Распоряжение Минюста России от 19.12.2023 N 1683-р
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 декабря 2023 г. N 1683-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ И ПРИНИМАЕМЫМИ
В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ ИНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ
МИНЮСТОМ РОССИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, НА 2024 ГОД
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подпунктом 2 пункта 5 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10, и общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдение которых оценивается Минюстом России и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, на 2024 год.
2. Департаменту законодательства и правоприменения в сфере некоммерческих организаций, Департаменту по защите национальных интересов от внешнего влияния и территориальным органам Минюста России обеспечить исполнение указанной Программы.
Заместитель Министра
О.М.СВИРИДЕНКО
Утверждена
распоряжением Минюста России
от ______________ N ______
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ И ПРИНИМАЕМЫМИ
В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ ИНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ
МИНЮСТОМ РОССИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, НА 2024 ГОД
I. Общие положения
1. Настоящая Программа определяет порядок проведения Минюстом России и его территориальными органами профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), соблюдение которых оценивается Минюстом России и его территориальными органами при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций.
2. Целями настоящей Программы являются:
повышение прозрачности деятельности по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций;
предупреждение и сокращение случаев нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
создание мотивации к добросовестному поведению подконтрольных субъектов.
3. Основными задачами настоящей Программы являются:
формирование единого понимания обязательных требований в сфере контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций;
выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению некоммерческими организациями предъявляемых к ним обязательных требований;
планирование проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований на основе принципов их понятности, информационной открытости, взаимодействия некоммерческих организаций с Минюстом России и его территориальными органами, а также обязательности, актуальности, периодичности профилактических мероприятий.
II. Аналитическая часть
4. В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10, статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьей 38 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статьей 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статьей 38 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" Минюст России и его территориальные органы осуществляют контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций.
Предметом контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, осуществляемого Минюстом России и его территориальными органами, являются:
соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;
соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;
соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;
соблюдение религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами, при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью религиозных организаций.
Контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций включает в себя:
проведение проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами;
анализ отчетов (сообщений), представляемых некоммерческими организациями;
участие в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями;
применение мер правового реагирования в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в деятельности некоммерческих организаций.
5. Объектами контроля (надзора) являются некоммерческие организации, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации. По состоянию на 1 октября 2023 г. в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций содержатся сведения о 213939 организациях, за деятельностью которых Минюстом России и его территориальными органами осуществляется контроль (надзор).
Центральный аппарат Минюста России осуществляет контроль (надзор) за деятельностью общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных организаций, образуемых указанными централизованными религиозными организациями.
Территориальные органы Минюста России осуществляют контроль (надзор) за деятельностью межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и других структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также за деятельностью иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, в том числе товариществ собственников жилья, садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ, органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, а также автономных учреждений) <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минюста России от 30.12.2021 N 274 "Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2021 N 66778) (далее - Регламент N 274).
6. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке в процессе контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации";
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации";
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества";
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1;
Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации";
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации";
Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях";
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ);
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей";
Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях";
Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации";
Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества";
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране";
Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2009 г. N 1124 "Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 753 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования";
приказ Минюста России от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций" (зарегистрирован Минюстом России 15 октября 2010 г., регистрационный N 18742) с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 15 апреля 2020 г. N 103 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2020 г., регистрационный N 58144) и от 26 мая 2020 г. N 123 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2020 г., регистрационный N 58514);
приказ Минюста России от 13 октября 2011 г. N 355 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 3 ноября 2011 г., регистрационный N 22215) с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 17 августа 2012 г. N 163 (зарегистрирован Минюстом России 29 августа 2012 г., регистрационный N 25309), от 15 апреля 2020 г. N 103 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2020 г., регистрационный N 58144), от 26 мая 2020 г. N 123 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2020 г., регистрационный N 58514), от 27 мая 2021 г. N 88 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2021 г., регистрационный N 63680), от 9 августа 2023 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 15 августа 2023 г., регистрационный N 74797);
приказ Минюста России от 31 августа 2020 г. N 190 "Об утверждении требований к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований" (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2020 г., регистрационный N 59685) с изменением, внесенным приказом Минюста России от 9 августа 2023 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 15 августа 2023 г., регистрационный N 74797);
приказ Минюста России от 30 сентября 2021 г. N 185 "О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций" (зарегистрирован Минюстом России 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65199) с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 29 марта 2023 г. N 54 (зарегистрирован Минюстом России 30 марта 2023 г., регистрационный N 72801), от 9 августа 2023 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 15 августа 2023 г., регистрационный N 74797).
7. Минюстом России и его территориальными органами за 9 месяцев 2023 года проведена 2721 проверка деятельности некоммерческих организаций, из которых 353 - во внеплановом порядке.
При реализации функции контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций Минюст России и его территориальные органы <2>:
--------------------------------
<2> Регламент N 274.
выносят предупреждения (вносят представления);
принимают решения о приостановлении деятельности общественных объединений;
составляют протоколы об административных правонарушениях;
подают административные исковые заявления в суд о ликвидации (прекращении деятельности) некоммерческих организаций или о приостановлении деятельности политических партий, их региональных и иных структурных подразделений;
участвуют в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий Минюстом России и его территориальными органами за 9 месяцев 2023 года приняты следующие меры правового реагирования:
вынесено 1670 письменных предупреждений (представлений) о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации;
принято 4 решения о приостановлении деятельности общественных объединений;
в отношении некоммерческих организаций и их должностных лиц составлено 228 протоколов об административных правонарушениях;
в суды направлено 1824 административных исковых заявления о ликвидации (прекращении деятельности) некоммерческих организаций, в том числе 2 исковых заявления о ликвидации политических партий и 22 заявления о ликвидации региональных отделений политических партий, 5 заявлений о приостановлении деятельности региональных отделений политических партий.
Одним из законодательно предусмотренных видов контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций является также посещение мероприятий, проводимых некоммерческими организациями. Так, за 9 месяцев 2023 года представители Минюста России и его территориальных органов приняли участие в 960 таких мероприятиях.
Особое внимание уделялось соблюдению некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации в части представления отчетности.
По состоянию на 1 октября 2023 г. обязанность по представлению предусмотренной законодательством Российской Федерации отчетности за 2022 год исполнила 109641 организация, что составляет 68,4% общего количества зарегистрированных некоммерческих организаций и общественных объединений, на которые распространяется такая обязанность (160258 организаций).
В 2022 - 2023 годах наблюдается снижение количества контрольных мероприятий (проверок (плановых, внеплановых), а также вынесенных в отношении некоммерческих организаций мер реагирования (предупреждений, протоколов об административных правонарушениях), что объективно обусловлено введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" ограничениями на осуществление контрольной (надзорной) деятельности, в том числе, в части выдачи предписаний.
8. Минюстом России и его территориальными органами до некоммерческих организаций, в отношении которых проводятся проверки, доводится актуальная информация об осуществлении контроля (надзора) за их деятельностью, направленная на предотвращение нарушений с их стороны.
Актуальные нормативные документы, планы проверок, информация о результатах их проведения размещаются на официальных сайтах Минюста России и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
В соответствии с планом мероприятий на 2023 год по профилактике нарушений обязательных требований Минюст России и его территориальные органы в 2023 году осуществляли следующие профилактические мероприятия:
подготовка, поддержание в актуальном состоянии и размещение на официальных сайтах Минюста России и его территориальных органов в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Минюстом России и его территориальными органами при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций;
подготовка и размещение на официальных сайтах Минюста России и его территориальных органов в сети "Интернет" информации о результатах плановых (внеплановых) проверок некоммерческих организаций, обзоров типичных нарушений обязательных требований, несоблюдение которых повлекло данные нарушения, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, а также информации по вопросам соблюдения некоммерческими организациями обязательных требований и докладов об осуществлении Минюстом России контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора) в 2023 году;
размещение на информационных стендах в помещениях Минюста России и его территориальных органов, где ведется прием граждан, информации по вопросам соблюдения обязательных требований;
подготовка и выдача некоммерческим организациям памяток (буклетов) о порядке и сроках представления в органы юстиции обязательной отчетности по вопросам противодействия экстремистской деятельности и финансированию терроризма, об ответственности за ее непредставление;
проведение семинаров, "круглых столов", рабочих встреч, разъяснительной работы в ходе личного приема уполномоченными должностными лицами соответствующих подразделений Минюста России и его территориальных органов уполномоченных представителей некоммерческих организаций и граждан;
обобщение и анализ правоприменительной практики в рамках деятельности Методического совета по вопросам государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций при Министерстве юстиции Российской Федерации с привлечением представителей территориальных органов Минюста России;
подготовка информационно-аналитических докладов, содержащих анализ данных, характеризующих состояние контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, причины изменения наиболее значимых показателей, динамику этих показателей, причины негативных проявлений, конкретные факты, примеры, предложения и принимаемые меры по их устранению, анализ показателей по сравнению с предшествующим полугодием и аналогичным периодом прошлого года, а также анализ изменения законодательства Российской Федерации;
вынесение в адрес некоммерческих организаций предупреждений о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации.
Информация о действующем законодательстве Российской Федерации, регламентирующем порядок осуществления некоммерческими организациями своей деятельности, также доводится на проводимых ими совещаниях и открытых мероприятиях с участием представителей Минюста России и его территориальных органов. В необходимых случаях соответствующие публикации размещаются в средствах массовой информации и в сети "Интернет".
В результате реализации указанных профилактических мероприятий повышается уровень информированности подконтрольных субъектов о предъявляемых к ним обязательных требованиях.
9. В результате проведенного анализа выявленных в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций нарушений обязательных требований установлены следующие типичные нарушения:
несоответствие уставов некоммерческих организаций требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
несоблюдение положений собственных уставов (в том числе в части периодичности проведения заседаний руководящих и контрольно-ревизионных органов, ведения учета членов, рассмотрения руководящими органами управления организаций вопросов, не соответствующих их компетенции);
неопубликование общественными объединениями ежегодных отчетов об использовании имущества и (или) невозможность ознакомления с указанными отчетами;
неисполнение обязанности по информированию Минюста России и его территориальных органов об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям может быть обеспечено за счет повышения информированности некоммерческих организаций об обязательных требованиях и мотивации добросовестного исполнения ими своих обязанностей.
III. План мероприятий по профилактике нарушений обязательных
требований на 2024 год
N п/п
Содержание профилактического мероприятия
Срок (периодичность) проведения профилактического мероприятия
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
1
Подготовка, поддержание в актуальном состоянии и размещение на официальных сайтах Минюста России и ТО Минюста России <1> в сети "Интернет" <2> перечня нормативных правовых актов и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования
постоянно
ДНКО <3>
ДЗНИ <4>
ТО Минюста России
2
Профилактические мероприятия по информированию некоммерческих организаций по вопросам соблюдения обязательных требований
2.1
Подготовка и размещение на официальных сайтах Минюста России и ТО Минюста России в сети "Интернет":
2.1.1
информации о результатах плановых (внеплановых) проверок некоммерческих организаций
в течение 10 дней после окончания проведения проверки
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
2.1.2
информации по вопросам соблюдения некоммерческими организациями обязательных требований
постоянно
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
2.1.3
доклада об осуществлении Минюстом России государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора) в 2023 году
до 15 марта
ДНКО
ДЗНИ
2.2
Иные профилактические мероприятия по информированию некоммерческих организаций по вопросам соблюдения обязательных требований
2.2.1
Подготовка и размещение на информационных стендах в помещениях Минюста России и ТО Минюста России, где ведется прием граждан, информации по вопросам соблюдения обязательных требований
постоянно
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
2.2.2
Подготовка и выдача некоммерческим организациям памяток (буклетов) о порядке и сроках представления в Минюст России или ТО Минюста России обязательной отчетности, ответственности за ее непредставление, по вопросам противодействия экстремистской деятельности, по недопущению использования некоммерческих организаций в целях финансирования терроризма, проведение семинаров, "круглых столов", рабочих встреч, индивидуальная разъяснительная работа в ходе личного приема
постоянно
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
2.2.3
Публикации и выступления в средствах массовой информации по вопросам соблюдения некоммерческими организациями обязательных требований
постоянно
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
3
Регулярное обобщение практики осуществления контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций
Обобщение практики осуществления контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций и размещение на официальных сайтах Минюста России и ТО Минюста России обзора типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении ими контрольных (надзорных) функций, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения
до 15 апреля
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
4
Иные профилактические мероприятия, способствующие достижению целей Программы
4.1
Обобщение и анализ правоприменительной практики в рамках деятельности Методического совета по вопросам государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций при Министерстве юстиции Российской Федерации с привлечением представителей ТО Минюста России
до 30 ноября
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
4.2
Подготовка информационно-аналитических докладов, содержащих анализ данных, характеризующих состояние контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, причины изменения наиболее значимых показателей, динамику изменения этих показателей, причины негативных проявлений, конкретные факты, примеры, предложения и принимаемые меры по их устранению, анализ показателей в сравнении с предшествующим полугодием и аналогичным периодом прошлого года, а также анализ изменения законодательства Российской Федерации
до 25 января, до 25 июля
ТО
Минюста России
--------------------------------
<1> Территориальные органы Минюста России.
<2> Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет".
<3> Департамент законодательства и правоприменения в сфере некоммерческих организаций Минюста России.
<4> Департамент по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста России.
IV. Проект плана мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований на 2025 - 2026 годы
N п/п
Содержание профилактического мероприятия
Срок (периодичность) проведения профилактического мероприятия
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
1
Подготовка, поддержание в актуальном состоянии и размещение на официальных сайтах Минюста России и ТО Минюста России в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования
постоянно
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
2
Профилактические мероприятия по информированию некоммерческих организаций по вопросам соблюдения обязательных требований
2.1
Подготовка и размещение на официальных сайтах Минюста России и ТО Минюста России в сети "Интернет":
2.1.1
информации о результатах плановых (внеплановых) проверок некоммерческих организаций
в течение 10 дней после окончания проведения проверки
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
2.1.2
информации по вопросам соблюдения некоммерческими организациями обязательных требований
постоянно
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
2.1.3
доклада об осуществлении Минюстом России государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора) в 2024 и в 2025 годах
до 15 марта
ДНКО
ДЗНИ
2.2
Иные профилактические мероприятия по информированию некоммерческих организаций по вопросам соблюдения обязательных требований
2.2.1
Подготовка и размещение на информационных стендах в помещениях Минюста России и ТО Минюста России, где ведется прием граждан, информации по вопросам соблюдения обязательных требований
постоянно
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
2.2.2
Подготовка и выдача некоммерческим организациям памяток (буклетов) о порядке и сроках представления в Минюст России или ТО Минюста России обязательной отчетности, ответственности за ее непредставление, по вопросам противодействия экстремистской деятельности, по недопущению использования некоммерческих организаций в целях финансирования терроризма; проведение семинаров, "круглых столов", рабочих встреч, индивидуальная разъяснительная работа в ходе личного приема
постоянно
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
2.2.3
Публикации и выступления в средствах массовой информации по вопросам соблюдения некоммерческими организациями предъявляемых к ним обязательных требований
постоянно
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
3
Регулярное обобщение практики осуществления контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций
Обобщение практики осуществления контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций и размещение на официальных сайтах Минюста России и ТО Минюста России обзоров типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольных (надзорных) функций Минюста России и его ТО, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения
до 15 апреля
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
4
Иные профилактические мероприятия, способствующие достижению целей Программы
4.1
Обобщение и анализ правоприменительной практики в рамках деятельности Методического совета по вопросам государственной регистрации и контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций при Министерстве юстиции Российской Федерации с привлечением представителей ТО Минюста России
до 30 ноября
ДНКО
ДЗНИ
ТО Минюста России
4.2
Подготовка информационно-аналитических докладов, содержащих анализ данных, характеризующих состояние контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, причины изменений наиболее значимых показателей, динамику изменения этих показателей, причины негативных проявлений, конкретные факты, примеры, предложения и принимаемые меры по их устранению и развитию позитивных процессов, анализ показателей в сравнении с предшествующим полугодием и аналогичным периодом прошлого года, а также анализ изменения законодательства Российской Федерации
до 25 января, до 25 июля
ТО
Минюста России
10. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций Минюст России и его территориальные органы осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, определенных действующим законодательством Российской Федерации.
В частности, меры реагирования, применяемые Минюстом России и его территориальными органами к некоммерческим организациям, определены федеральными законами от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".
Выдача Минюстом России и его территориальными органами предостережений некоммерческим организациям о недопустимости нарушения предъявляемых к ним обязательных требований действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
V. Оценка профилактических мероприятий Программы
и отчетные показатели
11. Для оценки профилактических мероприятий и Программы в целом в 2024 году будут использоваться следующие показатели:
исполнение плана мероприятий по профилактике нарушений - 100%;
количество проведенных профилактических мероприятий - не менее 1000 (единиц).
На 2025 - 2026 годы для оценки профилактических мероприятий и настоящей Программы в целом планируется использование аналогичных показателей.