Распоряжение ОАО "РЖД" от 11.11.2019 N 2485/р
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 ноября 2019 г. N 2485/р
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДОГОВОРНОЙ
И ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЫ В ОАО "РЖД"
В целях совершенствования и оптимизации договорной и претензионной работы в ОАО "РЖД" внести в Методические указания по ведению договорной и претензионной работы в ОАО "РЖД", утвержденные ОАО "РЖД" 31 марта 2016 года N 261, изменения согласно приложению.
Статс-секретарь -
заместитель генерального
директора ОАО "РЖД"
А.МЕЩЕРЯКОВ
Приложение
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 11.11.2019 г. N 2485/р
Изменения,
которые вносятся в Методические указания по ведению
договорной и претензионной работы в ОАО "РЖД",
утвержденные ОАО "РЖД" 31 марта 2016 года N 261
1. Пункт 3.3 дополнить следующим текстом:
"По отдельным категориям договоров (например, предусматривающим регулярные поставки с возможностью допоставки ранее не поставленного товара без применения к поставщику мер ответственности; получение товаров несколькими получателями, не входящими в структуру подразделения-исполнителя, и т.д.) дополнительно может быть регламентирован порядок взаимодействия подразделений при осуществлении претензионной работы с учетом специфики договора, работы подразделений по нему, подготовки первичных учетных документов, осуществления расчетов и т.д. Такой документ должен в обязательном порядке отвечать принципам безусловной защиты интересов компании, своевременной и качественной претензионной работы и иметь своей целью оптимизацию ее процесса, в том числе по участию получателей в претензионной работе. За обоснование необходимости разработки такого документа, разумность и обоснованность его требований, обеспечение его исполнения отвечает руководитель ответственного подразделения.
Предъявление претензий при наличии для этого оснований является обязательным. В исключительных случаях допускается принятие заместителем генерального директора ОАО "РЖД", курирующим ответственное подразделение, либо руководителем филиала мотивированного решения об отсрочке предъявления либо непредъявлении претензии. С учетом фактических обстоятельств в качестве таких случаев в том числе могут быть рассмотрены:
проведение централизованной работы с контрагентом по урегулированию всего объема встречных требований;
проведение претензионной работы с высокой степенью вероятности повлечет дальнейшее неисполнение (несвоевременное исполнение) контрагентом обязательств, имеющих особо важное значение, либо неисполнение (несвоевременное исполнение) которых создает риск привлечения ОАО "РЖД" к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) условиями договоров с третьими лицами;
наличие ограничений на проведение претензионной работы, установленных законодательством Российской Федерации, внутренними документами ОАО "РЖД", обязательными к исполнению решениями уполномоченных органов власти и должностных лиц;
неисполнение контрагентом своих обязательств произошло по вине ОАО "РЖД".
Ответственность за решение об отсрочке предъявления либо непредъявлении претензии несет принявшее его лицо.
При прекращении действия обстоятельств, явившихся основанием для отсрочки предъявления либо непредъявления претензии, претензионная работа проводится в общем порядке".
2. Пункт 3.3.2.1 дополнить:
а) подпунктом 10 в следующей редакции:
"10) уведомление о том, что в случае неудовлетворения претензии либо неполучения мотивированного ответа на претензию в установленный срок ОАО "РЖД" оставляет за собой право на удовлетворение предъявляемых требований путем удержания в соответствии с условиями договора <1>".
--------------------------------
<1> Если договором предусмотрено, что перечисленные в нем санкции могут быть взысканы ОАО "РЖД" путем удержания причитающихся сумм при оплате счетов контрагента.
б) подпунктом 3.3.2.1.1 в следующей редакции:
"3.3.2.1.1. При подготовке претензии ответственное подразделение в обязательном порядке проводит анализ исполнения договора со стороны ОАО "РЖД" в целях правильного определения размера предъявляемых требований, а также определения возможных встречных требований контрагента к ОАО "РЖД".
Расчет размера предъявляемых требований в обязательном порядке следует осуществлять с учетом фактических обстоятельств нарушения контрагентом своих обязательств в каждом конкретном случае и с учетом того, что:
а) в соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств, суд вправе уменьшить неустойку;
б) в соответствии с пунктом 1 статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации суд уменьшает размер ответственности должника, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон;
в) в соответствии со статьями 405, 406 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки заказчика;
г) законом могут быть предусмотрены особенности регулирования взаимоотношений сторон по отдельным видам обязательств (например, в соответствии со статьей 719 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору препятствует исполнению договора исполнителем, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок)".
3. Пункт 3.3.2 дополнить подпунктом 3.3.2.10 в следующей редакции:
"3.3.2.10. Если договором предусмотрено право ОАО "РЖД" на одностороннее удержание суммы претензионных требований, то его использование допускается по решению руководителя ответственного подразделения в случае неудовлетворения претензии в установленный срок.
Указанный порядок взыскания применяется при соблюдении как минимум одного из следующих условий:
а) при наличии документально подтвержденного согласия контрагента с предъявленными претензионными требованиями. Согласие считается документально подтвержденным, если из документа (например, ответ на претензию, письмо в свободной форме, акт сверки и т.д.), подписанного уполномоченным представителем контрагента, прямо и однозначно следует его согласие с предъявленными требованиями;
б) при наличии безусловного подтверждения факта нарушения контрагентом своих обязательств оригиналами первичных документов (товарные накладные, акты сдачи-приемки и т.д.). Такие документы должны быть составлены в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, подписаны уполномоченными представителями сторон договора и однозначно подтверждать сумму претензионных требований".
Изменения,
которые вносятся в формы договоров, прилагаемые
к Методическим указаниям по ведению договорной
и претензионной работы в ОАО "РЖД", утвержденные ОАО "РЖД"
31 марта 2016 года N 261
1. Пункт 10.2 формы договора поставки (приложения N 7 к Методическим указаниям) изложить в следующей редакции:
"10.2. В случае просрочки поставки товара поставщик уплачивает покупателю неустойку из расчета 0,1% от цены настоящего договора (вариант: цены не поставленного в срок товара) за каждый день просрочки".
2. Пункт 10.2 формы договора поставки с выполнением работ (приложения N 8 к Методическим указаниям):
"10.2. В случае просрочки поставки товара и (или) выполнения работ поставщик уплачивает покупателю неустойку из расчета 0,1% от цены настоящего договора (вариант: цены не поставленного в срок товара и (или) невыполненных в срок работ) за каждый день просрочки".
3. Пункт 14.2 формы договора поставки будущей вещи (приложения N 21 к Методическим указаниям) изложить в следующей редакции:
"14.2. В случае просрочки поставки товара поставщик уплачивает покупателю неустойку из расчета 0,1% от цены настоящего договора (вариант: цены не поставленного в срок товара) за каждый день просрочки".