Распоряжение РАН от 06.12.2017 N 10105-972
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 декабря 2017 г. N 10105-972
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК"
В целях формирования пакета документов, необходимых для организации работы по предупреждению коррупционных проявлений в РАН утвердить Антикоррупционную политику федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (приложение).
Президент РАН
академик РАН
А.М.СЕРГЕЕВ
Приложение
к распоряжению РАН
от 6 декабря 2017 г. N 10105-972
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК"
1. Общие положения
1.1. Антикоррупционная политика федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (далее - РАН) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в РАН.
1.2. Антикоррупционная политика РАН разработана в целях защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, определяет задачи, основные принципы противодействия коррупции и меры предупреждения коррупционных правонарушений.
1.3. Антикоррупционная политика разработана в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", с учетом Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Минтрудом России от 8 ноября 2013 г., Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции".
1.4. Настоящая Антикоррупционная политика является внутренним документом РАН, направленным на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности РАН.
2. Цели и задачи
Приверженность учреждения закону и высоким этическим стандартам в деловых отношениях способствует укреплению его репутации среди физических и юридических лиц. При этом репутация учреждения может до некоторой степени служить защитой от коррупционных посягательств со стороны недобросовестных представителей других организаций и органов государственной власти.
2.1. Основными целями антикоррупционной политики являются:
минимизация риска вовлечения РАН, ее руководства и работников в коррупционную деятельность;
формирование у работников РАН независимо от занимаемой должности, контрагентов и иных лиц единообразного понимания антикоррупционной политики РАН о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
разъяснение основных требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации, которые могут применяться в РАН.
2.2. Задачи антикоррупционной политики;
информирование работников о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
определение основных принципов противодействия коррупции в РАН;
внедрение в практику работы принципов и требований антикоррупционной политики, ключевых норм антикоррупционного законодательства, а также мероприятий по предотвращению коррупции;
оптимизация и конкретизация полномочий должностных лиц;
поддержание деловой репутации РАН на должном уровне.
3. Термины и определения
3.1. Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
3.2. Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"):
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
3.3. Предупреждение коррупции - деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.
3.4. Организация - юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
3.5. Контрагент - любое российское или иностранное юридическое, или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
3.6. Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
3.7. Коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
3.8. Комплаенс - обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации.
3.9. Коррупционное правонарушение - деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
3.10. Коррупционный фактор - явление или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.
3.11. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником которой он является.
3.12. Личная заинтересованность работника (представителя организации) - заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
3.13. Субъекты антикоррупционной политики - народ государства, органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, граждане.
4. Основные принципы антикоррупционной деятельности РАН
Система мер противодействия коррупции в РАН основывается на следующих ключевых принципах:
4.1. Принцип соответствия антикоррупционной политики РАН действующему законодательству и общепринятым нормам.
Реализуемые антикоррупционные мероприятия соответствуют Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к РАН.
4.2. Принцип личного примера руководства.
Ключевая роль руководства РАН в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
4.3. Принцип вовлеченности работников.
Информированность работников РАН о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
4.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.
4.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Применение в РАН таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
4.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для работников РАН вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства РАН за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
4.7. Принцип открытости деятельности.
Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в РАН антикоррупционных стандартах ведения работы.
4.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
5. Область применения антикоррупционной политики
и круг лиц, попадающих под ее действие
5.1. Работники РАН, находящиеся с РАН в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций;
5.2. Физические и (или) юридические лица, с которыми РАН вступает в договорные отношения.
6. Обязанности работников РАН, связанных с предупреждением
и противодействием коррупции
6.1. Воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени РАН.
6.2. Воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени РАН.
6.3. Незамедлительно информировать непосредственного руководителя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений.
6.4. Незамедлительно информировать непосредственного руководителя о ставшей известной работнику РАН информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками РАН, контрагентами организации или иными лицами;
6.5. Сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника РАН конфликте интересов.
7. Специальные обязанности работников РАН, связанных
с предупреждением и противодействием коррупции
7.1. Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции установлены для следующих категорий лиц, работающих в РАН:
руководство РАН;
лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики;
работники РАН, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лица, осуществляющие внутренний контроль и аудит.
7.2. Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции:
руководствоваться интересами РАН - без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей;
избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
проводить контрольные мероприятия, направленные на выявление коррупционных правонарушений работниками РАН;
рассматривать сообщения о случаях склонения работников РАН к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками РАН, контрагентами или иными лицами;
организовывать обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников РАН;
оказывать содействие уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности РАН по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
оказывать содействие уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
проводить оценку результатов антикоррупционной работы и подготавливать соответствующие отчетные материалы.
8. Определение должностных лиц, ответственных за реализацию
антикоррупционной политики
8.1. В целях обеспечения условий для осуществления в РАН полномочий по реализации антикоррупционной политики создана Комиссия по антикоррупционной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук".
8.2. Задачи, функции и полномочия Комиссии определены в Положении о Комиссии по антикоррупционной деятельности в федеральном государственном бюджетном учреждении "Российская академия наук".
8.3. Комиссия подчиняется президенту РАН, а также наделена полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении лиц, занимающих руководящие должности в РАН.
9. Перечень реализуемых РАН антикоррупционных мероприятий,
стандартов, процедур и порядок их выполнения
9.1. Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения:
разработка и утверждение Кодекса этики и служебного поведения работников РАН;
разработка и утверждение Положения о Комиссии по антикоррупционной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук";
введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью РАН, стандартной антикоррупционной оговорки;
введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников РАН.
9.2. Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур:
введение процедуры информирования работодателя работниками РАН о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;
введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику РАН информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками РАН, контрагентами и иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений;
введение процедуры информирования работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка его урегулирования;
введение процедур защиты работников РАН, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций.
9.3. Обучение и информирование работников РАН:
ознакомление работников РАН с нормативными документами по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
предоставление беспрепятственного доступа работникам РАН к локальным нормативным актам в области противодействия коррупции;
организация индивидуального консультирования работников РАН по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
9.4. Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита РАН требованиям антикоррупционной политики организации:
осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних антикоррупционных процедур;
осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета;
осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам и т.д.
9.5. Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов:
проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;
подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.
10. Ответственность работников РАН за несоблюдение
требований Антикоррупционной политики РАН
10.1. Работники РАН должны соблюдать нормы действующего антикоррупционного законодательства Российской Федерации, в том числе Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
10.2. Работники РАН, независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за несоблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики РАН.
10.3. Каждый работник РАН при заключении с ним трудового договора должен быть ознакомлен с Антикоррупционной политикой РАН и локальными нормативными актами РАН, касающимися противодействия коррупции, и соблюдать принципы и требования указанных документов.
10.4. Лица, виновные в нарушении требований Антикоррупционной политики РАН, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
11. Порядок пересмотра Антикоррупционной политики РАН
и внесение в нее изменений
11.1. Руководитель или иное назначенное им лицо осуществляет регулярный мониторинг хода и эффективности реализации Антикоррупционной политики РАН. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий, в Антикоррупционную политику РАН вносятся изменения и дополнения. Конкретизация отдельных аспектов Антикоррупционной политики РАН может осуществляться путем разработки дополнений к Антикоррупционной политике РАН.
11.2. Пересмотр утвержденной Антикоррупционной политики РАН может проводиться и в иных случаях, таких как внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и законодательство о противодействии коррупции, изменения организационно-правовой формы организации и т.д.
11.3. Утвержденная Антикоррупционная политика РАН доводится до сведения всех работников РАН, в том числе принимаемых на работу, и в обязательном порядке должна применяться в деятельности РАН.