Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2019 N 1388-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 июня 2019 г. N 1388-р
В целях повышения эффективности управления государственной собственностью:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по применению ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, и показателей деятельности государственных унитарных предприятий в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава (далее - методические рекомендации).
2. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим от имени Российской Федерации права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий (далее - предприятия), обеспечить актуализацию программ их деятельности в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотрев применение актуализированных программ деятельности предприятий с 1 января 2020 г.
3. Минэкономразвития России совместно с Росимуществом, а также с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование и (или) контроль и координацию в установленных законодательством Российской Федерации сферах деятельности, в соответствии с методическими рекомендациями в отношении хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, а также их дочерних обществ (далее - общества) обеспечить:
разработку (актуализацию) внутренних документов обществ, регламентирующих формирование ключевых показателей эффективности их деятельности, предусмотрев применение разработанных (актуализированных) документов обществ с 1 января 2020 г.;
разработку (актуализацию) внутренних документов обществ, регламентирующих вознаграждение руководящего состава обществ, предусмотрев применение разработанных (актуализированных) документов обществ с 1 января 2020 г.
4. Утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2020 N 3579-р.
5. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить в отношении хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, а также их дочерних обществ разработку (актуализацию) внутренних документов, регламентирующих формирование ключевых показателей эффективности деятельности указанных обществ, а в отношении государственных унитарных предприятий - документов, регламентирующих формирование показателей деятельности указанных предприятий, в целях формирования вознаграждения их руководящего состава с учетом методических рекомендаций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 2019 г. N 1388-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ, В УСТАВНЫХ КАПИТАЛАХ
КОТОРЫХ ДОЛЯ УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕВЫШАЕТ 50 ПРОЦЕНТОВ, И ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
ИХ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания содействия при формировании и применении ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, а также их дочерних обществ (далее - общества) и показателей деятельности государственных унитарных предприятий (далее - предприятия) в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава.
2. Понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях, означают следующее:
"ключевой показатель эффективности" - показатель, на основании которого оценивается эффективность деятельности общества в целях определения размера вознаграждения его руководящего состава;
"показатель деятельности" - показатель, на основании которого оценивается эффективность деятельности предприятия в целях определения размера вознаграждения его руководящего состава;
"отраслевые ключевые показатели эффективности (дополнительные показатели деятельности)" - показатели, характеризующие деятельность общества или предприятия в соответствующей отрасли;
"организации оборонно-промышленного комплекса" - общества или предприятия, включенные в сводный реестр оборонно-промышленного комплекса, который формируется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса";
"руководящий состав" - единоличный исполнительный орган предприятия или общества, коллегиальный исполнительный орган общества, а также иные должностные лица предприятия или общества в соответствии с внутренними и (или) учредительными документами предприятия или общества;
"целевое значение ключевого показателя эффективности (показателя деятельности)" - количественная характеристика показателя, определенная стратегией развития общества или предприятия, долгосрочной программой развития общества, программой деятельности предприятия;
"финансовые организации" - общества, осуществляющие финансовую и (или) страховую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами;
"финансово-экономические ключевые показатели эффективности (показатели экономической эффективности деятельности)" - показатели, характеризующие финансовую деятельность общества или предприятия.
3. При формировании ключевых показателей эффективности обществ рекомендуется устанавливать финансово-экономические и отраслевые ключевые показатели эффективности, вес которых в совокупности составляет 100 процентов.
Перечень рекомендуемых финансово-экономических ключевых показателей эффективности обществ (за исключением финансовых организаций) приведен в приложении N 1.
Перечень рекомендуемых финансово-экономических ключевых показателей эффективности для финансовых организаций приведен в приложении N 2.
При формировании показателей деятельности предприятий рекомендуется устанавливать показатели экономической эффективности деятельности и дополнительные показатели деятельности предприятия, вес которых в совокупности составляет 100 процентов, в порядке, определенном собственником имущества предприятия.
При этом формирование показателей экономической эффективности деятельности федеральных предприятий осуществляется в соответствии с Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".
4. Наряду с ключевыми показателями эффективности обществ и показателями деятельности предприятий рекомендуется предусматривать показатели депремирования руководящего состава, которые могут снижать размер его вознаграждения, сформированного по результатам достижения обществами ключевых показателей эффективности и предприятиями показателей деятельности.
Показатели депремирования руководящего состава обществ или предприятий не должны влиять на общий вес показателей эффективности обществ и показателей деятельности предприятий, предусмотренный пунктом 3 настоящих методических рекомендаций.
5. Ключевые показатели эффективности обществ рекомендуется устанавливать на краткосрочный (от 1 года до 3 лет), среднесрочный (от 3 лет до 5 лет) и долгосрочный (5 лет и более) периоды.
6. Иные ключевые показатели эффективности обществ, показатели деятельности предприятий и показатели депремирования их руководящего состава устанавливаются для обществ советом директоров (наблюдательным советом), в случае его отсутствия - общим собранием акционеров (участников) общества (далее - органы управления общества), для предприятий - органом исполнительной власти, осуществляющим права собственника в отношении имущества предприятия (далее - уполномоченный орган исполнительной власти), в том числе на основании решения Правительства Российской Федерации.
7. В основу расчета фактических значений финансово-экономических ключевых показателей эффективности обществ и показателей экономической эффективности деятельности предприятий рекомендуется закладывать бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, - консолидированную финансовую отчетность.
8. Перечень ключевых показателей эффективности обществ, их целевые значения и вес для каждого общества определяются органами управления общества.
9. Перечень показателей деятельности предприятий, включая дополнительные показатели деятельности, и показателей депремирования руководящего состава, их целевые значения и вес для каждого предприятия определяются в составе программы деятельности предприятия, утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти.
10. При формировании ключевых показателей эффективности обществ следует предусмотреть невозможность корректировки их целевых значений за прошедший и текущий календарные годы.
11. Целевые значения ключевых показателей эффективности обществ не рекомендуется указывать интервалом значений.
12. Общее количество финансово-экономических ключевых показателей эффективности общества рекомендуется устанавливать в количестве не более 7 показателей.
При этом рекомендуется предусматривать не менее 2 финансово-экономических ключевых показателей эффективности, сумма веса которых должна составлять не менее 30 процентов общего веса всех финансово-экономических ключевых показателей эффективности общества.
13. Общее количество отраслевых ключевых показателей эффективности общества или дополнительных показателей деятельности предприятия рекомендуется устанавливать в количестве не более 4 показателей.
При этом для организаций оборонно-промышленного комплекса количество отраслевых ключевых показателей эффективности для обществ и дополнительных показателей деятельности для предприятий рекомендуется определять исходя из:
специфики деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса, поставленных перед ними задач, направленных на повышение безопасности и обороноспособности Российской Федерации;
диверсификации производства организаций оборонно-промышленного комплекса;
участия организаций оборонно-промышленного комплекса в реализации национальных и федеральных проектов согласно целям, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
14. Рекомендуемыми показателями депремирования руководящего состава предприятий и обществ являются:
для всех предприятий и обществ:
"Наличие (отсутствие) задолженности по заработной плате перед работниками";
"Отношение объема совокупного долга к прибыли до вычета налоговых и процентных платежей и амортизации";
для всех обществ:
"Превышение установленного органами управления общества значения отношения "Суммы кредитов и займов" к "Прибыли до вычета";
для организаций оборонно-промышленного комплекса:
"Выполнение государственного оборонного заказа и мероприятий по импортозамещению";
"Выполнение мероприятий по диверсификации производства оборонно-промышленного комплекса и выпуску высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения";
"Рост реализации гражданской продукции собственного производства";
для финансовых организаций - "Ухудшение динамики показателя "Доля просроченной задолженности" или превышение установленного органами управления общества показателя "Доля просроченной задолженности".
Наличие, состав, вес показателей депремирования, их целевое значение, а также размер депремирования для обществ определяются органами управления обществ, для предприятий - уполномоченным органом исполнительной власти.
15. В целях обеспечения достоверности расчетов ключевых показателей эффективности обществ органам управления обществ рекомендуется ежегодно обеспечивать проверку корректности расчетов целевого значения ключевых показателей эффективности, а также обоснованность размера вознаграждения руководящего состава общества (с учетом фактического достижения целевых значений ключевых показателей эффективности) с привлечением представителей внутреннего и (или) внешнего аудита.
16. В отношении предприятий в целях обеспечения достоверности расчетов показателей деятельности предприятий уполномоченным органам исполнительной власти рекомендуется обеспечивать ежегодную проверку корректности расчетов целевых значений показателей деятельности, а также обоснованность размера вознаграждения руководящего состава предприятий (с учетом фактического достижения целевых значений показателей деятельности).
17. При рассмотрении вопросов выплаты вознаграждения руководящему составу предприятия или общества учитываются:
фактически достигнутые в отчетном году значения ключевых показателей эффективности (показателей деятельности);
причины отклонений (невыполнение или перевыполнение) фактически достигнутых целевых значений ключевых показателей эффективности (показателей деятельности) от их установленных целевых значений;
показатели депремирования руководящего состава.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
по применению ключевых показателей
эффективности деятельности
хозяйственных обществ, в уставных
капиталах которых доля участия
Российской Федерации или субъекта
Российской Федерации превышает 50
процентов, и показателей деятельности
государственных унитарных предприятий
в целях определения размера
вознаграждения их руководящего состава
ПЕРЕЧЕНЬ
РЕКОМЕНДУЕМЫХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ
ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)
Наименование показателя
Вес показателя
Рекомендуемые показатели
1
для публичных акционерных обществ
совокупная акционерная доходность <1> за прошедший год (рекомендуется учитывать или использовать динамику изменений отраслевого индекса)
не менее 10 процентов
общий вес не менее 30 процентов
для всех акционерных обществ
рентабельность продаж по "Прибыли до вычета" <2>
2
для всех обществ
коэффициент рентабельности инвестированного капитала <3>, коэффициент рентабельности собственного капитала <4> (органами управления <5> выбирается один из показателей, а также устанавливает целевое значение)
не менее 15 процентов
Показатели, которые вводятся по усмотрению органов управления (для всех обществ)
1
динамика размера "Прибыли на усмотрение до вычета" к предыдущему году органов управления (рост показателя)
на усмотрение органов управления
2
рентабельность по "Прибыли до вычета" (рост показателя в сравнении со средним показателем за 3 последних года)
на усмотрение органов управления
3
динамика удельной выручки (за вычетом нерегулярных составляющих) за год из расчета на одного сотрудника (рост по отношению к предыдущему году)
на усмотрение органов управления
4
снижение затрат на приобретение товаров (работ, услуг) на единицу продукции
на усмотрение органов управления
5
соотношение объема капитальных вложений к чистому денежному потоку от операционной деятельности
на усмотрение органов управления
6
соотношение объема капитальных вложений к амортизационным начислениям
на усмотрение органов управления
7
доля закупок товаров, работ, услуг, осуществленных конкурентными способами
на усмотрение органов управления
8
доля непрофильных активов <6>
на усмотрение органов управления
9
дополнительный показатель
на усмотрение органов управления
--------------------------------
<1> Совокупная акционерная доходность - обобщающий показатель для оценки годовых результатов, который представляет собой норму доходности акционеров в результате изменения биржевых котировок акций и начисления дивидендов. Указанный показатель рассчитывается:
<2> Прибыль до вычета - показатель для определения конкурентоспособности и эффективности деятельности вне зависимости от размера задолженности по кредитам, налогового режима и способа расчета амортизационных отчислений (рассчитывается как сумма прибыли до налогообложения, процентов к уплате, амортизации основных средств и нематериальных активов).
<3> Коэффициент рентабельности инвестированного капитала - показатель, рассчитываемый как отношение чистой операционной прибыли после вычета налогов к суммарному инвестированному капиталу.
<4> Коэффициент рентабельности собственного капитала рассчитывается:
<5> Органы управления - совет директоров (наблюдательный совет), а в случае его отсутствия общее собрание акционеров (участников) общества.
<6> Доля непрофильных активов - устанавливаемый с учетом позиции уполномоченного органа исполнительной власти допустимый уровень непрофильных активов, который рассчитывается:
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
по применению ключевых показателей
эффективности деятельности
хозяйственных обществ, в уставных
капиталах которых доля участия
Российской Федерации или субъекта
Российской Федерации превышает 50
процентов, и показателей деятельности
государственных унитарных предприятий
в целях определения размера
вознаграждения их руководящего состава
ПЕРЕЧЕНЬ
РЕКОМЕНДУЕМЫХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Наименование показателя
Вес показателя
Рекомендуемые
1
для публичных акционерных обществ
совокупная акционерная доходность <1> за прошедший год (рекомендуется учитывать или использовать динамику изменений отраслевого индекса)
не менее 10 процентов
общий вес не менее 30 процентов
2
для всех обществ
коэффициент рентабельности инвестированного капитала <2>, коэффициент рентабельности собственного капитала <3> (органы управления <4> выбирают один из показателей, а также устанавливают целевое значение)
не менее 15 процентов
Показатели, которые вводятся по усмотрению органов управления (для всех обществ)
1
прирост портфеля кредитов <5> (положительная динамика)
на усмотрение органов управления
2
прирост денежных средств клиентов на счетах (включая депозиты) <6> (положительная динамика)
на усмотрение органов управления
3
обеспечение заданного уровня маржи <7>
на усмотрение органов управления
4
рост комиссионных доходов <8>
на усмотрение органов управления
5
доля непрофильных активов <9>
на усмотрение органов управления
6
дополнительный показатель
на усмотрение органов управления
--------------------------------
<1> Совокупная акционерная доходность - обобщающий показатель для оценки годовых результатов, который представляет собой норму доходности акционеров в результате изменения биржевых котировок акций и начисления дивидендов. Указанный показатель рассчитывается:
<2> Коэффициент рентабельности инвестированного капитала рассчитывается как отношение чистой операционной прибыли после вычета налогов к суммарному инвестированному капиталу.
<3> Коэффициент рентабельности собственного капитала рассчитывается:
<4> Органы управления - совет директоров (наблюдательный совет), а в случае его отсутствия общее собрание акционеров (участников) общества.
<5> Прирост портфеля кредитов рассчитывается как разница кредитного портфеля на конец года, предшествующего отчетному, и кредитного портфеля на конец отчетного года.
<6> Прирост денежных средств клиентов на счетах (включая депозиты) - показатель рассчитывается как разница денежных средств клиентов на счетах, включая депозиты, на начало отчетного года и денежных средств клиентов на счетах, включая депозиты, к концу отчетного года.
<7> Обеспечение заданного уровня маржи рассчитывается:
(ставка по привлечению денежных средств в отчетном году - ставка для выдачи кредитов, денежных средств в отчетном году) - (ставка по привлечению денежных средств в году, предшествующему отчетному - ставка для выдачи кредитов, денежных средств в году, предшествующему отчетному).
<8> Рост комиссионных доходов - показатель рассчитывается как разница комиссионных расходов на конец отчетного года и комиссионных расходов на конец года, предшествовавшего отчетному.
<9> Доля непрофильных активов - устанавливаемый с учетом позиции уполномоченного органа исполнительной власти допустимый уровень непрофильных активов, который рассчитывается: