Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение Правительства РФ от 05.10.2021 N 2806-р

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 октября 2021 г. N 2806-р

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации;

план реализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в части развития технологий.

2. Минтрансу России и Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

обеспечить выполнение плана реализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в части развития технологий;

представить предложения по актуализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации и плана реализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в части развития технологий до 1 ноября 2022 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 5 октября 2021 г. N 2806-р

КОНЦЕПЦИЯ

ИНТЕГРАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ЕДИНОЕ ВОЗДУШНОЕ

ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

Настоящая Концепция разработана в целях определения путей и способов достижения такого состояния авиатранспортной системы Российской Федерации, в том числе воздушного законодательства Российской Федерации, авиационной инфраструктуры и подготовки авиационного персонала, при котором выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации будет обеспечено на приемлемом уровне безопасности полетов.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации, а также с учетом международного опыта в области интеграции беспилотной авиации в существующие системы организации воздушного движения.

Под интеграцией беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации следует понимать процесс совершенствования законодательства Российской Федерации, разработки и внедрения технологий обслуживания воздушного движения (управление полетами), успешное завершение которого обеспечит безопасное выполнение полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации.

Аспекты интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации включают в себя элементы структуры воздушного пространства и классификацию воздушного пространства, а также правила, процедуры и технологии организации и использования воздушного движения, позволяющие на приемлемом уровне обеспечить совместное выполнение в нем полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов.

Базовыми принципами интеграции беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации являются:

интеграция беспилотных воздушных судов, не приводящая к снижению существующего уровня безопасности полетов, увеличению или созданию риска для жизни и здоровья граждан, а также риска причинения вреда наземной инфраструктуре и имуществу граждан;

наличие уровня требований в области подготовки, выполнения и обеспечения полетов беспилотных воздушных судов, пропорционального потенциальным рискам, - чем выше риск, тем выше требования;

наличие у беспилотной и пилотируемой авиации равного доступа к воздушному пространству Российской Федерации с учетом реализации требований в области безопасности полетов;

соответствие беспилотных и пилотируемых воздушных судов установленным техническим требованиям в области безопасности полетов;

соответствие внешних пилотов установленным требованиям в области подготовки авиационного персонала;

обеспечение информационной (кибер-) защищенности авиационной транспортной системы в целом и всех компонентов ее инфраструктуры;

формирование и введение в действие нормативно-технической и нормативно-правовой базы Российской Федерации в области использования беспилотной авиации, учитывающей стандарты и рекомендуемую практику Международной организации гражданской авиации;

преимущественное применение электронной компонентной базы, программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения (цифровых платформ) российской разработки и производства при решении вопросов интеграции беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации в целях защищенности авиационной транспортной системы.

II. Предпосылки разработки Концепции

Развитие сегмента беспилотной авиации, основанное на передовых технических решениях в области навигации, связи и телекоммуникации, открывает новые возможности для решения задач как в сфере обороны и безопасности государства, так и в сфере транспорта.

Беспилотная авиация широко применяется в указанных сферах.

Стремительное развитие беспилотных технологий в авиации, влекущее многократное увеличение количества полетов беспилотных воздушных судов, ставит перед государством задачу законодательного регулирования таких полетов, обеспечивающего без ограничений безопасное их выполнение.

В настоящее время особо актуальным является вопрос поиска и внедрения технических решений, обеспечивающих также без ограничений безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, установление правил выполнения таких полетов.

Необходимо отметить, что в настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов, но только в специально выделенном воздушном пространстве.

При этом эшелонирование пилотируемых и беспилотных воздушных судов в специально выделенном воздушном пространстве возложено на орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователя воздушного пространства, организующего такие полеты.

Обеспечение полетов беспилотных воздушных судов путем установления запретов и ограничений для обеспечения безопасности полетов пилотируемой авиации многократно увеличило количество установленных в воздушном пространстве ограничений.

Несомненно, такой подход к обеспечению полетов беспилотных воздушных судов в современных условиях требует совершенствования.

Для достижения поставленной цели - безопасной интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации необходимо предпринимать дальнейшие совместные усилия разработчиков, производителей и эксплуатантов беспилотных воздушных судов, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих соответствующее государственное регулирование, направленные на совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы Российской Федерации в области использования беспилотной авиации.

Согласованные на международном уровне подходы к интеграции беспилотной и пилотируемой авиации в единое воздушное пространство Российской Федерации предусматривают поэтапный подход к развитию и внедрению новых технологий в сфере организации использования воздушного пространства, бортового оборудования беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов, наземной инфраструктуры и повышения уровня подготовки авиационного персонала, а также совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы Российской Федерации в области использования беспилотной авиации. Каждый переход гражданской авиации на следующий этап развития предусматривает проведение обязательной оценки рисков и необходимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также принятие решений о внедрении разработанных технологий и оборудования или издание нормативных правовых и нормативных технических актов Российской Федерации.

III. Основные направления выполнения мероприятий в целях

интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное

пространство Российской Федерации

Основными направлениями интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации являются:

прогнозирование и оценка рисков эксплуатации беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем с использованием инструктивных материалов, изложенных в документе Doc 9859 Международной организации гражданской авиации "Руководство по управлению безопасностью полетов". В целях минимизации негативного последствия факторов опасности, возникающих при совместных полетах беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации, необходимо проводить анализ таких факторов опасности и разрабатывать мероприятия по снижению рисков до приемлемого уровня, следует установить численные показатели безопасности полетов в контролируемом и неконтролируемом едином воздушном пространстве Российской Федерации с учетом современной международной практики;

установление критериев категорирования беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем;

установление дифференцированных требований к авиационному персоналу и подготовке специалистов авиационного персонала, летной годности беспилотных воздушных судов, к разработчикам и изготовителям беспилотных воздушных судов, беспилотных авиационных систем и их компонентов в соответствии с установленными критериями и классификацией воздушного движения;

подготовка и допуск внешних пилотов беспилотных воздушных судов к выполнению полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации по соответствующим программам подготовки, в том числе тренажерной подготовки;

разработка, внедрение и развитие технологий, необходимых для интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации;

организация информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов, в том числе по принципу "единого окна";

совершенствование правил полетов в части выполнения совместных полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации;

совершенствование технологий обслуживания воздушного движения при выполнении совместных полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации;

совершенствование структуры и классификации воздушного пространства Российской Федерации в целях регулирования доступа беспилотных воздушных судов.

IV. Развитие технологий в целях интеграции

беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство

Российской Федерации

Основными направлениями развития технологий интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации являются:

создание и сертификация систем, позволяющих предупредить столкновения в воздухе беспилотных воздушных судов между собой и с пилотируемыми воздушными судами, выполняющими полеты по приборам и по правилам визуальных полетов, а также движущимися по площади маневрирования аэродрома. В целях обеспечения безопасности полетов наземное и бортовое оборудование системы предупреждения столкновений должно подлежать обязательной сертификации. Предстоит разработать соответствующие сертификационные требования. При разработке таких систем должны учитываться международные требования и рекомендации в этой области;

разработка и сертификация цифровых радиолиний связи, контроля и управления в полосах частот, утвержденных регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи и таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации. Наземное и бортовое оборудование цифровых радиолиний связи, контроля и управления должно подлежать обязательной сертификации, в связи с чем необходима разработка соответствующих сертификационных требований;

организация процедур и каналов связи внешних пилотов беспилотных воздушных судов с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и экипажами других воздушных судов. При выполнении полетов беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации с пилотируемыми воздушными судами необходимо наличие прямой двусторонней связи между органами организации воздушного движения (управления полетами) и внешними пилотами аналогично требованиям, применяемым в отношении пилотируемых воздушных судов;

создание новых и (или) модернизация существующих систем наблюдения обслуживания воздушного движения. Система наблюдения обслуживания воздушного движения должна обеспечивать обнаружение, идентификацию и определение параметров движения всех пилотируемых и беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации, необходимый уровень точности, разрешающей способности, целостности данных наблюдения, а также быть совместимой (интероперабельной) с используемыми в гражданской авиации стандартизованными системами наблюдения и бортовыми системами предупреждения столкновений. Для функционирования системы наблюдения обслуживания воздушного движения и предупреждения столкновений в воздухе будут установлены дифференцированные в соответствии с абзацем четвертым раздела III настоящей Концепции требования по оснащению всех пилотируемых и беспилотных воздушных судов, выполняющих полеты в едином воздушном пространстве, бортовыми ответчиками, обеспечивающими передачу идентификационного номера воздушного судна, его текущих координат и информации о параметрах движения воздушного судна;

формирование систем мониторинга инфраструктуры связи и систем наблюдения, предоставляющих информацию об их состоянии. Участники воздушного движения должны быть информированы о качестве передачи информации. Система должна выдавать предупреждения о текущем или прогнозируемом изменении качества передачи информации;

обеспечение навигации при полетах беспилотных воздушных судов. Основой навигационного поля для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов в Российской Федерации будет являться глобальная навигационная спутниковая система, включающая спутниковые созвездия ГЛОНАСС и GPS, а в перспективе также Galileo и BeiDou с функциональным дополнением спутникового базирования (в частности, российской системой дифференциальной коррекции и мониторинга), сертифицированным в соответствии с требованиями стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, а в районах аэродромов и вертодромов возможно будут использоваться локальные контрольно-корректирующие станции, являющиеся функциональным дополнением наземного базирования. В случае нарушения целостности поля глобальной навигационной спутниковой системы навигация будет обеспечиваться наземными радиотехническими средствами и альтернативными бортовыми навигационными устройствами. Применимость таких систем должна оцениваться с учетом достижения требуемой целостности и точности навигационных определений. Должна быть предусмотрена система мониторинга навигационной инфраструктуры, предоставляющая информацию о ее состоянии. Участники воздушного движения должны быть информированы о состоянии навигационной инфраструктуры. Система должна выдавать предупреждения о текущем или прогнозируемом изменении точности навигации;

широкое применение технологий, обеспечивающих возможность автоматического распознавания зон воздушного пространства, выделенного для полетов беспилотных воздушных судов и совместных полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов, запретных зон и зон ограничения полетов;

развитие метеорологического обслуживания полетов. Метеорологическое обслуживание полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации будет обеспечиваться с использованием единой базы данных авиационной метеорологической информации, включающей данные о наблюдаемых и ожидаемых метеорологических условиях в форматах, разрабатываемых в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации, установленными приложением 3 к Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго 7 декабря 1944 г.;

совершенствование системы предоставления аэронавигационной информации внешнему пилоту. Для обеспечения планирования полетов беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве, в том числе в целях применения таких технологий, как геозонирование (геофенсинг), необходимо организовать оперативный доступ внешних пилотов беспилотных воздушных судов к единой базе данных аэронавигационной информации;

формирование требований к кибербезопасности. Для предотвращения незаконного вмешательства в деятельность авиации, беспилотных авиационных систем, а также систем предупреждения столкновений цифровые радиолинии связи, контроля и управления должны обеспечиваться средствами защиты информации в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

развитие систем информирования об инцидентах и авиационных происшествиях и службы обработки обращений граждан. В целях регистрации, сбора статистики и расследования всех инцидентов и авиационных происшествий будет создана система информирования об инцидентах и авиационных происшествиях. Аналогично службе информирования об инцидентах и авиационных происшествиях система информирования будет позволять гражданам сообщать о событиях, влияющих на безопасность полетов, через службу обработки сообщений граждан;

обеспечение общественной безопасности, противодействие незаконному использованию беспилотных воздушных судов, контроль ввоза и распространения беспилотных воздушных судов. В целях недопущения и пресечения противоправных действий с использованием беспилотных воздушных судов, защиты объектов критической инфраструктуры, аэропортов и других объектов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации с учетом требований Федерального закона "О федеральной службе безопасности", Федерального закона "О государственной охране", Федерального закона "О полиции" и Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", будут созданы и внедрены технологии пресечения несанкционированного нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве - "антидрон". Противодействию незаконному использованию беспилотных воздушных судов, контролю за их ввозом и распространением должны способствовать:

законодательное закрепление нормы, предусматривающей присвоение именных идентификационных номеров беспилотным воздушным судам на предприятиях Российской Федерации при их производстве, а также беспилотным воздушным судам иностранного производства при прохождении таможенных процедур;

создание и использование базы данных идентификационных номеров беспилотных воздушных судов российского производства и беспилотных воздушных судов иностранного производства, ввезенных на территорию Российской Федерации, а также ее наполнение данными о юридических и физических лицах, приобретших на территории Российской Федерации либо ввозивших из-за границы беспилотные воздушные суда применительно к их идентификационным номерам.

V. Апробация технологий

Основным механизмом для реализации настоящей Концепции в части разработки и внедрения технологий является использование экспериментальных правовых режимов, предусмотренных Федеральным законом "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", в рамках выделенных закрытых зон интеграционного тестирования, верификации и валидации разрабатываемых технологий интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации, новых цифровых аэронавигационных сервисов с целью отработки предъявляемых к беспилотным авиационным системам требований нормативных правовых и нормативных технических документов.

Для разработки, тестирования, верификации и валидации технологий интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации, сервисов, оценки безопасности и сертификации беспилотных воздушных судов, их производства и технического обслуживания в целях интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации будет реализован поэтапный комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пилотных проектов, будут разработаны и созданы специальные аппаратно-программные моделирующие комплексы, в том числе "функциональные цифровые двойники" анализа безопасности авиационной техники, ее производства и технического обслуживания.

VI. Развитие нормативно-правовой

и нормативно-технической базы Российской Федерации в области

использования беспилотной авиации в целях интеграции

беспилотных воздушных судов в единое воздушное

пространство Российской Федерации

Совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы Российской Федерации в области использования беспилотной авиации, в том числе воздушного законодательства Российской Федерации, в целях интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации осуществляется в рамках плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 г. N 576-р.

Указанный план мероприятий ("дорожная карта") должен периодически корректироваться с учетом практического опыта интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации, а также с учетом опыта эксплуатации беспилотных воздушных судов, относящихся к спортивным авиамоделям, и проведения спортивных соревнований.

VII. Этапы интеграции беспилотных воздушных судов в единое

воздушное пространство Российской Федерации

Интеграция беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации будет осуществляться в соответствии со следующими этапами:

первый этап (до 2024 года) - организационный;

второй этап (до 2030 года) - технологический;

третий этап (до 2035 года) - цифровой.

Первый этап характеризуется внедрением таких фундаментальных сервисов, как электронная регистрация, учет и идентификация. Указанные сервисы позволят удаленно идентифицировать беспилотное воздушное судно, находящееся в полете, включая информацию о его фактическом местоположении, технических характеристиках, изготовителе и владельце.

Целями первого этапа являются:

упрощение процедур, связанных с организацией использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами;

минимизация ограничений, устанавливаемых в воздушном пространстве для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

установление правил подготовки и выполнения полетов беспилотных воздушных судов;

создание условий для обеспечения общественной безопасности, противодействия незаконному использованию беспилотных воздушных судов, контроля ввоза и распространения беспилотных воздушных судов.

Задачами первого этапа являются:

совершенствование воздушного законодательства Российской Федерации в сфере организации, подготовки и выполнения полетов беспилотных воздушных судов;

совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере внешней и внутренней торговли;

реализация отдельных компонентов системы сервисного и информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

проработка применения экспериментальных правовых режимов.

Ожидаемыми результатами первого этапа являются:

учет и регистрация беспилотных гражданских воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, в электронной форме;

отсутствие административных барьеров при подготовке внешних пилотов;

обеспечение контроля ввоза и оборота беспилотных авиационных систем иностранного производства;

проведение работ в установленных экспериментальных правовых режимах по отработке технологий обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

выполнение полетов беспилотных воздушных судов в контролируемом воздушном пространстве и неконтролируемом воздушном пространстве класса G при условии обеспечения применимых требований, установленных в этот период для пилотируемой авиации.

Второй этап характеризуется:

внедрением автоматизированного скоординированного планирования использования воздушного пространства беспилотными и пилотируемыми воздушными судами, обеспечением разрешения потенциальных конфликтных ситуаций на стратегическом уровне (до начала полета) и тактическом уровне (в ходе выполнения полета) посредством непрерывного наблюдения и (или) мониторинга местоположения беспилотных и пилотируемых воздушных судов, расширением инфраструктуры метеорологического обеспечения полетов и развитием прогностических моделей, предоставлением эксплуатантам беспилотных воздушных судов метеорологической, аэронавигационной и полетной информации в цифровом виде в режиме реального времени;

подготовкой предложений по актуализации настоящей Концепции в целях дальнейшей цифровизации процессов планирования и выполнения полетов, снижающих воздействие человеческого фактора в части обеспечения безопасности полетов при эксплуатации беспилотных воздушных судов и обслуживании воздушного движения.

Целью второго этапа является внедрение технологий обеспечения безопасного выполнения полетов беспилотных воздушных судов, инфраструктуры связи, навигации и наблюдения.

Задачами второго этапа являются:

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по реализации технологий, предусмотренных разделом IV настоящей Концепции;

внедрение технологий, обеспечивающих использование общего воздушного пространства пилотируемыми и беспилотными воздушными судами;

создание технической инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

внедрение системы сервисного и информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

определение направлений совершенствования законодательства Российской Федерации.

Ожидаемыми результатами второго этапа являются:

реализация информационного взаимодействия системы учета беспилотных гражданских воздушных судов с информационными системами заинтересованных ведомств;

совместные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов в несегрегированном воздушном пространстве на основании специальных правил и процедур;

внедрение технологий, обеспечивающих использование общего воздушного пространства пилотируемыми и беспилотными воздушными судами;

создание инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

внедрение системы сервисного и информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

подготовка соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

Третий этап характеризуется внедрением средств динамического геозонирования воздушного пространства (информация о структуре воздушного пространства и вновь устанавливаемых и снимаемых ограничениях использования воздушного пространства распространяется в режиме реального времени), обеспечением цифрового интерфейса взаимодействия эксплуатантов и внешних пилотов беспилотных воздушных судов с органами обслуживания воздушного движения, обеспечением разрешения конфликтных ситуаций на тактическом уровне (в процессе полета) на базе цифровых платформ.

Целью третьего этапа является безопасная интеграция беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации.

Задачами третьего этапа являются:

завершение создания технической инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

внедрение цифровых технологий, обеспечивающих обслуживание воздушного движения (управление полетами) беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации;

внесение изменений в нормативно-правовую и нормативно-техническую базы Российской Федерации в области использования беспилотной авиации.

Ожидаемыми результатами третьего этапа являются:

создание технической инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

внедрение цифровых технологий, обеспечивающих обслуживание воздушного движения (управление полетами) беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации;

принятие нормативных правовых и нормативных технических актов, обеспечивающих безопасную интеграцию беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации.

VIII. Обеспечение реализации Концепции

Финансовое обеспечение мероприятий по реализации настоящей Концепции осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию следующих государственных программ:

государственная программа Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности";

государственная программа Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 329 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности";

государственная программа Российской Федерации "Космическая деятельность России" (в части подпрограммы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС"), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 306 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России";

государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы";

национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7.

Кроме того, для разработки и внедрения технологий интеграции предполагается привлечение внебюджетных источников финансирования предприятий и организаций, владельцев и эксплуатантов беспилотных воздушных судов, разработчиков и изготовителей беспилотных воздушных судов (беспилотных авиационных систем) и аэронавигационного оборудования.

Координирующим и ответственным за реализацию настоящей Концепции федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации.

Утвержден

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 5 октября 2021 г. N 2806-р

ПЛАН

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

В ЕДИНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ

РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Мероприятие

Срок реализации

Ответственные исполнители

Первый этап (до 2024 года) - организационный

1.

Проведение научных и экспериментальных исследований возможности применения для низколетящих беспилотных воздушных судов специальных идентификаторов, в том числе на базе физических и программных электронных модулей абонента, с целью дополнительного контроля и ограничения применения низколетящих беспилотных воздушных судов

2023 год

Росавиация;

Минтранс России

2.

Проведение научных исследований по разработке требований к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим организацию воздушного движения и использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами в едином воздушном пространстве Российской Федерации, научно обоснованных предложений по организации и технической реализации предоставления сервисов организации маловысотного движения беспилотных воздушных судов, облика системы организации воздушного движения в рамках городской аэромобильности (UAM)

2024 год

Росавиация;

Минтранс России

3.

Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных требований к системам мониторинга инфраструктуры передачи информации

2024 год

Росавиация;

Минтранс России

4.

Разработка научно обоснованных предложений в области модернизации существующих систем наблюдения

2024 год

Росавиация;

Минтранс России

5.

Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных требований к цифровым радиолиниям связи, контроля и управления в полосах частот, утвержденных Всемирной конференцией радиосвязи Международного союза электросвязи, исследование профилей в сетях 4G/5G и возможностей предоставления информационных сервисов для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов на основе применения сетей подвижной радиотелефонной связи

2024 год

Росавиация;

Минтранс России

6.

Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных требований к обеспечению навигации при полетах беспилотных воздушных судов

2024 год

Росавиация;

Минтранс России

7.

Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных требований к функционированию единой базы данных авиационной метеорологической информации

2024 год

Росавиация;

Минтранс России

8.

Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных требований к функционированию единой базы данных аэронавигационной информации, в том числе требований к каналам связи для ее передачи

2024 год

Росавиация;

Минтранс России

9.

Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных требований к системам предупреждения столкновений в воздухе беспилотных воздушных судов с пилотируемыми воздушными судами, обеспечивающих безопасное выполнение совместных полетов

2024 год

Росавиация;

Минтранс России

10.

Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных предложений по применению технологий геозонирования в целях навигации

2024 год

Росавиация;

Минтранс России

Второй этап (до 2030 года) - технологический

11.

Разработка и утверждение технического задания на изготовление компактного бортового ответчика режима S/ES для беспилотных воздушных судов по стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации

2024 год

Росавиация;

Минтранс России;

Минпромторг

России

12.

Разработка компактного бортового ответчика режима S/ES для беспилотных воздушных судов по стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации по техническому заданию, утвержденному в соответствии с п. 11

2027 год

Минпромторг

России

13.

Разработка и утверждение технического задания на компактный бортовой приемник сигналов ГНСС с функцией приема дифференциальных поправок высокоточного комплекса широкозонного функционального дополнения

2024 год

Росавиация;

Минтранс России;

Минпромторг России

14.

Разработка компактного бортового приемника сигналов ГНСС с функцией приема дифференциальных поправок высокоточного комплекса широкозонного функционального дополнения по техническому заданию, утвержденному в соответствии с п. 13

2027 год

Минпромторг России

15.

Разработка технического задания на создание системы удаленной идентификации беспилотных воздушных судов, обеспечивающей передачу их учетных или регистрационных данных, текущих координат, информации о параметрах движения, других данных, а также о координатах станции управления воздушным судном

2025 год

Росавиация;

федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации";

Минпромторг России

16.

Разработка системы удаленной идентификации беспилотных воздушных судов, обеспечивающей передачу их учетных или регистрационных данных, текущих координат, информации о параметрах движения, других данных, а также о координатах станции управления воздушным судном

2028 год

Росавиация;

федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации";

Минпромторг России

17.

Разработка технологических решений для обнаружения потенциальных конфликтных ситуаций и предотвращения столкновений беспилотных и пилотируемых воздушных судов в пределах и за пределами прямой видимости внешнего пилота

2028 год

Росавиация;

федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации";

Минпромторг России

18.

Создание новых и (или) модернизация существующих систем авиационного наблюдения

2028 год

Росавиация;

Минпромторг России

19.

Разработка и сертификация цифровых радиолиний (включая спутниковые) для контроля и управления, связи с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и экипажами других воздушных судов в полосах частот, утвержденных Всемирной конференцией радиосвязи Международного союза электросвязи, а также системы связи на основе 4G/5G в целях обеспечения полетов беспилотных воздушных судов

2028 год

Росавиация;

Минтранс России;

Минцифры России

20.

Развитие спутниковых технологий и средств спутниковой навигации для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов на основе глобальной навигационной спутниковой системы, системы дифференциальной коррекции и мониторинга и высокоточного комплекса широкозонного функционального дополнения

2030 год

Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос";

Минтранс России;

Минцифры России

21.

Создание технологий оперативного предоставления аэронавигационной, полетной и метеорологической информации внешним экипажам беспилотных воздушных судов, экипажам пилотируемых воздушных судов и другим заинтересованным участникам воздушного движения

2028 год

Росавиация;

Минцифры России

22.

Создание пилотных зон интеграционного тестирования, верификации и валидации технологий, научно-методическое сопровождение исследований и сертификационных испытаний

2030 год

Росавиация;

Минтранс России;

Минпромторг России

23.

Разработка системы предоставления сервисов организации маловысотного движения беспилотных воздушных судов, системы организации воздушного движения в рамках городской аэромобильности (UAM)

2030 год

Росавиация;

Минтранс России

24.

Создание технической инфраструктуры для безопасной интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в пилотных районах

2030 год

Росавиация;

федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации";

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

Третий этап (до 2035 года) - цифровой

25.

Масштабирование созданных цифровых технологий и технической инфраструктуры для безопасной интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации

2030 - 2035 годы

Росавиация;

Минтранс России;

Минпромторг России;

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

Другие документы по теме
"О внесении изменений в план по разработке проектов приказов Минсельхоза России на 2021 год, утвержденный распоряжением Минсельхоза России от 24 декабря 2020 г. N 287-р"
(ред. от 24.12.2021) <О выделении Минсельхозу России в 2021 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования для предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства>
"О внесении изменения в план по разработке проектов приказов Минсельхоза России на 2021 год, утвержденный распоряжением Минсельхоза России от 24 декабря 2020 г. N 287-р"
"О внесении изменений в план по разработке проектов приказов Минсельхоза России на 2021 год, утвержденный распоряжением Минсельхоза России от 24 декабря 2020 г. N 287-р"
Ошибка на сайте