Распоряжение ОАО "РЖД" от 20.03.2020 N 633/р
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 марта 2020 г. N 633/р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ, ОБРАЗОВАВШИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ОАО "РЖД"
В целях предотвращения истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечения их рационального использования:
1. Утвердить прилагаемый Порядок ликвидации загрязнения земель, образовавшихся в результате эксплуатационной деятельности структурных подразделений ОАО "РЖД".
2. Руководителям филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" принять к руководству и довести до сведения причастных работников Порядок, утвержденный настоящим распоряжением.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Потапова П.Н.
Заместитель генерального директора -
главный инженер ОАО "РЖД"
С.А.КОБЗЕВ
Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 20 марта 2020 г. N 633/р
ПОРЯДОК
ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ, ОБРАЗОВАВШИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ОАО "РЖД"
I. Общие положения
1.1. Назначение и область применения
Настоящий Порядок определяет последовательность действий при подготовке и проведении работ по ликвидации загрязнений земель, образовавшихся в результате эксплуатационной деятельности структурных подразделений ОАО "РЖД", а также при загрязнении земельных участков балансовой принадлежности ОАО "РЖД" третьими лицами (сторонними организациями), оформлению и документированию их результатов.
1.2. Термины, определения и сокращения
1.2.1. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:
загрязнение почв и земель - это поступление в почвы и земли химических и других вредных веществ, загрязнений, инородных предметов, вызывающих ухудшение качества почв и земель, что негативно воздействует на другие компоненты природной и антропогенной сред;
захламление почв и земель - это размещение на поверхности почвы или в толще земли отходов производства и потребления, а также других инородных предметов, которые ухудшают качество почв и земель;
качество почв и земель - это совокупность свойств почв и земель, определяющих характер и эффективность участия почв и земель в обеспечении благоприятной среды обитания людей, растений, животных;
нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;
отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ;
почва - это самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия;
грунт - многокомпонентные динамичные системы (горные породы, почвы, осадки и техногенные образования), рассматриваемые как часть геологической среды и изучаемые в связи с инженерно-хозяйственной деятельностью человека;
почвогрунт - это обладающая плодородием почвенная масса, созданная искусственно, или плодородный слой, снятый с поверхности земельного участка или привнесенный на него;
полоса отвода ОАО "РЖД" - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
ущерб (вред), нанесенный почвам и землям - это изменение состояния почв и земель, приводящее к частичной или полной утрате их способности выполнять свои природные и экологические функции в результате неправомерных действий, в том числе при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в прошлом;
экологический ущерб (вред) - это негативные последствия, вызванные загрязнением окружающей среды, утратой и истощением природных ресурсов, разрушением экосистем, создающие реальную угрозу для здоровья человека, растительного и животного мира, выраженный в натуральных единицах измерения.
1.2.2. В настоящем Порядке используются следующие сокращения:
ПДК - предельно допустимая концентрация вещества;
ПСД - проектно-сметная документация;
ОАО "РЖД" - открытое акционерное общество "Российские железные дороги";
ЦКЗС - Центральная дирекция закупок и снабжения;
НЦОП - Центр охраны окружающей среды;
РЦКУ - Региональный центр корпоративного управления;
ФККО - Федеральный классификационный каталог отходов.
1.3. Нормативные ссылки
Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1.3.1. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
1.3.2. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
1.3.3. Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
1.3.4. Федерального закона от 25.10.2001 N 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации";
1.3.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
1.3.6. Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель";
1.3.7. Приказа Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды";
1.3.8. Методических указаний по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений", утвержденных Госкомэкологией Российской Федерации 06.09.1999;
1.3.9. Письма Минприроды России от 27.12.1993 N 04-25/61-5678 "О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами";
1.3.10. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 12.07.2018 N 1481/р;
1.3.11. Регламента взаимодействия подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" при организации закупочной деятельности, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 24.12.2018 N 2758/р;
1.3.12. Положения о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО "РЖД" в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 08.06.2018 N 1217/р;
1.3.13. Положения о порядке организации и проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для строительства и реконструкции объектов, финансируемых за счет средств инвестиционного бюджета ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 22.09.2014 N 2218р;
1.3.14. Распоряжения ОАО "РЖД" от 04.07.2011 N 1451р "Об утверждении типового регламента осуществления контроля за использованием земельных участков полосы отвода железных дорог";
1.3.15. Распоряжения ОАО "РЖД" от 22.10.2014 N 2486р "Об усовершенствовании контроля за содержанием полосы отвода ОАО "РЖД" и реагировании при выявлении фактов загрязнения внешними источниками";
1.3.16. Распоряжения ОАО "РЖД" от 15.05.2019 N 880/р "Об утверждении Порядка формирования и реализации программы ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в структурных подразделениях ОАО "РЖД";
1.3.17. Распоряжения ОАО "РЖД" от 25.04.2018 N 855/р "О распределении полномочий по утверждению предпроектной и проектной документации в ОАО "РЖД";
1.3.18. Поручения ОАО "РЖД" от 12.06.2012 N П-ВМ-125 "Об утверждении границ зоны ответственности".
1.4. Участники Порядка ликвидации загрязнений земель
Основными участниками Порядка ликвидации являются:
Региональные центры корпоративного управления;
Функциональные филиалы;
Региональные дирекции;
Структурные подразделения региональных дирекций;
Организатор закупки;
Исполнитель работ по ликвидации загрязнений;
Контролер выполнения работ по ликвидации загрязнения.
1.5. Этапы ликвидации загрязнения земель
Порядок ликвидации загрязнения земель, образовавшихся в результате эксплуатационной деятельности структурных подразделений, включает в себя следующие этапы:
1.5.1. Выявление, определение объемов загрязнения, в том числе проведение необходимых обследований, инженерных изысканий (при необходимости);
1.5.2. определение причины, виновных лиц в возникновении загрязнения;
1.5.3. разработка и согласование плана ликвидации загрязнения;
1.5.4. разработка ПСД на выполнение работ по ликвидации загрязнения (при необходимости);
1.5.5. экспертиза проектно-сметной (сметной) документации (в случае разработки ПСД);
1.5.6. определение исполнителя работ по ликвидации загрязнения на основании проведенных конкурентных закупок;
1.5.7. выполнение работ по ликвидации загрязнения;
1.5.8. контроль выполнения и приемка выполненных работ после ликвидации загрязнения.
II. Порядок ликвидации загрязнения земель
2.1. Выявление, определение объемов загрязнения
При визуальном осмотре загрязнениями земель признаются участки земель с ярко выраженными точечными источниками загрязняющих (вредных) веществ (или имеется несколько источников, влияние которых перекрывается), а также навалы отходов, инородных предметов, вызывающих ухудшение качества почв и земель, образовавшиеся (выявленные) в период текущего календарного года и необходимые к ликвидации в текущем году или в следующем за текущим календарным годом.
Текущими загрязнениями для включения в план работы по их ликвидации считать:
выявленное загрязнение относится к текущей эксплуатационной деятельности предприятия;
выявленное загрязнение не относится к критериям, определенными Порядком [1.3.16];
Загрязнение может быть выявлено в результате мониторинга полосы отвода железных дорог, комиссионных осмотров, инспекционного и/или производственного экологического контроля специалистами и руководителями любого уровня управления ОАО "РЖД"; при проведении плановых мероприятий по надзору органами, осуществляющими государственный контроль (надзор) в области охраны окружающей среды.
При возникновении (выявлении) в текущем календарном году загрязнения почвогрунтов, почв, земель, структурным подразделением региональной дирекции - руководителем структурного подразделения, на территории зоны ответственности которого сформировалось загрязнение в соответствии разграничением ответственности, проводится обследование загрязненного участка для определения времени загрязнения, причины, виновника возникновения загрязнения, в ходе которого выполняются следующие работы, оформляется акт обследования:
визуальный осмотр территории с фотофиксацией;
определение географического положения;
отбор и анализ проб почв (силами производственной экологической лаборатории НЦОП по заявке структурного подразделения региональной дирекции, в зоне ответственности которого находится загрязненный земельный участок) в соответствии с областью аккредитации лаборатории;
определение площади, объема и массы загрязненных земель (ориентировочно);
определение площади, занятой отходами (в случае обследования несанкционированных свалок, мест захоронения отходов, захламленных территорий) ориентировочно;
определение вида отходов в соответствии с системой классификации отходов, с указанием класса опасности для окружающей среды по ФККО, принадлежности к определенному производству (технологии) при возможности определения;
установление причин образования загрязнения;
заключение о возможных способах и времени ликвидации загрязнения.
При выявлении загрязнения проводится служебное расследование комиссией под председательством заместителя главного инженера железной дороги по территориальному управлению, в зоне ответственности которого находится загрязнение. В случаях участия в возникновении загрязнения нескольких региональных дирекций, а также возникновению спорных ситуаций по отнесению факта загрязнения на конкретное структурное подразделение региональной дирекции, служебное расследование проводится под председательством главного инженера железной дороги.
В состав комиссии в обязательном порядке включаются: главный инженер региональной дирекции, специалисты НЦОП, юристы, специалисты по управлению персоналом, представитель профсоюза, руководитель структурного подразделения региональной дирекции, на территории зоны ответственности которого сформировалось загрязнение.
В результате проведенного служебного расследования должны быть установлены:
причина и обстоятельства образования загрязнения;
технологический процесс, применяемое при технологическом процессе оборудование, в результате которого было допущено загрязнение земельного участка;
лицо (лица), допустившие загрязнение почвы (грунта), захламление территории;
причинно-следственные связи между производственной деятельностью структурного подразделения региональной дирекции и образованием загрязнения;
предполагаемый (ориентировочный) размер максимальных рисков компании в денежной форме при взыскании надзорными органами штрафных санкций за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования причинение вреда окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а также нарушения в области санитарного законодательства;
фактический или ориентировочный размер затрат на устранение загрязнения земель, восстановление нарушенного состояния окружающей среды.
Исчисление размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, оценка и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений риски ОАО "РЖД" рассчитываются на основании [1.3.1; 1.3.7; 1.3.8; 1.3.9] НЦОП полигона дороги, в зоне ответственности которого находится загрязнение.
По результатам служебного расследования проводится рассмотрение собранных материалов, оформляется протокол разбора. В протоколе разбора указываются:
причины образования загрязнения;
должностные лица, по вине которых образовалось загрязнение;
обстоятельства, подтверждающие вину;
размер причиненного материального ущерба виновных должностных лиц с учетом всех обстоятельств образования загрязнения.
Имущественная дисциплинарная, административная и уголовная ответственность к лицам, виновным в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, устанавливается в соответствии с законодательством РФ.
Должностному лицу (лицам), в отношении которого (которых) служебным расследованием установлено, что его (их) действия или распоряжения привели к нанесению вреда окружающей среде и образованию загрязнения, предлагается заключить соглашение о добровольном возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде, или ликвидировать загрязнение собственными силами и за свой счет.
В случае отказа должностного лица от добровольного возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде, региональная дирекция в соответствии с документами ОАО "РЖД" организует работу по взысканию ущерба, причиненного окружающей среде, в судебном порядке.
В случае выявления загрязнения земельных участков балансовой принадлежности ОАО "РЖД" третьими лицами (сторонними организациями), при установлении лица (лиц), организаций, виновных в причинении экологического вреда, проводятся мероприятия в порядке, установленном [1.3.14; 1.3.15].
Ликвидация загрязнения за счет средств ОАО "РЖД" осуществляется в следующих случаях:
установленное комиссией отсутствие вины должностных лиц в образовании загрязнения;
наличие независящих от должностного лица обстоятельств, по которым возникло загрязнение почвы, захламление территории и др.
Ликвидация загрязнения за счет бюджета ОАО "РЖД" или за счет виновного должностного лица производится в соответствии с требованиями, установленными природоохранным и санитарным законодательством Российской Федерации.
2.2. Классификация загрязнений
На основании данных обследования проводится классификация объектов загрязнений в зависимости от причины их возникновения:
загрязнения, возникшие в результате аварийных и чрезвычайных ситуаций;
загрязнения, образовавшиеся в результате нарушения технологических процессов, нарушений в эксплуатации оборудования;
загрязнения, образовавшиеся в результате нарушений в области обращения с отходами производства и потребления.
Ликвидация загрязнений, выявленных в результате аварийных и чрезвычайных ситуаций, выполняется в соответствии с требованиями [1.3.12].
При выявлении загрязнения в результате нарушений технологических процессов, эксплуатации оборудования, нарушений в области обращения с отходами производства и потребления, ответственные работники, действия которых повлекли загрязнение компонентов окружающей среды, привлекаются к ответственности в рамках трудового, санитарного и природоохранного законодательства в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Порядка.
2.3. Обоснование материалов для включения объекта
в план ликвидации загрязнений
2.3.1. Структурные подразделения ОАО "РЖД" на основании данных проведенного обследования, материалов служебного расследования, в случае установления отсутствия вины должностных лиц в образовании загрязнения, а также при невозможности ликвидировать загрязнение хозяйственным способом, предоставляют на согласование в комиссию обосновывающие материалы в следующем объеме:
акт обследования;
карта-схема расположения загрязнения и фотоматериалы;
результаты (протоколы) исследований, проведенных производственными экологическими лабораториями НЦОП;
протокол разбора (служебного расследования);
техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ в соответствии с нормативными документами ОАО "РЖД" (при необходимости).
2.3.2. Комиссия под председательством заместителя главного инженера железной дороги по региону, в зоне ответственности которого расположено загрязнение, согласовывает включение объекта в план по ликвидации загрязнений региональной дирекции или готовит обоснованные предложения и замечания по его отклонению. После устранения замечаний обосновывающие материалы представляются на повторное согласование.
Протокол рассмотрения обосновывающих материалов направляется в структурное подразделение региональной дирекции и причастную региональную дирекцию для подготовки заявки на включение в план работ по ликвидации загрязнений в текущем или в следующем годах.
2.3.3. В случае, если загрязнению подверглись объекты инфраструктуры (тракционные пути и др.), загрязнение носит локальный характер (площадь до 100 м2), параметры загрязнения достоверно и однозначно определены во время комиссионного обследования, для обоснования стоимости работ, структурное подразделение региональной дирекции, РЦКУ готовит дефектную ведомость, проект технического задания на выполнение работ, и разработанные на его базе сметные расчеты или обоснование стоимости работ.
При невозможном достоверном и точном определении параметров загрязнения объема, площади и глубины проникновения загрязняющих веществ, а также если загрязнение носит обширный характер (площадь загрязнения свыше 100 м2), структурное подразделение региональной дирекции, РЦКУ готовит дефектную ведомость, и проект технического задания на выполнение работ по проведению изысканий и разработку проекта очистки территории от загрязнения, сметные расчеты или обоснование стоимости работ на разработку проектной документации.
Указанные материалы направляются в региональную дирекцию, РЦКУ, на включение в план работ по ликвидации загрязнений, в текущем или в следующем годах.
2.3.4. Региональная дирекция, в текущем или в следующем годах, направляет в центральную дирекцию заявку на включение в план работ по ликвидации загрязнений, с приложением обосновывающих материалов, согласованную НЦОП.
2.3.5. Центральная дирекция, РЦКУ на основании заявок региональных дирекций формирует план работ филиала по ликвидации загрязнений, в рамках утвержденного бюджета затрат филиала.
2.3.6. С учетом выделенного финансирования, региональные дирекции, РЦКУ осуществляют конкурентные закупки по выбору исполнителя работ и услуг по ликвидации загрязнения в соответствии с документами ОАО "РЖД", регламентирующими закупочную деятельность [1.3.10; 1.3.11].
2.3.7. По итогам конкурентных закупок региональные дирекции, РЦКУ заключают договоры на выполнение работ по ликвидации загрязнения.
2.4. Разработка проектно-сметной документации на выполнение
работ по ликвидации загрязнения
2.4.1. При невозможном достоверном и точном определении параметров загрязнения без проведения специальных инженерных изысканий структурное подразделение региональной дирекции, РЦКУ готовит дефектную ведомость, и проект технического задания на выполнение работ по проведению изысканий и разработку проекта очистки территории от загрязнения, сметные расчеты или обоснование стоимости работ на разработку проектной документации.
Указанные материалы направляются в региональную дирекцию для включения работ по проведению изысканий и разработку проекта очистки территории от загрязнения в план работ по ликвидации загрязнений в текущем или в следующем годах.
2.4.2. Региональная дирекция в текущем или в следующем годах направляет в центральную дирекцию заявку для включения работ по проведению изысканий и разработке проекта очистки территории от загрязнения в план работ филиала по ликвидации загрязнений в текущем или в следующем годах.
2.4.3. Центральная дирекция на основании заявок региональных дирекций, РЦКУ на выполнение работ по проведению изысканий и разработке проекта очистки территории от загрязнения, формирует план работ филиала по ликвидации загрязнений в рамках утвержденного бюджета затрат филиала.
2.4.4. Региональные дирекции, РЦКУ с учетом выделенного финансирования, осуществляют конкурентные закупки по выбору исполнителя работ и услуг по проведению инженерных изысканий и разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по ликвидации загрязнения в соответствии с документами ОАО "РЖД", регламентирующими закупочную деятельность [1.3.10; 1.3.11].
2.4.5. Исполнитель, определенный по итогам проведения конкурентной закупки, осуществляет разработку проектно-сметной документации на выполнение работ по ликвидации загрязнения в соответствии со сроками, определенными условиями договора.
2.5. Выполнение работ и контроль по ликвидации загрязнений
2.5.1. Загрязнение компонентов окружающей среды считается ликвидированным при наличии акта о приемке выполненных работ по ликвидации загрязнения (далее - акт о приемке работ), установленной в ОАО "РЖД" формы ФПУ-26, подписанного Заказчиком (региональной дирекцией или РЦКУ) и согласованного приемочной комиссией. В состав приемочной комиссии входят: заместитель главного инженера по региону, в зоне ответственности которого расположено загрязнение, главный инженер и эколог региональной дирекции, главный инженер структурного подразделения региональной дирекции, представитель НЦОП и экологической лаборатории.
К акту о приемке работ прилагаются следующие материалы:
пояснительная записка о проведенных работах по ликвидации загрязнения;
данные о фактическом состоянии окружающей среды, в том числе достигнутых значениях физических, химических, биологических и иных показателей и (или) их совокупности на территории (акватории) объекта загрязнения, полученные по результатам проведенных исследований: отбора и анализа проб почв силами производственной экологической лаборатории НЦОП в соответствии с областью аккредитации лаборатории. Если иное не установлено актами контролирующих органов, после проведения очистки загрязненной территории остаточное содержание нефтепродуктов в пробах очищенной почвы не должно превышать значения фоновых показателей;
иные документы, подтверждающие выполнение работ по ликвидации загрязнения.
При выявлении недостатков или несоответствия выполнения работ по ликвидации загрязнения (утвержденным проектным параметрам) приемочной комиссией оставляется акт, в котором указываются все недостатки и несоответствия и устанавливаются сроки их устранения. В суточный срок Акт направляется в причастные региональные дирекции или РЦКУ для принятия мер по устранению нарушений.
2.5.2. Копия подписанного акта о приемке работ вместе с пояснительной запиской, приложением фотоматериалов и др. документов направляется в центральную дирекцию в подтверждение выполнения плана работ по ликвидации загрязнения.
2.5.3. Ответственность за обеспечение требований экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов на территориях своевременное выявление объектов загрязнений и контроль качества выполнения работ по их ликвидации несут главные инженеры структурных подразделений в соответствии с распределением зон ответственности [1.3.18].
2.5.4. В течение года, следующего за годом ликвидации загрязнения, НЦОП осуществляется проведение выездных проверок на ликвидированные объекты текущего загрязнения с целью контроля и исключения повторного загрязнения земельных участков структурными подразделениями региональных дирекций.
2.6. Проведение предупреждающих мероприятий
Предотвращение возникновения загрязнений производится путем разработки структурными подразделениями региональных дирекций Предупреждающих мероприятий и мер реагирования в каждом из случаев возникновения, нанесения вреда окружающей среде в результате загрязнения почвы (грунта), захламления территории и др.
Предупреждение образования загрязнений (снижения вероятности возникновения), а также уменьшение финансовых потерь и ущерба от их возникновения проводится по следующим направлениям:
предотвращение аварий, путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины, ответственности персонала, закрепленной во внутренних документах структурного подразделения региональной дирекции;
замена устаревшего оборудования, совершенствование технологических процессов;
организации профилактической и разъяснительной работы с населением с привлечением городских и районных администраций, региональных операторов.