Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2017 N 2834-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 декабря 2017 г. N 2834-р
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственным за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации плана;
ежегодно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Минпромторг России информацию о ходе реализации плана.
3. Минпромторгу России осуществлять мониторинг и контроль реализации плана и на основе полученной информации представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана один раз в год - до 31-го января года, следующего за отчетным годом.
4. Реализация плана осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных заинтересованным федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2017 г. N 2834-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВА
МАЛОТОННАЖНОЙ ХИМИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
I. Общее описание плана мероприятий "дорожной карты"
по развитию производства малотоннажной химии в Российской
Федерации на период до 2030 года
1. Предмет плана мероприятий "дорожной карты" по развитию
производства малотоннажной химии в Российской Федерации
на период до 2030 года
План мероприятий ("дорожная карта") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - "дорожная карта") представляет собой комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов государственного регулирования развития в Российской Федерации производств малотоннажной и среднетоннажной химической продукции.
"Дорожная карта" разработана в соответствии с пунктом 16 плана мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 954-р.
Меры государственного регулирования, определенные в рамках "дорожной карты", предусматривают:
сокращение импорта и рост внутреннего производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции;
создание необходимых условий для формирования и развития современных производств малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, способных конкурировать на внутреннем и мировом рынках.
Для эффективного ведения бизнеса в части малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в отличие от крупнотоннажной химической продукции требуются дополнительные затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, продвижение продукции на внутреннем и внешнем рынках, омологацию. Необходимо расширенное взаимодействие с поставщиками и разработчиками технологий, сервисными и торговыми компаниями, проектными и сертификационными центрами.
В структуре малотоннажной и среднетоннажной химической продукции высока доля инновационных продуктов. Производство малотоннажной химической продукции наукоемкое, временные и финансовые затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, испытания, внедрение и вывод на рынок новых решений высоки.
Для малотоннажной и среднетоннажной химической продукции характерны периодические процессы и сравнительно небольшой объем выпуска. Наиболее конкурентоспособные компании работают на мировом рынке по довольно широкой номенклатуре, чтобы эффективно загрузить имеющиеся мощности.
2. Мировая практика определения и сегментирования
малотоннажной и среднетоннажной химической продукции
Несмотря на то, что в мировой практике отсутствует единая методология отнесения химической продукции к малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, в настоящее время применяется относительно устоявшееся деление химической продукции на следующие сегменты:
крупнотоннажные, базовые, биржевые продукты (commodity chemicals);
среднетоннажная специальная химия (specialty chemicals);
малотоннажная химическая продукция, в том числе продукты тонкого органического и неорганического синтеза (fine chemicals).
Химическая промышленность сегментируется по продуктовому признаку, в основе которого лежат стоимостные и объемные параметры, а также специфичность выпускаемой продукции. К малотоннажной химической продукции, как правило, относят продукцию высоких переделов и тонкого органического и неорганического синтеза.
Стоимостные параметры для малотоннажной химической продукции составляют 5 - 10 долларов США за 1 кг продукции (при объеме единичной мощности 1 - 10 тыс. тонн в год) и выше 10 долларов США за 1 кг продукции тонкого органического и неорганического синтеза (при объеме единичной мощности до 1 тыс. тонн в год). Производство соединений может осуществляться на унифицированных модульных технологических линиях. Для среднетоннажной химической продукции - 1,5 - 5 долларов США за 1 кг продукции. Объем единичной мощности составляет 1 - 10 и 10 - 150 тыс. тонн в год для малотоннажной и среднетоннажной химической продукции соответственно.
Суммарное мировое потребление малотоннажной и среднетоннажной химической продукции составляет более 600 млрд. долларов США. Около 50 процентов мирового потребления приходится на Северную Америку, Западную Европу и Японию. В течение 10 лет в индустрии малотоннажной и среднетоннажной химической продукции наблюдается стабилизация роста потребления и прибыльности предприятий, что обусловлено достаточным уровнем конкуренции на мировом рынке. Прогнозируемый уровень роста до 2022 года составляет около 4 процентов по миру в целом.
Наиболее крупными сегментами в малотоннажной и среднетоннажной химической продукции являются поверхностно-активные вещества, химические средства защиты растений, химические реактивы и растворители, интермедиаты и катализаторы, инициаторы, ингибиторы - на их долю приходится 50 процентов мирового потребления.
Ключевые лидеры - производители малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в мире БАСФ (BASF), ДАУ (DOW), Хенкель (Henkel), АкзоНобель (AkzoNobel), Дюпон (DuPont), Хантсман (Huntsman), Гексион (Hexion), Байер (Bayer), Мерк (Merck).
Основные особенности глобального рынка продукции малотоннажной и среднетоннажной химической продукции состоят в том, что:
потребителям, как правило, требуются не химические продукты, а решение конкретных технологических задач;
разрабатывается продукция с улучшенными потребительскими свойствами и ведется поиск комбинированных решений;
при производстве малотоннажной и среднетоннажной химической продукции важную роль играет клиентоориентированный подход, включающий технический маркетинг, анализ сильных и слабых сторон выпускаемого продукта по сравнению с продукцией конкурентов, разработку и вывод на рынок более эффективных решений для потребителя или выпуск аналогов существующих продуктов (дженериков) по более конкурентоспособным ценам;
химические продукты перемещаются по международным рынкам и свободно конкурируют, а потребитель имеет возможность выбора наилучшего решения по соотношению цена - качество;
требуется высокая специализация производителей в рамках выбранных направлений товарных рынков, а также необходимо проведение специализированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, тесная взаимовыгодная интеграция науки и бизнеса;
осуществляется всестороннее техническое взаимодействие производителей малотоннажной и среднетоннажной химической продукции с производителями технологий, конечными потребителями и регулирующими органами.
Реструктуризация индустрии малотоннажной и среднетоннажной химической продукции привела к формированию следующих основных типов игроков:
крупнейшие вертикально интегрированные холдинги БАСФ (BASF), Дау Кемикал (Dow Chemical), на которые приходится большая часть рынка;
диверсифицированные холдинги Дюпон (DuPont), АкзоНобель (AkzoNobel), Эвоник (Evonik), ДСМ (DSM), Клариант (Clariant), Вакер (Wacker), Кемтура (Chemtura), Лонза (Lonza), Албемарле (Albemarle), Атланта (Atlanta) и Крода (Croda);
нишевой производитель Зика (Sika).
Быстрый рост индустриализации азиатской экономики и повышение уровня жизни во многих развивающихся странах привели к смещению центра малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион, где уровень затрат на рабочую силу низок, а экономический рост высок, и в ближневосточный регион, располагающий избытком нефтехимического этанового сырья.
Многие лидирующие компании открывают производственные площадки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, соответственно, китайские и индийские производители становятся ключевыми игроками в некоторых сегментах малотоннажной и среднетоннажной химической продукции.
Хотя размер бизнеса, его ведение в большинстве стран мира и уровень затрат являются важными факторами успеха на рынке малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, ключевыми факторами остаются инновации и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В среднем затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы производителей малотоннажной и среднетоннажной химической продукции составляют 3 - 5 процентов выручки. Исследования обычно направлены на поиск как новых продуктов, так и новых технологий и областей применения существующих химических продуктов, что позволяет компаниям увеличивать продажи, прибыль и создавать барьеры для выхода на рынок другим игрокам.
Кроме того, мировые производители малотоннажной и среднетоннажной химической продукции уделяют значительное внимание экологичности производства и предъявляют высокие требования к поставщикам сырья.
3. Рынок малотоннажной и среднетоннажной химической
продукции в Российской Федерации
На долю производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации в настоящее время приходится около 15 процентов общего объема производства химической продукции, тогда как в развитых странах эта доля составляет до 40 процентов. Спрос на малотоннажную химическую продукцию в значительной степени удовлетворяется за счет импорта, причем по многим стратегически важным продуктам зависимость от импорта доходит до 100 процентов.
Динамика объемов производства, импорта, экспорта и потребления малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации за 2015 - 2020 годы приведена в приложении N 1.
В 2018 - 2020 годах импорт составлял около 38 процентов потребления в натуральном выражении, при этом в денежном выражении его доля достигала 52 процентов потребления. Экспорт составлял около 22 процентов производства в натуральном выражении и 24,5 процента в стоимостном выражении.
Баланс рынка малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации за 2018 - 2020 годы приведен в приложении N 2.
Объемы потребления отдельных видов малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации за 2018 - 2020 годы приведены в приложении N 3 и для разных сегментов в стоимостном выражении значительно отличаются.
Наибольшие объемы потребления малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации фиксируются в сегментах нефтегазового сектора, сельского хозяйства и товаров повседневного спроса.
Среднегодовое потребление российского рынка малотоннажной и среднетоннажной химической продукции с 2018 года по 2020 год составило около 637 млрд. рублей (около 9,6 млрд. долларов США).
В течение последних 5 лет наблюдается рост рынка на уровне 6 - 7 процентов в год, при этом индекс производства составлял 3 - 4 процента в год. С учетом прогнозируемого роста в отраслях-потребителях (производство композиционных и строительных материалов, парфюмерно-косметических средств, сельское хозяйство, пищевая, фармацевтическая промышленность и др.) на период до 2030 года прогнозируется положительная динамика рынка малотоннажной и среднетоннажной химической продукции и темп роста может достигнуть до 7 процентов при базовом или до 6 процентов при консервативном сценарии развития экономики.
4. Приоритизация малотоннажной и среднетоннажной химической
продукции для Российской Федерации
Ни в одной стране мира в настоящее время не может быть обеспечена в полном объеме собственная потребность в малотоннажной и среднетоннажной химической продукции локальным производством, поэтому при формировании программ развития малотоннажной химии необходимо определить приоритеты с учетом:
позиций значимости малотоннажной и среднетоннажной химической продукции для развития других отраслей;
возможностей сырьевого и технологического обеспечения их производства;
наличия локального рыночного окна;
экономической целесообразности;
интересов национальной безопасности.
В ходе работы, проводимой Минпромторгом России совместно с Межведомственным экспертным советом по вопросам развития химической и нефтехимической промышленности и Межведомственным научно-техническим советом по проблемам развития производств малотоннажной химии, согласованы следующие основные критерии отнесения химической продукции к малотоннажной и среднетоннажной химической продукции:
для малотоннажной химической продукции объем потребления продукта в Российской Федерации составляет до 1 тыс. тонн в год, единичные мощности - до 10 тыс. тонн в год;
для среднетоннажной химической продукции объем потребления продукта в Российской Федерации составляет от 1 до 50 тыс. тонн в год, единичные мощности - от 10 до 150 тыс. тонн в год.
В Российской Федерации к малотоннажной химической продукции зачастую относят продукцию, уже перешедшую в мировой практике в разряд среднетоннажной. Кроме того, отечественное потребление отдельных химических продуктов исчисляется не тоннами, а десятками и сотнями килограммов, что выводит производство подобных продуктов в область лабораторных технологий производства на однотипной перенастраиваемой линии с однодневной мощностью в несколько килограммов. Аналогичная ситуация и в среднетоннажной химической продукции - отечественные мощности, как правило, в 4 - 8 раз меньше современной мощности мирового уровня.
В результате анализа российского рынка потребления малотоннажной и среднетоннажной химической продукции определен перечень продуктовых сегментов из 27 основных продуктовых сегментов, который взят за основу приоритетности при разработке "дорожной карты" и в который вошли следующие продукты:
химические средства защиты растений;
вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам;
катализаторы, инициаторы, ингибиторы;
поверхностно-активные вещества;
химические реактивы и растворители;
вещества для водоподготовки;
химические вещества для пищевых добавок;
вещества для производства текстиля;
прочие пластики и каучуки специального назначения;
смолы (в том числе нефтеполимерные и синтетические);
вещества для косметики;
добавки для пластиков и каучуков прочие;
присадки к топливам и смазочным материалам;
клеи и герметики;
пигменты;
вещества для горного дела;
химические вещества для кормовых добавок;
прочие добавки для производства лакокрасочных материалов;
специальные лубриканты (смазочные вещества) и технические жидкости;
дезинфицирующие вещества;
антиоксиданты;
особо чистые вещества и материалы на их основе для электроники, оптоэлектроники и фотоники;
вещества для производства бумаги;
пламегасители (антипирены);
ингибиторы коррозии;
высокотехнологичные полимеры;
интермедиаты (сырье для фармацевтической промышленности).
Рассматривая многообразие различных подходов к приоритизации, можно сделать вывод, что ключевым драйвером развития любого производства является наличие платежеспособного спроса, ключевым ограничением - отсутствие сырья и технологий.
Воссоздание сырьевых цепочек, трансфер либо разработка собственных технологий и стимулирование потребления отечественной малотоннажной и среднетоннажной химической продукции являются ключевыми точками приложения усилий в рамках мер государственного регулирования и поддержки развития производств малотоннажной химической продукции в Российской Федерации. Необходимо всесторонне рассматривать сегменты малотоннажной химической продукции, однако опорными (вытягивающими) сегментами должны быть сегменты, наилучшие с точки зрения объема рынка, потенциала импортозамещения и конкурентоспособности на мировом рынке в целом.
Для указанных продуктовых сегментов характерны высокий потенциал импортозамещения, значительный объем внутреннего рынка и возможность получения необходимого эффекта масштаба производства для обеспечения конкурентоспособности на мировом уровне в 2022 - 2030 годах. По истечении этого периода приоритеты предусматривается пересмотреть исходя из текущей ситуации на рынке малотоннажной и среднетоннажной химической продукции.
Дополнительно в перечень приоритетных сегментов были включены сегменты, которые, несмотря на небольшой объем рынка в настоящее время, являются стратегически важными для обеспечения национальной безопасности и (или) обеспечения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Комплексный анализ продуктовых сегментов на основе критериев приоритизации показывает, что к приоритетным сегментам малотоннажной и среднетоннажной химической продукции относятся:
химические средства защиты растений;
вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам;
катализаторы, инициаторы, ингибиторы;
поверхностно-активные вещества;
химические реактивы и растворители;
химические вещества для пищевых добавок;
прочие пластики и каучуки специального назначения;
вещества для косметики;
присадки к топливам и смазочным материалам;
антиоксиданты;
особо чистые вещества и материалы на их основе для электроники, оптоэлектроники и фотоники;
высокотехнологичные полимеры;
интермедиаты (сырье для фармацевтической промышленности).
Стоит также отметить, что при наличии устойчивого спроса на мировом рынке представляется целесообразным локализация на территории Российской Федерации конкурентоспособных производств по выпуску малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, ориентированных на экспорт продукции, не представленной среди видов малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, предусмотренных приложением N 3 к "дорожной карте".
5. Основные ограничения, сдерживающие развитие
производства малотоннажной и среднетоннажной химической
продукции в Российской Федерации
В рамках проведенной работы по анкетированию отечественных потребителей и производителей малотоннажной и среднетоннажной химической продукции был выявлен ряд ключевых проблем, сдерживающих их развитие, которые имеют системный характер, а также требуют комплексного подхода и интеграции усилий бизнеса, государства и науки.
Результаты опроса отечественных производителей показали, что в целом компании понимают основные тенденции на рынке малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, знают сильные и слабые стороны как собственных продуктов и технологий, так и продуктов и технологий конкурентов. Вместе с тем заметного роста производства в силу ряда объективных обстоятельств не происходит. Среди проблем, сдерживающих развитие производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, компании выделяют следующие проблемы:
слабость внутреннего рынка;
недостаток среднетоннажного и крупнотоннажного базового сырья, интермедиатов;
низкая конкурентоспособность отечественных производителей из-за технологического отставания и применения импортного сырья;
недостаточные компетенции в области маркетинга, брендинга и продаж;
разрозненность научной и технологической поддержки отрасли;
отсутствие недорогих источников финансирования проектов и неразвитость инструментов проектного финансирования.
Основные меры государственного регулирования и поддержки должны быть направлены на устранение указанных проблем.
Комплекс мер государственного регулирования и поддержки должен быть весьма взвешенным и выверенным, особенно в части изменения таможенно-тарифного регулирования. Если потребность в малотоннажной химической продукции для государственного оборонного заказа ориентирована в первую очередь на отечественных поставщиков, то рост тарифной нагрузки на гражданские направления производства малотоннажной химической продукции может привести к снижению рентабельности отечественного производства и увеличению доли иностранных игроков на российском рынке, а также к перекладыванию затрат на себестоимость продукции и, как следствие, - к росту цен.
Только меры стимулирования внутреннего спроса не смогут оказать заметного влияния на его динамику, поскольку отечественный рынок малотоннажной химической продукции развивается на основе глобальных трендов и потребительских решений. Однако меры государственного регулирования и поддержки могут положительным образом сказаться на сокращении импорта и приросте внутреннего производства малотоннажной химической продукции при создании сырьевого обеспечения отдельных продуктовых цепочек. При этом увеличится объем экспорта малотоннажной химической продукции, поскольку внутренний рынок будет не в состоянии потребить всю выпускаемую продукцию.
6. Основные направления развития национального
рынка малотоннажной и среднетоннажной химической
продукции и предлагаемые меры государственного
регулирования и поддержки
Меры государственного регулирования и поддержки для малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в развитых странах направлены на поддержку развития исследований и разработок, а в развивающихся странах - на поддержку развития отечественного производства.
Основными мерами государственного регулирования и поддержки, применяемыми за рубежом, являются:
субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
льготное проектное кредитование и субсидированные займы для инвестиций в модернизацию и расширение производства, в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в проекты, направленные на увеличение экспорта;
введение дополнительных пошлин на импорт зарубежной малотоннажной и среднетоннажной химической продукции для стимулирования отечественного производства определенных групп товаров малотоннажной и среднетоннажной химической продукции;
создание и поддержка развития химических парков, поддержка развития инфраструктуры, что позволит малым и средним предприятиям функционировать наиболее эффективно;
предоставление гарантий по кредитам, предоставление налоговых льгот, создание центров профессионального обучения, поддержка развития малых и средних предприятий.
Развитие рынка малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации также требует реализации основных мер поддержки.
"Дорожная карта" позволит создать условия для увеличения внутреннего производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в денежном выражении к 2025 году на 34,3 процента и к 2030 году на 71,4 процента (по сравнению с объемами 2020 года), что будет способствовать достижению целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 перечня поручений от 16 января 2021 г. N Пр-46). Индикаторы объемов производства, импорта, экспорта и потребления малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации до 2030 года приведены в приложении N 4.
"Дорожная карта" предусматривает:
опережающее развитие продуктов и технологий;
стимулирование создания производств малотоннажной и среднетоннажной химической продукции;
стимулирование внутреннего спроса.
Опережающее развитие продуктов и технологий
Поскольку импортные продукты находятся, как правило, в середине своего жизненного цикла и к моменту внедрения отечественной технологии на рынке с высокой степенью вероятности появятся продукты и решения с улучшенными потребительскими свойствами, импортозамещение не может быть самоцелью развития малотоннажной и среднетоннажной химической продукции.
В связи с этим большое внимание в Российской Федерации уделяется опережающему развитию новых технологий, для чего необходимы постоянный конкурентный анализ мировых тенденций в области малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, выработка действенных механизмов коммерциализации технологий (от теоретических расчетов новых процессов до строительства опытно-промышленных установок и вывода новых продуктов на мировой рынок). Таким образом, требуется решение следующих задач:
определение на основе мировых тенденций и данных таможенной статистики перспективных видов малотоннажной и среднетоннажной химической продукции по отношению к применяющимся в различных сегментах аналогам;
проведение переговоров с потенциальными потребителями, натурально-стоимостная оценка существующего потенциала и прогноза рынка нового продукта в Российской Федерации и за рубежом;
анализ рынков сбыта товарных полупродуктов в цепочке переделов нового продукта (при наличии);
оценка существующего в Российской Федерации научно-технологического задела по производственной цепочке данного вида продукции и определение наиболее перспективных направлений работ по формированию такого задела;
поиск и оценка стоимости сырья для обеспечения программы выпуска нового продукта;
оценка затрат (временных и финансовых) на создание новой и (или) модернизацию существующей технологии выпуска нового продукта в Российской Федерации;
расчет сроков окупаемости новых проектов;
поиск сторон, заинтересованных в финансировании разработанных проектов;
разработка маркетинговых мероприятий по выводу новых продуктов на российский и мировой рынки.
Для решения указанных задач в рамках "дорожной карты" предлагается рассмотреть возможность создания на базе государственной информационной системы промышленности информационно-справочного раздела по разрабатываемым и требуемым технологиям в области производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции и по дефицитному сырью для ее производства. Создание такой информационной площадки позволит сформировать систему горизонтальных связей между разработчиками технологий (научными и научно-исследовательскими организациями, инжиниринговыми центрами при высших учебных заведениях и др.), производителями сырья и производителями малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, а также сконцентрировать усилия на разработке и коммерциализации новых продуктов и технологий от стадии инвестиционных идей до внедрения в промышленное производство. Также целесообразно рассмотреть возможность разработки мер государственной поддержки для создания сети инжиниринговых компаний, осуществляющих постоянный мониторинг новых технологических решений, предлагаемых организациями-разработчиками в рамках научно-исследовательских работ или научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и потребностей конечного заказчика в целях трансфера этих технологий в компании - производители продукции малотоннажной химии.
Для достижения опережающего развития новых технологий производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции представляется целесообразной поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках действующих механизмов поддержки и программ институтов развития. Необходимо развитие научной и технологической поддержки отрасли, в том числе с созданием новых технологий и научно-технических заделов с участием организаций, подведомственных Минобрнауки России, и при научно-методическом сопровождении Российской академии наук.
Стимулирование создания производств малотоннажной
и среднетоннажной химической продукции
В условиях отсутствия российского сырья требуемого ассортимента и качества происходит переход на импортные поставки, что снижает конкурентоспособность отечественных производителей, а также является барьером для создания эффективных производств мирового уровня. Поэтому мероприятия настоящего подраздела нацелены на решение одной из ключевых проблем малотоннажной и среднетоннажной химической продукции - обеспечение отечественных производителей российским сырьем в необходимых объемах.
Отечественные производители отмечают отсутствие в Российской Федерации производств малеинового ангидрида, адипиновой кислоты, изоцианатов, эпихлоргидрина и базовых эпоксидных смол на его основе, функциональных мономеров, дурола и пиромеллитового диангидрида, высших жирных спиртов и кислот, этиламинов, хлористого метила, бутандиола, действующих веществ для производства химических средств защиты растений и другой малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, основанных в том числе на принципах "зеленой химии" с учетом возрастающих требований международных общественных организаций под эгидой Организации Объединенных Наций к экологичности производства, что является сдерживающим фактором для развития последующих переделов. Без создания надежной отечественной сырьевой базы по указанным продуктам интенсификация производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации представляется маловероятной.
В рамках "дорожной карты" сформированы предложения по развитию производства сырья для малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, которые позволят создать надежную сырьевую базу, в том числе для создания конкурентоспособных мощностей мирового уровня. К таким видам сырья относятся нефтяные воски и парафины, низкомолекулярный полиэтилен, высокоочищенные бензиновые фракции, применяемые в качестве растворителей лакокрасочных материалов, экстракционных бензинов, поверочных смесей и реактивов.
В рамках сырьевого обеспечения предлагается также организация углубленной переработки жидких продуктов пиролиза с получением ароматических и алифатических смол для лакокрасочной промышленности.
Развитие производств малотоннажных и среднетоннажных видов сырья будет осуществляться в рамках развития соответствующих сегментов малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, а также с учетом плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации, утвержденного приказом Минпромторга России от 6 июля 2021 г. N 2471.
Стимулирование создания производств малотоннажной и среднетоннажной химической продукции будет осуществляться в основном в рамках использования действующих механизмов государственной поддержки, при этом при использовании конкретных мер государственной поддержки необходимо учитывать ограничения, связанные с членством Российской Федерации во Всемирной торговой организации.
Стимулирование внутреннего спроса
Спрос (потребление) выступает ключевым драйвером развития любого бизнеса, в том числе и развития производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции. Сложившийся в Российской Федерации рынок малотоннажной и среднетоннажной химической продукции не является дефицитным, наоборот, характеризуется высоким уровнем конкуренции. Более того, конкуренция идет не только на уровне продуктов, но и на уровне потребительских решений.
На мировом рынке конкуренция с российскими товарами ощущается еще острее из-за устойчивых позиций мировых глобальных компаний - производителей малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, особенностей регионального технического регулирования оборота продукции, языковых барьеров, эффективных механизмов поддержки экспорта международных стран - игроков на рынке малотоннажной и среднетоннажной химической продукции (Китай, Германия, Соединенные Штаты Америки и др.).
Развитие отечественного производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции должно ориентироваться как на внутренний, так и на мировой рынок. При этом обеспечение внутреннего рынка малотоннажной и среднетоннажной химической продукцией в части закупок для государственных и муниципальных нужд, а также закупок, осуществляемых для нужд обороны страны и безопасности государства, должно осуществляться преимущественно за счет товаров, произведенных на территории Российской Федерации. В связи с этим ряд видов малотоннажной и среднетоннажной химической продукции включен в раздел XXI приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", а также в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Для увеличения стимулирования спроса необходимо проработать вопрос о дополнении позициями, касающимися малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения" и приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком".
В целях стимулирования внутреннего спроса на малотоннажную и среднетоннажную химическую продукцию в Российской Федерации со стороны государственных корпораций планируется осуществлять мониторинг их потребности в указанных продуктах и стимулировать развитие горизонтальных связей между компаниями с государственным участием и российскими производителями малотоннажной и среднетоннажной химической продукции.
II. Перечень приоритетных продуктовых сегментов
в рамках развития малотоннажной химической продукции
на период до 2030 года
1. Химические средства защиты растений.
2. Вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам.
3. Катализаторы, инициаторы, ингибиторы.
4. Поверхностно-активные вещества.
5. Химические реактивы и растворители.
6. Химические вещества для пищевых добавок.
7. Прочие пластики и каучуки специального назначения.
8. Вещества для косметики.
9. Присадки к топливам и смазочным материалам.
10. Антиоксиданты.
11. Особо чистые вещества и материалы на их основе для электроники, оптоэлектроники и фотоники.
12. Высокотехнологичные полимеры.
13. Интермедиаты (сырье для фармацевтической промышленности).
III. План мероприятий
Наименование мероприятия
Вид документа
Срок выполнения мероприятия
Ответственные исполнители
Опережающее развитие продуктов и технологий
1. Подготовка предложений по созданию на базе государственной информационной системы промышленности информационно-справочного раздела по разрабатываемым и требуемым технологиям в области производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции и по дефицитному сырью для ее производства
концепция информационно-справочного раздела
июнь 2022 г.
Минпромторг России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
Стимулирование создания производств малотоннажной и среднетоннажной химической продукции
2. Предложения по актуализации перечня приоритетных проектов по производству малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, которые оказывают комплексное влияние на развитие смежных отраслей экономики, утвержденного поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Борисова Ю.И. от 17 ноября 2021 г. N 12109п-П9
доклад в Правительство Российской Федерации
июль 2022 г., далее - ежегодно, по мере поступления предложений от заинтересованных организаций
Минпромторг России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
3. Внесение изменений в план мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации, утвержденный приказом Минпромторга России от 6 июля 2021 г. N 2471, путем включения продуктов, вошедших в перечень приоритетных проектов по производству малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, которые оказывают комплексное влияние на развитие смежных отраслей экономики, утвержденный поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Борисова Ю.И. от 17 ноября 2021 г. N 12109п-П9
ведомственный акт Минпромторга России
ноябрь 2022 г., далее - ежегодно, по мере поступления предложений от заинтересованных организаций
Минпромторг России
с участием заинтересованных организаций
4. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. N 3 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014 - 2019 годах в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности и (или) выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2014 - 2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности" в части возможности предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2020 - 2023 годах
акт Правительства Российской Федерации
ноябрь 2022 г.
Минпромторг России,
Минэкономразвития России,
Минфин России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
5. Подготовка предложений о применении
повышающего коэффициента 1,5 в отношении затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в соответствии с пунктом 7 статьи 262 Налогового Кодекса Российской Федерации в отношении малотоннажной и среднетоннажной химической продукции
доклад в Правительство Российской Федерации
июнь 2022 г.
Минпромторг России, Минэнерго России,
Минфин России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
Стимулирование внутреннего спроса
6. Дополнение раздела XXI приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" позициями, касающимися малотоннажной и среднетоннажной химической продукции
акт Правительства Российской Федерации
декабрь 2022 г. (далее - в случае необходимости при поступлении предложений от заинтересованных организаций)
Минпромторг России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
7. Внесение изменений в приложения к постановлениям Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения" и от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" в части дополнения позициями, касающимися малотоннажной и среднетоннажной химической продукцией
акт Правительства Российской Федерации
ноябрь 2022 г.
Минпромторг России,
Минэкономразвития России,
Минфин России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
Приложение N 1
к плану мероприятий ("дорожной карте")
по развитию производства малотоннажной
химии в Российской Федерации
на период до 2030 года
ДИНАМИКА
ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА, ИМПОРТА, ЭКСПОРТА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
МАЛОТОННАЖНОЙ И СРЕДНЕТОННАЖНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2015 - 2020 ГОДЫ
(тыс. тонн)
Наименование показателя
2010 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Объем производства
2715
3233
3143
3290
3450
3587
3711
Объем экспорта
554
538
567
688
767
822
782
Объем импорта
1221
1451
1482
1658
1686
1713
1718
Объем потребления
3382
4147
4058
4261
4368
4478
4648
Примечание. Источники - Росстат, ФТС России, аналитика федерального государственного унитарного предприятия "Научно-технический центр "Химвест".
Приложение N 2
к плану мероприятий ("дорожной карте")
по развитию производства малотоннажной
химии в Российской Федерации
на период до 2030 года
БАЛАНС
РЫНКА МАЛОТОННАЖНОЙ И СРЕДНЕТОННАЖНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2018 - 2020 ГОДЫ
Наименование показателя
В натуральном выражении, тыс. тонн
В стоимостном выражении, млрд. рублей
Среднее значение за 2018 - 2020 годы
2018 год
2019 год
2020 год
2018 год
2019 год
2020 год
тыс. тонн
млрд. рублей
Объем производства
3450
3587
3711
398
397
422
3583
406
Объем экспорта
767
822
782
98
100
100
790
99
Объем импорта
1686
1713
1718
323
318
351
1706
331
Объем потребления
4368
4478
4648
623
615
674
4498
637
Примечание. Источники - Росстат, ФТС России, аналитика федерального государственного унитарного предприятия "Научно-технический центр "Химвест".
Приложение N 3
к плану мероприятий ("дорожной карте")
по развитию производства малотоннажной
химии в Российской Федерации
на период до 2030 года
ОБЪЕМЫ
ПОТРЕБЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МАЛОТОННАЖНОЙ И СРЕДНЕТОННАЖНОЙ
ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА 2018 - 2020 ГОДЫ
(млрд. рублей)
Наименование вида малотоннажной и среднетоннажной химической продукции
Объем потребления
2018 год
2019 год
2020 год
среднее значение за 2018 - 2020 годы
Химические средства защиты растений
75
72
85
77,3
Вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам
69
69
80
72,7
Катализаторы, инициаторы, ингибиторы
62
59
63
61,3
Поверхностно-активные вещества
57
58
61
58,7
Химические реактивы и растворители
40
38
43
40,3
Вещества для водоподготовки
40
39
37
38,7
Химические вещества для пищевых добавок
37
37
42
38,7
Вещества для производства текстиля
29
30
33
30,7
Прочие пластики и каучуки специального назначения
30
28
29
29
Смолы (в том числе нефтеполимерные и синтетические)
21
21
21
21
Вещества для косметики
17
19
20
18,7
Добавки для пластиков и каучуков прочие
16
15
15
15,3
Присадки к топливам и смазочным материалам
14
15
17
15,3
Клеи и герметики
14
14
15
14,3
Пигменты
14
13
14
13,7
Вещества для горного дела
13
13
12
12,7
Химические вещества для кормовых добавок
12
13
13
12,7
Прочие добавки для производства лакокрасочных материалов
12
11
14
12,3
Специальные лубриканты (смазочные вещества) и технические жидкости
12
12
11
11,7
Дезинфицирующие вещества
7
7
16
10,3
Антиоксиданты
8
8
9
8,3
Особо чистые вещества и материалы на их основе для электроники, оптоэлектроники и фотоники
7
8
7
7,3
Вещества для производства бумаги
6
5
5
5,3
Пламегасители (антипирены)
4
5
7
5,3
Ингибиторы коррозии
4
3
3
3,3
Высокотехнологичные полимеры
2
2
2
2
Интермедиаты (сырье для фармацевтической промышленности)
2
1
2
1,7
Примечание. Источники - Росстат, ФТС России, аналитика федерального государственного унитарного предприятия "Научно-технический центр "Химвест".
Приложение N 4
к плану мероприятий ("дорожной карте")
по развитию производства малотоннажной
химии в Российской Федерации
на период до 2030 года
ИНДИКАТОРЫ
ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА, ИМПОРТА, ЭКСПОРТА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
МАЛОТОННАЖНОЙ И СРЕДНЕТОННАЖНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА
Наименование показателя
2020 год (факт)
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
2030 год
В натуральном выражении, тыс. тонн
Объем производства
3711
3762
3858
3994
4146
4316
5100
Объем экспорта
782
793
810
852
956
1002
1222
Объем импорта
1718
1823
1858
1907
2021
2053
2225
Объем потребления
4648
4792
4907
5049
5211
5367
6102
В стоимостном выражении, млрд. рублей
Объем производства
422
450
473
502
533
567
723
Объем экспорта
100
103
103
109
125
132
170
Объем импорта
351
380
379
393
423
434
497
Объем потребления
674
727
749
785
831
869
1050
Примечание. Источник - аналитика федерального государственного унитарного предприятия "Научно-технический центр "Химвест".