Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение МЧС России от 07.12.2022 N 1345

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 декабря 2022 г. N 1345

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ

ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА 2023 ГОД

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, подпунктом "б" пункта 22 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290, предлагаю:

1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2023 год.

2. Контроль за реализацией Программы, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения, возложить на директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы Р.Ш. Еникеева.

Заместитель Министра -

главный государственный

инспектор Российской Федерации

по пожарному надзору

А.М.СУПРУНОВСКИЙ

Утверждена

распоряжением МЧС России

от 07.12.2022 N 1345

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ

ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА 2023 ГОД

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного пожарного надзора, описание текущего

развития профилактической деятельности органов

государственного пожарного надзора, характеристика

проблем, на решение которых направлена

программа профилактики

1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора

1.1. Органы государственного пожарного надзора

Органами государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН) в соответствии с пунктом 4 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 (далее - Положение о ФГПН), являются:

а) структурные подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора - Департамент надзорной деятельности и профилактической работы (далее - ДНПР), Главное управление пожарной охраны (далее - ГУПО);

б) главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации в лице структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальных отделов (отделений, инспекций);

в) структурные подразделения главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, осуществляющие деятельность в границах административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, в лице их структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

г) объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Органы ГПН осуществляют профилактику пожаров в форме профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).

1.2. Поднадзорные субъекты

Контролируемыми лицами являются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо находящиеся во владении и (или) в пользовании объекты надзора которых подлежат федеральному государственному пожарному надзору, а также изготовители, исполнители (лица, выполняющие функции иностранного изготовителя), продавцы, подлежащие федеральному государственному пожарному надзору.

В соответствии с главой 5 Федерального закона N 248-ФЗ в основу организации регулирования периодичности контрольно-надзорных и профилактических мероприятий положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В рамках действующего законодательства Положением о ФГПН установлены порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска, от которых зависит частота контрольных (надзорных) мероприятий.

Присвоение соответствующей категории риска осуществляется индивидуально в отношении каждого поднадзорного объекта. Соответствующее полномочие реализуется на основании показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров для групп объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, с учетом индекса индивидуализации, отражающего характеристики противопожарного состояния конкретного объекта и характеризующего добросовестность подконтрольного лица.

Индекс индивидуализации, формируемый как совокупность значений установленных индикаторов риска причинения вреда (ущерба) и критериев добросовестности, обеспечивает объективную оценку и присвоение категории риска, которой отвечает соответствующий поднадзорный объект.

Наличие таких индикаторов и критериев, а также значения их показателей позволяют индивидуально определять периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, сосредоточить усилия органов ГПН в отношении объектов повышенной пожарной опасности и, соответственно, снизить необоснованную административную нагрузку в отношении добросовестных правообладателей объектов надзора.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69) и Положением о ФГПН предметом федерального государственного пожарного надзора являются:

а) соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;

б) соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении видов продукции, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий", техническим регламентом Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" и Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В таблице 1 представлены оценочные сведения о количестве объектов надзора, распределенных на близкие однородные группы по видам осуществляемой экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, полученные в рамках соответствующего запроса от территориальных органов МЧС России.

Таблица 1

Сведения о количестве объектов надзора, распределенных

на близкие однородные группы по видам осуществляемой

экономической деятельности и классам функциональной

пожарной опасности

N п/п

Тип объекта защиты

Количество объектов защиты, ед.

1.

Объекты образования и объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей

141 182

2.

Объекты здравоохранения

63 740

3.

Объекты социальной защиты

8 805

4.

Объекты религиозного назначения

19 771

5.

Объекты культурно-досугового назначения

66 522

6.

Объекты временного размещения людей, туризма и отдыха

30 915

7.

Объекты торговли

458 914

8.

Объекты общественного питания

58 078

9.

Объекты бытового обслуживания и предоставления услуг населению

99 020

10.

Объекты транспортной инфраструктуры

22 100

11.

Объекты административного назначения

180 176

12.

Объекты жилого назначения (многоквартирные жилые дома)

82 459

13.

Объекты производственного назначения

173 544

14.

Объекты складского назначения

100 147

15.

Объекты сельскохозяйственного назначения

44 941

16.

Наружные установки

30 767

1.3. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного пожарного надзора

На официальном интернет-портале МЧС России (mchs.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются актуализированные перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования пожарной безопасности (далее - обязательные требования), оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного пожарного надзора, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов в разделе "Документы" в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования".

Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.

В соответствии с Правилами формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 128 (далее - Реестр обязательных требований), сведения об обязательных требованиях в области пожарной безопасности внесены МЧС России в указанный реестр. В установленном порядке проводится их актуализация.

1.4. Данные о проведенных мероприятиях по надзору

В целях анализа и принятия управленческих решений по совершенствованию федерального государственного пожарного надзора с начала 2017 года статистическая отчетность о работе органов ГПН осуществлялась в порядке, установленном приказом МЧС России от 08.02.2017 N 43 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России" (далее - приказ МЧС России N 43), с IV квартала 2021 года - в соответствии с приказом МЧС России от 21.12.2022 N 900 "О предоставлении отчетности по деятельности, осуществляемой органами государственного пожарного надзора МЧС России" (далее - приказ МЧС России N 900).

Данные за 9 месяцев 2021 года о результатах осуществления федерального государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора подготовлены на основании форм 1-ГПН и 3-ГПН, установленных приказом МЧС России N 43, за 9 месяцев 2022 года - приказом МЧС России N 900.

1.4.1. Данные о результатах осуществления федерального государственного пожарного надзора

По отчетным данным за 9 месяцев 2022 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 1 678 542 объекта защиты (9 454 объекта - категории чрезвычайно высокого риска, 119 017 объектов - категории высокого риска, 439 172 объекта - категории значительного риска, 292 805 объектов - категории среднего риска и 818 094 объекта - категории умеренного риска), подлежащих плановым контрольным (надзорным) мероприятиям (далее - КНМ).

В 2022 году запланировано проведение 38 131 планового КНМ (за АППГ - 117 365 КНМ, -67,5%).

С учетом установленной процедуры организации, согласования и проведения КНМ за 9 месяцев 2022 года проведены 28 232 КНМ (за АППГ - 81 055 КНМ, -65,2%).

Процент реализации плановых КНМ составил 74,1%.

По результатам проведения плановых КНМ органами ГПН выявлено 194 121 нарушения обязательных требований (АППГ - 471 350 нарушений, -58,8%).

Наряду с этим проведены 41 947 внеплановых выездных КНМ (АППГ - 76 097 внеплановых КНМ, -44,9%), по итогам которых выявлено 93 952 нарушения обязательных требований (АППГ - 202 884 нарушения, -53,7%).

Процент выполнения предписаний органов ГПН, согласно установленным срокам по результатам КНМ, составил - 66,6% (АППГ - 74%).

О неудовлетворительном противопожарном состоянии объектов защиты направлено 25181 информация в органы власти (АППГ - 22 865 информаций, +10,1%), 11 226 информаций - в органы прокуратуры (АППГ - 16 859 информаций, -33,4%).

Всего за отчетный период устранено 191 882 нарушения обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (АППГ - устранено 498 936 нарушений, -61,5%).

Прокурорами принято 3 080 решений о согласовании проведения внеплановых проверок (АППГ - 3 439 решений, -10,4%).

Прокурорами принято 5 362 решения об отказе в согласовании проведения внеплановых проверок (АППГ - 1 587 решений, +273,9%).

1.4.2. Данные об административно-правовой деятельности органов государственного пожарного надзора

Одной из основных задач законодательства об административных правонарушениях является предупреждение административных правонарушений.

Сведения об административно-правовой деятельности органов ГПН на территории Российской Федерации приведены в таблице 2.

Таблица 2

Административно-правовая деятельность органов ГПН

за 9 мес. 2022 года

Наименование показателя

2021 г.

2022 г.

Динамика,

%

Составлено протоколов об административных правонарушениях, ед.

162 746

89 224

-45,2

Назначено государственными инспекторами по пожарному надзору административных наказаний в виде штрафа (кол-во), ед.

58 294

31 889

-45,3

Назначено государственными инспекторами по пожарному надзору административных наказаний в виде штрафа (на сумму), тыс. руб.

927 413,42

548 175,00

-40,9

Назначено государственными инспекторам по пожарному надзору административных наказаний в виде предупреждений по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях (по статьям 6.24, 6.25, 8.32, 11.16, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьям 14.44 - 14.46, 20.4 КоАП Российской Федерации), ед.

86 826

54 538

-37,2

Прекращено государственными инспекторами по пожарному надзору дел об административных правонарушениях, ед.

5 964

2 761

-53,7

Направлено представлений в соответствии со ст. 29.13 КоАП Российской Федерации

69 661

38 022

-45,4

Отменено постановлений о назначении административных наказаний (кол-во), ед.

187

201

+7,5

Отменено постановлений о назначении административных наказаний (на сумму), тыс. руб.

12 214,00

16 081,00

+31,7

Исполнено постановлений о назначении административных наказаний в виде штрафа (кол-во), ед.

44 577

25 275

-43,3

Исполнено постановлений о назначении административных наказаний в виде штрафа (на сумму), тыс. руб.

611 196,69

380 341,00

-37,8

Распределение количества административных наказаний в отношении лиц, допустивших нарушения требований пожарной безопасности на объектах защиты, отнесенных к категориям рисков, за 9 месяцев 2022 года приведено на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение количества административных

наказаний в отношении лиц, допустивших нарушения требований

пожарной безопасности на объектах защиты, отнесенных

к категориям рисков, за 9 месяцев 2022 года

2. Описание текущего развития профилактической деятельности органов государственного пожарного надзора

В соответствии с пунктом 10 Положения о ФГПН полномочия федерального государственного пожарного надзора в МЧС России осуществляют следующие государственные инспекторы по пожарному надзору:

а) заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;

б) заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору - директор ДНПР и его заместители, а также начальник ГУПО, заместитель начальника ГУПО, осуществляющий управление и координацию деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и его заместитель;

в) государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники ДНПР, а также сотрудники ГУПО, осуществляющие управление и координацию деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

г) главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - начальники управлений надзорной деятельности и профилактикой работы главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

д) заместители главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - заместители начальников управлений надзорной деятельности и профилактикой работы главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

е) государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники управлений надзорной деятельности и профилактикой работы главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

ж) главные государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору - начальники структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в структурных подразделениях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, осуществляющие деятельность в границах административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи;

з) заместители главных государственных инспекторов административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору - заместители начальников структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в структурных подразделениях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, осуществляющие деятельность в границах административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи;

и) государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору - сотрудники структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в структурных подразделениях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, осуществляющие деятельность в границах административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи;

к) главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники территориальных отделов (отделений, инспекций) управлений надзорной деятельности и профилактикой работы главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

л) государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники территориальных отделов (отделений, инспекций) управлений надзорной деятельности и профилактикой работы главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

м) главные государственные инспекторы объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору - начальники объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы;

н) заместители главных государственных инспекторов объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору - начальники структурных подразделений объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители;

о) государственные инспекторы объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору - сотрудники структурных подразделений объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

В рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора должностные лица органов ГПН в соответствии с пунктами 12 - 22 Положения о ФГПН имеют право:

а) государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации, государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору, главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, главные государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспекторы объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, главные государственные инспекторы объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители - осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита;

б) главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в подпункте "а", а также имеют право проводить ежегодное обобщение правоприменительной практики.

Государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными выше, а также обеспечивают подготовку доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

Заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, предоставленными государственным инспекторам Российской Федерации по пожарному надзору, а также обеспечивают публичное обсуждение доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору наряду с правами заместителей главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору также имеет право:

а) утверждать доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора;

б) утверждать программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности (далее - Программа профилактики).

Под управлением рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности.

Данные о проведении мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности за 9 месяцев 2022 г. подготовлены на основании формы 1-ГПН, установленной приказом МЧС России N 900, и приведены в таблице 3.

В связи с признанием утратившим силу приказа МЧС России N 43 данные за 9 месяцев 2021 года не приводятся.

Таблица 3

Данные о проведении мероприятий по профилактике рисков

причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

в области пожарной безопасности за 9 месяцев 2022 года

Наименование показателя

Всего

в том числе по категориям риска

чрезвычайно высокого

высокого

значительного

среднего

умеренного

низкого

Осуществлено информирований по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений

366753

38989

46579

61442

35341

38143

146259

в том числе:

на официальном сайте в сети "Интернет"

146898

18103

23400

22942

15698

17380

49375

на телевидении

42403

1838

2002

2340

1615

1951

32657

на радио

141777

15019

15581

29572

14335

14646

52624

в периодической печати

28240

3436

4164

4554

2584

3229

10273

проведено конференций, семинаров (включая формат видео-конференц-связи)

7435

593

1432

2034

1109

937

1330

Осуществлено консультирований по обращениям контролируемых лиц и их представителей

111439

8224

21259

27743

14252

13066

26895

в том числе:

в письменном виде

8711

539

1753

2804

1185

789

1641

по телефону

58424

4682

11158

13030

7133

6924

15497

посредством видео-конференц-связи

558

101

80

231

47

57

42

на личном приеме

43669

2898

8265

11649

5882

5286

9689

Осуществлено консультирований в ходе проведения профилактического визита

113666

4377

34067

59944

8987

3688

2603

Осуществлено консультирований в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия

57516

4030

17063

24057

6958

4173

1235

Проведено обобщений правоприменительной практики органа ГПН

174

27

28

43

45

14

17

Проведено профилактических визитов

119925

4470

38637

60898

10933

3659

1328

в том числе:

в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица

114420

4330

37225

57935

10218

3404

1308

дистанционно посредством аудио- или видеосвязи

5505

140

1412

2963

715

255

20

Объявлено органом ГПН предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности

39482

898

5956

7610

4684

8386

11948

в том числе:

руководителям организаций

30313

862

5442

7122

4058

6787

6042

индивидуальным предпринимателям

2164

12

463

364

445

546

334

гражданам

7005

24

51

124

181

1053

5572

Подано возражений на предостережение контролируемыми лицами

97

6

13

18

9

21

30

Принято органом ГПН возражений на предостережение контролируемых лиц

54

6

13

12

2

10

11

3. Характеристика проблем, на решение которых направлена

Программа профилактики

Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба, порядок учета пожаров и их последствий определяется МЧС России.

Соответствующим подзаконным актом является приказ МЧС России от 21.11.2008 N 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий".

В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности важнейшее значение имеют не просто сведения об общем количестве событий, влекущих причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а непосредственно те события, на которые надзорный орган может влиять и обеспечивать достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией соответствующих рисков.

Статьей 34 Федерального закона N 69-ФЗ также фактически ограничена государственная функция, связанная с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, в отношении жилых помещений жилых домов.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, признаются контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля, за исключением жилых помещений.

В соответствии с положениями Федерального закона N 69-ФЗ предметом федерального государственного пожарного надзора является соблюдение требований пожарной безопасности в конкретных зданиях, помещениях, сооружениях. Преобладающее значение имеют данные о пожарах и их последствиях в соответствующей поднадзорной среде.

Сведения об обстановке с пожарами и их последствиями на поднадзорных объектах отображены на рисунке 2 и в таблице 4.

Рисунок 2. Динамика показателей обстановки с пожарами

и их последствиями в период с 2019 - 2021 годов

Таблица 4

Сравнительные сведения об обстановке с пожарами

и их последствиями на поднадзорных объектах

за 9 месяцев 2021 г. и 9 месяцев 2022 г.

в разрезе субъектов Российской Федерации

N

п\п

Субъект Российской Федерации

9 месяцев 2021 г.

9 месяцев 2022 г.

количество пожаров

погибло людей, чел.

травмировано людей, чел.

количество пожаров

погибло людей, чел.

травмировано людей, чел.

1.

Амурская область

79

1

3

88

0

2

2.

Владимирская область

68

0

3

144

0

4

3.

Еврейская автономная область

6

0

0

21

0

1

4.

Забайкальский край

18

0

0

23

1

2

5.

Калужская область

4

0

0

42

1

1

6.

Карачаево-Черкесская Республика

6

0

5

17

0

0

7.

Магаданская область

2

0

0

52

0

0

8.

Мурманская область

102

0

0

448

0

4

9.

Ненецкий автономный округ

1

0

0

19

0

1

10.

Республика Алтай

16

0

0

14

0

0

11.

Республика Северная Осетия - Алания

2

1

0

28

1

1

12.

Республика Татарстан

204

1

12

296

1

13

13.

Республика Тыва

5

0

1

42

0

2

14.

Республика Бурятия

75

2

2

81

1

1

15.

Ростовская область

191

6

6

168

3

3

16.

Саратовская область

4

0

0

107

1

2

17.

Сахалинская область

120

1

1

95

1

1

18.

Ярославская область

4

0

0

156

0

3

19.

Чеченская Республика

36

0

0

51

0

0

20.

Алтайский край

124

3

3

127

1

2

21.

Архангельская область

173

2

12

182

7

4

22.

Астраханская область

70

0

0

62

0

1

23.

Белгородская область

178

7

9

162

8

9

24.

Брянская область

18

0

0

50

1

3

25.

Волгоградская область

75

6

9

73

1

1

26.

Вологодская область

200

0

5

160

2

5

27.

Воронежская область

103

2

3

89

1

2

28.

г. Москва

1638

11

53

1484

19

58

29.

г. Санкт-Петербург

561

1

20

642

4

7

30.

г. Севастополь

10

0

1

32

0

0

31.

Ивановская область

3

0

0

71

2

7

32.

Иркутская область

281

4

20

259

3

6

33.

Кабардино-Балкарская Республика

28

0

1

38

0

2

34.

Калининградская область

96

0

1

95

0

6

35.

Камчатский край

37

0

0

52

0

1

36.

Кемеровская область - Кузбасс

508

25

50

549

37

62

37.

Кировская область

238

22

23

185

8

8

38.

Костромская область

64

1

3

84

1

2

39.

Красноярский край

323

7

3

360

2

7

40.

Курганская область

51

3

1

48

0

0

41.

Ленинградская область

113

0

0

149

1

3

42.

Липецкая область

187

И

19

182

11

10

43.

Московская область

467

11

8

819

4

24

44.

Новгородская область

35

1

2

50

0

0

45.

Новосибирская область

25

0

0

372

5

10

46.

Омская область

83

1

5

158

0

1

47.

Оренбургская область

171

6

1

166

0

0

48.

Орловская область

72

2

4

69

1

2

49.

Пензенская область

72

1

9

59

4

1

50.

Пермский край

189

6

10

193

2

4

51.

Приморский край

673

5

7

521

1

1

52.

Псковская область

14

3

5

48

0

3

53.

Республика Адыгея

12

0

0

16

0

0

54.

Республика Башкортостан

438

13

27

439

3

26

55.

Республика Дагестан

1

0

0

121

0

4

56.

Республика Ингушетия

0

0

0

17

0

0

57.

Республика Калмыкия

4

0

0

20

1

1

58.

Республика Карелия

21

2

0

85

1

0

59.

Республика Коми

43

2

0

94

2

2

60.

Республика Крым

76

0

0

69

1

1

61.

Марий Эл

27

0

1

44

0

5

62.

Республика Мордовия

12

0

0

40

0

0

63.

Республика Саха (Якутия)

35

2

9

142

3

8

64.

Республика Хакасия

3

0

0

36

0

1

65.

Рязанская область

62

3

12

58

0

2

66.

Самарская область

44

1

2

555

3

9

67.

Свердловская область

171

6

12

258

12

26

68.

Смоленская область

45

0

0

121

0

0

69.

Ставропольский край

75

0

1

114

0

7

70.

Тамбовская область

2

0

1

54

0

2

71.

Тверская область

153

3

4

108

1

5

72.

Томская область

53

1

5

73

0

1

73.

Тульская область

6

0

0

174

4

1

74.

Тюменская область

87

1

1

104

0

9

75.

Удмуртская Республика

106

1

2

94

0

0

76.

Ульяновская область

58

0

2

94

2

9

77.

Хабаровский край

565

1

3

466

1

7

78.

Ханты-Мансийский автономный округ

165

4

10

184

1

9

79.

Челябинская область

316

3

5

325

3

15

80.

Чувашская Республика - Чувашия

25

0

1

72

0

2

81.

Чукотский автономный округ

3

0

0

14

0

6

82.

Ямало-Ненецкий автономный округ

77

7

14

109

1

5

83.

Нижегородская область

153

4

13

212

0

7

84.

Краснодарский край

205

5

3

192

0

3

85.

Курская область

17

0

0

19

1

0

86.

Специальные управления ФПС МЧС России

62

9

6

153

6

6

ВСЕГО по РФ

10945

221

454

14158

182

472

Основной причиной возникновения пожаров в зданиях и сооружениях поднадзорных объектов в 2022 году является неосторожное обращение с огнем. По этой причине произошло 5 985 пожаров (АППГ - 4 712, увеличение на 19,7%), в том числе неосторожность при курении - 2 113 (АППГ - 1 850, увеличение на 14,2%).

Значительное количество пожаров произошло из-за аварийных режимов работы электрических сетей и оборудования - 5 639 пожаров (АППГ - 4 273, увеличение на 31,9%), а также нарушения правил устройства и эксплуатации печного оборудования - 609 (АППГ - 537, увеличение на 13,4%).

Сведения о пожарах и об их последствиях по классам функциональной пожарной опасности поднадзорных объектов защиты в соответствии с их классификацией по функциональной пожарной опасности, установленной статьей 32 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", приведены в таблице 5.

Таблица 5

Сведения о пожарах и об их последствиях по классам

функциональной пожарной опасности поднадзорных

объектов пожаров

Класс функциональной пожарной опасности зданий

Кол-во пожаров,

ед.

Погибло людей,

чел.

Травмировано людей, чел.

Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, здания медицинских организаций, предназначенные для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно)

180

4

14

Ф1.2 - гостиницы, общежития (за исключением общежитий квартирного типа), спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов

213

6

22

Ф1.3 - многоквартирные жилые дома, в том числе общежития квартирного типа

6003

106

219

Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях

78

0

4

Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях

15

0

0

Ф2.3 - здания учреждений театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, цирков, спортивных сооружений с трибунами, библиотек и других учреждений с расчетным числом посадочных мест для посетителей на открытом воздухе

14

0

0

Ф2.4 - здания учреждений, музеев, выставок, танцевальных залов и других подобных учреждений на открытом воздухе

3

0

0

Ф3.1 - здания организаций торговли

1668

5

20

Ф3.2 - здания организаций общественного питания

574

1

8

Ф3.4 - здания медицинских организаций, предназначенные для осуществления медицинской деятельности, за исключением зданий дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, зданий медицинских организаций, предназначенных для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно)

86

0

0

Ф3.5 - помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей

117

1

3

Ф3.6 - физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани

154

0

1

Ф3.7 - объект религиозного назначения

43

0

1

Ф3.3 - вокзалы

8

0

0

Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций

136

0

3

Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования

30

0

0

Ф4.3 - здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов

552

10

25

Ф4.4 - здания пожарных депо

1

0

0

Ф5.1 - производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские, крематории

1660

18

89

Ф5.2 - складские здания, сооружения, стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилища, архивы, складские помещения

793

7

16

Ф5.3 - здания сельскохозяйственного назначения

297

2

7

II. Цели и задачи Программы профилактики

Целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности являются:

стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

Задачами профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности являются:

выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;

создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения пожарной безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;

формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц органов ГПН и подконтрольных субъектов;

повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

III. Перечень профилактических мероприятий, сроки

(периодичность) их проведения

План мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2023 год (далее - План) приведен в приложении к настоящей Программе профилактики.

На основании Плана территориальными органами МЧС России осуществляется подготовка планов мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - план главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации) на 2023 год.

Органами ГПН проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

информирование;

объявление предостережения;

консультирование;

профилактический визит;

обобщение правоприменительной практики.

Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, а также Положением о ФГПН.

1. Информирование

Органы ГПН осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-портале МЧС России (mchs.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации в иных формах.

Органы ГПН размещают и поддерживают в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":

1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного пожарного надзора;

2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного пожарного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу;

3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

4) утвержденные проверочные листы;

5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";

6) перечень критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов надзора к категориям риска;

7) перечень объектов надзора с указанием категории риска;

8) настоящую Программу профилактики;

9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться органом ГПН у контролируемого лица;

10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

11) сведения о порядке досудебного обжалования решений органов ГПН, действий (бездействия) его должностных лиц;

12) доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики органов ГПН;

13) доклад о федеральном государственном пожарном надзоре.

2. Объявление предостережения

При наличии у органа ГПН сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований в области пожарной безопасности, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, орган ГПН объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения.

Возражение на предостережение подается и рассматривается в порядке и сроки, которые установлены пунктом 58 Положения о ФГПН, для жалоб на решения органов государственного пожарного надзора, действий (бездействия) их должностных лиц.

Органы ГПН осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических и надзорных мероприятий.

3. Консультирование

Консультирование осуществляется должностным лицом органа ГПН по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Органы ГПН осуществляют учет консультирований.

Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется в ходе профилактических визитов, а также контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемыми лицами.

Консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей проводится в части разъяснения вопросов, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного пожарного надзора и обеспечения пожарной безопасности, а также разъяснения прав и обязанностей контролируемых лиц.

Консультирование проводится в устной форме, за исключением случаев, когда контролируемое лицо письменно заявляет о направлении ему письменного ответа.

При поступлении 10 однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование может осуществляться посредством размещения на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменных разъяснений, подписанных уполномоченным должностным лицом органа ГПН.

4. Профилактический визит

Профилактический визит проводится должностными лицами органов ГПН в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица.

Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.

Профилактический визит и консультирование могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Проведение обязательных профилактических визитов предусматривается в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, а также в отношении объектов, на которых осуществляется деятельность в сфере дошкольного и общего образования, детских лагерей, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи вне зависимости от присвоенной категории риска не позднее чем в течение одного года с даты получения информации о начале осуществления их деятельности либо вводе объекта в эксплуатацию.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 336) в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.

В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, профилактический визит проводится в том числе в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы.

Срок проведения профилактического визита может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 3 рабочих дней.

Срок проведения профилактического визита, установленный абзацем первым настоящего пункта, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.

Если по результатам такого профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица, выдается предписание об устранении выявленных нарушений. В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу копия указанного предписания направляется в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя контролируемого лица.

В случае принятия контрольным (надзорным) органом решения о проведении в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, профилактического визита, такое профилактическое мероприятие включается в Программу профилактики в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".

5. Обобщение правоприменительной практики

Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:

1) обеспечение единообразных подходов к применению органами ГПН и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;

2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;

3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);

4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;

5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности.

Доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора готовится один раз в год, до 30 апреля года, следующего за отчетным годом.

Соответствующий доклад размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале МЧС России.

Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад органов ГПН о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

IV. Показатели результативности и эффективности

Программы профилактики

В соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона N 248-ФЗ под управлением рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям понимается осуществление профилактических мероприятий и надзорных мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности. Допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба) в рамках вида государственного контроля (надзора) должен закрепляться в ключевых показателях вида контроля.

Соответствующие ключевые показатели деятельности органов ГПН определены Положением о ФГПН.

В связи с особенностями организации и осуществления государственного контроля (надзора), установленными постановлением Правительства Российской Федерации N 336, оценка эффективности профилактических мероприятий, осуществляемых органами ГПН в 2023 году, строится в соответствии с показателями, приведенными в таблице 6.

В качестве количественного показателя оценки Программы профилактики в позиции 1 таблицы 6 используется показатель, полученный в результате статистического наблюдения в порядке, установленном приказом МЧС России от 21.11.2008 N 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий" в период с 2017 - 2021 годов.

Численное значение показателя оценки Программы профилактики позиции 2 таблицы 6 формируется на основании перечня профилактических визитов, сформированного с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов ГПН в 2023 году (раздел 4 приложения к Программе профилактики), и складывающейся оперативной обстановки с пожарами, исходя из общей фактической численности органов ГПН (без учета количества возможных отказов от проведения профилактического визита контролируемым лицом в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ).

Таблица 6

Целевые количественные отчетные показатели оценки

Программы профилактики (по годам)

N п/п

Наименование показателя (индикатора)

Базовый год

План 2023

1.

Сокращение общего количества лиц, погибших и травмированных на пожарах на поднадзорных объектах (по отношению к показателю базового года), процент

2022

Значение

-1,5%

2.

Количество профилактических визитов на 1 инспектора в течение 2023 года в среднем по Российской Федерации не менее, ед.

2023

Значение

44

3.

Количество объявленных предостережений на 1 инспектора в течение 2023 года в среднем по Российской Федерации:

-

-

в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты которых отнесены к категории значительного риска, не менее, ед.

2023

Значение

4

в отношении иных объектов, отнесенных к категории значительного риска, не менее, ед.

2023

Значение

40

4.

Увеличение количества объектов защиты чрезвычайно высокой категории риска, понизивших категорию риска в 2023 г., процент

2022

Значение

+1,5%

5.

Увеличение количества объектов защиты высокой категории риска, понизивших категорию риска в 2023 г., процент

2022

Значение

+1,5%

Численное значение показателя оценки Программы профилактики позиции 3 таблицы 6 формируется, исходя из анализа требований пунктов 11(3) и 11(4) постановления Правительства Российской Федерации N 336, требований статей 49, 60 Федерального закона N 248-ФЗ.

Показатели позиции 4, 5 таблицы 6 формируются по результатам мониторинга формы 1-ГПН "Сведения о результатах осуществления федерального государственного пожарного надзора за выполнением установленных требований пожарной безопасности", утвержденной приказом МЧС России N 900.

Информация о реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2023 год представляется до 15 марта 2024 года в составе ежегодного доклада МЧС России о состоянии федерального государственного пожарного надзора.

Приложение

к Программе профилактики рисков

причинения вреда (ущерба) охраняемым

законом ценностям в области пожарной

безопасности при осуществлении

федерального государственного пожарного

надзора органами государственного

пожарного надзора на 2023 год

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

(УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ОРГАНАМИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА 2023 ГОД

N

п/п

Мероприятия по профилактике правонарушений

Срок (периодичность) проведения

Место реализации

Ответственные подразделения

Пояснения по порядку реализации

1. ИНФОРМИРОВАНИЕ

1.1.

Размещение текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного пожарного надзора

До 30 апреля 2023 г.

Официальный интернет-портал МЧС России

ДНПР

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 (далее - Положение о ФГПН)

1.2.

Размещение сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного пожарного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу

В течение 15 дней после официального опубликования

Официальный интернет-портал МЧС России

ДНПР

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также Положения о ФГПН

1.3.

Размещение перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов

В течение года

Официальный интернет-портал МЧС России, Реестр обязательных требований, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 128 (далее - Реестр обязательных требований)

ДНПР

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ)

1.4.

Размещение утвержденных проверочных листов в формате, допускающем их использование для самообследования

В течение 15 дней после утверждения, принятия решения

Официальный интернет-портал МЧС России, Реестр обязательных требований

ДНПР

В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.

1.5.

Подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований

До 30 апреля 2023 г.

по итогам работы за 2022 год;

при возникновении необходимости - в течение месяца после принятия решения

Официальный интернет-портал МЧС России

ДНПР,

ФГБУ

ВНИИПО

МЧС России (далее - ВНИИПО)

В порядке реализации Федерального закона N 247-ФЗ, а также приказа МЧС России от 25.11.2016 N 630 "Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России" (далее - приказ МЧС России N 630).

Разрабатываются непосредственно или с участием образовательных, научных, и экспертных организаций

1.6.

Размещение перечня критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов надзора к категориям риска

В течение 15 дней после официального опубликования соответствующего нормативного правового акта

Размещение на официальном интернет-портале МЧС России

ДНПР

Размещение соответствующих сведений на официальном интернет-портале МЧС России (mchs.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации

1.7.

Размещение перечня объектов надзора, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска, за исключением сведений, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну

До 30 апреля 2023 г.

Официальный интернет-портал МЧС России

ДНПР

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ

1.8.

Подготовка исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться органом ГПН у контролируемого лица

До 30 апреля 2023 г.

Размещение на официальном интернет-портале МЧС России

ДНПР

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также Положения о ФГПН

1.9.

Подготовка сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований

До 30 апреля 2023 г.

Размещение на официальном интернет-портале МЧС России

ДНПР

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также Положения о ФГПН

1.10.

Размещение сведений о порядке досудебного обжалования решений органов государственного пожарного надзора, действий (бездействия) его должностных лиц

До 30 апреля 2023 г.

Официальный интернет-портал МЧС России

ДНПР

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также Положения о ФГПН

1.11.

Размещения сведений по вопросам соблюдения обязательных требований:

на официальном сайте в сети "Интернет";

в средствах массовой информации:

на телевидении;

на радио;

в периодической печати

Постоянно.

-

ДНПР,

органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

-

1.12.

Проведение конференций, семинаров (включая формат видео-конференц-связи)

Не реже 1 раза в год.

Конкретные мероприятия указываются в планах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

ДНПР, органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

-

2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЙ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1.

Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований должностными лицами органов ГПН при осуществлении федерального государственного пожарного надзора

Постоянно

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ

2.2.

Учет предостережений и возражений контролируемых лиц на предупреждения

Ежеквартально

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

ДНПР, ВНИИПО, органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации приказа МЧС России от 08.02.2017 N 43 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России" (далее - приказ МЧС России N 43).

2.3.

Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности организациям дошкольного, начального и общего образования должностными лицами органов ГПН при осуществлении федерального государственного пожарного надзора

Постоянно

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

На основании анализа нарушений обязательных требований, выявленных в ходе профилактических визитов в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, органами ГПН контролируемым лицам аналогичных объектов надзора, отнесенных к категориям значительного, среднего и умеренного рисков, объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, а также пунктом 11(4) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 336)

2.4.

Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности руководителям иных поднадзорных объектов (кроме организаций дошкольного, начального и общего образования), относящихся к категории значительного риска, должностными лицами органов ГПН при осуществлении федерального государственного пожарного надзора

Постоянно

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

На основании анализа нарушений обязательных требований, выявленных в ходе профилактических визитов и плановых КНМ в отношении иных поднадзорных объектов, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, органами ГПН контролируемым лицам аналогичных объектов надзора, отнесенных к категории значительного риска, объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, пунктом 11(3) постановления Правительства Российской Федерации N 336

2.5.

Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности по итогам рассмотрения обращений граждан и организаций по вопросам нарушения требований пожарной безопасности

Постоянно

-

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ

3. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

3.1.

Проведение устного консультирования по вопросам соблюдения обязательных требований:

Официальный интернет-портал МЧС России, федеральные средства массовой информации, иные способы.

ДНПР,

ВНИИПО

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также Положения о ФГПН

по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического визита,

Постоянно

Официальные интернет-сайты главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, региональные средства массовой информации, иные способы

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год.

В соответствии с планом проведения надзорных мероприятий

в ходе проведения надзорного мероприятия.

3.2.

Проведение письменного консультирования по обращениям контролируемых лиц и их представителей в части разъяснения вопросов, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного пожарного надзора и обеспечением пожарной безопасности, а также разъяснения прав и обязанностей контролируемых лиц

Постоянно по мере поступления обращений.

-

ДНПР, органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также Положения о ФГПН

3.3.

Подготовка письменных разъяснений, подписанных уполномоченным должностным лицом органа государственного пожарного надзора, при поступлении 10 однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей

По мере поступления обращений

Официальный интернет-портал МЧС России

ДНПР

3.4.

Учет консультирований

Ежеквартально.

-

ДНПР, ВНИИПО, органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации приказа МЧС России N 43

4. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ВИЗИТОВ

4.1.

Проведение обязательных профилактических визитов по месту осуществления деятельности контролируемого лица:

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

4.1.1.

в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, Положения о ФГПН, пункта 11(3) постановления Правительства Российской Федерации N 336

4.1.2.

в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, не предусматривающих возможность отказа от его проведения

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, Положения о ФГПН, пункта 11(4) постановления Правительства Российской Федерации N 336

4.1.3.

в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, а также в отношении объектов, на которых осуществляется деятельность в сфере дошкольного и общего образования, детских лагерей, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи вне зависимости от присвоенной категории риска не позднее чем в течение одного года с даты получения информации о начале осуществления их деятельности либо вводе объекта в эксплуатацию

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, Положения о ФГПН

4.1.4.

на основании обращений по инициативе контролируемых лиц, включенных в ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, Положения о ФГПН

4.2.

Проведение профилактических визитов по месту осуществления деятельности контролируемого лица:

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ

4.2.1.

в отношении объектов социальной инфраструктуры, энергетики и транспорта, экономики, критически важных объектов, садоводческих некоммерческих товариществ и т.д., имеющих общую границу с лесными участками и подверженных угрозе перехода на них ландшафтных (природных) пожаров

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ

4.2.2.

в отношении объектов религиозного назначения в период проведения религиозных праздников

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ

4.2.3.

в отношении образовательных организаций всех форм собственности перед началом нового учебного года в период приемочной кампании

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ

4.2.4.

в отношении объектов всех форм собственности отдыха и оздоровления детей в период работы межведомственных комиссий по вопросам организации отдыха и оздоровления детей

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год.

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

4.2.5.

в отношении объектов теплоэнергетики и социальной сферы в рамках подготовки и прохождения отопительного сезона

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ

4.2.6.

в отношении объектов, задействованных в праздновании Новогодних праздников, Праздника Весны и Труда, Дня победы, Дня России, Дня народного единства, выпускных вечеров, а также площадок и территорий для запуска пиротехники

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ

4.2.7.

в отношении объектов временного размещения граждан (пунктов временного размещения)

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ

4.2.8.

в отношении иных объектов надзора

В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год

По месту осуществления деятельности контролируемого лица

Органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ

5. ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

5.1.

Сбор данных об организации и проведении надзорных мероприятий, направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об обжаловании результатов мероприятий по контролю, в том числе в судебном порядке

Ежеквартально

-

ДНПР,

ВНИИПО,

органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации приказа МЧС России N 43

5.2.

Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений

В течение года

-

ДНПР,

ВНИИПО,

органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации приказа МЧС России N 630

5.3.

Проведение анализа обстановки с пожарами и их последствиями.

Ежеквартально.

-

ДНПР, ВНИИПО органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В порядке реализации приказа МЧС России от 26.05.2020 N 363 "Об организации осуществления анализа деятельности территориального органа МЧС России"

5.4.

Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

В течение года

-

ДНПР, ВНИИПО, органы ГПН, указанные в подпунктах "б - г" пункта 4 Положения о ФГПН

В соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ

По мере необходимости

5.5.

Подготовка Доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора

До 30 апреля 2023 г.

(по итогам работы за 2022 год)

-

ДНПР,

ВНИИПО

В порядке реализации приказа МЧС России N 630

5.6.

Размещение Доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора

До 30 апреля 2023 г.

(по итогам работы

за 2022 год)

Официальный интернет-портал МЧС России

ДНПР

В порядке реализации приказа МЧС России N 630

5.7.

Включение результатов обобщения правоприменительной практики в ежегодный доклад МЧС России о состоянии федерального государственного пожарного надзора

До 15 марта 2023 г.

(по итогам работы за 2022 год)

Минэкономразвития России

ДНПР

В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и эффективности такого контроля (надзора)"

Другие документы по теме
"О внесении изменения в план мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года"
<О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2022 N 2847-р>
"О порядке согласования решения о списании федерального недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минсельхозу России организациями"
"О внесении изменений в план мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года"
Ошибка на сайте