Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение ОАО "РЖД" от 15.07.2016 N 1435р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 июля 2016 г. N 1435р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УЧЕТА И РАССЛЕДОВАНИЯ ДОПУЩЕННЫХ

ПРОИСШЕСТВИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ (ТРАНСПОРТИРОВКЕ) ОПАСНЫХ

ГРУЗОВ, НЕ ИМЕЮЩИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ,

В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ

И АНАЛИЗА КАЧЕСТВА КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК (АСКМ)

В целях организации объективного учета и расследования нарушений при перевозке опасных грузов, снижения рисков возникновения транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций при перевозке опасных грузов на инфраструктуре ОАО "РЖД":

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Методику учета и расследования допущенных происшествий при перевозке (транспортировке) опасных грузов, не имеющих последствий чрезвычайных ситуаций, в Автоматизированной системе оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (АСКМ) (далее - Методика).

2. Руководителям причастных подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" организовать изучение Методики работниками данных подразделений.

3. Учет и расследование допущенных происшествий при перевозке опасных грузов осуществлять в соответствии с Положением об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 20 июля 2021 года N 1560/р.

4. Возложить ответственность за своевременное проведение расследования допущенных происшествий при перевозке опасных грузов на руководителей причастных подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" согласно Методике.

5 - 6. Утратили силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.12.2023 N 3391/р.

7. Руководителям департаментов, управлений, структурных подразделений и филиалов ОАО "РЖД" принять к руководству настоящее распоряжение и довести его до сведения причастных работников.

8. Контроль за выполнением данного распоряжения возлагаю на заместителя генерального директора - начальника Департамента безопасности движения ОАО "РЖД" Шайдуллина Ш.Н.

Первый вице-президент ОАО "РЖД"

А.КРАСНОЩЕК

Утвержден

распоряжением ОАО "РЖД"

от 15 июля 2016 г. N 1435р

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК

УЧЕТА И РАССЛЕДОВАНИЯ ДОПУЩЕННЫХ НАРУШЕНИЙ (ИНЦИДЕНТОВ)

ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Утратил силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.12.2023 N 3391/р.

Утверждена

распоряжением ОАО "РЖД"

от 15 июля 2016 г. N 1435р

МЕТОДИКА

УЧЕТА И РАССЛЕДОВАНИЯ ДОПУЩЕННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ ПРИ

ПЕРЕВОЗКЕ (ТРАНСПОРТИРОВКЕ) ОПАСНЫХ ГРУЗОВ, НЕ ИМЕЮЩИХ

ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ

СИСТЕМЕ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА КАЧЕСТВА

КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК (АСКМ)

1. Область применения

1.1. Методика учета и расследования допущенных происшествий при перевозке (транспортировке) опасных грузов, не имеющих последствий чрезвычайных ситуаций, в Автоматизированной системе оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (АСКМ) (далее - Методика) разработана для обеспечения контроля качества перевозок опасных грузов с целью сокращения количества инцидентов, связанных с перевозкой опасных грузов.

1.2. Методика разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД":

Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ;

Федеральный закон "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ;

постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

приказ Минтранса России от 18.12.2014 N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта";

абзац утратил силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.12.2023 N 3391/р;

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05.04.1996 N 15;

Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 21 - 22.05.2009 N 50;

Аварийные карточки на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 30.08.2008 N 48;

Правила перевозок опасных грузов - Приложение 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС);

абзацы одиннадцатый - двенадцатый утратили силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.12.2023 N 3391/р;

ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка";

ГОСТ 26319-20 "Грузы опасные. Упаковка";

абзацы пятнадцатый - восемнадцатый утратили силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.12.2023 N 3391/р;

Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденные приказом Минтранса России от 27 июля 2020 года N 256;

Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 20 июля 2021 года N 1560/р;

Положение о порядке учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО "РЖД", в подсистеме автоматизированного учета и контроля расследования допущенных нарушений безопасности движения, утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 11 апреля 2022 года N 969/р.

1.3. Настоящая Методика разработана с учетом автоматизации процессов в составе Автоматизированной системы оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (далее - АСКМ) во взаимодействии с другими корпоративными автоматизированными системами.

1.4. Настоящая Методика применяется при классификации, расследовании и учете происшествий при перевозке (транспортировке) опасных грузов, не имеющих последствий чрезвычайных ситуаций (далее - происшествия с опасными грузами) всеми структурными подразделениями аппарата управления, функциональными филиалами, дочерними обществами ОАО "РЖД" в установленном ОАО "РЖД" порядке.

1.5. Утратил силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.12.2023 N 3391/р.

2. Термины и определения

Утратил силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.12.2023 N 3391/р.

3. Классификация происшествий с опасными грузами

3.1. Классификация происшествий с опасными грузами имеет четырехуровневую иерархическую систему с серийно-порядковым кодированием.

Структура кода:

3.2. Первый разряд кода определяет вид происшествия с опасными грузами

Код

Вид инцидента

01

Просыпание

02

Пролив

03

Парение

04

Задымление

05

Прочие

3.3. Второй разряд кода определяет объект удержания

Код

Объект удержания

01

Кузов вагона

02

Котел вагона-цистерны

03

Универсальный контейнер (УК)

04

Специализированный контейнер (СК)

05

Контейнер-цистерна (КЦ)

06

Переносная цистерна (ПЦ)

07

Тара и упаковка

Объект удержания при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом - это кузов (котел) железнодорожного подвижного состава, универсальный (УК), или специализированный контейнер (СК), или переносная цистерна (ПЦ), контейнер-цистерна (КЦ), тара и упаковка, применяемые при перевозке (транспортировке) опасных грузов в соответствии с требованиями Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных на 15-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 5 апреля 1996 года; ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", ГОСТ 26319-2020 "Грузы опасные. Упаковка", ГОСТ 57479-2017 "Грузы опасные. Маркировка" (далее - объект удержания)

3.4. Третий разряд кода определяет категорию неисправности, приведшей к происшествию с опасными грузами

Код

Наименование категорий неисправностей, приведших к инциденту

01

Техническая неисправность объекта удержания

02

Коммерческая неисправность объекта удержания

03

Эксплуатационная неисправность

04

Незаконное вмешательство третьих лиц

05

Стихийные бедствия

3.5. Четвертый разряд кода определяет вид неисправности. Классификаторы видов неисправностей приведены в приложении N 1 к настоящей Методике.

Техническая неисправность объекта удержания - состояние, при котором объект удержания не может быть допущен к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования, требует ремонта, замены, исключения из инвентаря.

Коммерческая неисправность объекта удержания - состояние, угрожающее безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности перевозимых грузов, не имеющее признаков технической неисправности.

Эксплуатационная неисправность - действие или бездействие оперативного персонала в нарушение требований действующих нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, правил, инструкций и иных нормативных документов ОАО "РЖД" при эксплуатации средства удержания при поездной работе, выполнении маневровых и погрузочно-разгрузочных операций на путях общего и необщего пользования.

Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Стихийное бедствие - разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

4. Порядок оформления происшествий с опасными грузами

4.1. Каждое происшествие с опасным грузом оформляется актом общей формы (форма ГУ-23ВЦ) с указанием кода происшествия с опасным грузом в соответствии с Классификаторами, приведенными в пункте 3 настоящей Методики и приложениях N 1 и N 2 к настоящей Методике.

4.2. Акт общей формы составляется в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (приказ МПС России от 18.06.2003 N 45) с использованием автоматизированной системы ЕАСАПР М. Перечень лиц - работников ОАО "РЖД", уполномоченных составлять и подписывать акт общей формы, удостоверяющий наличие происшествия с опасным грузом, устанавливается ОАО "РЖД".

4.3. В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Подробные требования к содержанию акта общей формы даны в приложении N 2 к настоящей Методике.

4.4. Учет происшествий при перевозке опасных грузов осуществляется по количеству случаев, допущенных в одном поезде, по одной причине и одной грузовой отправке (накладной).

4.5. Учет происшествий с опасными грузами, допущенных с вагонами и контейнерами погрузки иностранных государств (принятыми к перевозке в ОАО "РЖД" за иностранными ЗПУ), производится по учету как "Прочая погрузка иностранных государств".

5. Порядок учета происшествий с опасным грузом в базе

данных ЕАСАПР М

5.1. К учету принимаются происшествия при перевозке опасных грузов, допущенные на инфраструктуре ОАО "РЖД", после приема груза к перевозке до момента ее завершения.

По факту обнаружения происшествия с опасным грузом в системе ЕАСАПР М уполномоченным работником станции регистрируется информация о происшествии с опасным грузом. После регистрации система ЕАСАПР М автоматически отправляет электронное сообщение в систему АСКМ.

5.2. На основании поступившего сообщения система АСКМ автоматически создает электронное дело (далее - Дело) и начинает подбор дополнительной информации по Делу.

Для наполнения Дела материалами система АСКМ автоматически запрашивает смежные автоматизированные системы для получения следующих данных:

сведения перевозочного документа (по данным АС ЭТРАН);

маршрут следования вагона (по данным АСОУП);

маршрут следования контейнера (по данным ЕАСАПР М);

сведения о первичных документах (при их наличии):

а) акт общей формы (ГУ-23ВЦ) (по данным ЕАСАПР М);

б) коммерческий акт (ГУ-22) (по данным ЕАСАПР М);

в) уведомление на ремонт грузового вагона (ВУ-23ЭТД) (по данным АС ЭТД);

г) акт о техническом состоянии вагона, контейнера (ГУ-106) (по данным ЕАСАПР М);

д) сведения о вагоне (по данным АБД ПВ).

5.3. На основании зарегистрированной в ЕАСАПР М информации о происшествии с опасным грузом уполномоченным работником станции оформляется акт общей формы.

5.4. По факту перевода акта общей формы в статус "Документ" отправляется электронное сообщение в систему АСКМ.

5.5. На основании поступившего сообщения система АСКМ присваивает ранее созданному Делу дату и номер и информирует пользователя (уполномоченного работника функциональной дирекции) о поступившем на расследование Деле посредством электронной почтовой системы ОАО "РЖД".

5.6. Сформированную выписку по Делу АСКМ предоставляет пользователю для проведения расследования происшествия с опасным грузом.

5.7. Справочные, отчетные и аналитические формы, приведенные в приложении N 2 к настоящей Методике, автоматически формируются в системе АСКМ и предоставляются для просмотра через собственный пользовательский интерфейс. Дополнительно просмотр справочных, отчетных и аналитических форм может быть реализован через интерфейс системы АС РБ НБД.

5.8. Выгрузка и формирование полного комплекта документов по происшествию с опасным грузом производится в папку на рабочий стол компьютера с помощью кнопки "Дело" во вкладке "Служебное расследование" программы АСКМ.

5.8(1). Председатель комиссии по расследованию происшествия при перевозке опасного груза осуществляет контроль за формированием электронного дела в программе АСКМ (при отсутствии электронного дела организует его оформление).

5.8(2). В случае невозможности формирования электронного дела автоматически председатель комиссии по расследованию происшествия при перевозке опасного груза обеспечивает ручное оформление дела в АСКМ, производит кодирование происшествия в соответствии с Классификаторами, приведенными в пункте 3 настоящей Методики и приложении N 1 к настоящей Методике, и обеспечивает наполнение дела (при необходимости) документами.

6. Порядок расследования происшествий при перевозке

опасных грузов

6.1. Расследованию подлежит каждое допущенное происшествие с опасным грузом. Расследование производится в соответствии с требованиями Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 20 июля 2021 года N 1560/р.

Председатель комиссии по расследованию происшествия с вагонами, загруженными опасными грузами, назначается первым заместителем начальника железной дороги на основании первоначальной информации о причинах возникновения нарушения безопасности движения.

При наличии внешних признаков несанкционированного выхода опасного груза за пределы объекта удержания по причине технического состояния подвижного состава (трещина котла цистерны, кузова специализированного вагона) - председателем комиссии ОАО "РЖД" назначается руководитель вагонного эксплуатационного депо (по месту обслуживания).

При наличии внешних признаков несанкционированного выхода опасного груза за пределы объекта удержания по коммерческой неисправности (неплотное запирание сливо-наливной аппаратуры, несоблюдение норм загрузки опасного груза, перевозимого наливом, нарушение технических условий размещения и крепления груза в вагонах и контейнерах и т.п.), просыпанием, возгоранием груза - председателем комиссии ОАО "РЖД" назначается руководитель агентства фирменного транспортного обслуживания (по месту обслуживания).

При обнаружении внешних признаков несанкционированного выхода опасного груза за пределы объекта удержания по причине схода или столкновения подвижного состава - председателем комиссии ОАО "РЖД" назначается руководитель регионального центра корпоративного управления железной дороги (исходя из тяжести последствий повреждения подвижного состава).

Председатель комиссии является ответственным за учет, расследование, классификацию допущенных происшествий при перевозке опасных грузов в АСКМ.

6.2. Расследование происшествий производится на основании оповещений, удостоверяющих наступление происшествия с опасным грузом, автоматически формируемых системой АСКМ с учетом наличия первичных документов, зафиксированных в системе ЕАСАПР М и поступивших от других автоматизированных систем.

6.3. По результатам расследования председатель комиссии по расследованию организует прикрепление Технического заключения в электронное дело в системе АСКМ, вводит данные по отнесению ответственности за допущенное происшествие, обеспечивает ввод принадлежности ответственного подразделения в границах железных дорог, обеспечивает при необходимости корректировку кода происшествия, категории и вида неисправности, приведшей к происшествию.

6.4. Ответственные руководители территориального центра фирменного транспортного обслуживания (далее - ТЦФТОМ) и вагонного эксплуатационного депо (далее - ВЧДЭ) железной дороги при обнаружении течи опасного груза через нижний сливной прибор вагона-цистерны в суточный срок направляют оперативное донесение ТЦФТОМ и ВЧДЭ на железнодорожной станции назначения груза с указанием предварительной причины.

ВЧДЭ станции назначения груза:

по прибытии и выгрузке указанного вагона-цистерны организовывает направление вагона для пропарки и очистки от остатков перевозимого груза с оформлением акта формы ВУ-19;

при установлении технологического характера возникновения неисправности организовывает перевод данного вагона в неисправные с оформлением уведомления формы ВУ-23М по коду неисправности 912 и 913 для заадресовки вагона его владельцем на вагоноремонтное предприятие согласно заключенному договору.

6.5. Утратил силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 07.08.2025 N 1658/р.

6.6 - 6.8. Утратили силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.12.2023 N 3391/р.

6.9 - 6.11. Утратили силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 07.08.2025 N 1658/р.

6.12 - 6.14. Утратили силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.12.2023 N 3391/р.

6.15. Утратил силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 07.08.2025 N 1658/р.

6.16. Утратил силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.12.2023 N 3391/р.

6.17. Утратил силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 07.08.2025 N 1658/р.

Приложение N 1

к Методике учета и расследования

допущенных происшествий

при перевозке (транспортировке)

опасных грузов, не имеющих

последствий чрезвычайных

ситуаций, в Автоматизированной

системе оперативного контроля и

анализа качества коммерческой

работы и безопасности грузовых

перевозок (АСКМ)

КЛАССИФИКАЦИЯ

ДОПУЩЕННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ (ТРАНСПОРТИРОВКЕ)

ОПАСНЫХ ГРУЗОВ, НЕ ИМЕЮЩИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ, В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ОПЕРАТИВНОГО

КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА КАЧЕСТВА КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

И БЕЗОПАСНОСТИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК (АСКМ)

1. Общие сведения

Устанавливается дополнительный код, определяющий вид неисправности, приведшей к происшествию в зависимости от категории неисправности и объекта удержания. Перечень соответствующих классификаторов приведен в нижеследующей Таблице.

Таблица

Объект удержания

Категория неисправности, приведшей к происшествию

Классификатор видов неисправностей, приведших к происшествию

Подразделения, ответственные за внесение изменений в классификаторы

Кузов вагона,

котел вагона-цистерны

Техническая неисправность

Классификатор N 1 - Классификатор "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 05), утвержденный Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций 23 - 25 марта 2004 г. и Комиссией специалистов по информатизации железнодорожного транспорта 20 - 21 сентября 2005 г., не приводится в настоящем приложении

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД" (ЦВ)

Универсальный контейнер,

специализированный контейнер,

контейнер-цистерна,

переносная цистерна

Техническая неисправность

Классификатор N 2 - Классификатор видов технической неисправности контейнера-цистерны (КЦ), переносной цистерны (ПЦ), универсального контейнера (УК), специализированного контейнера (СК), приведшей к возникновению инцидентов с опасными грузами, приведен в п. 3 настоящего приложения

Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД" (ЦФТО)

Тара и упаковка

Техническая неисправность

Классификатор N 3 - Классификатор видов технической неисправности тары и упаковки, приведшей к возникновению инцидентов с опасными грузами, приведен в п. 4 настоящего приложения

Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД" (ЦФТО)

Все объекты удержания

Коммерческая неисправность

Классификатор N 4 - Классификатор признаков коммерческой неисправности вагонов, контейнеров при возникновении инцидентов с опасными грузами, приведен в п. 5 настоящего приложения

Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД" (ЦФТО)

Все объекты удержания

Эксплуатационная неисправность

Классификатор N 5 - Классификатор видов эксплуатационных неисправностей, приведших к возникновению инцидентов с опасными грузами, приведен в п. 6 настоящего приложения

Центральная дирекция управления движением - филиал ОАО "РЖД" (ЦД)

Все объекты удержания

Незаконное вмешательство третьих лиц

Классификатор N 6 - Классификатор видов незаконного вмешательства третьих лиц, приведшего к возникновению инцидентов с опасными грузами, приведен в п. 7 настоящего приложения

Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД" (ЦФТО)

Все объекты удержания

Стихийные бедствия

Классификатор N 7 - Классификатор видов стихийных бедствий, приведших к возникновению инцидентов с опасными грузами, приведен в п. 8 настоящего приложения

Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО "РЖД"

2. Классификатор N 1 - Классификатор "Основные неисправности грузовых вагонов"

Код

Вид технической неисправности, приведшей к возникновению происшествия

509

Неисправность сливного прибора цистерны

544

Трещина котла цистерны

545

Повреждение котла цистерны

546

Сдвиг котла цистерны

548

Повреждение сливного прибора цистерны

552

Течь котла цистерны

566

Неисправность уплотнительного кольца клапана сливного прибора цистерны

<*>

--------------------------------

<*> При отсутствии в Классификаторе N 1 кода для кодирования технической неисправности вагона, кодирование производится в свободном поле ("Код" и "Вид технической неисправности, приведшей к возникновению происшествия") программы АСКМ по классификатору (КЖА 2005 05).

3. Классификатор N 2 - Классификатор видов технической неисправности контейнера-цистерны (КЦ), переносной цистерны (ПЦ), универсального контейнера (УК), специализированного контейнера (СК), приведшей к возникновению происшествия

Код

Вид технической неисправности, приведшей к возникновению происшествия

300

Неисправность универсального контейнера (УК)

301

Крупные дефекты (изгибы или выбоины глубиной более 19 мм в деталях конструкции независимо от их длины) в деталях и узлах таких как:

- верхняя и нижняя боковые балки;

- порог двери и ее стык;

- поперечные детали покрытия пола;

- угловые стойки;

- угловые фитинги;

302

Трещины или разломы деталей конструкции

303

Негерметичные прокладки, изоляционные материалы и уплотнители

304

Другие неисправности (повреждения)

400

Неисправность специализированного контейнера (СК)

401

Дефекты (изгибы или выбоины в деталях конструкции независимо от их длины) в деталях и узлах таких как:

- верхняя и нижняя боковые балки;

- порог двери и ее стык;

- поперечные детали покрытия пола;

- угловые стойки;

- угловые фитинги;

402

Коррозия металлической обшивки стенок, крыши, дверей

403

Трещины или разломы деталей конструкции

404

Повреждения запорного устройства и дверей

405

Негерметичные прокладки, изоляционные материалы и уплотнители

406

Другие неисправности (повреждения)

500

Неисправность котла контейнера-цистерны (КЦ)

501

Трещина котла КЦ

502

Трещина КЦ по сварному шву

503

Коррозионное повреждение КЦ

504

Неисправность сливоналивных приборов КЦ

505

Неисправность арматуры КЦ [контрольно-измерительные приборы (КИП)]

600

Неисправность переносной цистерны (ПЦ)

601

Трещина котла переносной цистерны (ПЦ)

602

Трещина ПЦ по сварному шву

603

Коррозионное повреждение ПЦ

604

Неисправность сливно-наливных приборов ПЦ

605

Неисправность арматуры, ПЦ [предохранительный клапан (ПК) или контрольно-измерительные приборы (КИП)]

4. Классификатор N 3 - Классификатор видов технической неисправности тары и упаковки, приведшей к возникновению инцидентов с опасными грузами

Код

Вид технической неисправности, приведшей к возникновению происшествия

700

Нарушение тары, упаковки и маркировки

701

Нарушения транспортной тары связанные с утечкой, россыпью груза при его перевозке в крытых вагонах, изотермических вагонах, универсальных контейнерах

702

Несоответствие типа тары для упаковок опасного груза или нарушение правил комплектования грузовой единицы

5. Классификатор N 4 - Классификатор видов коммерческой неисправности вагонов, контейнеров при возникновении инцидентов с опасными грузами

Код

Вид коммерческой неисправности, приведшей к возникновению происшествия

100

Нарушения требований безопасности при наливе, сливе и перевозке опасного груза

101

После выгрузки опасного груза не восстановлены до ясной видимости знаки опасности и оранжевые таблички. Очистка, промывка вагона-цистерны не производились

102

Не установлена уплотнительная прокладка на крышке люка вагона-цистерны

103

Установлена уплотнительная прокладка на крышке люка вагона-цистерны, не соответствующая перевозимому грузу или размерам крышки

104

Негерметично закрыты крышки загрузочного люка, бункера, сливоналивной арматуры, заглушек

105

Не очищена наружная поверхность трафарета на вагоне-цистерне

106

Не установлены в транспортное положение детали сливоналивной арматуры

107

Не установлена в транспортное положение запорно-предохранительная арматура

108

Не установлено в транспортное положение оборудование вагона-цистерны

109

Течь через неплотно закрытый люк котла цистерны, вследствие перегруза (перелива) или динамического воздействия на опасный груз

110

Другие нарушения требований безопасности при наливе или сливе опасного груза из вагона-цистерны

200

Нарушение размещения и крепления опасного груза

201

Нарушение Технических условий размещения и крепления груза

202

Нарушение местных технических условий размещения и крепления груза

203

Нарушение непредусмотренных технических условий размещения и крепления груза

204

Другие нарушения размещения и крепления груза

300

Нарушение правил перевозок опасных грузов

301

Несоответствие типа подвижного состава перевозимому грузу

302

Не нанесены знаки опасности

303

Не нанесены оранжевые таблички, надписи в соответствии с приложением 6 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам

304

Несоответствие знаков опасности условиям перевозки опасного груза

305

Несоответствие оранжевых табличек условиям перевозки опасного груза

306

Необходимый трафарет отсутствует

307

Необходимый трафарет не читаемый

308

Отличительная окраска отсутствует

309

Отличительная окраска не соответствует требованиям Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума

310

Несоответствие трафаретов и маркировки подвижного состава условиям перевозки опасного груза

311

Прочие

400

Нарушение правил подготовки опасного груза к перевозке (упаковки и маркировки)

401

Нарушения транспортной тары связанные с утечкой, россыпью груза при его перевозке в крытых вагонах, изотермических вагонах, универсальных контейнерах

402

Несоответствие типа тары для упаковок опасного груза или нарушение правил комплектования грузовой единицы

403

Прочие

500

Нарушение правил оформления перевозочных документов

501

Нарушение правил подачи заявки на перевозку опасного груза

502

Несоответствие вида отправки

503

Нарушение правил оформления других документов, связанных с перевозкой опасного груза

504

Несоответствие наименования груза в перевозочных документах фактическому

505

Прочие

600

Нарушение правил оформления вагонных и натурных листов

601

Нарушение правил оформления вагонного листа

602

Нарушение правил оформления натурного листа поезда

603

Другие нарушения правил перевозок опасных грузов

700

Нарушение правил перевозок опасных грузов в воинских эшелонах и воинских транспортах

701

Нарушение Технических условий размещения и крепления вооружения и военной техники на железнодорожном подвижном составе

702

Нарушение размещения и крепления единиц вооружения и военной техники, способ размещения и крепления которых не предусмотрен Техническими условиями

703

Прочие

800

Нарушение правил пожарной безопасности при перевозке опасных грузов

801

Несоблюдение требований пожарной безопасности на территории станции

802

Несоблюдение требований пожарной безопасности на территории, где производится погрузка, перегрузка или выгрузка опасных грузов

803

Несоблюдение требований пожарной безопасности на локомотивах

804

Другие нарушения правил пожарной безопасности при перевозке опасных грузов

6. Классификатор N 5 - Классификатор видов эксплуатационных неисправностей, приведших к возникновению инцидентов с опасными грузами

Код

Вид эксплуатационной неисправности, приведшей к возникновению происшествия

100

Нарушение правил формирования поездов и производства маневровой работы

101

Постановка вагонов с опасными грузами в состав поезда, в который запрещено ставить такие вагоны

102

Нарушение норм прикрытия вагонов с опасными грузами в составе поезда

103

Нарушение плана формирования поезда с опасными грузами

104

Роспуск с сортировочных горок или маневры толчками вагонов, загруженных опасными грузами, которые запрещено распускать с горки, без локомотива

105

Не ограждение вагонов с опасными грузами, требующих ограждения на путях сортировочного парка

106

Нарушение порядка роспуска с сортировочной горки вагонов, загруженных опасными грузами, которые должны спускаться с сортировочной горки осторожно

107

Несоблюдение установленных мест стоянок, порядка закрепления и ограждения вагонов с опасными грузами вне поездов (кроме случаев нахождения их под накоплением на путях сортировочного парка)

108

Перекатка вагонов с опасными грузами вручную

109

Несоблюдение порядка подачи (уборки) вагонов с опасными грузами на подъездные пути

110

Нарушение порядка перестановки вагонов с одной колеи на другую

111

Пропуск через сортировочную горку вагонов, имеющих трафарет "С горки не спускать"

112

Прочие

200

Нарушение правил следования поездов с вагонами, загруженными опасными грузами

201

Нарушение правил диспетчерского контроля за следованием поездов с взрывчатыми материалами (ВМ)

202

Нарушение порядка пропуска транзитных поездов, в составе которых имеются вагоны с опасными грузами (ВМ), в обход крупных железнодорожных узлов

203

Отправление поездов с опасными грузами при нарушении установленных видов связи

204

Отправление поездов, в составах которых имеются вагоны с ВМ или вагоны-цистерны со сжиженными газами, с разграничением времени (вслед)

205

Нарушение требований местных инструкций о порядке предъявления вагонов с опасными грузами к техническому обслуживанию и ремонту

206

Оставление поездов с ВМ без локомотива на промежуточных станциях без разрешения заместителя начальника железной дороги по региону

207

Нарушение правил формирования состава воинского эшелона или воинского транспорта

208

Пропуск поездов по неспециализированным путям

209

Другие нарушения правил следования поездов, в составах которых имеются вагоны с опасными грузами

300

Нарушение правил подготовки и подачи вагонов под погрузку опасных грузов

301

Нарушение требований подготовки вагонов под погрузку опасных грузов

302

Нарушение правил подачи вагонов под погрузку опасных грузов

303

Отсутствие отдельной книги формы ВУ-14 для вагонов, предназначенных под перевозку опасных грузов

304

Нарушение сроков, оставшихся до очередного периодического ремонта, при подаче вагонов под погрузку опасного груза

305

Нарушение порядка предъявления и технического осмотра вагонов и контейнеров, подаваемых под погрузку

306

Нарушение порядка технического осмотра вагонов, подаваемых под погрузку

307

Нарушение порядка технического осмотра контейнеров, подаваемых под погрузку

308

Другие нарушения

400

Нарушение требований по техническому обслуживанию, устранению неисправностей и ремонту вагонов с опасными грузами в пути следования

401

Нарушение технологии технического обслуживания и ремонта вагонов с опасными грузами

402

Отсутствие охраны вагона с опасным грузом, для которого такая охрана требуется

403

Отсутствие сопровождения специалистами грузоотправителя (грузополучателя) опасного груза, для которого такое сопровождение требуется

500

Неисправность железнодорожного пути и объектов инфраструктуры

501

Нарушение норм технического содержания железнодорожного пути и объектов инфраструктуры

502

Другая неисправность железнодорожного пути и объектов инфраструктуры

503

Другие нарушения

7. Классификатор N 6 - Классификатор видов незаконного вмешательства третьих лиц, приведшего к возникновению инцидентов с опасными грузами

Код

Вид, незаконного вмешательства третьих лиц, приведшего к возникновению происшествия

100

Нарушения (повреждения), вагонов, контейнеров третьими лицами с целью хищения

200

Другие противоправные действия третьих лиц угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса

8. Классификатор N 7 - Классификатор видов стихийных бедствий, приведших к возникновению инцидентов с опасными грузами

Код

Вид стихийных бедствий, приведших к возникновению инцидентов с опасными грузами

100

Стихийные бедствия

Приложение N 2

к Методике учета и расследования

допущенных происшествий

при перевозке (транспортировке)

опасных грузов, не имеющих

последствий чрезвычайных

ситуаций, в Автоматизированной

системе оперативного контроля и

анализа качества коммерческой

работы и безопасности грузовых

перевозок (АСКМ)

Форма 1

Справка по происшествиям при перевозке опасных грузов

(по объектам удержания)

Объект удержания

Течь

Просыпание

Парение

Задымление

Всего

2024

2025

2024

2025

2024

2025

2024

2025

2024

2025

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Кузов вагона

Котел вагона-цистерны

Универсальный контейнер

Специализированный контейнер

Контейнер-цистерна

Тара и упаковка

Итого

Форма 2

Справка по происшествиям при перевозке опасных грузов

(по месту происшествия)

Наименование железных дорог

Эксплуатационная неисправность

Коммерческая неисправность

Техническая неисправность

Стихийные бедствия (незаконное вмешательство)

Всего

2024

2025

2024

2025

2024

2025

2024

2025

2024

2025

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Октябрьская

Калининградская

Московская

Горьковская

Северная

Северо-Кавказская

Юго-Восточная

Приволжская

Куйбышевская

Свердловская

Южно-Уральская

Западно-Сибирская

Красноярская

Восточно-Сибирская

Забайкальская

Дальневосточная

Итого

Форма 3

Справка по происшествиям при перевозке опасных грузов

(по ответственности)

Наименование железных дорог

Эксплуатационная неисправность

Коммерческая неисправность

Техническая неисправность

Стихийные бедствия (незаконное вмешательство)

Всего

2024

2025

2024

2025

2024

2025

2024

2025

2024

2025

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Октябрьская

Калининградская

Московская

Горьковская

Северная

Северо-Кавказская

Юго-Восточная

Приволжская

Куйбышевская

Свердловская

Южно-Уральская

Западно-Сибирская

Красноярская

Восточно-Сибирская

Забайкальская

Дальневосточная

Итого

Форма 4

Анализ происшествий при перевозке опасных грузов

(не приводится. - Прим. ред.)

Форма 5

Справка

по допущенным нарушениям при перевозке опасных грузов

(не приводится. - Прим. ред.)

Приложение N 3

к Методике учета и расследования

допущенных происшествий

при перевозке (транспортировке)

опасных грузов, не имеющих

последствий чрезвычайных

ситуаций, в Автоматизированной

системе оперативного контроля и

анализа качества коммерческой

работы и безопасности грузовых

перевозок (АСКМ)

Справочные, отчетные и аналитические формы

по допущенным нарушениям (происшествиям) при перевозке

опасных грузов

Утратили силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 07.08.2025 N 1658/р.

Приложение N 4

к Методике учета и расследования

допущенных происшествий

при перевозке (транспортировке)

опасных грузов, не имеющих

последствий чрезвычайных

ситуаций, в Автоматизированной

системе оперативного контроля и

анализа качества коммерческой

работы и безопасности грузовых

перевозок (АСКМ)

ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ И ФИЛИАЛЫ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ РАССЛЕДОВАНИЯ

ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Утратили силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 07.08.2025 N 1658/р.

Приложение N 5

к Методике учета и расследования

допущенных происшествий

при перевозке (транспортировке)

опасных грузов, не имеющих

последствий чрезвычайных

ситуаций, в Автоматизированной

системе оперативного контроля и

анализа качества коммерческой

работы и безопасности грузовых

перевозок (АСКМ)

ТАБЛИЦА

СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУ КЛАССИФИКАЦИОННЫМИ КОДАМИ ПРОИСШЕСТВИЙ

НАСТОЯЩЕЙ МЕТОДИКИ И КОДАМИ КЛАССИФИКАТОРА НАРУШЕНИЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ,

УТВЕРЖДЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТОМ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОЛОГИИ

МПС РОССИИ ОТ 28.05.1999

Утратила силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 07.08.2025 N 1658/р.

Приложение N 6

к Методике учета и расследования

допущенных нарушений (инцидентов)

при перевозке опасных грузов

РЕГЛАМЕНТ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ФИЛИАЛОВ

ОАО "РЖД" ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С УСТРАНЕНИЕМ

ПОСЛЕДСТВИЙ ИНЦИДЕНТОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Утратил силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.12.2023 N 3391/р.

Другие документы по теме
"Об утверждении Методики отнесения предметов закупки к высокотехнологичной и инновационной продукции"
"О внесении изменений в сведения о морском порте Оля в Реестре морских портов Российской Федерации"
"О внесении изменений в сведения о морском порте Нарьян-Мар в Реестре морских портов Российской Федерации"
"Об утверждении Технологии применения электронной подписи для подписания документов при грузовых перевозках и оказании услуг"
Ошибка на сайте