Распоряжение РАН от 02.07.2018 N 10119-716
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 июля 2018 г. N 10119-716
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАН ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии с новой редакцией от 24 марта 2018 г. постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 1401 "О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822":
1. Утвердить Порядок осуществления РАН внутреннего финансового аудита (приложение).
2. Считать утратившим силу приложение 2 к распоряжению президиума РАН от 7 декабря 2015 г. N 10119-900 "Об организации работы в РАН по осуществлению внутреннего финансового контроля и аудита".
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Президент РАН
академик РАН
А.М.СЕРГЕЕВ
Приложение
к распоряжению РАН
от 2 июля 2018 г. N 10119-716
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАН ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
Общие положения
1. Порядок об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" (далее - РАН) внутреннего финансового аудита разработан в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (в редакции от 24 марта 2018 г.) (далее - Правила) и методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Минфина России от 30 декабря 2016 г. N 822 (в редакции от 29 декабря 2017 г.).
2. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий структурными подразделениями РАН, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
3. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 29 Правил.
4. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения аппарата президиума РАН и региональные отделения РАН, входящие в структуру РАН (далее - объекты аудита) <2>.
--------------------------------
<2> Пункт 30 Правил.
5. Внутренний финансовый аудит осуществляется Отделом внутреннего аудита РАН (далее - Отдел, субъект аудита), наделенным соответствующими полномочиями, на основе функциональной независимости.
Отдел подчиняется непосредственно и исключительно президенту РАН <3>.
--------------------------------
<3> Пункт 28 Правил.
6. Деятельность Отдела основывается на следующих принципах:
законности, объективности и профессиональной компетентности, эффективности, независимости, системности, ответственности и стандартизации <4>.
--------------------------------
<4> Пункт 28 Правил.
7. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет президент РАН <5>.
--------------------------------
<5> Пункт 36 Правил.
II. Планирование аудиторских проверок
8. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита на очередной финансовый год (далее - План), оформленным по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
9. Темы аудиторских проверок формулируются должностными лицами Отдела, исходя из следующих направлений аудита:
аудит надежности системы внутреннего финансового контроля;
аудит достоверности бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств;
аудит экономности и результативности использования бюджетных средств.
10. В рамках одной аудиторской проверки могут быть одновременно реализованы несколько направлений аудита.
11. Тема аудиторской проверки может быть сформулирована с детализацией соответствующего направления аудита по конкретным видам и направлениям расходов бюджета, а также проверяемого периода. Проверяемый период определяется руководителем субъекта аудита и может включать:
период текущего года до начала проведения аудиторской проверки и периоды отчетного финансового года;
период текущего года до начала проведения аудиторской проверки;
периоды отчетного финансового года.
12. В целях составления Плана Отделом проводится предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе:
нарушений (недостатков) в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей проверки;
полноты и своевременности исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
осуществления внутреннего финансового контроля.
13. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и/или программы аудиторской проверки) должностными лицами Отдела учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность РАН в случае неправомерного исполнения этих операций;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
результаты оценки бюджетных рисков;
степень обеспеченности субъекта аудита трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок <6>.
--------------------------------
<6> Пункт 40 Правил.
14. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения органами государственного финансового контроля в текущем и/или отчетном финансовом году контрольных мероприятий в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита <7>.
--------------------------------
<7> Пункт 41 Правил.
15. План составляется и утверждается президентом РАН до начала очередного финансового года <8>.
--------------------------------
<8> Пункт 42 Правил.
16. По мере необходимости в План вносятся изменения. Решение о внесении изменений в План принимается президентом РАН, на основании мотивированной докладной записки субъекта аудита.
17. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется распоряжением РАН за подписью президента РАН, в котором указываются тема аудиторской проверки, наименование объекта аудита, срок проведения аудиторской проверки, проверяемый период, состав аудиторской группы, срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.
18. Внеплановые аудиторские проверки проводятся по решению президента РАН.
19. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:
не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде, в проверяемом периоде и периоде года, предшествующего проверяемому периоду;
не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами РАН, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозы способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.
III. Проведение аудиторской проверки и оформление
ее результатов
Проведение аудиторских проверок
20. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки, которая утверждается президентом РАН.
Программа аудиторской проверки содержит тему аудиторской проверки, наименование объекта аудита, вид и срок проведения аудиторской проверки, перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, ответственных исполнителей (приложению 2 к настоящему Порядку).
21. Аудиторские проверки подразделяются на:
камеральные, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
выездные, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объектов аудита <9>.
--------------------------------
<9> Пункт 33 Правил.
22. Должностные лица Отдела при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов <10>.
--------------------------------
<10> Пункт 34 Правил.
23. Должностные лица Отдела обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов;
проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок;
не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры;
знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторской проверки <11>.
--------------------------------
<11> Пункт 35 Правил.
24. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета, произведенного членами аудиторской группы;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур <12>.
--------------------------------
<12> Пункт 47 Правил.
В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, субъект внутреннего финансового аудита применяет риск-ориентированный подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
25. Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы, а также их комбинации в зависимости от целей аудиторской проверки, временных ограничений и ограничений в ресурсах.
26. При составлении программы аудиторской проверки (далее - Программа) формируется аудиторская группа. Распределение обязанностей между членами аудиторской группы осуществляется в соответствии с рабочим планом (далее - Рабочий план) проведения аудиторской проверки. Рабочий план включает в себя:
объект проверки;
вопросы проверки, отраженные в Программе;
содержание работы;
исполнители работы;
сроки начала и окончания работы, с учетом предоставления материалов для формирования акта.
Рабочий план подписывается руководителем проверки и членами аудиторской группы (приложение 3 к настоящему Порядку).
27. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки <13>.
--------------------------------
<13> Пункт 48 Правил.
28. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и работников объектов аудита;
копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
копии первичных учетных, финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
иные материалы <14>.
--------------------------------
<14> Пункт 49 Правил.
29. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторской проверки) или продления аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы, направляет президенту РАН (либо лицу им уполномоченному) служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки.
30. Основаниями для приостановления проведения аудиторской проверки являются:
отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита - на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудита в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
непредставление объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств.
31. Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки, но не может превышать 60 календарных дней.
32. Решение о приостановлении (продлении) аудиторской проверки, принятое РАН в соответствии с мотивированной докладной запиской субъекта аудита, оформляется распоряжением президиума РАН за подписью президента РАН, которое доводится до сведения руководителя аудиторской группы и руководителя объекта аудита.
33. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые распоряжением РАН.
Оформление результатов проверки
34. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (приложение 4 к настоящему Порядку).
35. Экземпляр акта аудиторской проверки, подписанный руководителем и членами аудиторской группы, передается руководителю объекта аудита (либо уполномоченному лицу) на ознакомление в срок до трех дней.
36. Подписанный экземпляр акта остается в Отделе, копия акта передается объекту аудиторской проверки.
37. При наличии разногласий по фактам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита в течение 3 рабочих дней с даты его получения на ознакомление вправе представить возражения субъекту аудита в письменной или электронной форме.
38. Руководитель аудиторской группы в течение 3 рабочих дней со дня получения возражений рассматривает их обоснованность и дает по ним заключение.
39. Заключение направляется руководителю объекта аудита в письменной и/или электронной форме, а его копия приобщается к материалам аудиторской проверки <15>.
--------------------------------
<15> Пункт 52 Правил.
40. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы составляет отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об ее итогах, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях, об условиях и о причинах таких нарушений, а также не устраненных в ходе внутреннего финансового контроля значимых бюджетных рисках;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление, и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении РАН как главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета <16>.
--------------------------------
<16> Пункт 53 Правил и Методические рекомендации.
41. Отчет о результатах аудиторской проверки, оформленный по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку, подписанный руководителем субъекта аудита, с приложением акта аудиторской проверки в течение 10 рабочих дней с момента (даты) подписания направляется президенту РАН.
42. По результатам рассмотрения указанного отчета президент РАН принимает одно или несколько из следующих решений:
о необходимости разработки плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями Отдела;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам РАН, руководителям региональных отделений РАН, а также о проведении служебных проверок;
о направлении материалов в соответствующий орган государственного финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и применяется административная (уголовная) ответственность <17>.
--------------------------------
<17> Пункт 54 Правил.
43. Решения президента РАН, принятые по результатам аудиторской проверки, направляются Отделом объекту аудита в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их принятия.
44. По результатам рассмотрения отчета аудиторской проверки руководителем объекта аудита в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения решений президента РАН (либо уполномоченного им лица), принятых по результатам аудиторской проверки (получения его в электронной форме), утверждается план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, оформленный по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку.
45. Руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями Отдела, осуществляет контроль за его выполнением в случае, если президент РАН принял решение о необходимости реализации аудиторских выводов, предложении и рекомендации <18>.
--------------------------------
<18> Пункт 54(1) Правил.
46. Руководитель объекта аудита обеспечивает выполнение внесенных аудиторской группой предложений и в установленные сроки представляет указанным лицам информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки, оформленную согласно приложению 7 к настоящему Порядку, с приложением копий подтверждающих документов.
47. Отдел проводит мониторинг выполнения планов по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок, включающий следующие процедуры:
получение от объектов аудита информации о выполнении плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанных планов;
оценка действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения контрольных аудиторских проверок;
подготовка и представление руководителю РАН информации о результатах мониторинга плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита.
Проведение и оформление результатов камеральной
аудиторской проверки
48. Руководитель аудиторской группы по проведению камеральной аудиторской проверки (далее - камеральная проверка) уведомляет объект аудита о проведении камеральной проверки путем направления копии распоряжения РАН и копии программы не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения камеральной проверки.
49. Одновременно с копиями распоряжения РАН о проведении камеральной проверки и программы камеральной проверки объекту аудита направляется мотивированный запрос о представлении информации, документов и материалов (с указанием срока предоставления информации), необходимых для проведения камеральной проверки.
50. Срок проведения камеральной проверки не может составлять более 45 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 45 календарных дней по решению президента РАН.
При необходимости (в том числе в случаях непредставления или несвоевременного представления объектом аудита информации, документов и материалов, включенных в мотивированный запрос), срок проведения камеральной проверки (дат ее начала и окончания) может быть перенесен в установленном порядке.
51. Результаты камеральной проверки оформляются актом. Акт камеральной проверки, подписанный руководителем и членами аудиторской группы, сканируется и направляется объекту аудита в электронном виде для ознакомления и согласования в срок до трех дней с дня получения. Одновременно с электронной версией, почтой направляется печатный экземпляр акта.
Первый экземпляр акта хранится у субъекта аудита, его копия у объекта аудита.
52. При наличии разногласий по фактам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита в течение 3 рабочих дней с даты получения электронной версии акта на ознакомления вправе направить возражения субъекту аудита в письменной или электронной форме.
53. Руководитель аудиторской группы в течение 3 рабочих дней со дня получения возражений рассматривает их обоснованность и дает по ним заключение в письменной или электронной форме.
54. Заключение направляется руководителю объекта аудита в письменной и электронной форме, а его копия приобщается к материалам аудиторской проверки.
55. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы составляет отчет о ее результатах.
56. Отчет о результатах камеральной проверки и копия акта камеральной проверки направляются президенту РАН для рассмотрения и принятия решений.
Проведение выездной аудиторской проверки и оформление
ее результатов
57. Срок проведения выездной аудиторской проверки (далее - выездная проверка) не может превышать 45 календарных дней.
58. Руководитель аудиторской группы по прибытию на объект аудита обязан ознакомить руководителя объекта аудита с программой выездной проверки, представить членов аудиторской группы, решить организационно-технические вопросы проведения выездной проверки.
59. Руководители объектов аудита обязаны:
создать условия для работы аудиторской комиссии (аудиторской группы, проверяющего);
предоставить служебное помещение (служебные помещения), оборудованное организационно-техническими средствами, средствами связи и гарантирующее сохранность документов, обеспечить транспортом;
оказывать содействие в проведении выездной проверки, давать указания о представлении подлинных документов, подлежащих проверке, а также справок и объяснений в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к выездной проверке;
при необходимости обеспечивать проведение инвентаризации активов и обязательств, контрольных обмеров выполненных строительно-монтажных (ремонтных) работ, а также присутствие при этом заинтересованных должностных лиц и работников объекта аудита;
принимать меры к устранению и предупреждению выявленных в процессе аудиторской проверки нарушений и недостатков;
принимать решения о привлечении виновных должностных лиц и работников объекта аудита к материальной и (или) дисциплинарной ответственности и меры к возмещению причиненного ущерба.
60. Руководитель аудиторской группы определяет объем и состав аудиторских исследований по каждому вопросу программы выездной проверки, а также способы сбора данных.
Сплошной способ сбора данных заключается в аудиторских исследованиях всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы выездной проверки.
Выборочный способ сбора данных заключается в аудиторских исследованиях части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы выездной проверки. При этом объем выборки и ее состав определяются руководителем аудиторской группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы выездной проверки для последующего формирования доказательств.
61. Акт выездной проверки подписывается руководителем и членами аудиторской группы и согласовывается с руководителем объекта проверки (либо уполномоченным им лицом) в пределах срока, установленного для проведения выездной проверки.
Согласованный экземпляр акта приобщается к материалам выездной проверки Отдела.
Копия акта вручается руководителю объекта аудита (либо лицу им уполномоченному).
62. При наличии разногласий по фактам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита в течение 3 рабочих дней с даты его получения на ознакомление вправе направить возражения субъекту аудита в письменной или электронной форме.
63. Руководитель аудиторской группы в течение 3 рабочих дней со дня получения возражений рассматривает их обоснованность и дает по ним заключение в письменной или электронной форме.
64. Заключение направляется руководителю объекта аудита в письменной и электронной форме, а его копия приобщается к материалам аудиторской проверки.
65. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы составляет отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки.
IV. Составление и представление годовой отчетности
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
66. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку с пояснительной запиской и направляется президенту РАН до 25 января текущего финансового года.
67. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
68. Годовая отчетность включает данные, сформированные на основании отчетов о результатах проведенных аудиторских проверок, решений, принятых президентом РАН и содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств <19>.
--------------------------------
<19> Пункт 56 Правил.
69. Пояснительная записка включает следующие сведения и информацию:
о подчиненности Отдела, правовых актах РАН, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита (далее - аудит), количестве должностных лиц, осуществляющих аудит;
о принятых мерах по повышению квалификации указанных должностных лиц и по обеспечению надлежащего качества осуществления аудита;
об обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами, состав основных фондов, используемых при осуществлении аудита, и их техническом состоянии;
о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление аудита, не нашедших отражения в отчете;
о результатах осуществления аудита, не нашедшую отражения в отчете (описание по каждому направлению аудиторских проверок предложений и рекомендаций и причин их неисполнения, описание бюджетных рисков, которые не устранены в ходе проведения процедур внутреннего контроля и др.);
иную информацию о результатах осуществления внутреннего аудита, не нашедшую отражения в отчете.
V. Заключительное положение
Отдел при осуществлении внутреннего финансового аудита также руководствуется положениями, определенными Правилами (постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193) и Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита (приказ Минфина России от 30 декабря 2016 г. N 822) не включенными в настоящий Порядок.
Приложение 1
к Порядку осуществления РАН
внутреннего финансового аудита
ФОРМА
Тема аудиторской проверки
Объекты аудита
Метод аудита
Проверяемый период
Срок проведения аудиторской проверки
Ответственные исполнители
Приложение 2
к Порядку осуществления РАН
внутреннего финансового аудита
ФОРМА
Приложение 3
к Порядку осуществления РАН
внутреннего финансового аудита
ФОРМА
Объект аудита
Вопрос проверки (из программы)
Содержание работы (аудиторской процедуры)
Исполнитель
Сроки
начало работы
окончание работы
Представление материалов для подготовки акта
Приложение 4
к Порядку осуществления РАН
внутреннего финансового аудита
ФОРМА
Приложение 5
к Порядку осуществления РАН
внутреннего финансового аудита
ФОРМА
Приложение 6
к Порядку осуществления РАН
внутреннего финансового аудита
ФОРМА
N N п/п
Предложения, внесенные в акт аудиторской проверки
Краткое содержание нарушений, недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки
Мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков
Срок выполнения
Ответственные исполнители
1
2
3
4
5
6
Приложение 7
к Порядку осуществления РАН
внутреннего финансового аудита
ФОРМА
N N п/п
Предложения, внесенные в акт аудиторской проверки
Краткое содержание нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки (по каждому предложению)
Принятые меры по устранению выявленных нарушений и недостатков
1
2
3
4
Приложение 8
к Порядку осуществления РАН
внутреннего финансового аудита
ФОРМА
Наименование показателя
Код строки
Значения показателя
1
2
3
Штатная численность субъекта внутреннего финансового аудита, человек
010
из них:
фактическая численность субъекта внутреннего финансового аудита
011
Количество проведенных аудиторских проверок, единиц
020
в том числе:
в отношении системы внутреннего финансового контроля
021
достоверности бюджетной отчетности
022
экономности и результативности использования бюджетных средств
023
Количество аудиторских проверок, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц
030
из них:
количество проведенных плановых аудиторских проверок
031
Количество проведенных внеплановых аудиторских проверок, единиц
040
Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц
050
из них:
количество исполненных рекомендаций
051
Количество направленных предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц
060
из них:
количество исполненных предложений
061
Наименование показателя
Код строки
Количество (единиц)
Объем (тыс. руб.)
Динамика нарушений и недостатков
(тыс. руб.)
(%)
1
2
3
4
5
6
Нецелевое использование бюджетных средств
010
Неправомерное использование бюджетных средств (кроме нецелевого использования)
020
Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством
030
Нарушения правил ведения бюджетного учета
040
Нарушения порядка составления бюджетной отчетности
050
Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями
060
Нарушения порядка администрирования доходов бюджета
070
Нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов
080
Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля
090
X
X
Прочие нарушения и недостатки
100