Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2024 N 4159-р

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 декабря 2024 г. N 4159-р

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития системы государственной статистики и Росстата до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

3. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

4. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

5. Установить, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Стратегии, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в рамках установленных полномочий и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 30 декабря 2024 г. N 4159-р

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ И РОССТАТА

ДО 2030 ГОДА

I. Основные положения

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации официальный статистический учет отнесен к предмету ведения Российской Федерации и регулируется Федеральным законом "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

В силу положений Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" официальный статистический учет осуществляется субъектами официального статистического учета, которыми являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (далее - Федеральный план).

Субъекты официального статистического учета осуществляют формирование официальной статистической информации, отражающей количественную сторону массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией.

Стратегия развития системы государственной статистики и Росстата до 2030 года (далее - Стратегия) определяет приоритеты государственной политики в сфере официального статистического учета, развития Росстата и других участников системы государственной статистики на период до 2030 года.

В Стратегии определены основные цель, задачи и приоритетные направления по обеспечению потребностей государства и общества в официальной статистической информации.

Стратегия базируется на следующих принципах официального статистического учета и системы государственной статистики:

полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);

применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;

рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;

обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям;

обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях, предусмотренных Федеральным законом "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";

согласованность действий субъектов официального статистического учета;

применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для информационного обеспечения официального статистического учета;

обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

Вместе с тем соблюдение указанных принципов, в том числе в части открытости и распространения статистических данных, осуществляется в той мере, в которой обеспечивается невозможность нанесения ущерба национальной безопасности Российской Федерации в условиях вызовов и угроз со стороны недружественных стран.

Положения Стратегии распространяются на всех участников статистической деятельности в Российской Федерации, включая респондентов, субъектов официального статистического учета, а также пользователей официальной статистической информацией.

Стратегия направлена не только на развитие официального статистического учета, обеспечивающего принятие органами публичной власти управленческих решений, но и на формирование единого стандарта качества данных официального статистического учета (далее - стандарт качества данных), обязательного для данных, используемых при формировании официальной статистической информации в Российской Федерации, а также на систематизацию данных официального статистического учета.

Стратегия разработана во исполнение пункта 1 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2023 г. N ММ-П13-20542 по итогам стратегической сессии по направлению "Развитие статистики", состоявшейся 28 ноября 2023 г., с учетом исполнения пункта 3 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 19 октября 2024 г. N ММ-П13-35051 по итогам стратегической сессии по направлению "Развитие государственной статистики", состоявшейся 17 сентября 2024 г., в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Основами государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации".

При подготовке Стратегии учтены положения:

Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";

Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. N 213 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности";

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".

Стратегия может являться основой для разработки и уточнения государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, национальных проектов, федеральных и ведомственных проектов, стандартов и методических актов.

II. Характеристика государственной статистики в Российской

Федерации и мире

1. Специфика и сферы применения

Развитие государственной статистики - одно из необходимых условий устойчивого социально-экономического развития любой отрасли, территории, страны и общества в целом. Именно государственная статистика является основой для принятия обоснованных управленческих решений.

Официальная статистическая информация представляет собой сводную агрегированную документированную информацию о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемую субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.

Официальную статистическую информацию отличает достоверность, научная обоснованность, полнота охвата, прозрачность и достаточность для принятия управленческих решений.

Главная задача официальной статистической информации состоит в удовлетворении потребностей государства и общества в оценке социально-экономического развития страны через целостную и непротиворечивую картину данных.

Система государственной статистики включает следующие процессы:

выявление потребностей пользователей в официальной статистической информации и планирование статистической деятельности;

сбор первичных статистических данных у объектов федерального статистического наблюдения;

обработка административных и первичных статистических данных;

формирование официальной статистической информации;

хранение официальной статистической информации;

предоставление официальной статистической информации пользователям;

нормотворческая деятельность в сфере официального статистического учета;

научно-методическое обеспечение официального статистического учета;

информационно-технологическое обеспечение официального статистического учета;

кадровое обеспечение системы государственной статистики. Участниками официального статистического учета являются:

респонденты - объекты федерального статистического наблюдения;

пользователи официальной статистической информацией;

субъекты официального статистического учета.

Вследствие развития практики использования альтернативных источников данных к объектам федерального статистического наблюдения также относятся органы публичной власти и иные организации, обладающие административными и большими данными.

Стратегия охватывает основные процессы официального статистического учета и участников системы государственной статистики.

2. Общее состояние государственной статистики в мире

Во всем мире государственная статистика является незаменимым инструментом в деле формирования государственной политики и управления. Она обеспечивает получение демографических, экономических, социальных и экологических данных, которыми руководствуются государства и межгосударственные органы при принятии решений. Данные государственной статистики играют важную роль в обеспечении устойчивого развития и поддержании мира и безопасности в обществе.

Ключевой ценностью Статистической комиссии Организации Объединенных Наций, высшего директивного органа глобальной системы сбора данных и статистики, объединяющего национальные статистические службы и профильные международные организации и ответственного за установление статистических стандартов и рекомендаций, являются обеспечение и продвижение надежных, доступных, своевременных и сопоставимых данных.

В современную эпоху, отличающуюся разнообразием источников данных, государственная статистика во многих странах сталкивается с необходимостью преобразований. В связи с этим важное значение приобретают адаптация к использованию новых источников и типов данных, быстрым технологическим изменениям, а также конкуренция с различными негосударственными участниками процесса сбора и обработки данных. В этих условиях государственная статистика должна и дальше отвечать Основополагающим принципам официальной статистики, одобренным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Это позволит обеспечить достоверность, точность и беспристрастность официальных статистических данных.

За последние 10 лет национальные статистические службы многих стран перешли к сбору более широкого спектра данных, в том числе из частного сектора. Хотя использование новых источников данных имеет свои преимущества, сохраняются проблемы, связанные с соблюдением конфиденциальности таких сведений, организацией доступа к ним, интеграцией негосударственных данных с административными и первичными статистическими данными. Сотрудничество национальных статистических служб с организациями государственного и частного секторов будет иметь решающее значение для использования всего потенциала новых источников данных.

Переход национальных статистических служб к роли ведущих центров в области технологий и качества данных замедлен из-за ограниченности кадровых и финансовых ресурсов.

Можно выделить несколько следующих ключевых направлений развития государственной статистики в мире:

внедрение моделей статистического производства, обеспечивающих унификацию подходов к работе с данными, внедрение единых моделей, повышающих эффективность и скорость статистического производства (типовая модель производства статистической информации (GSBPM), типовая модель статистической информации (GSIM), общая архитектура статистического производства (CSPA), типовая модель работы статистических организаций (GAMSO);

координация национальной статистической системы через курирование данных национальными статистическими службами - обеспечение этичного и ответственного создания, сбора данных, управления ими, использования и повторного использования данных;

расширение сотрудничества с национальными ведомствами по геопространственной информации в целях обеспечения интеграции геопространственной и статистической информации в рамках реализации решения Статистической комиссии Организации Объединенных Наций N 54/118, принятого в 2023 году в ходе 54 сессии Статистической комиссии Организации Объединенных Наций;

использование административных данных, широкое внедрение административных регистров при производстве статистических данных через внедрение стандартов отчетности для обмена информацией;

одновременное развитие базовых административных регистров, выступающих основным источником информации для органов публичной власти (регистр населения, регистр собственности, бизнес-регистр), и специализированных регистров, которые служат источниками данных в отдельных отраслях;

использование больших данных и веб-аналитики для верификации официальной статистической информации, экспериментальных расчетов на основе новых источников данных (данные сотовых операторов и геопозиционирования в статистике туризма, данные сторонних платежных систем в статистике розничной торговли);

цифровизация статистического производства, выраженная, прежде всего, в использовании единых норм при сборе данных от объектов федерального статистического наблюдения через систему личных кабинетов, внедрение потокового сбора данных, развитие системы предоставления данных пользователям в виде готовой визуализации, датасетов, применение облачных технологий;

обеспечение информационной безопасности данных пользователей от угроз несанкционированного доступа, использования и искажения;

формирование оперативных статистических показателей, в том числе прокси-показателей.

Степень и скорость реакции национальных статистических служб на появление и развитие новых трендов в статистике зависят в том числе от уровня их вовлеченности в работу на международных площадках.

3. Общее состояние системы государственной статистики

Росстат осуществляет функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.

В соответствии с Федеральным планом в 2024 году 61 субъектом официального статистического учета выполнялись 1789 работ, в том числе Росстатом - 675.

Для сбора административных и первичных статистических данных в 2024 году использовалось 498 форм федерального статистического наблюдения, по 204 из которых сбор и обработка осуществлялась Росстатом.

Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.

По данным Статистического регистра Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2024 г. федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении 7,9 млн. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их обособленных подразделений.

Кроме того, Росстат осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

4. Итоги реализации Стратегии развития Росстата

и системы государственной статистики Российской Федерации

на период до 2024 года

С 2019 года Росстат реализует Стратегию развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденную Министром экономического развития Российской Федерации, в которой были определены следующие приоритеты:

цифровизация предоставления статистических данных;

снижение отчетной нагрузки на респондентов;

усиление координации статистической деятельности;

удовлетворение потребностей пользователей и повышение доверия к официальной статистике;

совершенствование статистической методологии;

активизация международного сотрудничества;

внедрение новых методов управления кадрами;

оптимизация административных процессов в Росстате;

реализация проектов национального значения.

Реализация указанной стратегии происходила в непростой для российской и мировой экономик период. Серьезными вызовами стали пандемия коронавируса COVID-19 и санкционное давление со стороны недружественных стран в условиях проведения специальной военной операции. Ответом на эти вызовы стала трансформация работы органов публичной власти, включая Росстат. Несмотря на негативное влияние внешних факторов, практически по всем приоритетным направлениям удалось достичь поставленных целей или добиться значительного прогресса.

Достижениями в сфере интеграции международных стандартов в систему государственной статистики являются:

внедрение системы национальных счетов Организации Объединенных Наций 2008 года на уровне более 96 процентов;

внедрение системы природно-экономического учета Организации Объединенных Наций;

внедрение системы показателей мониторинга целей устойчивого развития (по состоянию на начало 2024 г. внедрено 125 глобальных индикаторов, охватывающих все 17 целей устойчивого развития);

внедрение стандарта комплексной статистики благосостояния Организации экономического сотрудничества и развития.

В 2019 году впервые за 20 лет были полностью модернизированы официальные сайты Росстата и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Это позволило существенно облегчить пользователям поиск необходимой официальной статистической информации. Важным достижением стала публикация большей части статистических данных в машиночитаемом виде. Вместе с тем сохраняется задача создания единой точки публикации официальной статистической информации, которая позволит обеспечить интеграцию существующих баз статистических данных между собой.

В сложных условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в 2021 году проведены Всероссийская перепись населения, сельскохозяйственная микроперепись и экономическая перепись малого и среднего бизнеса. При этом переписи прошли с применением современных технологий электронного сбора и автоматизированной обработки данных, с использованием административных данных и данных дистанционного зондирования Земли. Активное внедрение инноваций было обеспечено в условиях строгого соблюдения методологических рекомендаций Организации Объединенных Наций.

Также в 2021 году Росстат приступил к реализации проекта "Понятная статистика", позволяющего получить доступ широкому кругу пользователей не только к "сложной" классической методологии, но и разъяснениям в доступной для неподготовленного пользователя форме.

В 2022 году удалось завершить переход к сбору статистической отчетности исключительно в электронном виде. Настроено взаимодействие Росстата с другими органами публичной власти по использованию административных данных, разработана концепция использования в официальной статистике больших данных с учетом международного опыта.

С 2023 года идет поэтапное внедрение государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" (далее - платформа ГИС ЦАП), обеспечивающей цифровое взаимодействие участников системы государственной статистики на основе единой методологии и информационно-технологической инфраструктуры. При этом к 2024 году разработаны не все ключевые компоненты платформы ГИС ЦАП, что повлияло на выполнение задач по снижению нагрузки на бизнес, ускорению статистического производства и созданию единой точки распространения статистической информации. Данные приоритеты остаются актуальными и на период до 2030 года.

За период реализации Стратегии развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации на период до 2024 года формы международного сотрудничества эволюционировали от простого заимствования лучших практик и международной методологии до продвижения в международном сообществе достижений российской статистики. Например, в 2021 году начал работу Международный центр статистической экспертизы "Центростат" в рамках совместной инициативы Росстата, Всемирного банка, Экономической и социальной комиссии Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана и Статистического института для Азии и Тихого океана.

В связи с внешнеполитической ситуацией реализовать поставленные задачи в полной мере не удалось, однако Международный центр статистической экспертизы "Центростат" успешно реализовал ряд инициатив совместно с комиссиями и учреждениями Организации Объединенных Наций.

Кроме того, в 2023 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 3489-р стартовала программа по развитию статистики в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.

5. Кадровый потенциал системы государственной статистики

Органы государственной статистики столкнулись в последние годы с проблемой кадрового дефицита. На среднесрочном горизонте в системе государственной статистики возможен "кадровый голод", средний возраст государственных служащих в Росстате - около 50 лет. Наблюдается тенденция старения коллектива и отток молодежи как в центральном аппарате Росстата, так и в его территориальных органах.

Повышенная "текучесть" кадров Росстата (в центральном аппарате - до 15 процентов, в территориальных органах - около 9 процентов) связана в большей степени с неудовлетворенностью размером заработной платы и отсутствием эффективных социальных мер поддержки. При этом в последние годы "текучесть" кадров в территориальных органах Росстата несколько снизилась благодаря увеличению гарантированной части денежного содержания в рамках совершенствования системы материального стимулирования государственных гражданских служащих (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 749 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих").

Работа в системе государственной статистики остается малопривлекательной для молодежи. Доля молодежи до 35 лет в центральном аппарате Росстата с 2019 по 2023 год сократилась с 38 до 34 процентов, а в территориальных органах - с 25 до 18 процентов.

В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки "Статистика" реализуются в 23 образовательных организациях высшего образования, статистика изучается в рамках области образования "Математические и естественные науки". Усиливается конкуренция Росстата с негосударственными организациями за специалистов с компетенциями, связанными со сбором, обработкой и распространением больших данных, обработкой административных данных, проведением экспериментальных и макроэкономических расчетов, программированием, визуализацией данных.

Росстат активно сотрудничает с образовательными организациями высшего образования. В настоящее время 142 "дорожные карты" по развитию взаимодействия Росстата с образовательными организациями высшего образования утверждены в 53 субъектах Российской Федерации. Однако, несмотря на то, что ежегодно 3,7 тыс. студентов проходят практику в органах государственной статистики, в дальнейшем только 3 процента прошедших практику трудоустраиваются в Росстат.

6. Перспективы и факторы развития системы

государственной статистики

Социально-экономические изменения, происходящие в Российской Федерации и в мире в последние годы, определяют ряд тенденций развития системы сбора и обработки первичных статистических и административных данных, а также публикации официальной статистической информации в Российской Федерации.

Среди ключевых факторов развития государственной статистики в Российской Федерации обозначены:

трансформация потребностей и практики использования официальной статистической информации со стороны государства и общества;

изменение возможностей и методов сбора и обработки статистических данных субъектами официального статистического учета и негосударственными организациями;

трансформация системы государственной статистики под влиянием внешних геополитических факторов и потребности снижения нагрузки на экономику.

Важнейшие тенденции, определяемые изменениями потребностей в официальной статистической информации:

рост спроса на статистические данные, в том числе повышение спроса на оперативность, разнообразие и уровень детализации статистической информации;

расширение числа пользователей официальной статистической информацией;

изменение востребованности существующих статистических показателей, сокращение спроса на устаревшие статистические показатели.

Ключевыми трендами, проявившимися в результате расширения возможностей сбора и обработки статистических данных, стали:

повышение доступности цифровых технологий для сбора и обработки статистических данных, в том числе для негосударственных организаций;

появление и развитие инструментов анализа информации на базе искусственного интеллекта, в том числе у негосударственных организаций и частных лиц;

развитие новых источников микроданных - широкого спектра систем сбора и обработки данных, формирование массивов больших данных в органах публичной власти (среди таких данных - реестры, данные ведомственной и налоговой отчетности, данные государственных информационных и геоинформационных систем);

расширение практики сбора, обработки и публикации негосударственных статистических данных финансовыми организациями, телекоммуникационными компаниями, поставщиками услуг, компаниями по найму персонала, общественными объединениями и организациями.

В результате влияния геополитических факторов на состояние системы государственной статистики выявлены следующие тенденции:

необходимость ограничения доступа к официальной статистической информации для предотвращения негативных последствий внешнего санкционного давления со стороны недружественных стран;

ухудшение возможностей для взаимодействия органов публичной власти с международными организациями.

Дальнейшие перспективы развития государственной статистики в Российской Федерации связаны с преодолением сложившихся ограничений в условиях растущего спроса на официальную статистическую информацию.

7. Вызовы развития системы государственной статистики

Перед государственной статистикой Российской Федерации на ближайшие годы стоят масштабные вызовы:

отставание темпов развития методологии сбора и обработки первичных статистических и административных данных от динамики расширения возможностей поставщиков статистической информации отражается на показателе уровня удовлетворенности пользователей официальной статистической информацией;

неконтролируемое расширение практики сбора, обработки и публикации неофициальных статистических данных ведет к снижению достоверности и сопоставимости данных, снижению обоснованности выводов, базирующихся на данных из разных источников;

высокая нагрузка на объекты федерального статистического наблюдения за счет постоянного расширения числа собираемых разными органами публичной власти показателей и их дублирования;

несоответствие скорости обработки данных и публикации официальной статистической информации потребностям пользователей статистической информацией;

отставание сроков публикации официальной статистической информации от сроков публикации данных и микроданных органами публичной власти и поставщиками негосударственных данных;

недостаточный уровень подготовки значительного числа пользователей официальной статистической информацией как в органах публичной власти, так и в бизнесе, в научных и экспертных организациях, средствах массовой информации, касающийся обработки и интерпретации статистических данных, недостаточное знание состава статистических показателей, методологии сбора и обработки информации;

отставание уровня технологического оснащения, в том числе уровня цифровизации, федеральных органов государственной власти, являющихся субъектами официального статистического учета, по сравнению с негосударственными структурами, и отсутствие у них аналитических инструментов на базе искусственного интеллекта;

отсутствие рынка государственных данных, который мог бы стать источником дополнительных доходов для бюджета страны;

использование консервативной методологии на всех этапах работы с данными при ограниченных и устаревающих технологиях федеральных органов государственной власти, являющихся субъектами официального статистического учета;

недостаточное использование федеральными органами государственной власти, являющимися субъектами официального статистического учета, цифровых каналов и новых технологий получения информации от респондентов, приводящее к замедлению обработки первичных статистических данных;

недостаточный уровень текущего кадрового потенциала федеральных органов государственной власти, являющихся субъектами официального статистического учета, для удовлетворения растущих потребностей в официальной статистической информации;

необходимость обеспечения баланса между открытостью официальной статистической информации и интересами национальной безопасности Российской Федерации в условиях внешнего санкционного давления;

продолжение практики соблюдения международных стандартов статистического учета для обеспечения достоверности международных сопоставлений и продвижения официальных статистических данных Российской Федерации на международные статистические платформы даже в условиях внешнего санкционного давления.

Необходимость ответа на указанные вызовы определяет важнейшие направления трансформации системы государственной статистики в целях повышения оперативности предоставления официальной статистической информации пользователям, удовлетворения растущей потребности в актуальной официальной статистической информации.

В то же время необходимо обеспечить сохранение накопленных достижений с учетом соблюдения и дальнейшего внедрения в систему государственной статистики международных стандартов, а также текущего уровня открытости данных для предотвращения негативных последствий внешнего санкционного давления.

III. Цель, приоритеты, задачи и целевые показатели

и индикаторы реализации Стратегии

1. Цель, приоритеты и задачи развития системы

государственной статистики

Цель развития системы государственной статистики на период до 2030 года состоит в полном обеспечении пользователей официальной статистической информацией.

Приоритетами развития системы государственной статистики становятся:

повышение уровня удовлетворенности пользователей официальной статистической информацией;

повышение надежности и достоверности официальной статистической информации;

оптимизация состава статистических показателей за счет формирования новых показателей, необходимых для принятия управленческих решений, и отказа от невостребованных показателей;

сокращение сроков предоставления официальной статистической информации пользователям;

снижение нагрузки на респондентов при сборе первичных статистических данных;

повышение роли системы государственной статистики и укрепление ее авторитета среди национальных статистических служб зарубежных стран;

развитие кадрового потенциала системы государственной статистики.

Стратегическими задачами развития системы государственной статистики на период до 2030 года являются:

обеспечение основных потребностей государства и общества в официальной статистической информации, необходимой для принятия управленческих решений;

обеспечение потребностей органов публичной власти в официальной статистической информации, необходимой для оценки достижения показателей национальных проектов, федеральных проектов и государственных программ Российской Федерации;

разработка и применение стандарта качества данных всеми субъектами официального статистического учета;

снижение нагрузки на объекты федерального статистического наблюдения путем запрета дублирования сбора данных и расширения использования административных и больших данных;

ускорение предоставления статистических данных за счет совершенствования методологии и использования современных технологий обработки данных, включая инструменты на базе искусственного интеллекта;

предоставление официальной статистической информации пользователям в современных и удобных для них форматах на платформе ГИСЦАП;

проведение мониторинга возможного использования официальной статистической информации в целях подрыва национальной безопасности Российской Федерации;

укрепление позиций Российской Федерации в сфере статистического учета в международном статистическом сообществе.

2. Целевые показатели и направления реализации Стратегии

В Российской Федерации в рамках деятельности Росстата и других участников системы государственной статистики используется модель статистического производства, базирующаяся на международных принципах и позволяющая обеспечить реализацию единых подходов к сбору, обработке и распространению официальных статистических данных.

Достижение цели и стратегических задач позволит к 2030 году:

повысить уровень удовлетворенности пользователей официальной статистической информацией до 95 процентов;

повысить долю статистических показателей, соответствующих стандарту качества данных, до 100 процентов;

снизить долю нагрузки на объекты федерального статистического наблюдения по формированию статистической отчетности на 50 процентов;

повысить долю статистических показателей, формируемых с использованием административных и больших данных, до 50 процентов;

сократить сроки обработки первичных статистических данных для расчета статистических показателей до 65 процентов;

предоставлять 100 процентов статистических показателей посредством платформы ГИС ЦАП в автоматизированном режиме в машиночитаемом формате;

повысить долю статистических показателей, соответствующих международным стандартам, до 95 процентов.

Основные целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.

Реализация Стратегии будет осуществляться по следующим 8 базовым направлениям:

выявление потребностей в информации, планирование и обеспечение качества статистических данных;

совершенствование системы сбора статистических данных;

совершенствование системы обработки статистических данных;

совершенствование системы распространения статистических данных;

цифровая трансформация Росстата и системы государственной статистики;

информационная безопасность и защита информации;

кадровое обеспечение системы государственной статистики;

развитие международного сотрудничества.

Выявление потребностей в информации, планирование

и обеспечение качества статистических данных

В последние годы в условиях заметного ускорения социально-экономических изменений во всех сферах жизни общества существенно возросла скорость принятия управленческих решений. Это определяет следующие тенденции и процессы.

Существенный рост потребности в официальной статистической информации со стороны всех пользователей, который при сохранении текущей модели работы не может быть полностью обеспечен государственной статистикой. В 2023 году 6,5 млн. посетителей официального сайта Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" совершили 14,7 млн. визитов, а за первое полугодие 2024 г. 4 млн. посетителей просмотрели сайт Росстата 8,8 млн. раз, что показывает возрастающий уровень заинтересованности пользователей официальной статистической информацией.

Наблюдается ускоренный рост объема ведомственных данных, в том числе повторяющих и (или) замещающих официальную статистическую информацию. Часть этих данных не имеют четкой методологии обработки и верификации.

В связи с этим требуется совершенствование системы координации между субъектами официального статистического учета по сбору первичных статистических и административных данных. Органы государственной власти не используют единую для всех нормативно-справочную информацию, идентификаторы, реестры, справочники, что делает несопоставимыми между собой статистические данные (значительную их часть).

Если потребность государства и общества не обеспечена официальной статистической информацией (или обеспечена ниже ожидаемого объема), ее пользователи все чаще используют альтернативные источники данных. При этом в рамках официального статистического учета в Российской Федерации недостаточно проводятся научно-исследовательские и методологические работы, направленные на использование новых источников данных.

До сих пор не формализована процедура выявления ошибок в официальной статистической информации, отсутствуют закрепленные регламенты действий в случае обнаружения ошибок.

Ключевыми задачами по выявлению потребностей в информации, планированию и обеспечению качества статистических данных являются:

обеспечение соответствия официальной статистической информации стандарту качества данных и использование единой для субъектов официального статистического учета нормативно-справочной информации на всех этапах статистического производства;

обеспечение в рамках системы государственной статистики проведения методологических работ по новым направлениям, требующим измерения, а также использование новых источников данных и внедрение в статистическую практику новых инструментов и алгоритмов;

приостановление (возобновление) по решению Правительства Российской Федерации предоставления и распространения пользователям официальной статистической информации с учетом мнения межведомственного совета по вопросам официального статистического учета и обратной связи, поступившей от пользователей официальной статистической информацией;

актуализация Федерального плана по решению Правительства Российской Федерации с учетом обратной связи, поступившей от пользователей официальной статистической информацией;

осуществление Росстатом функций единого центра методологического обеспечения всей системы государственной статистики, а также центра компетенций по внедрению стандарта качества данных.

В части задач по выявлению потребностей в информации, планированию и обеспечению качества статистических данных реализуются следующие 4 проекта:

статистическое планирование на основе обратной связи с потребителями;

развитие статистической методологии;

гармонизация нормативно-справочной информации;

создание стандарта качества данных.

Проект по статистическому планированию на основе обратной связи с потребителями реализуется с 2021 года. В рамках Стратегии планируется его расширение за счет следующих мероприятий:

создание эффективных механизмов получения обратной связи от респондентов и пользователей официальной статистической информацией на основе современных средств коммуникации, включая проведение регулярных опросов среди основных групп пользователей;

переход на электронный документооборот в целях ведения Федерального плана;

проведение аудита востребованности работ Федерального плана для оценки целесообразности их исключения.

Для обеспечения координации статистической деятельности необходимо создать межведомственный совет по вопросам официального статистического учета, в состав которого войдут представители органов публичной власти и экспертного сообщества.

Кроме того, важной задачей в рамках данного проекта становится расширение деятельности Росстата по пересмотру показателей и форм федерального статистического наблюдения. Обязательным условием является привлечение к участию в данной работе органов публичной власти, субъектов официального статистического учета, представителей научного и экспертного сообщества.

Целевые индикаторы к 2030 году:

все пользовательские запросы по работам Федерального плана удовлетворяются на бесплатной основе;

создан рынок государственных статистических данных, удовлетворяющий пользовательские запросы на платной основе.

В рамках проекта по развитию статистической методологии ключевыми мероприятиями станут:

создание и внедрение единого стандарта статистической методологии (далее - стандарт методологии) в деятельность субъектов официального статистического учета, обеспечивающего типизацию статистических исследований, проводимых на национальном уровне, а также основу для создания системы контроля и сертификации соответствия методик и процессов установленным стандартам;

разработка и реализация программы по пересмотру и при необходимости актуализации методологических документов по сбору и обработке первичных статистических и административных данных, а также публикации официальных статистических данных в соответствии со стандартом методологии;

разработка и внедрение системы мониторинга применения стандарта методологии;

формирование среднесрочных и долгосрочных планов развития официальной статистической методологии на основе разрабатываемых и планируемых к разработке международных стандартов, а также анализа развития различных отраслей и социально-экономических процессов;

обеспечение статистического учета структурных изменений в экономике, включая выделение новых единиц учета, в том числе для оценки объемов рынка национальных проектов по обеспечению технологического лидерства;

адаптация методологии отраслевой статистики под прикладные задачи государственного управления, макроэкономического анализа и прогнозирования.

Одним из необходимых инструментов по совершенствованию методологической работы Росстата станет трансформация федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Федеральной службы государственной статистики" в единый методологический центр - передовой научный центр по разработке опережающей методологии и проведению поисковых и экспериментальных расчетов с использованием новых технологий и новых источников данных.

Целевые индикаторы к 2030 году:

100 процентов официальных статистических показателей формируются по методологии, соответствующей стандарту методологии;

100 процентов статистических методологий переведено в цифровой формат;

более 90 процентов статистических методологий, применяемых при формировании официальной статистической информации, соответствуют международным стандартам.

В рамках проекта по гармонизации нормативно-справочной информации будет проведен аудит нормативно-справочной информации, осуществлено устранение дублирующих справочников и реестров, будут сформированы эталонные иерархические справочники, а также единый реестр показателей, который должен объединять первичные статистические показатели, статистические показатели и административные данные.

Предполагается установить единый порядок ведения справочников органами публичной власти - участниками системы государственной статистики на платформе ГИС ЦАП. При этом их предоставление и использование будет обеспечено в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации".

Целевые индикаторы к 2030 году:

создан единый перечень эталонных справочников;

все справочники, используемые в системе официального статистического учета, приведены в соответствие с эталонными;

вся официальная статистическая информация публикуется с применением гармонизированной нормативно-справочной информации;

создан единый реестр показателей.

Проект по созданию стандарта качества данных предполагает не только его создание в Российской Федерации, но также разработку мер по его внедрению и мониторингу применения. Стандарт качества данных будет распространяться на данные, используемые при формировании официальной статистической информации, включая административные и первичные статистические данные, а также непосредственно на официальную статистическую информацию, формируемую в соответствии с Федеральным планом. Стандарт качества данных учитывает в том числе требования для использования систем на основе искусственного интеллекта.

Целевой индикатор к 2030 году - 100 процентов показателей, используемых в официальном статистическом учете, соответствуют стандарту качества данных и содержатся в едином реестре показателей.

С целью реализации единого порядка ведения, предоставления и использования справочников, методологического и технологического сопровождения единого реестра показателей, включая рассмотрение и экспертизу новых показателей, а также сопровождения внедрения стандарта качества данных будет создан соответствующий центр компетенций на базе подведомственной Росстату организации.

Совершенствование системы сбора статистических данных

Одним из достижений реализации Стратегии развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации на период до 2024 года является переход на сбор статистических данных в электронном формате.

Сбор статистических данных продолжается по формам федерального статистического наблюдения (наборам показателей), при этом в разных формах сохраняется дублирование отдельных показателей (групп показателей). Кроме того, не реализована синхронизация регламентов сдачи отчетности, в том числе субъектами официального статистического учета, продолжают использоваться разные классификаторы, форматы предоставления данных, единицы измерения для разных показателей и сроки предоставления информации.

Осложняет развитие системы сбора статистических данных отсутствие нормативной базы для информационного обмена между субъектами официального статистического учета.

Формы федерального статистического наблюдения недостаточно увязаны с учетными системами объектов федерального статистического наблюдения (системами бухгалтерской, налоговой, кадровой отчетности).

Следствием сложности заполнения форм федерального статистического наблюдения, ручного ввода данных является низкая отчетная дисциплина объектов федерального статистического наблюдения, отсутствие у них мотивации к повышению качества предоставления данных.

Требуется совершенствование системы контроля качества информации при сборе первичных статистических данных в рамках системы государственного статистического учета.

При проведении федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и переписей продолжает применяться ручной сбор информации, что существенно замедляет обработку первичных статистических данных и повышает вероятность ошибок.

Приоритетными задачами для развития системы сбора первичных статистических данных являются:

формирование системы, обеспечивающей однократное предоставление объектами федерального статистического наблюдения первичных статистических данных и последующую возможность многократного их использования (передачи) в разных государственных информационных системах для целей статистического учета, а также при согласии респондента - в целях государственного управления;

реализация механизма запрета дублирования сбора первичных статистических данных органами публичной власти;

переход на автоматическое заполнение сведений об объектах федерального статистического наблюдения на основе административных данных, содержащихся в государственных информационных системах;

использование преимущественно цифровых каналов коммуникации при проведении регулярных обследований и переписей;

активное использование административных и больших данных для формирования статистических показателей.

Целевыми индикаторами при развитии системы сбора первичных статистических данных являются:

полное исключение дублирующих запросов при согласии объектов федерального статистического наблюдения на обмен данными между органами публичной власти;

переход на сбор первичных статистических данных по показателям для субъектов малого предпринимательства;

снижение в 2 раза отчетной нагрузки на объекты федерального статистического наблюдения;

обеспечение отчетной дисциплины респондентов на уровне не менее 70 процентов по каждому первичному статистическому показателю.

Достижение приоритетов по совершенствованию системы сбора статистических данных потребует проработки следующих 5 проектов:

снижение отчетной нагрузки на бизнес;

использование административных данных;

использование больших данных;

совершенствование обследований населения;

трансформация сельскохозяйственной переписи.

Проект по снижению отчетной нагрузки на бизнес включает:

завершение перехода от сбора первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения по субъектам малого предпринимательства к сбору по первичным статистическим показателям;

формирование индивидуальных наборов показателей статистической отчетности для разных объектов федерального статистического наблюдения;

увязку собираемых показателей с первичным учетом;

создание удобных личных кабинетов на платформе ГИС ЦАП с автоматическим заполнением информации из государственных информационных систем, с возможностью предоставления обратной связи;

создание института согласий респондентов на обмен первичными статистическими данными между государственными органами в целях реализации их полномочий;

создание методологии для индивидуального подхода к сбору статистической информации у крупнейших компаний - объектов федерального статистического наблюдения;

проведение регулярного мониторинга административной нагрузки, связанной с представлением статистической отчетности.

Целевые индикаторы к 2030 году:

сбор первичных статистических данных у субъектов малого предпринимательства осуществляется по первичным статистическим показателям, а не по формам федерального статистического наблюдения;

нагрузка по представлению статистической отчетности на бизнес сокращена в 2 раза;

показатели, по которым получены согласия респондентов на передачу их первичных статистических данных, повторно предоставляемые респондентами государству, отсутствуют;

100 процентов статистических показателей имеют описание источников информации для заполнения.

Все большее распространение использования административных данных при принятии управленческих решений требует интеграции их в систему государственной статистики. В связи с этим приоритетными мероприятиями в рамках проекта по использованию административных данных являются:

разработка требований к административным данным, в том числе с учетом их последующего использования в официальной статистике;

анализ всех существующих и потенциальных источников административных данных, оценка возможностей и ограничений в их использовании в официальной статистике;

совершенствование статистической методологии с учетом возможностей и ограничений использования административных данных, в том числе агрегированных данных о ценах, формируемых ФНС России на основе информации контрольно-кассовой техники, для расчета индекса потребительских цен.

Целевой индикатор к 2030 году - 100 процентов административных данных, соответствующих стандарту качества данных, используется при формировании официальной статистической информации.

Росстат уже начал формировать подходы к методологии и практике использования больших данных в официальном статистическом учете. В рамках проекта по использованию больших данных планируется:

провести актуализацию концепции использования больших данных в системе государственной статистики с учетом международного опыта;

осуществить поиск, анализ и оценку возможных источников больших данных с учетом возможностей их дальнейшего применения в официальной статистике, регулярно актуализировать состав возможных источников больших данных;

провести категоризацию источников больших данных по их применимости для официального статистического учета;

расширить практику и провести донастройку инструментов "машинного обучения" для анализа больших данных;

интегрировать большие данные в статистическую методологию с учетом возможности замены традиционных первичных источников статистической информации, а также использовать большие данные для верификации традиционных показателей.

Целевой индикатор к 2030 году - более половины статистических направлений используют большие данные.

Проведение регулярных обследований населения, в том числе Всероссийской переписи населения и микропереписи населения, остается одним из ключевых приоритетов Росстата. В рамках проекта по совершенствованию обследований населения планируется существенно расширить состав административных данных, используемых в социальной и демографической статистике.

Всероссийская перепись населения 2030 года должна стать первой переписью, в которой будут использованы административные данные единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, для частичного предзаполнения переписного листа в электронном виде, что позволит значительно снизить нагрузку на респондентов и сократить время заполнения переписного листа.

При этом будет сохранена гарантия самоопределения населения при проведении переписи путем предоставления каждому жителю страны возможности уточнить предзаполненные данные и лично внести в переписной лист сведения, которых нет в административных данных.

Необходимо распространить опыт работы личных кабинетов и на практику проведения обследований населения. В частности, предполагается постепенно перейти к практике проведения обследований домашних хозяйств с использованием личных кабинетов на цифровых платформах органов публичной власти, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". При этом важно сформировать систему стимулирования участия населения в цифровых опросах.

Максимальное внедрение практики онлайн-опросов населения при проведении обследований позволит проводить постепенное сокращение количества привлекаемых интервьюеров, главной функцией которых станет не собственно сбор первичных статистических данных, а контроль полноты учета населения и качества обследования.

Целевые индикаторы к 2030 году:

более половины вопросов анкет при обследованиях населения предзаполнены с использованием административных данных;

число интервьюеров при проведении обследований населения сокращено в 2 раза;

время обработки результатов обследований населения сокращено на 30 процентов;

три четверти домашних хозяйств проходят обследование с использованием личных кабинетов на цифровых платформах органов публичной власти.

В рамках проекта по трансформации сельскохозяйственной переписи предполагается существенно расширить состав административных данных, используемых в статистике сельского хозяйства в рамках текущего учета, а также при проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2027 года, которую планируется полностью провести в цифровом формате.

Целевые индикаторы к 2030 году:

сокращение сроков опубликования предварительных и окончательных итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2027 года на 20 процентов;

сокращение числа лиц, привлекаемых на договорной основе к проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2027 года, не менее чем на 15 процентов.

Совершенствование системы обработки статистических данных

Одной из ключевых проблем, связанных с обработкой первичных статистических и административных данных, остается вопрос сроков подготовки первых и уточненных оценок статистических показателей, в частности:

сохраняются длительные сроки подготовки отдельных статистических показателей, в особенности на региональном и муниципальном уровнях, не гармонизированы сроки выхода уточненных оценок по связанным статистическим показателям;

при пересмотре годовых оценок не всегда уточняются квартальные и месячные оценки тех же статистических показателей;

продолжают использоваться негибкие модели обработки первичных статистических данных, которые не позволяют оперативно формировать на их основе новые расчетные показатели;

сохраняется множество систем для расчета разных статистических показателей, используется большое количество отдельных файлов вместо единой расчетной модели;

алгоритмы расчета статистических показателей зачастую не раскрыты, не описаны или описаны недостаточно подробно, не всегда выстроена завершенная связь алгоритма расчета с описанием методологии формирования статистического показателя.

Результатами реализации мероприятий по совершенствованию системы обработки статистических данных должны стать:

сокращение сроков расчета ключевых социально-экономических показателей, итогов переписей и обследований;

расширение перечня показателей, рассчитываемых на региональном и муниципальном уровнях в те же сроки, что и на уровне Российской Федерации в целом;

обеспечение расчета прокси-показателей до выхода итоговых оценок по социально-экономическим показателям;

соответствие статистических данных требованиям к использованию в машинном обучении и обработке с помощью инструментов искусственного интеллекта;

алгоритмы расчета статистических показателей приведены в соответствие со стандартом статистической методологии;

обеспечение расчета валового городского продукта по всем крупным городам Российской Федерации с населением более 100 тыс. человек.

Для реализации приоритетных вопросов по совершенствованию системы обработки статистических данных потребуется проработка следующих 3 проектов:

развитие территориальной статистики;

совершенствование макроэкономической статистики;

создание системы экспериментальных расчетов.

В Стратегии закладывается обновление официального статистического учета на внутрирегиональном и субтерриториальном (межмуниципальном, межрегиональном) уровнях.

Ключевыми мероприятиями проекта по развитию территориальной статистики являются:

публикация официальной статистической информации на уровне населенных пунктов, в том числе опорных;

расширение состава статистических показателей, собираемых и публикуемых на уровне населенных пунктов;

формирование системы статистических показателей, публикуемых на субтерриториальном уровне (групп населенных пунктов, групп муниципальных образований, групп субъектов Российской Федерации). Целевые индикаторы к 2030 году:

расширена статистика населенных пунктов и субтерриториальных образований;

по всем типам субтерриториальных образований формируется официальная статистическая информация.

Основными мероприятиями в рамках проекта по совершенствованию макроэкономической статистики являются:

внедрение в российскую статистическую практику нового международного стандарта системы национальных счетов 2025 года;

ускорение формирования макроэкономических показателей как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне субъектов Российской Федерации;

формирование базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2026 год;

формирование макропоказателей по городам, городским агломерациям, населенным пунктам;

оптимизация процесса сбора и обработки информации для расчета показателей системы национальных счетов, автоматизация расчета показателей системы национальных счетов.

Целевые индикаторы к 2030 году:

международный стандарт системы национальных счетов 2025 года на 90 процентов внедрен в российскую статистическую практику;

сроки публикации показателей системы национальных счетов сокращены в 1,5 раза;

перечень публикуемых детализированных показателей системы национальных счетов расширен в 1,5 раза;

валовой городской продукт рассчитан по всем крупным городам Российской Федерации с населением более 100 тыс. человек.

В настоящее время формируется новый блок статистических работ, связанный с проведением экспериментальных исследований и разработкой новых статистических показателей. Проект по созданию системы экспериментальных расчетов включает:

формирование системы экспресс-оценок в том числе на региональном и муниципальном уровнях по отдельным отраслевым показателям на базе оперативных данных крупнейших респондентов;

расширение программы обследования деловой активности организаций;

внедрение оперативных прокси-показателей во всех отраслях федерального статистического наблюдения (в качестве пилотного направления - индекс выпуска в базовых отраслях);

формирование пробных (пилотных) экспериментальных расчетов статистических показателей на основе первичных статистических и (или) альтернативных данных.

Целевой индикатор к 2030 году - для более половины статистических направлений созданы системы оперативной экспериментальной статистики.

Совершенствование системы распространения

статистических данных

За последние годы Росстатом и другими участниками системы государственной статистики реализован ряд проектов по совершенствованию систем распространения статистических данных. Помимо стандартных форм распространения статистических данных (сборники, сайты и платформы распространения статистических данных) активно развиваются платформы открытых данных. В то же время сохраняется ряд проблем распространения статистических данных, которые препятствуют успешному развитию системы государственной статистики:

существующие в настоящее время инструменты распространения официальной статистической информации (единая межведомственная информационно-статистическая система, официальные сайты органов власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") не отвечают современным потребностям пользователей;

значительная часть статистических данных доступна только в традиционных форматах, не предусматривающих машинную обработку или существенно ограничивающих ее использование, а также требует дополнительной обработки для последующего использования;

не сформирована единая система предоставления статистических данных субъектов официального статистического учета, в рамках баз данных непосредственно Росстата используются различные справочники и классификаторы, что существенно осложняет совместное использование статистических данных из разных источников;

действующие информационные платформы предоставления официальной статистической информации в значительной мере ограничивают пользователей в возможности настройки массивов данных при их выгрузке;

не отработан механизм предоставления статистических данных ограниченного использования с условием как удобства пользования, так и требований национальной безопасности, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления.

В рамках реализации приоритетов по совершенствованию системы распространения статистических данных предполагается достичь следующих результатов:

официальная статистическая информация публикуется на платформе ГИС ЦАП;

на официальных сайтах органов власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствует статистическая информация, не размещенная на платформе ГИС ЦАП;

статистические данные предоставляются пользователям в различных удобных форматах, позволяющих пользователям использовать их (статистические данные) без дополнительной технической обработки;

обеспечена современная разнообразная система визуализации статистических данных, включающая визуализацию пространственных данных посредством функциональных возможностей федеральной государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Национальная система пространственных данных";

сформированы личные кабинеты пользователей официальной статистической информацией, используемые как для настройки состава и формы получения статистических данных, так и для предоставления статистических данных ограниченного использования.

Целевые индикаторы к 2030 году:

100 процентов публикуемой официальной статистической информации размещено на платформе ГИС ЦАП в современных машиночитаемых форматах;

100 процентов пользователей официальной статистической информацией из числа представителей органов публичной власти, научных и образовательных организаций имеют личные кабинеты;

более 90 процентов пользователей официальной статистической информацией удовлетворены ее доступностью.

Для реализации приоритетных задач по совершенствованию системы распространения статистических данных запланированы следующие 3 проекта:

модернизация инструментов распространения статистических данных;

популяризация официальной статистики;

поддержание длинных динамических рядов.

Ключевое мероприятие проекта по модернизации инструментов распространения статистических данных - создание единой платформы распространения официальной статистической информации с возможностью создания личных кабинетов для разных типов пользователей. В рамках платформы ГИС ЦАП планируется:

внедрить различные форматы предоставления статистических данных, в том числе машиночитаемые форматы для всех статистических показателей, с системой визуализации посредством функциональных возможностей федеральной государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Национальная система пространственных данных";

сформировать перечни наиболее востребованных у органов государственной власти и частных компаний статистических показателей и обеспечить разработку регулярно обновляемой витрины данных для них;

обеспечить предоставление обезличенных микроданных, в том числе расширить состав наборов микроданных.

Целевые индикаторы к 2030 году:

100 процентов официальной статистической информации публикуется на платформе ГИС ЦАП с применением современных форматов распространения данных, за исключением официальной статистической информации, публикация которой может нанести ущерб национальной безопасности Российской Федерации;

пользователи имеют доступ к обезличенным первичным статистическим данным (микроданным);

пользователи имеют возможность настройки выгрузки данных с использованием личных кабинетов.

В рамках проекта по популяризации официальной статистики необходима реализация нескольких новых для современной государственной статистики направлений и мероприятий. Прежде всего необходимо:

разработать и обеспечить реализацию "дорожной карты" по повышению статистической грамотности пользователей официальной статистической информацией (органов, входящих в единую систему публичной власти, средств массовой информации, общественных, научных и экспертных организаций);

обеспечить совместную работу Росстата с Минтрудом России, Минобрнауки России и образовательными организациями высшего образования по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов в сфере официального статистического учета;

масштабировать и расширять проект "Понятная статистика";

активно освещать статистическую деятельность в социальных сетях и средствах массовой информации;

информировать население о достигнутых результатах развития отраслей в Российской Федерации и борьбе с распространением недостоверной статистической информации.

Целевые индикаторы к 2030 году:

повышен уровень статистической грамотности у пользователей официальной статистической информацией;

повышен уровень доверия пользователей к официальной статистической информации.

В целях расширения горизонта прогнозирования социально-экономических процессов на федеральном и территориальном уровнях необходимо сформировать стандарт ретроспективного пересчета статистических показателей. В частности, для уровней федеральных округов и муниципальных образований будет сформирована система ретроспективного пересчета статистических показателей в случае изменения административно-территориального деления.

В рамках проекта по поддержанию длинных динамических рядов планируется внедрение порядка пересчета рядов ключевых статистических показателей при изменении классификаторов и (или) методологии, в частности, должна быть осуществлена подготовка к внедрению в статистическую практику новых версий общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭДЗ) и общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПДЗ). Кроме того, должен быть осуществлен фактический ретроспективный пересчет ряда ключевых статистических показателей.

Важной задачей является перевод в цифровой формат архивов статистических данных, в том числе статистических сборников, выпускавшихся территориальными органами Росстата.

Целевые индикаторы к 2030 году:

доля статистических показателей, имеющих непрерывный ретроспективный динамический ряд, увеличена с 20 до 60 процентов;

обеспечен плавный переход на новые международные стандарты классификации без формирования разрывов в динамических рядах ключевых статистических показателей.

Цифровая трансформация Росстата и системы

государственной статистики

Реализация мероприятий по трансформации системы государственной статистики невозможна без внедрения современных информационных технологий, посредством которых осуществляется информационное обеспечение осуществления функций Росстата, других субъектов официального статистического учета, респондентов, а также иных органов публичной власти.

Информационное обеспечение системы государственной статистики должно представлять собой совокупность взаимосвязанных информационных систем и сервисов, предназначенных для эффективного взаимодействия государства, граждан и бизнеса в сфере официального статистического учета.

Для комплексного решения вопросов, направленных на цифровую трансформацию статистического производства, предусматриваются следующие мероприятия:

внедрение на единой цифровой платформе Российской Федерации ТосТех" с учетом имеющегося опыта органов публичной власти современной платформы ГИС ЦАП, входящей в состав федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными", интегрированной с информационными системами ведомств и отвечающей требованиям надежности, безопасности, масштабируемости и независимости от внешних воздействий;

запуск автоматизированного процесса создания и ведения единых справочников и классификаторов на платформе ГИС ЦАП в режиме, близком к реальному времени, с обеспечением распространения нормативно-справочной информации посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система нормативной справочной информации";

создание статистических цифровых двойников организаций, отраслей, всех респондентов с доступом к ним через личные кабинеты платформы ГИС ЦАП;

реинжиниринг всех процессов и процедур производства данных для использования их в проектировании платформы ГИС ЦАП, модернизация существующих в настоящее время и применяемых единых реестров, справочников и классификаторов;

наделение Росстата полномочиями по формированию требований к государственным и муниципальным информационным системам, необходимых для сбора и обработки сведений, используемых в целях осуществления официального статистического учета, а также информационного взаимодействия с платформой ГИС ЦАП;

обеспечение сопоставимости данных, содержащихся в различных информационных системах и используемых для формирования официальной статистической информации, посредством перехода на использование единых реестров, справочников и классификаторов, ведение которых осуществляется на базе платформы ГИС ЦАП;

организация личных кабинетов для всех категорий пользователей платформы ГИС ЦАП, обеспечивающих удобство производства статистических и иных данных и получения информации из единой точки доступа;

анализ возможности создания сервисов прямой загрузки статистической отчетности из внутренних информационных систем компаний;

повышение результативности производства статистической информации на основе эффективного "клиентского пути" посредством реинжиниринга действующих процессов и процедур субъектов официального статистического учета в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию и оптимизации бизнес-процессов государственных функций, услуг и сервисов, подлежащих реализации на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех".

Информационная безопасность и защита информации

Меры защиты в части определенного класса защищенности, уровня защищенности персональных данных и категории значимости объекта критической информационной инфраструктуры (в случае ее определения), в том числе направленные на нейтрализацию актуальных угроз безопасности информации, реализовываются для защиты информации на этапах ее сбора, обработки и хранения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информационной безопасности и защиты информации.

Кадровое обеспечение системы государственной статистики

Для стимулирования развития подготовки и адаптации современных статистиков, отвечающих актуальным вызовам и тенденциям, необходимо комплексное решение следующих приоритетных задач:

достижение конкурентоспособного уровня заработной платы;

разработка и внедрение образовательных программ подготовки специалистов для Росстата и дополнительного образования в соответствии с тенденциями совершенствования статистического производства, в том числе на базе образовательных организаций высшего образования регионального уровня;

создание корпоративного университета для развития компетенций сотрудников, связанных со сбором, обработкой и распространением данных, обработкой административных данных и использованием инструментов искусственного интеллекта, а также по другим востребованным профессиональным направлениям, включая навыки владения иностранными языками в профессиональной сфере деятельности;

создание системы преемственности сотрудников ведомства, в том числе руководящего состава территориальных органов, развитие наставничества;

развитие корпоративной культуры, тиражирование ценностей Росстата в территориальные органы и подведомственные организации;

совершенствование организационно-штатной структуры, включая оптимизацию численности сотрудников территориальных органов, в том числе за счет сокращения районных звеньев территориальных органов государственной статистики.

В рамках направления по кадровому обеспечению системы государственной статистики будет сформирован прогноз кадровой потребности Росстата с детализацией по профессиям, квалификациям и возрастным группам. Основой направления станут меры по повышению привлекательности службы в Росстате, которые позволят достичь социальной популярности Росстата как современного, технологичного, многозадачного ведомства с перспективами карьерного роста, в том числе для молодежи.

Кроме того, Росстатом будет организована работа по проведению образовательных мероприятий (практических семинаров) по статистике для государственных служащих. В образовательных организациях высшего образования будут организованы программы дополнительного профессионального образования по государственной статистике для совершенствования навыков работников органов публичной власти.

Целевые индикаторы к 2030 году:

увеличение в 2,5 раза числа государственных служащих, принявших участие в образовательных мероприятиях по статистике;

доля молодежи в общей численности сотрудников Росстата достигнет не менее 30 процентов;

"текучесть" кадров Росстата снижена на 50 процентов;

процент трудоустройства студентов, прошедших практику в органах государственной статистики, составляет не менее 8 процентов.

Развитие международного сотрудничества

Одним из достижений реализации Стратегии развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации на период до 2024 года стала активизация участия Росстата в международных проектах в рамках многостороннего сотрудничества по линии Организации Объединенных Наций, объединения БРИКС, Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза.

При этом до сих пор Российская Федерация, в частности Росстат, не всегда участвует в разработке международных методологий и рекомендаций. Это приводит к тому, что задержка внедрения новых рекомендаций может составлять до 2 лет по сравнению со странами - инициаторами новых разработок.

Важным направлением работы Росстата является привлечение высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих иностранными языками, имеющих развитую сеть контактов и на регулярной основе взаимодействующих с зарубежными экспертами по ключевым вопросам развития статистического производства в рамках целевых групп и на уровне принятия решений. Это позволит расширить присутствие Росстата в международных организациях.

Целью развития международного сотрудничества является расширение присутствия Росстата в международных статистических организациях как на глобальном уровне, так и на региональном уровне, а также укрепление двустороннего сотрудничества по линии официальной статистики на приоритетных направлениях - с дружественными странами Содружества Независимых Государств, Азии, Африки и Латинской Америки. Для этого необходимо:

обеспечить постоянное представительство Российской Федерации во всех ключевых международных статистических организациях;

сформировать пул статистиков высшей квалификации, имеющих признанный успешный опыт работы на международных площадках, в том числе на уровне принятия решений для включения в состав российских делегаций и представительств;

обеспечить межведомственную подготовку к профильным международным встречам с привлечением заинтересованных субъектов официального статистического учета и при координирующей роли Росстата;

активизировать усилия по участию Российской Федерации в разработке международных стандартов и методологии;

обеспечить проактивное участие России в статистических организациях Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза;

развивать многостороннее статистическое сотрудничество в рамках объединения БРИКС, в котором Российская Федерация должна взять на себя ведущую роль;

развивать сотрудничество с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии.

Официальная статистика Российской Федерации должна использоваться международными организациями и рейтинговыми агентствами, для чего прежде всего должна быть обеспечена полная методологическая сопоставимость и регулярная верификация данных в международных базах данных.

Важно отметить, что доступ международных организаций и рейтинговых агентств к официальной статистике Российской Федерации возможен только при условии соблюдения требований по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Целевые индикаторы к 2030 году:

российские статистики представлены во всех ключевых международных статистических организациях, Российская Федерация является лидером не менее 10 крупных международных статистических проектов;

начиная с 2025 года базовые международные статистические стандарты разрабатываются при участии российских специалистов.

IV. Сценарии развития системы государственной статистики

Исходя из различных вариантов развития системы государственной статистики рассматриваются два сценария - базовый и целевой.

Базовый сценарий характеризуется сохранением текущих темпов трансформации российской статистики с постепенным инерционным внедрением современных технологий сбора и обработки данных, сохранением практики заполнения форм федерального статистического наблюдения, длительности процедур актуализации Федерального плана. Данный сценарий предполагает незначительное улучшение целевых показателей Стратегии к 2030 году и недостижение ключевой цели ее реализации по обеспечению потребностей государства и общества в официальной статистической информации. Одним из ограничений для реализации базового сценария является сохранение текущего уровня кадрового обеспечения системы государственной статистики.

Целевой сценарий предполагает полную реализацию всех приоритетных направлений Стратегии, значительное ускорение реализации уже начатых и ускоренный запуск новых мероприятий по трансформации российской статистики, в том числе за счет технологий искусственного интеллекта, быстрое внедрение принципов клиентоцентричности. Кроме того, предполагается, что удастся переломить негативные тенденции в кадровом обеспечении и не только не допустить количественного дефицита кадров, но и существенно повысить общий качественный кадровый потенциал системы государственной статистики.

V. Ресурсное обеспечение и источники

финансирования Стратегии

Источниками ресурсного обеспечения реализации Стратегии являются:

средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства", в том числе федерального проекта "Государственная статистика", государственных программ Российской Федерации, в том числе государственных программ Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", "Информационное общество";

средства на обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти, являющихся субъектами официального статистического учета;

средства на выполнение государственного задания образовательным организациям высшего образования на подготовку профильных специалистов.

VI. Мониторинг, контроль и управление реализацией Стратегии

Мониторинг реализации Стратегии базируется на данных ведомственного учета участников системы государственной статистики.

В рамках реализации Стратегии будет осуществляться сбор и обработка информации, необходимой для расчета и анализа целевых показателей и индикаторов, предусмотренных Стратегией.

При реализации Стратегии необходимо будет сформировать несколько подсистем мониторинга, необходимых для достижения стратегических целей и задач, в том числе:

подсистему получения обратной связи со стороны объектов федерального статистического наблюдения и пользователей официальной статистической информацией;

подсистему мониторинга внедрения стандарта качества данных и единой нормативно-справочной информации, в том числе посредством соответствующих центров компетенций.

Будет обеспечено регулярное рассмотрение и обсуждение вопросов реализации Стратегии на площадках научно-методологического и общественного советов Росстата, стратегических сессий в Правительстве Российской Федерации.

Мониторинг и контроль реализации Стратегии осуществляется в порядке, установленном Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации".

Приложение

к Стратегии развития системы

государственной статистики

и Росстата до 2030 года

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СТАТИСТИКИ И РОССТАТА ДО 2030 ГОДА

(в процентах)

Наименование показателя

Значение показателя на 2023 год (базовое)

Значение показателя в 2030 году

1.

Уровень удовлетворенности пользователей официальной статистической информацией

74

95

2.

Доля статистических показателей, соответствующих единому стандарту качества данных официального статистического учета

-

100

3.

Доля снижения нагрузки на объекты федерального статистического наблюдения по формированию статистической отчетности

100

50

4.

Доля статистических показателей, формируемых с использованием административных и больших данных

10

50

5.

Сокращение сроков обработки первичных статистических данных для расчета статистических показателей

100

65

6.

Доля статистических показателей, предоставляемых посредством государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" в автоматизированном режиме в машиночитаемом формате

-

100

7.

Доля статистических показателей, соответствующих международным стандартам

81

95

Другие документы по теме
<О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р>
"О введении в действие общего процесса "Обеспечение обмена информацией в отношении автомобилей, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза и выпущенных для внутреннего потребления, между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза"
<Об исполнении Указа Президента РФ от 09.12.2024 N 1042 и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации>
"Об утверждении Стратегии сохранения охотоморской популяции серого кита в Российской Федерации"
Ошибка на сайте