Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение ОАО "РЖД" от 18.04.2022 N 1045/р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 апреля 2022 г. N 1045/р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКУМЕНТОВ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ВАГОНОВ

И КОНТЕЙНЕРОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ОАО "РЖД"

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок установления типов технических средств защиты, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД";

Перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД";

Перечень типов запорных устройств (закруток), применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД";

Места, схемы, способы установки технических средств защиты на вагонах и контейнерах, способы снятия технических средств защиты с вагонов и контейнеров, особые требования при установке запорно-пломбировочных устройств на цистерны с опасными грузами и их снятии.

2. Начальникам железных дорог довести до сведения причастных структурных подразделений железных дорог, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и других заинтересованных организаций документы, утвержденные настоящим распоряжением.

3. Признать утратившими силу распоряжения ОАО "РЖД" по перечню согласно приложению.

Первый заместитель

генерального директора ОАО "РЖД"

С.А.КОБЗЕВ

Приложение

к распоряжению ОАО "РЖД"

от 18 апреля 2022 г. N 1045/р

ПЕРЕЧЕНЬ РАСПОРЯЖЕНИЙ ОАО "РЖД", УТРАТИВШИХ СИЛУ

1. Распоряжение ОАО "РЖД" от 25 декабря 2007 г. N 2423р "Об утверждении Порядка установления типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД", и Перечня типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД".

2. Распоряжение ОАО "РЖД" от 4 февраля 2010 г. N 241р "О внесении изменений в Перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 25 декабря 2007 г. N 2423р".

3. Распоряжение ОАО "РЖД" от 29 июня 2010 г. N 1402р "Об утверждении дополнения в Перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД".

4. Распоряжение ОАО "РЖД" от 11 ноября 2014 г. N 2629р "О внесении изменений в Перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 25 декабря 2007 г. N 2423р".

5. Распоряжение ОАО "РЖД" от 13 апреля 2018 г. N 743/р "Об утверждении дополнений в Перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 25 декабря 2007 г. N 2423р".

6. Распоряжение ОАО "РЖД" от 8 июня 2018 г. N 1221/р "Об утверждении дополнений в Перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 25 декабря 2007 г. N 2423р".

7. Распоряжение ОАО "РЖД" от 28 октября 2020 г. N 2369/р "О внесении изменений в распоряжение ОАО "РЖД" от 25 декабря 2007 г. N 2423р".

8. Распоряжение ОАО "РЖД" от 24 мая 2021 г. N 1116/р "О внесении изменений в Перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 25 декабря 2007 г. N 2423р".

9. Распоряжение ОАО "РЖД" от 13 октября 2021 г. N 2198/р "О внесении изменений в Перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД".

10. Распоряжение ОАО "РЖД" от 25 марта 2022 г. N 743/р "О внесении изменений в Перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД".

Утвержден

распоряжением ОАО "РЖД"

от 18 апреля 2022 г. N 1045/р

ПОРЯДОК

УСТАНОВЛЕНИЯ ТИПОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫХ

ДЛЯ ПЛОМБИРОВАНИЯ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ

ГРУЗОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ОАО "РЖД"

I. Установление типов технических средств защиты

1. Порядок установления типов технических средств защиты, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД" (далее - Порядок), регламентирует вопросы, связанные с установлением типов технических средств защиты вагонов и контейнеров от несанкционированного вскрытия и проникновения (далее - ТСЗ), включающих запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ), электронные пломбировочные устройства (далее - ЭПУ) и запорные устройства (закрутки) (далее - ЗУ).

Порядок разработан в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Общими требованиями к применяемым на железнодорожном транспорте для опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным устройствам, утвержденными приказом Минтранса России от 29 мая 2019 г. N 155 (далее - Общие требования к ЗПУ), Техническими требованиями на закрутки, предназначенные для запирания вагонов и контейнеров с грузами, перевозка которых допускается без запорно-пломбировочных устройств, утвержденными МПС России от 14 сентября 1999 г. (далее - Технические требования на закрутки), ГОСТ 31281 "Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования", ГОСТ 31315 "Устройства пломбировочные электронные. Общие технические требования" и распоряжением ОАО "РЖД" от 3 февраля 2022 г. N 209/р "Об определении головной организации по допуску на инфраструктуру ОАО "РЖД" технических средств защиты вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД".

При необходимости внесения изменений в Порядок, Перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД" (далее - Перечень типов ЗПУ), Перечень типов запорных устройств (закруток), применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД" (далее - Перечень типов ЗУ), а также Места, схемы, способы установки технических средств защиты на вагонах и контейнерах, способы снятия технических средств защиты с вагонов и контейнеров, особые требования при установке запорно-пломбировочных устройств на цистерны с опасными грузами и их снятии, АО "НИИАС" на основании решения, принятого комиссией по вопросам применения технических средств защиты для пломбирования вагонов и контейнеров (далее - Комиссия), обеспечивает подготовку и направление в Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД" (далее - ЦФТО) проекта соответствующего распоряжения ОАО "РЖД". ЦФТО обеспечивает согласование проекта распоряжения ОАО "РЖД" с АО "НИИАС" и причастными подразделениями ОАО "РЖД" и последующее направление на подписание.

2. Установление типов ТСЗ, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляется в случае:

допуска к использованию нового типа ТСЗ;

временного ограничения использования допущенного к применению типа ТСЗ;

постоянного ограничения использования допущенного к применению типа ТСЗ.

3. Основными участниками процесса установления типов ТСЗ, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, являются:

АО "НИИАС" - головная организация по допуску на инфраструктуру ОАО "РЖД" ТСЗ (центр компетенции) на основании распоряжения ОАО "РЖД" от 3 февраля 2022 г. N 209/р;

Комиссия;

лицо (завод - изготовитель ТСЗ), направляющее обращение о рассмотрении возможности применения ТСЗ для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД" (далее - Заявитель).

4. С целью рассмотрения допуска к использованию нового типа ТСЗ Заявителем направляется обращение в АО "НИИАС" о включении нового типа ТСЗ в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ.

5. Одновременно с обращением, направляются в АО "НИИАС" образцы ТСЗ, предлагаемые к применению, с нанесенной на них маркировкой, предусмотренной Общими требованиями к ЗПУ, Техническими требованиями на закрутки, а также комплект копий документов на ТСЗ и заполненный "чек-лист" (проверочный лист) по форме согласно приложению к Порядку, заверенные печатью организации и подписью руководителя организации.

6. При необходимости, у Заявителя могут быть запрошены дополнительные документы на ТСЗ, не приведенные в "чек-листе", а также, по согласованию с Заявителем, возможен выездной осмотр производства для подтверждения заявленных возможностей по серийному изготовлению ТСЗ, в целях обеспечения потребности железнодорожных перевозок в ТСЗ.

7. АО "НИИАС" проводит анализ полученного комплекта копий документов (в т.ч. его полноты), конструктивного исполнения ТСЗ, количества образцов и соответствие данных, указанных Заявителем в "чек-листе", и отражает результаты проверки в "чек-листе". Заполненный "чек-лист" хранится в архиве АО "НИИАС".

8. При наличии неполного комплекта копий документов, замечаний к самим документам, конструкции ТСЗ, некорректном заполнении "чек-листа", непередаче образцов ТСЗ согласно "чек-листу", АО "НИИАС" в течение 5 рабочих дней информирует об этом Заявителя.

9. При устранении замечаний Заявителем, АО "НИИАС" проводит повторный анализ документов. В случае устранения замечаний Заявителем, АО "НИИАС" в течение 5 рабочих дней принимает решение о проведении лабораторных испытаний образцов ТСЗ в аккредитованных Росаккредитацией испытательных центрах и лабораториях.

10. Образцы предлагаемых ТСЗ подлежат следующим видам испытаний:

на соответствие конструктивным требованиям (для ТСЗ);

на криминалистическую устойчивость (для ТСЗ);

на пожарную безопасность (для ТСЗ);

на стойкость к воздействию агрессивных и специальных сред (для ТСЗ);

на электромагнитную совместимость (для ЭПУ);

на электробезопасность (для ЭПУ);

на защиту передаваемой информации (криптостойкость) (для ЭПУ).

11. Методики проведения указанных видов испытаний согласовываются Комиссией и утверждаются АО "НИИАС" (за исключением методики проведения испытаний на криминалистическую устойчивость). До утверждения методик испытания проводятся по методам, согласованным АО "НИИАС". При проведении испытаний на криминалистическую устойчивость должен использоваться метод, рекомендованный Комиссией.

12. На основании результатов лабораторных испытаний образцов ТСЗ, а также представленных Заявителем документов на изделие, осмотра производства (при необходимости), АО "НИИАС" в течение 10 рабочих дней с момента получения протоколов испытаний подготавливает заключение о результатах проверки с рекомендациями о возможности/невозможности проведения натурных испытаний ТСЗ.

13. В случае принятия отрицательного решения АО "НИИАС" информирует об этом Заявителя с приложением копии заключения, протоколов лабораторных испытаний, акта проверки производства (при необходимости).

14. При положительном решении, АО "НИИАС" организует проведение заседания Комиссии для определения возможности допуска ТСЗ к проведению натурных испытаний и направляет на рассмотрение членам Комиссии копию заключения и полный комплект документов по результатам проверки (документы на ТСЗ с "чек-листом" (пронумерованные и прошнурованные), протоколы испытаний, акт проверки производства (при необходимости).

15. По итогам заседания Комиссии АО "НИИАС" в течение 7 рабочих дней подготавливает проект протокола и направляет его членам Комиссии на согласование. Копия протокола, согласованного членами Комиссии и подписанного председателем Комиссии, направляется членам Комиссии.

16. При наличии замечаний у членов Комиссии к представленному на рассмотрение комплекту документов, на заседании может быть принято решение о недопуске изделия к проведению натурных испытаний с обоснованием причин. АО "НИИАС" в течение 3 рабочих дней с момента подписания протокола заседания Комиссии информирует об этом Заявителя.

17. В случае устранения несоответствий Заявителем, процесс повторного рассмотрения допуска к использованию ТСЗ проводится в соответствии с пунктами 4 - 16 Порядка.

18. При наличии положительных результатов испытаний, заключения АО "НИИАС" о возможности проведения натурных испытаний ТСЗ и отсутствии замечаний у членов Комиссии к представленным Заявителем документам и заключению АО "НИИАС", по итогам заседания Комиссии принимается решение о проведении натурных испытаний ТСЗ.

19. ЦФТО организует проведение натурных испытаний ТСЗ.

20. В натурных испытаниях принимают участие все члены Комиссии и Заявитель. При невозможности личного присутствия на натурных испытаниях, члены Комиссии представляют в ЦФТО кандидатуры, обладающие необходимыми компетенциями в области применения ТСЗ. Информация о кандидатурах членами Комиссии и Заявителем направляется в ЦФТО не позднее 2 рабочих дней до даты проведения испытаний, если указанная информация не отражена в протоколе заседания Комиссии.

21. Натурные испытания ТСЗ проводят согласно Методике натурных испытаний запорно-пломбировочных устройств и запорных устройств (закруток), утвержденной распоряжением ЦФТО от 28 декабря 2021 г. N ЦФТО-276/р, в условиях, полностью повторяющих условия применения ТСЗ по прямому назначению.

22. Комиссия проводит оценку представленных для испытаний образцов ТСЗ по следующим критериям:

эксплуатационной технологичности ТСЗ в части удобства установки на вагон или контейнер, а также считывания нанесенной на ТСЗ информации;

проверки отсутствия обратного хода троса (для тросовых ТСЗ) или отсутствия сползания втулки со стержня (для стержневых ЗПУ) при попытке их размыкания усилием ручного инструмента бытового и общетехнического назначения;

возможности вскрытия ТСЗ без разрушения и видимых следов воздействия с применением ручных инструментов бытового и общетехнического назначения (лом ручной, монтажка и т.д.), а также специализированного инструмента;

удобства снятия ТСЗ с помощью ножниц (кусачек).

23. По завершению проведения натурных испытаний АО "НИИАС" в течение 3 рабочих дней обеспечивает подготовку проекта акта испытаний и его подписание участниками испытаний, а также направление им подписанной копии акта.

24. По результатам натурных испытаний АО "НИИАС" организует проведение заседания Комиссии с целью рассмотрения результатов испытаний и принятия решения о возможности применения ТСЗ для опломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД", и включения устройства в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ. По итогам заседания Комиссии АО "НИИАС" в течение 7 рабочих дней подготавливает проект протокола и направляет его членам Комиссии на согласование. Копия протокола, согласованного членами Комиссии и подписанного председателем Комиссии, направляется членам Комиссии.

25. При положительном решении Комиссии АО "НИИАС" обеспечивает подготовку и направление в ЦФТО проекта распоряжения ОАО "РЖД" о включении ТСЗ в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ, с указанием информации о типе ТСЗ, модели, конструкции, местах, схемах, способах установки/снятия ТСЗ на/с вагонах/-ов и контейнерах/-ов различных типов, а также об особых требованиях при установке ЗПУ на цистерны с опасными грузами и их снятии. ЦФТО обеспечивает согласование проекта распоряжения ОАО "РЖД" с АО "НИИАС" и причастными подразделениями ОАО "РЖД" и последующее направление на подписание. После подписания распоряжения ОАО "РЖД" ЦФТО обеспечивает размещение актуализированного Перечня типов ЗПУ/Перечня типов ЗУ (с включенным ТСЗ) на официальном сайте ОАО "РЖД" в сети Интернет, а АО "НИИАС" осуществляет информирование Заявителя о включении изделия в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ.

26. При отрицательном решении Комиссии АО "НИИАС" направляет обращение Заявителю с указанием причин отказа от включения ТСЗ в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ.

27. В случае рассмотрения вопроса о включении в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ инновационных ТСЗ (например, ЭПУ), Комиссия вправе назначить проведение эксплуатационных испытаний данных ТСЗ на выделенных полигонах железных дорог ОАО "РЖД" для предварительной оценки функционирования предлагаемого ТСЗ. Эксплуатационные испытания ТСЗ проводятся согласно методике, разработанной АО "НИИАС" и утвержденной ОАО "РЖД". ЦФТО обеспечивает организацию проведения эксплуатационных испытаний ТСЗ. По завершению проведения испытаний АО "НИИАС" в течение 3 рабочих дней обеспечивает подготовку проекта протокола испытаний и его подписание членами Комиссии, а также направление им подписанной копии протокола.

28. По результатам эксплуатационных испытаний АО "НИИАС" организует проведение заседания Комиссии. По итогам заседания Комиссии АО "НИИАС" в течение 7 рабочих дней подготавливает проект протокола и направляет его членам Комиссии на согласование. Копия протокола, согласованного членами Комиссии и подписанного председателем Комиссии, направляется членам Комиссии.

29. АО "НИИАС" обеспечивает контроль проведения заводами-изготовителями периодических испытаний серийно выпускаемых ТСЗ (в части регулярности, полноты испытаний, а также анализа полученных результатов). При наличии замечаний АО "НИИАС" информирует членов Комиссии и организует проведение заседания Комиссии для определения возможности дальнейшего использования ТСЗ. По итогам заседания Комиссии АО "НИИАС" в течение 7 рабочих дней подготавливает проект протокола и направляет его членам Комиссии на согласование. Копия протокола, согласованного членами Комиссии и подписанного председателем Комиссии, направляется членам Комиссии.

30. В случае принятия Комиссией решения об исключении ТСЗ из Перечня типов ЗПУ/Перечня типов ЗУ на основании информации, представленной по результатам контроля проведения периодических испытаний ТСЗ, АО "НИИАС" обеспечивает подготовку и направление в ЦФТО соответствующего проекта распоряжения ОАО "РЖД". ЦФТО обеспечивает согласование проекта распоряжения ОАО "РЖД" с АО "НИИАС" и причастными подразделениями ОАО "РЖД" и последующее направление на подписание. После подписания проекта распоряжения ОАО "РЖД", ЦФТО обеспечивает размещение актуализированного Перечня типов ЗПУ/Перечня типов ЗУ (с исключенным ТСЗ) на официальном сайте ОАО "РЖД" в сети Интернет, а АО "НИИАС" информирует Заявителя об исключении изделия из Перечня типов ЗПУ/Перечня типов ЗУ.

II. Проведение проверок качества технических средств защиты

31. Комиссия вправе организовывать проведение проверок качества ТСЗ, включенных в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ, и их соответствия нормативным правовым актам, нормативным документам, конструкторской документации, стандартам, устанавливающим требования к данным изделиям.

32. Указанные проверки могут проводиться в плановом порядке, а также внепланово.

33. Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:

обращения в ОАО "РЖД" правоохранительных, контролирующих, надзорных органов, железнодорожных администраций государств - участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее - ЖА), прочих организаций, а также обращения самих подразделений ОАО "РЖД" о фактах применения ТСЗ, не соответствующих требованиям, установленным нормативными правовыми актами, стандартами и другими документами;

информация, полученная от подразделений ОАО "РЖД" об увеличении количества несохранных перевозок грузов при применении ТСЗ конкретного типа и модели, выявленных несоответствиях ТСЗ;

иная информация о выявленных несоответствиях при применении ТСЗ.

34. При поступлении указанной информации проводятся внеплановые лабораторные испытания изделий.

35. АО "НИИАС" определяет объем и организует проведение внеплановых лабораторных испытаний изделий в аккредитованной Росаккредитацией испытательной лаборатории. На основании результатов испытаний образцов ТСЗ, АО "НИИАС" в течение 10 рабочих дней после получения протоколов испытаний подготавливает соответствующее заключение с рекомендациями о необходимости/отсутствии необходимости исключения ТСЗ из Перечня типов ЗПУ/Перечня типов ЗУ, организует проведение заседания Комиссии для рассмотрения вопроса о качестве ТСЗ и необходимости их исключения из Перечня типов ЗПУ/Перечня типов ЗУ и направляет на рассмотрение членам Комиссии копию заключения с протоколами испытаний. По итогам заседания Комиссии АО "НИИАС" в течение 7 рабочих дней подготавливает проект протокола и направляет его членам Комиссии на согласование. Копия протокола, согласованного членами Комиссии и подписанного председателем Комиссии, направляется членам Комиссии. В случае принятия Комиссией решения об исключении ТСЗ из Перечня типов ЗПУ/Перечня типов ЗУ, АО "НИИАС" осуществляет порядок действий согласно пункту 30 Порядка.

36. При устранении Заявителем несоответствий (после корректировки технической документации на изделие, обеспечения технологических процессов производства изделий с установленными требованиями) возможно направление повторного обращения в АО "НИИАС" о включении ТСЗ в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ. Процесс рассмотрения включения ТСЗ в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ осуществляется в соответствии с пунктами 4 - 28 Порядка.

37. ТСЗ могут быть исключены из Перечня типов ЗПУ/Перечня типов ЗУ по инициативе Заявителя, на основании соответствующего обращения в АО "НИИАС".

38. В случае внесения изменений в нормативные правовые акты, нормативные документы, стандарты, устанавливающие требования к ТСЗ, АО "НИИАС" осуществляет информирование об этом Заявителя с целью учета вносимых изменений в технической документации на изделие и обеспечения их соблюдения при выполнении технологических процессов производства, а также направления в установленные сроки в АО "НИИАС" откорректированного комплекта копий документов на ТСЗ с заполненным "чек-листом" (в соответствии с приложением к Порядку), образцов ТСЗ в новом исполнении и протоколов лабораторных испытаний (при необходимости).

39. Процесс оценки соответствия ТСЗ (нового исполнения) требованиям актуализированных документов, устанавливающих требования к ТСЗ, осуществляется в соответствии с пунктами 4 - 28 Порядка и должен быть осуществлен до даты введения в действие измененных документов. В противном случае, на основании решения Комиссии применение ТСЗ, не соответствующих актуализированным документам, должно быть временно приостановлено до устранения несоответствий.

III. Рассмотрение возможности применения

запорно-пломбировочных устройств государств - участников

Содружества при перевозке грузов назначением и транзитом

по территории Российской Федерации

40. В случае поступления обращений от ЖА/заводов-изготовителей о согласовании применения нового или модифицированного ЗПУ при перевозке грузов в вагонах и контейнерах назначением и транзитом по территории Российской Федерации, применяется следующий порядок рассмотрения возможности применения ЗПУ в соответствии с Правилами применения запорно-пломбировочных устройств при перевозке грузов в вагонах и контейнерах по железным дорогам государств - участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденными протоколом пятьдесят второго заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 13 - 14 мая 2010 г. (далее - Правила).

41. ЦФТО направляет поступившее от ЖА/завода-изготовителя обращение в АО "НИИАС" (копию в Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (далее - Дирекция Совета)) с приложением образцов ЗПУ (в количестве не менее 5 экземпляров) и инструкций (правил) о порядке применения ЗПУ, утвержденных ЖА.

42. АО "НИИАС" проводит анализ полученных документов, осмотр образцов ЗПУ (в т.ч. осуществляет проверку ЗПУ на соответствие полученным документам, техническим требованиям на ЗПУ в соответствие с приложением N 1 к Правилам) и принимает решение о проведении испытаний образцов ЗПУ на криминалистическую устойчивость в аккредитованных Росаккредитацией испытательных лабораториях.

43. Перечень проверяемых параметров (критериев) при проведении криминалистических испытаний согласовывается Комиссией и направляется АО "НИИАС" в испытательную лабораторию вместе с образцами.

44. С учетом анализа результатов испытаний образцов, полученных документов и осмотра образцов ЗПУ, АО "НИИАС" в течение 5 рабочих дней с момента получения протоколов испытаний подготавливает заключение о результатах проверки с рекомендациями о возможности/невозможности применения ЗПУ назначением и транзитом по территории Российской Федерации, организует проведение заседания Комиссии для определения возможности допуска ЗПУ к применению при перевозке грузов в вагонах и контейнерах назначением и транзитом по территории Российской Федерации, и направляет на рассмотрение членам Комиссии копию заключения, протоколы испытаний и инструкции (правила).

45. При наличии замечаний у членов Комиссии к представленным на рассмотрение документам, на заседании может быть принято решение о недопуске к применению ЗПУ при перевозке грузов в вагонах и контейнерах назначением и транзитом по территории Российской Федерации с обоснованием причин.

46. При наличии положительных результатов испытаний, заключения АО "НИИАС" о возможности применения ЗПУ и отсутствии замечаний у членов Комиссии к представленным документам и заключению АО "НИИАС", по итогам заседания Комиссии принимается решение о допуске к применению ЗПУ.

47. По итогам заседания Комиссии АО "НИИАС" в течение 7 рабочих дней подготавливает проект протокола и направляет его членам Комиссии на согласование. Копия протокола, согласованного членами Комиссии и подписанного председателем Комиссии, направляется в ЦФТО и членам Комиссии. ЦФТО направляет обращение в адрес ЖА/завода-изготовителя (копию в Дирекцию Совета и АО "НИИАС") о принятом решении по допуску/недопуску применения нового или модифицированного ЗПУ при перевозке грузов в вагонах и контейнерах назначением и транзитом по территории Российской Федерации.

48. Принятое по итогам заседания Комиссии решение должно быть направлено ЦФТО в адрес ЖА/завода-изготовителя не позднее 2 месяцев с момента получения образцов ЗПУ.

49. Хранение и учет (оригиналов и копий) всей технической документации на ТСЗ, актов/протоколов всех видов испытаний, заключений, актов проверки производства (при наличии) осуществляет АО "НИИАС".

Приложение

к Порядку установления типов

технических средств защиты,

применяемых для пломбирования вагонов

и контейнеров при перевозках грузов,

осуществляемых ОАО "РЖД"

ПРОВЕРОЧНЫЙ ЛИСТ ("чек-лист")

Дата

Наименование организации Заявителя

Тип, наименование ТСЗ, предлагаемого к включению в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ

Должность, Ф.И.О. руководителя, подпись, печать

N п/п

Перечень необходимых документов

Номер и дата документа

Наименование организации, выдавшей документ

Срок действия документа

Кол-во листов (шт.)

Отметка о наличии документов

(да - 1, нет - 0)

(заполняется АО "НИИАС")

Комментарии (заполняется АО "НИИАС", при необходимости)

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Обращение Заявителя о включении нового типа ТСЗ в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ

-

-

2.

Учтенные копии утвержденной рабочей конструкторской документации (в т.ч. технические условия, сборочный чертеж и спецификация к нему, паспорт, руководство по эксплуатации) в соответствии с ведомостью спецификации, разработанной согласно ГОСТ 2.102 "Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов" (с указанием перечня документов)

3.

Утвержденные Заявителем технические условия на ТСЗ, разработанные в соответствии с ГОСТ 2.114 "Единая система конструкторской документации. Технические условия"

4.

Копии протоколов и актов приемочных, квалификационных и периодических испытаний ТСЗ, проведенных согласно ГОСТ 15.309 "Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения" на соответствие их характеристик значениям, предусмотренным конструкторской документацией, ГОСТ 31281 "Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования", а также другими требованиями, установленными ОАО "РЖД" к данным устройствам (с указанием перечня документов)

5.

Копии документов, подтверждающих принадлежность Заявителю исключительного права или наличие права использования результатов интеллектуальной деятельности в ТСЗ:

патент на изобретение (с приложениями)/патент на полезную модель (с приложениями)/патент на промышленный образец (с приложениями)

Примечание: один или несколько патентов

свидетельство на товарный знак

выписка из реестра федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, подтверждающая предоставление права использования содержащихся в ТСЗ интеллектуальных прав

заключение патентного поверенного о патентной чистоте предлагаемого ТСЗ

гарантии Заявителя об отсутствии на дату обращения в АО "НИИАС" о включении нового типа ТСЗ в Перечень споров в Арбитражных судах, Палате по потенциальным спорам относительно принадлежащей Заявителю интеллектуальной собственности

иное (указать)

6.

Обоснование Заявителя о соответствии конструкции предлагаемых ТСЗ формуле патента.

Примечание: в произвольной форме

7.

Справка (с указанием перечня документов), содержащая:

значения основных параметров;

характеристик ТСЗ;

графическое и фотоизображение ТСЗ (в случае включения ТСЗ в Перечень типов ЗПУ/Перечень типов ЗУ и размещения ТСЗ на официальном сайте ОАО "РЖД" в сети Интернет);

сведения о подтверждении соответствия.

Примечание: в произвольной форме, указываются все имеющиеся на ТСЗ сертификаты, в т.ч. на программное обеспечение (для ЭПУ), материалы, покрытия (для ТСЗ);

договор на утилизацию ЗПУ, заключенный между Заявителем и площадкой утилизации ТСЗ.

Примечание: не требуется в случае рассмотрения возможности включения ЗУ в Перечень типов ЗУ

8.

Копия сертификата соответствия системы менеджмента качества разработки и производства ТСЗ

9.

Пакет документов, подтверждающих возможность серийного производства ТСЗ (фотоматериалы и статистические данные, характеризующие существующие мощности производства ТСЗ, с указанием перечня документов)

10.

Копия протокола/акта/заключения испытаний ТСЗ на соответствие конструктивным требованиям, установленным к данным изделиям (согласно пункту 10 Порядка).

Примечание: из испытательной лаборатории (центра), аккредитованной Росаккредитацией на проведение соответствующих испытаний

11.

Копия протокола/акта/заключения испытаний ТСЗ на криминалистическую устойчивость (согласно пункту 10 Порядка)

12.

Копия протокола/акта/заключения испытаний ТСЗ на пожарную безопасность (согласно пункту 10 Порядка).

Примечание: из испытательной лаборатории (центра), аккредитованной Росаккредитацией на проведение соответствующих испытаний

13.

Копия протокола/акта/заключения испытаний ТСЗ на стойкость к воздействию агрессивных и специальных сред (согласно пункту 10 Порядка).

Примечание: из испытательной лаборатории (центра), аккредитованной Росаккредитацией на проведение соответствующих испытаний

14.

Копия протокола/акта/заключения испытаний ЗПУ (для ЭПУ) на электромагнитную совместимость (согласно пункту 10 Порядка).

Примечание: из испытательной лаборатории (центра), аккредитованной Росаккредитацией на проведение соответствующих испытаний

15.

Копия протокола/акта/заключения испытаний ЗПУ (для ЭПУ) на электробезопасность (согласно пункту 10 Порядка).

Примечание: из испытательной лаборатории (центра), аккредитованной Росаккредитацией на проведение соответствующих испытаний

16.

Копия протокола/акта/заключения испытаний ЗПУ (для ЭПУ) на защиту передаваемой информации (криптостойкость) (согласно пункту 10 Порядка).

Примечание: из испытательной лаборатории (центра), аккредитованной Росаккредитацией на проведение соответствующих испытаний

17.

Копия протокола на подтверждение типа ЗПУ, предусмотренного пунктом 5.2 ГОСТ 31281 "Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования"

18.

Полис страхования ответственности завода-изготовителя ТСЗ перед третьими лицами за качество производимой продукции, а также за последствия, произошедшие в результате некачественно произведенной продукции

19.

Образцы ТСЗ, 50 шт.

Утвержден

распоряжением ОАО "РЖД"

от 18 апреля 2022 г. N 1045/р

ПЕРЕЧЕНЬ

ТИПОВ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ

ДЛЯ ПЛОМБИРОВАНИЯ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ

ГРУЗОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ОАО "РЖД"

1. Настоящий Перечень содержит запорно-пломбировочные устройства без электронной компоненты (далее - ЗПУ) и с электронной компонентой (далее - ЭЗПУ).

2. Для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД", применяются ЗПУ следующих типов:

2.1. Универсальные ЗПУ:

ТЭТРОН;

Блок-Гарант М;

Блок-Гарант 3М;

Спрут-777;

Спрут-777М;

ТП 2800-02;

ТП 50;

СОЮЗ;

ЛАВР С.

2.2. Универсальные ЗПУ ограниченного использования:

ЛаВР-Гарант-2М;

Спрут-Универсал.

2.3. Стержневые ЗПУ:

Клещ-60СЦ;

ЛаВРиК;

ТП 1200-01.

2.4. Специализированные ЗПУ:

Газ-Гарант;

Скат;

Скат универсал;

ТП 350-01;

Мини-Блок;

ОХРА 350.

2.5. ЭЗПУ, допущенные для применения ОАО "РЖД":

ЭЗПУ "Биг Лок" с электронной компонентой "Сириус" и механической компонентой ЗПУ "Спрут-777".

3. В зависимости от своего назначения запорно-пломбировочные устройства применяются для пломбирования следующих типов груженых и порожних грузовых вагонов и контейнеров:

а) универсальные крытые вагоны, специализированные изотермические вагоны (рефрижераторы и вагоны-термосы), крытые вагоны-хопперы для перевозки зерна, минеральных удобрений, цемента и крытые вагоны для перевозки легковых автомобилей - ЗПУ "Тэтрон", "Блок-Гарант М", "Блок-Гарант 3М", "Спрут-777", "Спрут-777М", "ТП 2800-02", "ТП 50", "Союз", "ЛАВР С" и ЭЗПУ "Биг Лок";

б) универсальные цистерны - ЗПУ "Тэтрон", "Блок-Гарант М", "Блок-Гарант 3М", "Спрут-777", "Спрут-777М", "ТП 2800-02", "ТП 50", "Союз", "ЛАВР С" и ЭЗПУ "Биг Лок".

Для пломбирования порожних универсальных цистерн наравне с универсальными ЗПУ допускается применять специализированные ЗПУ - "Газ-Гарант", "Скат", "Скат универсал", "ТП 350-01", "Мини-Блок", "ОХРА 350" за исключением случаев принятия к перевозке порожних цистерн без их очистки и обработки после выгрузки опасных грузов;

в) универсальные цистерны с верхней крышкой загрузочного люка барашкового типа, оборудованной "ограничителем хода" - ЗПУ "ЛаВР-Гарант-2М" и "Спрут-Универсал";

г) универсальные контейнеры - ЗПУ "ТЭТРОН", "Блок-Гарант М", "Блок-Гарант 3М", "Спрут-777", "Спрут-777М", ТП 2800-02", "ТП 50", "Союз", "ЛАВР С", "Клещ-60СЦ", "ЛаВРиК", "ТП 1200-01" и ЭЗПУ "Биг Лок";

д) специализированные контейнеры - ЗПУ "Тэтрон", "Блок-Гарант М", "Блок-Гарант 3М", "Спрут-777", "Спрут-777М", "ТП 2800-02", "ТП 50", "Союз" и ЭЗПУ "Биг Лок";

е) специализированные цистерны для перевозки сжиженных газов, кислот и других химических продуктов в цистернах с диаметром пломбировочного отверстия менее 6 мм, специализированные крытые вагоны-хопперы для перевозки технического углерода - ЗПУ "Газ-Гарант", "Мини-Блок", "ОХРА 350", "Скат", "Скат универсал" и "ТП 350-01".

4. Конструкция ЗПУ приведена в приложении к настоящему Перечню.

5. Универсальные, стержневые, специализированные ЗПУ, универсальные ЗПУ ограниченного использования должны иметь следующие знаки:

буквенное сокращенное наименование перевозчика - РЖД;

буквенный знак русского алфавита и индивидуальный контрольный знак из семи цифр, нанесенные методом ударной маркировки и глубиной шрифта не менее 0,2 мм;

товарный знак предприятия-изготовителя;

последняя цифра года выпуска ЗПУ;

наименование (тип) ЗПУ.

Применение ЗПУ с одинаковыми, а также неясными и неполными контрольными знаками не допускается.

Приложение

к Перечню типов запорно-пломбировочных

устройств, применяемых для пломбирования

вагонов и контейнеров при перевозках

грузов, осуществляемых ОАО "РЖД"

КОНСТРУКЦИИ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ

1. Конструкция универсальных ЗПУ.

1.1. Конструкция ЗПУ "ТЭТРОН" (рис. 1) является моноблочной и состоит из корпуса с блокирующим устройством и каната диаметром 5,2 мм.

Рис. 1. ЗПУ "ТЭТРОН"

Канат может иметь длину 300 или 500 мм. Один конец каната закреплен в корпусе ЗПУ.

1.2. Конструкция ЗПУ "Блок-Гарант М" (рис. 2) состоит из корпуса с запирающим механизмом и каната диаметром 4,7 мм, жестко закрепленного одним концом в корпусе. Канат может иметь длину 300 или 500 мм. В корпусе имеется сквозное отверстие для ввода свободного конца каната.

Рис. 2. ЗПУ "Блок-Гарант М"

1.3. Конструкция ЗПУ "Спрут-777" (рис. 3) является моноблочной и состоит из корпуса с жестко закрепленным в нем отрезком каната диаметром 4,7 мм и размещенного в корпусе стопорного элемента, взаимодействующего с канатом в процессе пломбирования. Канат имеет и длину 300 или 500 мм.

Рис. 3. ЗПУ "Спрут-777"

1.4. Конструкция ЗПУ "Спрут-777М" (рис. 4) является моноблочной, состоящей из корпуса и каната, жестко закрепленного одним концом в корпусе. Канат имеет диаметр 4,7 мм и длину 300 или 500 мм. В корпусе ЗПУ размещен стопорный элемент с отделяемой рукояткой, выполненный в виде винта, который зажимает канат после установки ЗПУ. Направление вращения рукоятки винта обозначено в виде стрелки.

Рис. 4. ЗПУ "Спрут-777М"

1.5. Конструкция ЗПУ "ТП 2800-02" (рис. 5) является моноблочной, состоящей из корпуса с запирающим механизмом и каната, жестко закрепленного одним концом в корпусе. В корпусе имеется сквозное отверстие для ввода свободного конца каната. Канат имеет диаметр 5,2 мм и длину 500 мм.

Рис. 5. ЗПУ "ТП 2800-02"

1.6. Конструкция ЗПУ "ТП 50" (рис. 6) является моноблочной, состоящей из корпуса с запирающим механизмом и каната, жестко закрепленного одним концом в корпусе. В корпусе имеется сквозное отверстие для ввода свободного конца каната. Канат имеет диаметр 5,2 мм и длину 500 мм. Для дополнительной фиксации каната в корпусе предусмотрен винтовой зажим.

Рис. 6. ЗПУ "ТП 50"

1.7. Конструкция ЗПУ "Блок-Гарант 3М" (рис. 7) состоит из корпуса с запирающим механизмом и каната диаметром 4,7 мм, жестко закрепленного одним концом в корпусе. Канат может иметь длину 300 или 500 мм. В корпусе имеется сквозное отверстие для ввода свободного конца каната. Для дополнительной фиксации каната в корпусе предусмотрен винтовой зажим.

Рис. 7. ЗПУ "Блок-Гарант 3М"

1.8. Конструкция ЗПУ "СОЮЗ" является моноблочной (рис. 8), состоящей из корпуса с запирающим механизмом и каната, жестко закрепленного одним концом в корпусе. В корпусе имеется сквозное отверстие для ввода свободного конца каната. Канат имеет диаметр 5,2 мм и длину 500 мм.

Рис. 8. ЗПУ "СОЮЗ"

Запирающее устройство, расположенное внутри корпуса, взаимодействуя со свободным концом гибкого элемента при замыкании ЗПУ, образует неразъемное соединение в виде петли. Наружные стороны корпуса ЗПУ со стороны дна и крышки используются для нанесения маркировки.

Гибкий элемент ЗПУ пропускается через отверстия запорных узлов пломбируемого вагона или контейнера и затем через входное отверстие корпуса ЗПУ, в результате чего образуется неразъемная петля.

1.9. Конструкция ЗПУ "ЛАВР С" является моноблочной, состоит из корпуса с жестко закрепленным в нем отрезком каната диаметром 5.2 мм и размещенного в корпусе стопорного элемента, взаимодействующего с канатом в процессе пломбирования. Свободный конец каната после пломбирования фиксируется в корпусе ЗПУ. Канат имеет длину 500 мм.

Запорно-пломбировочное устройство в разомкнутом состоянии

Запорно-пломбировочное устройство в замкнутом состоянии

Рис. 9. ЗПУ "ЛАВР С"

2. Конструкция универсальных ЗПУ ограниченного использования

2.1. Конструкция ЗПУ "ЛаВР-Гарант-2М" (рис. 10) состоит из гибкой части, корпуса с вмонтированным в него блокирующим устройством. Гибкая часть состоит из каната и пломбы. Канат имеет длину 800 мм и диаметр 5,8 мм.

Рис. 10. ЗПУ "ЛаВР-Гарант-2М"

2.2. Конструкция ЗПУ "Спрут-Универсал" (рис. 11) состоит из стержня и зажима с вмонтированным в него блокирующим устройством. Стержень ЗПУ состоит из каната и контрольной шайбы, жестко закрепленной на одном из его концов. Канат имеет диаметр 5,8 мм и длину 850 мм. На контрольной шайбе и зажиме ЗПУ нанесены идентичные индивидуальные контрольные знаки.

Рис. 11. ЗПУ "Спрут-Универсал"

3. Конструкция стержневых ЗПУ

3.1. Конструкция ЗПУ "Клещ-60СЦ" (рис. 12) состоит из стержня и втулки с блокирующим устройством. На стержне и втулке ЗПУ нанесены идентичные индивидуальные контрольные знаки.

Рис. 12. ЗПУ "Клещ-60СЦ"

3.2. Конструкция ЗПУ "ЛаВРиК" (рис. 13) состоит из корпуса, стержня и предохранительной втулки. Корпус ЗПУ имеет сквозное отверстие. Внутри корпуса размещается блокирующее устройство, закрытое предохранительной пробкой. На головке стержня и корпусе ЗПУ нанесены идентичные индивидуальные контрольные знаки.

Рис. 13. ЗПУ "ЛаВРиК"

3.3. Конструкция ЗПУ "ТП 1200-01" (рис. 14) состоит из стержня и втулки с блокирующим устройством. На стержне и втулке ЗПУ нанесены идентичные индивидуальные контрольные знаки.

Рис. 14. ЗПУ "ТП 1200-01"

4. Конструкция специализированных ЗПУ

4.1. Конструкция ЗПУ "Газ-Гарант" (рис. 15) является моноблочной, состоящей из корпуса, в который вмонтирован канат диаметром 2,2 мм. Канат имеет длину 300 мм. В корпусе имеется сквозное отверстие для ввода свободного конца каната.

Рис. 15. ЗПУ "Газ-Гарант"

4.2. Конструкция ЗПУ "Скат" (рис. 16) является моноблочной, состоящей из корпуса, в который вмонтирован канат диаметром 2,2 мм. Канат имеет длину 300 мм. В корпусе имеется сквозное отверстие для ввода свободного конца каната.

Рис. 16. ЗПУ "Скат

4.3. Конструкция ЗПУ "Скат универсал" (рис. 17) состоит из корпуса, в котором выполнены два продольных сквозных канала, и гибкого охватывающего элемента, один конец которого неразъемно зафиксирован в корпусе, а второй конец в положении окончательной сборки поочередно пропущен через оба сквозных канала с образованием двух петель, одна из которых охватывает проушины узла запирания и расположена между одним из сквозных каналов и заделкой охватывающего элемента в корпусе, а вторая расположена между сквозными каналами. Длина гибкого стержня (каната) - 500 мм, диаметр - 2,2 мм.

Рис. 17. ЗПУ "Скат универсал"

4.4. Конструкция ЗПУ "ТП 350-01" (рис. 18) является моноблочной, состоящей из корпуса с жестко закрепленным в нем отрезком каната диаметром 2,2 мм и размещенного в корпусе стопорного элемента, взаимодействующего с канатом в процессе пломбирования. Канат может иметь длину 300 или 500 мм.

Рис. 18. ЗПУ "ТП 350-01"

4.5. Конструкция ЗПУ "Мини-Блок" (рис. 19) состоит из корпуса с запирающим механизмом и троса, закрепленного одним концом в корпусе. В корпусе имеется сквозное отверстие для ввода свободного конца троса. Длина гибкого стержня (каната) - 500 мм, диаметр - 2,6 мм.

Рис. 19. ЗПУ "Мини-Блок"

4.6. Конструкция ЗПУ "ОХРА 350" (рис. 20) состоит из цилиндрического корпуса с жестко зафиксированным в нем отрезком троса. В корпусе имеется сквозной канал со стороны цилиндрической боковой поверхности для ввода свободного конца троса. Длина гибкого элемента (каната) - 455 мм, диаметр - 2,2 мм.

Рис. 20. ЗПУ "ОХРА 350"

5. Конструкция ЭЗПУ "Биг Лок" (рис. 21) состоит из электронного блока "Сириус" (рис. 22) многократного использования и одноразового механического ЗПУ "Спрут-777" (рис. 3).

Рис. 21. ЭЗПУ "Биг Лок"

Для установки ЭЗПУ "Биг Лок" на запорный узел вагона (контейнера), свободный конец троса пропускается последовательно через проушины узла запирания, отверстие на верхней грани корпуса электронного блока, проходной канал ЗПУ "Спрут-777" и отверстие на нижней грани корпуса электронного блока "Сириус", после чего канат затягивается до образования петли минимального размера.

Снятие ЭЗПУ "Биг Лок" с запорного узла вагона (контейнера) производится путем перерезания троса с помощью тросореза или клещей-кусачек.

Рис. 22. Электронный блок "Сириус"

Корпус электронного блока "Сириус" изготовлен из ударопрочной радиопрозрачной пластмассы. На поверхности корпуса нанесена следующая маркировка:

наименование "Сириус";

товарный знак завода-изготовителя;

индивидуальный номер;

штрих-код.

Электронный блок "Сириус" имеет отверстия для пропуска каната, два на верхней грани корпуса и одно на нижней, а также ложемент, в который устанавливается корпус ЗПУ "Спрут 777". Свободный конец троса перед установкой на узел пломбирования пропускается через одно из отверстий в верхней части корпуса.

Утвержден

распоряжением ОАО "РЖД"

от 18 апреля 2022 г. N 1045/р

ПЕРЕЧЕНЬ

ТИПОВ ЗАПОРНЫХ УСТРОЙСТВ (ЗАКРУТОК), ПРИМЕНЯЕМЫХ

ДЛЯ ПЛОМБИРОВАНИЯ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ

ГРУЗОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ОАО "РЖД"

1. Для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД", применяются запорные устройства (закрутки) (далее - ЗУ) следующих типов:

Закрутка;

ТП 40;

Закрутка-Фал;

Закрутка-Универсал;

Закрутка-Универсал для полувагонов.

2. Конструкция ЗУ приведена в приложении к данному Перечню.

3. ЗУ применяются для пломбирования универсальных крытых, специализированных вагонов, цистерн, контейнеров с грузами, перечень которых утвержден приказом Минтранса России от 29 мая 2019 г. N 155, порожних вагонов и контейнеров после выгрузки из них грузов в случаях, определенных соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

4. На боковой поверхности ЗУ должна быть нанесена следующая информация:

буквенное сокращенное наименование перевозчика - РЖД;

последняя цифра года выпуска;

товарный знак изготовителя;

наименование устройства.

Приложение

к Перечню типов запорных устройств

(закруток), применяемых для пломбирования

вагонов и контейнеров при перевозках

грузов, осуществляемых ОАО "РЖД"

КОНСТРУКЦИИ ЗАПОРНЫХ УСТРОЙСТВ (ЗАКРУТОК)

1. ЗУ "Закрутка" (рис. 1) состоит из стержня, который вмонтирован в корпус, и винта. Гибкая часть стержня - канат диаметром 5,8 мм может иметь длину 300 или 500 мм. В корпусе имеется сквозное отверстие для ввода конца каната и резьбовое отверстие для винта. Место, в котором обламывается винт, обозначено на рисунке буквой А.

Рис. 1. ЗУ "Закрутка"

2. ЗУ "ТП 40" (рис. 2) состоит из корпуса, гибкого элемента - отрезка каната, жестко закрепленного в корпусе, и фиксирующего элемента - рукоятки Г-образной формы. Канат диаметром 5,8 мм может иметь длину 400 мм. В корпусе имеется сквозное отверстие для ввода конца каната и резьбовое отверстие для рукоятки.

Рис. 2. ЗУ "ТП 40"

3. ЗУ "Закрутка-Фал" (рис. 3) состоит из гибкого стального элемента (каната) с металлическим наконечником, блокирующим устройством (корпусом) и стопорного винта. Канат диаметром 5,2 мм может иметь длину 300 или 500 мм. В корпусе имеется сквозное отверстие для ввода конца каната и резьбовое отверстие для стопорного винта. На корпусе размещено словесное обозначение "ЗАКРУТКА-ФАЛ" и информация согласно п. 4 данного Перечня.

Запорное устройство в разомкнутом состоянии

Запорное устройство в замкнутом состоянии

Рис. 3. ЗУ "Закрутка-Фал"

4. ЗУ "Закрутка-Универсал" представляет собой металлическую конструкцию (рис. 4), состоящую из корпуса, в который вмонтирован трос диаметром 6 мм и длиной 500 мм. Корпус имеет сквозное отверстие для ввода конца троса.

Рис. 4. ЗУ "Закрутка-Универсал"

5. ЗУ "Закрутка-Универсал для полувагонов" представляет собой металлическую конструкцию (рис. 5), состоящую из корпуса, в который вмонтирован трос диаметром 6 мм и длиной 500 мм. Корпус имеет сквозное отверстие для ввода конца троса.

Рис. 5. ЗУ "Закрутка-Универсал для полувагонов"

Утверждены

распоряжением ОАО "РЖД"

от 18 апреля 2022 г. N 1045/р

МЕСТА, СХЕМЫ, СПОСОБЫ

УСТАНОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ НА ВАГОНАХ

И КОНТЕЙНЕРАХ, СПОСОБЫ СНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ

С ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ, ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ УСТАНОВКЕ

ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ НА ЦИСТЕРНЫ

С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ И ИХ СНЯТИИ

1. Места установки технических средств защиты вагонов и контейнеров от несанкционированного вскрытия.

Технические средства защиты вагонов и контейнеров от несанкционированного вскрытия (далее - ТСЗ) включают: запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ), электронные пломбировочные устройства и запорные устройства (закрутки) (далее - ЗУ).

Места установки ТСЗ на вагонах и контейнерах различных типов приведены в таблице.

Типы грузовых вагонов и контейнеров

Места установки ТСЗ на вагонах и контейнерах

Универсальный крытый вагон

на накладках дверей с каждой стороны вагона - по одному ТСЗ

Специализированный изотермический вагон (рефрижератор или вагон-термос):

а) постройки Германии (завод Дессау)

на дверях, оборудованных нажимной плитой и рычагом запорного устройства, с каждой стороны вагона - по одному ТСЗ

б) постройки Брянского машиностроительного завода

на дверях, оборудованных нижними ушками для пломбирования с каждой стороны вагона, - по одному ТСЗ

Цистерна

на крышке верхнего загрузочного люка - по одному ТСЗ (за исключением случаев, когда особый порядок пломбирования предусмотрен правилами перевозок отдельных видов грузов или установлен Министерством транспорта Российской Федерации)

Крытый вагон-хоппер для зерна

на узел каждого штурвала разгрузочного люка и штанги, фиксирующей загрузочные люки - по одному ТСЗ

Крытый вагон-хоппер для минеральных удобрений

на узел каждого разгрузочного устройства и штанги, фиксирующей загрузочные люки - по одному ТСЗ

Крытый вагон-хоппер для цемента

на узел каждого штурвала разгрузочного люка и на каждый загрузочный люк - по одному ТСЗ

Специализированный вагон-хоппер для перевозки технического углерода

на крышку каждого загрузочного люка и на узел каждого разгрузочного люка - по одному ТСЗ

Крытый вагон для перевозки легковых автомобилей

на узлах дверей каждой торцевой площадки и переездной площадки - по одному ТСЗ

Универсальный контейнер

на рукоятку, расположенную слева на правой створке двери, закрывающейся последней - по одному ТСЗ

Специализированный контейнер

количество ЗПУ и места их установки определяются грузоотправителем

(для танк-контейнера:

на крышке верхнего люка - по одному ТСЗ, на нижнее сливное устройство - по одному ТСЗ)

Вагоны других типов

на места или узлы, специально предусмотренные для их пломбирования

2. Схемы установки ЗПУ на вагонах и контейнерах.

2.1. Универсальные крытые вагоны

Рис. 1. Схема установки универсального ЗПУ с длиной каната

300 мм на двери универсального крытого вагона

2.2. Специализированные изотермические вагоны (рефрижераторные, вагоны-термосы)

Рис. 2. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 300 мм на двери специализированного изотермического

вагона постройки завода Дессау (Германия)

Рис. 3. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 300 мм на двери специализированного изотермического

вагона постройки Брянского машиностроительного завода

2.3. Крытые вагоны-хопперы для перевозки цемента

Рис. 4. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 300 мм на штурвале разгрузочного люка вагона-хоппера

для перевозки цемента

Рис. 5. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 300 мм на крышке загрузочного люка вагона-хоппера

для перевозки цемента

Рис. 6. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 300 мм на штурвале разгрузочного люка вагона-хоппера

для перевозки цемента модели 19-12-1217 постройки

Рузаевского завода химического машиностроения

Рис. 7. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 300 мм на крышке загрузочного люка вагона-хоппера

для перевозки цемента модели 19-12-1217 постройки

Рузаевского завода химического машиностроения

Рис. 8. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 500 мм на штанге загрузочного люка вагона-хоппера

для перевозки цемента модели 19-12-1217 постройки

Рузаевского завода химического машиностроения

2.4. Крытые вагоны-хопперы для перевозки зерна

Рис. 9. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 300 мм на штанге загрузочного люка вагона-хоппера

для перевозки зерна

Рис. 10. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 300 мм на штурвале разгрузочного люка вагона-хоппера

для перевозки зерна

Рис. 11. Схема установки универсального ЗПУ с длиной каната

300 мм на запорно-блокировочном механизме загрузочного

люка вагона-хоппера для перевозки зерна модели 19-752

2.5. Крытые вагоны-хопперы для перевозки минеральных удобрений

Рис. 12. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 300 мм на разгрузочном люке крытого вагона-хоппера

для перевозки минеральных удобрений

Рис. 13. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 300 мм на штанге загрузочного люка крытого

вагона-хоппера для перевозки минеральных удобрений

2.6. Крытые вагоны для перевозки легковых автомобилей

Рис. 14. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 300 мм на узле переездной площадки крытого вагона

для перевозки автомобилей

Рис. 15. Схема установки универсального ЗПУ

с длиной каната 300 мм на узле торцевой двери крытого вагона

для перевозки автомобилей

2.7. Универсальные цистерны

Рис. 16. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 300 мм на верхней крышке загрузочного люка цистерны

ригельного типа при наличии пломбировочных проушин

Рис. 17. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 500 мм на верхней крышке загрузочного люка цистерны

ригельного типа при отсутствии пломбировочных проушин

Рис. 18. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 300 мм на верхней крышке загрузочного люка цистерны

барашкового типа со специальными пломбировочными проушинами

Рис. 19. Схема установки универсального ЗПУ с длиной

каната 500 мм на верхней крышке загрузочного люка цистерны

барашкового типа при отсутствии пломбировочных

проушин в место одного снятого барашка

Рис. 20. Схема установки универсального ЗПУ с длиной каната

800 и 850 мм на верхней крышке загрузочного люка цистерны

барашкового типа, оборудованной "ограничителем хода"

2.8. Контейнеры

Рис. 21. Схема установки стержневого ЗПУ

на универсальном контейнере

Рис. 22. Схема установки универсального ЗПУ с длиной каната

300 мм на универсальном или специализированном контейнере

Рис. 23. Схема установки универсального ЗПУ с длиной каната

500 мм на нижнее сливное устройство танк-контейнера

Рис. 24. Схема установки специализированного ЗПУ с длиной

каната 500 мм на крышке верхнего люка танк-контейнера

2.9. Специализированные цистерны для перевозки сжиженных газов, кислот и других химических продуктов, имеющих диаметр пломбировочного отверстия колпака сливо-наливной арматуры менее 6 мм

Рис. 25. Схема установки специализированного ЗПУ

с длиной каната 300 мм на колпаке сливо-наливной арматуры

специализированной цистерны

2.10. Специализированные вагоны-хопперы для перевозки технического углерода

Рис. 26. Схема установки специализированного ЗПУ

с длиной каната 300 мм на крышку загрузочного люка

специализированного вагона-хоппера для перевозки

технического углерода

Рис. 27. Схема установки специализированного ЗПУ с длиной

каната 300 мм на узел разгрузочного люка специализированного

вагона-хоппера для перевозки технического углерода

3. Способы установки технических средств защиты на вагонах и контейнерах.

3.1. Установка ТСЗ производится на исправные запорные устройства вагонов или контейнеров.

3.2. При установке универсального или специализированного ЗПУ свободный конец каната пропускается через совмещенные отверстия запорного узла вагона или контейнера, затем - через продольное отверстие в корпусе ЗПУ и затягивается до образования петли минимального размера (рис. 28).

Рис. 28. Способ установки универсального

или специализированного ЗПУ на вагон или контейнер

В случае пломбирования вагона или контейнера ЗПУ "Спрут-777М" рукоятка стопорного винта вращается по часовой стрелке до момента ее отделения от винта. При сборке ЗПУ винт установлен в положение, обеспечивающее свободное прохождение каната через продольное отверстие корпуса ЗПУ. Для блокирования каната рукоятка винта поворачивается на 3 - 4 оборота по часовой стрелке до момента ее отделения от винта (рис. 29).

Рис. 29. Способ установки ЗПУ "Спрут-777М" на вагон

или контейнер

В случае пломбирования вагона или контейнера ЗПУ "Блок-Гарант 3М" или "ТП 50" способ их установки и блокирование каната ручкой с резьбовым концом производятся аналогично установке ЗПУ "Спрут-777М".

3.3. После установки универсального или специализированного ЗПУ на вагон или контейнер проверяется надежность его замыкания попыткой вручную извлечь канат из корпуса. При исправном ЗПУ обратный ход каната исключается.

3.4. При установке универсального ЗПУ на цистерну с крышками загрузочных люков барашкового типа со специальными проушинами свободный конец каната пропускается через совмещенные отверстия проушин крышки люка и горловины цистерны, а затем - через продольное отверстие корпуса ЗПУ и затягивается до образования петли минимального размера.

3.5. Установка универсального ЗПУ на цистерну с крышками загрузочных люков барашкового типа в место одного снятого барашка производится после затяжки семи стяжных болтов путем пропускания свободного конца каната через отверстия в ручке шарнира, во вновь просверленные отверстия в скобе крышки люка цистерны и продольное отверстие корпуса ЗПУ с последующим затягиванием каната до образования петли минимального размера.

3.6. При установке универсального ЗПУ на цистерну с крышками загрузочных люков ригельного типа последовательно пропускается свободный конец каната через отверстие ушка на гайке откидного болта, затем - через отверстие ушка на боковой поверхности ригеля и после - через продольное отверстие корпуса ЗПУ с последующим затягиванием каната до образования петли минимального размера.

3.7. В случае установки универсального ЗПУ на цистерну с крышками загрузочных люков ригельного типа с двумя проушинами свободный конец каната ЗПУ пропускается через отверстие ушка на гайке откидного болта, затем - под ригелем люка с внутренней стороны откидного болта. Корпус ЗПУ размещается между рукоятками гайки откидного болта, свободный конец каната пропускается через продольное отверстие в корпусе ЗПУ и затягивается до образования петли минимального размера.

3.8. При установке универсального ЗПУ на нижнее сливное устройство танк-контейнера последовательно пропускается свободный конец каната через совмещенные отверстия на корпусе и рукоятке устройства, затем - через продольное отверстие корпуса ЗПУ с последующим затягиванием каната до образования петли минимального размера.

3.9. В случае установки специализированного ЗПУ на крышку верхнего люка танк-контейнера предварительно производится затяжка стяжных болтов барашкового типа крышки люка и установка фиксирующего штыря в запорный узел. После чего, свободный конец каната ЗПУ пропускается через отверстие фиксирующего штыря, затем - через продольное отверстие в корпусе ЗПУ и затягивается до образования петли минимального размера.

3.10. При установке стержневого ЗПУ на контейнер стержень ЗПУ вставляется сверху вниз в совмещенные отверстия запорного устройства контейнера. Затем на стержень до упора надевается снизу вверх втулка (корпус) ЗПУ до взаимодействия с фиксирующим механизмом (рис. 30).

Рис. 30. Способ установки стержневого ЗПУ на контейнер

3.11. После установки стержневого ЗПУ на контейнер производится проверка надежности его замыкания попыткой разомкнуть вручную ЗПУ.

3.12. Запирание вагонов и контейнеров ЗУ производится путем пропускания свободного конца каната гибкого стержня в совмещенные отверстия запорного устройства вагона, контейнера, затем в сквозное отверстие корпуса ЗУ. После этого производится затягивание каната до получения петли минимального размера. Запирание (фиксация каната) осуществляется завинчиванием винта в резьбовое отверстие корпуса по часовой стрелке до появления щелчка и свободного проворачивания. Затем винт обламывается (рис. 31).

Рис. 31. Способ установки ЗУ на вагон или контейнер

3.13. После запирания ЗУ производится проверка надежности замыкания попыткой вручную переместить корпус по канату в обратном направлении. При исправном ЗУ обратный ход корпуса относительно каната исключается.

4. Способы снятия технических средств защиты с вагонов и контейнеров.

Снятие стержневых ЗПУ с контейнеров производится путем перекусывания стержня ЗПУ у основания его головки с помощью клещей-кусачек (рис. 32).

Снятие универсальных и специализированных ЗПУ с вагонов и контейнеров осуществляется путем перекусывания или разрезания каната ЗПУ на расстоянии 8 - 10 мм от места заделки каната в корпусе ЗПУ с помощью клещей-кусачек, кусачек или тросореза (рис. 33).

Снятие ЗУ с вагонов и контейнеров производится с помощью клещей-кусачек путем перекусывания хвостовика гибкого стержня вблизи корпуса (рис. 34).

Рис. 32. Способ снятия стержневого ЗПУ с контейнера

Рис. 33. Способ снятия универсального

или специализированного ЗПУ с вагона или контейнера

Рис. 34. Способ снятия ЗУ с вагона или контейнера

Особые требования при установке ЗПУ на цистерны с опасными грузами и их снятии.

Данные требования распространяются также на танк-контейнеры. При этом, функции загрузочного люка цистерны выполняет верхний люк танк-контейнера, а сливного люка цистерны - нижнее сливное устройство танк-контейнера.

Рабочие места, в которых производится установка ЗПУ на цистерны для перевозки опасных грузов и их снятие, должны быть оборудованы освещением во взрывобезопасном исполнении, а также снабжены первичными средствами пожаротушения в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479.

Перед установкой или снятием ЗПУ ликвидируются проливы продукта с поверхности цистерны и насыпи земли вблизи нее.

Перед установкой ЗПУ на цистерну необходимо убедиться:

в отсутствии течи котла цистерны и трещин на крышках загрузочных и сливных люков, а также неисправности запорно-предохранительной и сливоналивной арматуры;

в отсутствии неисправности двух и более стоящих откидных болтов для крепления загрузочного люка колпака цистерны;

в наличии проушины для пломбирования крышки люка, а также уплотнительной прокладки на крышке загрузочного люка цистерны.

В случае выявления указанных неисправностей установка ЗПУ не производится.

Снятие универсальных и специализированных ЗПУ с цистерны осуществляется путем перекусывания каната при помощи искробезопасного инструмента (тросореза, кусачек, ножниц и пр.).

В случае применения для снятия ЗПУ инструмента с рабочими частями из черного металла, последние, а также место перекусывания каната, должны быть обильно смазаны консистентной смазкой, например, тавотом или солидолом, во избежание искрообразования при перекусывании.

При использовании тросореза "Трос-5" следует избегать его падения, а снятие им ЗПУ может проводиться без смазывания рабочих частей тросореза и места перекусывания каната консистентной смазкой.

Другие документы по теме
(ред. от 04.03.2025) <Об утверждении Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов>
(ред. от 23.12.2022) <О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований Росавтодору в 2022 году>
"О внесении изменений в план по разработке проектов приказов Минсельхоза России на 2022 год, утвержденный распоряжением Минсельхоза России от 11 января 2022 г. N 1-р"
"О внесении изменений в план по разработке проектов приказов Минсельхоза России на 2022 год, утвержденный распоряжением Минсельхоза России от 11 января 2022 г. N 1-р"
Ошибка на сайте