Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2020 N 993-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 апреля 2020 г. N 993-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных целевых программ и иных документов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 12 апреля 2020 г. N 993-р
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
В последние годы агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы, в том числе за счет поддержки государства, демонстрируют уверенный рост, являются одними из основных движущих направлений отечественной экономики и оказывают непосредственное влияние на продовольственную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, обеспечение которого в долгосрочной перспективе является первостепенной задачей.
В свете глобальных экономических тенденций возникает необходимость внедрения новой модели экономического развития, способной обеспечить динамичный и устойчивый рост российской экономики, основанный на внутренних факторах конкурентоспособности государства, и прежде всего на повышении экономической эффективности производства.
В настоящее время требуется, чтобы национальная экономика развивалась ускоренными темпами (выше среднемировых), опираясь на основную цель экономического роста, которой являются социальное благополучие и высокие стандарты жизни граждан России, качественное инфраструктурное развитие и продовольственная безопасность страны.
Решение обозначенных задач требует системного комплексного подхода, позволяющего решать текущие проблемы обеспечения социально-экономической стабильности и одновременно осуществлять структурную перестройку российской экономики.
В этой связи возникает необходимость выработки дополнительного документа долгосрочного планирования в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, которым является Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия). Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы являются одними из крупнейших базовых отраслей российской экономики, составляя важнейшую часть производственной и социальной инфраструктуры государства, а также стимулируют деловую и товарную активность в смежных отраслях.
Правовую основу Стратегии составляют:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;
Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.";
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ о национальных целях);
Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа развития сельского хозяйства);
государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";
Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы";
государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - государственная программа развития сельских территорий);
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 559-р;
Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. N 1796-р;
Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 2798-р;
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г.
В Стратегии учитывается необходимость обеспечения комплексного подхода к достижению национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях:
обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации (национальная цель N 1);
обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции (национальная цель N 3);
улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно (национальная цель N 5);
ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов их общего числа (национальная цель N 6);
обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере (национальная цель N 7);
вхождение Российской Федерации в число 5 крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов (национальная цель N 8);
создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами (национальная цель N 9).
В Стратегии представлена декомпозиция указанных национальных целей в цели агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
В Стратегии определены ключевые цели и мероприятия долгосрочной экономической политики в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, направленные на стимулирование положительных структурных изменений в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах.
Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа:
первый этап - до 2024 года;
второй этап - с 2025 года по 2030 год.
В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров определен 2019 год.
II. Текущее состояние агропромышленного
и рыбохозяйственного комплексов
В последние 12 лет произошел существенный прорыв, связанный со строительством новых сельскохозяйственных предприятий с внедрением на них современной техники и оборудования.
Российская Федерация занимает 5-е место в мире по величине добавленной стоимости, произведенной в сельском хозяйстве, и 7-е место - по притоку прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство.
Вместе с тем благодаря государственной политике по развитию сельского хозяйства Российская Федерация в настоящее время является крупнейшим в мире производителем ячменя, занимает 2-е место по производству семян подсолнечника, 3-е место - по производству картофеля и молока, 4-е место в мире - по производству пшеницы, превратившись в последние годы в крупнейшего экспортера этой культуры, и 5-е место - по производству яиц и мяса кур.
Несмотря на неблагоприятные погодные условия, в 2019 году валовый сбор зерна в чистом весе составил 121,2 млн. тонн, что выше уровня 2018 года на 7 процентов (113,3 млн. тонн), валовой сбор сои составил рекордные 4,4 млн. тонн, что больше его производства в 2018 году на 8,3 процента (4 млн. тонн). Валовой сбор рапса в 2019 году составил 2,1 млн. тонн в чистом весе, что на 3,6 процента больше, чем в 2018 году (2 млн. тонн). Средняя урожайность рапса составила 14,5 центнера на гектар (в 2018 году - 13,3 центнера на гектар). Валовой сбор подсолнечника составил 15,4 млн. тонн маслосемян в весе после доработки (в 2018 году - 12,8 млн. тонн) при урожайности 18,3 центнера на гектар (в 2018 году - 16 центнеров на гектар).
Валовой сбор картофеля во всех категориях хозяйств в 2019 году составил 22,1 млн. тонн (в 2018 году - 22,4 млн. тонн), овощей - 14,1 млн. тонн, что выше уровня 2018 года. Производство овощей в зимних теплицах в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, превысило 1,15 млн. тонн (в 2018 году - около 1 млн. тонн), что является рекордным показателем. Валовой сбор плодов и ягод составил 3,46 млн. тонн.
Заложены рекордные 18,1 тыс. гектаров новых садов. Заложены новые виноградники на площади 6,94 тыс. гектаров, или 138,7 процента уровня 2018 года (5,005 тыс. гектаров).
В 2019 году производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий составило 15,2 млн. тонн, что на 1,9 процента больше уровня 2018 года.
Наращивание объемов производства сырого молока (темп роста составил 104,6 процента) влияет на объемы выработки молочной продукции.
Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2019 году составило 31,3 млн. тонн (102,4 процента уровня 2018 года). Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных предприятиях (кроме микропредприятий) вырос по сравнению с 2018 годом на 401 килограмм и составил 6492 килограмма.
Производство яиц в хозяйствах всех категорий за 2019 год составило 44,9 млрд. штук, или 99,9 процента уровня 2018 года. Средняя яйценоскость 1 курицы-несушки в сельскохозяйственных организациях по сравнению с 2018 годом выросла на 6 яиц и составила 312 штук.
Индекс производства пищевых продуктов в 2019 году сохранился на уровне 2018 года и составил 104,9 процента.
Индекс производства напитков составил 103,1 процента (102,6 процента в 2018 году).
Индекс производства табачных изделий составил 90,3 процента (103,8 процента в 2018 году).
В январе - декабре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности отгружено:
пищевых продуктов (выполнено работ, услуг) на сумму 6061,2 млрд. рублей, или на 7,4 процента больше, чем в соответствующем периоде 2018 года;
напитков на сумму 869,6 млрд. рублей, или на 13,5 процента больше, чем в соответствующем периоде 2018 года;
табачных изделий - 210,4 млрд. рублей, на 10,1 процента меньше, чем в соответствующем периоде 2018 года.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями составил 47,9 процента общего объема, или 16062,3 млрд. рублей.
В 2019 году увеличены объемы производства скота и птицы на убой (темп роста составил 103 процента по сравнению с уровнем 2018 года), что благоприятно сказывается на работе перерабатывающих предприятий и способствует увеличению выработки мясной продукции.
Темп роста объемов производства за 2019 год составил:
консервов мясных (мясосодержащих), включая консервы для детского питания, - 112,2 процента (676,5 муб);
мясных полуфабрикатов - 108,7 процента (3559,9 тыс. тонн).
Выросло производство молока и сливок сухих, сублимированных до 112,4 процента (149,9 тыс. тонн), сыров - до 112,2 процента (523,9 тыс. тонн).
Также сохранились высокие темпы производства плодоовощной замороженной продукции и составили 131,8 процента (95,4 тыс. тонн), картофеля переработанного и консервированного - 121,7 процента (298,2 тыс. тонн), сахара - 116,5 процента (7309,7 тыс. тонн), масел растительных и их фракций нерафинированных (включая кукурузное) - 112,6 процента (6697,8 тыс. тонн), минеральной воды - 104,3 процента (14866,4 млн. полулитров), изделий макаронных и аналогичных мучных изделий - 101,6 процента (1437,2 тыс. тонн), крупы - 101,3 процента (1540,2 тыс. тонн).
Сохранилось на уровне 2018 года производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них на уровне 99 процентов (9511,5 тыс. тонн), колбасных изделий - 99,7 процента (2275 тыс. тонн), хлеба и хлебобулочных изделий - 99,1 процента (6306 тыс. тонн), кондитерских изделий - 100,4 процента (3931,2 тыс. тонн).
Развитие мелиоративно-водохозяйственного комплекса направлено на решение следующих задач:
повышение эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности Российской Федерации;
удовлетворение потребностей сельского населения, объектов агропромышленного комплекса в качественных водных ресурсах;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
защита населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод на основе сбалансированного решения социально-экономических проблем;
сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, особенно в части сохранения и повышения плодородия почв, а также сохранения природных водных объектов.
Ресурсная база отечественного рыболовства обладает значительным потенциалом по наращиванию объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов. По данным отраслевой науки, сырьевая база отечественного рыболовства в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, внутренних вод и континентального шельфа Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях на 2019 год (за исключением объектов совместного регулирования Смешанной Российско-Норвежской Комиссии по рыболовству) оценивается в 5,2 млн. тонн сырья.
Товарная аквакультура (товарное рыбоводство) по-прежнему занимает невысокое место в производственной и экономической структуре рыбохозяйственного комплекса, несмотря на опережающие темпы среднегодового роста производства (около 15 процентов).
Структура производства рыбной продукции рыбохозяйственного комплекса остается неизменной в течение последних десятилетий. Средняя норма выхода товарной продукции из водных биологических ресурсов продолжает оставаться на уровне 65 процентов, что свидетельствует о низкой степени переработки уловов.
По итогам 2019 года общий объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов российскими пользователями во всех районах Мирового океана, а также во внутренних (пресноводных) водных объектах составил 4916,84 тыс. тонн.
В 2019 году производство рыбы, переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков составило 4210 тыс. тонн.
Производство продукции товарного рыбоводства, включая посадочный материал, составило 286,8 тыс. тонн, что на 20,2 процента больше, чем за 2018 год.
В соответствии с данными Федеральной таможенной службы и Федеральной службы государственной статистики экспорт продукции агропромышленного комплекса в 2019 году составил 25,5 млрд. долларов США.
Ключевую позицию в структуре экспорта 2019 года заняли зерновые (экспорт зерновых составил 7,9 млрд. долларов США, или 103,8 процента плана), рыба и морепродукты (5,4 млрд. долларов США, или 100,8 процента плана).
В 2019 году экспорт масложировой продукции оценивается в размере 4,1 млрд. долларов США (больше уровня 2018 года на 28,1 процента), мясной и молочной продукции - в размере 0,9 млрд. долларов США (больше уровня 2018 года на 30 процентов), продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - в размере 4 млрд. долларов США (больше уровня 2018 года на 13 процентов).
В рамках реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы развития сельского хозяйства в 2019 году улучшены жилищные условия 8,4 тыс. семей на селе (приобретено или построено 688 тыс. кв. метров жилья), из них 5,6 тыс. молодых семей и молодых специалистов (приобретено или построено 464 тыс. кв. метров). Введены в эксплуатацию 4 общеобразовательных учреждения на 1,3 тыс. ученических мест, 53 фельдшерско-акушерских пункта, построено 67 спортивных сооружений, проложено 0,82 тыс. километров распределительных газовых сетей, что позволило увеличить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом на селе к 1 января 2020 г. до 60,7 процента (на 1 января 2019 г. уровень газификации составлял 60,3 процента), и 0,6 тыс. километров локальных водопроводов, что позволило довести уровень обеспечения сельского населения питьевой водой к 1 января 2020 г. до 67,9 процента (на 1 января 2019 г. уровень водообеспечения составлял 66,4 процента).
В 2019 году построено 688,9 километра автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, что позволило обеспечить 222 населенных пункта и 81 объект по производству и переработке сельскохозяйственной продукции постоянной круглогодичной связью по дорогам общего пользования с твердым покрытием.
Реализован 261 проект местных инициатив сельских жителей, получивших грантовую поддержку. В 12 регионах реализованы 15 проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку.
В 2019 году для обслуживания и эксплуатации объектов социальной и инженерной инфраструктуры, введенных в рамках государственной программы развития сельских территорий, на объектах агропромышленного комплекса, созданных в процессе осуществления инвестиционных проектов в населенных пунктах, создано 25,2 тыс. рабочих мест.
III. Цели, задачи, мероприятия и показатели (индикаторы)
государственной политики в сферах агропромышленного
и рыбохозяйственного комплексов
Ежегодно мировая экономика существенно трансформируется и, как результат, появляется необходимость формирования прорывных решений и технологий по внедрению платформы по долгосрочному перспективному развитию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов для устойчивого социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности отечественной продукции указанных комплексов, усиления продовольственной безопасности, развития научной и инновационной направленности (генетика и селекция), обеспечения эффективного вовлечения в оборот и управления землями сельскохозяйственного назначения, воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, цифровой трансформации.
Российская Федерация в настоящее время находится в условиях внешнеполитического санкционного давления, усиления структурных дисбалансов в мировой экономике, использования дискриминационных мер в отношении ключевых отраслей и подотраслей российской экономики, роста конфликтного потенциала в зонах экономических интересов страны и вблизи ее границ, увеличения колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, изменения структуры мирового спроса на энергоресурсы, деятельности антироссийских экономических объединений, уязвимости информационной инфраструктуры, а также исчерпания экспортно-сырьевой модели развития и отсутствия российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики. Также на развитие российской экономики в целом и агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в частности, может оказать негативное влияние развитие коронавирусной инфекции, которое является возможной предпосылкой снижения экспорта продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Государственная политика в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в наибольшей степени влияет на достижение национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях, на их основные приоритеты, направленные на поддержку рождаемости, оплату труда и занятость, социальное обеспечение сельского населения, поддержку предпринимательства в сельской местности, увеличение предложения жилья на селе и повышение его качества, рост уровня технологического развития и цифровизации, наращивание уровня и качества инвестиций в основной капитал, повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов с учетом процессов по импортозамещению.
Вместе с тем развитие агропромышленного комплекса напрямую связано с качеством жизни сельского населения. Стоит учитывать необходимость развития инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.
Для прорывного развития необходимо обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Российской Федерации, а также на формирование единой цифровой базы, позволяющей агрегировать все необходимые данные о состоянии отраслей, подотраслей и направлений указанных комплексов и их состояния.
Государственная политика в агропромышленном комплексе учитывает в среднесрочной перспективе повышение качества жизни сельского населения за счет реализации мероприятий по созданию новых субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшению жилищных условий, повышению доступности объектов социальной инфраструктуры.
Немаловажную роль в развитии агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов играет создание качественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, пищевой промышленности, рыболовства и рыбоводства.
Основу государственной политики в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов планируется сформировать из 8 целей Стратегии, направленных на исполнение национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях, а именно:
национальная цель N 1 (подцель "Поддержка рождаемости") и национальная цель N 5 (подцели "Увеличение предложения жилья" и "Повышение качества жилья") формируют цель Стратегии "Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах".
Достижение указанной цели связано с улучшением жилищных условий сельского населения посредством реализации мер, направленных на льготное ипотечное и потребительское кредитование граждан, предоставление им социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, субсидирование строительства жилых помещений (жилых домов), предоставляемых на условиях найма гражданам, проживающим или изъявившим желание проживать на сельских территориях.
Для их решения реализуются мероприятия по субсидированию строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) для граждан, проживающих или изъявивших желание проживать на сельских территориях за счет предоставления им социальных выплат, субсидированию строительства жилых помещений (жилых домов), предоставляемых на условиях найма гражданам, проживающим или изъявившим желание проживать на сельских территориях, субсидированию льготного ипотечного кредитования на цели строительства (приобретения жилых) помещений (жилых домов) на сельских территориях, субсидированию льготного потребительского кредитования на цели повышения уровня благоустройства домовладений, субсидированию реализации проектов комплексного обустройства площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку.
Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:
ввод (приобретение) жилья для семей, проживающих и работающих на сельских территориях:
до 2024 года - 2,09 млн. кв. метров;
до 2030 год - 3,23 млн. кв. метров;
улучшение жилищных условий семей, проживающих на сельских территориях, путем предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке от 0,1 процента до 3 процентов годовых:
до 2024 года - 164 тыс. семей;
до 2030 года - 425 тыс. семей;
обустройство инженерной инфраструктурой и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку:
до 2024 года - 1067 единиц;
до 2030 года - 2062 единицы.
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий способствует сохранению доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации;
национальная цель N 3 (подцели "Оплата труда и занятость", "Социальное обеспечение", "Поддержка предпринимательства") формирует цель Стратегии "Повышение уровня соотношения располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств".
Для достижения указанной цели решаются задачи, связанные с обеспечением уровня занятости сельского населения, получившего высшее образование и (или) прошедшего дополнительное профессиональное обучение (повышение квалификации, переподготовку), со снижением уровня безработицы сельского населения трудоспособного возраста и с развитием отраслей агропромышленного комплекса с учетом мелиорации, технической и технологической модернизации.
Для решения указанных задач реализуются:
в рамках государственной программы развития сельских территорий - мероприятия по возмещению работодателям (сельскохозяйственным производителям) части расходов по ученическим договорам, заключаемым с работниками, обучающимися в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, возмещению работодателям (сельскохозяйственным производителям) части расходов, связанных с привлечением на производственную практику студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, субсидированию льготного кредитования индивидуальных предпринимателей и организаций, зарегистрированных на сельских территориях (сельских агломерациях), на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство жилых зданий;
в рамках государственной программы развития сельского хозяйства - мероприятия по стимулированию повышения уровня квалификации кадров, разработке новых образовательных программ обучения, стимулированию увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, в том числе путем применения высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и пород сельскохозяйственных животных, а также использования ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники, стимулированию проведения мелиоративных мероприятий для эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, а также повышения продуктивности и качества почв, увеличению доли продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе путем развития мощностей хранения и переработки сельскохозяйственного сырья, созданию системы поддержки фермеров и сельской кооперации.
Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанных целей, являются:
достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств:
до 2024 года - 79 процентов;
до 2030 года - 90 процентов;
достижение уровня занятости сельского населения трудоспособного возраста:
до 2024 года - 78 процентов;
до 2030 года - 88,9 процента;
достижение значения произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве:
в 2024 году - 5374,8 млрд. рублей;
в 2030 году - 7000 млрд. рублей;
достижение значения произведенной добавленной стоимости при производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий:
в 2024 году - 2841,9 млрд. рублей;
в 2030 году - 3295,9 млрд. рублей;
количество человек, вовлеченных в сегмент малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве (нарастающим итогом):
в 2024 году - 126690 человек;
в 2030 году - 312750 человек.
Основными приоритетами указанной цели Стратегии являются улучшение благосостояния граждан, проживающих на сельских территориях, в том числе занятых в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, и повышение уровня их занятости.
Основными индикаторами развития являются профессиональная подготовка и (или) переподготовка граждан, которые стимулируют развитие, повышают компетенцию и культуру.
Необходимо отметить, что повышение уровня образования граждан обеспечивает увеличение доли высококвалифицированных кадров, занятых в агропромышленном комплексе.
В рамках подготовки высококвалифицированных кадров существует необходимость ускоренного стимулирования развития отраслевых институтов, позволяющих подготовить профессиональные кадры с учетом современных технологических условий.
Необходимо отметить, что достижение целей государственной программы развития сельских территорий по показателям, указанным в абзацах, связанных с национальными целями N 1 и 3 настоящего раздела, возможно в случае обеспечения ее финансирования согласно объемам, предусмотренным государственной программой развития сельских территорий на 1 января 2020 г., и сохранения финансирования национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16;
национальная цель N 6 (подцель "Повышение уровня технологического развития") формирует цель Стратегии "Повышение научно-технологического уровня агропромышленного комплекса за счет развития селекции и генетики".
Для достижения указанной цели решается задача, связанная с реализацией комплекса подпрограмм по развитию селекции и генетики.
Для решения указанной задачи реализуются мероприятия по улучшению генетического потенциала в животноводстве, развитию селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур, разработке и внедрению технологии производства кормов и кормовых добавок для животных.
Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:
увеличение количества единиц хранения генетических ресурсов растений российских коллекций:
до 2024 года - 415 тыс. единиц;
до 2030 года - 529 тыс. единиц;
уровень инновационной активности организаций, занимающихся селекцией, генетикой и семеноводством:
в 2024 году - 20 процентов;
в 2030 году - 25 процентов.
Апробация передовых технологий, их дальнейшее внедрение в агропромышленный комплекс будут способствовать снижению импортозависимости (безопасности государства) в семенном, генетическом и посадочном материале.
Для достижения указанной цели Стратегии сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса внедряются и масштабируются новые передовые инновационные решения, повышается качество и конкурентные преимущества.
Достижение этой цели Стратегии гарантирует увеличение конкурентных преимуществ российского агропромышленного комплекса в рамках развития экспортного потенциала;
национальная цель N 7 (подцель "Цифровизация отраслей экономики") формирует цель Стратегии "Цифровая трансформация агропромышленного комплекса".
Для достижения указанной цели решается задача, связанная с созданием национальной цифровой платформы "Цифровое сельское хозяйство".
Для решения указанной задачи реализуются мероприятия по оказанию государственной поддержки создания в цифровом формате единой модели отраслевых данных в агропромышленном комплексе, обеспечения прослеживаемости подконтрольной продукции агропромышленного комплекса, предоставления электронных государственных услуг в агропромышленном комплексе, создания цифровых сервисов эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и создания цифровых сервисов мелиоративного комплекса Российской Федерации.
Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:
количество отраслевых показателей, по которым собираются данные для национальной платформы "Цифровое сельское хозяйство":
в 2024 году - 50 тыс. показателей;
в 2030 году - 100 тыс. показателей;
меры государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям обеспечиваются в цифровом формате:
в 2024 году - 75 процентов;
в 2030 году - 100 процентов;
информация о землях сельскохозяйственного назначения содержится в цифровом формате:
в 2024 году - 80 процентов;
в 2030 году - 100 процентов;
предоставление государственных услуг в рамках полномочий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации оказывается в электронном виде в 2024 году - 100 процентов;
предоставление подведомственными Министерству сельского хозяйства Российской Федерации федеральными государственными образовательными организациями высшего образования образовательных услуг на базе платформы "Цифровое сельского хозяйство":
до 2024 года - 40 процентов;
до 2030 года - 100 процентов;
информация о поголовье сельскохозяйственных животных содержится в цифровом формате:
в 2024 году - 100 процентов племенного стада;
в 2030 года - 100 процентов сельскохозяйственных животных;
управление жизненными циклами гидротехнических мелиоративных сооружений в национальной платформе "Цифровое сельское хозяйство":
до 2024 года - 25 процентов;
до 2030 года - 100 процентов;
предоставление документов в электронном виде по регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним к 2024 году - 100 процентов.
Национальная платформа "Цифровое сельское хозяйство" организована на базе микросервисной архитектуры с использованием сквозных технологий, позволяя в краткосрочном и среднесрочном периодах агрегировать данные по сельскохозяйственным товаропроизводителям, землям сельскохозяйственного назначения, природно-почвенным особенностям и другие отраслевые данные.
В свою очередь достижение цели Стратегии обеспечит предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям всех необходимых услуг и сервисов в режиме реального времени;
национальная цель N 8 (подцель "Повышение уровня и качества инвестиций в основной капитал") формирует цели Стратегии "Увеличение произведенной добавленной стоимости" и "Увеличение физического объема инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе".
Декомпозиция цели Стратегии "Увеличение произведенной добавленной стоимости" приведена в абзацах, связанных с национальной целью N 3 настоящего раздела. Достижение указанной цели непосредственно влияет на увеличение инвестиций за счет увеличения стоимостного объема продукции.
Для достижения указанной цели решается задача, связанная со стимулированием инвестиционной активности в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах.
Для решения указанной задачи реализуются мероприятия по стимулированию обновления основных фондов в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, обеспечению доступности льготных кредитных ресурсов и льготного лизинга для товаропроизводителей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, предоставлению налоговых преференций товаропроизводителям агропромышленного комплекса, внедрению нефинансовых мер по дополнительному привлечению инвестиций.
Активными участниками повышения объема инвестиций в основной капитал являются институты развития агропромышленного комплекса, а именно акционерные общества "Россельхозбанк" и "Росагролизинг".
Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:
уровень объема инвестиций в основной капитал в разделе "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство":
в 2024 году - 822 млрд. рублей;
в 2030 году - 850 млрд. рублей;
уровень объема инвестиций в основной капитал в разделе "Производство пищевых продуктов":
в 2024 году - 355,6 млрд. рублей;
в 2030 году - 385 млрд. рублей;
уровень объема инвестиций в основной капитал в разделе "Производство напитков":
в 2024 году - 50 млрд. рублей;
в 2030 году - 65 млрд. рублей.
Основной задачей является улучшение производственных мощностей. Для ее решения необходимо повышать уровень инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах.
Внедрение новых технологий, передовых решений, строительство современных предприятий требуют больших вложений со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса.
Основным приоритетом является поддержка предпринимательской инициативы путем предоставления различных мер государственной поддержки.
Также в среднесрочной перспективе необходимо внедрить нефинансовые инструменты поддержки предпринимательства, меры, позволяющие сократить затраты, и перенаправить высвобожденные средства на развитие производства, увеличение уровня переработки сельскохозяйственной и рыбохозяйственный продукции;
национальная цель N 9 (подцели "Конкурентоспособность несырьевых отраслей экономики", "Импортозамещение") формирует цели Стратегии "Увеличение объема экспорта не менее 45 млрд. долларов США в год" и "Обеспечение продовольственной безопасности".
Для достижения этих целей решаются задачи, связанные с созданием новой товарной массы продукции агропромышленного комплекса и экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранение торговых барьеров (тарифных и нетарифных), создание системы продвижения продукции агропромышленного комплекса на внешние рынки, достижение необходимого уровня самообеспеченности по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Для решения указанных задач реализуются следующие мероприятия:
в рамках федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" (национальный проект (программа) "Международная кооперация и экспорт", утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16):
стимулирование развития экспортно ориентированных отраслей, обеспечение межрегиональных логистических цепочек для облегчения перемещения сельскохозяйственной продукции и продовольствия до границы, поддержка сертификации отечественной продукции, подтверждение соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, аккредитация ветеринарных лабораторий, облегчение доступа отечественной сельскохозяйственной продукции на зарубежные рынки, создание сети атташе по агропромышленному комплексу;
в рамках Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации":
повышение экономической доступности качественной пищевой продукции для формирования рациона здорового питания для всех групп населения, обеспечение физической доступности пищевой продукции;
повышение урожайности сельскохозяйственных культур, сохранение, восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, соблюдение технологий производства сельскохозяйственных культур, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель, развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения путем поддержания мелиоративного комплекса, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, в нормативном состоянии, строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем, включая гидромелиорацию, агролесомелиорацию, фитомелиорацию и осуществление культуртехнических мероприятий, обеспечение биологической безопасности территории Российской Федерации, в том числе проведение противоэпизоотических мероприятий, предотвращение возникновения и распространения болезней животных, развитие племенного дела, селекции и семеноводства, создание новых технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:
экспорт продукции агропромышленного комплекса:
в 2024 году - 45 млрд. долларов США;
в 2030 году - более 45 млрд. долларов США;
уровень самообеспеченности Российской Федерации:
по зерну:
2024 год - 95 процентов;
2030 год - 95 процентов;
по сахару, произведенному из сахарной свеклы:
2024 год - 90 процентов;
2030 год - 90 процентов;
по маслу растительному:
2024 год - 90 процентов;
2030 год - 90 процентов;
по картофелю:
2024 год - 95 процентов;
2030 год - 95 процентов;
по овощам и бахчевым культурам:
2024 год - 87 процентов;
2030 год - 87 процентов;
по фруктам и ягодам, включая виноград:
2024 год - 40 процентов;
2030 год - 40 процентов;
по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо):
2024 год - 85 процентов;
2030 год - 85 процентов;
по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко):
2024 год - 85 процентов;
2030 год - 85 процентов;
по рыбе и рыбопродуктам:
2024 год - 85 процентов;
2030 год - 85 процентов;
по семенам:
2024 год - 60 процентов;
2030 год - 60 процентов.
Основным ориентиром для достижения указанной цели Стратегии является централизация усилий для достижения уровня продовольственной безопасности и поддержки экспорта продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Указанное развитие сопряжено с множеством внешних и внутренних факторов, в том числе политических. Основными инструментами, необходимыми для сокращения рисков и угроз, являются систематизация товарных потоков с учетом транспортной и территориальной доступности, строительство оптово-распределительных центров в странах-экспортерах, мероприятия по совершенствованию ветеринарного, фитосанитарного и земельного законодательства, обеспечение эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, поддержание курса государственной поддержки.
Необходимо в ближайшие годы увеличить перерабатывающие мощности, создать новые товарные направления и группы, реализовать мероприятия по обеспечению поддержки продвижения экспорта сырья и продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
В целях реализации указанной цели Стратегии должна быть существенно увеличена площадь используемых земель сельскохозяйственного назначения. Это одна из государственных задач, направленная в том числе на обеспечение продовольственной безопасности, сохранение, восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель, и ее решение лежит в рамках отдельной государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.
Также необходимо в среднесрочной перспективе осуществить трансформацию производственных мощностей с учетом робототехники, передовых цифровых систем, генетических и селекционных инноваций. Такая трансформация позволит выйти на новый путь развития, позволяющий значительно снизить нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей и организации агропромышленного комплекса.
Вместе с тем необходимо отметить, что достижение показателей государственной программы развития сельского хозяйства, указанных в абзацах, связанных с национальными целями N 3, 6 - 9 настоящего раздела, приведены в соответствие с ее объемами финансирования на 1 января 2020 г.
Целевые показатели Стратегии приведены в приложении.
IV. Ключевые риски в сферах агропромышленного
и рыбохозяйственного комплексов
Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов сопряжено с рисками и угрозами, которые могут существенно снизить производственный потенциал, а именно:
экономические риски, обусловленные возможностью ухудшения внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижения темпов роста мировой и национальной экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы, снижением инвестиционной привлекательности отечественного сельского и рыбного хозяйства, снижением конкурентоспособности отечественной продукции;
технологические риски, вызванные отставанием по уровню технологического развития производственной базы;
климатические и агроэкологические угрозы, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями и аномальными природными явлениями стихийного характера, увеличением доли деградированных земель, снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения, последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
внешнеполитические риски, которые могут привести к ограничению потенциала развития отечественного сельского и рыбного хозяйства, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры, применением зарубежными странами мер государственной поддержки сельского хозяйства, искажающих международную торговлю;
ветеринарные и фитосанитарные риски, связанные с возникновением и распространением ранее не регистрировавшихся на территории Российской Федерации массовых заразных болезней животных, а также с распространением вредителей и болезней растений.
Дополнительно следует отметить неопределенность, возникшую в начале 2020 года в связи с распространением коронавирусной эпидемии и снижением биржевых котировок на сельскохозяйственную продукцию. Коронавирусная эпидемия привела к возникновению проблем с доставкой продовольственной продукции в Китайскую Народную Республику и общему снижению деловой активности в мире. Отмена деловых мероприятий и тендеров может негативно отразиться на динамике экспорта продукции агропромышленного комплекса.
V. Вызовы, угрозы и факторы, влияющие на развитие
агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
На агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы оказывают влияние глобальные факторы, вызовы и угрозы внешнего и внутреннего характера.
К ключевым глобальным факторам относятся прогнозируемый рост населения Земли, урбанизация и увеличение среднего класса в развивающихся странах, изменение потребительских предпочтений, в том числе развитие сегмента сферы услуг и канала сбыта товаров с непосредственным потреблением товара в месте продажи, рост интереса к здоровому образу жизни, в том числе изменение предпочтений в питании. Каждый фактор создает перспективы дополнительного спроса на рыбную продукцию.
Также в долгосрочной перспективе в мире повысится дефицит воды и земельных ресурсов, увеличится необходимость потребления большего количества белковых продуктов. В настоящее время наблюдается волатильность курсов валют биржевых котировок и цен на сельскохозяйственные товары, происходит рост протекционизма и увеличение торговых барьеров.
К внешним факторам и угрозам относятся:
зависимость от импорта сырья по ряду направлений;
географическая концентрация экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона продукции рыбохозяйственного комплекса;
глобальная конкуренция;
торговые барьеры, ограничение добычи (вылова) водных биологических ресурсов в исключительных экономических зонах иностранных государств, открытых районах Мирового океана и конвенционных районах;
биологические угрозы, связанные с возникновением и распространением инфекционных и неинфекционных заболеваний населения вследствие нарушения обязательных требований к обеспечению безопасности и качества продукции на всех стадиях ее оборота на потребительском рынке;
социальные угрозы, обусловленные снижением привлекательности сельского образа жизни;
внедрение глобальными конкурентами инструментов ограничения доступа отечественной продукции на основные рынки сбыта;
усиление протекционизма и торговые войны.
К внутренним факторам риска относятся:
влияние традиционного спроса на продукцию из водных биологических ресурсов и низкая динамика его изменения;
низкий уровень покупательной способности населения;
недостаточность финансирования отечественной отраслевой науки и, как следствие, ограничения по осуществлению и расширению исследований;
неудовлетворительная динамика обновления логистической инфраструктуры;
недостаточная обеспеченность высококвалифицированными кадрами.
К основным факторам, влияющим на развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, относятся следующие:
факторы внутренней среды, относящиеся к сильным сторонам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов:
наличие значительного потенциала повышения урожайности и увеличения посевных площадей;
относительно невысокая стоимость использования земельных ресурсов;
наличие потенциала прироста сельскохозяйственного производства на мелиорируемых землях (орошаемых, осушаемых);
совершенствование государственной поддержки в части агропромышленного комплекса, восстановление плодородия почв;
достаточный объем производства минеральных удобрений и близость их производителей к потребителям;
рост обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственной техникой и оборудованием;
возможность увеличения объемов внутреннего потребления, в том числе за счет производства комбикормов и промышленной переработки;
возможность увеличения экспорта;
экспортный потенциал;
ускоренное развитие крупнотоварного, вертикально интегрированного животноводства;
близость крупнейших зарубежных рынков к южной части Российской Федерации;
развитие современной портовой инфраструктуры в Азово-Черноморском бассейне;
реконструкция железнодорожных и автомобильных дорог;
увеличение объема промышленной переработки;
развитие и внедрение новых агробиотехнологий.
Факторы внутренней среды, относящиеся к слабым сторонам:
высокая степень зависимости производства в ряде ключевых регионов-производителей от природно-климатических факторов;
снижение плодородия почв;
высокая степень зависимости объемов урожая от импорта средств защиты растений, машин и оборудования, а также ряда семян;
высокие логистические издержки, связанные с недостаточным развитием рыночной инфраструктуры и значительным отдалением ряда основных зон производства от конечных рынков;
различная динамика цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на материально-технические ресурсы;
высокие тарифы на электроэнергетику;
технологический разрыв между наукой и производственными предприятиями;
высокая степень закредитованности сельскохозяйственных производителей в ряде ключевых регионов;
низкая обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами;
технологическое отставание от крупнейших стран-экспортеров;
концентрация в ряде отраслей у нескольких игроков - поставщиков значительной доли рынка средств производства и услуг;
снижение доли населения, проживающего на сельских территориях.
Факторы внешней среды, относящиеся к сильным сторонам:
рост населения Земли и среднедушевых располагаемых доходов, что обусловливает увеличение глобального потребления сельскохозяйственной продукции;
опережающий производство темп роста мировой торговли;
выход на новые рынки (в частности, Азиатско-Тихоокеанского региона), в том числе путем развития портовой инфраструктуры;
увеличение степени глобализации мировой торговли.
Факторы внешней среды, относящиеся к слабым сторонам:
глобальные изменения климата, неблагоприятные для производства в ряде регионов Российской Федерации;
изменения глобальных экономических условий;
политические риски;
изоляционные меры, экономические санкции;
ограничения в рамках Всемирной торговой организации;
тарифные и нетарифные ограничения на зарубежных рынках сельскохозяйственной продукции;
растущая конкуренция со стороны традиционных и новых стран-экспортеров;
более высокие темпы развития сельскохозяйственных технологий в ведущих странах - экспортерах зерна по сравнению с темпами разработки и внедрения технологий в Российской Федерации.
Цели Стратегии выполнимы при сохранении объемов государственной поддержки на уровне не ниже 2020 года.
VI. Прогноз развития агропромышленного
и рыбохозяйственного комплексов
Прогноз развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов разработан с учетом необходимости ускоренного решения задач по обеспечению продовольственной и биологической безопасности (в том числе на основе импортозамещения по широкому спектру продуктов и технологий), сохранению социальной стабильности.
При этом продукция российского агропромышленного комплекса должна стать более конкурентоспособной как на национальном уровне, так и на международном. Важными условиями для этого станут соблюдение баланса интересов государства и бизнес-сообщества, максимально полное задействование инструментария "зеленой корзины" Всемирной торговой организации, а также решение социальных задач.
В рамках рассматриваемого прогноза развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов следует ожидать усиление роли Российской Федерации как поставщика продовольственного сырья и продукции на мировой рынок и увеличение доли экспорта в сфере сельскохозяйственного производства.
Зерновые культуры останутся крупнейшей статьей экспорта, к 2024 году объем их поставок достигнет 11 млрд. долларов США. Экспорт масложировой продукции к 2024 году увеличится до 8,6 млрд. долларов США. Поставки рыбы и морепродуктов вырастут на 57 процентов и достигнут 8,5 млрд. долларов США. Экспорт готовой продукции, прежде всего кондитерских изделий, к 2024 году увеличится до 2,2 млрд. долларов США, а поставки мяса в 2024 году составят 1575 млн. долларов США.
Приоритетными для поставок российской аграрной продукции являются страны Юго-Восточной и Средней Азии, Африки, Ближнего Востока и Закавказья.
Российская Федерация укрепит позиции в экспорте сельскохозяйственного сырья, прежде всего зерна. В ограниченных объемах из Российской Федерации могут экспортироваться продукты переработки зерна (мука, макаронные изделия, хлебопродукты, спиртосодержащая продукция, растительный протеин, аминокислоты, пищевые добавки), а также сахар, картофель, мясо птицы, свинина.
С учетом насыщения многих продуктовых сегментов на отечественном агропродовольственном рынке дальнейший рост производства будет невозможен без сохранения государственной поддержки на уровне 1 января 2020 г.
В агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах прогнозируется сокращение импорта технологий, а именно локализация зарубежных производств и поддержка развития отечественных информационных ресурсов прикладного характера в сфере биотехнологий, селекции и племенного дела, сельскохозяйственного машиностроения, производства и эффективного применения новых видов удобрений и агрохимикатов.
Точками роста валовой добавленной стоимости в агропромышленном комплексе являются значительные по объему рынки со средними или высокими темпами роста из категории традиционных, развитие которых не требует масштабного внедрения новых технологий и кардинального изменения потребительских предпочтений. Ключевые направления импортозамещения выделяются по комплексу признаков, в числе которых значительный объем импорта в стоимостном выражении, высокая доля импорта в себестоимости ряда продукции агропромышленного комплекса, наличие в Российской Федерации возможностей и конкурентных преимуществ для развития внутреннего производства.
Без прорывов в развитии новых технологий (новаций) крайне затруднено достижение основных целей. Для решения этой задачи планируется реализовать мероприятия, направленные на создание новых видов сортов и генов в селекции и генетики соответственно, подготовить на базе 54 отраслевых институтов высшего образования высококвалифицированные кадры.
Ключевые ориентиры развития:
развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе с внедрением инноваций;
цифровизация отраслей и подотраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
сохранение, восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, их рациональное использование, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель;
селекция и генетика;
развитие мелиоративного комплекса;
внедрение новых видов сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы.
Перспективными направлениями являются:
технологии ускоренной селекции, семеноводства и племенного дела, собственные сорта и гибриды, чистые линии высокопродуктивных пород животных;
технологии и оборудование для ветеринарного и фитосанитарного контроля, обеспечение биобезопасности и контроля качества сельскохозяйственного сырья и продукции переработки на всей цепочке создания стоимости;
технологии телеуправления для водо- и энергораспределения на оросительных и осушительных системах;
технологии производства новых типов удобрений и их ресурсосберегающего применения;
технологии производства базовых видов сельскохозяйственной техники;
технологии глубокой переработки сельскохозяйственного и рыбохозяйственного сырья;
базовые пищевые биотехнологии, в том числе для производства специальных диетических продуктов питания;
базовые технологии рыбохозяйственного комплекса.
Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы в 2024 году при условии сохранения экономической стабильности достигнут следующих показателей, отражающих эффективность, по отношению к уровню 2019 года:
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составит 110,2 процента;
экспорт продукции агропромышленного комплекса составит 45 млрд. долларов США;
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составит 113,1 процента;
валовая добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, составит 5374,8 млрд. рублей;
объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов составит 5322 тыс. тонн;
доля новых судов, построенных на территории Российской Федерации, в общей структуре рыбопромыслового флота составит 60 процентов;
валовая добавленная стоимость производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий составит 2841,9 млрд. рублей;
валовая добавленная стоимость по направлению "Рыболовство, рыбоводство и рыбопереработка" составит 349 млрд. рублей;
объем производства продукции товарной аквакультуры, включая посадочный материал, составит 501 тыс. тонн;
потребление рыбы и рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации составит 23,1 килограмма в год;
вовлечено в малое и среднее предпринимательство в области сельского хозяйства 126,7 тыс. человек.
У сельскохозяйственных товаропроизводителей к 2024 году появится возможность получения комплекса цифровых услуг и сервисов, позволяющих оптимизировать затраты и повысить эффективность производственных и управленческих процессов.
Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы в 2030 году при условии сохранения экономической стабильности достигнут следующих показателей, отражающих эффективность, по отношению к уровню 2019 года:
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составит 125,4 процента;
экспорт продукции агропромышленного комплекса составит более 45 млрд. долларов США;
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составит 131 процент;
валовая добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, составит 7000 млрд. рублей;
объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов составит 5396 тыс. тонн;
доля новых судов, построенных на территории Российской Федерации, в общей структуре рыбопромыслового флота составит 80 процентов;
валовая добавленная стоимость производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий составит 3295,9 млрд. рублей;
валовая добавленная стоимость по направлению "Рыболовство, рыбоводство и рыбопереработка" составит 418 млрд. рублей;
объем производства продукции товарной аквакультуры, включая посадочный материал, составит 618 тыс. тонн;
потребление рыбы и рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации составит 25 килограммов в год;
в малое и среднее предпринимательство в области сельского хозяйства будет вовлечено 313 тыс. человек.
Важнейшими задачами в рамках достижения указанных показателей и ведомственных целей до 2030 года также являются сохранение численности сельского населения, повышение уровня благоустройства их домовладений, развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Решение указанных задач позволит стимулировать граждан, проживающих в сельской местности, к ведению предпринимательской деятельности посредством создания собственного хозяйства (крестьянские (фермерские) хозяйства) или присоединения к коллективным организациям (сельскохозяйственные потребительские кооперативы).
Государственная политика в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах к 2030 году трансформируется, так как единая цифровая платформа учета предоставления данных, услуг и сервисов в комплексе позволит прогнозировать развитие и риски в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, в том числе экономические, социальные и погодные.
Приложение
к Стратегии развития агропромышленного
и рыбохозяйственного комплексов
Российской Федерации
на период до 2030 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО
КОМПЛЕКСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Наименование показателя
Единица измерения
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
2030 год
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к уровню 2019 года
процентов
101,7
103,8
105,5
107,7
110,2
112,7
125,4
Экспорт продукции агропромышленного комплекса
млрд. долларов США
25
28
34
41
45
45
45
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к уровню 2019 года
процентов
102,5
105,1
107,6
110,4
113,1
115,8
131
Валовая добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве
млрд. рублей
4046,6
4330,6
4643,5
4993,4
5374,8
5774,3
7000
Валовая добавленная стоимость производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий <1>
млрд. рублей
2161,6
2300,1
2463,5
2642,8
2841,9
3060,2
3295,9
Валовая добавленная стоимость по направлению "Рыболовство, рыбоводство и рыбопереработка" <1>
млрд. рублей
281
313
337
341
349
358
418
Рост долгосрочных финансовых вложений, нарастающим итогом <1>
млрд. рублей
330
372
422
453
480
517
613
Оборот организаций по направлению "Рыболовство, рыбоводство и рыбопереработка" <1>
млрд. рублей
563
594
629
666
706
750
888
Объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов
тыс. тонн
5194
5201
5208
5215
5322
5329
5396
Объем производства продукции товарной аквакультуры, включая посадочный материал <2>
тыс. тонн
272
351
449
472
501
598
618
Потребление рыбы и рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации - всего <3>
кг в год
22,2
22,4
22,6
22,8
23,1
23,5
25
в том числе:
Центральный федеральный округ
24
24,3
24,5
24,7
25
25,4
27,1
Северо-Западный федеральный округ
19,4
19,6
19,8
20
20,2
20,6
21,9
Южный федеральный округ
21,8
22
22,2
22,4
22,7
23,1
24,5
Северо-Кавказский федеральный округ
17,4
17,5
17,7
17,9
18,1
18,4
19,6
Приволжский федеральный округ
21,4
21,6
21,8
22
22,2
22,6
24,1
Уральский федеральный округ
22,6
22,8
23
23,2
23,5
23,9
25,5
Сибирский федеральный округ
22,5
22,7
22,9
23,1
23,4
23,8
25,3
Дальневосточный федеральный округ
28
28,3
28,5
28,8
29,2
29,7
31,6
Удельный вес отечественной рыбной продукции и иной продукции из водных биологических ресурсов в общем объеме ее товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка рыбной продукции
процентов
82,3
82,8
83
83,6
84
84,5
85
Доля новых судов, построенных на территории Российской Федерации, в общей структуре рыбопромыслового флота <4>
процентов
25
30
40
55
60
60
80
Среднегодовая численность занятых в Российской Федерации по видам экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство"
тыс. человек
147
148
150
152
153
155
160
Доля продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме произведенной рыбной продукции <5>
процентов
38
40
43
47
50
54
65
Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе обследованных организаций
процентов
11
12
13
14
15
16
20
Количество вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки (нарастающим итогом)
человек
12926
28549
48599
77464
126690
139484
312750
Ввод (приобретение) жилья для семей, проживающих и работающих на сельских территориях
млн. кв. метров
0,55
0,53
0,46
0,28
0,27
0,26
0,13
Улучшение жилищных условий семей, проживающих на сельских территориях, путем предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке от 0,1 процента до 3 процентов годовых
тыс. семей
25
33
35
35
36
37
56
Обустройство инженерной инфраструктурой и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку
единиц
42
220
280
260
265
250
210
Количество семей, повысивших уровень благоустройства домовладений за счет оформления льготного потребительского кредита по ставке от 1 до 5 процентов
тыс. семей
50,7
75,6
84,5
84,5
64,5
64,5
52,3
Количество проектов по благоустройству сельских территорий, получивших софинансирование из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (единиц в год)
единиц
5375
6375
6375
7375
8375
8375
6750
Уровень занятости сельского населения трудоспособного возраста
процентов
72
72
75
77
78
80
88,9
Уровень безработицы сельского населения трудоспособного возраста
процентов
8
8
7
6
6
6
4
Обеспечение работников сельскохозяйственных товаропроизводителей обучением в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, по ученическим договорам
тыс. человек
10
23
38
55
74
95
115
Обеспечение привлечения сельскохозяйственными товаропроизводителями для прохождения производственной практики студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации
тыс. человек
12
29
41
57
75
95
115
Ввод в действие распределительных газовых сетей
тыс. км
1,1
1
-
-
-
-
-
Ввод в действие локальных водопроводов
тыс. км
0,8
0,8
-
-
-
-
-
Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции (наблюдается до 2021 года)
тыс. км
0,43
-
-
-
-
-
-
Протяженность введенных в эксплуатацию и (или) переданных в эксплуатацию после капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции, (наблюдается с 2021 года)
тыс. км
-
0,43
0,43
0,43
0,43
0,43
0,45
Количество реализованных проектов комплексного развития сельских территорий
единиц
578
1487
1824
1861
1841
1842
1131
Удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
процентов (нарастающим итогом)
75
80
85
90
95
95
98
Удельный вес общеобразовательных организаций в сельской местности, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию
процентов (нарастающим итогом)
80
85
90
95
95
100
100
Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, проживающих на сельских территориях, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных организациях, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6 лет
процентов (нарастающим итогом)
50
53
57
60
65
70
80
Средний радиус доступности фельдшерско-акушерских пунктов для сельского населения
км
15
12
10
8
7
6
6
Доля сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом
процентов (нарастающим итогом)
33
35
40
45
47
55
60
Уровень газификации жилых домов (квартир) газом в сельской местности
процентов (нарастающим итогом)
60,3
62
65
67
70
72
80
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой
процентов (нарастающим итогом)
68
72
75
77
79
80
88
Удельный вес жилищного фонда в сельской местности, оборудованного канализацией
процентов (нарастающим итогом)
50
53,2
54,8
57,7
61,3
65
75
Средний радиус доступности общеобразовательных учреждений для сельского населения
км (нарастающим итогом)
7,8
7,5
7,3
7
6,5
6
6
--------------------------------
<1> Значение показателя приведено только с учетом общероссийского классификатора видов экономической деятельности "Рыболовство и рыбоводство".
<2> С учетом дополнительного объема, произведенного в рамках развития пастбищного лососеводства.
<3> По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в среднем на потребителя в год.
<4> Из расчета удельной доли в фактическом объеме добычи (вылова) за соответствующий год.
<5> Филе и фарш рыбные, пищевая продукция из филе и фарша рыбных, консервы, пресервы, соленая и копченая рыба, рыбная мука и рыбий жир.