Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-76
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 августа 2020 г. N Р-76
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Во исполнение пунктов 18, 20 Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р:
1. Утвердить Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников (далее - Концепция, Система).
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендовать руководствоваться положениями Концепции при внедрении единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников.
3. Департаменту подготовки и профессионального развития педагогических кадров (Милехину А.В.) обеспечить координацию работ по созданию и внедрению Системы. Федеральному государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий" обеспечить организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение внедрения и функционирования в субъектах Российской Федерации единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
В.С.БАСЮК
Утверждена
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 6 августа 2020 г. N Р-76
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
I. Общие положения
Настоящая Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - Концепция, Система, система научно-методического сопровождения) определяет методологические, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности и направления модернизации существующих в системе образования структур и форм научного и методического сопровождения повышения квалификации, а также переподготовки педагогических работников и управленческих кадров в целях развития кадрового потенциала системы образования Российской Федерации.
Концепция разработана в рамках исполнения:
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 2580-р);
федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование".
Понятия, используемые в Концепции:
"национальная система профессионального роста педагогических работников" - система государственных и общественных институтов, обеспечивающих непрерывное профессиональное (педагогическое) образование и профессиональное развитие педагогических работников через согласованные мероприятия по обеспечению доступности качественного образования через повышение уровня квалификации, переподготовку, формирование инфраструктуры и применение инновационных технологий для адресной реализации программ профессионального развития педагогических работников;
"единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогов и управленческих кадров в повышении квалификации, переподготовке, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества;
"единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования" - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников. Портал консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и управленческих кадров и развитию их профессиональных компетенций;
"федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования" - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования, созданный в целях унификации стандартов дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, обеспечения широкого доступа к качественным дополнительным профессиональным образовательным программам, отвечающим современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских обучающихся в международных исследованиях, и диссеминации эффективного опыта субъектов Российской Федерации в этой области;
"субъект научно-методической деятельности" - организация, лицо, уполномоченная(ое) выполнять деятельность по повышению квалификации (переподготовке) педагогических работников и управленческих кадров;
"федеральный центр научно-методического сопровождения" - структурное подразделение образовательной организации высшего образования, осуществляющее научную деятельность с целью изучения и последующего внедрения лучших педагогических практик в образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
"региональная инфраструктура методического сопровождения" - совокупность образовательных организаций и общественных институтов, обеспечивающих педагогическим работникам и управленческим кадрам государственных и муниципальных образовательных организаций институциональную возможность достижения высоких образовательных результатов в рамках профессионального развития, в том числе через реализацию индивидуальной образовательной траектории, соответствующей их профессиональным запросам и потребностям на дальнейший профессиональный и карьерный рост, а также повышение квалификации и переподготовку;
"центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ)" - структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования, либо структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, осуществляющее непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов педагогических работников в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогических работников. ЦНППМ выполняют функцию регионального оператора Системы - координатора региональной инфраструктуры в субъекте Российской Федерации;
"педагогический работник (педагог)" - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (за исключением педагогических работников образовательных организаций высшего профессионального образования);
"управленческие кадры" - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам в данной Концепции относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
"профессиональное (педагогическое) сообщество" - группа педагогических работников, объединенная общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне организации, муниципалитета, региона, страны;
"дополнительная профессиональная программа" - программа повышения квалификации или программа профессиональной переподготовки (далее - программа ДПО);
"профессиональные компетенции" - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
"индивидуальная траектория профессионального развития" - персональный путь педагогического работника в части дополнительного профессионального образования, реализуемый на основе мотивированного выбора образовательных альтернатив по результатам диагностики профессиональных компетенций.
II. Предпосылки и актуальность создания единой
федеральной системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров
Сопровождением профессионального развития педагогических и управленческих кадров традиционно занимались муниципальные методические службы. В настоящее время возрастает необходимость создания единой федеральной научно-методической системы как значимого фактора эффективности образовательных реформ и важного звена, обеспечивающего сопровождение реализации государственной кадровой политики в системе образования Российской Федерации.
Актуальность создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров определяется значимостью профессиональной деятельности педагогов в достижении приоритетных национальных задач и обеспечении повышения качества образования. Поддержка педагога, способного решать задачи национальной образовательной политики, становится возможной только в ситуации построения единой и непрерывной вариативной системы адресного научно-методического сопровождения учителя.
Создание указанной системы должно быть нацелено в том числе, на выполнение поручения Президента Российской Федерации - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Решение этой задачи неразрывно связано с персонифицированным повышением квалификации педагогических работников и управленческих кадров и сопровождением их непрерывного развития на основе выявленных профессиональных дефицитов.
В настоящее время система дополнительного профессионального образования педагогических работников Российской Федерации представлена:
институтами развития образования (преобладающий тип организаций);
институтами повышения квалификации и переподготовки работников образования и управленческих кадров (как в качестве самостоятельных организаций, так и в качестве структурных подразделений в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования);
иными организациями как государственного, так и негосударственного сектора, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным педагогическим программам.
Традиционно организованные по принципу предметных кафедр региональные институты развития образования, институты повышения квалификации и переподготовки работников образования и управленческих кадров и другие организации не в полной мере обеспечивают всесторонний подход к профессиональному развитию педагогов. Наблюдается оторванность содержания курсов повышения квалификации от современного содержания общего образования (например, отсутствие программ по формированию функциональной грамотности и цифровой компетентности). Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ носит безадресный, не персонифицированный характер.
В системе профессионального развития работников образования и управленческих кадров отсутствует инициатива по разработке программ обучения "на опережение" с учетом глобальных вызовов и задач развития системы образования.
По результатам анализа деятельности организаций дополнительного профессионального образования выделен ряд общих проблем, связанных с функционированием системы методической (научно-методической) поддержки педагогических работников и управленческих кадров:
несформированность на территории Российской Федерации единого научно-методического пространства сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
отсутствие единого подхода к организации деятельности методических служб на федеральном и региональном уровнях;
методические службы не выполняют функции ресурсных центров развития муниципальной системы образования, на них, часто, возлагаются организационные и координационные функции;
отсутствие научной составляющей методической поддержки работников образования и связи между научными исследованиями и реальной педагогической практикой;
отсутствие персонифицированности программ ДПО, механизмов формирования персональной траектории профессионального развития педагога с учетом специфики потребностей в профессиональном развитии и дефицитов на разных этапах карьерного цикла педагогической профессии;
отсутствие в содержании программ ДПО ориентации на формирующиеся глобальные вызовы и задачи образования на федеральном уровне;
"сопротивление" педагогов и руководителей образовательных организаций обновлению форм обучения и воспитания, несовершенная система мотивации к участию в инновационной деятельности;
отсутствие согласованной системы повышения квалификации управленческих кадров;
недостатки нормативного правового сопровождения.
Фиксируется ряд противоречий в связи с глобальностью государственных задач по созданию условий для непрерывного профессионального развития педагогов и управленческих кадров и недостатком методических, кадровых и инфраструктурных ресурсов в регионах, а именно:
между повышающейся значимостью электронных и дистанционных форм обучения и неготовностью методических служб сопровождать цифровизацию образования;
между традиционными, устоявшимися формами методической работы и усложнением задач методического сопровождения развития кадров в условиях меняющейся системы образования и внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;
между необходимостью непрерывного образования педагога с опорой на современные исследования в области педагогики и психологии и отсутствием включения результатов современных исследований в процесс методического сопровождения учителей, слабой представленностью организаций высшего (педагогического) образования и среднего профессионального образования в единой системе методического обеспечения профессиональной деятельности современного педагога;
между необходимостью непрерывного образования педагога в условиях изменения требований к его профессиональной деятельности и отсутствием условий эффективного персонифицированного методического обеспечения этого процесса.
Модернизации требует существующая система повышения квалификации: необходимы принципиально новые информационные и методологические ресурсы, новый организационный механизм, реализующий непрерывные форматы повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров.
Отсутствие единого вектора развития деятельности существующих методических структур разного уровня требует организационной и содержательной модернизации, предусматривает серьезное переосмысление управленческой и педагогической деятельности через создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Создание системы научно-методического сопровождения должно осуществляться посредством интеграции ресурсов федерального уровня, а также методических служб регионального, муниципального и институционального уровней, институтов повышения квалификации и развития образования, региональных учебно-методических объединений, ресурсных центров, профессиональных объединений (методических объединений, советов, сообществ, ассоциаций), что будет способствовать аккумуляции и дальнейшему развитию и тиражированию актуальных ресурсов и эффективных педагогических практик. Существует необходимость разработки механизмов интеграции и координации деятельности методических структур, распределения полномочий и функций между ними, создания единой системы оценки эффективности работы методических служб на всех уровнях.
Концепция определяет роль и место Министерства просвещения Российской Федерации (как учредителя федерального оператора), органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, организаций высшего и среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы социально-педагогической направленности, региональных систем повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в системе научно-методического сопровождения.
III. Краткое описание, основные принципы и структура Системы
Система научно-методического сопровождения должна эффективно обеспечивать сопровождение педагогических работников и управленческие кадры в повышении квалификации и непрерывном развитии их профессионального мастерства.
Цель Системы: создание единого научно-методического пространства в сфере повышения квалификации, профессиональной переподготовки и непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
Методологической основой Концепции создания Системы являются следующие подходы:
- системный подход, отражающий связи между структурными элементами и функциональными компонентами Системы;
- личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного образования;
- ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами участников Системы и персональной траекторией профессионального развития педагога и управленческих кадров.
Принципы, лежащие в основе построения Системы:
соответствие деятельности Системы приоритетным задачам в сфере развития образования;
активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
совместное планирование и принятие решений на федеральном и региональном уровнях, т.е. постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников в условиях быстрого развития общества и системы образования;
взаимная ответственность и доверие, т.е. все решения между методическими службами принимаются на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
координация и интеграция деятельности методических служб разного уровня.
В состав Системы входят субъекты научно-методической деятельности на всех уровнях управления системой образования (федеральном, региональном, муниципальном).
Структурные элементы системы научно-методического сопровождения работников образования и управленческих кадров федерального уровня:
1. Федеральный координатор Системы: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Академия Минпросвещения России, федеральный координатор).
Федеральный координатор осуществляет общую координацию работы Системы, разработку механизмов (правовых, финансовых, организационных) обеспечения возможностей для непрерывного и планомерного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с учетом сетевой и иных форм реализации и обновления содержания программ ДПО, новых моделей повышения квалификации. Федеральный координатор обеспечивает взаимодействие с региональными субъектами научно-методического сопровождения работников образования.
Федеральный координатор Системы осуществляет функции Федерального центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, являясь оператором деятельности региональной сети ЦНППМ, разрабатывает показатели эффективности их работы, оказывая методическую, организационную и содержательную поддержку, проводит мониторинг результатов их деятельности. Это позволяет обеспечить максимально быструю апробацию методических рекомендаций, инициатив и практик, предлагаемых федеральным координатором к реализации в ЦНППМ, высокий уровень их экспертизы и надежности.
В части создания единого пространства по сопровождению повышения квалификации и непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров федеральный координатор разрабатывает подходы к обновлению системы подготовки будущих педагогов и переподготовки педагогических и управленческих кадров с учетом перспективных задач и потребностей системы образования, в том числе с учетом глобальной информатизации.
Федеральный координатор является оператором единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования (далее - Портал ДППО), ведет федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее - Федеральный реестр) и осуществляет их сертификацию. Сертификация дополнительных профессиональных программ педагогического образования проводится по результатам профессионально-общественной экспертизы на основе заключений групп экспертов, которые определяются из ведущих в своих областях представителей профессионального педагогического сообщества из субъектов Российской Федерации.
В целях развития ресурса управленческих кадров для системы образования Российской Федерации федеральный координатор разрабатывает подходы к повышению квалификации руководителей (управленческих команд) образовательных организаций во взаимодействии с руководителями региональных и муниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования.
2. Федеральные центры научно-методического сопровождения педагогических работников (далее - федеральные центры) (соответствующие подразделения образовательных организаций высшего (педагогического) образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, а также иных образовательных организаций высшего образования (по согласованию с Минобрнауки России).
Федеральные центры определяются из числа организаций, реализующих программы высшего образования, обладающих собственным потенциалом научного, проектного и методического развития в сфере педагогического образования и смежных областях.
Ключевой задачей федеральных центров является развитие системы педагогического образования за счет проведения прикладных исследований образовательных систем, тиражирования образовательных практик, трансфера научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования и подготовки педагогических работников и управленческих кадров.
Федеральные центры осуществляют функции по разработке, апробации и внедрению:
концептуальных положений и моделей опережающего профессионального развития современного педагога в сетевом формате;
подходов к совершенствованию региональных систем научно-методического сопровождения педагогов с учетом специфики регионов;
вариативных моделей непрерывного педагогического образования, включая среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование, в сетевом формате;
моделей выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи;
диагностических комплексов профессиональных компетенций педагогов.
А также осуществляют функции по:
проведению экспертизы новых педагогических технологий и методических продуктов в целях распространения передовых педагогических практик;
выявлению инновационных педагогических и методических инициатив в практике образования;
участию в экспертизе дополнительных профессиональных программ педагогического образования, стимулированию использования в педагогической практике подтвердивших эффективность методик и технологий.
Структурные элементы системы научно-методического сопровождения регионального уровня:
Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) выступают координаторами региональной инфраструктуры системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - совокупность региональных организаций, имеющих соответствующую лицензию (институты повышения квалификации педагогических работников, муниципальные учреждения дополнительного профессионального образования, образовательные организации среднего профессионального образования по УГС "Образование и педагогические науки", структуры в составе муниципального органа управления образованием или образовательной организации, уполномоченные осуществлять методическое (научно-методическое) сопровождение педагогов), а также лица, ответственные за организацию методической (научно-методической) работы в образовательных организациях, региональные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования.
Региональные учебно-методические объединения, методические советы, методические отделы в региональных (муниципальных) органах власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и иные общественно-профессиональные объединения, ассоциации, комиссии, советы.
Региональные ЦНППМ в 2021 году должны охватить деятельность всех субъектов Российской Федерации и создаваться в качестве структурных подразделений уже существующих организаций региональной инфраструктуры методического сопровождения: институтов развития образования, институтов повышения квалификации, организаций высшего образования.
Региональные ЦНППМ призваны обеспечить:
Взаимодействие с федеральным координатором Системы;
координацию деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
выстраивание единой системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, сопровождение индивидуальных траекторий их развития;
внедрение в процесс профессионального развития педагогических работников программ формирования компетенций с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS);
разработку различных форм адресной поддержки и сопровождения учителей в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
внедрение различных форматов электронного и дистанционного образования;
создание условий для овладения навыками использования современных цифровых технологий;
внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися.
Комплексное сопровождение деятельности ЦНППМ осуществляется через федерального координатора, в том числе посредством их доступа к Порталу ДППО ("личный кабинет" субъекта Российской Федерации).
Сотрудники региональных ЦНППМ проходят обучение на базе федерального координатора - Академии Минпросвещения России.
К деятельности региональных ЦНППМ относится:
работа на Портале ДППО;
реализация программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО;
внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических практик;
стимулирование и методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических работников;
адресная методическая поддержка/консультирование/сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
координация методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров.
Структуры, непосредственно осуществляющие методическую деятельность, создающие условия для профессионального развития педагогов и управленческих кадров, на региональном и муниципальном уровнях:
региональные учебно-методические объединения участвуют в разработке программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;
методические советы участвуют:
в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного профессионального развития работников образования;
в экспертизе дополнительных профессиональных программ педагогического образования, активизируют использование в педагогической практике подтвердивших эффективность методик и технологий.
общественно-профессиональные объединения, включающие педагогов и руководителей образовательных организаций:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников на местах;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
участвуют в экспертизе инновационного содержания, лучших практик, их внедрении и распространении;
реализуют программы наставничества.
Преемственность научно-методического сопровождения, реализуемого на разных уровнях, обеспечивается единством целей и задач Системы. Такой подход позволяет более качественно осуществлять научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров и в целом региональных систем образования.
Таким образом, путем внедрения и развития Системы будет реализовано полноценное и современное методическое обеспечение образовательного процесса и внедрение (передача) методического инструментария в педагогическую практику, в том числе через повышение квалификации учителей и управленческих кадров, в том числе через использование стажировочных площадок.
IV. Основные направления деятельности Системы
на федеральном, региональном и муниципальном уровнях
Основные направления деятельности Системы на федеральном уровне:
разработка единых принципов организации и планирования повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и управленческих кадров во всех субъектах Российской Федерации;
повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников и управленческих кадров по программам из Федерального реестра;
формирование и внедрение федерального банка успешных педагогических практик для их активного тиражирования в системе образования Российской Федерации;
создание и ведение федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования, в том числе организация экспертной деятельности в части экспертизы программ для включения в Федеральный реестр;
планирование и организация повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, а также системная подготовка тьюторов для их дальнейшей работы в региональных ЦНППМ;
организация исследовательской и инновационной деятельности в области дополнительного профессионального образования работников образования и управленческих кадров;
разработка научно-методических рекомендаций по внедрению нового содержания образования и технологий обучения в образовательную практику;
разработка механизмов повышения степени участия молодых людей (обучающихся организаций высшего образования) в обучении школьников;
подготовка и проведение международных научно-практических конференций, форумов, съездов в целях продвижения достижений и ценностей российского образования.
На региональном уровне:
формирование персональных траекторий профессионального развития педагогов и управленческих кадров на основе независимой диагностики профессиональных компетенций;
повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
обеспечение педагогов и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
привлечение в образовательные организации лучших выпускников образовательных организаций высшего (педагогического) образования;
организация профессиональных стажировок (в том числе на базе организаций среднего профессионального (педагогического) образования);
руководство деятельностью инновационных площадок по реализации сетевых проектов.
На муниципальном уровне:
сопровождение персональных траекторий профессионального развития педагогов;
информирование педагогических работников об инновационных формах обучения;
изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогическим работникам;
стимулирование участия педагогических работников в деятельности профессиональных ассоциаций, сопровождение деятельности объединений педагогов, способствующих их профессиональному развитию, с учетом конкретной ситуации в образовательной организации для обеспечения возможности каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень;
организация взаимодействия и взаимообучения работников образования;
помощь педагогам в обобщении и презентации своего опыта работы.
V. Управление Системой и нормативная правовая основа
деятельности Системы
Субъектами управления Системы являются:
Академия Минпросвещения России (федеральный координатор) - общая координация и мониторинг (контроль) работы Системы;
федеральные научно-методические центры - обеспечивают взаимосвязь науки и практики;
региональный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования - постановка стратегических целей и задач развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
ЦНППМ во взаимодействии с другими региональными субъектами научно-методической деятельности - координация региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, реализация плана мероприятий в соответствии со стратегическими целями и задачами.
Нормативно-методическое обеспечение на федеральном уровне требует разработки следующих нормативных правовых документов:
дорожная карта (план) создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, включая план мероприятий по участию образовательных организаций высшего (педагогического) образования;
методические рекомендации по созданию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
методические рекомендации по созданию и функционированию ЦНППМ;
положение о федеральных центрах научно-методического сопровождения педагогических работников;
методические рекомендации внедрения цифровых решений в систему научно-методического сопровождения;
порядок сертификации программ дополнительного профессионального (педагогического) образования для последующего включения в Федеральный реестр.
Нормативно-методическое обеспечение на региональном уровне:
положение о структуре, составе региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (утвержденное актом исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное регулирование в сфере образования);
положение о региональных ЦНППМ;
планы проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений;
регламент сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования и управленческих кадров.
Предметом взаимодействия субъектов Системы является:
реализация сетевых программ дополнительного профессионального образования;
создание федерального реестра программ дополнительного профессионального образования;
реализация научных исследований;
реализация сетевых инновационных проектов;
разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
взаимодействие предметных, межпредметных и метапредметных объединений работников образования различных уровней;
создание цифровых систем для обеспечения непрерывного профессионального развития работников образования и управленческих кадров;
разработка концепций развития региональных (при необходимости - муниципальных) систем образования.
Показатели эффективности деятельности Системы:
1. Доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов (к 2024 году - не менее 30%).
2. Доля педагогических работников и выпускников педагогических вузов, принявших участие в диагностике уровня функциональной грамотности (к 2024 году - не менее 30%), в том числе справившихся с диагностикой на 70% и более (к 2024 году - не менее 15%).
3. Количество управленческих команд, повысивших свою квалификацию (к 2022 году - не менее 200, в том числе не менее 2 в каждом субъекте Российской Федерации).
4. Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы (к 2024 году - не менее 70%).
VI. СХЕМА ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Рисунок (не приводится)