Распоряжение ОАО "РЖД" от 06.08.2015 N 1998р
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 августа 2015 г. N 1998р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ИНЦИДЕНТОВ,
ВЫЗЫВАЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
В целях создания системы учета, оценки финансовых потерь от негативных влияний на перевозочный процесс:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2016 г. прилагаемую Методику оценки ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов (далее - Методика).
2. Руководителям департаментов, филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД":
организовать в установленном порядке ознакомление работников с Методикой, утвержденной настоящим распоряжением;
до 1 января 2016 г. внести изменения в договоры между ОАО "РЖД" и организациями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и грузов на инфраструктуре ОАО "РЖД", обслуживанию объектов инфраструктуры и подвижного состава, касающиеся ответственности за инциденты, вызывающие нарушения графика движения.
3. Генеральному директору ОАО "НИИАС" Погодину А.Е. (по согласованию) до 1 ноября 2015 г. доработать и передать в установленном в ОАО "РЖД" порядке в Главный вычислительный центр программное обеспечение и комплект эксплуатационной документации автоматизированных систем КАС АНТ и КАСАТ в части реализации функции по формированию структурными подразделениями данных о величине составляющих ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, предусмотренных Методикой.
4. Начальникам Департаментов технической политики Назарову А.С., информатизации Павловскому А.А., Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А., директору Главного вычислительного центра Лыкову Р.Ю., генеральному директору ОАО "НИИАС" Погодину А.Е. (по согласованию) обеспечить на пилотных полигонах Горьковской и Западно-Сибирской железных дорог работу автоматизированных систем КАС АНТ и КАСАТ с модулем расчета ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, с 1 ноября 2015 года в режиме опытной эксплуатации, с 1 декабря 2015 года в режиме постоянной эксплуатации.
5. Начальникам Департамента технической политики Назарову А.С., Департамента информатизации Павловскому А.А., генеральному директору ОАО "НИИАС" Погодину А.Е. (по согласованию) в срок до 1 сентября 2015 года разработать информационную технологию в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим распоряжением, для включения работ по функциональному развитию автоматизированных систем в программу информатизации на 2016 год.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента Гапановича В.А.
Первый вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н.МОРОЗОВ
Утверждена
распоряжением ОАО "РЖД"
от 6 августа 2015 г. N 1998р
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ИНЦИДЕНТОВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ НАРУШЕНИЯ
ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
1. Основные положения
В современных условиях ОАО "РЖД" на основе заключаемых договоров делегирует выполнение отдельных операций перевозочного процесса организациям, являющимся отдельными юридическими лицами. Отношения между сторонами договора в соответствии со статьей 307 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (далее - часть первая Гражданского кодекса) предусматривают возникновение обязательств вследствие причинения вреда или иных оснований. Договорные отношения между ОАО "РЖД" и организациями, участвующими в перевозках пассажиров и грузов на инфраструктуре ОАО "РЖД" или являющимися поставщиками оборудования или услуг, используемых при организации и осуществлении движения поездов (далее - сторонние и сервисные организации), предусматривают взаимную ответственность за исполнение условий договора. В случае, когда каждая из сторон договора несет обязательство в пользу другой стороны в соответствии со статьей 308 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, она является одновременно должником в том, что обязана выполнить в пользу другой стороны, и кредитором в том, что имеет права требовать. Невыгодные имущественные последствия для кредитора, возникшие в результате нарушений условий договора должником, определяются Гражданским кодексом как ущерб.
Согласно определению Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" перевозочный процесс является совокупностью организационно и технологически взаимосвязанных операций. Несвоевременное или некачественное выполнение какой-либо из операций ведет к сбою во всей технологической цепочке. Ввиду того, что перевозка грузов или пассажиров на инфраструктуре ОАО "РЖД" осуществляется в составе организованных поездов по установленному графику, неисполнение или ненадлежащее исполнение технологической операции, как правило, ведет к сбою, выражающемуся в форме инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) ОАО "РЖД", как перевозчик, несет ответственность перед грузоотправителем и грузополучателем, а перед компаниями-перевозчиками, в ведении которых находятся пассажирские перевозки, как владелец инфраструктуры. Одновременно "РЖД", как холдинг, в состав которого входят дирекции-филиалы, обеспечивающие большую часть функций перевозочного процесса, несет дополнительные расходы, вызванные задержками поездов.
Настоящая Методика применяется для определения величины ущерба ОАО "РЖД" от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов на инфраструктуре ОАО "РЖД", за исключением случаев, классифицируемых как транспортные происшествия и события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 344 "Об утверждении Положения о порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта". В соответствии с требованиями стандарта СТО РЖД 02.046-2014 "Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов" причинами инцидентов являются отказы в работе технических средств и технологические нарушения.
Настоящая Методика предназначена для определения величины ущерба в результате нарушений графика движения поездов, вызванных отказами в работе технических средств и технологическими нарушениями, произошедшими по ответственности сторонних и сервисных организаций. Ответственность сторонних и сервисных организаций устанавливается по результатам расследования отказов в работе технических средств или технологических нарушений, которое проводится порядком, установленным Положением по учету, расследованию и проведению анализа случаев отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАС АНТ (далее - Положение по системе КАС АНТ) и Положением о порядке учета, расследования и проведения анализа случаев технологических нарушений на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАСАТ (далее - Положение по системе КАСАТ), утвержденных распоряжениями ОАО "РЖД" от 23 декабря 2013 г. N 2852р и N 2851р, соответственно.
Методика позволяет на основании данных, содержащихся в отраслевых автоматизированных системах и в установленных формах статистической отчетности, определить величину ущерба, полученного ОАО "РЖД" от возникновения инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, допущенных из-за невыполнения требований договоров сторонними и сервисными организациями.
При предъявлении претензий, исков о возмещении ущерба необходимо прикладывать первичную документацию, подтверждающую реально понесенные расходы ОАО "РЖД", документы, доказывающие нарушение условий договора сторонними и сервисными организациями и причинно-следственную связь между нарушением условий договора и возникновением ущерба. При отсутствии подтверждающих документов указанные претензии и иски не предъявляются.
Применение настоящей Методики определяется требованиями договоров, заключаемых между ОАО "РЖД" и организациями, участвующими в перевозках пассажиров и грузов на инфраструктуре ОАО "РЖД" или являющимися поставщиками оборудования или услуг, используемых при организации и осуществлении движения поездов.
Если между ОАО "РЖД" и организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров на инфраструктуре ОАО "РЖД", заключается (заключено) несколько договоров, в том числе договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, то применение настоящей Методики при осуществлении такой организацией деятельности по перевозке пассажиров определяется требованиями договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
2. Нормативные ссылки
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 344 "Об утверждении Положения о порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта"
ГОСТ 27.002-2015 "Надежность в технике. Термины и определения"
ГОСТ 32192-2013 "Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения"
ГОСТ Р 53431-2009 "Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения"
СТО РЖД 02.046-2014 "Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов"
Аннотированный перечень действующих нормативных материалов для нормирования труда в подразделениях филиалов и дочерних обществ ОАО "РЖД", утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 6 апреля 2016 г. N 602р "Об утверждении аннотированного перечня действующих нормативных материалов для нормирования труда в подразделениях филиалов и дочерних обществ ОАО "РЖД"
Рекомендации по формированию дифференцированной шкалы минимального штрафа контрагента за действия (бездействия), повлекшие нарушения графика движения поездов из-за отказов технических средств или технологических нарушений
3. Применяемые термины, определения и сокращения
В Методике применены следующие термины с соответствующими определениями:
- график движения поездов: организационная основа управления движением железнодорожных поездов, объединяющая деятельность всех технологических подразделений, выраженная для каждой железнодорожной станции и перегона в графической или табличной форме расписания движения поездов по техническим и технологически обоснованным нормам;
- нарушение графика движения поездов: несоблюдение времени хода поезда по перегону или времени стоянки на станции, установленных графиком движения поездов, в том числе разрабатываемым на период производства работ по техническому содержанию объектов инфраструктуры;
- поезд: сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав;
- железнодорожная станция: пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами;
- железнодорожный перегон: часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;
- инцидент: событие, вызванное переходом железнодорожной техники в неработоспособное состояние, отклонением от заданных режимов выполнения технологических процессов на инфраструктуре ОАО "РЖД", в том числе по причине внешнего воздействия, и повлекшее за собой нарушение графика движения поездов;
- отказ (железнодорожной техники): событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния железнодорожной техники;
- работоспособное состояние (железнодорожной техники): состояние железнодорожной техники, при котором она способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции в полном объеме при условии, что предоставлены необходимые ресурсы;
- неработоспособное состояние железнодорожной техники: состояние железнодорожной техники, при котором она не способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции;
- технологическое нарушение: действие или бездействие оперативного персонала в нарушение требований действующих нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, правил, инструкций и иных нормативных документов ОАО "РЖД", которое явилось причиной задержки поезда, при исправно действующих технических средствах;
- перевозочный процесс: совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;
- грузовая отправка: партия груза, принятая железной дорогой к отправлению по одной железнодорожной накладной;
- отправительский маршрут: состав поезда установленного веса или длины, сформированный на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком и/или владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на железнодорожных путях общего пользования железнодорожной станции с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов;
- прямой отправительский маршрут: отправительский маршрут, следующий на одну станцию назначения в адрес одного или нескольких получателей (с постановкой грузовых вагонов в адрес каждого получателя отдельной группой);
- железнодорожные пути необщего пользования: железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;
- железнодорожные пути общего пользования: железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
4. Определение величины составляющих элементов ущерба
от инцидентов, вызывающих нарушение графика движения поездов
4.1. Основные составляющие ущерба от инцидентов
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 части первой Гражданского кодекса под ущербами (убытками) понимаются:
- понесенные расходы;
- утрата или повреждение имущества;
- неполученные доходы (упущенная выгода).
Исходя из вышеизложенного, составляющие ущерба от инцидентов, связанные с понесенными расходами, утратой или повреждением имущества, а также с неполученными доходами в результате инцидентов, по причине отказов в работе технических средств и технологических нарушений определяются по следующей формуле:
Yоб = Y1 + Y2 + Y3 + Y4 + Y5 + Y6 + Y7, (4.1)
где Yоб - общий ущерб от инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов, руб.;
Y1 - составляющая ущерба, связанная с восстановлением работоспособности железнодорожного подвижного состава, руб.;
Y2 - составляющая ущерба, связанная с восстановлением работоспособности объектов инфраструктуры, руб.;
Y3 - дополнительные расходы, связанные с задержками поездов, руб.;
Y4 - составляющая ущерба, связанная со штрафами перевозчика за опоздание пассажирских поездов дальнего и местного сообщения, руб.;
Y5 - составляющая ущерба, связанная с пени перевозчика в связи с нарушением сроков доставки грузов получателю, руб.;
Y6 - составляющая ущерба, связанная с пеней перевозчика за нарушение сроков доставки багажа и грузобагажа, руб.;
Y7 - составляющая ущерба, связанная с трудозатратами на поиск и выявление повреждений подвижного состава и объектов инфраструктуры, руб.
Составляющие ущерба Y1 и Y2 включают в себя понесенные расходы на работы по восстановлению работоспособности объектов инфраструктуры и подвижного состава, а также расходы, связанные с заменой поврежденных элементов железнодорожной техники. Составляющие формулы Y3 и Y7 включают в себя дополнительные расходы, понесенные ОАО "РЖД" вследствие возникновения инцидентов. Составляющие ущерба Y4, Y5 и Y6 представляют собой расходы, понесенные ОАО "РЖД" по выплаченным штрафам и пени за неисполнение обязательств по договорам перевозки.
В соответствии с требованиями Положения по системе КАСАТ и Положения по системе КАС АНТ учет и расследование технологических нарушений в перевозочном процессе и отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" осуществляются с использованием автоматизированных систем КАСАТ и КАС АНТ, соответственно. Наличие или отсутствие вышеперечисленных составляющих ущерба применительно к обстоятельствам каждого конкретного инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов, определяется подразделением холдинга "РЖД", проводящим расследование и формирование информации об инциденте в отраслевых автоматизированных системах КАС АНТ и КАСАТ.
В процессе расследования инцидентов, связанных с отказами в работе технических средств и технологическими нарушениями, структурными подразделениями, в соответствии с требованиями Положения по системе КАС АНТ и в Положения по системе КАСАТ, соответственно, на определенных этапах вносится дополнительная информация в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ. Таким образом, оценка ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, должна производиться только по случаям отказов в работе технических средств и технологических нарушений, расследование которых полностью завершено, а необходимая информация о причинах инцидентов и их последствиях внесена в отраслевые автоматизированные системы управления, автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ, соответственно.
В дополнение к информации по отказам в работе технических средств, содержащейся в автоматизированной системе КАС АНТ, при определении размера ущерба должны использоваться данные об объемах работ и ремонтов, выполняемых при восстановлении работоспособности железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры, формируемые в отраслевых автоматизированных системах. Данная информация вносится в отраслевые автоматизированные системы структурными подразделениями, являющимися балансодержателями отказавшего подвижного состава или объекта инфраструктуры, либо подразделениями, выполняющими работы по восстановлению работоспособности отказавших технических средств. Перечисленная информация в отраслевых автоматизированных системах о конкретных видах работ и ремонтов, их объемах, а также величине расходов на материалы и заменяемое оборудование при восстановлении работоспособности железнодорожного подвижного состава или объекта инфраструктуры должна быть подтверждена первичными документами.
4.2. Составляющая ущерба, связанная с восстановлением
работоспособности железнодорожного подвижного состава
Составляющая ущерба от инцидента Y1, связанная с восстановлением работоспособности подвижного состава, должна учитываться только при инциденте, возникшем по причине отказа в работе технического средства. Восстановление работоспособности неисправного подвижного состава может осуществляться непосредственно на той станции, где выявлена неисправность (например, выявление неисправных вагонов с подачей их маневровым порядком на пути вагоноремонтного предприятия), либо подвижной состав передислоцируется в специализированные предприятия для проведения соответствующего вида ремонта. В общем виде ущерб, связанный с восстановлением работоспособности железнодорожного подвижного состава Y1, включает в себя три составляющие: расходы на пересылку неисправного подвижного состава с места обнаружения неисправности к предприятию для производства ремонта, расходы на производство ремонтных работ по восстановлению работоспособности подвижного состава, расходы на материалы и заменяемое оборудование. Таким образом, ущерб Y1, связанный с восстановлением работоспособности железнодорожного подвижного состава, определяется по следующей формуле:
где - расходы на пересылку неисправного подвижного состава с места обнаружения (возникновения) отказа в работе технического средства на ремонтное предприятие, руб.;
- расходы на производство ремонтных работ по восстановлению работоспособности железнодорожного подвижного состава, руб.;
- расходы на материалы и заменяемое оборудование, используемые при восстановлении работоспособности железнодорожного подвижного состава, руб.
Необходимо учитывать, что на инфраструктуре ОАО "РЖД" обращается подвижной состав, принадлежащий собственно ОАО "РЖД", а также подвижной состав других владельцев. Поскольку настоящая Методика посвящена вопросу определения ущерба, полученному ОАО "РЖД" от возникновения инцидентов, данная составляющая ущерба рассчитывается только для инцидентов по причине отказов в работе технических средств, в результате которых получил повреждения подвижной состав принадлежности ОАО "РЖД".
Расходы на пересылку неисправного железнодорожного подвижного состава должны определяться в следующих случаях:
при составлении на пассажирские или грузовые вагоны, направляемые в ремонт, сопроводительного листка формы ВУ-26М;
при составлении акта проверки технического состояния локомотива (крана), моторвагонного поезда (секции), предназначенного для пересылки в недействующем состоянии, формы ТУ-25.
Размер расходов, связанных с пересылкой неисправного подвижного состава на ремонтные предприятия, определяется, исходя из платы за пробег порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка либо собственных (арендованных) вагонов с локомотивом ОАО "РЖД".
Размеры расходов на проведение ремонтных работ а также затраты на материалы и заменяемое оборудование определяются в каждом конкретном случае постановки подвижного состава на ремонт. Для расчета величины расходов на проведение ремонтных работ при восстановлении работоспособности подвижного состава определяются виды проводимых работ, нормо-часы на их выполнение и стоимость нормо-часа на выполнение. В общем случае расходы на проведение ремонтных работ по восстановлению работоспособности железнодорожного подвижного состава определяются по формуле:
где - стоимость нормо-часа производства i-го вида работ, выполняемого для восстановления работоспособности подвижного состава, руб./нормо-час;
- объем нормо-часов, затрачиваемых на производство i-го вида работ, выполняемых для восстановления работоспособности подвижного состава, нормо-час.
Определение объема нормо-часов, затрачиваемых для производства соответствующего вида работ, осуществляется в соответствии с нормативными документами, перечисленными в Аннотированном перечне действующих нормативных материалов для нормирования труда в подразделениях филиалов и дочерних обществ ОАО "РЖД", утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 6 апреля 2016 г. N 602р "Об утверждении аннотированного перечня действующих нормативных материалов для нормирования труда в подразделениях филиалов и дочерних обществ ОАО "РЖД".
В случаях, когда восстановление работоспособности подвижного состава осуществляется организациями на основании договорных отношений с ОАО "РЖД", стоимость работ определяется на основании калькуляции стороннего контрагента, выполняющего данные работы.
В соответствии с требованиями Инструкции по учету локомотивов, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29 октября 2012 г. N 2155р, локомотив, имеющий достаточный пробег (согласно нормативам), прибывший на ремонтное предприятие после возникновения неисправности, допускается ставить на плановые виды ремонта (технического обслуживания), предусматривающие выполнение работ, требующихся для восстановления работоспособности. В этом случае величина составляющей ущерба, связанной с восстановлением работоспособности подвижного состава, не рассчитывается.
В случае, когда для восстановления работоспособности локомотива требуется выполнение работ, не входящих в перечень работ, предусмотренных данным видом планового ремонта (технического обслуживания), производство работ по восстановлению работоспособности учитывается как внеплановый ремонт. В этом случае величина расходов на проведение ремонтных работ а также затрат на материалы и заменяемое оборудование должна определяться исключительно по перечню работ, выполненных для восстановления работоспособности оборудования, по причине неисправности которого локомотив был направлен на ремонтное предприятие.
4.3. Составляющая ущерба, связанная с восстановлением
работоспособности объекта инфраструктуры
Ущерб от инцидента, связанный с восстановлением работоспособности объекта инфраструктуры, должен учитываться только в случаях возникновения инцидента по причине отказа в работе технического средства. При восстановлении работоспособности объекта инфраструктуры непосредственно на месте возникновения отказа производится демонтаж неисправного элемента или узла и выполняется его замена. Ущерб от восстановления работоспособности объекта инфраструктуры включает расходы на производство ремонтных работ и расходы на материалы и оборудование. Таким образом, ущерб, связанный с восстановлением работоспособности объекта инфраструктуры Y2, определяется по следующей формуле:
где - расходы на производство ремонтных работ по восстановлению работоспособности объекта инфраструктуры, руб.;
- расходы на материалы и заменяемое оборудование, используемые при восстановлении работоспособности объекта инфраструктуры, руб.
Восстановление работоспособности объектов инфраструктуры производится в том числе и с использованием машин и механизмов (например, замена элементов конструкций верхнего строения пути или контактной сети). В этой связи для определения расходов на производство ремонтных работ на основании отраслевых автоматизированных систем должны определяться трудоемкости выполнения соответствующих работ в человеко-часах, а также затраты машинного времени в машино-сменах на выполнение соответствующего объема работ.
Расходы на производство работ по восстановлению работоспособности объектов инфраструктуры определяются по следующей формуле:
где - стоимость человека-часа производства j-го вида работ, выполняемого для восстановления работоспособности объекта инфраструктуры, руб./человеко-час;
- затраты человеко-часов на производство j-го вида работ, выполняемого для восстановления работоспособности объекта инфраструктуры, человеко-час;
- стоимость машино-смены производства k-го вида работ, выполняемого для восстановления работоспособности объекта инфраструктуры, руб./машино-смена;
- затраты машино-смен на производство k-го вида работ, выполняемого для восстановления работоспособности объекта инфраструктуры, машино-смен;
Определение количества человеко-часов, числа машино-смен, затрачиваемых для производства соответствующего вида работ, осуществляется в соответствии с нормативными документами, перечисленными в Аннотированном перечне действующих нормативных материалов для нормирования труда в подразделениях филиалов и дочерних обществ ОАО "РЖД", утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 6 апреля 2016 г. N 602р "Об утверждении аннотированного перечня действующих нормативных материалов для нормирования труда в подразделениях филиалов и дочерних обществ ОАО "РЖД".
4.4. Дополнительные расходы, связанные с задержками поездов
В подавляющем большинстве случаев в качестве последствий инцидентов, возникающих по причине отказов в работе технических средств и технологических нарушений, выступают задержки поездов. Задержки поездов учитываются в автоматизированных системах КАС АНТ и КАСАТ как основной классификационный признак для отказов в работе технических средств и технологических нарушений. При задержке поезда по отношению к нормативному графику возникают дополнительные расходы перевозчика, вызванные увеличением времени следования поезда со станции отправления (формирования) на станцию назначения. Увеличение времени следования поезда приводит к дополнительным расходам на оплату работы локомотивной бригады, электроэнергии или топлива, потребляемых локомотивом, а также к дополнительным расходам, связанным с занятием подвижным составом путей общего пользования.
В соответствии с требованиями СТО РЖД 02.046-2014 "Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов" для оценки критичности и последствий инцидентов, вызванных отказами в работе технических средств, учитываются как задержка поезда, на который оказано непосредственное влияние отказа, так и задержки поездов, вызванные обеспечением мер безопасности, исполнением требований документов, регламентирующих организацию движения поездов в условиях нарушения работоспособного состояния объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава. Требованиями вышеупомянутого стандарта последствия и критичность инцидентов, вызванных технологическими нарушениями, также определяются как задержкой поезда, на который оказано непосредственное влияние, так и задержками поездов, вызванными принятием мер безопасности, требованиями документов, регламентирующих движение поездов в условиях технологических нарушений.
В соответствии с требованиями пункта 3 приложения 6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, порядок назначения и отмены поездов всех категорий в соответствии со сводным графиком устанавливается владельцем инфраструктуры. Назначение и отмена поездов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО "РЖД", регламентированы положениями распоряжения ОАО "РЖД" от 12 февраля 2016 г. N 264р "Об утверждении порядка назначения и отмены поездов всех категорий на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО "РЖД", в котором указан порядок назначения и отмены пассажирских поездов дальнего и местного сообщения, пригородных пассажирских и грузовых поездов. Таким образом, дополнительные расходы Y3, связанные с задержками поездов, должны определяться для пассажирских поездов дальнего и местного сообщения, пригородных и грузовых поездов, порядок и время следования которых по перегонам и станциям определены сводным графиком движения поездов.
Дополнительные расходы по перевозочным видам деятельности Y3, связанные с задержками поездов в результате инцидентов, вызывающих нарушение графика движения, в общем случае определяются по следующей формуле:
Y3 = Pз, (4.6)
где PЗ - дифференцированный штраф по перевозочным видам деятельности, связанный с задержками поездов по причине инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов, руб., определяется в соответствии с Рекомендациями по формированию дифференцированной шкалы минимального штрафа контрагента за действия (бездействия), повлекшие нарушения графика движения поездов.
В автоматизированных системах КАС АНТ и КАСАТ, используемых для учета и расследования инцидентов, связанных с отказами в работе технических средств и технологическими нарушениями, информация о продолжительности задержек перечисленных категорий поездов формируется автоматически на основе пометок дежурно-диспетчерского аппарата структурных подразделений Центральной дирекции управления движением, вносимых в систему ГИД "Урал-ВНИИЖТ". Указанные отметки, с указанием продолжительности задержки, причины ее вызвавшей, вносятся дежурно-диспетчерским аппаратом в систему автоматизированного ведения графика исполненного движения ГИД "Урал-ВНИИЖТ", а затем посредством специально разработанных программных механизмов передаются в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ в качестве последствий отказов в работе технических средств и технологических нарушений.
Учитывая, что поездной диспетчер или дежурный по железнодорожной станции формируют пометки о нарушениях графика движения, работая в условиях нестандартной ситуации, Регламентом взаимодействия ОАО "РЖД", как владельца инфраструктуры, и участников перевозочного процесса, осуществляющих деятельность по перевозке грузов и пассажиров, при возникновении инцидентов, вызывающих нарушение графика движения поездов, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 18 мая 2015 г. N 1248р (далее - Регламент взаимодействия) установлен порядок рассмотрения и последующей корректировки первоначальной информации о количестве и продолжительности задержанных поездов. Для расчета величины дополнительных расходов, связанных с задержками поездов в результате инцидентов, используются данные о количестве и продолжительности задержанных поездов, включенные в Справку о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушения графика движения, формируемую в соответствии с требованиями Регламента взаимодействия.
В соответствии с пунктом 5 "Временной методики определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров", объявленной инструктивным письмом Государственного Арбитражного суда СССР от 28 декабря 1990 г. N С-12/НА-225: "Размер ущерба (убытков) рассчитывается на основе определенных в установленном порядке и действующих у потерпевшей стороны норм, нормативов, цен, тарифов и др.".
Абзацы утратили силу с 1 июня 2018 года. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 11.05.2018 N 952/р.
4.5. Составляющая ущерба, связанная со штрафами за задержку
отправления и опоздание пассажирских поездов дальнего
и местного сообщения
В соответствии со статьей 110 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик, выплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов от стоимости перевозки за каждый час задержки поезда (но не более стоимости проезда) по отправлению или опоздания по прибытию на станцию назначения. Указанный штраф перевозчиком не выплачивается в случае если задержка отправления или опоздание поезда возникли вследствие действия непреодолимой силы, устранения неисправностей транспортных средств, возникших не по вине перевозчика и угрожающих жизни и здоровью пассажиров. Штраф выплачивается в случае, если опоздание пассажирского поезда (дальнего или местного сообщения) на станцию назначения составило более 1 часа.
На современном этапе функции перевозчика в пассажирских поездах дальнего и местного сообщения (за исключением высокоскоростного поезда "Сапсан" и скоростного поезда "Аллегро") на инфраструктуре ОАО "РЖД" переданы АО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "Пассажирская компания Сахалина" на территории Сахалинской области и ряду независимых перевозчиков: ЗАО ТК "Гранд Сервис Экспресс", ЗАО "Транскласссервис" ООО "Тверской Экспресс". Штрафы по предъявленным пассажирами претензиям за опоздание поездов в соответствии с требованиями Устава железнодорожного транспорта выплачиваются перечисленными компаниями-перевозчиками. В случаях когда задержка пассажирского поезда произошла не по его вине, перевозчик направляет в региональную службу развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре железной дороги, на территории которой возник инцидент, претензию с приложением подтверждающих документов. В случае признания ответственности за задержку поезда, ОАО "РЖД" возмещает ущербы перевозчика, в соответствии с Регламентом рассмотрения претензионных обращений перевозчиков по выполнению договоров об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 1 июня 2012 г. N 1101р.
В современных условиях когда часть функций в перевозочном процессе, выполняются организациями, являющимися по отношению к ОАО "РЖД" самостоятельными юридическими лицами, по их вине могут возникать инциденты, приводящие к задержкам пассажирских поездов. В таких случаях, когда в результате расследования инцидента, в автоматизированных системах КАС АНТ и КАСАТ указана информация об ответственности сторонних организаций, сумма ущерба, возмещенная ОАО "РЖД" компаниям-перевозчикам по претензиям пассажиров за опоздание поездов, должна предъявляться организации, по вине которой допущен инцидент, приведший к нарушению графика движения.
Размер ущерба, связанного со штрафами за опоздание пассажирских поездов, определяется по следующей формуле:
где - стоимость проезда i-го пассажира до k-й станции, по которой в системе ИХ АВГД зарегистрировано опоздание пассажирского поезда продолжительностью более 1 часа, руб.;
tk - продолжительность опоздания пассажирского поезда по прибытии на k-ю железнодорожную станцию посадки-высадки пассажиров, час.
В соответствии с требованиями распоряжений ОАО "РЖД" от 25 октября 2010 г. N 2194р, от 12 апреля 2012 г. N 748р, предусмотрен порядок выплаты денежной компенсации пассажирам высокоскоростных поездов "Сапсан", скоростных поездов "Аллегро" и "Невский Экспресс" в дополнение к суммам штрафов, предусмотренных статьей 110 Устава железнодорожного транспорта. Данный порядок предусматривает выплату пассажирам денежной компенсации за опоздание поезда на станцию назначения. В зависимости от продолжительности опоздания размер компенсации составляет:
- 25 процентов стоимости проезда при опоздании поезда от 30 минут до 60 минут;
- 50 процентов стоимости проезда при опоздании на станцию назначения от 61 минуты до 120 минут;
- 100 процентов стоимости проезда при опоздании от 121 минуты и более.
В отношении высокоскоростного поезда "Сапсан" и скоростного поезда "Аллегро" ОАО "РЖД" является непосредственным перевозчиком, и, соответственно, обеспечивает выплату пассажирам штрафов, предусмотренных статьей 110 Устава железнодорожного транспорта, а также дополнительной компенсации. Для скоростного поезда "Невский Экспресс" выплату штрафов и дополнительной компенсации пассажирам осуществляет АО "Федеральная пассажирская компания".
В случае опоздания в результате инцидента высокоскоростного поезда "Сапсан", скоростных поездов "Аллегро" и "Невский Экспресс" формируется дополнительная составляющая ущерба, связанная с выплатами денежных компенсаций пассажирам. Учитывая вышеизложенные положения, размер ущерба, связанных с выплатами денежных компенсаций определяется следующим образом:
где - стоимость проезда j-го пассажира до k-й станции, по которой задержка высокоскоростного (скоростного) поезда составила от 30 до 60 минут включительно, руб.;
- стоимость проезда p-го пассажира до r-й станции, по которой задержка высокоскоростного (скоростного) поезда составила от 61 до 120 минут включительно, руб.;
- стоимость проезда m-го пассажира до n-й станции, по которой задержка высокоскоростного (скоростного) поезда составила 121 минуту и более, руб.
С целью определения величины составляющей ущерба, связанной со штрафами за опоздание пассажирских поездов, должны использоваться данные о фактах опоздания пассажирских поездов по станциям посадки-высадки пассажиров из автоматизированной системы Информационное Хранилище Анализа Выполнения Графика Движения (далее - ИХ АВГД). В системе ИХ АВГД автоматически фиксируется фактическое время прибытия и отправления пассажирских поездов дальнего и местного сообщения по станциям посадки и высадки пассажиров, предусмотренным нормативным графиком движения, на основе которого рассчитывается (при наличии) отклонение от расписания. В систему ИХ АВГД автоматически передается информация об инцидентах, вызванных отказами в работе технических средств и технологическими нарушениями, по которым завершено расследование и выполнен ввод необходимых данных в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ. С целью определения составляющей ущерба, связанно с выплатой штрафов и денежных компенсаций пассажирам, анализируются переданные в ИХ АВГД данные о причине инцидента (в виде классификаторов автоматизированных систем КАС АНТ и КАСАТ), данные о наименовании структурного подразделения ОАО "РЖД", его филиала или сторонней организации, ответственных за инцидент, а также зафиксированная в ИХ АВГД продолжительность отклонения пассажирского поезда от расписания.
Фактический размер ущерба Y4, связанного со штрафами перевозчика за опоздание пассажирского поезда должен определяться в каждом конкретном случае в зависимости от числа обращений пассажиров с претензиями о возмещении ущерба по фактам опозданий пассажирского поезда.
4.6. Составляющая ущерба, связанная с нарушением срока
доставки грузов получателю
В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик, уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера (но не более платы за перевозку) за каждые сутки просрочки. По факту нарушения срока доставки, грузополучатель или грузоотправитель имеет право направить перевозчику претензию о выплате пени с приложением подтверждающих документов, перечисленных в статье 120 Устава железнодорожного транспорта. Поступившие претензии, в соответствии с требованиями "Временной технологии претензионной работы с предъявленными ОАО "РЖД" требованиями об уплате пени за просрочку доставки грузов и порожних собственных вагонов", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 4 апреля 2013 г. N 827р регистрируются в единой автоматизированной системе актово-претензионной работы (ЕАСАПР). После рассмотрения обоснованности претензии и в случае принятия решения об удовлетворении заявленных требований в системе ЕАСАПР регистрируется информация о суммах пени, признанных ОАО "РЖД" к оплате за нарушение срока доставки. В системе ЕАСАПР регистрируется информация по результатам судебного рассмотрения исковых требований к ОАО "РЖД" об уплате пени за нарушение сроков доставки груза с указанием размера сумм, выплаченных на основании судебного акта по исполнительному листу.
Составляющая ущерба от инцидентов, связанная с нарушением срока доставки грузов будет определяться исходя из сумм пени, фактически выплаченных ОАО "РЖД" за нарушение сроков доставки грузов. При определении величины данной составляющей ущерба необходимо учитывать, что следование грузовой отправки или перевозка порожних вагонов (контейнеров) от станции отправления до станции назначения за исключением прямых отправительских маршрутов осуществляется по инфраструктуре ОАО "РЖД" в нескольких поездах. При этом каждый из указанных поездов может быть задержан в результате инцидента, связанного с нарушением графика движения поездов. В этой связи важно определить величину ущерба, связанного с нарушениями сроков доставки грузов получателю, приходящегося на конкретный инцидент. С целью установления порядка определения ущерба, приходящегося на каждый конкретный инцидент, необходимо рассмотреть несколько возможных вариантов осуществления перевозки грузовой отправки. В каждом из вариантов возникают специфические особенности, влияющие на порядок определения ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения.
Вариант 1. Перевозка груза осуществляется в составе прямого отправительского маршрута. На протяжении следования от станции отправления до станции назначения (см. рис. 4.1) в результате инцидентов, приводящих к нарушению графика движения, а также после временного отставления (так называемого "бросания") поезда от движения, прямой отправительский маршрут может прибыть на станцию назначения N с превышением времени, установленного договором перевозки.
Рис. 4.1. Вариант перевозки грузов
в составе прямого отправительского маршрута
Предположим, что t1, t2, ti, ..., tn - задержки отправительского маршрута, допущенные по всем причинам (включая инциденты, вызывающие нарушение графика движения, "бросание" поездов и т.д.). Ущерб, связанный с нарушением срока доставки груза от i-го инцидента, вызвавшего задержку поезда продолжительностью t1, определяется по формуле:
где - ущерб, связанный с нарушением срока доставки груза получателю, связанный с инцидентом, вызывающим задержку прямого отправительского маршрута продолжительностью, руб.;
Пмар - сумма пени за нарушение срока доставки груза в составе прямого отправительского маршрута, признанная к оплате и зарегистрированная в системе ЕАСАПР, руб.;
t1, t2, ti, ..., tn - продолжительности задержек прямого отправительского маршрута на всем следовании от станции отправления до станции назначения, в результате инцидентов, вызывающих нарушения графика движения и простоев по причинам, не связанным с инцидентами, час;
Продолжительности простоев прямого отправительского маршрута по причинам, не связанным с инцидентами, определяются в единой автоматизированной системе актово-претензионной работы (ЕАСАПР) на основе утвержденных методик. На этапе практического применения настоящей Методики величина отношения продолжительности задержки прямого отправительского маршрута, в результате i-го инцидента к общей продолжительности задержек прямого отправительского маршрута ti / (t1 + t2 +...+ ti + tn) рассчитывается в автоматизированной системе ЕАСАПР и передается в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ.
Вариант 2. Перевозка грузов осуществляется повагонными отправками в составе грузовых поездов без использования выделенных "ниток" нормативного графика движения.
В этом случае груз, находящийся в вагонах, следует от станции отправления до станции назначения в составе различных грузовых поездов. Предположим, что возник инцидент, приведший к нарушению графика движения грузового поезда, в составе которого находились грузовые отправки, из которых j отправок прибыли на станции назначения с превышением срока доставки. С целью вывода итоговой формулы расчета рассмотрим пример, приведенный на рисунке 4.2. В данном случае рассматривается инцидент, произошедший на участке между станциями В и Д. В результате инцидента был задержан поезд N 2102, в составе которого находятся у грузовых отправок, которые впоследствии прибыли на станции назначения с превышением установленного срока доставки соответственно. Продолжительность задержки поезда N 2102 в результате инцидента составила tj.
Рис. 4.2. Вариант перевозки грузов повагонными отправками,
следующими в составе нескольких грузовых поездов
Рассматривая в отдельности каждую из j грузовых отправок, следующих от станции отправления на станцию назначения, по формуле 4.12 определяем ущерб, связанный с нарушением срока доставки j-й отправки, относящийся к i-му инциденту, вызвавшему задержку поезда продолжительностью ti. Для j-й отправки получаем следующее выражение для определения величины ущерба от нарушения срока доставки:
где - доля ущерба от инцидента, связанная с нарушением срока доставки j-й грузовой отправки, находящейся в грузовом поезде, задержанном в результате i-го инцидента на время ti, руб.;
Потпj - сумма пени за нарушение срока доставки j-й грузовой отправки, признанная к оплате и зарегистрированная в системе ЕАСАПР, руб.;
- продолжительности задержек поездов, в которых следует j-я грузовая отправка от станции отправления до станции назначения, в результате инцидентов, а также продолжительность задержек в продвижении отправки, по причинам не связанным с инцидентами, час;
Продолжительности задержек в продвижении грузовой отправки по причинам, не связанным с инцидентами, определяются в единой автоматизированной системе актово-претензионной работы (ЕАСАПР) на основе утвержденных методик. На этапе практического применения настоящей Методики величина отношения продолжительности задержки j-й грузовой отправки, в результате i-го инцидента к продолжительности задержек в продвижении грузовой отправки рассчитывается в автоматизированной системе ЕАСАПР и передается в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ.
Составляющая ущерба Y5, связанная с нарушением срока доставки груза, будет определяться как сумма ущерба из-за нарушения срока доставки каждой из j отправок, приходящихся на рассматриваемую задержку поезда в результате i-го инцидента.
Вариант 3. Перевозка отправительского маршрута осуществляется по согласованному с грузоотправителем времени отправления и прибытия по выделенным "ниткам" нормативного графика движения. При организации перевозки груза по данному варианту по заявке грузоотправителя разрабатывается порядок следования отправительского маршрута с привязкой к конкретным ниткам нормативного графика движения поездов с согласованным временем его отправления и прибытия на станцию назначения.
Рис. 4.3. Вариант перевозки груза в составе прямого
отправительского маршрута с согласованным временем
прибытия и отправления
Предположим, что по прибытии на станцию назначения зафиксировано превышение срока доставки В данном случае, для определения доли ущерба из-за нарушения срока доставки для инцидента, вызвавшего задержку поезда продолжительностью важнейшее значение имеют времена фактического отправления поезда с технической станции Например, (см. рис. 4.3) поезд N 1809 при следовании между техническими станциями Б и В был задержан в результате инцидента на время Далее, благодаря мерам, принятым дежурно-диспетчерским аппаратом по сокращению опоздания, после выполнения предусмотренных технических операций (смена локомотива, смена локомотивной бригады) поезд был отправлен со станции В на момент времени, предусмотренный нормативным графиком. В вышеописанном случае инцидент, приведший к задержке между техническими станциями Б и В, на нарушение срока доставки груза на станцию назначения влияния не оказывает. Для расчета величины составляющей ущерба от нарушения срока доставки, приходящейся на конкретный инцидент, необходимо воспользоваться следующим алгоритмом.
От станции назначения, на которой зафиксировано нарушение срока доставки на время последовательно по техническим станциям, начиная с ближайшей к станции назначения, сопоставляется фактическое время отправления маршрута с временем, заложенным в нормативном графике. После выявления технической станции, с которой маршрут был отправлен по нормативному графику, дальнейший анализ и сопоставление фактического времени отправления с нормативным не производятся. Составляющая ущерба, связанная с нарушением срока доставки груза, должна рассчитываться по формуле 4.12 только для инцидентов, произошедших после прохождения ближайшей к станции назначения технической станции, с которой маршрут был отправлен на "нитку" нормативного графика.
Поскольку в результате инцидента может быть задержано несколько грузовых поездов, величина ущерба, связанного с нарушением срока доставки, должна определяться отдельно только для поездов, в составе которых находились грузовые отправки, прибывшие на станцию назначения с превышением времени, указанного в перевозочных документах. Порядок расчета ущерба от нарушения срока доставки, исходя из описанных вариантов, выбирается для поездов в зависимости от характеристик грузовых отправок, содержащихся в их составе.
Анализ данных автоматизированных систем КАС АНТ, КАСАТ и ЕАСАПР показывает, что продолжительность простоя отставленных от движения поездов на станциях "бросания", значительно превышает продолжительность задержки поезда в результате инцидента, вызванного отказом в работе технического средства или технологическим нарушением. Задержки в продвижении грузовых отправок при их простое составе отставленных от движения поездов, также значительно превышают продолжительность задержек поездов по причине инцидента. В этой связи значение выражений (4.14), содержащихся в расчетных формулах 4.12 и 4.13, для определения составляющей ущерба, связанной с нарушением срока доставки груза, приходящейся на инцидент, вызвавший задержку поезда, продолжительностью ti или будет стремиться к нулю:
С целью упрощения дальнейших расчетов можно принять допущение о том, что в случае, когда суммарная продолжительность задержек поездов, связанных с инцидентами, вызывающими нарушения графика движения, не превышает пяти процентов от продолжительности простоев (задержек в продвижении грузовых отправок) по причинам, не связанным с инцидентами, расчет составляющей ущерба Y5, связанной с нарушением срока доставки не производится.
Расчетные формулы 4.12 и 4.13 для определения составляющей ущерба, связанной с нарушением срока доставки груза, включают в себя показатели, содержащиеся в автоматизированных системах КАС АНТ, КАСАТ и ЕАСАПР. Величина пени за нарушение срока доставки груза, признанная к оплате ОАО "РЖД" формируется в системе ЕАСАПР в течение продолжительного времени (в случае искового требования к ОАО "РЖД" информация о сумме пени за нарушение срока доставки грузов может быть сформирована более чем через год). "Временной технологией претензионной работы с предъявленными ОАО "РЖД" требованиями об уплате пени за просрочку доставки грузов и порожних собственных вагонов", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 4 апреля 2013 г. N 827р, установлен порядок распределения в системе ЕАСАПР финансовой ответственности за нарушение срока доставки, как по результатам рассмотрения претензионного требования, так и на основании принятого судебного решения. Величина составляющей ущерба Y5, связанной с нарушением срока доставки грузов, рассчитывается в системе ЕАСАПР по мере формирования информации о размерах сумм пени, признанных к оплате, и передается в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ.
4.7. Составляющая ущерба, связанная с нарушением срока
доставки багажа и грузобагажа получателю
В соответствии со статьями 108 и 109 Устава железнодорожного транспорта за просрочку доставки багажа или грузобагажа перевозчик, уплачивает пассажиру, получателю багажа пени в размере 3 процентов перевозочной платы за каждые сутки просрочки. По факту нарушения срока доставки багажа или грузобагажа, пассажир, грузополучатель или грузоотправитель имеет право требовать составления акта общей формы и выплаты пени.
Перевозка багажа и грузобагажа осуществляется в багажных вагонах пассажирских поездов дальнего и местного сообщения или в почтово-багажных поездах.
В настоящее время для перечисленных типов поездов перевозчиком является АО "Федеральная пассажирская компания" и компании-перевозчики, перечисленные в пункте 4.5 настоящей Методики. Пени за просрочку доставки багажа или грузобагажа в соответствии с требованиями Устава железнодорожного транспорта выплачиваются компаниями-перевозчиками. В случаях, когда нарушение срока доставки багажа допущено из-за невыполнения условий договора о предоставлении ОАО "РЖД" услуг инфраструктуры, перевозчик направляет в региональную службу развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре железной дороги, претензию, связанную с выплатой пени за просрочку багажа с приложением подтверждающих документов. В случае признания претензии правомочной, согласно действующего Регламенту рассмотрения претензионных обращений перевозчиков по выполнению договоров об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 1 июня 2012 г. N 1101р, ОАО "РЖД" компенсирует перевозчику понесенные убытки.
В случаях, когда причиной нарушения срока доставки багажа (грузобагажа) явились отказы в работе технических средств или технологические нарушения, допущенные на инфраструктуре ОАО "РЖД" по ответственности сторонних или сервисных организаций, должна определяться величина составляющей ущерба Y6, связанная с нарушением срока доставки багажа и грузобагажа. Составляющая ущерба Y6 формируется, исходя из сумм пени, компенсированных ОАО "РЖД" перевозчикам.
Перевозка багажа (грузобагажа) осуществляется в багажных вагонах в составе пассажирских или почтово-багажных поездов. Для вывода итоговой формулы расчета величины составляющей ущерба, связанной с нарушением срока доставки багажа (грузобагажа) рассмотрим рисунок 4.4.
Рис. 4.4. Перевозка багажа (грузобагажа) в составе
пассажирского поезда
В пути следования поезда могут быть зафиксированы инциденты, вызывающие его задержки, продолжительностью t1, t2, ti, ... tn. Учитывая возможность сокращения опоздания пассажирского и почтово-багажного поезда при оценке величины составляющей ущерба, связанной с нарушением срока доставки багажа (грузобагажа), приходящейся на инцидент, вызвавший задержку пассажирского (или почтово-багажного) поезда продолжительностью ti необходимо учитывать фактическое время отправления поезда со станций посадки-высадки пассажиров (графиковых остановок почтового-багажного поезда). Для оценки ущерба, связанного с нарушением срока доставки багажа, начиная от станции назначения, где зафиксировано нарушение срока доставки на время необходимо проанализировать время отправления поезда со станций посадки-высадки пассажиров (графиковых остановок почтового-багажного поезда). Анализ производится последовательно до первой станции, с которой поезд был отправлен без нарушения графика движения. Для дальнейшего расчета рассматриваются только инциденты, произошедшие после указанной станции.
В общем случае величина составляющей ущерба, связанной с просрочкой доставки багажа от i-го инцидента, вызвавшего задержку поезда, продолжительностью ti будет определяться по формуле:
где t1, t2, ti, ... tn - задержки пассажирского поезда, допущенные из-за инцидентов, вызывающих нарушение графика движение поездов, и зафиксированные после станции, с которой поезд отправился по нормативному графику, час;
- сумма пени за нарушение срока доставки багажа (грузобагажа), признанная и оплаченная ОАО "РЖД" по претензиям перевозчиков, руб.
4.8. Составляющая ущерба, связанная с трудозатратами
на поиск и выявление повреждений подвижного состава
и объектов инфраструктуры
В качестве составляющей ущерба от инцидентов, вызывающих нарушение графика движения поездов Y6, рассматриваются затраты на проведение работ по выявлению повреждений подвижного состава и элементов инфраструктуры.
Величину ущерба, связанного с выявлением повреждений, необходимо учитывать при возникновении инцидентов, вызванных отказами в работе технических средств. Расходы на выявление повреждений подвижного состава и элементов инфраструктуры включают в себя:
- зарплату на оплату труда задействованных работников, рассчитанную, исходя из часовой тарифной ставки с учетом разрядов работников, надбавок и доплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также фактического времени на выполнение данной работы;
- отчисления во внебюджетные фонды;
- командировочные расходы.
Составляющая ущерба Y7 должна определяться на основе отраслевых автоматизированных систем, в которые подразделениями, являющимися балансодержателями отказавшего объекта инфраструктуры или подвижного состава, вносится информация о работниках, участвующих в выявлении повреждений и их трудозатратах.
5. Порядок применения методики для оценки ущерба
от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения
5.1. Общие положения
В случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады или иных, независящих от перевозчика или владельца инфраструктуры, перечисленных в статье 29 Устава железнодорожного транспорта, перевозчик и владелец инфраструктуры освобождается от ответственности за невыполнение своих обязательств, предусмотренных договором перевозки. В свою очередь ОАО "РЖД" при возникновении инцидентов, вызывающих нарушения графика движения, в условиях обстоятельств подобного рода, неправомочно требовать возмещения ущербов от организаций, имеющих с ОАО "РЖД" договорные отношения.
В соответствии с пунктом 5.16 Положения по системе КАС АНТ отказы в работе технических средств, возникшие в результате стихийных бедствий, террористических актов, случаев суицида и т.д. учитываются за прочими причинами. При этом порядок расследования, установленный Положением по системе КАС АНТ, предусматривает сбор и прикрепление к результатам расследования, формируемым в системе, подтверждающих материалов. Оценка величины ущерба от инцидентов, вызванных отказами в работе технических средств, возникшими в результате стихийных бедствий, террористических актов, случаев суицида и т.д., классифицированными в соответствии с пунктом 5.16 Положения по системе КАС АНТ как "отказы по прочим причинам", не производится.
В соответствии с требованиями пункта 2.4 Положения по системе КАСАТ выделяются технологические нарушения, классифицируемые как случаи внешнего воздействия. Случаи, технологических нарушений по причине внешнего воздействия, по окончании расследования, учитываются вне зоны ответственности соответствующего линейного подразделения службы или структурного подразделения функционального филиала. Учитывая требования пункта 2.4 Положения по системе КАСАТ, а также положения статьи 29 Устава железнодорожного транспорта, расчет величины ущерба от инцидентов, вызванных технологическими нарушениями по причине внешнего воздействия и приведших к нарушениям графика движения поездов, не производится.
5.2. Порядок формирования информации о величине
составляющих ущерба от инцидентов
Порядок расчета величины составляющих ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, изложенный в разделе 5 настоящей Методики, предусматривает использование данных нескольких автоматизированных систем, куда вносится информация структурными подразделениями различных функциональных направлений. Учитывая текущее состояние данных автоматизированных систем, до разработки отдельных интеграционных решений, позволяющих автоматически собирать и агрегировать данные, автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ должны использоваться в качестве единого источника данных о величине составляющих ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов. Формирование информации о составляющих ущерба от инцидентов осуществляется с использованием специально разработанного функционала автоматизированных систем КАС АНТ и КАСАТ работниками структурных подразделений, выполняющих мероприятия по расследованию отказов в работе технических средств и технологических нарушений. Ответственное структурное подразделение (определяется в соответствии с требованиями Положения по системе КАС АНТ или Положения по системе КАСАТ), осуществляющее ввод данных в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ по результатам расследования инцидентов, при необходимости, направляет обращения в адрес других причастных структурных подразделений о предоставлении информации о величине составляющих ущерба, с указанием места и времени произошедшего инцидента. Структурные подразделения, в адрес которых поступили обращения, рассматривают их и направляют имеющуюся информацию о величине составляющих ущерба с приложением подтверждающих документов в виде смет, калькуляций, копий претензий и платежных документов по штрафам, связанным с выплатами пассажирам.
Ущерб от инцидента Y1, связанный с восстановлением работоспособности подвижного состава, принадлежащего ОАО "РЖД", определяется на основании объемов работ, расхода материалов и заменяемого оборудования, затраченных для восстановления работоспособности после его отказа. Данная информация, как правило, ведется балансодержателем подвижного состава в рамках отраслевых автоматизированных систем. В случае производства работ на ремонтных предприятиях, не принадлежащих ОАО "РЖД", информация об объемах и стоимости работ должна формироваться в виде калькуляций к договорам на выполнение соответствующих видов ремонта. В случае, когда расследование инцидента проводится структурным подразделением, не являющимся балансодержателем поврежденного в результате инцидента подвижного состава, структурное подразделение запрашивает данные о размере ущерба от восстановления подвижного состава у подразделения-балансодержателя.
Ущерб от инцидента Y2, связанный с восстановлением работоспособности объектов инфраструктуры определяется на основании объемов работ, расхода материалов и заменяемого оборудования, затраченных для восстановления работоспособности после его отказа. При этом подразделение, производящее расследование инцидента, запрашивает необходимую информацию у других подразделений, работники которых участвовали в восстановлении работоспособности объектов инфраструктуры. Необходимость формирования таких обращений возникает в случае, когда при устранении отказов объектов инфраструктуры задействованы работники, а также машины и механизмы нескольких структурных подразделений.
Дополнительные расходы по перевозочным видам деятельности Y3 в результате инцидента, связанного с задержками поездов, должны в автоматизированном режиме рассчитываться на основании данных, рассмотренной и согласованной службой корпоративной информатизации, справки о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушения графика движения поездов, а также величин единичных и укрупненных расходных ставок. Величины расходных ставок, используемые в расчетах данной составляющей ущерба, должны вноситься ответственными работниками службы экономики и финансов (для соответствующей железной дороги) в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ в качестве нормативно-справочной информации.
Для определения величины ущерба Y4, связанного со штрафами, за опоздание пассажирского поезда на станцию назначения структурное подразделение, проводящее расследование, определяет на основании данных системы ИХ АВГД наличие опозданий пассажирских поездов продолжительностью более 1 часа, допущенных по станциям посадки-высадки пассажиров, по причине расследуемого инцидента. В случае фиксации в ИХ АВГД данных фактов, подразделение, проводящее расследование инцидента, обращается в региональную службу развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре по месту возникновения инцидента с запросом о размере поступивших претензий со стороны перевозчиков и пассажиров по перечисленным фактам задержки поездов.
С целью установления наличия ущерба Y5, связанного с нарушением срока доставки грузов, средствами КАС АНТ/КАСАТ автоматически формируется запрос в ЕАСАПР для определения наличия грузовых отправок, прибывших с нарушением сроков доставки в составе поездов, задержанных в результате инцидента. При наличии таких отправок, автоматически в системе ЕАСАПР рассчитывается отношение продолжительности задержек поездов, в которых следовали данные отправки, по причинам инцидентов, вызывающих нарушение графика движения к продолжительности простоев по причинам, с ними не связанными. В случае отсутствия грузовых отправок с нарушением срока доставки, либо при величине соотношения (5.14) меньше чем 0,05 ЕАСАПР формирует диагностическое сообщение об отсутствии ущерба Y5, связанного с нарушением срока доставки. В иных случаях, размер ущерба Y5 автоматически рассчитывается в системе ЕАСАПР на основе данных о суммах пени, фактически признанных к оплате в течение 1 года с момента завершения перевозки, и передается в системы КАС АНТ и КАСАТ для информации.
Определение величины ущерба Y6 должно производиться только в случае, когда по причине инцидента задержаны пассажирские или почтово-багажные поезда. С этой целью структурное подразделение, проводящее расследование, на основании данных системы ИХ АВГД устанавливает наличие опозданий указанных поездов по станциям посадки-высадки пассажиров (по станциям стоянки, предусмотренным графиком), вызванных расследуемым инцидентом. В случае, когда указанные опоздания были выявлены, структурное подразделение, производящее расследование, на основании данных отраслевых автоматизированных систем (ГИД "Урал-ВНИИЖТ", АСУ ПВ, АСУ "Экспресс") определяет наличие в составе указанных поездов вагонов загруженных багажом и грузобагажом. В случае наличия в поездах таких вагонов, подразделение, проводящее расследование инцидента, обращается в региональную службу развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре по месту возникновения инцидента с запросом о размере удовлетворенных претензий со стороны компаний-перевозчиков по фактам нарушения сроков доставки багажа (грузобагажа), перевозимого в задержанных поездах.
В случае, когда подразделение, проводящее расследование инцидента, не является балансодержателем отказавшего подвижного состава или объекта инфраструктуры, оно формирует запрос в адрес структурных подразделений, проводивших работы по выявлению повреждений. Величина ущерба Y7, связанного с затратами на выявление повреждений подвижного состава и объектов инфраструктуры вносится подразделением, проводящим расследование, в автоматизированную систему КАС АНТ на основе данных, представляемых в ответ на обращение.
Полученные данные о составляющих ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, вносятся в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ подразделениями, осуществляющими формирование результатов расследования отказов в работе технических средств и технологических нарушений соответственно.
5.3. Пример расчета величины ущерба от инцидента,
вызвавшего нарушение графика движения поездов
Рассмотрим пример расчета ущерба от инцидента, зафиксированного 21 января 2015 г. в системе КАС АНТ на перегоне Бобыльская - Трактовый Горьковской железной дороги. В результате неисправности локомотива пассажирского поезда N 49 Казань - Москва были задержаны два пассажирских поезда (N 49 и N 53), пригородный поезд N 7631, три грузовых поезда (N 2617, N 2650, N 1091). Номера, продолжительности и вид локомотивной тяги в каждом из задержанных поездов представлены в таблице 5.1.
В результате расследования было установлено, что причиной инцидента явилась неисправность CAN-шлюза Е.300Т.900, приведшая к пропаданию сигналов АЛСН в пути следования. Устранение неисправности производилось в депо приписки без направления локомотива на ремонтное предприятие. Таким образом, величина ущерба Y1, связанного с восстановлением работоспособности подвижного состава, будет по формуле 4.2 определяться исходя из расходов на производство ремонтных работ и расходов на материалы и заменяемое оборудование
Таблица 5.1
ДАННЫЕ О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗАДЕРЖЕК ПОЕЗДОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ИНЦИДЕНТА, СВЯЗАННОГО С ОТКАЗОМ В РАБОТЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Номера задержанных поездов
Категория задержанного поезда
Вид тяги
Продолжительность задержки, час
49
Пассажирский
Электротяга
0,88
53
Пассажирский
Электротяга
0,9
7631
Пригородный
Рельсовый автобус
0,85
2617
Грузовой
Электротяга
0,4
2650
Грузовой
Электротяга
0,27
1091
Грузовой
Электротяга
1,7
На основании Акта осмотра и выполнения работ по гарантийному ремонту локомотивов, составляемого в соответствии с Регламентом проведения рекламационной работы в период гарантийной эксплуатации новых локомотивов, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 7 июня 2008 г. N 1203р, определяется перечень работ, а также узлов и деталей, которые были заменены или восстановлены силами локомотивного депо. В нашем случае по формуле 4.2 величина составляющей ущерба от восстановления работоспособности будет равна:
Y1 = 0 + 4340,8 + 17378,4 = 21719,2 (руб.),
где 0 - расходы по пересылке неисправного подвижного состава на ремонтное предприятие равны нулю, поскольку ремонт производился в локомотивном депо приписки, руб.;
4340,8 - расходы на производство работ по демонтажу неисправного и монтажу блока CAN-шлюза, включая проверку работоспособности, руб.;
17378,4 - стоимость заменяемого блока CAN-шлюза, руб.
Повреждения объектов инфраструктуры при данном инциденте, зафиксированном в системе КАС АНТ, отсутствовали. Таким образом, величина составляющей ущерба, связанной с восстановлением работоспособности объектов инфраструктуры Y2 равна нулю.
Для расчета составляющей ущерба, связанной с задержками поездов Yз, воспользуемся Рекомендациями по формированию дифференцированной шкалы минимального штрафа контрагента за действия (бездействия), повлекшие нарушения графика движения поездов.
Анализируя данные системы ИХ АВГД, определяем, что продолжительность зарегистрированных задержек пассажирских поездов N 49 и N 53 на ближайших станциях посадки-высадки пассажиров Навашино и Арзамас, соответственно, и на последующих станциях, были менее 1 часа. В этой связи, составляющая ущерба Y4, связанная со штрафами за опоздание пассажирского поезда, равна нулю.
На основании данных системы ЕАСАПР определяем грузовые отправки, содержащиеся в составах грузовых поездов N 2617, N 2650 и N 1091. Данные грузовые отправки прибыли на станции назначения без нарушения срока доставки, указанного в перевозочных документах. Таким образом, ущерб, связанный с нарушениями срока доставки грузов, Y5 равен нулю.
На основании данных системы ГИД "Урал-ВНИИЖТ" определяем, что в составе поездов N 49 и N 53 на момент возникновения инцидента отсутствовали вагоны, загруженные багажом. В этой связи составляющая ущерба, связанная с нарушением сроков доставки багажа (грузобагажа), отсутствует, принимаем Y6 = 0.
Составляющая ущерба, связанная с выявлением повреждения локомотива, определяем на основании Акта осмотра и выполнения работ по гарантийному ремонту локомотивов, составляемого в соответствии с требованиями распоряжения ОАО "РЖД" от 7 июня 2008 г. N 1203р. Поскольку данная работа выполнялась непосредственно в эксплуатационном депо, то при расчете включена только заработная плата работников на поиск причин отказа оборудования и единый социальный налог. В нашем случае Y7 = 643,5 (руб.).
Итоговый ущерб от инцидента по формуле 4.1 составляет:
Yоб = Y1 + Y2 + Y3 + Y4 + Y5 + Y6 + Y7 = 21 719,2 + 0 +
+ 12817,72 + 0 + 0 + 0 + 643,5 = 35180,42 (руб.).