Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2024 N 1025-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 апреля 2024 г. N 1025-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Концепция).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Концепции при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития автомобильного туризма в Российской Федерации.
3. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить до 25 декабря 2024 г. в Правительство Российской Федерации проект программы развития автомобильного туризма в Российской Федерации.
4. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться Концепцией при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития автомобильного туризма в Российской Федерации.
5. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий в рамках Концепции, осуществлять за счет и в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на указанные цели в соответствующем финансовом году и плановом периоде, а также за счет средств внебюджетных источников финансирования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 апреля 2024 г. N 1025-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
I. Общие положения
Концепция развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Концепция) является документом планирования, определяющим цели, задачи и приоритетные направления развития автомобильного туризма и сопутствующей инфраструктуры на указанный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом международных норм, стандартов и сложившейся практики.
Концепция разработана во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации 2 мая 2023 г. (от 16 мая 2023 г. N Пр-989) и подпункта "б" пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Восточного экономического форума 10 - 13 сентября 2023 г. (от 11 ноября 2023 г. N Пр-2246), а также в рамках Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" (далее - государственная программа Российской Федерации "Развитие туризма"), Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р (далее - Стратегия развития туризма), Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р (далее - Транспортная стратегия Российской Федерации), и паспорта национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
Целями Концепции являются создание условий для комплексного развития автомобильного туризма на территории Российской Федерации, создание комфортных и безопасных условий для путешествий по автомобильным дорогам и условий для строительства и развития сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, обеспечение доступности к местам и объектам туристского показа, повышение качества предоставляемых услуг, в том числе на объектах в составе многофункциональных зон дорожного сервиса.
Задачами Концепции являются:
совершенствование нормативно-правовой базы и подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях обеспечения условий для развития автомобильного туризма, а также сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры;
обеспечение синхронизации действующих мер государственной поддержки, предоставляемых заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации, и подготовки предложений о новых мерах государственной поддержки в целях создания и развития сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, а также условий для развития автомобильного туризма;
создание условий для совершенствования и развития сети автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального и местного значения, непосредственно обеспечивающих доступ к местам и объектам туристского показа, сети многофункциональных зон дорожного сервиса в целях развития автомобильного туризма;
обеспечение автомобильных дорог качественной мобильной связью и интернет-соединением, а также цифровыми сервисами;
создание сети национальных и межрегиональных туристских автомобильных маршрутов на территории Российской Федерации, в том числе соединяющих г. Санкт-Петербург с г. Владивостоком;
повышение качества обслуживания и безопасности участников дорожного движения на автомобильных дорогах по пути следования к объектам туристского показа;
модернизация существующей и развитие современной сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры на автомобильных дорогах и в местах непосредственной близости от объектов туристского показа;
обеспечение условий для расширения международного и трансграничного сотрудничества в области автомобильного туризма на наиболее значимых туристских направлениях;
увеличение объема и повышение конкурентоспособности туристских продуктов, включая автомобильные, автобусные экскурсионные туры и другие предложения, в том числе путем повышения квалификации и роста числа туроператоров в указанной сфере;
создание предпосылок для развития производства отечественных транспортных средств, оборудования и продукции, предназначенных для автомобильного туризма;
повышение удобства поездок на территории Российской Федерации и обеспечение доступности туристских продуктов, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создание предпосылок для социально-экономического развития территорий и развития новых опорных точек экономического роста;
создание условий для формирования новых рабочих мест различной квалификации и специализации;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие необходимой сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, в том числе для организаций из смежных отраслей экономики;
создание условий для развития предпринимательства через механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, задействованных в развитии объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог.
При разработке, корректировке и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, региональных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, мастер-планов развития туристских территорий, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ в сфере автомобильного туризма и создания объектов сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры могут учитываться мероприятия в рамках Концепции.
Термины, используемые в Концепции, употребляются в значениях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
II. Предпосылки для развития автомобильного туризма
в Российской Федерации
Исследование зарубежного опыта показывает, что автомобильный туризм активно развивается в ряде стран, схожих по природно-климатическим условиям с Российской Федерацией, в связи с чем может быть адаптирован в том числе в части создания необходимых объектов туристской и сопутствующей инфраструктуры, включающей объекты дорожного сервиса, многофункциональные зоны дорожного сервиса, кемпинги, кемпстоянки и иные объекты.
В настоящее время происходит смещение приоритетных видов отдыха в направлении путешествий, связанных с посещением объектов культурного, природного и исторического наследия, а также туристских поездок к местам проведения мероприятий.
Характер природных условий, климатические и ландшафтные особенности территорий и наличие культурно-исторических объектов оказывают влияние на выбор мест для путешествия и построения маршрута туристов, путешествующих на автомобилях, автобусах, автодомах или мототехнике (далее - автотуристы).
Природно-экологические факторы развития автомобильного туризма связаны с наличием природных туристско-рекреационных ресурсов, наличием промысловых ресурсов для охоты, рыбной ловли, сбора грибов, ягод, лечебных растений и особо охраняемых природных территорий.
Историко-культурная база оказывает существенное влияние на развитие автомобильного туризма и включает как материальные, так и нематериальные объекты привлечения туристов. К материальным объектам привлечения туристов относятся градостроительные памятники, архитектурные комплексы, исторические места, произведения искусства. К нематериальным объектам привлечения туристов относятся культура, искусство, наука, история, традиции, религия, народный эпос территории и др.
Объекты культурного и исторического наследия являются не только основой для реализации познавательных путешествий, но также предоставляют местному населению возможность делиться историей с туристами, сохранять свое историко-культурное наследие, поддерживать объекты туристского показа.
Культурный потенциал региона выражается в его историческом наследии. Большинство направлений для автомобильного туризма формируется на основании исторических особенностей регионов. Наличие объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, уникальных исторических памятников и особо охраняемых мест может предопределить успешное развитие автомобильного туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами содействует развитию автомобильного туризма.
Регион, принимающий автотуристов, должен предлагать широкий ассортимент сувенирной продукции, выполненной местными мастерами и ремесленниками. Все виды сувенирной продукции, а также другие необходимые туристу товары должны быть доступны и продаваться в удобно расположенных магазинах и торговых точках. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазины в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Такие объекты торговли сувенирной продукцией являются точками притяжения и вызывают большой интерес у автотуристов.
Уровень индустриального развития региона также является мотивом для привлечения определенной категории автотуристов, в том числе иностранных туристов, интересующихся показателями экономики другой страны, промышленностью и производимой продукцией.
Одним из важных видов туризма являются поездки верующих к географическим местам и реликвиям, имеющим важное значение в отдельно взятых религиях. Мотивами к паломническому автомобильному туризму являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, желание участвовать в культовых обрядах и др.
Расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяйства, предлагающие местную сельскохозяйственную продукцию, являются важным звеном в туристском обслуживании. Развитие сельского туризма напрямую связано с гастрономическим туризмом (производством вина, сидра, домашнего сыра и других видов продукции).
Национальная кухня является важным элементом культуры региона. Автотуристы, путешествуя по региону, могут попробовать национальные блюда данного региона, узнав об особенностях традиций их приготовления. Особенности национальной кухни, ассортимент блюд и их качество могут оставить положительное впечатление не только об отдыхе, но и о регионе.
В 2023 году Всероссийский центр изучения общественного мнения провел исследование по вопросу автомобильного туризма на территории Российской Федерации. По результатам проведенного исследования выявлено, что более трети россиян (39 процентов) за последние 5 лет совершали туристские поездки на автомобильном транспорте.
Отдых на природе, экскурсии и посещение достопримечательностей - главные составляющие путешествий для российских автотуристов (67 процентов и 62 процента соответственно в группе имеющих опыт таких поездок). Более половины опрошенных (57 процентов) также отметили, что дальние поездки на машине сопровождаются пляжным отдыхом на море, 43 процента опрошенных посещают храмы, соборы и другие религиозные места (среди граждан в возрасте старше 60 лет - 60 процентов), 39 процентов опрошенных считают важным ознакомиться с местной кухней (среди молодежи 18 - 24 лет - каждый второй (48 процентов), 25 процентов опрошенных выбирают активный досуг, а именно поездки на фестивали, концерты и другие мероприятия, 23 процента опрошенных предпочитает тихий и спокойный отдых в кемпинге, 18 процентов опрошенных выбирают экстремальные виды туризма.
На основе проведенных исследований также получены данные, определяющие выбор в пользу путешествий на автомобиле как в связи с личными предпочтениями россиян посещать популярные и отдаленные туристские направления страны, так и в связи:
со свободой и гибкостью передвижения ("куда захотели, туда и поехали" либо "возможны остановки или смена маршрута" - 49 процентов, "можно путешествовать в любое время" - 17 процентов, "мобильность либо доступность" - 12 процентов, "независимость от каких-либо факторов" - 11 процентов, "возможность добраться в труднодоступные места" - 3 процента);
с возможностью экономии средств и времени ("более экономно" либо "бюджетно либо дешево" - 27 процентов, "дорогие билеты" - 1 процент, "можно быстрее перемещаться либо добираться" - 5 процентов);
с условиями для комфортного передвижения ("более комфортно" либо "удобно передвигаться" - 22 процента);
с большим количеством предоставляемых возможностей ("больше можно увидеть или посетить либо красота природы" - 16 процентов, "возможность взять большее количество вещей" - 6 процентов,
"возможность переночевать в автомобиле", "можно взять с собой животных", "больше возможностей (без уточнения)" - по 1 проценту);
с условиями для выбора окружения в поездке ("едешь с родственниками либо друзьями" либо "приятное общение" - 6 процентов, "знакомство с новыми людьми" - 1 процент).
Таким образом, к основным преимуществам автомобильного туризма относятся свобода передвижения (49 процентов), экономия средств (27 процентов), комфорт и удобство передвижения (22 процента).
Предпочтения российских автотуристов по формату отдыха зависят от региона проживания. Так, отдых на море чаще предоставляется жителям Южного федерального округа (72 процента) и Дальневосточного федерального округа (85 процентов), посещение храмов, соборов - жителям Центрального федерального округа (53 процента). Жители Северо-Кавказского федерального округа чаще других предпочитают гастрономический туризм (66 процентов), а Сибирского федерального округа - отдых на природе (88 процентов), в кемпинге (45 процентов), поездки на мероприятия (38 процентов) и по экстремальным местам (34 процента).
В настоящее время основные межрегиональные маршруты автомобильного туризма концентрируются в южных регионах Российской Федерации (Республика Крым и г. Севастополь, Ростовская область и Волгоградская область, Ставропольский край и Краснодарский край и др.), обеспечивая основной сезонный поток на побережье в летний период времени, а также по направлению следования в г. Санкт-Петербург (автомобильные дороги федерального значения М-10 "Россия" и М-11 "Нева").
Вопрос развития автомобильного туризма с созданием необходимой инфраструктуры, в том числе многофункциональных зон дорожного сервиса и кемпингов, актуален как на территориях указанных субъектов Российской Федерации, так и в регионах восточного направления Российской Федерации по маршрутам следования главных транспортных артерий страны (автомобильные дороги федерального значения М-5 "Урал", М-7 "Волга", М-11 "Нева", М-12 "Восток", Р-254 "Иртыш", Р-255 "Сибирь", Р-297 "Амур", А-370 "Уссури" и др.), включая автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения как непосредственно обеспечивающие доступ к объектам туристского показа, в том числе по направлениям, ведущим к туристским макротерриториям, а также по маршруту Санкт-Петербург - Владивосток в рамках пилотного проекта.
III. Актуальность и проблемы развития
автомобильного туризма и сопутствующей инфраструктуры
на территории Российской Федерации
Динамика развития туристской отрасли в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. Развитие внутреннего туризма имеет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики Российской Федерации. Рост конкурентоспособности и раскрытие потенциала туристской отрасли Российской Федерации будут зависеть от повышения уровня качества туристской и магистральной инфраструктуры, ее транспортной доступности и безопасности, что требует постоянного развития и совершенствования.
Одним из важных импульсов развития туристской отрасли в настоящее время стала переориентация профессиональных участников рынка национальной туристской индустрии и жителей Российской Федерации на внутренний туризм, сопровождающаяся разработкой новых предложений (маршрутов, в том числе комплексных, а также авторских туров).
В ближайшее время прогнозируется значительное превышение спроса на отдых на территории Российской Федерации над предложением, что дает возможность воспользоваться ситуацией в части импортозамещения продукции и услуг, а также развития внутренних туристских маршрутов.
При этом влияние на спрос туристских продуктов на территории Российской Федерации оказывает высокая стоимость транспортировки туристов по линии железнодорожных сообщений и авиасообщений, в том числе ввиду ограничений их провозной способности.
В связи с этим актуальным становится автомобильный туризм как разновидность более выгодных для бюджета семьи и компаний путешествий, в которых основным средством передвижения по обозначенному маршруту туриста является персональный автомобиль, автобус, мотоцикл или автодом в целях посещения культурнопознавательных, спортивных, досугово-рекреационных и оздоровительных мероприятий, в том числе в рамках профессионально-делового туризма. В настоящее время доля поездок на личном транспорте на территории Российской Федерации стремительно растет. Согласно цели "Повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма" Транспортной стратегии Российской Федерации транспортная подвижность населения (включая поездки на личном автомобиле) к 2035 году увеличится в 1,5 раза.
На сегодняшний день наиболее популярными направлениями для автотуристов являются города "Золотого кольца России", Республика Карелия, южные регионы Российской Федерации, Республика Дагестан, Краснодарский край и Республика Крым - для автотуристов европейской части Российской Федерации, Алтайский край и Приморский край - для автотуристов Сибири и Дальнего Востока. Увеличению внутреннего туристского потока в Республику Крым, а также общего туристского потока в южные регионы Российской Федерации способствовало открытие в 2018 году Крымского моста.
Развитие автомобильного туризма обусловлено ростом автомобилизации населения и свободой передвижения при использовании личных транспортных средств, которые становятся технически надежнее, безопаснее и комфортнее для путешествий. Также существенный вклад вносят прирост сети федеральных трасс и улучшение качества автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, в том числе развитие сопутствующей инфраструктуры. Все это приводит к тому, что поездка на автомобиле не только в другой город, но и в другую область стала обычной практикой с учетом удобства выстраивания собственного графика и логистики.
Услуги для автотуристов по маршруту следования должны быть не только для автомобиля (автозаправочные станции, станции технического обслуживания, мойки автотранспортных средств), но и для пользователя автомобильной дороги (санитарные зоны, пункты общественного питания и торговли, прачечные, душевые, мотели, кемпинги, кемпстоянки, медицинские пункты, зоны обеспечения интернет-связи и другие объекты сервисов).
Услуги и сервисы для автотуристов на пути следования должны предоставляться чаще, чем для транспортных средств. Должен быть предоставлен широкий ассортимент качественных услуг по доступным ценам с использованием цифровых сервисов, включая информацию о возможных услугах. Поэтому автомобильная дорога по маршруту следования к местам и объектам туристского показа должна быть обеспечена сопутствующей инфраструктурой в целях предоставления набора качественных услуг.
Вместе с тем обеспеченность автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения объектами дорожного сервиса в настоящее время не в полной мере соответствует установленным требованиям нормативных правовых актов и техническим нормам, в том числе международным, а также потребностям пользователей автомобильных дорог.
Так, качеством объектов дорожного сервиса для автотуристов в той или иной степени удовлетворены около 71 процента россиян, имеющих опыт путешествия на машине, а неудовлетворен каждый четвертый (26 процентов). При этом уровень удовлетворенности дорожной инфраструктурой варьируется в пределах от 63 процентов до 75 процентов в зависимости от региона проживания, что связано с незначительным и неравномерным распределением объектов дорожного сервиса.
В частности, на российских автомобильных дорогах можно отметить недостаточное количество площадок отдыха, мотелей, зарядных станций для электромобилей, а также автозаправочных станций и туалетов, расположение которых находится на значительном расстоянии друг от друга. Кроме того, на некоторых участках автомобильных дорог имеются случаи размещения без согласия владельца автомобильной дороги объектов торговли, рынков, складских помещений, а также иной инфраструктуры, не отвечающей требованиям безопасности дорожного движения.
На примере Арктической зоны Российской Федерации, Уральского федерального округа, Сибирского федерального округа и Дальневосточного федерального округа можно отметить низкую обеспеченность объектами дорожного сервиса на участках автомобильных дорог ввиду низкой инвестиционной привлекательности и высокой стоимости их создания с учетом сложных природно-климатических и ландшафтных условий, значительного удаления от населенных пунктов, включая места размещения инженерных сетей, а также низкого уровня трафика, подверженного сезонным колебаниям. Указанные факты делают размещение объектов дорожного сервиса на таких автомобильных дорогах не только высокозатратным и низкорентабельным, но и планово-убыточным.
Одновременно существует необходимость дополнительной организации кемпингов и кемпстоянок в местах нахождения объектов туристского показа Российской Федерации, в том числе на побережьях Черного, Азовского и Каспийского морей, озера Байкал и на популярных туристских направлениях Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, а также в охранных зонах особо охраняемых природных территорий с учетом требований законодательства Российской Федерации. При этом кемпинги должны быть обеспечены местами с увеличенным парковочным пространством, электричеством, водой, доступом к сливу для биотуалетов и другой обеспечивающей инфраструктурой. На территории Российской Федерации оборудованные кемпинги и кемпстоянки высокого уровня в настоящее время представлены в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Суздале, Коломне и Великие Луки.
Особого внимания требуют работы по созданию и увеличению доли автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, отвечающих нормативным требованиям, которые обеспечивают непосредственный подъезд к достопримечательностям и местам отдыха населения.
По данным аналитических организаций и экспертного сообщества, большинство из числа автотуристов отмечают низкое качество автомобильных дорог, указывают на отсутствие или плохое освещение трасс, а также испытывают опасность из-за отсутствия барьерных, сигнальных ограждений, разметки, светофоров и наземных переходов. Пользователи автомобильных дорог также отмечают постоянное проведение ремонтных работ, которые затрудняют движение, включая множество меняющихся знаков ограничения скорости. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в результате общероссийского опроса общественного мнения в декабре 2023 г. качеством автомобильных дорог удовлетворены 52 процента населения.
Отдельная проблема - низкое качество или полное отсутствие мобильной связи и доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на многих участках пути следования автотуристов. Об этом заявили почти три четверти (72 процента) автотуристов.
Регионы Арктической зоны Российской Федерации, Уральского федерального округа, Сибирского федерального округа и Дальневосточного федерального округа в качестве проблемы развития автомобильного туризма выделяют отсутствие нормативно-правового регулирования автомобильного туризма вне дорог общего пользования или в условиях бездорожья, регламентирующего требования безопасности, в том числе требования, предъявляемые к охране окружающей среды в местах прохождения таких маршрутов и на разрешенных остановках. Туры с использованием автомобилей повышенной проходимости или специально оборудованных мототранспортных средств популярны в указанных регионах.
Одним из сдерживающих факторов развития автомобильного туризма на территории Российской Федерации также является отсутствие опорной сети национальных туристских автомобильных маршрутов, в том числе соединяющих гг. Санкт-Петербург и Владивосток.
К другим проблемам, оказывающим влияние на развитие автомобильного туризма на территории Российской Федерации, можно отнести следующие проблемы:
отсутствие необходимых комплексных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, задействованных в развитии объектов дорожного сервиса в составе многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог;
сложность планирования мультимодальных поездок;
отсутствие цифровых сервисов и информационно-сервисных площадок, требуемых автотуристу, в том числе в целях бронирования автодомов, караванов, мест размещения на кемпстоянках и в кемпингах, для получения информации о существующих объектах дорожного сервиса, их расположении и перечне оказываемых услуг на маршрутах следования к объектам туристского показа;
отсутствие подходов к архитектурно-стилистическому оформлению объектов туристского показа и объектов дорожного сервиса с учетом региональных и национальных особенностей;
недостаточный уровень качества и разнообразия предлагаемых туристских продуктов (туров, маршрутов, экскурсий и др.);
недостаточный уровень качества услуг и обслуживания вследствие отсутствия квалифицированного кадрового состава работников профильных предприятий и системного подхода к созданию профессиональных образовательных программ подготовки и переподготовки кадров;
отсутствие маркетингового и информационного продвижения автомобильных маршрутов (маркировки и брендирования), указателей, ведущих к привлекательным для автотуристов объектам туристского показа, в том числе к объектам культурно-исторического наследия, которые зачастую находятся в полуразрушенном состоянии или полностью утрачены.
IV. Целевая аудитория автомобильного туризма
в Российской Федерации
Автомобильный туризм в отличие от других видов туризма дает максимальную степень свободы выбора своего маршрута и времени путешествия с учетом возможности выбора попутчиков, вещей и формата поездки. Автотурист может посещать города, села, достопримечательности, в том числе расположенные вне дорог общего пользования и в местах бездорожья. Для большинства объектов туристского показа исключается проблема транспортной доступности. Наличие автомобильного транспорта делает туриста мобильным и позволяет увидеть большое количество объектов туристского показа.
В современных условиях автотурист находится на новом уровне возможностей и потребностей в индивидуализации путешествий. Для автотуристов идея отказа от туристского продукта в пользу самостоятельного планирования поездки предоставляет возможности корректировки маршрута. Цифровые сервисы и мобильные приложения позволяют планировать удобные маршруты и фиксировать результаты пройденного пути с учетом потраченных ресурсов и времени. Наличие собственного автомобиля позволяет не ограничиваться лимитом по весу багажа, предоставляет возможность транспортировки собственного оборудования для осуществления различных видов спорта и отдыха (велосипеды, акваланги, лыжи, коньки и другой инвентарь).
По данным аналитического агентства "АВТОСТАТ", на 1 января 2024 г. в Российской Федерации зарегистрировано 54,5 млн. автомобилей, из которых на легковые автомобили приходится более 85 процентов (46,4 млн. штук) всего автопарка, автобусов зарегистрировано 0,36 млн. единиц. Потенциальное число автотуристов в Российской Федерации, по мнению Российского Союза Предприятий (учреждений, организаций) Туристской Индустрии (РСТ), может достигать 42 млн. человек.
Целевую аудиторию автотуристов можно отнести к нескольким категориям в зависимости от выбора транспортного средства для того или иного вида путешествий.
К самой многочисленной группе автотуристов можно отнести людей, использующих свой личный автомобильный транспорт. Данная категория путешественников мобильна, при этом в местах длительных остановок и отдыха нуждается в коллективных средствах размещения.
Ко второй категории путешественников можно отнести экскурсантов, передвигающихся на автобусах.
Третья категория автотуристов путешествует на специально предназначенных для путешествий автомобилях - "автодомах", в том числе в виде прицепа, оснащенных специализированным оборудованием для размещения, приготовления пищи и отдыха. Специализированная техника дает высокую степень свободы в выборе сроков и направлений для путешествий, позволяет быстрее собраться в дорогу и не требует предварительного бронирования мест для ночевки.
К четвертой категории автотуристов относятся потребители - экстремальные туристы или туристы с использованием транспортных средств повышенной проходимости. Суть данного вида автомобильного туризма заключается в построении маршрута по бездорожью, в том числе с использованием транспортных средств класса внедорожника (вездеходы, квадроциклы, снегоходы и др.). Инфраструктурные требования к данной категории автотуристов могут различаться диаметрально противоположным образом.
К пятой категории можно отнести автотуристов, путешествующих на мотоциклах (мопедах), которые совмещают спортивную составляющую с осмотром культурных и природных достопримечательностей.
Кроме того, в настоящее время в рамках различных событий активно развивается движение автопробегов, состоящих из транспортных средств различных моделей, конфигураций, типов кузова, марок производителей и других характеристик. Поэтому автопробеги как вид автомобильного туризма требуют внимания к организации, так как водители должны соблюдать определенные правила и инструкции.
Затрагивая вопросы целевой аудитории автомобильного туризма, особое внимание следует уделить социальным группам путешествующих, в том числе детям и лицам с ограниченными возможностями здоровья, так как эти группы требуют специальной сервисной среды и инфраструктурных особенностей.
Реализация Концепции должна осуществляться в соответствии с требованиями к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в целях обеспечения равного доступа всех категорий граждан, в том числе маломобильных групп населения, к объектам и услугам в сфере автомобильного туризма. Также при реализации мероприятий в рамках Концепции следует опираться на принципы устойчивого развития туризма, в том числе на заботу об окружающей среде и животном мире, сохранение уникального образа жизни и традиций местных жителей и коренных народов.
Также необходимо обеспечить создание специальных туристских инклюзивных маршрутов, сайтов, аудиогидов и путеводителей, которые будут ориентированы на потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая информацию о доступных туристских объектах показа и препятствиях, с которыми они могут столкнуться.
Одновременно в целях развития въездного туризма необходимо также создать качественные условия для иностранной целевой аудитории, в том числе предусматривающие возможность дублирования информации на иностранные языки (например, английский и китайский).
V. Перспективы развития автомобильного туризма
в Российской Федерации
Благодаря развитию туристской мобильности граждан Российской Федерации и иностранных туристов, расширению их представления об уникальном природном и культурном наследии Российской Федерации автомобильный туризм может стать фактором, оказывающим влияние на повышение доходов федерального, регионального и местного бюджетов и инвестиционной привлекательности территорий, способствующим развитию конкурентоспособного отечественного туристского продукта, в том числе:
активизации развития внутреннего и въездного туризма;
освоению туристских зон, развитию туристской инфраструктуры, особенно в удаленных районах, в том числе на особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах;
развитию объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса;
развитию кемпингов и кемпстоянок;
созданию и сохранению рабочих мест, развитию местного предпринимательского сообщества, поддержке местного населения;
развитию смежных отраслей экономики (транспорт, торговля, строительство и др.);
формированию имиджа Российской Федерации как привлекательной для осуществления путешествий страны.
Перспективы развития автомобильного туризма в Российской Федерации напрямую зависят от формирования и реализации регионами комплексных программ развития туристской отрасли, в том числе предусматривающих осуществление ряда мероприятий по совершенствованию и развитию дорожной сети и размещению объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, а также направленных на:
планирование и формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на развитие автомобильного туризма, необходимой сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, а также соответствующих фондов развития туризма;
разработку региональных проектов программ привлечения инвестиций в развитие сферы автомобильного туризма, необходимой сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, поддержку местного предпринимательского сообщества за счет его вовлечения в сферу автомобильного туризма;
формирование региональных автомобильных туристских маршрутов, установление требований к архитектурным решениям объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, на таких маршрутах;
разработку и создание интерактивных карт туристских маршрутов и прилегающей к объектам туристского показа транспортно-логистической инфраструктуры (в том числе для туристов с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных групп населения);
создание специализированных сервисных зон, сети парковок, кемпингов и кемпстоянок у основных объектов туристского показа, музеев и достопримечательностей, включая знаки навигации к объектам туристского показа;
вовлечение мест туристского показа, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в сферу автомобильного туризма;
проведение отраслевых выставок, выпуск специализированной справочно-информационной литературы (карт, справочников, путеводителей), отраслевых интернет-порталов, информационных систем бронирования автодомов и мест размещения;
определение маршрутов с использованием автомобилей повышенной проходимости и маршрутов автомобильных экспедиций по территории региона с местами для остановок и стоянок, включая требования безопасности к таким маршрутам с учетом региональной специфики, а также требования к снижению антропогенной нагрузки на природную среду;
прогнозирование и региональное планирование развития автомобильного туризма, а также сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры;
ведение учетной и информационно-аналитической деятельности;
содействие кадровому обеспечению в сфере автомобильного туризма и необходимой сопутствующей инфраструктуры.
Существенных результатов по данному направлению добились регионы Российской Федерации, принявшие указанные комплексные программы (Республика Карелия, Чувашская Республика, Республика Башкортостан, Приморский край, Московская область, Ленинградская область, Свердловская область, Рязанская область, Владимирская область, Курганская область, Тверская область, Волгоградская область и др.).
Территории многих российских регионов имеют значительный потенциал развития разнообразных автомобильных туристских маршрутов с учетом их обустройства необходимой для автотуристов инфраструктурой. Как показывает зарубежный опыт, именно поддержка на государственном уровне позволяет полностью решить проблемы, влияющие на перспективы развития автомобильного туризма, а также обеспечить возможности для привлечения инвестиций в создание необходимой инфраструктуры, в том числе превратить внутренний и въездной автомобильный туризм в важную доходную часть бюджетной системы страны.
Кроме того, следствием формирования автомобильных туристских маршрутов станет развитие одного из наиболее перспективных видов туристского продукта, а именно предоставление туристам пакетных автомобильных туров, что позволит российским туроператорам также обеспечить дополнительный доход.
VI. Приоритетные направления развития автомобильного
туризма, сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры
Приоритетными направлениями развития автомобильного туризма в Российской Федерации до 2035 года являются увеличение доли путешествий на персональных автомобилях, автобусах, мотоциклах или автодомах, создание условий для интенсивного развития сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, включая объекты дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпинги, кемпстоянки и инженерные сети, а также вовлечение местного предпринимательского сообщества и объектов туристского показа в сферу автомобильного туризма.
Автотуристы должны обеспечить к 2035 году вклад не менее 10 процентов в общее число совершаемых туристских поездок. При этом должна обеспечиваться растущая динамика автомобильных путешествий из европейской части Российской Федерации в регионы Сибири и Дальнего Востока.
В приоритетном порядке должны быть спланированы и реализованы мероприятия по формированию сети туристских автомобильных маршрутов, в том числе образующих автомобильный путь из г. Санкт-Петербурга в г. Владивосток, с задействованием автомобильных дорог федерального значения М-10 "Россия" (Санкт-Петербург - Москва), М-11 "Нева" (Москва - Санкт-Петербург) и М-12 "Восток" (Москва - Казань - Екатеринбург - Тюмень) с перспективой продления до г. Владивостока, планируемых к строительству автомобильных дорог для развития Юга России, включая автомобильную дорогу от М-4 "Дон" до г. Сочи.
На постоянной основе необходимо обеспечить синхронизацию планов деятельности по развитию автомобильных дорог, включая мероприятия по их обустройству необходимой инфраструктурой, с деятельностью по развитию сети национальных и межрегиональных туристских маршрутов с учетом расположения объектов туристского показа, реализуемых в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства". Одновременно должна продолжаться работа по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог и устранению узких мест.
В рамках развития автомобильных туристских маршрутов одним из ключевых приоритетных направлений является покрытие автомобильных туристских маршрутов устойчивой мобильной связью и интернет-связью, включая их обеспечение широким перечнем цифровых сервисов и услуг для различных категорий пользователей автомобильных дорог.
Автомобильные дороги и объекты туристского показа необходимо обеспечить качественной сопутствующей и обеспечивающей инфраструктурой, в частности автозаправочными станциями (автозаправочные станции, станции, предназначенные для заправки газомоторного транспорта природным газом (метаном), электрозарядные станции), торговыми объектами, гостиницами (мотелями), кемпингами, станциями технического обслуживания, площадками отдыха (в том числе детскими и спортивными площадками), стоянками, парковками, по необходимости площадками посадки вертолетов для специальных служб, инфраструктурой, ориентированной на потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, инженерной и иной инфраструктурой.
На автомобильной дороге развитие объектов дорожного сервиса является одним из важных аспектов создания комфортных условий для участников дорожного движения. При этом состав объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения может формироваться субъектами Российской Федерации с учетом стоящих перед регионами задач в области развития автомобильного туризма в рамках региональных документов стратегического планирования и развития.
Вместе с тем приоритетным является размещение объектов дорожного сервиса в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, что позволит в одной локации оказывать широкий спектр сервисных услуг.
Развитие сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры на объектах туристского показа и на автомобильных дорогах будет способствовать повышению удобства поездок по территории Российской Федерации, доступности туристских продуктов (услуг) и повышению мобильности населения, а также будет являться драйвером экономического развития расположенных рядом населенных пунктов, перспективных территорий для развития туристских маршрутов, стимулировать инвестиционную активность в смежных с туризмом отраслях (развитие индустриальных парков, логистических центров и других типов инвестиционных активов) и в целом развивать внутренний туризм.
Особым направлением для развития автомобильного туризма, в том числе оказывающим стимулирование для увеличения туристского потока в регионы Сибири и Дальнего Востока из европейской части Российской Федерации, является развитие сервисов и услуг по аренде автомобилей, включая автодома, вблизи к основным транспортным узлам (железнодорожным вокзалам, аэропортам). Туристы, прибывающие в регион, будут иметь возможность взять в аренду транспортное средство для осуществления автопутешествия, сдав его в конечной точке туристского маршрута. Сервисы для предоставления автомобилей в аренду должны обеспечивать автотуристов необходимыми услугами, а также оказывать техническую поддержку на всем протяжении автомобильного маршрута.
Размещение представительств регионального туризма, точек продаж локальных изделий (продукты, сувениры и др.) в составе инфраструктуры многофункциональных зон дорожного сервиса с учетом их брендирования в соответствии с региональными особенностями будет являться совершенно новым подходом к созданию эргономичной среды для автотуристов. Региональные туристские информационные центры будут аккумулировать предложения для автотуристов, в том числе по коллективным средствам размещения, объектам туристского показа, событийным мероприятиям и маршрутам с предоставлением путеводителей. Такой подход будет стимулировать посетителей многофункциональных зон дорожного сервиса к поездкам по локальным местам туристского показа и расширит клиентский путь автотуриста.
Согласно существующей практике торговли сувенирной продукцией, в том числе на территории многофункциональных зон дорожного сервиса, необходимо особый упор сделать на товары местных производителей, в том числе выпускающих сувенирную продукцию. Все виды сувенирной продукции и другие необходимые автотуристу товары (например, туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны. По экспертной оценке, на покупку сувениров российские путешественники расходуют от 5 до 11 процентов общей стоимости туристского продукта. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазины в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей.
Регионам при содействии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти следует уделить особое внимание состоянию объектов туристского показа и при необходимости осуществить работы по реконструкции (реставрации) и благоустройству, в том числе по созданию новых объектов туристского показа для автотуристов.
Обязательным условием эффективного развития проектов в сфере автомобильного туризма также является создание непрерывной системы подготовки и переподготовки кадров для соответствующих предприятий, в том числе путем профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Услуги в сфере автомобильного туризма относятся к области профессиональной деятельности выпускников, освоивших основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлению "сервис, оказание услуг населению" (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание). Сферами профессиональной деятельности выпускников могут являться оказание туристских, экскурсионных и иных услуг населению, необходимых для организации и реализации автопутешествий, формирование, продвижение и реализация туристского продукта в области автомобильного туризма, обеспечение деятельности объектов туристской инфраструктуры и туристских сервисов, оказание услуг по ремонту и техническому обеспечению автомобильного транспорта, дизайну территории кемпингов и кемпстоянок, а также по коммунальному хозяйству и др.
В рамках приоритетных направлений по развитию автомобильного туризма в Российской Федерации необходимо предусмотреть:
создание координационного центра по взаимодействию между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, общественными организациями (ассоциациями и федерациями), туристско-информационными центрами, бизнес-сообществом, объединениями производителей народных промыслов, образовательными организациями в целях сбора, обобщения и предоставления информации, получаемой в ходе реализации мероприятий по развитию автомобильного туризма;
формирование и реализацию плана медиапродвижения национального автомобильного туризма на российском и международном рынках с созданием интернет-ресурсов, обеспечением рекламных, информационных материалов и их публикаций на основных туристских площадках, а также представление на крупнейших мировых туристских выставках и др.;
разработку бренд-макетов национальных туристских автомобильных маршрутов, создание единых дизайн-кодов с учетом адаптации существующих брендов регионов Российской Федерации с целью формирования комфортной визуальной среды.
VII. Основные показатели результативности развития
автомобильного туризма в Российской Федерации
В целях оценки эффективности реализации положений Концепции и в целом достижения результатов развития автомобильного туризма в Российской Федерации могут быть установлены следующие показатели за отчетный период (календарный год):
количество и протяженность автомобильных туристских маршрутов;
количество совершенных российскими и иностранными гражданами автомобильных туристских поездок на автомобилях, автобусах и мототранспорте, в том числе из европейской части Российской Федерации в регионы Сибири и Дальнего Востока по маршруту Санкт-Петербург - Владивосток;
количество пользователей автомобильных дорог, удовлетворенных качеством сопутствующей инфраструктуры и набором предоставляемых услуг на автомобильных дорогах по маршрутам следования к местам и объектам туристского показа;
количество построенных кемпингов и кемпстоянок;
количество созданных многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах;
количество созданных объектов с номерным фондом на пути следования по автомобильным туристским маршрутам;
иные показатели, характеризующие развитие автомобильного туризма, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристской деятельности.
VIII. Этапы реализации Концепции и участники
Реализацию Концепции предполагается осуществить в 2 этапа.
На первом этапе (2024 - 2025 годы) предусматривается разработка программы развития автомобильного туризма в Российской Федерации до 2035 года, включающей в том числе следующие мероприятия:
сбор, анализ и совершенствование нормативно-правовой базы;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, а также предложений о новых мерах государственной поддержки в целях совершенствования условий развития автомобильного туризма, а также необходимой сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры;
сбор, анализ и синхронизация мер государственной поддержки по линии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации;
подготовка предложений о новых мерах государственной поддержки в целях создания и развития сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, а также условий для развития автомобильного туризма;
определение автомобильных туристских маршрутов и их синхронизация с планами по развитию автомобильных дорог;
определение участков автомобильных туристских маршрутов, не обеспеченных объектами дорожного сервиса, с учетом оценки спроса на услуги пользователей автомобильных дорог в зависимости от удаленности от городских агломераций (населенных пунктов) и объектов туристского показа;
определение оптимальных механизмов создания необходимой сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры для развития автомобильного туризма, включая объекты дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, инженерной и иной инфраструктуры на автомобильных дорогах с учетом финансовых и нефинансовых мер поддержки;
создание интерактивной карты-схемы автомобильных туристских маршрутов, в том числе пилотного маршрута Санкт-Петербург - Владивосток, включающего в себя автомобильные дороги федерального значения М-10 "Россия" (Москва - Санкт-Петербург) и М-12 "Восток" (Москва - Казань), с указанием локаций размещения объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпингов, кемпстоянок и объектов туристской инфраструктуры;
обеспечение условий для реализации проектов по созданию объектов туристской, сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, отвечающих целям и задачам Концепции.
На втором этапе (2025 - 2035 годы) предусматривается:
совершенствование нормативно-правовой базы и мер государственной поддержки развития автомобильного туризма с учетом анализа промежуточных итогов реализации Концепции;
реализация мероприятий, направленных на прирост сети автомобильных туристских маршрутов;
реализация мероприятий, направленных на прирост объектов туристской, сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, отвечающих целям и задачам Концепции;
создание цифрового двойника в целях обеспечения эффективного управления и контроля за реализацией мероприятий в рамках Концепции, включая:
выгрузку интерактивной карты-схемы автомобильных туристских маршрутов с указанием локаций размещения объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпингов, кемпстоянок и объектов туристской инфраструктуры
с указанием статуса создания объектов, а также информации о достижении значения показателей результативности в рамках Концепции;
формирование "банка" земельных участков под размещение площадок отдыха, объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпингов и кемпстоянок;
предоставление доступа всем заинтересованным участникам реализации мероприятий Концепции, в том числе энергосетевым организациям, для оперативной и эффективной проработки задач по созданию и развитию сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры;
обеспечение обратной связи для автотуристов в целях оценки качества предоставляемых услуг на объектах туристской, сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры.
Участниками реализации мероприятий Концепции и указанной программы будут Федеральное Собрание Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, институты развития, органы власти субъектов Российской Федерации, нефтегазовые и ресурсоснабжающие организации, финансовые организации и инвесторы, субъекты малого и среднего предпринимательства, профессиональные участники рынка (операторы услуг), ассоциации, федерации и общественные объединения в сфере туризма и транспорта и иные заинтересованные участники.
IX. Механизмы реализации, меры государственной поддержки
и финансовое обеспечение реализации Концепции
Реализация мероприятий Концепции возможна с использованием различных инвестиционных механизмов в зависимости от роли участников на инвестиционной и эксплуатационной стадиях реализации инвестиционных проектов с учетом бюджетных и внебюджетных источников финансирования, мер поддержки, а также с учетом распределения рисков и иных обязательств, в том числе обеспечения возврата инвестиций при создании и эксплуатации инфраструктуры.
Основными формами реализации инвестиционных проектов с государственным участием являются:
контракты жизненного цикла в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
концессионные соглашения в рамках Федерального закона "О концессионных соглашениях";
соглашения о государственно-частном партнерстве и муниципальночастном партнерстве в рамках Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
контракты со встречными инвестиционными обязательствами в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
долгосрочные договоры с признаками государственно-частного партнерства и контракты жизненного цикла в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
долгосрочные государственные контракты в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
энергосервисные контракты, в том числе с признаками государственно-частного партнерства в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
долгосрочные договоры в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
аренда с инвестиционными обязательствами (инвестиционное соглашение) с признаками государственно-частного партнерства, в том числе специальный инвестиционный контракт в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
классическая аренда или специальный инвестиционный контракт без признаков государственно-частного партнерства в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
инвестиционные соглашения (меморандумы) в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выбор оптимального инвестиционного механизма реализации мероприятий Концепции будет определен по результатам их сравнительного анализа.
Стратегией развития туризма, государственной программой Российской Федерации "Развитие туризма", а также Транспортной стратегией Российской Федерации определены цели и задачи туристской отрасли, а также предусмотрен комплекс мер по повышению инвестиционной привлекательности туристской отрасли за счет введения специального режима развития территорий, налоговых льгот, программы льготного заемного финансирования строительства и модернизации коллективных средств размещения и иных объектов туристской инфраструктуры, государственной поддержки туристских инвестиционных проектов в форме бюджетного инвестирования, предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на формирование центров городов и создание (модернизацию) обеспечивающей инфраструктуры, субсидирования части процентной ставки по кредитам на строительство (реконструкцию) объектов туристской инфраструктуры, оказания грантовой поддержки общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма.
Кроме того, в рамках национального проекта "Экология" реализуются мероприятия по созданию туристской инфраструктуры на отдельных категориях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В части развития объектов дорожного сервиса также применяются меры государственной поддержки. В частности, в ходе проектирования строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог предусматривается устройство площадок отдыха с перспективой их дальнейшего развития в многофункциональные зоны дорожного сервиса.
Однако для достижения системных результатов по комплексному развитию автомобильного туризма, а также сети многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпингов и кемпстоянок указанных мер поддержки недостаточно, в том числе в целях привлечения профессиональных операторов инфраструктуры и инвесторов в новые проекты.
Капиталоемкость объектов дорожного сервиса, многофункциональных зон дорожного сервиса и иной инфраструктуры для автотуристов, в том числе стремительный рост затрат по ключевым статьям расходов, увеличение процентных ставок по инвестиционным продуктам, влияющих на длительность сроков окупаемости, низкий трафик на автомобильных дорогах вдали от населенных пунктов, не позволяют инвесторам и профессиональным операторам активно вовлекаться в процессы развития указанных объектов инфраструктуры, а также в целом влияют на сворачивание инвестиционных программ.
В связи с этим необходимо определить дополнительные меры государственной финансовой и нефинансовой поддержки, направленные на снижение сроков окупаемости инвестиционных проектов, операционных затрат и рисков, а также на повышение инвестиционной привлекательности этих проектов со стороны заинтересованных участников.
В целях совершенствования и ускорения темпов создания сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, включая создание объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпингов, кемпстоянок и иной инфраструктуры, необходимой для комплексного развития автомобильного туризма, в качестве дополнительных мер государственной поддержки целесообразно рассмотреть возможность:
введения налоговых преференций для организаций, которые инвестируют в создание объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпингов и кемпстоянок;
оказания мер поддержки по созданию (реконструкции) объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпингов и кемпстоянок, а также по созданию (реконструкции) и модернизации обеспечивающей инфраструктуры с длительными сроками окупаемости;
оказания мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, задействованным в развитии объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпингов и кемпстоянок;
проработки мер имущественной поддержки в целях реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие автомобильного туризма, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;
упрощения административных процедур и сопровождения инвесторов на всех этапах реализации инвестиционного проекта в формате "одного окна", в том числе при взаимодействии инвестора с ресурсными организациями;
создания единой цифровой платформы, включающей в том числе:
карты-схемы автомобильных туристских маршрутов с указанием локаций размещения площадок отдыха, объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпингов, кемпстоянок и иных объектов туристской инфраструктуры;
данные о земельных участках под размещение указанных объектов;
сведения о мерах федеральной и региональной поддержки, нормативном регулировании и типовых решениях, а также о достижении значения показателей результативности в рамках Концепции с возможностью обратной связи для автотуристов в целях оценки качества предоставляемых услуг на объектах туристской, сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры.
Вместе с тем целесообразно обеспечить синхронизацию мер государственной поддержки заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, направляемых на создание объектов дорожного сервиса, которые также могут быть размещены в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, в частности:
предоставление субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по строительству объектов производственной и заправочной инфраструктуры сжиженного природного газа;
предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку инвестиционных проектов по созданию модульных некапитальных средств размещения;
предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей;
предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
предоставление Федеральным казначейством бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета;
иные меры государственной поддержки.
Указанные меры государственной поддержки в полной мере отвечают целям Концепции, Стратегии развития туризма и государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма". Кроме того, такие меры позволят существенно нарастить темпы создания и расширения сети многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпингов, кемпстоянок и иной сопутствующей инфраструктуры, необходимой для комплексного развития автомобильного туризма.
Реализацию мероприятий Концепции предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в соответствующем финансовом году и плановом периоде, а также за счет средств внебюджетных источников финансирования.