Распоряжение Минтранса России от 07.09.2023 N АК-188-Р
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 сентября 2023 г. N АК-188-Р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
ПЛАТНЫМИ ПАРКОВКАМИ
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также пунктом 1.6.12 паспорта федерального проекта "Развитие общественного транспорта" национального проекта "Безопасные качественные дороги":
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по определению размера платы за пользование платными парковками.
Первый заместитель Министра
А.А.КОСТЮК
Утверждены
распоряжением Минтранса России
от 7 сентября 2023 г. N АК-188-Р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
ПЛАТНЫМИ ПАРКОВКАМИ
1. Методические рекомендации по определению размера платы за пользование платными парковками (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) и предназначены для использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения при разработке методики расчета размера платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорогах местного значения в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона N 443-ФЗ.
Рекомендации также применимы при определении размера платы для парковок, расположенных на улично-дорожной сети и парковок, находящихся в здании, строении или сооружении либо в части здания, строения или сооружения (далее - внеуличные парковки).
2. Размер платы за пользование платной парковкой рекомендуется устанавливать владельцам парковки в расчете на одно транспортное средство за один час с учетом места размещения парковки, ее назначения, типа размещаемых транспортных средств, продолжительности парковочной сессии и заполняемости парковки в различные периоды времени. Размер платы за пользование платной парковкой в течение иных единиц времени может определяться пропорционально.
3. Владельцам внеуличных парковок при определении размера платы рекомендуется учитывать заполняемость парковок на прилегающей территории и устанавливать размер платы, который стимулирует использование внеуличных парковок вместо парковок, расположенных на улично-дорожной сети. Для этих целей рекомендуется использовать понижающий коэффициент 0,8 относительно установленного размера платы за пользование парковками на улично-дорожной сети на прилегающих к внеуличным парковкам территориях.
4. Приоритетными целями введения платы за пользование парковочными местами являются не извлечение прибыли владельцем парковки, а обеспечение доступности территорий и объектов капитального строительства, повышение эффективности организации дорожного движения и регулирование спроса на поездки с использованием личных легковых автомобилей. Рекомендуется предусмотреть гибкую тарифную политику, обеспечивающую наибольший социально-экономический эффект для транспортной системы и общества в целом с учетом региональных и местных особенностей.
5. Размер платы за пользование парковкой рекомендуется определять на основе экономического механизма баланса спроса и предложения. Для определения спроса рекомендуется использовать данные о заполняемости парковки (отношение числа занятых транспортными средствами парковочных мест к числу предусмотренных (организованных) на парковке мест в определенный момент времени).
6. Если в качестве парковки рассматривается зона, объединяющая несколько парковок, то расчет заполняемости должен учитывать суммарное число припаркованных автомобилей и суммарное число предусмотренных (организованных) на парковке мест на территории выбранной зоны в определенный момент времени.
7. Для оценки заполняемости парковки рекомендуется использовать технические средства, обеспечивающие мониторинг занятости парковочных мест в автоматическом режиме (детекторов занятости, средств обработки видеоизображений, данных о транзакциях за оплату парковочных сессий и т.п.).
При отсутствии технических средств мониторинга допускается проводить визуальные замеры не менее двух раз в одни и те же дни недели утром, днем, вечером и ночью (включая отдельные замеры по выходным, предпраздничным, праздничным дням и т.д.), проводя усреднение полученных значений. Рекомендуются следующие временные интервалы:
"утро": 08:00 - 12:00;
"день": 12:00 - 16:00;
"вечер": 16:00 - 20:00;
"ночь": 20:00 - 08:00.
Период "ночь" рекомендуется начинать с 21 часа для городов с численностью населения свыше 1 млн человек.
8. Введение платы за пользование парковкой в определенном временном интервале рекомендуется в случае, если наблюдаемое по данным автоматического мониторинга или полученное в ходе натурных обследований значение заполняемости парковки в соответствующий период времени превышает 85%.
9. В расчетах начального размера платы за пользование парковкой рекомендуется учитывать величину среднедушевого дохода в субъекте Российской Федерации и (или) муниципальном образовании, а также данных социологических исследований о готовности платить за пользование парковочными местами. При отсутствии данных исследований допускается определять начальный размер платы за один час пользования парковкой по следующей формуле:
где
Сбаз - начальный размер платы за один час пользования парковкой, рублей (рекомендуется округлять в большую сторону до величины, кратной 5 рублям);
СОТ - тариф за проезд на общественном транспорте в данном муниципальном образовании, рублей;
К1 - эмпирический коэффициент, принимающий значение в диапазоне 1 - 1,4 для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и 0,5 - 0,8 для остальных;
ДСР - величина среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации и (или) муниципальном образовании, рублей в месяц (по данным Росстата);
К2 - эмпирический коэффициент, принимающий значение в диапазоне 0,0025 - 0,0035 для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и 0,0015 - 0,0025 для остальных.
10. На парковках, где уже введена плата за пользование, рекомендуется придерживаться тарифной политики, направленной на поддержание заполняемости парковки на уровне от 70% до 85% (далее - рекомендуемый интервал). Выход значения данного показателя за границы рекомендуемого интервала свидетельствует о потребности в корректировке величины установленного размера платы за пользование платными парковками.
11. Оценку заполняемости парковки после введения платы и корректировку размера платы пользования парковкой рекомендуется проводить с периодичностью от 1 раза в месяц до 1 раза в квартал на усмотрение владельца парковки. Изменение размера платы за пользование парковкой рекомендуется проводить с шагом кратным 5 рублям.
12. Для дифференцированного подхода к определению размера платы за пользование парковкой могут быть введены следующие повышающие и понижающие коэффициенты:
1) коэффициенты, учитывающие дифференциацию размера платы за пользование парковкой в зависимости от ее назначения. Например, рекомендуется вводить понижающий коэффициент со значением 0,8 в случае расположения парковки в непосредственной близости от конечных станций метрополитена, крупных станций пересадок пассажирского транспорта, в том числе железнодорожного транспорта, в целях организации парковок перехватывающего типа и стимулирования использования транспорта общего пользования для разгрузки дорожной сети;
2) коэффициенты, учитывающие дифференциацию размера платы за пользование парковкой в зависимости от типа размещаемых на ней транспортных средств и пользователей транспортных средств. Примером является понижающий коэффициент, вводимый для электромобилей или мотоциклов, а также льготные тарифы для определенных групп пользователей;
3) коэффициенты, учитывающие дифференциацию размера платы за пользование парковкой в зависимости от продолжительности ее использования. Данные коэффициенты могут быть как понижающими, так и повышающими, а также иметь прогрессивную шкалу в зависимости от назначения парковки. Например, повышающие коэффициенты могут быть введены для продолжительных периодов паркования с целью повышения оборачиваемости парковочных мест в общественно-деловых зонах, а понижающие для повышения привлекательности объектов культурно-бытового и иного назначения в жилых и рекреационных зонах.
13. Стоимость абонементов на пользование парковками рекомендуется рассчитывать исходя из баланса спроса и предложения, обеспечивающего долю пользователей, предпочитающих абонементы, на уровне, не превышающем 20% от общего числа парковочных сессий на каждой из парковок (зон).
14. В качестве основного критерия оценки применяемой тарифной политики рекомендуется выбирать условие нахождения значения заполняемости парковки в границах рекомендуемого интервала.
15. При наличии технической возможности рекомендуется вводить динамическое ценообразование в зависимости от уровня текущего спроса, в автоматическом режиме обеспечивающее заполняемость парковки на уровне 90 - 95%.