01.2025 N ВП-4-р
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 января 2025 г. N ВП-4-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОСНАЩЕНИЮ ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ВЗЛЕТА, ПОСАДКИ, РУЛЕНИЯ И СТОЯНКИ
БЕСПИЛОТНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
В целях совершенствования условий для выполнения полетов беспилотных гражданских воздушных судов:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по эксплуатации и оснащению посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки беспилотных гражданских воздушных судов.
2. Признать утратившим силу распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 23 октября 2023 г. N ИЧ-234-Р "Об утверждении Методических рекомендаций по эксплуатации и оснащению посадочных площадок, предназначенных для обеспечения полетов беспилотных гражданских воздушных судов".
Заместитель Министра
В.В.ПОТЕШКИН
Утверждены
распоряжением Минтранса России
от 24 января 2025 г. N ВП-4-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОСНАЩЕНИЮ ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ВЗЛЕТА, ПОСАДКИ, РУЛЕНИЯ И СТОЯНКИ
БЕСПИЛОТНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
1. Настоящий документ содержит рекомендации для владельцев посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки беспилотных гражданских воздушных судов (далее - БВС), в целях определения объектов, необходимых для эксплуатации БВС на посадочной площадке, включая объекты некапитального строительства.
2. Владельцу посадочной площадки, предназначенной для взлета, посадки, руления и стоянки БВС вертолетного типа, рекомендуется обеспечить наличие:
а) посадочной площадки с искусственным или грунтовым покрытием, размеры которой рекомендуется устанавливать из расчета, что площадь посадочной площадки в два раза превышает площадь, занимаемую БВС, но не менее 10 м x 10 м;
б) рулежной дорожки с искусственным или грунтовым покрытием, размеры которой рекомендуется устанавливать из расчета безопасного руления БВС, а ширину из расчета того, что она превышает ширину БВС в два раза;
в) перрона с местами стоянок с искусственным или грунтовым покрытием, размеры которого обеспечивают безопасную стоянку БВС (расстояние между БВС рекомендуется устанавливать не менее 10 м). Места стоянок рекомендуется оборудовать якорными креплениями (прочность не менее 25% от массы БВС) и заземлением (сопротивление не более 100 Ом);
г) подъездной дороги с искусственным или грунтовым покрытием, обеспечивающей беспрепятственный подъезд.
3. Владельцу посадочной площадки, предназначенной для взлета, посадки, руления и стоянки БВС самолетного типа, рекомендуется обеспечить наличие:
а) взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП) с искусственным или грунтовым покрытием, выдерживающей нагрузки, возникающие при движении БВС, для полетов которых она предназначена (размер ВПП рекомендуется определять исходя из эксплуатационной документации типа БВС);
б) рулежных дорожек с искусственным или грунтовым покрытием, размеры которых рекомендуется устанавливать из расчета безопасного руления БВС, а ширину из расчета того, что она превышает ширину БВС в два раза;
в) перрона с местами стоянок с искусственным или грунтовым покрытием, размеры которого обеспечивают безопасную стоянку БВС (расстояние между БВС рекомендуется устанавливать не менее 10 м). Места стоянок рекомендуется оборудовать якорными креплениями (прочность не менее 25% от массы БВС) и заземлением (сопротивление не более 100 Ом);
г) подъездной дороги с искусственным или грунтовым покрытием, обеспечивающей беспрепятственный подъезд.
4. Владельцу посадочной площадки, предназначенной для взлета, посадки, руления и стоянки БВС, рекомендуется обеспечить наличие следующих средств технического обслуживания БВС:
а) специализированных помещений (ангар и (или) бокс и (или) навес) для обслуживания и хранения БВС;
б) системы электрической зарядки БВС;
в) системы заправки горюче-смазочными материалами (далее - ГСМ) (при необходимости);
г) специальной техники (устройств) для противообледенительной обработки БВС (спирты или полимеры), заправки БВС специальными жидкостями, буксировки (перемещения), погрузки или разгрузки БВС (исходя из требований к БВС).
5. Рекомендуется предусмотреть следующие рабочие места внешних пилотов БВС:
а) отдельно стоящее стационарное или модульное здание для размещения специализированного оборудования и рабочих мест членов экипажей БВС (внешних пилотов БВС, операторов полезной нагрузки), а также рабочие места вспомогательного персонала, обеспечивающие условия для безопасного выполнения функций;
б) места, позволяющие осуществлять управление БВС (наземная станция управления может размещаться в здании, автомобиле, на открытом воздухе под навесом, с резервным источником питания).
6. На посадочной площадке рекомендуется предусмотреть наличие следующих систем (средств) электросвязи:
а) две сертифицированные радиостанции диапазона (117,975 - 137 МГц) для связи внешних пилотов с органом обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) и с пилотируемыми воздушными судами;
б) средства бесперебойной связи (телефон) для связи внешних пилотов с органом ОВД;
в) средства доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (наземная линия, сотовая связь, спутниковая связь) для получения метеорологической, аэронавигационной и другой информации;
г) средства регистрации речевой информации;
д) средства регистрации информации наблюдения (при наличии возможности или при необходимости);
е) средства отображения информации наблюдения: индикатор воздушной обстановки (при наличии возможности или при необходимости);
ж) выделенный канал передачи данных для обмена информацией наблюдения с органом ОВД (получения данных воздушной обстановки, передачи данных от станции внешнего пилота, обмена плановой информацией, получения метеорологической и аэронавигационной информации, доступа к сети оператора линии С2) (при наличии возможности или при необходимости);
з) станции спутниковой связи для связи внешних пилотов с органом ОВД на удаленном автономном объекте (при наличии возможности или при необходимости).
7. На посадочной площадке рекомендуется предусмотреть наличие следующего оборудования:
а) средства отображения метеорологической, аэронавигационной и другой информации;
б) светосигнальное оборудование при выполнении полетов в темное время суток и в сложных метеорологических условиях.