Распоряжение Минприроды России от 22.12.2020 N 37-р
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 декабря 2020 г. N 37-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ УПРАВЛЕНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ
ТЕРРИТОРИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ВЕДЕНИИ
МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях методического обеспечения ведения эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 13.3.4 Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", являющегося приложением N 1 к паспорту федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", утвержденному протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 25 апреля 2019 г. N 2:
1. Утвердить Методические рекомендации по организации эколого-просветительской деятельности федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории (А.И. Григорьев) в месячный срок с момента издания настоящего распоряжения обеспечить его направление в федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Министр
А.А.КОЗЛОВ
Приложение
к распоряжению Минприроды России
от 22.12.2020 N 37-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ УПРАВЛЕНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ
ТЕРРИТОРИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ВЕДЕНИИ
МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по организации эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с Планом реализации федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология" (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21 декабря 2018 г. N 3).
1.2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для оказания методической поддержки федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, находящимися в ведении Минприроды России (далее - ФГБУ ООПТ).
В настоящих Методических рекомендациях сформулированы цели, задачи, основные направления, целевые группы, формы и порядок организации эколого-просветительской деятельности, а также рекомендуемые подходы к оценке эффективности указанной деятельности.
1.3. Основными документами, регулирующими вопросы организации эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ), являются:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";
Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации от 30.04.2012;
Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р;
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р;
Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808;
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203;
ГОСТ Р 56642-2015 Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования;
ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования;
ГОСТ Р ИСО 14063-2007 Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры;
Модельный экологический кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств, принятый постановлениями от 16.11.2006 N 27-8 на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ и от 31.10.2007 N 29-14 на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ;
Методические рекомендации по ведению добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденные распоряжением Минприроды России от 05.02.2020 N 5-р.
1.4. В целях настоящих Методических рекомендаций используются следующие термины и определения:
экологическое просвещение - распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов и экологической безопасности в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе;
эколого-просветительская деятельность - деятельность, осуществляемая с целью экологического просвещения и воспитания населения, а также формирования экологической культуры;
планирование эколого-просветительской деятельности - процесс, направленный на определение и согласование наилучших форм, методов, способов и сроков достижения цели данной деятельности;
комплексная программа - система взаимосвязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В комплексной программе должны быть представлены цели программы, пути и средства решения проблемы;
целевая группа - заинтересованная сторона (стороны), выбранная в качестве актива организации по обмену экологической информацией;
системный подход - подход к ведению эколого-просветительской деятельности как к совокупности взаимосвязанных элементов, имеющий определенную цель, задачи, ресурсное обеспечение, а также предполагающий взаимодействие с различными целевыми группами и организациями;
каналы распространения экологической информации - способы получения экологической информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
добровольческая деятельность в области охраны окружающей среды - деятельность в области охраны окружающей среды и защиты животных, осуществляемая в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг;
научное добровольчество в области охраны окружающей среды - добровольческая деятельность в области охраны окружающей среды и защиты животных, осуществляемая в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг, направленная на содействие научно-исследовательской деятельности на особо охраняемых природных территориях (наблюдение за птицами, участие в сборе и обработке первичных данных с фотоловушек и т.д.);
корпоративное добровольчество в области охраны окружающей среды - добровольческая деятельность организаций в области охраны окружающей среды и защиты животных, осуществляемая в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг по реализации корпоративных природоохранных программ, проектов и мероприятий на особо охраняемых природных территориях;
экологический маршрут - маршрут следования туристов, включающий посещение различных природных ландшафтов и объектов с целью максимального познания природы и ее сохранения;
экологическая тропа - обустроенный маршрут, создаваемый с целью экологического просвещения населения через установленные по маршруту знаки туристской навигации, например информационные стенды.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на заповедники и национальные парки возлагается, в том числе, задача создания условий для познавательного и регулируемого туризма, в рамках которого приоритетным для ООПТ является экологический туризм, под которым на практике понимается деятельность по организации путешествий, включающая все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению.
II. Цели и задачи эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях
2.1. Целями эколого-просветительской деятельности на ООПТ являются:
формирование в обществе понимания современной роли ООПТ в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия, уникальных природных комплектов и объектов, представляющих собой научную, культурную и эстетическую ценность, а также места и роли ООПТ в социально-экономическом развитии регионов;
обеспечение поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимое условие выполнения ООПТ своих природоохранных функций;
формирование позитивного имиджа учреждений, осуществляющих управление ООПТ;
содействие формированию экологической культуры;
развитие системы экологического воспитания и просвещения посредством поддержки идей заповедного дела;
приобщение посетителей особо охраняемых природных территорий (туристов) к природе, включая их стремление к ее сохранению.
2.2. Достижение целей эколого-просветительской деятельности на ООПТ обеспечивается решением следующих задач:
внедрение системного подхода в организацию эколого-просветительской деятельности с учетом лучших отечественных и зарубежных методических подходов по ведению эколого-просветительской деятельности;
участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом эколого-просветительской и добровольческой деятельности с использованием лучшего российского и зарубежного опыта;
разработка и реализация эколого-просветительских программ, ориентированных на различные целевые группы, с использованием современных форм и методов эколого-просветительской деятельности;
стимулирование участия граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий;
вовлечение населения на добровольной основе в практическую природоохранную деятельность;
расширение сотрудничества с государственными учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, образовательными учреждениями, со средствами массовой информации.
III. Организация эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях
3.1. Организация эколого-просветительской деятельности осуществляется, при наличии возможностей, специализированным структурным подразделением ФГБУ ООПТ (далее - структурное подразделение), в функции которого, в том числе, может входить обеспечение развития экологического туризма.
3.2. Наименование структурного подразделения, определение его штата, назначение руководителя структурного подразделения, а также утверждение планов работы структурного подразделения осуществляет директор учреждения в установленном порядке.
3.3. При планировании эколого-просветительской деятельности рекомендовано учитывать результаты мониторинга, характеризующего отношение местного населения к деятельности ФГБУ ООПТ, а также актуальную потребность в развитии определенных направлений и форм эколого-просветительской деятельности.
3.4. Структурное подразделение подготавливает годовой (краткосрочный) план работы, который является составной частью годового плана работ учреждения по основной деятельности, а также комплексную программу (среднесрочную, долгосрочную) эколого-просветительской деятельности учреждения. Пример комплексной программы эколого-просветительской деятельности приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
3.5. При реализации эколого-просветительской деятельности структурное подразделение взаимодействует с другими отделами учреждения, осуществляющего управление ООПТ, обеспечивает общую координацию эколого-просветительской деятельности учреждения.
3.6. Структурное подразделение участвует в разработке и утверждении, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, фирменного стиля и символики учреждения, использует утвержденный фирменный стиль и символику при организации эколого-просветительской деятельности (использование логотипа при изготовлении печатной и иной информационной продукции, использование брендированных элементов одежды при проведении публичных мероприятий и др.).
3.7. Эколого-просветительская деятельность может осуществляться во взаимодействии с государственными, некоммерческими и коммерческими организациями, общественными объединениями, созданными по инициативе местного населения.
3.8. По итогам реализации плана работы структурного подразделения подготавливается отчет о работе в установленном формате, в соответствии с формой годового отчета учреждения по государственному заданию.
3.9. Структурное подразделение формирует банк фото- и видеоматериалов для изготовления издательской, выставочной, сувенирной и иной продукции, популяризирующей деятельность и достижения ФГБУ ООПТ.
3.10. Работники структурного подразделения принимают участие в мероприятиях по повышению квалификации, в том числе в межрегиональных и всероссийских научно-практических семинарах, вебинарах, практикумах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства, стажировках и ознакомительных поездках на российские и зарубежные ООПТ.
3.11. Структурное подразделение при наличии возможностей и в порядке, предусмотренном действующим законодательством о печати, издает самостоятельно или оказывает содействие изданию специализированных газет (бюллетеней) или приложений к издаваемым местным средствам массовой информации. Периодичность таких изданий определяется в каждом конкретном случае с учетом местных условий и возможностей издателя.
IV. Основные целевые группы эколого-просветительской деятельности
4.1. Для достижения максимальной эффективности эколого-просветительской деятельности рекомендуется предусматривать различные формы и методы эколого-просветительской деятельности в зависимости от целевой группы.
4.2. Приоритетными целевыми группами при осуществлении эколого-просветительской деятельности являются:
органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
коммерческие организации;
некоммерческие организации;
средства массовой информации;
молодежь;
обучающиеся образовательных учреждений;
педагогические работники;
местное население, проживающее в границах особо охраняемой природной территории и на прилегающей территории.
Эколого-просветительская деятельность ведется также с широкими слоями населения, включающими представителей различных целевых групп.
V. Приоритетные формы эколого-просветительской деятельности, направленной на различные целевые группы
5.1. Приоритетными формами взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области экологического просвещения рекомендуется считать:
проведение деловых встреч, совещаний, круглых столов, семинаров и форумов с использованием потенциала ООПТ, площадок туристской и эколого-просветительской инфраструктуры ООПТ;
участие в международных мероприятиях и проведении всероссийских мероприятий с целью популяризации системы ООПТ и обмена лучшими природоохранными практиками;
организация фотовыставок, кинопоказов, интерактивных экспозиций с демонстрацией мультимедийной продукции ООПТ;
размещение информационных стендов, фотовыставок, "уголков природы", мультимедийной продукции ООПТ, в том числе в офисах органов государственной власти и органов местного самоуправления, на общественных пространствах;
включение вопросов ведения эколого-просветительской деятельности на ООПТ в региональные ведомственные планы и программы, а также стратегии социально-экономического развития регионов;
вовлечение представителей органов исполнительной и муниципальной власти в разработку и реализацию совместных программ в области экологического просвещения;
подготовку специальных информационных материалов целевого назначения о деятельности учреждения;
проведение мероприятий, направленных на позиционирование учреждений, осуществляющих управление ООПТ в качестве экспертной организации в области охраны природы, по направлениям деятельности учреждения.
5.2. Приоритетными формами экологического просвещения работников коммерческих организаций являются:
разработка и внедрение корпоративных программ по сохранению биологического разнообразия и поддержке ООПТ в зоне влияния коммерческих организаций;
реализация проектных мероприятий и благотворительной деятельности, направленных на сохранение биологического разнообразия и поддержку ООПТ;
реализация добровольческих (волонтерских) проектов и программ в области развития корпоративного добровольчества (волонтерства);
организация и проведение эколого-просветительских мероприятий для работников коммерческих организаций и их семей (деловые игры, квесты, праздники);
организация и проведение эколого-просветительских мероприятий (лекции, мастер-классы, кинопоказы, фотовыставки) на внутрикорпоративных научно-практических и других тематических профессиональных мероприятиях;
тиражирование лучшего опыта взаимодействия ФГБУ ООПТ с коммерческими организациями в формате аналитических обзоров, сборников, статей, лекций и пр.
5.3. Приоритетными формами обеспечения взаимодействия с некоммерческими организациями в области экологического просвещения рекомендуется считать:
участие в организации и проведении совместных массовых природоохранных, эколого-просветительских и добровольческих акций, мероприятий;
участие в организации, проведении и ресурсной поддержке научно-исследовательских работ, учетных и мониторинговых исследований на ООПТ и за их пределами;
осуществление информационного и эколого-просветительского взаимодействия (предоставление информации по направлениям деятельности ООПТ, распространение информации о совместных мероприятиях);
осуществление методического взаимодействия (совместная подготовка и участие специалистов в научно-практических мероприятиях, подготовка методических материалов).
5.4. Приоритетными формами взаимодействия со средствами массовой информации в области экологического просвещения являются:
обеспечение регулярного освещения деятельности ФГБУ ООПТ в СМИ, включая электронные, в том числе посредством подготовки и рассылки пресс-релизов;
формирование информационных поводов, способствующих увеличению количества информационных материалов в федеральных, региональных и местных средствах массовой информации;
содействие увеличению публикаций журналистов по тематике заповедного дела, организации тематических рубрик, колонок в средствах массовой информации;
проведение мероприятий для журналистов (круглых столов, пресс-конференций, пресс-туров), приуроченных к крупным событиям, происходящим на особо охраняемой природной территории или за ее пределами;
проведение конкурсов среди журналистов на лучшие публикации, лучшие информационные материалы об ООПТ;
поддержка пресс-клубов, организация эффективного информационного взаимодействия с профильными ВУЗами с целью содействия развитию экологической журналистики;
обеспечение эффективного взаимодействия пресс-службы ФГБУ ООПТ с пресс-службой Минприроды России.
Особое значение придается взаимодействию с региональными и местными (районными и городскими) средствами массовой информации, в том числе электронными.
5.5. Приоритетными формами экологического просвещения молодежи рекомендуется считать:
участие молодежи в выездных природоохранных и эколого-просветительских мероприятиях, организованных отделом экологического просвещения;
вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность на ООПТ в рамках студенческих практик и научного добровольчества (волонтерства);
стимулирование проектной деятельности молодежи (поддержка и реализация стартапов, проектов, акций и др.) экологической направленности;
организация и проведение молодежных научно-практических мероприятий, в том числе конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов;
организация и проведение конкурсов экологической и природоохранной направленности среди молодежи, в том числе научных, художественных, фото и видео-конкурсов;
организация регулярных встреч молодежи с ведущими учеными, специалистами по охране природы, опытными волонтерами;
организация концертов, фестивалей, праздников и иных событийных экологических мероприятий;
организация и поддержка экологических слетов, клубов друзей, общественных объединений в поддержку ООПТ;
поддержка и организация добровольческих мероприятий;
организация спортивно-оздоровительных мероприятий в поддержку ООПТ;
содействие деятельности дружин охраны природы высших учебных заведений, студенческих отрядов и бригад;
проведение мероприятий в интерактивном формате (диспуты, дебаты, гражданские форумы, брифинги, природоохранные флэш-мобы, ток-шоу, квесты, познавательные и деловые игры, мозговые штурмы);
использование информационных ресурсов в информационно-коммуникационной сети Интернет, социальных медиа и мобильных сервисов (реализация онлайн проектов, ведение тематических групп, блогов) для привлечения молодежной аудитории.
5.6. Приоритетными формами экологического просвещения обучающихся образовательных учреждений рекомендуется считать:
проведение на регулярной основе полевых практик и экспедиций, слетов, лагерей, полевых экологических школ на базе ООПТ;
формирование и проведение экскурсионных и лекционных программ эколого-биологической направленности в поддержку экологического образования, в том числе экскурсий и уроков в музеях природы, на экологических тропах и маршрутах, иных объектах туристской инфраструктуры;
формирование и привлечение к участию в юннатских, творческих и экологических кружках, клубах друзей ООПТ;
организация работы школьных лесничеств, патрулей, школ общественных инспекторов;
создание и проведение экологических квестов, викторин, конкурсов, олимпиад, диктантов по вопросам охраны природы;
проведение научно-практических мероприятий для обучающихся (конференций, семинаров, круглых столов, форумов).
5.7. Приоритетными формами экологического просвещения педагогических работников рекомендуется считать:
организация и проведение научно-практических и методических мероприятий (лекций, конференций, семинаров, круглых столов, форумов);
участие в организации и проведении курсов повышения квалификации;
создание методических рекомендаций по проведению на ООПТ учебных занятий, программ и исследовательских проектов, тиражирование опыта их реализации;
инициация и содействие в проведении тематических уроков и практических занятий с обучающимися, учебных практик и экспедиций на ООПТ;
предоставление образовательным учреждениям справочной и иной специальной литературы, различных дидактических материалов по вопросам заповедного дела;
проведение методических консультаций по проведению эколого-просветительских мероприятий в рамках дополнительного образования;
совместная подготовка методических рекомендаций, учебных пособий, сценариев экологических уроков, лекций, видеофильмов и других информационных материалов по вопросам охраны природы;
проведение конкурсов педагогического мастерства.
5.8. Приоритетными формами экологического просвещения местного населения рекомендуется считать:
проведение групповых и индивидуальных встреч, консультаций, дней открытых дверей для представителей местного населения как на базе ФГБУ ООПТ, так и на базе иной организации в поселениях, находящихся в границах ООПТ и на прилегающих территориях;
публикации на регулярной основе статей, заметок о деятельности ООПТ в местных и региональных средствах массовой информации;
размещение информации на стендах и информационных щитах близлежащих населенных пунктов и населенных пунктах, находящихся в границах ООПТ;
вовлечение местного населения в работу в качестве общественных инспекторов в области охраны окружающей среды, в рамках добровольных общественных природоохранных патрулей;
организация эколого-просветительских мероприятий для местного населения в близлежащих населенных пунктах и населенных пунктах, находящихся в границах ООПТ;
поддержка гражданских инициатив общественных советов (организация и участие в собраниях, дискуссиях, проведение обучающих семинаров и программ, конкурсов гражданских инициатив);
вовлечение местного населения в эколого-ориентированную предпринимательскую деятельность (производство и реализация сувенирной продукции, в том числе продукции народных промыслов, производство и поставка продуктов питания, обслуживание туристских маршрутов, участие в организации эколого-просветительских мероприятий);
участие в проведении местных и региональных праздников с эколого-просветительскими целями.
5.9. Приоритетными формами для обеспечения широкого охвата населения эколого-просветительской деятельностью рекомендуется считать:
организация массовых публичных мероприятий (фестивали, праздники, акции), приуроченных к официальным календарным природоохранным датам (Всемирный день охраны окружающей среды, День заповедников и национальных парков, День работника леса), к праздничным датам, объявленным природоохранными государственными и некоммерческими организациями, в том числе международными (День птиц, День Земли, Международный день биологического разнообразия, Международный день водно-болотных угодий, Всемирный день моря), к юбилеям ООПТ;
регулярная публикация информационных материалов в средствах массовой информации федерального, регионального и местного значения, включая электронные;
организация специальных радио и телепередач, посвященных вопросам охраны окружающей среды;
реализация эколого-просветительских онлайн проектов в информационно-коммуникационной сети "Интернет", в том числе в социальных медиа;
размещение рекламных щитов, баннеров на общественных пространствах;
организация фото- и других выставок природоохранной направленности;
создание и распространение социальной рекламы;
организация семейных форм массовых публичных мероприятий (игры, квесты, конкурсы);
реализация добровольческих (волонтерских) проектов и программ;
проведение мероприятий, нацеленных на развитие групп поддержки особо охраняемых природных территорий ("клубы друзей", неформальные объединения, волонтерские сообщества).
VI. Основные направления эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях
Для реализации задач данных Методических рекомендаций, указанных в пункте 2.2, могут быть реализованы мероприятия по следующим направлениям:
6.1. Проведение массовых эколого-просветительских мероприятий:
массовые акции, фестивали, праздники, в том числе к календарным природоохранным датам, театрализованные представления, уличные шествия, флэшмобы и концерты;
конкурсы природоохранной тематики;
вебинары, конференции, форумы, семинары по основным направлениям деятельности ФГБУ ООПТ, а также лекции и встречи со специалистами особо охраняемой природной территории, в том числе с использованием информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Ведение отчетности по итогам реализации онлайн-мероприятий (конкурсы, фестивали, лекции, мастер-классы) рекомендовано осуществлять по количеству мероприятий и количеству просмотров, где единица просмотра мероприятия приравнивается к единице посещения. К отчету рекомендовано также прилагать материалы СМИ о проведенном мероприятии (при наличии) и фото с экрана компьютера (скриншот) на момент проведения мероприятия. Скриншоты являются надлежащим доказательством лишь в том случае, если на них обозначены дата и время получения информации с сайта в сети Интернет. Учет просмотров при онлайн трансляции рекомендовано осуществлять отдельно от просмотров сохраненной записи.
Формы массовых эколого-просветительских мероприятий могут различаться в зависимости от целевой группы, категории ООПТ и возможностей учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией (в соответствии с уставом учреждения).
Целесообразно привлекать партнеров, заинтересованные организации, деятельность которых не противоречит деятельности ФГБУ ООПТ.
6.2. Создание и функционирование музеев, информационных и визит-центров.
Музеи, в том числе музеи природы, этнографические, краеведческие музеи, информационные и визит-центры рекомендовано создавать на особо охраняемой природной территории, а также на базе различных учреждений и организаций, прежде всего занимающихся экологическим просвещением и образованием, при их согласии. Создание и функционирование музеев, информационных и визит-центров рекомендовано осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и в тесном взаимодействии с научным отделом и другими структурными подразделениями ФГБУ ООПТ. Возможность и необходимость привлечения экспертов и консультантов из числа сотрудников иных подразделений и других сторонних организаций для участия в разработке концепции данных инфраструктурных объектов определяется директором ФГБУ ООПТ.
Составными частями проектирования экспозиций могут являться: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи и содержание экспозиции, художественное проектирование, обеспечивающее эстетическую привлекательность экспозиции, техническое и рабочее проектирование, обозначающее место каждого экспоната и текстового сопровождения, использование необходимых технических средств демонстрации.
6.2.1. Деятельность музея может включать:
выявление, собирание, хранение, изучение, публикацию музейных предметов и музейных коллекций, обеспечение доступа к ним граждан и популяризацию указанных объектов;
организацию работы с музейными фондами, включая первичный учет, первичную регистрацию, каталогизацию и актуализацию музейных предметов и коллекций, пополнение и формирование экспозиций с учетом современных теоретических и практических разработок в области музейного дела;
ведение работы с посетителями, используя и совершенствуя современные формы и методы музейной работы, в том числе ведение экскурсионной деятельности.
6.2.2. В состав единых комплексов музеев могут быть включены расположенные на особо охраняемых природных территориях и за их пределами демонстрационные вольеры с животными, "живые уголки", коллекции живых растений, иные экспозиции "под открытым небом", включая историко-архитектурные и этнографические объекты, управление которыми осуществляет ФГБУ ООПТ.
6.2.3. Визит-центры - это стационарные объекты туристской индустрии, где посетители должны иметь возможность получить в наглядной и доступной форме информацию об ООПТ, ее основных достопримечательностях, условиях ее посещения, возможностях для волонтерской деятельности, а также сопутствующие услуги - запись на экскурсии, приобретение информационной и сувенирной продукции и другое. В визит-центре могут быть созданы постоянные и временные экспозиции, осуществляться демонстрация кино- и видеофильмов об ООПТ, лекционная и иные формы эколого-просветительской деятельности.
6.2.4. Информационный центр - постоянный или временно действующий объект туристской индустрии, осуществляющий информационное обслуживание населения по вопросам деятельности ООПТ. Основной функцией информационного центра является обеспечение посетителей информацией о режиме, условиях посещения, предоставляемых эколого-просветительских и туристских услугах, актуальных сведениях о деятельности учреждения. Информационные центры могут располагаться как на ООПТ, за пределами ООПТ, а так в иных учреждениях и организациях.
6.3. Организация и ведение выставочно-экспозиционной деятельности.
Структурное подразделение осуществляет подготовку и реализацию стационарных, временных и передвижных экспозиций и выставок (фото-стенды, фотовыставки, выставки художественных работ, поделок).
Выставочные экспозиции могут быть размещены как на базе инфраструктурных объектов ООПТ, так и в различных организациях и учреждениях (библиотеках, образовательных учреждениях, кинотеатрах, торговых центрах, залах ожидания железнодорожных и автовокзалов, аэропортах, административных зданиях органов государственной власти и местного самоуправления, офисах некоммерческих и коммерческих организаций, в рамках форумов, конференций).
Основными принципами осуществления выставочно-экспозиционной деятельности являются:
обеспечение научной достоверности информации;
соблюдение правильного соотношения визуальных и текстовых форм подачи информации;
обеспечение эстетической привлекательности экспозиции;
включение регионального компонента;
отражение исторического контекста создания ООПТ;
применение интерактивных методов экологического просвещения;
обеспечение доступности информации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей посетителей;
применение метода интерпретации природного и историко-культурного наследия;
использование современных информационно-коммуникационных технологий (интерактивные панели, сенсорные киоски, экраны, интерактивные книги).
6.4. Изготовление информационно-просветительской и сувенирной продукции.
К информационно-просветительской продукции относятся: информационные буклеты, плакаты, листовки, брошюры, фотоальбомы, наборы открыток, календари и иные формы печатной продукции с изображением символики ООПТ, природных комплексов, объектов животного и растительного мира ООПТ, а также объекты историко-культурного наследия, ландшафтные особенности территории.
К сувенирным видам продукции относятся: значки, предметы одежды, аксессуары, канцелярские принадлежности, предметы интерьера с изображением символики ООПТ, природных комплексов, объектов животного и растительного мира ООПТ.
Отдельным видом информационно-просветительской продукции является аудио-, кино- и видеопродукция.
Производство кино- и видеопродукции рекомендуется осуществлять с учетом следующих условий:
все виды кино- и видеосъемок должны проводиться только методами, не вызывающими беспокойство животных и в соответствии с установленным режимом особой охраны;
аудио-, кино- и видеопродукция создается работниками ФГБУ ООПТ, сторонними специалистами и съемочными группами в установленном порядке. Для производства съемок (за исключением любительских) на территории ООПТ юридическим и физическим лицам рекомендовано получить письменное разрешение от ФГБУ ООПТ.
6.5. Взаимодействие со средствами массовой информации, в том числе с использованием ресурсов информационно-коммуникационной сети "Интернет", социальных медиа, мобильных сервисов.
6.5.1. Структурному подразделению рекомендуется обеспечить регулярное размещение эколого-просветительских и информационных материалов с использованием различных средств массовой информации (далее - СМИ): периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы. Особое внимание следует уделять размещению информации в региональных и местных СМИ.
Для эффективного взаимодействия со СМИ учреждению рекомендуется определить должностное лицо для осуществления взаимодействия со СМИ.
6.5.2. Отделу экологического просвещения рекомендуется на постоянной основе вести интернет-сайт учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией.
Интернет-сайт - комплекс цифровых и электронных документов, объединенных общим адресом, оформлением и авторством, размещенный учреждением в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и обеспечивающий доступ граждан и организаций к информации о деятельности соответствующего федерального государственного учреждения.
Создание Интернет-сайта рекомендовано осуществлять с учетом специфики ООПТ и учреждения, осуществляющего управление ООПТ, в том числе рекомендуется предусмотреть наличие следующих сведений:
официальные данные об ООПТ: наименование, официальные реквизиты, данные правоустанавливающего документа о создании ООПТ, текст положения, сведения о площади и границах, о международных статусах территории, информацию о руководстве и сотрудниках;
информацию о природных и культурных особенностях ООПТ: о физико-географических условиях, объектах растительного и животного мира, состоянии экосистем, историко-культурном потенциале;
информацию о деятельности учреждения, включая ленту новостей, а также библиотеку изданий учреждения;
информацию о партнерах учреждения;
информацию для посетителей о возможностях и условиях посещения, экологических тропах и маршрутах, музеях и визит-центрах, иных рекомендуемых объектах для посещения, правилах поведения для посетителей, проектах и программах эколого-просветительской деятельности, информацию об издаваемой печатной продукции, а также общую информацию об услугах, оказываемых учреждением.
Рекомендуется создание отдельного раздела, посвященного развитию добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ.
6.6. Организация и ведение экскурсионной деятельности.
Экскурсионная деятельность на ООПТ является частью деятельности по развитию экологического туризма и осуществляется с целью экологического просвещения на специально выделенных участках особо охраняемых природных территорий, в границах которых допускается проведение экскурсий. Экскурсии проводятся также на экологических маршрутах и тропах, на других объектах туристской инфраструктуры ООПТ и за ее пределами.
Экскурсии могут быть общими познавательными, а также различаться по тематике и форме проведения (историко-краеведческие, исследовательские, событийные, анимационные).
Разработку методики проведения экскурсий, составление "портфеля экскурсовода", а также комплексную разработку экскурсионного продукта рекомендовано осуществлять во взаимодействии со специалистами других структурных подразделений учреждения, а также со специалистами профильных организаций.
6.6.1. Экскурсионная деятельность осуществляется в соответствии со строгим соблюдением следующих правил и требований:
соблюдение установленного режима особой охраны территории;
недопущение деградации природных комплексов и объектов;
обеспечение безопасности посетителей.
6.6.2. Вопросы регламентации экскурсионной деятельности, установление правил пребывания на экологических маршрутах и тропах, а также установление лимитов посещения могут быть утверждены директором ФГБУ ООПТ с учетом установленного режима охраны ООПТ.
6.6.3. С целью формирования комфортной, безопасной и информационно-емкой туристской среды рекомендуется:
разработать, внедрить и развивать единую унифицированную систему туристской навигации на ООПТ;
разработать общие требования безопасности к туристским маршрутам, в особенности к маршрутам, реализуемым в рамках детского туризма и инклюзивного туризма;
разработать информационные материалы об экологических тропах и маршрутах, включая правила поведения на них, обеспечить распространение указанной информации посредством размещения на сайте учреждения, на информационных аншлагах и стендах, путем создания путеводителей, мобильных приложений;
обеспечить прохождение аттестации работников структурного подразделения для ведения экскурсионной деятельности, согласно требованиям профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)" (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 539н "Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)" (зарегистрирован Минюстом России 01.09.2014 N 33924);
разрабатывать интерактивные экскурсии для разных целевых групп и проводить обучение сотрудников, в том числе внештатных гидов-экскурсоводов, работающих как на ООПТ, так и на прилегающей территории за пределами ООПТ;
обеспечивать проведение добровольной сертификации экологических маршрутов и экологических троп в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56642-2015 и иными системами добровольной сертификации, в том числе международной.
6.7. Организация и содействие развитию добровольческой (волонтерской) деятельности.
Добровольческая деятельность на ООПТ является формой эколого-просветительской деятельности и предусматривает вовлечение широких кругов населения в практическую деятельность в области охраны окружающей среды.
Организация добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ регламентируется Федеральным законом от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и Методическими рекомендациями по ведению добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, утвержденными распоряжением Минприроды России от 05.02.2020 N 5-р.
VII. Оценка эффективности эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях
7.1. При оценке эффективности эколого-просветительской деятельности ФГБУ ООПТ могут быть использованы как количественные, так и качественные показатели.
7.2. К количественным показателям рекомендуется относить следующие показатели с учетом роста каждого показателя по отношению к предыдущему отчетному периоду:
количество проведенных эколого-просветительских и добровольческих мероприятий по их формам и видам;
количество участников эколого-просветительских и добровольческих мероприятий по целевым группам;
количество реализованных эколого-просветительских и добровольческих проектов (комплекс мероприятий, направленный на достижение определенной задачи в обозначенные сроки);
количество клубов друзей, сторонников, добровольцев, благотворителей особо охраняемой природной территории;
количество публикаций, количество цитирований в средствах массовой информации;
количество подготовленных структурным подразделением эколого-просветительских материалов и каналов их распространения;
количество посетителей сайта ФГБУ ООПТ, официальных аккаунтов в социальных медиа (при наличии технической возможности получения данных);
количество специалистов по экологическому просвещению, принявших участие в региональных, всероссийских, международных форумах, семинарах, вебинарах, конференциях по вопросам ведения эколого-просветительской деятельности;
количество научно-практических мероприятий (семинаров, круглых столов, конференций) по повышению квалификации, проведенных структурным подразделением;
количество заключенных соглашений и договоров о сотрудничестве в целях экологического просвещения;
объем привлеченных ресурсов (финансовых и нефинансовых).
7.3. К качественным показателям рекомендуется относить следующие:
наличие и выполнение плана эколого-просветительской деятельности;
наличие и увеличение обратной связи (наличие и регулярное пополнение книги отзывов музеев природы, информационных и визит-центров, других объектов туристской инфраструктуры, а также наличие активной формы обратной связи на сайте учреждения, наличие активных социальных медиаканалов и мессенджеров);
наличие активного постоянного сообщества из числа местного населения, осуществляющего поддержку ООПТ, и реализация совместных проектов;
наличие постоянных клубов друзей ООПТ, регулярно реализующих эколого-просветительские и практические мероприятия;
наличие позитивных изменений в отношении местного населения к деятельности ФГБУ ООПТ, оцениваемых по результатам социологических исследований (анкетирование, опрос);
уменьшение количества нарушений режима ООПТ;
наличие активного добровольческого сообщества, регулярно участвующего в добровольческих проектах и программах ФГБУ ООПТ;
наличие регулярно обновляемой страницы в единой информационной сети "Доброволец России";
наличие формы подписки на новости, размещенной на сайте официальном сайте ФГБУ ООПТ;
наличие методических материалов по ведению эколого-просветительской деятельности, созданных структурным подразделением;
наличие призеров и победителей, как среди представителей целевых групп, так и среди специалистов ФГБУ ООПТ, муниципальных, региональных, всероссийских и международных экологических конкурсов, в которых принимает участие ФГБУ ООПТ;
регулярное проведение анкетирований и социологических исследований, касающихся эколого-просветительской деятельности ФГБУ ООПТ, различных целевых групп.
7.4. В целях осуществления комплексной оценки эффективности эколого-просветительской деятельности рекомендуется использовать форматы анкетирования и социологических опросов, социологических исследований, в том числе с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет.
IX. Финансирование эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях
8.1. Финансирование эколого-просветительской деятельности ФГБУ ООПТ осуществляется за счет средств, выделяемых в установленном порядке из федерального бюджета, бюджетов иных уровней, а также внебюджетных источников и средств, полученных в виде благотворительной помощи.
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При составлении комплексной экологической программы рекомендуется учитывать следующие факторы:
возрастную и социальную характеристики целевых групп;
цели и задачи эколого-просветительской деятельности;
формы, методы и инструменты достижения целей и задач;
сроки, ресурсы и место реализации;
количество и степень участия партнерских организаций, общественных объединений из числа местного населения;
степень участия в реализации программы других структурных подразделений учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией;
географические, климатические и иные особенности особо охраняемой природной территории.
В основе составления комплексной программы лежит системный подход к эколого-просветительской деятельности и методика программно-целевого планирования. Сущность программно-целевого метода планирования заключается в определении основных результатов деятельности, разработке комплекса мероприятий и способов достижения промежуточных целей в намеченные сроки и обеспечение ресурсами с учетом эффективного их использования.
Пример составления комплексной программы
эколого-просветительской деятельности:
Наименование программы
Ответственные исполнители
Соисполнители программы/партнеры
Цели программы
Задачи программы
Целевые индикаторы и показатели программы <*>
Этапы и сроки реализации программы
Целевые группы, на которые направлена программа
Механизм реализации программы (форматы, методы, инструменты) <**>
Мероприятия, реализуемые в рамках программы (перечислить со сроками проведения)
Информационное обеспечение хода реализации программы и каждого из мероприятий в рамках программы
Методическое обеспечение (создание различной методической продукции (буклеты, листовки, сборники), направленной на поддержку реализации программы и тиражирование опыта ее выполнения
Объемы субсидий на выполнение государственного задания учреждения, руб.
--------------------------------
<*> Под целевыми индикаторами и показателями программы понимаются контрольные точки достижения целей программы.
<**> Метод - систематизированная совокупность шагов и действий, осуществляемая для решения определенной задачи или достижения определенной цели (лекции, беседы, игры);
инструмент - средство воздействия на объект (выставки, видеофильмы, презентации, публикации);
формат - характер организации эколого-просветительской деятельности (очный, виртуальный, индивидуальный, групповой).