Распоряжение ОАО "РЖД" от 15.04.2019 N 715/р
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 апреля 2019 г. N 715/р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ МЕСТНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
СПОСОБОВ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
ТЕХНИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ, И ЭСКИЗОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ
В ВАГОНАХ И КОНТЕЙНЕРАХ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ОАО "РЖД"
На основании пунктов 7.2 и 7.3 главы 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27 мая 2003 года N ЦМ-943, в целях обеспечения безопасности движения, сохранности перевозимых грузов, систематизации действующих на российских железных дорогах условий размещения и крепления грузов в вагонах, контейнерах:
1. Утвердить прилагаемый Порядок согласования и утверждения Местных технических условий, способов размещения и крепления грузов, не предусмотренных техническими условиями, и эскизов размещения грузов в вагонах и контейнерах, перевозимых ОАО "РЖД" (далее - Порядок).
2. Заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания Шило А.Н., генеральному директору АО "НИИАС" Розенбергу И.Н. (по согласованию) организовать проведение экспертных работ по проверке всех проектов МТУ.
3. Заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания Шило А.Н., заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Дирекции управления движением Иванову П.А., заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Дирекции инфраструктуры Верховых Г.В. организовать в установленном порядке изучение причастными работниками Порядка, утвержденного настоящим распоряжением, и обеспечить выполнение его требований.
4. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 22 августа 2016 года N 1699р "Об утверждении Порядка согласования и утверждения Местных технических условий, способов, не предусмотренных техническими условиями, и эскизов размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, перевозимых ОАО "РЖД".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора ОАО "РЖД" - начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Шило А.Н.
первый заместитель
генерального директора ОАО "РЖД"
А.КРАСНОЩЕК
Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 15.04.2019 N 715/р
ПОРЯДОК
СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ МЕСТНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
СПОСОБОВ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
ТЕХНИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ, И ЭСКИЗОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ
В ВАГОНАХ И КОНТЕЙНЕРАХ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ОАО "РЖД"
Настоящий Порядок устанавливает технологию взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при согласовании и утверждении Местных технических условий размещения и крепления грузов (далее - МТУ), способов размещения и крепления грузов, не предусмотренных Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27 мая 2003 года N ЦМ - 943 (далее - ТУ) и МТУ (далее - НТУ), эскизов размещения и крепления грузов (далее - эскиз).
I. Порядок согласования и утверждения МТУ, НТУ
1. МТУ разрабатываются в случаях массовой перевозки грузов, способы размещения и крепления которых не предусмотрены ТУ.
Кроме того, МТУ разрабатываются в случае использования многооборотных средств крепления, средств крепления, не предусмотренных разделом 4 главы 1 ТУ, способов крепления грузов, надежность которых невозможно обосновать методикой расчета главы 1 ТУ.
2. НТУ разрабатываются для разовых либо нерегулярных перевозок, способы размещения и крепления которых не предусмотрены ТУ, МТУ.
3. Проекты МТУ, НТУ разрабатываются грузоотправителями (далее - клиентами) самостоятельно либо с привлечением третьих лиц. МТУ, НТУ могут быть разработаны ОАО "РЖД" по заявке клиента.
--------------------------------
<*> Сноска исключена. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 24.11.2021 N 2569/р.
4. Представляемый на рассмотрение проект МТУ или НТУ должен содержать комплект документов, предусмотренный пунктами 7.2 и 7.3 главы 1 ТУ: описательную часть с титульным листом, расчетно-пояснительную записку (далее - РПЗ), схемы размещения и крепления груза, многооборотных или инвентарных средств крепления при их возврате в порожнем состоянии. Описательная часть и РПЗ должны содержать сведения, предусмотренные пп. 7.1.1.1, 7.1.1.2, 7.1.1.3, 7.2.1, 7.2.2 главы 1 ТУ.
5. Разработанный и утвержденный клиентом проект МТУ, НТУ может быть представлен ОАО "РЖД" для согласования и утверждения в электронном виде посредством личного кабинета клиента ОАО "РЖД" в сфере грузовых перевозок (далее - ЛК).
Порядок согласования и утверждения способов размещения и крепления грузов, не предусмотренных техническими условиями, и эскизов погрузки в электронном виде с применением электронной подписи через личный кабинет клиента ОАО "РЖД" в сфере грузовых перевозок, утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 23 декабря 2019 года N 2959/р (далее - Порядок N 2959/р).
Проекты МТУ, НТУ клиентов автоматически регистрируются в автоматизированной системе оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (далее - АСКМ ТУ) после подписания ЭП клиента проекта МТУ, НТУ с приложением необходимых документов (далее - комплект документов; проект МТУ, проект НТУ) в ЛК.
Согласование и утверждение МТУ, НТУ производится в электронном виде с использованием программного обеспечения АСКМ ТУ.
При отрицательном результате подписания ЭП со стороны ОАО "РЖД" наряду с переходом на бумажный документооборот в соответствии с пунктом 8 Порядка N 2959/р допускается согласование и утверждение проекта МТУ, НТУ с использованием Единой системы документооборота ОАО "РЖД" (ЕАСД) с последующим внесением сведений о согласовании и утверждении в АСКМ ТУ.
5.1. Комплект документов проекта МТУ представляется в Центр фирменного транспортного обслуживания (далее - ЦФТО), в т.ч. посредством ПК.
5.2. Комплект документов проекта НТУ представляется, в т.ч. посредством ЛК:
а) в ЦФТО, в случае когда НТУ предназначены для груза, предусматриваемого к перевозке с железнодорожных станций двух и более железных дорог;
б) в территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (далее - ТЦФТО), в пределах регионов дороги обслуживания которого находятся станции отправления предусматриваемого к перевозке конкретного груза и если перевозимый груз имеет поворотные и выдвижные части;
в) в агентство фирменного транспортного обслуживания - подразделение ТЦФТО (далее - АФТО), в региональный отдел коммерческой работы, входящий в структуру ТЦФТО (при отсутствии АФТО в регионе обслуживания станции отправления), в пределах региона обслуживания которого находится станция отправления предусматриваемого к перевозке конкретного груза, за исключением случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 5.2 настоящего Порядка.
6. Рассмотрение проектов МТУ, НТУ производится в следующем порядке.
6.1. ЦФТО, ТЦФТО, АФТО в сроки, не превышающие трех рабочих дней с момента регистрации комплекта документов, проверяет представленный проект МТУ, НТУ, его комплектность, а также при необходимости дополнительные документы (например: руководство по эксплуатации вагона, конструкторская документация, технический паспорт на груз, фото груза и др.).
6.2. При выявлении ЦФТО, ТЦФТО или АФТО в ходе рассмотрения проектов НТУ несоответствий требованиям ТУ, приложения 3 "Технические условия размещения и крепления грузов" к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - приложение 3 к СМГС), приложения 3 "Правила погрузки грузов (технические условия размещения и крепления), перевозимых в российско-финляндском прямом международном железнодорожном сообщении" к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении (далее - Правила погрузки) или обнаружении в них ошибок в сроки, не превышающие трех рабочих дней с момента регистрации комплекта документов, проекты возвращаются клиенту для устранения выявленных нарушений.
6.3. ЦФТО в сроки, не превышающие 15 рабочих дней с момента регистрации комплекта документов, проводит экспертную проверку проекта МТУ и направляет заключение клиенту.
Экспертное заключение в отношении проекта МТУ должно содержать выводы о пригодности проекта к проведению экспериментальной проверки или о проведении экспериментальной проверки после устранения замечаний по проекту, а в случаях выявления ошибок, угрожающих безопасности перевозок и сохранности грузов, необходимости переработки проекта МТУ.
Для проведения независимых экспертных проверок проектов МТУ могут привлекаться сторонние организации, обладающие необходимым уровнем компетенции.
6.4. В соответствии с пунктом 7.2.3 главы 1 ТУ откорректированный на основании представленных замечаний проект МТУ, НТУ утверждается клиентом и представляется соответственно в ЦФТО, ТЦФТО или АФТО для согласования.
6.5. При отсутствии замечаний по проекту МТУ ЦФТО направляет телеграмму о проведении в отношении этого проекта МТУ экспериментальной проверки (испытания на соударение) в соответствии с требованиями раздела 12 главы 1 ТУ, раздела 14 главы 1 приложения 3 к СМГС.
6.6. Экспериментальная проверка МТУ (испытания на соударение) осуществляется под председательством представителя ТЦФТО. По соответствующему указанию ЦФТО экспериментальная проверка МТУ может осуществляться с участием представителя ЦФТО.
Экспериментальная проверка (испытания на соударение) осуществляется при участии:
представителей подразделений, контролирующих обеспечение безопасности движения поездов;
начальника станции или его заместителя;
представителя службы вагонного хозяйства дирекции инфраструктуры (далее - В) - структурного подразделения ЦДИ;
представителей разработчика МТУ;
владельца железнодорожного пути необщего пользования или его представителя (в случае проведения испытаний на соударение по проекту МТУ на железнодорожных путях необщего пользования).
6.6.1. Проведение экспериментальной проверки МТУ (испытания на соударение) осуществляется в соответствии с методикой, регламентированной пунктом 14.2 главы 1 приложения 3 к СМГС.
6.6.2. Соударения испытуемых вагонов производятся с группой неподвижно стоящих на пути загруженных насыпным или навалочным грузом (например, песок, щебень, уголь, металлолом) вагонов ("стенкой").
"Стенка" должна состоять не менее чем из трех вагонов, загруженных не менее чем на 90% от грузоподъемности.
Экспериментальная проверка может проводиться в отношении способов крепления, при которых груз наиболее подвержен действию инерционных сил, а средства крепления - наибольшим нагрузкам. В таких случаях экспериментальная проверка должна проводиться по утвержденным клиентом программам - методикам, содержащим обоснования выбора для испытаний конкретных способов крепления и порядка проведения соударений, согласованным с ОАО "РЖД" (за исключением случаев, когда разработку МТУ и программы-методики осуществляло ОАО "РЖД").
6.6.3. По результатам испытаний на соударение при отсутствии недостатков в способе размещения и крепления груза, комиссия принимает решение о проведении опытной перевозки, о чем делается соответствующая отметка в акте испытаний на соударение. Проведение опытных перевозок осуществляется в соответствии с разделом 12 главы 1 ТУ. Левая часть акта опытной перевозки заполняется и подписывается начальником станции или его заместителем и представителем клиента. Начальник станции отправления на основании решения комиссии о проведении опытной перевозки, направляет телеграмму на станцию назначения о проведении комиссионной выгрузки.
Результаты этапов экспериментальной проверки отражаются в соответствующих актах по форме, установленной в пункте 12.1.5 главы 1 ТУ, с последующим занесением в АСКМ ТУ.
6.6.4. В соответствии с пунктом 7.2.3 главы 1 ТУ в случае выявления в ходе экспериментальных проверок недостатков в способе размещения и креплении груза клиент на основании документально подтвержденных замечаний комиссии по экспериментальной проверке вносит в проект МТУ соответствующие изменения, дополнения и, вновь утвердив все подвергшиеся изменению документы, входящие в комплект проекта МТУ, представляет в ЦФТО для повторного рассмотрения.
6.6.5. На основании анализа материалов экспериментальной проверки (актов испытаний на соударение, опытных перевозок) ЦФТО принимает решение о пригодности проверяемого способа размещения и крепления груза.
6.6.6. В случае отрицательного решения ЦФТО формирует замечания по проекту МТУ и доводит их до сведения клиента. На основании этого решения клиент выполняет корректировку проекта МТУ и представляет его для согласования и утверждения в порядке, установленном решением ЦФТО.
6.6.7. При положительном решении о пригодности предусмотренного проектами МТУ способа размещения и крепления груза ЦФТО утверждает МТУ в сроки, не превышающие пяти рабочих дней с момента регистрации поступившего документа.
7. Утверждение МТУ.
7.1. Утверждение МТУ осуществляется ЦФТО на уровне не ниже заместителя начальника ЦФТО.
7.2. Утвержденные ЦФТО МТУ в соответствии с пунктами 7.2.4 и 7.2.5 главы 1 ТУ направляются в ТЦФТО для информирования причастных структурных подразделений, работников железных дорог, клиентов и дополнительно доступны для просмотра в системе АСКМ ТУ.
8. Утверждение НТУ.
8.1. Утверждение НТУ в случае, предусмотренном в подпункте а) пункта 5.2 настоящего Порядка, осуществляется ЦФТО в сроки, не превышающие трех рабочих дней с момента регистрации поступившего документа, в порядке, предусмотренном пунктом 7.3.3 главы 1 ТУ с указанием срока их действия в соответствии с пунктом 7.3.7 главы 1 ТУ.
Согласование и утверждение НТУ в ЦФТО регламентируется внутренними документами ЦФТО.
8.2. Утверждение НТУ в случае, предусмотренном в подпункте б) пункта 5.2 настоящего Порядка, осуществляется ТЦФТО на уровне не ниже заместителя начальника службы грузовой и коммерческой работы в сроки, не превышающие трех рабочих дней с момента регистрации поступившего документа, в порядке, предусмотренном пунктом 7.3.3 главы 1 ТУ с указанием срока их действия в соответствии с пунктом 7.3.7 главы 1 ТУ.
8.3. Утверждение НТУ в случае, предусмотренном в подпункте 8 пункта 5.2 настоящего Порядка, осуществляется АФТО на уровне не ниже заместителя начальника АФТО - начальника отдела грузовой и коммерческой работы (АФТОМ) (АФТО) <*> в сроки, не превышающие трех рабочих дней с момента регистрации поступившего документа, в порядке, предусмотренном пунктом 7.3.3 главы 1 ТУ с указанием срока их действия в соответствии с пунктом 7.3.7 главы 1 ТУ.
9. Утвержденные ЦФТО, ТЦФТО, АФТО МТУ, НТУ регистрируются в АСКМ ТУ.
Электронные копии утвержденных МТУ, НТУ хранятся в программе АСКМ ТУ (описательная часть с титульным листом или актом согласования, схема, РПЗ, программа-методика (в случае ее разработки), акты соударений и опытных перевозок (в случае утверждения МТУ), документ, разрешающий их практическое применение).
10. При разработке проектов МТУ и НТУ для грузов, перевозка которых предусматривается назначением на станции иностранных железных дорог, следует руководствоваться положениями настоящего Порядка. Необходимые для размещения и крепления груза расчеты производятся в соответствии с положениями приложения 3 к СМГС, Правил погрузки).
11. Внесение изменений и дополнений в действующие МТУ и НТУ осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 7.2.6 и 7.3.6 главы 1 ТУ с учетом положений настоящего Порядка с регистрацией в АСКМ ТУ.
12. Продление срока действия применяемых МТУ осуществляется при отсутствии в течение срока действия замечаний по безопасности перевозок и сохранности грузов в порядке, предусмотренном пунктами 7.2.7 главы 1 ТУ с учетом положений настоящего Порядка. При наличии актов испытаний на соударение и опытных перевозок к действующим МТУ, проведение повторной экспериментальной проверки не требуется.
II. Порядок рассмотрения и согласования эскизов
13. Разработка эскизов осуществляется в том случае, когда способ размещения и крепления определенного наименования груза предусмотрен в ТУ, однако отсутствует необходимая схема для конкретного типоразмера груза этого наименования.
13.1. Проект эскиза, оформленный в соответствии с требованиями приложения N 3 к главе 1 ТУ, представляется клиентом, в т.ч. в электронном виде через ПК в ЦФТО, ТЦФТО, АФТО для согласования.
13.2. Согласование эскизов в ЦФТО регламентируется отдельными внутренними документами ЦФТО.
Согласование эскизов в ТЦФТО осуществляется на уровне не ниже заместителя начальника службы грузовой и коммерческой работы в сроки, не превышающие одного рабочего дня с момента регистрации.
Согласование эскизов в АФТО осуществляется на уровне не ниже заместителя начальника отдела грузовой и коммерческой работы в сроки, не превышающие одного рабочего дня с момента регистрации.
13.3. Проект эскиза представляется, в т.ч. посредством ЛК:
а) в ЦФТО, в случае когда эскиз предназначен для груза, предусматриваемого к перевозке с железнодорожных станций двух и более железных дорог;
б) в ТЦФТО, в случае когда эскиз предназначен для груза, предусматриваемого к перевозке с железнодорожных станций двух и более регионов обслуживания одной железной дороги;
в) в АФТО, в региональный отдел коммерческой работы, входящий в структуру ТЦФТО (при отсутствии АФТО в регионе обслуживания станции отправления), в пределах региона обслуживания которого находится станция (станции) отправления предусматриваемого к перевозке груза, за исключением случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 13.3 настоящего Порядка.
13.4. Ответственный работник ЦФТО, ТЦФТО, АФТО в срок, не превышающий одного рабочего дня с момента поступления проекта эскиза, обеспечивает проверку проекта эскиза, наличия в нем всех необходимых сведений и правильности оформления.
При обнаружении в ходе проверки недостатков, несоответствий, ошибок в проекте эскиза ответственный работник ЦФТО, ТЦФТО, АФТО возвращает проект эскиза клиенту, о чем ему поступает уведомление в ЛК.
13.5. На основании замечаний ответственного работника ЦФТО, ТЦФТО, АФТО по проекту эскиза в него вносятся соответствующие изменения и вновь утвержденный со стороны клиента проект эскиза, представляется в ЦФТО, ТЦФТО, АФТО на согласование в электронном виде посредством АСКМ ТУ.
13.6. Ответственный работник ЦФТО, ТЦФТО, АФТО после проверки внесенных изменений или дополнений и при отсутствии замечаний согласовывает эскиз в срок, не превышающий одного рабочего дня с момента поступления проекта эскиза в ЛК.
13.7. Согласованные ЦФТО, ТЦФТО, АФТО эскизы регистрируются в АСКМ ТУ и направляются клиенту, в т.ч. посредством ЛК.
13.8. Не требуется разработка эскизов на способы размещения и крепления груза, установленные главами 11 и 12 ТУ.
13.9. Допускается многократное использование эскиза в пределах срока действия ТУ.
III. Проверка соблюдения грузоотправителями требований МТУ, НТУ, эскизов
14. Проверка соблюдения положений утвержденных МТУ, НТУ при размещении и креплении грузов, а также грузов, имеющих вращающиеся (поворотные) и выдвигающиеся части, осуществляется при приеме грузов к перевозке начальником станции или его заместителем.
Проверка соблюдения положений, утвержденных МТУ, НТУ при размещении и креплении грузов при массовой отправке, а также не имеющих вращающихся (поворотных) и выдвигающихся частей, осуществляется при приеме груза к перевозке уполномоченным представителем ОАО "РЖД".
Проверку правильности размещения и крепления груза в вагонах и контейнерах при погрузке по эскизу осуществляют приемосдатчики груза и багажа или другие работники, уполномоченные на осуществление этих операций того подразделения ОАО "РЖД", на территории которого производилась погрузка груза в вагон.
15. При выявлении недочетов в действующих МТУ, НТУ, эскизах подразделение, их обнаружившее, направляет в подразделение, утвердившее (согласовавшее) данное МТУ, НТУ, эскиз, письменное уведомление и акт общей формы, акт ревизии, справку о проведенной проверке и др.
Принятое ОАО "РЖД" (в лице подразделения, утвердившего возможность применения МТУ, НТУ, эскиза) решение о досрочном прекращении действия МТУ, НТУ, эскиза доводится до причастного клиента в письменном виде и вступает в силу начиная с очередного (после получения клиентом уведомления о принятом ОАО "РЖД" решении) предъявления груза к перевозке, в отношении которого принято такое решение.
Сведения об отмене МТУ, НТУ, эскизов также вносятся в подсистему АСКМ ТУ.
IV. Использование утвержденных МТУ, НТУ, эскизов клиентами.
16. Доступ клиентов к базе зарегистрированных МТУ, НТУ, эскизов в АСКМ ТУ обеспечивается через ЛК.
17. В соответствии с пунктами 7.2.3 и 7.2.5 главы 1 ТУ утвержденные в ЦФТО, ТЦФТО МТУ доводятся до сведения всех клиентов и могут использоваться ими без дополнительных разрешений ОАО "РЖД" для отправления грузов со всех станций сети железных дорог.
18. Применение НТУ, утвержденных в ТЦФТО, АФТО, вне зависимости от станции и железной дороги отправления возможно в случае принятия положительного решения при проведении экспертной проверки НТУ в ЦФТО.
Применение согласованных эскизов вне зависимости от станции и железной дороги отправления возможно в случае принятия положительного решения при проведении экспертной проверки эскиза в ЦФТО.
Рассмотрение, согласование и утверждение НТУ, согласование эскизов при экспертной проверке производится ответственными работниками ЦФТО в электронном виде с использованием программного обеспечения АСКМ ТУ с последующей регистрацией НТУ, эскиза с новым номером.
19. После согласования и утверждения эскизов, МТУ, НТУ клиенты обеспечивают их наличие на бумажном носителе на железнодорожных станциях отправления при проверке погрузки и приеме груза к перевозке.
20. Хранение МТУ, НТУ, эскизов, однократно представленных клиентами в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка, осуществляется на железнодорожной станции отправления.
21. Учет и хранение в электронном виде согласованных эскизов, утвержденных МТУ, НТУ обеспечивается подразделением, их согласовавшим (утвердившим), с использованием программного обеспечения АСКМ ТУ.